От вредной привычки к болезни всего один шаг

От вредной привычки к болезни всего один шаг thumbnail

на тему:

hello_html_6a9c7786.jpg

ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

АМБАРЦУМЯН АРМИДА АРКАДЬЕВНА

Что говорим мы, когда встречаем друг друга? Действительно, при встрече желаем мы в первую очередь, здоровья. — «Здравствуйте!» А здоровы ли вы, мои друзья? Сегодня на уроке мы будем учиться беречь и укреплять своё здоровье. Давайте прочитаем вместе эпиграф нашего урока: «От вредной привычки к болезни один шаг».

hello_html_m3e1c809d.jpg

В народе говорят: «Здоровому всё здорово!» здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать. Умеете ли вы быть здоровыми? Проверим это с помощью анкетирования!

Учитель: Когда вы только родились и были ещё совсем маленькими, о вашем здоровье беспокоились ваши мамы, которые правильно кормили вас, делали гимнастику для вас, малышей, вовремя укладывали спать, носили на прививку в больницу. Вы стали старше, но мамы и сейчас продолжают оберегать вас от всех невзгод. Только теперь уже вы и сами должны и можете заботиться о своём здоровье!

Для здоровья очень полезны пешие прогулки, поэтому на физкультминутку мы пойдём пешком! Раз-два! Три-четыре!

Раз-два! Три-четыре!

Стану всех сильнее в мире!

Буду в цирке выступать

Бегемота поднимать!

 Учитель: Вспомните, часто ли вы болели в течение учебного года? Учитель раздаёт всем вам жетоны разных цветов.

— Если вы не болели в течение всего учебного года – у вас самый высокий уровень здоровья. Прикрепите на доске жетон красного цвета!

— Если заболевание возникло во время эпидемии – у вас средний уровень здоровья. Прикрепите на доске жетон зеленого цвета — Если вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья низкий. Прикрепите на доске жетон синего цвета.

Итог: Определяется средний уровень здоровья учеников класса.

Я рада, что в нашем классе есть ребята, которые никогда не болеют! Я думаю, они поделятся сегодня с нами секретами своего здоровья! Есть немного ребят, которые болеют лишь иногда. Учеников со слабым здоровьем у нас нет! Молодцы!

6. Учитель: Ребята, ответьте, какие враги здоровья могут встречаться на пути человека (в том числе и взрослого)? (ответы детей)

Враги нашего здоровья, которые нам нередко встречаются: пепси-кола, сухарики, чипсы и др.

— Как вы думаете, для желудка эти продукты полезны или вредны? Почему?

Известно, что при постоянном употреблении этих продуктов в пищу, у человека развивается гастрит и другие болезни. Как вы думаете, стоит «дружить» с пепси-колой, сухариками и чипсами? (Нет, эти продукты приносят вред желудку, значит, это «враги» нашего здоровья)

— Как вы думаете, какие ещё «враги» нашего здоровья могут нас подстерегать на этой дороге? (Ученики называют «врагов» здоровья, о которых они узнали при подготовке к уроку из бесед с родителями, из книг, и других источников).

— Конечно, курение вредит нашему здоровью, в том числе пассивное курение. За 30 лет курения по 1 пачке в день человек выкуривает 1600 кг табака, при этом 800 грамм никотина попадает в его организм. Известно, что одна капля никотина убивает лошадь. Как вы думаете, нужно ли «дружить» с сигаретой? Находиться в помещении, где курят?

Подведем итог: у нашего здоровья много «врагов», это:

  • отсутствие физических нагрузок

  • лень

  • постоянное пребывание перед телевизором или компьютером

  • нахождение в душном помещении

  • отсутствие прогулок на свежем воздухе

  • неправильное питание, переедание

  • безволие, неорганизованность, слабохарактерность

  • курение, алкоголь, наркотики

  • Для здоровья очень полезны пешие прогулки, поэтому на физкультминутку мы пойдём пешком! Раз-два! Три-четыре!

  • Раз-два! Три-четыре!

  • Стану всех сильнее в мире!

  • Буду в цирке выступать

  • Бегемота поднимать!

— Расскажите, как они могут повлиять на организм человека. (Дети рассказывают случаи из своей жизни, используется методика «Неоконченное предложение»: «Однажды я заболел, потому что…»)

 Как вы думаете, может ли сможет ли человек оставаться всегда здоровым, если он в своей жизни выберет этот путь, где встречаются враги здоровья? (Нет!) Он может превратиться в больного, хилого, слабого, безвольного человека, которому в жизни ничего не нужно и ничего не интересно. Хотите вы стать такими?(Нет!) Тогда давайте выберем другой путь, где люди здоровы и веселы, любят зарядку и спорт. Они счастливы и здоровы!

 Учитель:  Ребята, что помогает человеку стать сильнее? (Занятия утренней зарядкой и занятия спортом)

— А какие упражнения вам показали и посоветовали провести в классе ваши старшие братья и сёстры, мамы или папы, бабушки или дедушки.

(Учащиеся рассказывают, как в их семье берегут здоровье, кто самый крепкий и здоровый в семье, что помогает ему быть здоровым, демонстрируют физические упражнения для формирования хорошей осанки, для развития гибкости, для снятия напряжения глаз, для красивой фигуры, для развития силы рук.)

Вывод: Помните о том, что зарядку нужно делать каждое утро! Зарядка – друг нашего здоровья. Она укрепляет и развивает мышцы.

Учитель: напоминаю вам о здоровом питании, о потребностях организма в витаминах, особенно в зимнее время, помогите перечислить основные правила:

— ешьте 4 раза в день и никогда не «перекусывайте»

— ешьте медленно, маленькими кусочками

— пережёвывайте пищу как можно тщательнее

— жареные блюда лучше заменить варёными и тушёными

— ограничьте потребление солёных блюд

— употребляйте хлеб и сахар в умеренных количествах

Читайте также:  Филе у курицы что это за болезнь

— при нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь, кусочек капусты или выпейте стакан молока. Народная мудрость гласит: «В молоке – здоровье, в масле – благо, в мясе – сила».

Поэтому обязательно пейте молоко, которое специально для вас делают в коробочках, чтобы вы могли его пить на перемене. Молоко – друг вашего здоровья

— На дороге здоровья мы с вами встретили «друзей» нашего здоровья. Это занятия спортом, зарядка, употребление в пищу молока, мяса, овощей, фруктов. А теперь расскажите, о каких «друзьях» здоровья вы еще знаете? (режим дня, овощи и фрукты, закаливание, зубная щётка и др.)

Вывод: Итак, друзьями нашего здоровья являются:

  • Физическая культура, спорт, движение

  • Воздух, солнце и вода

  • Правильное питание

  • Чёткий, правильный распорядок дня

  • Отказ от вредных привычек

— Человек, который выбирает эту дорогу весел, жизнерадостен, энергичен, успешен, у него всё в жизни складывается хорошо!

Чтец 1.

Вам, мальчишки и девчонки,

Приготовили советы мы.

Чтец 2.

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтец 1.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

Чтец 2.

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтец 1.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет!

Чтец 2.

Говорила маме Люба:

— Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?

Дети. Нет!

Чтец 1.

Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Чтец 2.

Ох, неловкая Людмила

На пол щетку уронила.

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный совет?

Молодчина Люда?

Дети. Нет!

Чтец 1.

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтец 2.

Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Чтец 1.

Запомните совет полезный,

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтец 2.

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Чтецы 1 и 2 (хором).

Вы, ребята, не устали,

Пока здесь стихи читали?

Был ваш правильный ответ,

Что полезно, а что — нет.

Подведение итогов

— Что нового для себя вы узнали из путешествия?

Это интересно!

— Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание «долгожитель»?

В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет — закаленное тело. Второй секрет — хороший характер. Третий секрет — правильное питание и режим дня. Четвертый секрет — ежедневный физический труд.

— Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?

     А сейчас посмотрим, как издавна народ относился к здоровью.

  Работа в парах Дети получают карточки с незаконченными пословицами. Ваша задача– закончить пословицы о здоровье.

  Чистота — ____ (Ответ: залог здоровья)

  Здоровье в порядке — ____(Ответ: спасибо зарядке)

  Если хочешь быть здоров — ____(Ответ: закаляйся)

  В здоровом теле — _____(Ответ: здоровый дух)

Сладостей тысячи,                                            а здоровье одно.

Овощи, фрукты –                                              полезные продукты.

Будешь «Колу» пить, смотри,                          растворишься изнутри.

Будешь «Сникерс» кушать сладкий,                будут зубы не в порядке.

Народную мудрость веками по крупицам собирали наши предки. А какие пословицы и поговорки о здоровье посоветовали вам запомнить ваши родители, бабушки или дедушки?

Какие поговорки, пословицы о здоровье вы знаете?

Дети рассказывают пословицы, прикрепляя листочек с пословицей на информационный стенд «Пословицы и поговорки о здоровье». Ребята, русский народ очень мудрый, в пословицах содержится очень много советов, как сохранить своё здоровье. Постарайтесь прислушаться к добрым советам и делать так, как советуют вам пословицы и поговорки!

 Все остальные должны отгадать загадку

 1.Белое корыто  к полу прибито.  (Ванна)

2. Худая девчонка –  Жесткая чёлка,   Днём прохлаждается. 
А по утрам да вечерам  Работать принимается:  Голову покроет 
Да стены помоет.   (Зубная щётка)

3.Белая река   В пещеру затекла,  По ручью выходит –  Со стен всё выводит.    (Зубная паста)

4. Светло поле-сторона,   Идёт по полю борона,  Пшеницу разгребает, 
Порядок соблюдает.   (расческа)

5.Ускользает, как живое,  Но не выпущу его я.  Дело ясное вполне —
Пусть отмоет руки мне.   (мыло)

6. Там, где губка не осилит,   Не домоет, не домылит,  На себя я труд беру: 
Пятки, локти с мылом тру,  И коленки оттираю,  Ничего не забываю.

(мочалка)

7.Вафельное и полосатое, Ворсистое и мохнатое,  Всегда под рукою —
Что это такое?  (полотенце)

Учитель: Итак, каждый человек вправе выбирать сам, как ему жить: сосуществовать с вредными привычками или вести здоровый образ жизни. И каждый кто выбирает здоровье, должен для себя завести определенный дневник здоровья, из которого мы должны сделать вывод, что полезно, а что вредно для здоровья. Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека.

hello_html_m4794a800.png

Источник

Муниципальное образование Динской район

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»

Читайте также:  Кого не берут в армию в россии по болезни

Классный час «От вредной привычки к болезни всего один шаг»

Блаженко Светлана Александровна,

                                                                                 учитель биологии БОУ СОШ №1

                                                                                      станицы Динской Динского района
 

Цель – формирование и пропаганда здорового образа жизни, расширение и систематизация знаний о здоровом образе жизни.

Оборудование: плакаты ЗОЖ, черный ящик, карточки с тестами о Вреде курения, алкоголя, ПАВ. Компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки с пословицами, микролаборатория для демонстрации опытов, учебные фильмы о Вреде курения, алкоголя, ПАВ.

Ход классного часа:

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о вредных привычках.

Учитель: Как вы считаете, что такое привычка? (Привычка — это способность человека, привыкать к каким — то действиям или ощущениям.)

Учитель: Какие могут быть привычки? (ответы учащихся)

Учитель: Да, действительно привычки есть у каждого, и избавиться от них очень трудно. Привычки могут быть полезными и вредными, положительными и отрицательными, нейтральными, пагубными, неприятными, надоедливыми и просто, иногда, раздражающими. Привычки формируются при постоянно повторяющемся удовлетворении тех или иных желаний.

Учитель: приведите примеры вредных привычек?

«Черный ящик» Ребята, перед вами черный ящик, а в нем находится изделие, которое способно при его употреблении выделять синильную кислоту, сероводород, бензопирен и другие ядовитые вещества, вызывающие порой судороги. (Сигареты)

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с тестами. Прошу вас, прочтите внимательно данные утверждения и укажите, согласны ли вы с ними или нет.

Тест «Табакокурение»

1. 25% смертей от рака обусловлены курением табака (Да).

2. Выкуривание хотя бы 1- 4 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца (Да).

3. Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности (Да).

4. Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но не содержат яды (Нет).

5. Большинство курильщиков начинают курить в юные годы (Да).

6. Пассивное курение не опасно (Нет).

7. Одна треть мест в больницах заняты людьми, чьи болезни вызваны курением (Да).

8. Одна сигарета в день не опасна для здоровья человека (Нет).

9. Половина всех смертей от заболеваний сердца являются результатом курения (Да).

10. Никотин – не является ядом и не способен убить человека (Нет).

11. Курение беременной женщины наносит серьёзный вред ещё не родившемуся ребёнку (Да).

12. Среди женщин смертность от вызываемого курением рака лёгких превышает смертность от рака груди (Да).

Просмотр учебного фильма о Вреде курения.

Вывод: Курение неизбежно ведёт к болезни.

Вред курения

Никотин – причина многих заболеваний (язва, рак, хроническая пневмония, сердечно – сосудистые нарушения);

Желтеет эмаль зубов;

Меняется цвет лица (серо – зеленый или желтый);

Волосы теряют блеск, выпадают;

Ногти на руках приобретают желтый оттенок, слоятся и ломаются;

Курящий человек приносит вред окружающим («пассивное курение»)

Демонстрация опыта «Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина».

Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нем наличие кислот, смол, никотина.

Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно — коричневого цвета осталась часть смол никотина, образующихся при курении. Эти вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.

Учитель: ребята, вашему вниманию предлагаю «буриме», из готовых рифм должно вырасти стихотворение.

_____________________ годы

_____________________ куришь

_____________________ невзгоды

_____________________ пропадешь

Учитель: У вас на столах лежит тест «Алкоголь». Прошу вас, прочтите внимательно данные утверждения и укажите, согласны ли вы с ними или нет.

Тест «Алкоголь»

1. Здоровый человек может выпить 3 кружки пива за 1 час без последующей потери самоконтроля или замедления реакции (Нет).

2. Употребление алкоголя в смеси с наркотическими веществами может привести к смертельному исходу? (Да).

3. Крепкие напитки (виски, ром, водка) являются вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (пиво, вино) (Нет).

4. Алкоголь – это яд (Да).

5. По меньшей мере, половина дорожных происшествий являются результатом вождения в нетрезвом состоянии (Да).

6. Алкоголь тормозит реакцию человека на какие – либо действия (Да).

7. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвление тканей, после чего они не восстанавливаются (Да).

8. Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что алкоголь способен навредить ещё не родившемуся ребёнку и иногда может вызвать у него серьёзные физические и психические недостатки (Да).

9. Большинство алкоголиков – деградировавшие люди с низким уровнем образования (Нет, но впоследствии наступает деградация личности)

10. Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку кажется, что ему жарко, хотя на дворе мороз (Да).

11. Подросток может стать алкоголиком пива (Да).

12. Алкоголь приводит к серьёзным заболеваниям, излечить которые бывает практически невозможно (Да).

Просмотр учебного фильма о Вреде Алкоголя

Вывод: Алкоголь — неизбежно ведёт к болезни.

Вред алкоголя

Каждая рюмка действует на человеческий организм, как яд;

Страдает особенно сильно зрение;

Может возникнуть опухоль голосовых связок, воспаление лёгких, туберкулёз, а цирроз печени ведёт к смерти;

Появляются постоянные боли в животе, тошнота, изжога, пропадает аппетит, что ведёт к хроническому недоеданию и организм истощается;

Нарушается память, воля;

Происходят изменения в системе кровообращения и в сердце – инфаркт, кровоизлияния;

Алкоголь отрицательно влияет на половые органы.

Читайте также:  Продукты питания котов при мочекаменной болезни

Демонстрация опыта

«Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя».

Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90 %.

Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является

легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?

Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов.

Учитель: ребята, выполните следующее задание. Анаграмма. – Слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека.

ФАРКТИН (инфаркт),

ДЫОКША (одышка),

РИЦЗОР (цирроз),

ЯРНАЯН МРЕСТЬ (ранняя смерть).

Учитель: У вас на столах лежит тест «ПАВ». Прошу вас, прочтите внимательно данные утверждения и укажите, согласны ли вы с ними или нет.

Тест «ПАВ»

1. Большинство ПАВ не представляют собой серьёзной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах (Нет).

2. Люди, употребляющие ПАВ, склонны совершать жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят (Да)

3. ПАВ вызывают у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была интересна (Да).

4. В каждом психоактивном веществе содержатся яды (Да).

5. Даже одноразовое применение ПАВ может вызвать смерть (Да).

6. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются (Да).

7. После употребления ПАВ принявший их человек нуждается ещё в большем их количестве для получения так называемого «удовлетворения». (Да).

Просмотр учебного фильма о Вреде наркотиков

Вывод: ПАВ — неизбежно ведут к болезни.

Вред ПАВ

Растерянность, галлюцинации;

Повышенные эмоции и нерациональное поведение;

Провалы памяти;

Головокружение и тошнота;

Нарушение пищеварительной системы;

Головная боль;

Раздвоение изображения;

Изменение цвета кожи и осанки корпуса;

Моральная деградация;

Передозировка ведёт к потере сознания и смерти

Учитель: ребята, так какой же можно сделать общий вывод?

«Вредные привычки неизбежно ведут к болезни»

Учитель: В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость, ребята, соберите пословицу. «Собери пословицу».

Был Иван, стал болван, …… а все винцо виновато.

В вине больше погибает, ….. чем в море утопает.

В море водки и, …. богатыри тонут.

Вина больше — …ума меньше.

Вино пить да табак курить — … здоровье губить.

Вино полюбил — ….. семью разорил.

Водка — растрата, … горька за неё расплата.

Водка сама белая, но от нее краснеет нос и … чернеет репутация.

Если хочешь долго жить — … брось курить и водку пить.

Заядлого курильщика … муха крылом перешибет.

За чужое здоровье выпиваешь — свое пропиваешь (рус­ская).

Кто курит, … у того горит нутро и деньги. 

Кто курит табак, … тот себе враг.

Курит много табака — … поубавится ума.

Один курит,… а весь дом болеет.

От вина да табака — … ни прибыли, ни чести.

Табачное зелье — … утеха в безделье.

Учитель: итак, ребята, есть ли польза от вредных привычек?

— Почему же некоторые из людей не меняют своих привычек?

— Многие удивляются, почему трагические последствия не помогают людям менять привычки. Причин много.

Выделим 3 основные:

1. Сиюминутное удовольствие для большинства людей гораздо важнее вероятных отдалённых последствий.

2. Человек лишь иногда получает удовлетворение от своих действий. Поэтому он продолжает совершать их, надеясь, всякий раз достичь удовольствия.

3. Человеку всегда свойственно из двух бед выбирать меньшую. Тот, кто привык всегда опаздывать, ненавидит спешку, заставляющую его нервничать, напрягаться. Он скорее готов перенести гнев человека, с которым ему надлежит встретиться, чем испытать неудобства спешки.

Учитель: ребята, а как вы думаете, можно ли все – таки избавиться от вредных привычек? Что для этого необходимо.

— Большинство людей считают, для того, чтобы избавиться от вредной привычки, необходима сила воли. И это верно. Но только иметь хорошую, развитую силу воли мало, надо ещё и самообладание. Самообладание – это своего рода искусство, которому следует учиться на протяжении всей жизни.

На доске написано…

— Мое сегодняшнее открытие…

— Мне это пригодится в жизни, чтобы …

Учитель: А сейчас, составьте синквейн по схеме, которую вы видите на слайде.

(Ключевое слово — Привычка)

Использованная литература:

1. Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154с.

2. Гогулан Дж. Попрощайтесь с болезнями.- М., 1998.

3. Досуг в школе № 4, 2011

4. Журнал «Школа здоровья». №1-4, 1997

5. Зайцев Г.К. Зайцев А.Г Твоё здоровье. – Спб.,2007.

6. Издательский дом Первое сентября. Биология, №15 2007

7. Издательский дом Первое сентября. Биология, №7 2007

Источник