Отношение к болезни в истории болезни

Отношение к болезни в истории болезни thumbnail
Тип отношения
к болезни
Характеристика
1. Гармоничный (реалистичный, взвешенный) — это оценка сво­его состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, но и без недооценки реальной картины болезни, стремление во всем активно содействовать успеху лечения, стремление облегчать близ­ким тяготы ухода за собой.
В случае понимания неблагоприятного прогноза заболевания возможно переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными для больного, сосредоточение внимания на своих делах, заботе о близких.
2. Эргопатический (стенический) — это «уход от болезни в ра­боту». Характерно сверхответственное, подчас одержимое, стеничное отношение к работе, которое в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни, избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное прежде всего стремлением, несмотря на тяжесть своего заболевания, продолжать тру­довую деятельность и во что бы то ни стало сохранить профессио­нальный статус.
3. Анозогнозический (эйфорический) — это активная борьба с мыслями о болезни и ее возможных последствиях, вплоть до от­рицания очевидного. Характерна тенденция рассматривать симп­томы болезни как проявления «несерьезных» расстройств или слу­чайных колебаний самочувствия. В связи с этим нередко встреча­ется отказ от врачебного обследования и лечения, желание «ра­зобраться самому» и «обойтись своими средствами», надежда на то, что «все само обойдется». При эйфорическом варианте этого типа наблюдается необоснованно повышенное настроение, пре­небрежительное, легкомысленное отношение к болезни и лече­нию. Такие пациенты желают продолжать получать от жизни все то же, что и ранее, несмотря на болезнь, с легкостью нарушают режим и врачебные рекомендации, что пагубно сказывается на протекании заболевания.
4. Тревожный (тревожно-депрессивный и обсессивно-фобический) — это непрерывное беспокойство и мнительность в отно­шении неблагоприятного течения болезни, возможных осложне­ний, неэффективности и даже опасности лечения; поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о своей болезни, обращение к «авторитетам», частая смена лечащего вра­ча. В отличие от людей с ипохондрическим типом отношения к болезни у таких пациентов в большей степени выражен интерес к объективным данным (результатам анализов, заключениям спе­циалистов), нежели к субъективным ощущениям. Поэтому они предпочитают слушать о проявлениях заболевания у других, а не предъявлять без конца свои жалобы. Настроение их в основном тревожное. Как следствие тревоги возникает угнетенность настро­ения и психической активности.
5. Ипохондрический — это чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, стремление постоянно рассказывать о них врачам, медперсона­лу и окружающим, преувеличение действительных и выискива­ние несуществующих болезней и страданий, преувеличение не­приятных ощущений в связи с побочными действиями лекарств и диагностических процедур. Для таких больных характерно со­четание желания лечиться и неверия в успех. Они постоянно требуют тщательного обследования у авторитетных специалис­тов и боятся, что процедуры могут оказаться вредными или болезненными.
6. Неврастенический — это поведение по типу «раздражитель­ной слабости»: вспышки раздражения, особенно при болях и не­приятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражение неред­ко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и угрызениями совести. Характерны неумение и нежелание тер­петь болевые ощущения, нетерпеливость при обследовании и ле­чении, неспособность терпеливо ждать облегчения, а впослед­ствии — критическое отношение к своим поступкам и необду­манным словам, просьбы о прощении.
7. 7.Меланхолический (витально-тоскливый) — это сверхудру­ченность болезнью, неверие в выздоровление и в возможное улучшение, в эффект лечения, активные депрессивные высказыва­ния, вплоть до суицидных мыслей, пессимистический взгляд на все вокруг. Такие больные сомневаются в успехе лечения даже при благоприятных объективных данных и удовлетворительном самочувствии.
8. Апатический — это полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения, пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Характерны утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волно­вало, вялость и апатия в поведении, деятельности и межличност­ных отношениях.
9. Сенситивный — это чрезмерная ранимость, уязвимость, оза­боченность неблагоприятными впечатлениями, которые могут про­извести на окружающих сведения о болезни. Пациент опасается, что знакомые станут его жалеть, считать неполноценным, пре­небрежительно или с опаской относиться к нему, распускать сплет­ни и неблагоприятные слухи о причине и природе болезни и даже избегать общения с ним. Характерна боязнь стать обузой для близ­ких и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. Отмечаются колебания настроения, связанные главным об­разом с межличностными контактами.
10. Эгоцентрический (истероидный) — это «принятие» болезни и поиски выгод в связи с недугом. Больной выставляет напоказ свои страдания и переживания с целью вызвать сочувствие близ­ких и полностью завладеть их вниманием; требует исключитель­ной заботы о себе в ущерб другим делам и занятиям окружаю­щих, проявляет полное невнимание к ним. Разговоры окружаю­щих быстро переводятся «на себя», а другие люди, также требую­щие внимания и заботы, рассматриваются как «конкуренты», от­ношение к ним — неприязненное. Характерны постоянное жела­ние показать другим свою исключительность в проявлениях бо­лезни, эмоциональная нестабильность и непредсказуемость.
11. Паранойяльный — пациент уверен, что болезнь — результат внешних причин, чьего-то злого умысла, крайне подозрителен по отношению к разговорам о себе, к лекарствам и процедурам. Он стремится приписывать возможные осложнения или побоч­ные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала, обвиняет и требует наказаний для них в связи с этим.
12. Дисфорический (агрессивный) — доминирование гневливо-мрачного, озлобленного настроения. Больной постоянно имеет уг­рюмый и недовольный вид, завидует здоровым людям, включая родных и близких, и ненавидит их. Характерны вспышки озлоб­ленности и склонность винить в своей болезни других, требова­ние особого внимания к себе и подозрительность по отношению к процедурам и лечению, а также агрессивное, подчас деспотиче­ское отношение к близким.

Работа студента в стационаре начинается с контакта с больным и его родственниками по определенному стандарту.

Врач должен знать перечень документов для госпитализации:

Читайте также:  Мурманск станция по борьбе с болезнями животных

· Направление на госпитализацию в данное отделение.

· Копия медицинского полиса.

· Справка об инфекционных контактах.

· Сведения о прививках и р. Манту с рождения до наст. времени.

· Копия свидетельства о рождении

· Для плановой госпитализации – ОАК, ОАМ, кал на я/глистов.

· При отсутствии одного из документов проконсультироваться у заведующего отделением.

· Выписка из истории развития ребенка, или ксерокопии выписок предшествующих госпитализаций, или амбулаторная карта больного (желательны).

Необходимо провести беседу с родителями о предполагаемом плане обследования, примерных сроках госпитализации, получить у родителей письменное информированное согласие на проведение диагностических манипуляций (бланк, вложенный в историю болезни, подписывается родителем (опекуном) и врачом (студентом), проводившим беседу).

— Провести сбор анамнеза и объективное обследование ребенка (смотри ниже).

— Оформить историю болезни.

На титульный лист истории болезни выносится диагноз направившего учреждения, диагноз при поступлении (предварительный диагноз). Ставится подпись студента (разборчиво).

Зафиксировать в истории анамнез жизни, в графу перенесенные заболевания включить сопутствующие заболевания, о которых есть сведения в выписке (или амбулаторной карте), нарисовать схему генеалогического дерева, сделать заключение по генеалогическому, аллергологическому, эпидемиологическому анамнезу.

Анамнез болезни начать с подробного описания жалоб больного – начать с существенных (касающихся основного заболевания), дополнить сопутствующими жалобами.

После изучения соответствующей литературы желательно на следующий день пациенту, госпитализированному планово, задать уточняющие вопросы, дополнить анамнез.

Источник

1. Гармоничный

Он же реалистичный и взвешенный. Отношение пациента к болезни не коллапсирует в преувеличение/недооценку ее тяжести, сохраняется активная позиция нацеленности на излечение. Медицинский работник воспринимается не как всемогущий врачеватель, а тот, кто делает всё возможное. При таком отношении можно рассчитывать на наилучший результат лечения, поскольку пациент, как правило, следует всем врачебным рекомендациям, но и при неблагоприятном прогнозе гармоничный подход позволит смириться с положением и сосредоточиться на чем-то, не связанном с болезнью (например, утратив физическую активность из-за инвалидности, заняться самообразованием). Гармоничный пациент стремится облегчить тяготы по уходу за собой вне зависимости от тяжести и исхода болезни — он заботится о близких и не замыкается на себе.

Отношение к болезни в истории болезни

2. Эргопатический

Он же стенический (волевой, активный, витальный). Согласно классификации, здесь мы имеем дело исключительно с «волей к работе». Сверхответственное отношение к труду и своим обязанностям приводит к тому, что пациент относится к обследованиям и лечению избирательно. Главная ценность — вне зависимости от тяжести болезни продолжать работать / сохранять профессиональный статус / не жертвовать карьерой и т. п. Включается психологическая защита, работающая как «уход от болезни в работу». Положительная сторона данного типа отношения — высокая мотивированность в излечении. Отрицательная — «и если лечение работе мешает, брось его…» — и далее по тексту. Не самый распространенный вариант из возможных, но если такого пациента заставить определиться между терапией и трудом, понятно, что он выберет.

3. Анозогнозический

«Нозо-» (греч. νοσος, nosos — «болезнь»), «гносео» (греч. γνωσεο — «знаю»), «а» — отрицательный префикс. Не-знание собственной болезни в значении «знать не желаю». Этот тип отношения называют еще эйфорическим, поскольку для пациента характерен «ослепляющий оптимизм» вплоть до отрицания очевидного. Если болезнь признается, то пациент не рассматривает симптоматику как серьезную, часто отказывается от обследования («мелочи, само отвалится» / «обойдусь без врачей, сам вылечу»). Характерно необоснованно повышенное настроение, пренебрежительное отношение к терапии и рекомендациям врача, нарушению режима лечения. Понятно, что при таком подходе риск усугубить положение высокий.

4. Тревожный

Этот тип отношения также называют обсессивно-фобическим. Характерны мнительность и повышенная тревожность относительно хода лечения, его средств и методов. Пациенту кажется, что его лечат неэффективно, он ищет альтернативные способы, находит их в изобилии (в интернете море околомедицинских мифов), часто меняет врача/клинику — из-за недоверия и уже названной мнительности. На фоне постоянной тревожности угнетается психическая активность, снижается тонус. Защитой от обсессивных проявлений (лат. obsessio — «осада», «охватывание»; боязнь заразиться, замараться и т. п.) становятся повторяющиеся «ритуалы» (например, частое мытье рук — строго определенное количество раз). Это минусы, но есть и плюсы в тревожном типе отношения — недоверие к субъективным ощущениям и высокий интерес к объективным данным (результатам анализов, заключениям специалистов) и дотошность их изучения. Этим тревожный пациент отличается от ипохондрического.

Отношение к болезни в истории болезни

5. Ипохондрический

Сосредоточенность на субъективных негативных ощущениях, преувеличенно трагическое отношение к боли, желание долго и подробно рассказывать о ней врачам, медперсоналу, близким и соседям по палате. Мнительность насчет «побочных действий» лекарств, недоверие к врачам и диагностике. Последнее может сыграть положительную роль — ипохондрический пациент, как правило, проходит обследование несколько раз у разных специалистов. Это повышает достоверность исследований. Гипертрофированное желание излечиться сочетается с упадническим настроением, с неверием в успех и подозрениями медицинских работников в непрофессионализме. По этой причине ипохондрический пациент может бросить терапию.

6. Неврастенический

Стратегия «раздражительной слабости». Нетерпение, неспособность или нежелание переносить неприятные ощущения и боль, капризная требовательность к медицинскому персоналу и окружающим, обвинения в неудачном лечении. При этом неврастенический пациент на определенном этапе обязательно «раскается» и будет «просить прощения» за «то, что доставил так много хлопот своим поведением», привлекая к себе дополнительное внимание, никак не связанное с процессом лечения. Но в соответствующей ситуации — например, при очередном приступе боли или осложнении — «синдром раздражительной слабости» вернется во всей красе.

7. Меланхолический

Гипертрофированный пессимизм меланхолика минус активность и заинтересованность в лечении. Сомнение в успехе даже при улучшении состояния, благоприятных объективных данных (положительные анализы, например) и удовлетворительном самочувствии. Меланхолический пациент находится в состоянии глубокой депрессии. Возможны суицидальные настроения.

8. Апатический

В отличие от меланхолического пациента, чья депрессия всё же «активна» (как «воля к смерти», выражаясь метафорически; подчеркнем, речь не о клинической депрессии, не о медицинском диагнозе, а о меланхолическом типе отношения к болезни из конкретной классификации. — Ред.), апатический пациент безразличен к своей судьбе, результату лечения и исходу болезни. Он пассивно подчиняется врачебным рекомендациям — но только в случае, когда на подчинении настаивают.

9. Сенситивный

Чувственный, ранимый, «тонкокожий» пациент. Чрезмерная мнительность, подозрения в пренебрежительном, унижающем отношении к себе врачей и окружающих. Пациенту кажется, что вокруг него распускают сплетни о его ущербности и неполноценности. Он также боится стать обузой для близких. По этим причинам сенситивный пациент может уйти в интроверсию, избегать общения с родственниками и медперсоналом даже на темы, непосредственно связанные с лечением. Для сенситивного типа характерны частые и сильные колебания настроения.

Отношение к болезни в истории болезни

10. Эгоцентрический

Пациент «принимает» болезнь и активно пользуется ею, манипулируя близкими, выставляя напоказ страдания, чтобы вызвать сочувствие. Требование исключительного внимания к себе в ущерб делам и интересам окружающих, невнимание или даже игнорирование другого. Убежденность, что «его случай самый тяжелый», что он «в худшем положении» по сравнению с остальными. Соседи по палате вызывают у эгоцентрического пациента вражду, воспринимаются как «конкуренты», которым тоже требуется внимание.

Читайте также:  Лучевая болезнь ее начальные признаки оказание первой помощи

11. Паранойяльный

У пациента с таким отношением развивается уверенность, что его болезнь — результат внешних причин, более того — чьего-то злого умысла. Поэтому он крайне подозрительно и настороженно относится к окружающим, подслушивает разговоры врачей, якобы обсуждающих за его спиной «то, что никогда ему не скажут». Проверяет и перепроверяет состав лекарств, расспрашивает о сути процедур. В случае ухудшения состояния обвиняет медперсонал («сбываются худшие подозрения») или говорит о побочных действиях лекарства, их неэффективности или даже вреде («хотят залечить до смерти»).

12. Дисфорический

Он же агрессивный. Пациент мрачен и зол, завидует здоровью врачей, родственников других пациентов и даже своих близких. Поведение во многом схожее с эгоцентрическим пациентом: повышенное требование внимания без учета интереса других. Разница — в пароксизме озлобленности вырабатывается деспотичное отношение к близким, которое, если ему потакать, может дойти до манипуляций с целью причинить максимум страданий окружающим в качестве «мщения» за свою болезнь.

Вышеперечисленные варианты отношения к болезни можно типизировать по уровню сохранения «чувства реальности» и социальной адаптации:

  • при гармоничном, эргопатическом и анозогнозическом типах психическая и социальная адаптация существенно не нарушается. Несмотря на «уход в работу» второго и чрезмерный оптимизм третьего, пациенты третьего типа активно вовлечены в социальную жизнь, а ценностная иерархия искажена у них незначительно — им можно объяснить, что они не правы;
  • тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический типы предполагают чрезмерную аффектированность и сложность социальной адаптации — даже понимая свою неправоту, такие пациенты не факт, что изменятся;
  • пациенты третьей группы — сенситивный, эгоцентрический, дисфорический и паронойяльный — характеризуются сенсибилизированным (чрезмерно болезненным) отношением к своему недугу, что на фоне паранойяльного или агрессивного настроения может привести к серьезной дезадаптации.

Каждому, кто проходит лечение, не лишним будет сопоставить свое отношение с «картой реакций». И скорректировать его в соответствии со всеми «законами добра и справедливости» — чтобы облегчить жизнь себе и лечащему врачу.

Источник

Âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè. Ìîäåëü îæèäàåìûõ ðåçóëüòàòîâ ëå÷åíèÿ. Òèïû ýìîöèîíàëüíûõ îòíîøåíèé áîëüíîãî ê ñâîåé áîëåçíè, å¸ ïðîÿâëåíèÿì. Ôîðìèðîâàíèå íîçîãíîñòè÷åñêèõ ýìîöèîíàëüíûõ îòíîøåíèé. Ôàêòîðû îïòèìèçàöèè ïñèõè÷åñêîãî è îáùåãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè ÐÔ ÔÃÎÓ ÂÎ «×óâàøñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò èì. È.Í.Óëüÿíîâà»

Ðåôåðàò:

Òèïû îòíîøåíèÿ ê áîëåçíè

Âûïîëíèëà

Òèõîíîâà È.È.

Ãð. Ì-35-1-16

Ïðîâåðèëà

Ïåòóíîâà Ñ.À.

×åáîêñàðû 2017

Âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè (ÂÊÁ ) ? âîçíèêàþùèé ó áîëüíîãî öåëîñòíûé îáðàç ñâîåãî çàáîëåâàíèÿ. Ïîíÿòèå ââåäåíî À. Ð. Ëóðèåé, ïðîäîëæèâøèì ðàçâèòèå èäåé À. Ãîëüäøåéäåðà îá «àóòîïëàñòè÷åñêîé êàðòèíå çàáîëåâàíèÿ».  ïðåäñòàâëåíèè î ñòðóêòóðå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè áûëî äèôôåðåíöèðîâàíî âûäåëåíèåì ÷åòûðåõ óðîâíåé:

· óðîâåíü ÷óâñòâåííûé ? êîìïëåêñ áîëåçíåííûõ îùóùåíèé. Ýòî âñå îùóùåíèÿ, âîçíèêàþùèå â ñâÿçè êàê ñ îðãàíè÷åñêèì ïîðàæåíèåì îïðåäåëåííûõ îðãàíîâ è òêàíåé, òàê è ñ ôóíêöèîíàëüíûìè èçìåíåíèÿìè.

· óðîâåíü ýìîöèîíàëüíûé (àôôåêòèâíûé ) ? ïåðåæèâàíèå çàáîëåâàíèÿ è åãî ïîñëåäñòâèé. Ýòî âñ¸ ðàçíîîáðàçèå ýìîöèé, âîçíèêàþùèõ â ñâÿçè ñ áîëåçíüþ.

· óðîâåíü èíòåëëåêòóàëüíûé (êîãíèòèâíûé ) ? çíàíèå î áîëåçíè è åå ðåàëüíàÿ îöåíêà. Çäåñü èìååò çíà÷åíèå ïðåäûäóùèé îïûò áîëüíîãî, êîòîðûé îïðåäåëÿåò êîãíèòèâíóþ ïåðåðàáîòêó ôàêòà çàáîëåâàíèÿ, âåðîÿòíîñòíîå ïðåäïîëîæåíèå ïðè÷èí è ïðîãíîçèðîâàíèå ïîñëåäñòâèé áîëåçíè.

· óðîâåíü ìîòèâàöèîííûé (ïîâåäåí÷åñêèé ) ? âûðàáîòêà îïðåäåëåííîãî îòíîøåíèÿ ê çàáîëåâàíèþ, èçìåíåíèå îáðàçà æèçíè è àêòóàëèçàöèÿ äåÿòåëüíîñòè, íàïðàâëåííîé íà âûçäîðîâëåíèå.

Âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè îáû÷íî âûñòóïàåò êàê öåëîñòíîå îáðàçîâàíèå. Íà ôîðìèðîâàíèå åå âëèÿþò ðàçëè÷íûå ôàêòîðû: õàðàêòåð çàáîëåâàíèÿ, åãî îñòðîòà è òåìï ðàçâèòèÿ, îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè â ïðåäøåñòâóþùèé áîëåçíè ïåðèîä è ïð. Èçó÷åíèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè ïðèìåíÿåòñÿ â ìåäèöèíñêîé ïñèõîëîãèè äëÿ âûÿâëåíèÿ îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè ïðè ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèÿõ è äëÿ ðàñêðûòèÿ èõ äèíàìèêè â õîäå áîëåçíè.

Ìîäåëü îæèäàåìûõ ðåçóëüòàòîâ ëå÷åíèÿ ? îáðàç èëè íàáîð îáðàçîâ, ïðåäâîñõèùàþùèõ òàêîé ðåçóëüòàò ëå÷åíèÿ, íà êîòîðûé ðàññ÷èòûâàåò áîëüíîé èëè êîòîðûé áûë âíóøåí åìó îêðóæàþùèìè èëè âðà÷îì. Îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè íà îæèäàåìûå ðåçóëüòàòû ìîãóò áûòü ïðè÷èíîé ñâåðòûâàíèÿ ìîäåëè îæèäàåìûõ ðåçóëüòàòîâ ëå÷åíèÿ ñ îòêàçîì îò ëå÷åíèÿ äàííûì ìåòîäîì è äåïðåññèåé èëè ïåðåñòðîéêîé ïñèõîëîãè÷åñêîé çîíû èíôîðìàöèîííîãî ïîëÿ áîëåçíè ñ çàíèæåííûìè ìîäåëÿìè ïðîãíîçà çàáîëåâàíèÿ è ìîäåëè îæèäàåìûõ ðåçóëüòàòîâ ëå÷åíèÿ.

Áîëüøóþ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè ÂÊÁ èãðàåò òèï ýìîöèîíàëüíûõ îòíîøåíèé (ÒÝÎ) áîëüíîãî ê ñâîåé áîëåçíè, å¸ ïðîÿâëåíèÿì, ïðîãíîçó è äð. Ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå òèïû ïîäîáíûõ îòíîøåíèé:

— ãèïîíîçîãíîñòè÷åñêèé;

— ãèïåðíîçîãíîñòè÷åñêèé;

— ïðàãìàòè÷åñêèé;

— íîçîíîñòè÷åñêèé;

Ãèïîíîçîãíîñòè÷åñêèé òèï: áîëüíûå èãíîðèðóþò ñâîþ áîëåçíü, ïðåíåáðåæèòåëüíî îòíîñÿòñÿ ê ëå÷åíèþ è ò.ä. Áîëüíîé ìîæåò âñ¸ çíàòü î ñâîåé áîëåçíè, î å¸ ñåðü¸çíîì ïðîãíîçå è ò.ï., íî ýòî íå âûçûâàåò ó íåãî ýìîöèé òðåâîãè, áåñïîêîéñòâà è ïð. Ó òàêèõ áîëüíûõ èíîãäà ëåãêî îáðàçóåòñÿ íåàäåêâàòíàÿ (çàâûøåííàÿ) ìîäåëü îæèäàåìûõ ðåçóëüòàòîâ ëå÷åíèÿ è «ñâåðõîïòèìàëüíàÿ» ìîäåëü ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ ëå÷åíèÿ.

Î ãèïåðíîçîãíîñòè÷åñêîì òèïå ìîæíî ãîâîðèòü â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ó áîëüíîãî èìååòñÿ ïðåóâåëè÷åííî ÿðêàÿ ýìîöèîíàëüíàÿ îêðàñêà ïåðåæèâàíèé, ñâÿçàííûõ ñ áîëåçíüþ, ïðè ýòîì ôîðìèðóåòñÿ çàíèæåííàÿ ìîäåëü îæèäàåìûõ ðåçóëüòàòîâ ëå÷åíèÿ.

Ìîæíî âûäåëèòü òàêæå ïðàãìàòè÷åñêèé òèï ýìîöèîíàëüíûõ îòíîøåíèé ê áîëåçíè: áîëüíîé íàõîäèòñÿ â äåëîâîì êîíòàêòå ñ âðà÷àìè, ñòðåìèòñÿ ê ðåàëüíîé îöåíêå áîëåçíè è ïðîãíîçà, óäåëÿåò âíèìàíèå îïòèìàëüíîé îðãàíèçàöèè ëå÷åáíûõ è ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé.

 îñíîâå ôîðìèðîâàíèÿ íîçîãíîñòè÷åñêèõ ýìîöèîíàëüíûõ îòíîøåíèé ëåæàò îïðåäåëåííûå îñîáåííîñòè ñòðóêòóðû ëè÷íîñòè, îáÿçàííûå ïðåæäå âñåãî âîñïèòàíèþ. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò ïñèõîëîãè÷åñêèå êðèòåðèè äëÿ äèôôåðåíöèðîâàíèÿ ïîâåäåíèÿ, îïðåäåëÿåìîãî òèïîì íîçîãíîñòè÷åñêèõ îòíîøåíèé, îò ñèìóëÿöèè è àããðàâàöèè.

Ñèìóëÿíò ñîçíàòåëüíî ñòðîèò ôèêòèâíóþ êàðòèíó áîëåçíè, àããðàâàíò ñîçíàòåëüíî óñèëèâàåò èìåþùóþñÿ êàðòèíó áîëåçíè, â òîì ÷èñëå è âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Îäíàêî ó îáû÷íûõ áîëüíûõ ðàçëè÷íûå ýëåìåíòû âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè ìîãóò îêàçàòüñÿ íåàäåêâàòíûìè â ñâÿçè ñ íåäîñòàòî÷íîé èíôîðìèðîâàííîñòüþ, à òàêæå ñíèæåíèåì êðèòèêè èëè ïîä âëèÿíèåì òðåâîãè è ïð.

Òèïû ëè÷íîñòíîé ðåàêöèè íà çàáîëåâàíèå

Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå òèïû ëè÷íîñòíîé ðåàêöèè íà çàáîëåâàíèå:

— ñîäðóæåñòâåííàÿ;

— ñïîêîéíàÿ;

— íåîñîçíàâàåìàÿ;

— ñëåäîâàÿ;

— ïàíè÷åñêàÿ;

— ðàçðóøèòåëüíàÿ;

Ñîäðóæåñòâåííàÿ ðåàêöèÿ

Ýòà ðåàêöèÿ õàðàêòåðíà äëÿ ëèö ñ ðàçâèòûì èíòåëëåêòîì. Îíè êàê áû ñ ïåðâûõ äíåé çàáîëåâàíèÿ ñòàíîâÿòñÿ «àññèñòåíòàìè» âðà÷à, äåìîíñòðèðóÿ íå ïðîñòî ïîñëóøàíèå, íî è ðåäêóþ ïóíêòóàëüíîñòü, âíèìàíèå, äîáðîæåëàòåëüíîñòü. Îíè áåçãðàíè÷íî äîâåðÿþò ñâîåìó ëå÷àùåìó âðà÷ó è ïðèçíàòåëüíû åìó çà ïîìîùü.

Читайте также:  Как называется болезнь когда боишься клоунов

Ñïîêîéíàÿ ðåàêöèÿ

Òàêàÿ ðåàêöèÿ õàðàêòåðíà äëÿ ëèö ñ óñòîé÷èâûìè ýìîöèîíàëüíî-âîëåâûìè ïðîöåññàìè.

Îíè ïóíêòóàëüíû, àäåêâàòíî ðåàãèðóþò íà âñå óêàçàíèÿ âðà÷à, òî÷íî âûïîëíÿþò ëå÷åáíî-îçäîðîâèòåëüíûå ìåðîïðèÿòèÿ. Îíè íå ïðîñòî ñïîêîéíû, à äàæå ïðåäñòàâëÿþòñÿ «ñîëèäíûìè» è «ñòåïåííûìè», ëåãêî âñòóïàþò â êîíòàêò ñ ìåäèöèíñêèì ïåðñîíàëîì.

Ìîãóò èíîãäà íå îñîçíàâàòü ñâîþ áîëåçíü, ÷òî ìåøàåò âðà÷ó âûÿâèòü âëèÿíèå ïñèõèêè íà áîëåçíü.

Íåîñîçíàâàåìàÿ ðåàêöèÿ

Òàêàÿ ðåàêöèÿ, èìåÿ ïàòîëîãè÷åñêóþ îñíîâó, âûïîëíÿåò â ðÿäå ñëó÷àåâ ðîëü ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû, è ýòó ôîðìó çàùèòû íå âñåãäà ñëåäóåò óñòðàíÿòü, îñîáåííî ïðè òÿæåëûõ çàáîëåâàíèÿõ ñ íåáëàãîïðèÿòíûì èñõîäîì.

Ñëåäîâàÿ ðåàêöèÿ

Áîëüíûå íàõîäÿòñÿ âî âëàñòè ïðåäóáåæäåíèé, òåíäåíöèîçíîñòè. Îíè ïîäîçðèòåëüíû. Íåäîâåð÷èâû.

Ñ òðóäîì âñòóïàþò â êîíòàêò ñ ëå÷àùèì âðà÷îì, íå ïðèäàþò ñåðüåçíîãî çíà÷åíèÿ åãî óêàçàíèÿì è ñîâåòàì. Ó íèõ ÷àñòî âîçíèêàåò êîíôëèêò ñ ìåäèöèíñêèì ïåðñîíàëîì.

Íåñìîòðÿ íà ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå, îíè äåìîíñòðèðóþò ïîä÷àñ òàê íàçûâàåìóþ «äâîéíóþ ïåðåîðèåíòèðîâêó».

Ïàíè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ

Áîëüíûå íàõîäÿòñÿ âî âëàñòè ñòðàõà, ëåãêî âíóøàåìû, ÷àñòî íåïîñëåäîâàòåëüíû, ëå÷àòñÿ îäíîâðåìåííî â ðàçíûõ ëå÷åáíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ, êàê áû ïðîâåðÿÿ îäíîãî âðà÷à äðóãèì âðà÷îì. ×àñòî ëå÷àòñÿ ó çíàõàðåé. Èõ äåéñòâèÿ íåàäåêâàòíû, îøèáî÷íû, õàðàêòåðíà àôôåêòèâíàÿ íåóñòîé÷èâîñòü.

Ðàçðóøèòåëüíàÿ ðåàêöèÿ

Áîëüíûå âåäóò ñåáÿ àäåêâàòíî, íåîñòîðîæíî, èãíîðèðóÿ âñå óêàçàíèÿ ëå÷àùåãî âðà÷à. Òàêèå ëèöà íå æåëàþò ìåíÿòü ïðèâû÷íûé îáðàç æèçíè, ïðîôåññèîíàëüíóþ íàãðóçêó. Ýòî ñîïðîâîæäàåòñÿ îòêàçîì îò ïðèåìà ëåêàðñòâ, îò ñòàöèîíàðíîãî ëå÷åíèÿ. Ïîñëåäñòâèÿ òàêîé ðåàêöèè áûâàþò ÷àñòî íåáëàãîïðèÿòíûìè.

Òèïû îòíîøåíèÿ ê áîëåçíè

¨ Ãàðìîíè÷åñêèé — ïðàâèëüíàÿ, òðåçâàÿ îöåíêà ñîñòîÿíèÿ, íåæåëàíèå îáðåìåíÿòü äðóãèõ òÿãîòàìè óõîäà çà ñîáîé.

¨ Ýðãîïàòè÷åñêèé — «óõîä îò áîëåçíè â ðàáîòó», æåëàíèå ñîõðàíèòü ðàáîòîñïîñîáíîñòü.

¨ Àíèçîãíîçè÷åñêèé — àêòèâíîå îòáðàñûâàíèå ìûñëè î áîëåçíè, «îáîéäåòñÿ».

¨ Òðåâîæíûé — áåñïðåðûâíîå áåñïîêîéñòâî è ìíèòåëüíîñòü. Âåðà â ïðèìåòû è ðèòóàëû.

¨ Èïîõîíäðè÷åñêèé — êðàéíÿÿ ñîñðåäîòî÷åííîñòü íà ñóáúåêòèâíûõ îùóùåíèÿõ è ïðåóâåëè÷åíèå èõ çíà÷åíèÿ, áîÿçíü ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ ëåêàðñòâ, ïðîöåäóð.

¨ Íåâðàñòåíè÷åñêèé — ïîâåäåíèå ïî òèïó «ðàçäðàæèòåëüíîé ñëàáîñòè». Íåòåðïåëèâîñòü è âñïûøêè ðàçäðàæåíèÿ íà ïåðâîãî âñòðå÷íîãî (îñîáåííî ïðè áîëÿõ), çàòåì — ñëåçû è ðàñêàÿíèå.

¨ Ìåëàíõîëè÷åñêèé — íåâåðèå â âûçäîðîâëåíèå, óäðó÷åííîñòü áîëåçíüþ, äåïðåññèâíîå íàñòðîåíèå (óãðîçà ñóèöèäà).

¨ Àïàòè÷åñêèé — ïîëíîå áåçðàçëè÷èå ê ñâîåé ñóäüáå, ïàññèâíîå ïîä÷èíåíèå ïðîöåäóðàì è ëå÷åíèþ.

¨ Ñåíçèòèâíûé — ÷óâñòâèòåëüíûé ê ìåæëè÷íîñòíûì îòíîøåíèÿì, ïîëîí îïàñåíèé, ÷òî îêðóæàþùèå åãî èçáåãàþò èç-çà áîëåçíè, áîÿçíü ñòàòü îáóçîé äëÿ áëèçêèõ.

¨ Ýãîöåíòðè÷åñêèé — «óõîä â áîëåçíü» ñ âûñòàâëåíèåì íàïîêàç ñòðàäàíèé, òðåáîâàíèå ê ñåáå îñîáîãî îòíîøåíèÿ.

¨ Ïàðàíîèäàëüíûé — óâåðåííîñòü, ÷òî áîëåçíü ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ÷üåãî-òî óìûñëà, à îñëîæíåíèÿ âëå÷åíèè ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì õàëàòíîñòè ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà.

¨ Äèñôîðè÷åñêèé — äîìèíèðóåò ìðà÷íî-îçëîáëåííîå íàñòðîåíèå, çàâèñòü è íåíàâèñòü ê çäîðîâûì. Âñïûøêè ãíåâà ñ òðåáîâàíèåì îò áëèçêèõ óãîæäåíèÿ âî âñåì.

Êëàññèôèêàöèÿ òèïîâ ðåàêöèè íà áîëåçíü, êîòîðûå ó÷èòûâàþò ñîöèàëüíûå ïîñëåäñòâèÿ çàáîëåâàíèÿ

Òàêæå ñóùåñòâóþò êëàññèôèêàöèè òèïîâ ðåàêöèè íà áîëåçíü, êîòîðûå ó÷èòûâàþò ñîöèàëüíûå ïîñëåäñòâèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ïî ìíåíèþ Ç.Ä.Ëèïîâñêè (1983), ïñèõîñîöèàëüíûå ðåàêöèè íà áîëåçíü ñêëàäûâàþòñÿ èç ðåàêöèé íà èíôîðìàöèþ î çàáîëåâàíèè, ýìîöèîíàëüíûõ ðåàêöèé (òèïà òðåâîãè, ãîðÿ, äåïðåññèè, ñòûäà, ÷óâñòâà âèíû) è ðåàêöèé ïðåîäîëåíèÿ áîëåçíè.

Ðåàêöèè íà èíôîðìàöèþ î çàáîëåâàíèè çàâèñÿò îò «çíà÷åíèÿ áîëåçíè» äëÿ áîëüíîãî:

— áîëåçíü — óãðîçà èëè âûçîâ, à òèï ðåàêöèé — ïðîòèâîäåéñòâèå, òðåâîãà, óõîä èëè áîðüáà (èíîãäà ïàðàíîèäàëüíàÿ).

— áîëåçíü — óòðàòà , à ñîîòâåòñòâóþùèå òèïû ðåàêöèé — äåïðåññèÿ èëè èïîõîíäðèÿ, ðàñòåðÿííîñòü, ãîðå, ïîïûòêà ïðèâëå÷ü ê ñåáå âíèìàíèå, íàðóøåíèå ðåæèìà.

— áîëåçíü — âûèãðûø èëè èçáàâëåíèå, à òèïû ðåàêöèé ïðè ýòîì -áåçðàçëè÷èå, æèçíåðàäîñòíîñòü, íàðóøåíèå, âðàæäåáíîñòü ïî îòíîøåíèþ ê âðà÷ó.

— áîëåçíü — íàêàçàíèå è ïðè ýòîì âîçíèêàþò ðåàêöèè òèïà óãíåòåííîñòè, ñòûäà, ãíåâà.

Îäíîâðåìåííî ñ âíóòðåííåé êàðòèíîé áîëåçíè ñîçäàåòñÿ äðóãàÿ, ïðîòèâîïîëîæíàÿ ìîäåëü — âíóòðåííÿÿ êàðòèíà çäîðîâüÿ, ñâîåîáðàçíûé ýòàëîí çäîðîâîãî ÷åëîâåêà èëè çäîðîâîãî îðãàíà, ÷àñòè òåëà è ò.ä.

Ýòîò ýòàëîí ìîæåò áûòü äîñòàòî÷íî ñëîæíûì è âêëþ÷àòü ðàçëè÷íûå ýëåìåíòû â âèäå îáðàçíûõ ïðåäñòàâëåíèé è ëîãè÷åñêèõ îáîáùåíèé. Àêòóàëèçàöèÿ è èíàêòóàëèçàöèÿ ýòèõ äâóõ êîìïîíåíòîâ ëè÷íîñòè è õàðàêòåðèçóþò äèíàìèêó âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè è òåì ñàìûì âëèÿþò íà ïîâåäåíèå áîëüíîãî. Èäåàë çäîðîâüÿ òàêæå ÿâëÿåòñÿ ðåãóëÿòîðîì ïîâåäåíèÿ, íî èíîãäà ðàíüøå ôîðìèðóåòñÿ âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè.

Èíäèâèäóàëüíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ

Òåïåðü ïîïûòàåìñÿ ïîêàçàòü îñíîâíûå ïðèíöèïû èíäèâèäóàëüíîé ïñèõîòåðàïèè äëÿ ðàçëè÷íûõ ãðóïï áîëüíûõ, ïðåäâàðèâ èõ îáùèìè óñòàíîâêàìè.

 ñòàäèè îòðèöàíèÿ ìû íå äîëæíû ìåøàòü áîëüíîìó; ìîñò ê ÷åëîâåêó äîëæåí ñòðîèòüñÿ îò íåãî, à íå îò ñåáÿ.

 ñòàäèè àãðåññèè öåëåñîîáðàçíî äàòü áîëüíîìó «âûïëåñíóòüñÿ».

 äåïðåññèâíîé ñòàäèè íåîáõîäèìî ðàçäåëèòü ïåðåæèâàíèå.

 ñòàäèè ïðèíÿòèÿ íåîáõîäèìî ïîääåðæàòü ïàöèåíòà, è çäåñü äëÿ íàñ âàæíî äàòü áîëüíîìó âîçìîæíîñòü è âðåìÿ ïðîéòè ýòó ñòàäèþ â õîñïèñå èëè íà äîìó â ïðèñóòñòâèè ðàáîòíèêîâ õîñïèñíîé ñëóæáû.

Âûäåëÿþò ïÿòü ãðóïï ïñèõîãåííûõ ðåàêöèé:

— øèçîèäû; — öèêëîèäû; — ïñèõàñòåíèêè

— èñòåðîèäû; — ýïèëåïòîèäû;;

Çàêëþ÷åíèå

âíóòðåííèé áîëåçíü ëå÷åíèå ïñèõè÷åñêèé

Âíóòðåííþþ êàðòèíó áîëåçíè ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê åäèíóþ äåéñòâóþùóþ ñèñòåìó, âñå çâåíüÿ êîòîðîé òåñíî âçàèìîñâÿçàíû è ïîñòîÿííî âçàèìîäåéñòâóþò ìåæäó ñîáîé. Îòëè÷èòåëüíûìè ÷åðòàìè âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè ÿâëÿþòñÿ ìíîæåñòâåííîñòü è ïîäâèæíîñòü å¸ ýëåìåíòîâ, à òàêæå ñîñóùåñòâîâàíèå êîíêóðèðóþùèõ ìîäåëåé. Ïðè àíàëèçå ñòðóêòóðû âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè âàæíî íå òîëüêî âûäåëÿòü å¸ îòäåëüíûå çâåíüÿ, íî è äèôôåðåíöèðîâàòü èõ.

Êëèíè÷åñêîìó ïñèõîëîãó ïîëåçíî èçó÷àòü âíóòðåííþþ êàðòèíó áîëåçíè è ó÷èòüñÿ îïòèìèçèðîâàòü å¸. Âîçìîæíà ñèòóàöèÿ, êîãäà êëèíè÷åñêèé ïñèõîëîã ìîæåò ïðèíèìàòü ó÷àñòèå â ôîðìèðîâàíèè âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè, ïðèòîì íå òîëüêî ðåàëüíîé, íî è ìíèìîé, íàïðèìåð, ó ëèö ñ òÿæåëûìè èíòåðêóððåíòíûìè çàáîëåâàíèÿìè ñ öåëüþ îáëåã÷åíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ. Àäåêâàòíî ñôîðìèðîâàííûå ñ ïîìîùüþ âðà÷à è êëèíè÷åñêîãî ïñèõîëîãà ìîäåëè ïðîãíîçà è ìîäåëè îæèäàåìûõ ðåçóëüòàòîâ ëå÷åíèÿ âûñòóïàþò êàê âàæíåéøèé ôàêòîð îïòèìèçàöèè ïñèõè÷åñêîãî è îáùåãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî íà âñåõ ýòàïàõ ëå÷åíèÿ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник