Переход последняя болезнь смерть и после читать

Переход последняя болезнь смерть и после читать thumbnail

Петр Калиновский удачно совмещает в своей книге эрудицию ученого с духовной укорененностью православного верующего. «Переход» – проникновенный очерк истории новой науки танатологии, а также реальный вклад в эту науку, известную русскому читателю по работам Серафима Роуза, Р. Моуди, Э. Кюблер-Росс,М. Сабома и других.

Последняя болезнь, смерть и после смерти

Вся жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в бессмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать.

Ф. М. Достоевский.

При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что твёрдо убеждён, что наш дух есть существо, природа которого остаётся неразрушимой и который будет действовать непрерывно и вечно.

И.-В. Гёте.

ОТ АВТОРА

Смерть вовсе не такая, какой мы её обычно себе представляем. Всем нам после смерти доведётся увидеть и пережить много такого, чего мы не ждём и о чём не думаем. Зная это, мы будем меньше бояться и меньше страдать.

Труды современных врачей-реаниматоров позволили заглянуть за пределы земной жизни и узнать больше, чем мы знали до сих пор. Первые главы книги будут об этом.

Христианство учит, что душа бессмертна и что после смерти тела она переходит в другие условия реальности и продолжает сознательное существование. В это можно верить или не верить. Счастливы те, кто способны верить просто и глубоко, не вдаваясь в особые размышления. Их жизнь становится светлее и лучше. Но такая вера бывает не у всех. Современный человек, даже близкий к вере в Бога, привык размышлять, доискиваться, искать подтверждений. В этом нет ничего плохого. Один из путей к вере ведёт через поиск, через знание. Неверие никогда не бывает результатом знания. Тот, кто утверждает, что знание разрушает веру, – заблуждается.

Я глубоко благодарен докторам Сабому, Муди, Кюблер-Росс и другим, чьи труды помогли мне укрепить начатки моей веры и лучше понять, что в жизни действительно важно.

Умирание может быть очень трудным, а может быть таким же лёгким, как погружение в сон. Смерть следует ожидать и нужно встретить её так, чтобы умирание было достойным и не очень трудным. Этому посвящены главы о предсмертном состоянии и умирании.

О загробном мире и о жизни в нём в книге сказано немного. В наше время наука приподняла завесу и над этой тайной, но мы коснёмся только того, что представляется действительно достоверным. Глава 9 – это попытка рассмотреть последние научные данные в свете христианского учения о потустороннем мире.

Глава 14 – о последней болезни и о том, как помочь больному в последние месяцы его жизни.

В главах 18 и 19 – несколько советов родственникам умирающего, чем и как можно облегчить его и свои страдания, Большинство из этих советов – старые и верные, но теперь забытые. Есть и несколько новых, действенность которых проверена учёными, изучающими смерть.

Я хочу выразить личную благодарность Майклу Сабому за моральную поддержку и разрешение пользоваться богатыми материалами своей книги. Благодарю всех, кто помог мне написать, обработать и издать эту книгу.

На нашей родине, после долгой ночи, начался процесс духовного возрождения. Я знаю, что в моей книге много недостатков, но решился её издать в надежде, что книга на русском языке на эту тему может оказаться полезной,

Feci quod potii, feciunt meliore potentes.

(«Я сделал, что мог, кто может лучше – пусть сделает»,)

ПРЕДИСЛОВИЕ

На наших глазах, на протяжение одного-двух поколений, жизнь на земле принимает новый облик.

Материальные успехи превосходят всякое воображение, но одновременно происходит угасание духовной жизни, Материальное обогащение при обнищании духа. Рост знания при потере мудрости.

Основная причина нового образа жизни – потеря веры во всё духовное. Кризис европейской христианской культуры, Есть ли надежда?

Эта книга – о современном понимании смерти.

Давно известно: для того, чтобы великое научное открытие стало достоянием широких масс, должно смениться как минимум два-три поколения. Это, конечно, не относится к какому-нибудь незначительному техническому усовершенствованию. Но если сегодня один из светлых умов человечества увидел и понял что-то действительно новое, важное для пересмотра всего нашего миропонимания и образа жизни, то лишь наши внуки и правнуки сумеют освоить смысл и значение этого нового.

Человеческое мышление гораздо консервативнее и ленивее, чем принято думать. Есть, конечно, люди живого ума, думающие своей головой, которые способны сразу, при первом же знакомстве, усвоить новое знание или новую идею или хотя бы заинтересоваться ими, Но очень многие слепо и бездумно принимают всё, чем дышит эпоха, – её научные и социальные теории, мораль, этику и верования, Их миропонимание создаётся школой, университетом, газетами и журналами, популярными лекциями, радио и телевидением. Чувствуя себя на уровне эпохи, они уже всё знают, в новом не нуждаются и принимают новое и необычное медленно, с большим трудом, когда не видеть его уже невозможно.

Мы живём в очень интересное и трудное время. Вероятно, никогда ещё не было такого преобладания материального над духовным, Мир не стоит на месте, Ещё философы Древней Греции знали, что «всё течёт, всё изменяется», но никогда в прошлом эти изменения не были столь глубокими и столь быстрыми.

На наших глазах, на протяжение одного-двух поколений, жизнь на земле принимает новый облик. В мир постоянно входит что-то новое, меняется не только образ жизни людей, меняются и сами люди. Мы видим феноменально быстрый рост материальных знаний и материальных возможностей, освоение и, можно сказать, покорение материального Мира человеком. Но наряду с этим утрачиваются духовные ценности, развивается и усиливается пренебрежение к миру духовному и уход от него. Материальное обогащение при обнищании духа. Рост знания при потере мудрости.

Читайте также:  Роль пищевых продуктов в распространении возбудителей инфекционных болезней

В кратчайший срок мы освоили силы пара, электричества, скрытой энергии атома. Мы господствуем уже не только над животным и растительным мирами, но и над миром микроорганизмов. Наша медицина буквально творит чудеса. Мы начали освоение космоса. Наши материальные успехи превосходят всякое воображение.

Одновременно с этим происходит угасание духовной жизни, усиливается безразличие, а то и враждебность ко всему духовному. Теряется, иногда уже совсем утрачена вера не только в Бога и бессмертие души, но и во всё, что выше материи. Нормы поведения, заповеданные великими религиями, уходят в прошлое. Рекомендуются и принимаются новые нормы, более лёгкие и приятные, чем те, по которым люди жили несколько тысячелетий. У людей становится всё больше прав и всё меньше обязанностей.

Повсюду в мире умирает свобода – политическая, экономическая, личная. Свобода необходима человеку для осуществления его высших духовных творческих запросов. Для пользования материальными благами творческая свобода не нужна. Есть много людей, которые свободу не ценят и в ней не нуждаются.

Источник

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «ПЕРЕХОД», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Последняя болезнь, смерть и после смерти

Вся жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в бессмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать.

Ф. М. Достоевский.

При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что твёрдо убеждён, что наш дух есть существо, природа которого остаётся неразрушимой и который будет действовать непрерывно и вечно.

И.-В. Гёте.

ОТ АВТОРА

Смерть вовсе не такая, какой мы её обычно себе представляем. Всем нам после смерти доведётся увидеть и пережить много такого, чего мы не ждём и о чём не думаем. Зная это, мы будем меньше бояться и меньше страдать.

Труды современных врачей-реаниматоров позволили заглянуть за пределы земной жизни и узнать больше, чем мы знали до сих пор. Первые главы книги будут об этом.

Христианство учит, что душа бессмертна и что после смерти тела она переходит в другие условия реальности и продолжает сознательное существование. В это можно верить или не верить. Счастливы те, кто способны верить просто и глубоко, не вдаваясь в особые размышления. Их жизнь становится светлее и лучше. Но такая вера бывает не у всех. Современный человек, даже близкий к вере в Бога, привык размышлять, доискиваться, искать подтверждений. В этом нет ничего плохого. Один из путей к вере ведёт через поиск, через знание. Неверие никогда не бывает результатом знания. Тот, кто утверждает, что знание разрушает веру, – заблуждается.

Я глубоко благодарен докторам Сабому, Муди, Кюблер-Росс и другим, чьи труды помогли мне укрепить начатки моей веры и лучше понять, что в жизни действительно важно.

Умирание может быть очень трудным, а может быть таким же лёгким, как погружение в сон. Смерть следует ожидать и нужно встретить её так, чтобы умирание было достойным и не очень трудным. Этому посвящены главы о предсмертном состоянии и умирании.

О загробном мире и о жизни в нём в книге сказано немного. В наше время наука приподняла завесу и над этой тайной, но мы коснёмся только того, что представляется действительно достоверным. Глава 9 – это попытка рассмотреть последние научные данные в свете христианского учения о потустороннем мире.

Глава 14 – о последней болезни и о том, как помочь больному в последние месяцы его жизни.

В главах 18 и 19 – несколько советов родственникам умирающего, чем и как можно облегчить его и свои страдания, Большинство из этих советов – старые и верные, но теперь забытые. Есть и несколько новых, действенность которых проверена учёными, изучающими смерть.

Я хочу выразить личную благодарность Майклу Сабому за моральную поддержку и разрешение пользоваться богатыми материалами своей книги. Благодарю всех, кто помог мне написать, обработать и издать эту книгу.

На нашей родине, после долгой ночи, начался процесс духовного возрождения. Я знаю, что в моей книге много недостатков, но решился её издать в надежде, что книга на русском языке на эту тему может оказаться полезной,

Feci quod potii, feciunt meliore potentes.

(«Я сделал, что мог, кто может лучше – пусть сделает»,)

ПРЕДИСЛОВИЕ

На наших глазах, на протяжение одного-двух поколений, жизнь на земле принимает новый облик.

Материальные успехи превосходят всякое воображение, но одновременно происходит угасание духовной жизни, Материальное обогащение при обнищании духа. Рост знания при потере мудрости.

Основная причина нового образа жизни – потеря веры во всё духовное. Кризис европейской христианской культуры, Есть ли надежда?

Эта книга – о современном понимании смерти.

Давно известно: для того, чтобы великое научное открытие стало достоянием широких масс, должно смениться как минимум два-три поколения. Это, конечно, не относится к какому-нибудь незначительному техническому усовершенствованию. Но если сегодня один из светлых умов человечества увидел и понял что-то действительно новое, важное для пересмотра всего нашего миропонимания и образа жизни, то лишь наши внуки и правнуки сумеют освоить смысл и значение этого нового.

Человеческое мышление гораздо консервативнее и ленивее, чем принято думать. Есть, конечно, люди живого ума, думающие своей головой, которые способны сразу, при первом же знакомстве, усвоить новое знание или новую идею или хотя бы заинтересоваться ими, Но очень многие слепо и бездумно принимают всё, чем дышит эпоха, – её научные и социальные теории, мораль, этику и верования, Их миропонимание создаётся школой, университетом, газетами и журналами, популярными лекциями, радио и телевидением. Чувствуя себя на уровне эпохи, они уже всё знают, в новом не нуждаются и принимают новое и необычное медленно, с большим трудом, когда не видеть его уже невозможно.

Читайте также:  Диета при варикозной болезни нижних конечностей

Читать дальше

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «ПЕРЕХОД» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Обсуждение, отзывы о книге «ПЕРЕХОД» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

Источник

Annotation

Для человека, осознавшего, что его жизнь на земле это только часть его жизни и что за гробом он будет продолжать развитие, начатое здесь, все его временное существование приобретает особый смысл

Петр Калиновский

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

ВСТУПЛЕНИЕ

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

ГЛАВА 4

ГЛАВА 5

ГЛАВА 6

Глава 7

ГЛАВА 8

ГЛАВА 9

ГЛАВА 10

ГЛАВА 11

ГЛАВА 12

ГЛАВА 13

ГЛАВА 14

ГЛАВА 15

ГЛАВА 16

ГЛАВА 17

ГЛАВА 18

ГЛАВА 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Петр Калиновский

Переход

последняя болезнь, смерть и после

.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Автор книги «Переход» – Петр Петрович Калиновский оказался вместе со своими родителями в Германии еще ребенком в 20-е годы. Он получил медицинское образование. По специальности врач-хирург. После второй мировой войны П. П. Калиновский живет и работает в Австралии. Он православный, принадлежит к Русской Зарубежной Православной Церкви. Примечательно то, что П. П. Калиновский соединяет в одном лице ученого и христианина.

Первое, что хочется сказать о книге доктора Калиновского, это то, что она написана очень по – доброму, человеком глубокой веры и подлинного опыта христианской духовной жизни. Ссылаясь на самых разных авторов, приводя многочисленные выдержки и цитаты, автор доносит то, что объединяет все использованные источники,- мир и любовь, которые несет каждому человеку вера в Иисуса Христа.

Книга посвящена самому главному для человека вопросу – вопросу о смерти. Несомненно, что от того, что думает человек о смерти, зависит образ его жизни: моральные ценности, поступки, характер и многое, многое другое. В нашем обществе самое распространенное отношение к смерти: «Все равно когда-нибудь наступит, так нечего о ней думать!» Но ведь смерть – конец нашей земной жизни, ее итог. «Конец – всему делу венец» – гласит народная пословица. Если же не думать об итоге, то и само содержание жизни становится бездумным, ни на что не направленным.

Итак, речь идет о фактах продолжения существования личности, человеческого «Я» после смерти нашего физического тела. К этим фактам относятся, прежде всего, свидетельства людей, переживших клиническую смерть и вернувшихся «обратно» либо спонтанно, либо, в большинстве случаев, после реанимации.

В начале 60-х годов мне довелось хорошо знать одного человека, пережившего подобное и засвидетельствовавшего о своем пребывании вне тела, видевшего свое собственное тело со стороны и вернувшегося вновь в наш мир с полным убеждением, что душа человека продолжает жить и после того, как покидает тело. Пережитое превратило этого человека из равнодушного к религии в глубоко верующего православного христианина.

Спустя много лет, в 1977 году, когда я уже, оставив биологию, служил в Церкви, я прочитал о том, что некто Раймонд Муди написал книгу, в которой он суммировал опыт 150 человек, переживших клиническую смерть и свидетельствовавших о продолжении жизни после смерти тела. Книга так и называлась «Жизнь после жизни». В ней рассказывалось об опыте, очень похожем на тот, который пережил мой знакомый. В скором времени эту книгу мне удалось достать, и я дал ее прочесть нашему известному генетику Николаю Владимировичу Тимофееву-Ресовскому, с которым был хорошо знаком, чтобы заручиться мнением этого крупнейшего биолога. Николай Владимирович книгу целиком одобрил и горячо поддержал идею ее перевода на русский язык. Вскоре я сделал перевод и стал давать его читать своим друзьям. (Книга быстро расходилась в самиздате.)

Конечно, в конце 70-х годов было трудно ожидать, что эти удивительные данные смогут достичь нашего массового читателя через государственные издательства. То, что это наконец стало возможным, быть может, один из важнейших плодов перестройки.

Если говорить о самом феномене жизни после жизни, то для нашего читателя-материалиста, настроенного скептически, характерно предположить самые разнообразные механизмы, объясняющие удивительные факты, сопровождающие клиническую смерть. Не буду здесь излагать аргументацию в пользу посмертного существования личности человека – читатель найдет ее в предлагаемой книге, – скажу лишь, что ни одно из возражений не может быть признано удовлетворительным, а убежденность самих людей, переживших этот опыт, совершенно непоколебима.

Сомнения в реальности посмертного существования вполне естественны. Человек устроен так, что он воспринимает наиболее полно лишь то, что переживает сам, лишь то, с чем он сталкивается ежедневно, и в той интерпретации, какая принимается теми, кто его окружает. Убежденность в существовании только видимого мира, подавляющего нас своей очевидностью, суетой и грохотом современной, особенно городской, жизни, с трудом может быть подвержена даже малейшему сомнению просто потому, что для опыта мира иного в нашей жизни не остается ни места, ни времени. Когда же мы встречаемся с пока необъяснимыми явлениями, то мы готовы принять сколь угодно поверхностное объяснение, чтобы только не отказаться от привычного мировоззрения, так как инстинктивно чувствуем, что в этом случае придется слишком многое пересмотреть в нашей жизни, слишком многое поменять.

Читайте также:  Православие кому молиться при женских болезнях

Человек – существо чрезвычайно консервативное. Любая новая научная теория принимается не ранее, как лет через 10 – 20 после ее появления. Ничему не учат и многочисленные свидетельства о том, что даже научные истины оказываются в полном противоречии с тем, что представляется очевидным обычному ежедневному опыту. Так, людям всегда казалось, что Земля плоская, и прошли века, прежде чем все согласились, что это не так. Представлялось очевидным, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли; и лишь после ожесточенной борьбы утвердилась точка зрения, известная теперь каждому школьнику. До XIX века существование метеоритов всячески отрицалось и осмеивалось. Шельмование теории относительности, кибернетики и генетики еще живо в памяти старшего поколения наших современников.

Неприятие идеи о существовании нашей личности после смерти физического тела в виде некоей части – «души», – отделяющейся от тела в момент его смерти, особенно понятно в нашем советском обществе. Мы представляем собой, в сущности, уникальное явление в мировой истории, так как нигде и никогда не существовало еще государства, в котором миллионы людей на протяжении 70 лет всеми мыслимыми способами убеждали в том, что ни Бога, никакого другого мира, кроме видимого, не существует. Не будем сейчас оценивать результаты, которые принесла эта атеистическая цивилизация, – они очевидны всему миру, да и сами мы начинаем задумываться над тем, почему мы, имея 50% мировых черноземов, ввозим пшеницу из Америки.

Бездуховность нашего общества проявляется и в повышенной агрессивности и в росте преступности, по которой мы уже обогнали США, где 400 убийств за неделю вызвали газетную панику, а наши средние 416 за неделю принимаются нами как неизбежное зло. Когда нет веры в Бога, когда жизнь ограничена только видимым, тогда нет ничего, что удерживало бы человека от любых действий ради достижения сиюминутного желания. Без личного бессмертия исчезает и личная ответственность за прожитую жизнь. Приобщенность к культуре и науке здесь мало что добавляет, поскольку цивилизованные нормы взаимоотношений охватывают лишь узкую прослойку, которая не в силах перенести их на остальное общество, так как не имеет для их обоснования ничего более убедительного, кроме личной приверженности.

Личное бессмертие, декларируемое в виде славных дел, остающихся после нашей смерти, – утешение весьма слабое, так как такими «делами» могут похвалиться лишь единицы, да и для них ясно, что уже в следующем поколении об этом никто не вспомнит. Наша советская цивилизация, а именно так только и возможно характеризовать наше общество, лишенное христианской и любой другой религиозной культуры, ориентирована лишь на сильных, успешных, молодых. Неудачи, болезни и смерть в нашей жизни – это лишь какие-то неприятные казусы, не предусмотренные движением к светлому будущему.

Отсюда и отношение к смерти как к чему-то такому, о чем лучше не говорить. На этот неизбежный и важнейший момент нашей жизни простирается та же ложь, которая до недавнего времени камуфлировала практически все стороны бытия. Впрочем, у нас не принято говорить больному о подлинном характере его болезни. Быть может, на первых этапах смертельного заболевания это как-то и оправдано. Родные и близкие вместе с врачом обманывают умирающего. Вместо приготовления к будущей жизни, человек оказывается в обстановке обмана и, соответственно, в одиночестве.

Между тем, как показывает опыт работы врачей, последние дни и часы жизни человека, знающего, что ему предстоит переход в другую жизнь, наполнены важной духовной работой переоценки всей жизни, ее осмыслением, отбрасыванием всего мелкого, ненужного, глубоким общением с близкими. Всего этого мы лишаем миллионы наших соотечественников, оставляя их умирать в полном одиночестве на больничных койках, как отработанный и ставший уже никому не нужным человеческий материал. И все потому, что представление о продолжении жизни после смерти не вписывается в концепцию нашего общества, и мы не знаем, как вести себя с умирающими.

В этом отношении особенно важна 18-я глава книги доктора Калиновского, в которой резюмируется опыт исследователей, проводивших многие часы у постели умирающих. Здесь содержатся простые, но очень важные советы, как следует вести себя в таких ситуациях. Это особенно важно для нас, советских людей, утративших все веками наработанные традиции и не создавших, естественно, никаких новых. Эти советы могут быть восприняты и верующими, и неверующими. В таких случаях важно знать о тех стадиях, которые проходит человек, когда он узнает или догадывается, что болезнь его смертельна. Соответственно с этими стадиями необходимо то или иное отношение со стороны близких. Об этом необходимо знать всем нам, если мы не хотим более оставаться по отношению к умирающим цивилизованными дикарями, куда более темными и невежественными, чем любая русская крестьянка 100 лет назад.

Автор дает очень верные и хорошие советы о поведении во время похорон, об отношении к тем, кто потерял своего близкого, о самых трагических случаях, каковыми является смерть детей. Все, связанное с похоронами, с выражением скорби, должно быть направлено на глубокое изживание, осознание горя. Не уходить в себя, что бывает при стремлении изолировать самых близких от умирающего, с намерением облегчить его страдания. Встреча со смертью близкого не только для взрослых, но и для детей делает отношение к жизни более глубоким и серьезным.

Знакомство с этой книгой необходимо каждому человеку. Подлинная наука никогда не противоречила подлинной вере в Бога. То обстоятельство, что современному человеку, стремящемуся все исследовать и идти дальше любых, казавшихся раньше неприступными границ знаний, открывается возможность с помощью достижений реаниматологии заглянуть за завесу …

Источник