Период болезни процессы происходящие в организме

Период болезни процессы происходящие в организме thumbnail

69. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

  • Ответ: Из чего состоит кровь? Какую функцию выполняют форменные тела крови? Функция жидкостей внутренней среды?

70. Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма.

  • Ответ: Кровь, лимфа, тканевая жидкость.

71. Ответьте, работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянство внутренней среды организма.

  • Ответ: Нервная и эндокринная система.

72. Укажите, где располагаются структуры, сигнализирующие регулирующим системам об отклонении концентрации определённого вещества в жидкостях внутренней среды организма от нормального диапазона.

  • Ответ: В стенках кровеносных сосудов.

74. Зарисуйте и опишите строение и функции форменных элементов крови, используя следующую таблицу.

  • Ответ:

                   Клетки крови

    Характеристика

    Эритроциты

    Лейкоциты

    Тромбоциты

    Рисунок и описание строения

    Красные кровяные тельца двояковогнутой формы. Ядра нет.

    Округлые прозрачные кровяные тельца с выраженным ядром.

    Мелкие клетки.

    Функция

    Транспорт веществ.

    Защитная (фагоцитоз).

    Свертывание крови.

    Количество (в 1 )

    4-5 млн.

    4-8 тыс.

    200-400 тыс.

74. Прочитайте статью «Состав крови» (§17). Ответьте на вопросы.

1) Почему артериальная кровь ярко — алая, а венозная – тёмно — вишнёвая? (Опишите процессы, происходящие с гемоглобином при превращении венозной крови в артериальную и артериальной крови в венозную.)

  • Ответ: Гемоглобин в артериальной несёт кислород от сердца к органам, а потому кровь имеет светлый цвет. В венозной крови гемоглобин несет углекислый газ от органов к сердцу, а потому кровь имеет темный цвет.

2) Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что её эритроциты имеют ядро. Могли ли такая кровь принадлежать человеку?

  • Ответ: Нет, у млекопитающих зрелые эритроциты ядер не имеют.

А курице?

  • Ответ: Да, курица – это птица.

3) Фагоциты уничтожают чужеродные клетки – антигены путём их захвата. А как действуют лимфоциты?

  • Ответ: Они выделяют антитела, которые нейтрализуют антигены.

75.Прочитайте материал о тромбоцитах(§17). Дополните схему, отражающую порядок событий, происходящих при свёртывании крови.

  • Ответ:Период болезни процессы происходящие в организме

76. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Гемофилия – наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свертывания крови. Врождённое изменение структуры ДНК (определённого гена) приводит к тому, что у человека не образуются необходимые белки – факторы свёртывания. В результате резко взрастает опасность гибели человека, даже при незначительной травме. Обычно болезнью страдают мужчины, женщины же являются носительницами гена гемофилии и могут родить больных сыновей или дочерей – носительниц. Самой известной в истории носительницей гена гемофилии была английская королева Виктория, которая передала этот патологический ген своим потомкам – представителям царских семей Европы. Царевич Алексей – сын последнего российского императора Николая II – страдал гемофилией. Ген гемофилии он получил от матери —  императрицы Александры, которая была внучатой племянницей королевы Виктории. Наиболее распространённое заблуждение о гемофилии – это то, что больной гемофилией может истечь кровью от малейшей царапины. На самом деле, кровотечение из мелких ссадин и порезов у гемофиликов прекращается почти так же быстро, как и у здоровых людей. Опасны крупные ранения, хирургические операции, удаление зубов. А также внутренние кровоизлияния в мышцы и суставы.

Как вы считает, в каком направлении должна развиваться помощь людям, живущим с диагнозом «гемофилия»? какие лекарственные препараты необходимы для компенсации этого заболевания?

  • Ответ: Необходимо искусственно стимулировать синтез фактора свертывания крови таких больных, либо вводить в качестве инъекции.

77. Прочитайте дополнительный материал и сформулируйте к нему вопрос.

При повреждении сосуда вся кровь не сворачивается благодаря наличию системы противосвёртывания. Специальные белки плазмы препятствуют распространению реакции далеко от места повреждения сосуда. Они присоединяются к факторам свёртывания и блокируют их. Если этих белков недостаточно, то сгусток крови вырастает очень большой и возникает опасность тромбоза (закупорки) сосудов. Это заболевание получило название тромбофилия. В 70% случаев тромбофилия имеет наследственную природу.

  • Ответ: Как передается тромбофилия? Опасна ли для жизни тромбофилия?

78. Прочитайте статью «Защитные барьеры организма» (§18). Заполните таблицу.

  • Ответ:

    Защитные барьеры организма

    Тип защиты

    Барьер: кожа и слизистые оболочки

    Физическая

    Химическая

    Экологическая

    Преграда на пути к внутренней среде.

    Выделения потовых и сальных желез губительны для многих бактерий и вирусов.

    На коже человека находятся организмы, которые уничтожают других микробов.

    Барьер: кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма)

    Неспецифический иммунитет

    Специфический иммунитет

    Осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза.

    Антигены уничтожаются антителами.

79. Дайте определение понятия иммунитет.

  • Ответ: Это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и сохранять постоянство внутренней системы.

80. Дополните схему иммунной системы организма человека.

  • Ответ:

    Период болезни процессы происходящие в организме

81. Заполните таблицу.

  • Ответ:

    Функция T-лимфоцитов

    Функция B — лимфоцитов

    Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру. Информацию о химической структуре антигены передают в B — лимфоциты

    Получит информацию от T – лимфоцитов, начинают выделять антитела.

82. Прочитав статью «Воспаление» (§18), напишите в правом столбце таблицы процессы, происходящие в поражённых тканях.

  • Ответ:

    Внешние признаки

    Процессы, происходящие в поражённых тканях

    Воспалённое место краснее, на этом участке повышается температура.

    Расширяются капилляры, усиливается приток крови.

    Возникает боль и опухоль. Ограничивается участок воспаления.

    Раздражаются рецепторы, вызывающие боль к воспаленному участку прибывают лейкоциты и макрофаги. Начинается фагоцитоз. Вокруг микробов образуется защитный вал, внутри которого происходит уничтожение возбудителей.

     Появляется гной.

    Смесь погибших микробов и фагоцитов, вышедшая на поверхность.

83. Допишите приведённые утверждения.

  • Ответ: Заразные болезни, вызываемые вирусами, микробами, грибками, называют инфекционными. Заразные болезни, вызываемые простейшими, червями, паразитами, клещами, называются паразитами. Инфекционные заболевания протекают поэтапно. Время от момента заражения до появления первых симптомов называется скрытым периодом. Далее следует острый период, после которого наступает выздоровление.

84. Напишите, какие процессы в организме имеют место в скрытый, острый периоды болезни и при выздоровлении.

  • Ответ:

    Период болезни

    Процессы, происходящие в организме

    Скрытый

    Размножение возбудителя и иммунная реакция.

    Острый

    Интенсивное накопление возбудителя и токсинов антител.

    Период выздоровления

    Антитела нейтрализуют яды сдерживают размножение.

85. Прочитайте статью «Инфекционные болезни» (§18). Ответьте на вопросы.

1) Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?

  • Ответ: Да. На горлышке стакана могут оставаться вредоносные организмы.

2) Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?

  • Ответ: Можно избавиться от большинства микробов, но не от всех.

3) Вчём состоит опасность бацилло- и вирусоносительства?

  • Ответ: После перенесенного заболевания бациллы и вирусы могут долгое время без симптомов находится в организме человека, заражая других людей.

86. Прочитайте статьи «История изобретения вакцин» и «Лечебные сыворотки» (§19) и запишите в табличной форме разницу между вакцинами и лечебными сыворотками.

  • Ответ:

    Критерии сравнения

    Вакцины

    Лечебные сыворотки

    Состав препарата.

    Ослабленные микробы или их токсины.

    Готовые антитела.

    Механизм действия

    Организм сам вырабатывает антитела. Иммунитет развивается в течение месяца

    Организм получает готовые антитела, ему не нужно вырабатывать их самостоятельно.

    Продолжительность действия

    Длительное

    Короткое

        

87. Изучите рисунок 60 на с. 122 учебника. Заполните пропуски в тексте об изготовлении и применении антидифтерийной сыворотки, приведённое ниже.

  • Ответ: Для приготовления антидифтерийного антитоксина лошади вводят возбудителя инфекции или токсин. Процедуру повторяют несколько раз, увеличивая дозу препарата. В организме лошади вырабатывается антитела. Из взятой у лошади крови берут антитела путём выделения сыворотки. Ампулы антидифтерийного антитоксина применяют в лечении больных и профилактике здоровых. Сыворотка специфична, т.е. обладает строгой направленностью действия.

88. Прочитайте статью «Аллергию» (§19). Впишите в текст о развитии аллергического процесса необходимые термины.

  • Ответ: I стадия аллергии протекает безболезненно и без внешних проявлений. Аллерген вызывает иммунную реакцию. Образующиеся антитела выходят из стенок сосудов и адсорбируются на слизистых оболочках. II стадия аллергии вызывает конъюнктивит, насморк, кашель, крапивницу, расстройство желудка и пр. Попавший в организм аллерген улавливается антителами, осевшими на слизистых. Образуется комплекс антиген – антитела. При этом выделяются вещества, которые поражают клетки слизистых. Происходит аллергическая реакция.

89. Прочитайте статью «Переливание крови» (§19). Укажите стрелками теоретические пути переливания крови.

  • Ответ:Период болезни процессы происходящие в организме

90. Повторите информацию о факторах, по которым различаются группы крови у человека.

  • По содержанию антигенов в эритроцитах и антител плазмы людей можно разделить на четыре группы. Антигены эритроцитов обозначаются буквами А и В, антитела плазмы – греческими буквами α и β. Иммунный конфликт происходит тогда, когда антиген А встречается с антителом α, а антиген В – с антителом β. В крови любого человека эти антигены и антитела никогда не встречаются вместе.

    I группа крови

    II группа крови

    III группа крови

    VI группа крови

    Антигены эритроцитов

    Отсутствуют

    A

    B

    AB

    Антитела плазмы

    αβ

    β

    α

    Отсутствуют

Переливание совместимой крови, но другой группы крови проводится капельным способом и в небольших объёмах, поэтому несовместимые антитела донорской крови разбавляются плазмой реципиента и не могут склеить эритроциты, содержащие несовместимые антигены.

При переливании несовместимой крови антигены донорских эритроцитов попадают сразу в плазму реципиента с высокой концентрацией антител, и донорские эритроциты склеиваются.

Однако в настоящее время пациенту стараются переливать кровь столько своей группы.

Знаете ли вы свою группу крови? Если нет, спросите у родителей и запишите её в тетрадь.

  • Ответ: Да, знаю. Первая положительная.

91. Прочитайте статью «Резус — фактор» (§19). Ответьте на вопросы.

1) Что происходит в организме резус – отрицательной женщины, если она вынашивает резус – положительного ребёнка в первую беременность?

  • Ответ: Возникает резус – конфликт. В организме начинают вырабатываться антитела, которые уничтожают этот белок. Но их так много.

2) Что происходит при повторной беременности, если плод снова резус – положительный?

  • Ответ: Тогда антител накапливается достаточно, и они разрушают эритроциты ребенка, что приводит к гемолитической болезни.

3) С наследственным или приобретённым иммунитетом связаны: а) несовместимость групп крови по системе АВ0;

  • Ответ: Наследственным

б) резус-конфликт?

  • Ответ: приобретённым.

92. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

  • Ответ: Знание своего резус-фактора и группы крови может спасти жить. Также знания о совместимости групп крови пригодятся в будущем, если мы решим стать донором крови для кого-то из близких или для всех. Зная, что у меня первая группа, то я являюсь универсальным донором.

93. Решите кроссворд № 5.

  • Ответ:

    Период болезни процессы происходящие в организме

    По горизонтали:
    2. Культура ослабленных микробов или их ядов, применяемые для предохранительных прививок.
    5. Клетка крови, участвующая в образовании антител.
    7. Человек, дающий кровь для переливания.
    9. Способность организма уничтожать чужеродные клетки и вещества.
    10. Вещество, присоединяющее кислород и находящееся в эритроцитах.
    11. Химические вещества, поступающие в кровь и уничтожающие определённый вид антигенов.

    По вертикали:
    1. Клетка крови, транспортирующая кислород и углекислый газ.
    3. Чужеродное вещество.
    4. Сгусток крови, возникающий в процессе свёртывания.
    6. Кровяные пластинки, участвующие в свёртывании крови.
    8. Человек, получающий кровь при переливании.

Источник

Периоды инфекционной болезни. Этапы развития инфекции

При любой клинически манифестной инфекционной болезни различают следующие периоды:

1. Инкубационный (скрытый) период (ИП);

2. Период предвестников, или продромальный период;

3. Период основных проявлений болезни;

4. Период угасания (спада клинических проявлений) болезни;

5. Период выздоровления (реконвалесценция: ранняя и поздняя, с остаточными явлениями или без них).

Инкубационный период — это время, проходящее от момента заражения до появления первых признаков заболевания. При каждом инфекционном заболевании ИП имеет свою продолжительность, иногда строго определенную, иногда колеблющуюся, поэтому принято выделять среднюю продолжительность ИП при каждом из них. Во время этого периода происходят размножение возбудителя и накопление токсинов до критической величины, когда соответственно данному виду микроба возникают первые клинические проявления болезни. Во время ИП происходят сложные процессы на доклеточном и клеточном уровнях, но еще нет органных и системных проявлений болезни.

Период предвестников, или продромальный период, наблюдается не при всех инфекционных болезнях и длится обычно 1-2-3 дня. Он характеризуется начальными болезненными проявлениями, не имеющими каких-либо характерных клинических черт, свойственных определенной инфекционной болезни. Жалобами больных в этот период являются общее недомогание, небольшая головная боль, боль и ломота в теле, познабливание и умеренная лихорадка.

инфекционные болезни

Период основных проявлений болезни, так называемый «стационарный» период, в свою очередь может быть разделен на стадию нарастания болезненных явлений, период разгара болезни и ее спада. Во время нарастания и разгара болезни появляются в определенной последовательности (этапности) основные клинические проявления, характеризующие ее как самостоятельную клинически очерченную болезнь. В периоды нарастания и разгара болезни в организме заболевшего происходит максимальное накопление возбудителя и связанных с его жизнедеятельностью токсических веществ: экзо- и эндотоксинов, а также неспецифических факторов интоксикации и воспаления. Влияние экзотоксинов на организм человека по сравнению с эндотоксинами более определенное, порой четко локальное, с присущим данному заболеванию поражением анатомических структур органов и тканей. Действие различных эндотоксинов хотя и менее дифференцировано, но все же может различаться при разных болезнях не только степенью выраженности, но и некоторыми особенностями.

Например, головная боль при эндотоксиновой интоксикации может иметь некоторые оттенки в виде различий по характеру и остроте, постоянству или периодичности, усилению и ослаблению в различное время суток, переносимости больным и т.п.

В этот период наряду с описанными ранее биохимическими и другими сдвигами, сопутствующими эндогенной интоксикации, происходит целый каскад изменений, обусловленных ядовитыми веществами эндогенной, до того безвредной, собственной микрофлоры организма (аутофлоры) и накоплением веществ, возникших при ферментативном, чаще всего протеолитическом распаде клеток и тканей организма (например, при токсической гепатодистрофии). В результате соединения токсических веществ экзогенного микроба, вызвавшего заболевание, и эндогенной микрофлоры с белками собственных тканей (микроб + ткань, токсический агент + ткань) формируются аутоантигены — носители чужеродной информации, на которые организм отвечает выработкой аутоантител к собственным тканям («свои, своих не познавши»), приобретающих патогенное значение (начало, «пуск» и развитие аутоиммунных реакций).

Они обладают частично и некоторой физиологической ролью (нормальные изоантигены и изоантитела по П.Н. Косякову), но главное их значение в условиях инфекционной болезни — цитопатическое действие на собственные клетки и ткани (иммунопатологические реакции, например, при гепатите В). Под действием лейкоцидинов и гемолизинов патогенных микроорганизмов (например, стафилокков и стрептококков) происходит лизис эритроцитов и лейкоцитов с образованием эндогенных пирогенных веществ. Наряду с эндотоксинами бактерий эти вещества ведут к повышению температуры тела (лихорадке). Лихорадочная реакция организма, возникающая в ответ на патогенное действие различных видов микробов, неодинакова, что лежит в основе образования различных типов лихорадки, свойственных определенной ИБ.

В ее формировании участвуют сложные механизмы нейрогормональной регуляции теплообмена человека и связанные с этими воздействиями изменения центральной и вегетативной нервной регуляции. С самого начала этого периода болезни появляется озноб (симпатическая «буря»), увеличивается число сердечных сокращений (ЧСС), повышается, а позднее понижается артериальное давление (АД) и возникают многие другие изменения. При ряде ИБ развивается состояние, именуемое как тифозное (Status typhosus): больной становится сонливым, вялым, безучастным к окружающему, временами теряет сознание, появляются бред и сновидения различной окраски и содержания. Иногда возникают двигательное возбуждение, неадекватные психические реакции, дезориентация во времени и пространстве. В период разгара болезни появляются симптомы, типичные для данного инфекционного заболевания, изменения в периферической крови, а также общие проявления (увеличение печени и селезенки, изменение частоты пульса в виде тахикардии или относительной брадикардии, артериальная гипертензия, а затем гипотония, вплоть до коллапса, изменения на ЭКГ), наблюдаются местные проявления: сыпь на коже (экзантема) и слизистых оболочках рта (энантема), отмечаются сухость слизистых оболочек, обложенность языка, запор или послабления стула, увеличение лимфатических узлов и др.

При разных инфекционных болезнях периоды нарастания и разгара заболевания имеют неодинаковую продолжительность: от нескольких часов (пищевые токсикоинфекции) и нескольких дней (шигеллезы, сальмонеллезы, холера, чума и др.) до одной недели (тифы, гепатит А) или нескольких недель, редко до месяца и более (бруцеллез, вирусные гепатиты В и С, иерсиниозы и др.). В большинстве случаев они заканчиваются выздоровлением. В наши дни летальные исходы редки, но до сих пор имеют место (столбняк, ботулизм, менингококковая инфекция, вирусный гепатит В, геморрагические лихорадки, септические формы сальмонеллеза, грипп у пожилых и стариков и др.).

— Также рекомендуем «Период выздоровления инфекционной болезни. Лихорадка при инфекционной болезни»

Оглавление темы «Инфекционные болезни и их особенности»:

1. Дифференциация инфекционных болезней. Основные отличия инфекционных болезней

2. Периоды инфекционной болезни. Этапы развития инфекции

3. Период выздоровления инфекционной болезни. Лихорадка при инфекционной болезни

4. Типы лихорадки. Правило Либермейстера

5. Сыпь при инфекционных болезнях. Сопутствующие симптомы инфекции

6. Диагностика инфекции. Клиническая диагностика инфекционной болезни

7. Симптомы инфекции. Классификация симптомов инфекционной болезни

8. Детская инфекционная болезнь. Особенности инфекционной болезни у детей

9. Клинический анализ инфекционной болезни. Лабораторная диагностика инфекционной болезни

10. Распространение инфекционных болезней. Инфекционные болезни дыхательных путей

Источник