Пьеса болезнь куклы из цикла детский альбом чайковского

Пьеса болезнь куклы из цикла детский альбом чайковского thumbnail

Методическая разработка

«Методико-исполнительский анализ

пьесы«Болезнь куклы»из цикла«Детский альбом» П.И.Чайковского»

Выполнила: Родина Е.А. преподаватель

БОУ ДО «Детская школа искусств № 2 им. А.А. Цыганкова»

г. Омска

город Омск, 19 апреля 2020 год

Методико-исполнительский анализ пьесы

Болезнь куклы

из цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского

Данное произведение, предназначенное для маленьких пианистов 1-2 классов, и знакомит их с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Идея создания фортепианного цикла «Детский альбом» у Чайковского возникла под влиянием нескольких факторов. Во-первых, Петр Ильич хотел создать цикл легких сочинений для детей, как «Альбома для юношества» Роберта Шумана. Во-вторых, Петр Ильич очень любил детей и много общался со своими племянниками. Сборник детских пьес был посвящен Володе Давыдову – сыну сестры. Об этом он написал в письме к Н.Ф. фон Мекк и ее мужу Л.В.Давыдову: «Бобику, хоть ради его неподражаемой прелестной фигурки, когда он смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать…» (Письмо от 12 (24) дек.1878г.).

С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» день и жизнь ребенка русского «дома культуры, благополучия и уюта». В «Детском альбоме» символическое количество пьес – 24 (Прелюдии и фуги Баха, прелюдии Шопена…). Все пьесы цикла программные, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. Начинается цикл с «Утренней молитвы», а заканчивается «Хором» (В церкви). Это определяет духовное воспитание растущего ребенка. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы: игры-куклы (5), песни дальних стран (4), русский простой народ и его сказки (5), танцы (3). Обособленно стоят номера «Мама» и «Сладкая греза», которые образуют сродственность между собой за счет фактурного, мелодического и образного единства.

Микроцикл, связанный с игрой девочки, включает три пьесы: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». Художественный сюжет складывается из того, что с куклами играют, с ними гуляют, их укладывают спать, кормят, одевают, они могут болеть, их учат… Им доступно все, что видят в жизни дети. В пьесах отражаются подлинные страдания, подлинная скорбь. Чайковский видит и отражает музыкальным языком незащищенность, ранимость, остроту переживаний дитя, познающего жизнь. Три пьесы очень разные по своим исполнительским задачам. И не смотря на внешнюю простоту музыкального изложения, пьесы очень сложны в исполнительском отношении и требуют от ученика достаточно развитый музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Пьеса «Болезнь куклы» написана в тональности соль минор. Характер пьесы грустный и печальный, имитирующий вздохи и всхлипы ребенка. Мелодическая линия в правой руке, прерывается паузами, и направлена вниз, как падающие слезки девочки. Это первые серьезные переживания маленького человека, искренние и серьезные. Темп исполнения спокойный. Фактура полифоническая, и состоит из трех пластов. Одинаковую важность имеют два крайних пласта, две мелодических линии: это бас в левой руке и стонущие четверти в правой руке. Средний пласт: это синкопированное гармоническое заполнение, которое по своей звучности не должно заглушать ни одну из мелодических линий.

Строение пьесы: пьеса написана в простой 2 частной форме.

I часть простой период повторного строения (8+8), не замкнутый (остановка на Доминанте в 16 такте), повторенный (т.к. в 16 такте стоит знак репризы). Первое предложение (1- 8 такт) состоит из двух фраз повторного строения, где первая мелодическая линия расположена в правой руке и направлена вниз. При этом вторая мелодическая линия в басу имеет восходящее движение. Второе предложение (9-16 такт) несколько иное. Прерывистая нисходящая мелодическая линия передается в левую руку и уходит в низкий регистр. А правая рука наделяется музыкальным материалом левой руки предыдущего предложения. Данный прием вносит более печальные и трагические нотки в художественный образ.

II часть (14 тактов) развивающего типа строится на развитии материала I части: та же фактура, интонации, тональность, художественный образ. Данная форма, использованная композитором, способствует нарастанию эмоционального напряжения, что приводит к кульминации всего произведения. Кульминация достигается за счет самого высокого звука в мелодии, динамических оттенков (это f), за счет эмоционального напряжения (это восходящее движение линии баса по полутонам) и формой непрерывного развития музыкального материала. Последние 12 тактов – это заключение (типичные черты – частое кадансирование). Заключение состоит из неизменно повторяющегося баса — это звука «соль» — тоники (basso ostinato) и повторяющегося этого же звука в верхнем голосе партии правой руки. Таким образом, крайние голоса гармонии стоят на месте, упорно повторяя тонику «соль», а средние голоса двигаются вверх, создавая между собой мягкую сексту, а, затем возвращаются обратно вниз на звуки основного трезвучия. Данный музыкальный материал придает некую безысходность.

Исполнительские задачи:

  1. передача настроения пьесы, применение мягкого, глубокого туше;

  2. слуховой контроль выразительного ведения мелодической линии, которая имеет нисходящую направленность и прерывается паузами (в партии правой руки выстраивать горизонталь);

  3. активизация слухового контроля для протяженности длинных нот в партии левой руки (выстроить горизонталь в длинных звуках левой руки);

  4. дифференцировать мелодию и аккомпанемент (распределить вес руки и динамику между звуками – выстроить вертикаль);

  5. распределить внимание в левой руке между значимым басом, который должен исполняться глубоко и гармоническим заполнением, которое «накладывается» на звучащий бас, не заглушая его;

  6. дослушивать и додерживать звуки левой руки (Зачастую, когда начинает звучать нисходящая мелодия на 2 долю такта, ученик переключает внимание на эту мелодию в правой руке и отпускает звуки в левой руке. Такие действия прежде всего рвут горизонталь в партии левой руки, теряется вторая мелодическая линия, теряются элементы полифонии в произведении. Что в свою очередь, не решает задачи развития гармонического слуха ученика.)

  7. охватить мышлением большие формообразующие построения (8, 12 и 14 тактов), выстраивая динамическое развитие;

  8. дыхание рук по окончании фраз, которое имеет художественное значение;

  9. слуховой контроль над педализацией (использование правой и левой педали).

Методические задачи:

  1. чтение и ритмическая организация нот различной длительности в большой, малой, первой и второй октавах;

  2. использование рекомендуемой аппликатуры;

  3. достижение мышечной свободы и гибкого запястья при весовой игре;

  4. закрепление артикуляционных приемов игры (legato и non legato);

  5. дифференцирование музыкальной фактуры;

  6. формирование культуры звукоизвлечения (певучее, глубокое и мягкое туше), направленной на отображение художественного образа и передача динамических оттенков;

  7. выразительное интонирование мелодии;

  8. формирование естественного дыхания;

  9. выстраивание формы произведения, реализация плана интерпретации.

Методические рекомендации:

  1. изучение партии каждой руки отдельно

Проучивание партии правой руки, выстраивая движение мелодической линии и фразы, без пауз; затем такая же работа, но с выполнением пауз. Работа над партией левой руки несколькими способами: а) игра первой доли — баса, выстраивая динамику и напряжение по фразам; б) игра баса и гармонического заполнения вне ритма, с активным слуховым контролем, распределяя вес руки, свободу мышечного аппарата, гибкость запястья; в) игра в ритме баса и гармонического заполнения, с активным слуховым контролем, распределяя вес руки, с педалью. Педаль, запаздывающая на 1 долю такта. Также не очень опытным пианистам возможно взятие педали на вторую долю такта и точное ее снятие на 1 долю. Но об этом, чуть ниже по тексту.

  1. использование рекомендуемой художественно-оправданной аппликатуры

Читайте также:  Перелом лучевой и локтевой история болезни

Необходимо остановиться на проблеме выполнения рекомендованной аппликатуры. Аппликатура, которая выставлена в нотах художественно оправдана. Она позволяет объединить фразы, и мелодическую линию в левой руке. Однако, пьеса предназначена для маленьких учеников 1-2 классов ДШИ. И часто, рука маленького пианиста не способна охватить большие интервалы. Таким образом, в данном произведении, «проблемными» тактами являются 3, 7, 19, 20, 23 (номера тактов в работе указаны без реприз) и отдельно 21 такт. Во всех аппликатурно «проблемных» тактах, кроме 21, возможно использовать 4 палец вместо 3. При этом, брать звуки баса на клавиатуре необходимо ближе к черным клавишам. Еще раз повторю, это необходимо применять лишь при отсутствии физиологической возможности начинающего пианиста охватить большие интервалы, попросту говоря, если рука маленькая и не хватает растяжки. В 21 же такте другой палец поставить невозможно. Он требует отдельной работы над возможностью дотянуться крайними пальцами от нижнего до верхнего звука «соль». Для этого необходимо разбить данную гармонию на три интервала: квинту (соль – ре), кварту (ре — соль), октаву (соль — соль). И проучивать как в гармонически, так и мелодически. При такой работе, руки ученика должны быть теплыми и хорошо разыгранными, чтобы не растянуть и не повредить мышцы или связки.

  1. изучение педализации

Педализация данной пьесы: это запаздывающую педаль на 1 долю такта. Художественная оправданность в данном способе применения педали имеется очень огромная. По характеру своего мышления Чайковский – симфонист. И, такая педаль собирает воедино все пласты музыкальной ткани, образуя гармонический аккорд. Это способствует объединению звуков во фразы. Однако, не у всех учеников получается такая педаль, особенно у начинающих пианистов. Все зависит от умения дифференцировать музыкальную фактуры, а именно, владеть навыком распределения веса руки, иметь развитый музыкальный слух, который слышит протяженность звука, и развитый гармонический слух. Зависит также от умения и владения приемами педализации. В связи с разным уровнем музыкальных способностей обучающихся детей и их владением педалью, возможен второй аппликатурный принцип. Взятие прямой педали на звук мелодии в правой руке, на вторую долю такта. И точное снятие педали на бас в левой руке на 1 доле такта. Также, с момента начала заключения (31 такт) можно подключить левую педаль. Левая педаль поможет сделать больший контраст между кульминацией и заключением, а также добавит обертоновых красок в звуковую палитру.

  1. пение элементов фактуры

Петь верхнюю мелодическую линию сольфеджио (партию правой руки), играя при этом нижнюю мелодическую линию баса (в левой руке). Затем, наоборот, петь мелодическую линию баса, а играть мелодическую линию правой руки. При этом внимательно вслушиваться в слияние звуков в интервалы. После того, как ухо услышало звучание двух звуков одновременно, необходимо усложнить задачу. Для этого, при пении мелодии, играть полностью партию левой руки, с распределением веса и значимости звуков. Прием предназначен для развития гармонического слуха ученика.

  1. освоение естественного дыхания между фразами

Ауфтакт рук следует сделать после 4 такта, после 8 такта, 16, 20, 31 тактов. Ауфтакты можно брать только перед началом фразировочного построения, чтобы не разорвать напряжение в развитии мелодической линии и не нарушить форму. Ауфтакты рук имеют художественное значение. Они передают вздохи, всхлипы ребенка, и, наоборот, их отсутствие (20-31 такты и в коде) приводит к объединению необходимого музыкального материала и нарастанию напряжения в кульминационных моментах.

  1. работа над звуком

Работа над звуком – это сквозная задача всей деятельности исполнителя. В данном произведении необходимо использовать мягкое, глубокое туше. Для отображения художественного образа необходимо использовать весовую игру. Весовая игра относится к русской исполнительской школе. Прием «весовой» манеры звукоизвлечения придает роялю звук, богатый разными тембральными и динамическими красками, а также продлевает протяженность звучания нажатой клавиши. При такой игре используется вес всего корпуса, а не только пальца. Следует учитывать особенности регистров. Так, басы необходимо исполнять более плавно и медленнее, чем звуки в высоком регистре, где требуется более острый прием звукоизвлечения. При весовой игре требуется контролирование нижнего положения запястья, это касается баса на первую долю в левой руке и мелодии в правой. Так после извлечения звука запястье продолжает плавно опускаться вниз в наиболее удобное нижнее положение. Это все относится к приемам звукоизвлечения.

  1. динамика и фразы

В данном музыкальном произведении важно выстроить динамическую линию, которая подчеркнет фразировку и создаст форму в пьесе. Так, в 1 предложении, в 4 такте необходимо очень осторожно прикасаться к звукам, чтобы напряженная доминанта стала мягкой и трогательной. Вторую фразу (с 5 такта) следует начать со «вздоха» рук и несколько тише, не решительно. Вторая фраза развивается на крещендо, что делает окончание этой фразы и доминанту требовательной. Этот прием находит логику в последующем музыкальном развитии, где мелодическая линия переходит в низкий регистр. Так композитором создается драматизм произведения. Драматические ноты прослеживаются еще в начале заключения, когда композитор чередует мягкую тонику с напряженным уменьшенным септаккордом (ум VII2 в широком расположении). К тонике при этом необходимо прикасаться осторожно, едва приподнимая палец с клавиш, а вот уменьшенную гармонию, наоборот, ярче в динамике, глубоким проникновением в клавишу, начиная с ауфтакта рук. В 21 такте достигается самый высокий звука в мелодии. Он накладывается на глубокий бас и сам берется также очень глубоко и тяжело, от плеча, т.е. всем весом корпуса. Так создается звуковая арка. В заключении (последние 10 тактов), необходимо дослушать и выстроить развитие в динамике средних голосов на повторяющемся звучании звука «соль» — тоники в крайних голосах. Средние голоса восходящим движением в сексту также подчеркивают драматизм произведения.

  1. анализ интерпретации

Совместный с учеником анализ видеозаписи его исполнения: образа, звука, приемов звукоизвлечения, организации игровых движений, ритма, артикуляции, динамики и т.д.

Читайте также:  Какие болезни глаз бывают у котят

Пьеса «Болезнь куклы» очень значима в педагогическом репертуаре начинающих пианистов. Индивидуальность исполнителей подразумевает субъективную и неповторимую трактовку музыкального материала, интерпретацию. Представленные методы работы, задачи и способы их реализации, помогут коллегам-педагогам в работе с детьми над этой пьесой.

hello_html_md88d2fe.jpg

Использованная литература:

  1. Материалы образовательного проекта «К новым берегам», МАГК им. М.И.Глинки, Управление культуры, ДШИ №6, Магнитогорск, 2008г.

  2. Мазель Л. Строение музыкальных произведений 2-е издание, М., 1979г.

  3. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И.Чайковского. М., Классика XXI, 2003г.

  4. Николаев А.А. Фортепианное наследие П.ИЧайковского. – М. – Л. Музгиз, 1949г.

  5. https://котельники.рф/collective/method/post/442600

  6. Болезнь куклы ноты

  7. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/11/analiz-pesy-chaykovskogo-bolezn-kukly

  8. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/06/12/intonirovanie-na-fortepiano-kak-tvorcheskiy-protsess

  9. https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2019/05/23/vospriyatie-muzyki-kak-yazyka-glavnoe-uslovie

Источник

П.И. Чайковский «Детский альбом»

Чайковский Детский альбом

Известно, что Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, хорошо понимал их. Об этом говорит его известная фраза о том, что цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни. Не удивительно, что детская тема буквально пронизывает все его творчество, а сборник пьес «Детский альбом» и вовсе явился первым подобным произведением в России. Позже этот цикл вошел в золотой фонд сочинений, написанных специально для детей. Это не просто сборник – это целый мир, волшебная страна, пересказанная в звуках.

Историю создания «Детского альбома» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

К мысли написать сборник небольших пьес специально для детей, Чайковского натолкнуло два фактора. Во-первых, им послужил пример Роберта Шумана. Петр Ильич тоже хотел сочинить цикл простых пьес, как «Альбом для юношества», которые смогли бы свободно исполнять дети. Во-вторых, к мысли сочинить подобное произведение, Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками. Известно, что композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им, а также сам с интересом слушал все их рассказы.

Петр Ильич Чайковский

Впервые Чайковский упоминает о своем намерении сочинить сборник детских пьес 26 февраля 1878 года в письме к своему издателю, находясь во Флоренции. Спустя месяц композитор приступает к работе над циклом. 30 апреля 1878 года во время визита к своей сестре А.И. Давыдовой в Каменке, он пишет П.И. Юргенсону, сообщая о своей работе над «Детским альбомом».

Александра Ильинична Давыдова, сестра Петра Чайковского

Сведений о самом процессе сочинения цикла нет, известно, что он был написан композитором довольно быстро. Уже примерно через месяц в своем письме к Н.Ф. фон Мекк Петр Ильич написал о том, что сочинил все пьесы и теперь потребуется еще полтора месяца, чтобы привести цикл в порядок и все отредактировать.

29 июня в своем письме к издателю Чайковский отправил рукописи всех, написанных на тот момент сочинений, в том числе и сборник детских пьес.

Исследователи предполагают, что мысль о посвящении сборника своему племяннику Володе Давыводу возникла у Чайковского уже после окончания работы над сочинением. Известно, что летом 1878 года композитор очень много времени проводил с ним в Каменке. В автографе сборника посвящения нет, но в своем письме к Н.Ф. фон Мекк Чайковский уже подробно рассказывает о том, что решил посвятить цикл своему племяннику, который очень сильно любит музыку и даже обещает стать музыкантом. Очевидно, что распоряжение о своем решении Чайковский высказал издателю при личной встрече в конце сентября, начале октября 1878 года.

Интересные факты

  • Известно, что за свое сочинение Чайковский получил 240 рублей от издательства. Именно такую цену назначил сам композитор – по 10 рублей за каждую пьесу.
  • Есть еще один фактор, повлиявший на решение Чайковского сочинить «Детский альбом», – это общение с Колей Конради (воспитанником брата композитора). Известно, что с Колей и с М.П. Чайковским он провел часть зимы 1877-1878 годов. Они вместе посещали достопримечательности, много путешествовали.
  • Исследователи считают, что причиной, побудившей композитора заняться написанием сборника детских пьес, могли быть очень яркие впечатления от услышанной песни уличного певца во Флоренции. Об этом случае Чайковский даже писал в письме к своему брату 27 марта 1878 года. Особенно потрясло композитора исполнение такой «недетской» песни мальчиком-певцом, звучавшей в его интерпретации не так трагично, как в оригинале.

Пьеса болезнь куклы из цикла детский альбом чайковского

  • Изначально Чайковский замыслил несколько иной порядок пьес, который был изменен уже в первом издании, осуществлявшемся при его участии.
  • Несмотря на то что изначально сборник предназначался именно для детей, он прочно вошел в мировую музыкальную литературу и его часто исполняют даже профессиональные артисты. Достаточно вспомнить версию Я.В. Флиера, которая знакома многим благодаря сохранившимся аудиозаписям. Высокохудожественным образцом являются версии М. Плетнева и В. Постниковой. Плетнев вносит свое видение в прочтение этого произведения. Он меняет порядок номеров, выдвигая свою версию драматургической концепции сборника.
  • Петр Ильич высоко оценил первое издание своего сборника, однако некоторые моменты ему все же не понравились. Так, он сожалел по поводу внешнего вида «Детского альбома». Он хотел, чтобы формат сборника был иным, так как Володе (которому посвящено сочинение) будет очень неудобно смотреть на ноты при игре. Претензии у композитора были и к иллюстрациям.
  • Во всех издания советского периода название последней пьесы «В церкви» было специально изменено на «Хор».
  • Интересно, что к идее создать подобные сборники миниатюр для детей позднее обращались такие композиторы, как А.С. Аренский, В.И. Ребиков, С.М. Майкапар.
  • Существует большое количество переложений детского сборника Чайковского для самых разных инструментов и даже оркестров. Например, Владимир Мильман и Владимир Спиваков сделали переложение для камерного оркестра. Благодаря стараниям Роберта Грослота, появилось переложение для камерного оркестра и духового ансамбля. Есть партитура «Детского альбома» и для ансамбля ударных инструментов, которую переработал Анатолий Иванов, а чуть позже, в 2014 году появилось переложение для струнного оркестра и ударных инструментов, сделанное композитором Дмитрием Батиным.

Содержание «Детского альбома»

В «Детский альбом» входят 24 пьесы, имеющие свое индивидуальное название. Программное содержание сборника построено в определенной последовательности: утро, день и вечер. Кроме того, в цикле просматривается сразу несколько сюжетных линий.

Первая сюжетная линия раскрывает перед слушателями образы пробуждения ребенка и начало дня.

Пьеса болезнь куклы из цикла детский альбом чайковского

«Утренняя молитва» — это невероятно красивая, светлая, созерцательная пьеса, которая навевает на размышления о Боге, о душе. Чайковскому удалось удивительным образом передать в фортепианной музыке пение хора. Мелодия этой пьесы будто соткана из живых интонаций, благодаря особому изложению. Настроение сосредоточенности помогают передать также равномерное ритмическое движение, фактура изложения, простой гармонический язык и светлая тональность.

Читайте также:  Ребенок не хочет в сад после болезни

Вторая пьеса «Зимнее утро» вносит иное настроение в утреннюю умиротворенную атмосферу. Ненастную погоду (холодную, с метелью и вьюгой) очень точно передает встревоженная и сменяющая ее прозрачно просветленная музыка. Средняя часть вносит некий оттенок грусти, который еще больше оттеняет наступление репризы.

«Зимнее утро» (слушать)

Третья пьеса «Игра в лошадки» открывает сюжетную линию игрушек и детской комнаты. Эта небольшая пьеса очень точно передает топот копыт благодаря равномерной ритмической пульсации, сближающей ее с токкатой. Образ игрушечных лошадок помогает передать трехдольный размер, звучащий в данном случае легко и оживленно.

Пьеса болезнь куклы из цикла детский альбом чайковского

В пьесе «Мама» музыка очень простая, но насыщена душевными переживаниями. Изложена она в виде дуэта: нижний голос обладает более теплым тембром, а верхний – ясным, светлым. В целом пьеса эта очень гармоничная, мягкая, даже размер композитор выбрал неслучайно, так как трехдольность придает музыке округлость и мягкость.

В пьесе «Марш деревянных солдатиков» Чайковский раскрывает главный образ очень четким ритмическим рисунком и выверенными штрихами. Композитору удалось очень точно передать четкие, почти механические движения солдатиков под дробь барабанщика.

«Марш деревянных солдатиков» (слушать)

 Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Следующие пьесы (6,7,8,9), образующие небольшую сюиту, раскрывают еще одну сюжетную линию, которая рассказывает о сложной, серьезной душевной жизни маленького ребенка, чувствующего все также остро, как и взрослые.

«Болезнь куклы» вносит совсем иной образный строй. Грустная музыка передает переживания маленькой девочки, которая настолько заигралась, что принимает все всерьез и очень сильно беспокоится о своей любимой кукле. Интересно построена музыкальная ткань пьесы, в которой нет непрерывной мелодии. Паузы, а также жалобные интонации передают «вздохи» и «стоны» куклы. После напряженной кульминации, все завершается «угасающей» кодой.

Пьеса «Похороны куклы» имеет еще один подзаголовок, который дал сам автор – «В подражание Шуману». По образному строю эта миниатюра очень похожа на «Первую утрату» Роберта Шумана из его «Альбома для юношества». Композитор со всей серьезностью отнесся к переживаниям ребенка, отобразив неподдельные чувства маленькой героини.

«Вальс» совершенно внезапно врывается в ход повествования, сменяя печаль и грусть на веселье. Почему именно вальс? Этот танец был одним из самых популярных и любимых в XIX веке и звучал он не только на пышных балах, но и на домашних праздниках. «Вальс» из «Детского альбома» передает атмосферу именно домашнего праздника.

«Вальс» (слушать)

Пьеса болезнь куклы из цикла детский альбом чайковского

«Новая кукла» — это продолжение веселья, ведь девочка очень рада своей новой игрушке. Она танцует и кружится вместе с новой куклой. Музыка очень точно передает настроение маленькой девочки, чувство восторга и радости. Пьеса напоминает вальс, правда, звучит он очень быстро, привычный размер 3/4 ускорен в два раза.

Стремительный польский танец «Мазурка» продолжает линию танцевальных миниатюр в сборнике. Вот только у Чайковского он носит более камерный характер, поэтому и первая тема пьесы спокойная, элегическая.

Следующие три пьесы «Детского альбома» (11,12, 13) раскрывают народную линию и ее можно даже назвать своеобразной «русской сюитой».

Все три пьесы: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» передают национальный колорит и в них Чайковский использует один и тот же прием развития – вариационный, который был свойственен именно народному исполнительству.

«Камаринская» (слушать)

Сменяет русскую тему чешский народный танец «Полька». Он звучит очень весело, задорно и изящно. Интересно, что именно эта миниатюра является наиболее популярной из всего цикла.

В следующей сюжетной линии композитор представил песни разных стран. Тема путешествий была очень близка Чайковскому, ведь он посетил достаточно много стран и городов. Очевидно, что все свои впечатления от многочисленных поездок он постарался воплотить в музыке. В эту сюжетную линию входят пьесы 15,16,17,18 и к ним еще примыкает 23 номер. Все эти номера представляют из себя яркие, колоритные зарисовки. В них очень точно передал Чайковский итальянские, французские и немецкие черты в музыке.

Неслучайно предпочтение автор отдает именно итальянским, ведь как раз осень и зиму 1877-1878 годов он проводит в путешествии по европейским городам, в частности, Чайковский посещает Италию. Из Милана он пишет Н. Ф. фон Мекк о своих ярких впечатлениях, полученных там.

Любопытно, что «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Шарманщик поет» и даже в некотором смысле «Старинная французская песенка» объединены одной идеей. Все они напоминают звучание шарманки. Эти впечатления у маэстро сохранились еще с самого детства, когда его отец привез из Петербурга механический орган. Благодаря этому устройству, Чайковский смог познакомиться с произведениями великих композиторов.

«Итальянская песенка» (слушать)

 Пьеса болезнь куклы из цикла детский альбом чайковского

Не обошлось в «Детском альбоме» и без сказок, их тут две, а вместе с пьесой «Сладкая греза» они образуют сказочно-мечтательную линию.

«Нянина сказка» — это страшная история, рассказанная старушкой-няней. Сказочный образ, раскрытый в пьесе, выражен при помощи гармонического языка и музыкально-выразительных средств. В целом музыка звучит очень настороженно.

«Баба-Яга» — это еще одна сказка в цикле, в которой композитор очень точно передал фантастический полет главного персонажа. Колдунья стремительно проносится мимо слушателей. Музыка звучит резко, с характерными «выкриками» Бабы-Яги и «свистом ветра». С помощью музыкально-выразительных средств Чайковскому удалось очень точно охарактеризовать этот сказочный персонаж.

«Баба-Яга» (слушать)

Пьеса «Сладкая греза» носит спокойный, мечтательный характер. Мягкость этой миниатюры подчеркнута резким звучанием предыдущих сказочных номеров.

«Сладкая греза» (слушать)

Чайковский «Сладкая грёза»

«Песня жаворонка» — это яркая и невероятно живописная картинка, передающая щебет птиц. Музыка звучит очень легко, этому способствует отсутствие ритмических акцентов, а также то, что мотивы мелодии начинаются и заканчиваются в основном на слабые доли.

Заключительная пьеса цикла «В церкви» – это снова обращение к молитве, как и в первой миниатюре. Музыка звучит достаточно строго и серьезно. Связано это с тем, что в ней маэстро использовал подлинную мелодию молитвы. Вероятнее всего, Чайковский специально не стал упрощать музыкальный язык, воплотив в таком довольно небольшом построении всю глубину чувств.

«Детский альбом» Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвященный любимому племяннику. Это калейдоскоп ярких образов, целый ряд живых впечатлений самого композитора, которые он смог так точно передать в музыке, а также детских эмоций. Это удивительное по своему замыслу и воплощению произведение, которое заслуженно входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

Видео: слушать «Детский альбом» Чайковского

Источник