План по былине илья муромец болезнь и исцеление

План по былине илья муромец болезнь и исцеление thumbnail

Цели:

  • познакомить с новой былиной;
  • расширить представление о былинных героях;
  • продолжить учить работе с текстом былин и
    совершенствовать навык чтения;
  • прививать любовь к Родине и к своему народу.

Оборудование:

  • картинки к былинам;
  • карточки с именами и фамилиями;
  • картина В.М. Васнецова “Богатыри”;
  • картинки для составления картинного плана;
  • книги с былинами;
  • учебник О.В. Кубасова “Любимые страницы” 4 кл.,
    1часть;
  • рабочая тетрадь к учебнику О.В. Кубасовой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

1. Былинный герой – Добрыня Никитич:

С каким героем былин мы уже знакомы?

Что мы о нём узнали?

Где он изображён на картине В. Васнецова?

III. Изучение нового.

1. Былина “Болезнь и исцеление Ильи
Муромца”.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство
с богатырями, но уже будем говорить о том, который
на картине В. Васнецова изображён в центре. Кто
это?

Давайте попробуем выяснить, почему его назвали
Муромец? Что это: отчество или фамилия?

(рассуждения учащихся)

а) знакомство с историческими сведениями об
имени и фамилии главного героя:

— Мы с вами уже знаем, что былины создавались
народом и в них много исторических сведений и
названий. Мы изучаем их в современной обработке,
хотя пришли они к нам из древнейших времён.

Поэтому, имена героев былин не всегда звучали
так, как мы с вами говорим сейчас.

Вот имя и фамилия нашего сегодняшнего героя
тоже изменялись.

Хотите узнать как?

(учитель прикрепляет на доску карточки:
Ильюша, Илейко, Елейка, Мурович, Муравлении,
Моровленин, Илья сын Иванович, Илья свет
Иванович)

физминутка

б) знакомство с текстом

— На уроке мы познакомимся с самой первой
былиной об Илье Муромце, из которой узнаем, как он
стал богатырём.

  • чтение подготовительных упражнений учебника,
    разбор непонятных слов
  • чтение подготовленным учеником первых двух
    абзацев былины

Где родился Илья?

Какая пришла беда в семью?

Сколько лет просидел Илья в избе?

Может ли человек, страдающий таким недугом,
быть богатырём?

(высказывания детей)

  • просмотр отрывка из фильма: кто и как исцелил
    Илью Муромца.

Кто и как исцелил Илью?

Кто такие калики перехожие?

Что они предсказали Илье?

Узнаем, что произошло дальше.

  • чтение подготовленными учащимися последней
    части былины.

в) работа по содержанию:

Каким стал Илья? Подтвердите предложениями из
текста.

Почему Илья не остался жить с родителями?

Как отнеслись к этому родители? Прочитайте в
тексте.

Дали они ему своё благословение? Почему?
Подтвердите словами из текста.

Что мы с вами узнали о новом былинном герое?

(высказывания учащихся )

г) составление картинного плана:

Давайте теперь попробуем восстановить, как
разворачивались все события былины. А что нам
может в этом помочь?

Сейчас вы будете работать в группах, составляя
картинный план и озаглавливая каждую часть.

(учащиеся разделены на 3 группы: каждая группа
получает лист с картинками, на котором
проставляется последовательность частей и
пишется заглавие к каждой части)

— Теперь проверим, как каждая группа выполнила
задание.

  • участник группы, которая закончила первой, на
    доске составляет картинный план

— Посмотрите, такой план у вас получился?

— Проверяем заглавия частей.

(каждая группа по очереди называет свой
заголовок и потом выбирается наиболее точный из
всех предложенных)

IV. Итог урока.

— Чему учит эта былина?

— Какова её главная мысль?

Работа с пословицами.

— У вас на обратной стороне листа написаны
пословицы. Выберите ту, которая наиболее точно
передаёт главную мысль нашей былины.

(работа в группах)

  • пословицы:

Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.

Лучше того дела нету, чем родную землю от врагов
защищать.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

— Какую пословицу выбрали? Почему?

  • на доску прикрепляется плакат со 2-ой
    пословицей.

V. Домашнее задание.

Запишите задание на дом: стр. 168-173 читать и
выполнить задания в тетради стр. 31.

Источник

Русская народная сказка «Исцеление Ильи Муромца»

Жанр: былина

Главные герои сказки «Исцеление Ильи Муромца» и их характеристика

  1. Илья Муромец. Больной, слабый на ноги. Стал богатырем, силы немереной.
  2. Калики. Странники, волшебники.
  3. Родители Ильи. Добрые, трудолюбивые.

План пересказа сказки «Исцеление Ильи Муромца»

  1. Тридцать лет болезни
  2. Один дома
  3. Калики перехожие
  4. Илья отворяет ворота
  5. Илья пьет медвяной напиток
  6. Илья чует в себе силу богатырскую
  7. С кем нельзя биться Илье
  8. Как выбрать коня
  9. Илья корчует пни
  10. Илья выхаживает жеребенка
  11. В добрый путь.

Кратчайшее содержание сказки «Исцеление Ильи Муромца» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Тридцать лет болел Илья Муромец, на ноги не вставал.
  2. Пришли к дому калики перехожие, стали просить ворота отворить.
  3. Отворил ворота Илья, выпил напиток предложенный, богатырем стал.
  4. Рассказали калики с кем он не должен биться и как коня получить.
  5. Помог Илья пни выкорчевать, купил жеребенка, коня выходил.
  6. Взял родительское благословение и на подвиги отправился.

Главная мысль сказки «Исцеление Ильи Муромца»
Любую болезнь можно одолеть силой веры.

Чему учит сказка «Исцеление Ильи Муромца»
Былина учит никогда не терять надежду, не терять веру в свои силы. Учит слушать старших и опытных. Учит верить в чудеса. Учит помогать родителям, быть послушным сыном. Учит жить ради других людей, ради своей земли.

Отзыв на сказку «Исцеление Ильи Муромца»
Это очень интересная былина, в которой говорится о том, как Илья Муромец стал богатырем. Оказалось, что для этого ему потребовалось лишь поверить в свои силы, хотя и без чудес не обошлось.

Пословицы к сказке «Исцеление Ильи Муромца»
С верой нигде не пропадешь.
Божья роса божью землю кропит.
Бог дал живот, бог даст и здоровье.
Желание вылечиться помогает лечению.
Славна богатырями земля русская.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Исцеление Ильи Муромца»
В селе Карачарово, что возле славного города Мурома, жил Илья Муромец. Тридцать лет он сидел сиднем, не мог встать на ноги.
Родители Ильи уходили в поле, а он оставался один.
Однажды к дому Ильи подошли два странника, калики перехожие, и стали просить Илью Муромца отворить им ворота. Отвечал Илья странникам, что не может встать на ноги, но калики настаивали.
Рассердился Илья, встал на ноги, отворил ворота, впустил калик в дом. А калики поклонились, перекрестились и протянули Илье чашку напитка медового.
Выпил Илья чашку, почувствовал в себе силу великую. А калики и говорят Илье, чтобы был он богатырем, чтобы бился со всяким богатырем, но только не Святогором, которого земля через силу носит, не с Самсоном, у которого сила в волосах ангельских, не с Микулой, которого земля любит, и не с Вольгой, который хитростью берет.
И сказали калики, чтобы купил Илья жеребенка, поставил на три месяца в конюшню, а потом три раза ночью вывел в поле и дал три раза в росе покататься.
А когда станет конь через тын высокий перепрыгивать, тогда на него и садиться можно будет.
Ушли калики, а Илья отправился в поле, к родителям. Родители его спали в это время от трудов праведных. Очистил поле Илья от пней дубовых, пни все в реку покидал.
Проснулись родители, удивляются, кто всю работу переделал. Домой вернулись, а там Илья по двору ходит, про калик рассказывает.
Пошел Илья в чистое поле, купил у мужичка жеребенка захудалого, поставил в конюшню, пшеном белояровым кормил. Потом дал коню в утренней росе искупаться, стал Бурушка через тын перепрыгивать.
Оседлал Илья Бурушку, испросил родительского благословения, и поехал в чистое поле.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Исцеление Ильи Муромца»

Источник

Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Немолодые родители рады-радёхоньки. Собрали на крестины гостей со всех волостей, раздёрнули столы и завели угощенье – почестей пир. Назвали сына Ильёй. Илья, сын Иванович.
Растёт Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды-невзгоды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень-крепыш ходить перестал. Сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядит, слезами обливаются. Да чего станешь делать? Ни колдуны-ведуны, ни знахари недуга излечить не могут. Так год минул и другой прошёл. Время быстро идёт, как река течёт. Тридцать лет да ещё три года недвижимый Илья в избе просидел.
В весеннюю пору ушли спозаранку родители пал палить [Пал – пожог; пал палить – сжигать срубленные деревья.], пенья-коренья корчевать, землю под новую пашню готовить, а Илья на лавке дубовой сидит, дом сторожит, как и раньше.
Вдруг: стук-бряк. Что такое? Выглянул во двор, а там три старика – калики перехожие [Калики перехожие – странники.] стоят, клюками в стену постукивают:
– Притомились мы в пути-дороге, и жажда нас томит, а люди сказывали, есть у вас в погребе брага пенная, холодная. Принеси-ка, Илеюшка, той браги нам, жажду утолить да и сам на здоровье испей!
– Есть у нас брага в погребе, да сходить-то некому. Недужный я, недвижимый. Резвы ноги меня не слушают, и я сиднем сижу тридцать три года, – отвечает Илья.
– А ты встань, Илья, не раздумывай, – калики говорят.
Сторожко Илья приподнялся на ноги и диву дался: ноги его слушаются. Шаг шагнул и другой шагнул… А потом схватил ендову [Ендова – широкий сосуд с отливом (открытым носком) для кваса, пива, вина.] полуведёрную и скорым-скоро нацелил в погребе браги. Вынес ендову на крыльцо и сам себе не верит: «Неужто я, как все люди, стал ногами владеть?»
Пригубили калики перехожие из той ендовы и говорят:
– А теперь, Илеюшка, сам испей!
Испил Илья браги и почувствовал, как сила в нём наливается.
– Пей, молодец, ещё, – говорят ему странники. Приложился к ендове Илья другой раз. Спрашивают калики перехожие:
– Чуешь ли, Илья, перемену в себе?
– Чую я в себе силу несусветную, – отвечает Илья. – Такая ли во мне теперь сила-могучесть, что, коли был бы столб крепко вбитый, ухватился бы за этот столб и перевернул бы землю-матушку. Вот какой силой налился я!
Глянули калики друг на друга и промолвили:
– Испей, Илеюшка, третий раз!
Выпил Илья браги третий глоток. Спрашивают странники:
– Чуешь ли какую перемену в себе?
– Чую, силушки у меня стало вполовинушку! – отвечал Илья Иванович.
– Коли не убавилось бы у тебя силы, – говорят странники, – не смогла бы тебя носить мать сыра земля, как не может она носить Святогора-богатыря. А и той силы, что есть, достанет с тебя. Станешь ты самым могучим богатырём на Руси, и в бою тебе смерть не писана. Купи у первого, кого завтра встретишь на торжище, косматенького неражего [Неражий – здесь: невидный.] жеребёночка, и будет у тебя верный богатырский конь. Припаси по своей силе снаряженье богатырское и служи народу русскому верой и правдой.
Попрощались с Ильёй калики перехожие и скрылись из глаз, будто их и не было.
А Илья поспешает родителей порадовать. По рассказам знал, где работают. Старики пал спалили да и притомилися, легли отдохнуть. Сын будить, тревожить отца с матерью не стал. Все пенья-коренья сам повыворотил да в сторону перетаскал, землю разрыхлил, хоть сейчас паши да сей.
Пробудились Иван с Ефросиньей и глазам не верят: «В одночасье наш нал от кореньев, от пеньев очистился, стал гладкий, ровный, хоть яйцо кати. А нам бы той работы на неделю стало!» И пуще того удивились, когда сына Илью увидели: стоит перед ними добрый молодец, улыбается. Статный, дородный, светлорадостный. Смеются и плачут мать с отцом.
– Вот-то радость нам, утешение! Поправился наш ясен сокол Илеюшка! Теперь есть кому нашу старость призреть!
Рассказал Илья Иванович про исцеление, низко родителям поклонился и вымолвил:
– Благословите, батюшка с матушкой, меня богатырскую службу нести! Поеду я в стольный Киев-град, а потом на заставу богатырскую нашу землю оборонять.
Услышали старики такую речь, опечалились, пригорюнились. А потом сказал Иван Тимофеевич:
– Не судьба, видно, нам глядеть на тебя да радоваться, коли выбрал ты себе долю воина, а не крестьянскую. Не легко нам расставаться с тобой, да делать нечего. На хорошие дела, на службу народу верную мы с матерью даём тебе благословение, чтоб служил, не кривил душой!
На другое утро раным-рано купил Илья жеребёнка, недолетка косматого, и принялся его выхаживать. Припас все доспехи богатырские, всю тяжёлую работу по хозяйству переделал.
А неражий косматый жеребёночек той порой вырос, стал могучим богатырским конём.
Оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.

  • Следующая сказка → Илья Муромец и Соловей-Разбойник (Былина)
  • Предыдущая сказка → Илья Муромец: Как Илья от Святогора меч получил

Читать сказку «Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

Источник

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

В честь какого города Илье Муромцу дали прозвище?

Муромец

Мурманск

Муром

2. 

Как звали мать Ильи?

Ефросинья

Евдокия

Елена

3. 

Как звали отца Ильи?

Сергей

Иван

Поликарп

4. 

Какая болезнь настигла Илью Муромца?

Отнялись ноги

Отнялись руки

Поностью парализовало

5. 

Сколько Илья Муромец провел в избе?

Три года

Тридцать три года

Тринадцать лет

6. 

Что попросили путники у Ильи?

Браги

Пива

Воды

7. 

После чего в Илье появилась сила несусветная?

После занятий спортом

После заклятий путников

После того, как он испил браги с путниками

8. 

Что путники велели Илье купить на торжище?

Жеребца

Щит

Меч

9. 

Какую работу ночью проделал Илья Муромец?

Очистил поле от пеньев-кореньев

Посадил картошку

Прополол грядки

10. 

Какой город поехал оборонять Илья Муромец?

Москву

Муром

Киев

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Источник

«Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения

Тема: Былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», 4 класс (2 урока ведут два учителя)

ЦЕЛИ: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников, композиторов, архитекторов; сформировать понятие о былине, богатырской сказке — видах устного народного творчества.

  • Обучающая:

  • -Формировать умения работать с предтекстовой инструкцией, умения прогнозировать и высказывать гипотезы до чтения текста с помощью разных видов восприятия, умения отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения которые подтверждали бы высказанную мысль, умения формулировать основную мысль текста, кратко пересказывать текст, умения составлять «индивидуального» плана к литературному произведению, умению работать с разными видами словарей.

  • Развивающая:

  • -Развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный рассказ о герое произведения, писать отзывы о прочитанном,

  • -Способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.

  • -Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.

  • Воспитательная:

  • -Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения.

Ход урока. Урок №1.

1. Оргмомент. Приветствие.

— Сегодня мы будем работать над художественным произведением, о теме которого вы должны догадаться с помощью подсказок.

2. Работа над новым материалом.

Подсказка 1.

(Звучит фрагмент «Богатырской» симфонии Бородина)

— Послушайте музыкальный фрагмент.

— Что вы представили, прослушав этот музыкальный фрагмент?

(Ответы детей: мощь, сила, что-то грозное и т. д.)

Подсказка 2.

(Детям предлагается потрогать предмет, лежащий в темном мешочке)

— Как можете охарактеризовать предмет в мешке?

— Какой он? Какие возникли ассоциации?

(Твердый, крепкий, холодный и т. д.)

— Вспомнив музыкальный фрагмент и свои ощущения от предмета, попробуйте сделать предположения, о чем или о ком пойдет речь в тексте, над которым мы будем работать.

(Выслушиваются предположения детей)

Подсказка 3.

— Следующая подсказка поможет вам назвать имя героя произведения.

( На экране показывается слайд «Памятник Илье Муромцу», архитектор Клыков)

— Кому установлен, п0-вашему этот памятник? (Богатырю)

— Действительно, в начале урока вы послушали фрагмент «Богатырской» симфонии композитора Бородина, которого восхищала сила и мощь русских богатырей.

— А металлический предмет в мешке, был твердым, холодным, крепким – символизировал дух русских богатырей.

— Кто главный герой сказаний о богатырях? ( Илья Муромец)

— Памятник Илье Муромцу, который вы видите на слайде, действительно установлен в городе, где он родился, архитектором Клыковым, в честь ратных подвигов русских богатырей.

— Попробуйте догадаться, о каком городе идет речь, а я вам помогу.

— Жителя Саратова называют — саратовец.

— А жителя Новгорода – новгородец.

— Так как же называется город, в котором родился Илья Муромец? (Муром)

— Существует еще одна версия, по ней Илья происходил из древнего племени «муромов».

3. Работа по учебнику.

— Откройте учебники на странице 168 и прочитайте название произведения. ( «Болезнь и исцеление Ильи Муромца).

1).Работа со словарями.

— Значение всех ли слов в названии былины вам понятны?

— Как понимаете слово «исцеление»?

— Давайте обратимся к толковым словарям, словарям глаголов, словарям синонимов и антонимов.

— Чем являются слова «исцеление» и «вылечить»? (Синонимами)

2). Работа с однокоренными словами.

— На листах зашифрованы однокоренные слова. Вставив вместо точек пропущенные буквы. Вы сможете их прочитать. Если кому то нужна помощь – обратитесь к словарю.

Цел . . . . . (Целитель, исцелить, целый, исцеление, целина, целебный, уцелеть, исцелять,

Цел . . цельный и т. д.)

.. цел …

Цел

(Значение сложных слов зачитываются детьми, так же дети могут записать эти значения в тетрадь – литературный словарик)

3). Работа с карточками.

(Карточки на доске, у детей сигнальные доски и маркеры)

  1. рассказ

  2. басня

  3. былина

  4. сказка

— К какому жанру вы отнесете этот текст? Докажите свой выбор. (Былинный герой)

— Что нам поможет доказать, что это былина?

(Толковый словарь. Былина – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях. Если необходимо, уточняется значение слова «эпическая».

— Что вы знаете об Илье Муромце?

— Каких других былинных героев вы знаете? (Ответы детей)

Кто видел картину Виктора Васнецова «Богатыри»? (Слайд)

4. Работа со сладом.

— Где можно увидеть эту картину? ( В Третьяковской галереи)

-А знаете ли вы, что художник писал свое масштабное полотно около 20 лет.

Размер полотна 3,5 на 4, 5 м. Кто не был в галереи, советую обязательно сходить, а кто хочет больше узнать о подвигах русских богатырей, обратитесь в библиотеку школы или района. (Выставка книг).

5.Чтение

Чтение былины учителем и хорошо читающими учениками, во время чтения дети отмечают карандашом или клеящимися закладками сложные слова и словосочетания, затем с помощью словарей уточняется лексическое значение.

6. Вопросы по содержанию.

Домашнее задание: прочитать былину, выписать на закладки непонятные слова и выражение и найти их толкование в словаре.

В этот день на уроке русского языка проводится словарная работа по содержанию былины, на уроке математики решаются задачи, героями которых являются богатыри.

Ход урока. Урок № 2.

1.Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

(прочитать былину, выписать на закладки непонятные слова и выражение и найти их толкование в словаре)

1). Объяснение трудных слов.

2). Выборочное чтение.

3). Чтение про себя с выполнением задания:

— разделить текст на части;

-озаглавить части, отметив закладкой;

4). Дифференцированные задания. Инструктаж.

— У вас 2 вида закладок чистые и с названием частей. Вы самостоятельно выбираете, с какими будете работать.

— Кто самостоятельно называл части?

5). Чтение былины вслух по частям, коррекция границ частей текста.

— Как назвали? Кто считает, что граница части другая?

6). Составление плана и «индивидуального» плана (по выбору).

Приклейте на лист названия частей по порядку на лист, чтобы получился «индивидуальный» план.

7). Анализ названий частей и составленных планов.

8). Пересказ былины по плану.

9). Дифференцированное задание. Написание отзыва или дополнение деформированного текста (по выбору).

10) Рефлексия. Подведение итогов.

Источник