План ухода за пациентом с гипертонической болезнью
Гипертоническая болезнь является результатом патологического состояния повышенного артериального давления. Это заболевание считается довольно распространенным, при этом некоторые люди могут даже не подозревать о нем.
Особенности гипертонической болезни
Симптомы гипертонии:
- частые головные боли;
- головокружения;
- снижение работоспособности;
- повышенная раздражительность;
- ухудшение памяти;
- ощущение слабости в конечностях.
Возможные осложнения:
- инфаркт миокарда;
- инсульт мозга;
- почечная недостаточность;
- острая сердечная недостаточность.
Как происходит лечение гипертонии?
Цель лечения гипертонической болезни – снизить артериальное давление. Это достигается следующими методами:
- употребление антигипертензивных препаратов;
- избавление от вредных привычек (например, курения, употребления алкоголя);
- снижение массы тела;
- снижение количества употребления в пищу поваренной соли;
- занятия спортом и проведение процедур массажа.
Процесс лечения затягивается на длительное время. На начальных стадиях заболевания пациент может и сам придерживаться установленного врачом режима, но бывают случаи, когда необходимо планирование сестринского ухода при гипертонической болезни.
Что это такое?
Сестринский процесс при гипертонической болезни – это специально организованный способ предоставления медицинской помощи для каждого пациента в индивидуальном порядке.
Функции медицинской сестры во время сестринского процесса:
- Предоставление больному ухода, который заключается в следующем:
- создание условий для выздоровления;
- проведение всех гигиенических и профилактических процедур;
- помощь в осуществлении некоторых желаний пациента.
- Проведение обучения больного и его близких необходимым навыкам, которые направлены на поддержание здоровья пациента.
- Повышение научных знаний и исследовательская деятельность с последующим применением на практике.
Этапы сестринского процесса при гипертонической болезни:
- обслуживание;
- диагностика;
- выявление цели сестринского вмешательства;
- составление плана ухода и его выполнение;
- анализ результатов.
Стоит учитывать, что особенно актуален сестринский процесс при атеросклерозе гипертонической болезни.
Первый этап
Цель первого этапа – проведение сестринского обследования, которое подразумевает сбор субъективной информации, объективный анализ полученных данных и психосоциальную ситуацию пациента.
1 этап сестринского процесса при гипертонической болезни заключается в выполнении медицинской сестрой следующих действий:
- установление доверительных отношений с пациентом;
- получение ответа, на вопрос: «Что ожидает больной в результате проведенного лечения?»;
- анализ всей необходимой информации, которая позволит составить правильный план ухода за пациентом.
Второй этап
Цель второго этапа – определить все существующие и потенциальные проблемы пациента при гипертонической болезни. Сестринский процесс включает также и постановку диагноза по каждой из жалоб. Проблемы больного могут носить физиологический и психологический характер, поэтому для каждой из жалоб необходимо составить свой диагноз.
Далее будет рассмотрен сестринский процесс при гипертонической болезни (таблица физиологических проблем и их диагноз).
Проблема | Диагноз |
Нарушение режима сна | Повреждения в работе нервной системы из-за гипертонической болезни. |
Учащенное сердцебиение | Повышенное влияние на сердце симпатоадреналовой системы. |
Боли в области сердца | Ухудшение коронарного кровоснабжения. |
Повышенная утомляемость | Как результат гипертонической болезни. |
Снижение работоспособности | |
Кровотечение из носа | |
Одышка | Сердечная астма, отек легких. |
Плохое зрение | Изменение на сетчатке глаза. |
Ухудшение слуха | Как результат гипертонической болезни. |
В чем еще заключается сестринский процесс при гипертонической болезни? Таблица психологических проблем и их диагноз играет здесь немаловажную роль.
Проблема | Диагноз |
Беспокойство |
|
Тревожность |
Этап №3
Цели, которые включает в себя сестринский процесс при гипертонической болезни, помогают в составлении индивидуального плана лечения.
Задачи бывают краткосрочными, которые рассчитаны на одну неделю и немного больше, и долгосрочными, продолжающимися на протяжении всего лечения.
Для более точного определения целей сестринского вмешательства необходимо, чтобы задачи отвечали следующим критериям:
- реальность и степень достижения;
- срочность выполнения;
- участие пациента в обсуждении.
Перед самой постановкой всех целей вмешательства медицинская сестра должна выявить:
- какие функции пациент может выполнять самостоятельно;
- поддается ли больной обучению особенностям самообслуживания.
Четвертый этап
Цель этого этапа – составление плана сестринского вмешательства для проведения лечения и его реализация.
План ухода представляет собой таблицу, которая включает следующие пункты:
- дата;
- проблема больного;
- какой результат ожидается;
- описание квалифицированной помощи;
- реакция больного на проведенное сестринское вмешательство;
- дата достижения цели.
План может предусматривать несколько возможных решений проблемы. Это гарантирует высокий процент достижения положительного результата.
Медсестра должна придерживаться следующих правил при выполнении плана:
- разработанный план должен выполняться систематически;
- в процесс выполнения необходимо вовлекать самого пациента и его близких;
- при малейших изменениях в самочувствии больного или появлении/исключении новых жалоб (симптомов) необходимо внести изменения в план;
- все запланированные процедуры должны выполняться четко по алгоритму.
Пятый этап
Грамотный анализ и оценка результатов работы сестринского вмешательства – важный этап для разработки дальнейшего режима жизни больного гипертонией.
Во время оценки можно получить ответы на следующие вопросы:
- есть ли какой-то прогресс в установленном лечении;
- соответствует ли ожидаемый результат достигнутому;
- насколько эффективно сестринское вмешательство по каждой из проблем больного;
- необходим ли пересмотр плана.
Для более точных результатов итоговая оценка осуществляется той же медицинской сестрой, что и проводила первичный осмотр пациента. Оценивание целесообразности лечения будет неполным, если за время сестринского ухода не были соблюдены следующие правила:
- не записывались все сестринские вмешательства (значительные и незначительные);
- действия документировались не сразу;
- не отмечались все отклонения в состоянии больного от нормы;
- использовались нечеткие термины;
- остались пустые графы в плане.
А главное, в результате сестринского ухода пациенту должно стать лучше, он и его близкие должны обучиться основным действиям из разработанного плана.
Источник
Ïîíÿòèå ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ãèïåðòåíçèè), åå îñíîâíûå âèäû. Ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è âèäû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè. Êëèíè÷åñêèå äàííûå è äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèÿ. Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç: ñèìïòîìû, íåîòëîæíàÿ ïîìîùü, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ëåêöèÿ ¹ 13. «Ïðîâåäåíèå ñåñòðèíñêîãî óõîäà ïðè àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè»
Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü (ýññåíöèàëüíàÿ èëè èñòèííàÿ, ãèïåðòåíçèÿ) — çàáîëåâàíèå, îñíîâíûì ïðèçíàêîì êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, îáóñëîâëåííîå íàðóøåíèåì ðåãóëÿöèè òîíóñà ñîñóäîâ è ðàáîòû ñåðäöà, è íå ñâÿçàííîå ñ îðãàíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè êàêèõ-ëèáî îðãàíîâ èëè ñèñòåì îðãàíèçìà.
Âòîðè÷íàÿ (ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ) Àà — ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì ãðóïïû çàáîëåâàíèé — ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ, ïî÷å÷íûõ, ýíäîêðèííûõ è äð., è îáóñëîâëåíà ïîðàæåíèåì îðãàíîâ è ðàçâèòèåì â íèõ îðãàíè÷åñêîãî ïðîöåññà.
Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ (ÀÃ) — íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííîå õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ óñòîé÷èâûì ïîâûøåíèåì ñèñòîëè÷åñêîãî (áîëåå 140 ìì ðò.ñò.) è/èëè äèàñòîëè÷åñêîãî (áîëåå 90 ìì ðò.ñò.) àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (ÀÄ). Åå âûÿâëÿþò ïðèáëèçèòåëüíî ó 30% íàñåëåíèÿ ïëàíåòû, çíà÷èòåëüíî ÷àùå (â 60-70% ñëó÷àåâ) ó ïîæèëûõ è ñòàðûõ ëþäåé. Âûñîêîå ÀÄ ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì ôàêòîðîì ðèñêà ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé è èõ ëåòàëüíûõ îñëîæíåíèé, ïðè÷åì âåäóùàÿ ðîëü â ïðè÷èíàõ ñìåðòè íàñåëåíèÿ ïðèíàäëåæèò ïîâûøåííîìó ñèñòîëè÷åñêîìó ÀÄ. ãèïåðòîíè÷åñêèé àðòåðèàëüíûé êðèç ïîìîùü
Âûäåëÿþò 2 âèäà ÀÃ: 1) ãèïåðòîíè÷åñêóþ áîëåçíü è âòîðè÷íóþ âñëåäñòâèå çàáîëåâàíèÿ ïî÷åê, æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè è äð.; 2) èçîëèðîâàííóþ ñèñòîëè÷åñêóþ. Ïîñëåäíÿÿ âñòðå÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ó ëèö ïîæèëîãî è ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà.
Ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è âèäû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè
Ïîêàçàòåëüñèñòîëè÷åñêîåäèàñòîëè÷åñêîå
ÀÄ, ìì ðò.ñò.
Îïòèìàëüíîå ÀÄ Ìåíåå 120 Ìåíåå 80
Íîðìàëüíîå ÀÄ Ìåíåå 130 Ìåíåå 85
Ïîâûøåííîå íîðìàëüíîå ÀÄ 130-139 85-89
Àà ïîãðàíè÷íàÿ 140-149 90-94
ÀÃ I ñòàäèè (ìÿãêàÿ) 140-159 90-99
ÀÃ II ñòàäèè (óìåðåííàÿ) 160-179 100-109
ÀÃ III ñòàäèè (òÿæåëàÿ) 180 è áîëåå 110 è áîëåå
Àà èçîëèðîâàííàÿ ñèñòîëè÷åñêàÿ 140 è áîëåå Ìåíåå 90
Ïðè÷èíû è ôàêòîðû ðèñêà:
1. Íàñëåäñòâåííîñòü;
2. Çëîóïîòðåáëåíèå ïîâàðåííîé ñîëüþ;
3. Êóðåíèå;
4. Óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ;
5. Îæèðåíèå;
6. Ñòðåññîâûå ñèòóàöèè;
7. Ãèïîäèíàìèÿ;
8. Àòåðîñêëåðîç;
9. Âîçðàñò;
10. Ýíäîêðèííûå ñäâèãè (êëèìàêñ).
Ôàêòîðû ðèñêà ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ÔÐ) , îïðåäåëÿþùèå ñòåïåíü ðèñêà îñëîæíåíèé è íåáëàãîïðèÿòíûõ èñõîäîâ:
Îñíîâíûå:
1. Ìóæ÷èíû ñòàðøå 55 ëåò;
2. Æåíùèíû ñòàðøå 65 ëåò;
3. Êóðåíèå;
4. Õîëåñòåðèí ñûâîðîòêè êðîâè;
5. Ñåìåéíûé àíàìíåç ðàííèõ ÑÑ çàáîëåâàíèé;
6. Ñàõàðíûé äèàáåò.
Êëèíèêà è äèàãíîñòèêà
Áîëüíûõ áåñïîêîÿò ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, øóì â ãîëîâå, «ìåëüêàíèå ìóøåê ïåðåä ãëàçàìè», óõóäøåíèå çðåíèÿ è ñíà, îáùàÿ ñëàáîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü, øàòêîñòü ïîõîäêè. Áîëè â îáëàñòè ãðóäåé êëåòêè, îäûøêà è ñåðäöåáèåíèå ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå íåðåäêî ñâèäåòåëüñòâóþò î âîçíèêíîâåíèè àòåðîñêëåðîçà êîðîíàðíûõ àðòåðèé è èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà (ÈÁÑ).
Ê íàèáîëåå õàðàêòåðíûì â êëèíè÷åñêîì ïëàíå îñîáåííîñòÿì Àà ó ïîæèëûõ è ñòàðûõ ïàöèåíòîâ îòíîñÿò çíà÷èòåëüíóþ åå äàâíîñòü, íåðåäêî ñêðûòîå (ëàòåíòíîå) òå÷åíèå áîëåçíè ñî ñêóäíîé ñóáúåêòèâíîé ñèìïòîìàòèêîé. Ïî ìåðå ïðîãðåññèðîâàíèÿ ïîðàæåíèé ñîñóäîâ ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ (ìîçãà, ñåðäöà, ïî÷åê, ãëàç) è ðàçâèòèÿ èõ ôóíêöèîíàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû ÀÃ.
Ñî÷åòàíèå Àà ñ ñîïóòñòâóþùèìè çàáîëåâàíèÿìè (öåðåáðîâàñêóëÿðíàÿ áîëåçíü, ÈÁÑ, íåôðîïàòèÿ, àòåðîñêëåðîç àîðòû, ñîñóäîâ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé è ñåò÷àòêè ãëàç) ñïîñîáñòâóåò óâåëè÷åíèþ ÷àñòîòû îñëîæíåíèé (èíñóëüò, ÈÌ, ÑÍ è äð.) è óõóäøàåò ïðîãíîç.
Ïðè èçîëèðîâàííîé ñèñòîëè÷åñêîé Àà ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ ïîâûøàåòñÿ, êàê ïðàâèëî, äî 170-180 ìì ðò. ñò. ïðè íîðìàëüíîì äèàñòîëè÷åñêîì ÀÄ. Ïî ñðàâíåíèþ ñ ïåðâè÷íîé ÀÄ ñóáúåêòèâíûå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ ìåíåå âûðàæåíû è ñïåöèôè÷íû. Áîëüíûõ áåñïîêîÿò ãîëîâîêðóæåíèÿ, øóì â ãîëîâå, îäûøêà è ñåðäöåáèåíèå ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, ïëîõîé ñîí è çíà÷èòåëüíî ðåæå — ãîëîâíûå áîëè.
Ãèïåðòîíè÷åñêèéêðèç— âíåçàïíîå, çíà÷èòåëüíîå è òðàíçèòîðíîå (ïðåõîäÿùåå) ïîâûøåíèå ÀÄ â ñî÷åòàíèè ñ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè íàðóøåíèé ñî ñòîðîíû íåðâíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû. Ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ ìîæåòïîâûøàòüñÿ äî 280 ìì ðò. ñò., äèàñòîëè÷åñêîå — äî 160 ìì ðò. ñò. (â ñëó÷àå èçîëèðîâàííîé ñèñòîëè÷åñêîé Àà ïîâûøàåòñÿ òîëüêî ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ). ×àñòûå ïðè÷èíû ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ — ïñèõîýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå (ñòðåññ), ïîâûøåííàÿ ìåòåî÷óâñòâèòåëüíîñòü, íåàäåêâàòíåå ëå÷åíèå Àà è âíåçàïíàÿ îòìåíà àíòèãèïåðòåíçèâíûõ ïðåïàðàòîâ.
Êðèçàì ñâîéñòâåííû âíåçàïíîå íà÷àëî, èíòåíñèâíûå ãîëîâíûå áîëè äàâÿùåãî, ðàñïèðàþùåãî, ïóëüñèðóþùåãî õàðàêòåðà, íåðåäêî — êðàòêîâðåìåííûå ðàññòðîéñòâà çðåíèÿ — ìåëüêàíèå ìóøåê ïåðåä ãëàçàìè, òóìàí, ïåëåíà, à òàêæå ãîëîâîêðóæåíèÿ, òîøíîòà è ðâîòà. Ïîÿâëÿþòñÿ çàòðóäíåííàÿ ðå÷ü, ñëàáîñòü êîíå÷íîñòåé, èíîãäà — ñóäîðîãè â îòäåëüíûõ ãðóïïàõ ìûøö. Äîïîëíÿþò êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó áîëè â ëåâîé ïîëîâèíå ãðóäíîé êëåòêè äàâÿùåãî èñæèìàþùåãî õàðàêòåðà, ñåðäöåáèåíèå è îäûøêà, Ê òÿæåëûì îñëîæíåíèÿì ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà îòíîñÿò íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, êðîâîèçëèÿíèå â ñåò÷àòêó ãëàçà ñ ÷àñòè÷íîé èëè ïîëíîé ïîòåðåé çðåíèÿ, ÈÌ è îòåê ëåãêèõ.
Äëÿ ïîæèëûõ íåõàðàêòåðíî âíåçàïíîå íà÷àëî êðèçà, íåðåäêî îí ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, è åãî ïîÿâëåíèþ ïðåäøåñòâóþò óñèëåíèå ãîëîâíûõ áîëåé, âîçáóæäåíèå èëè ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå.
Ïðîäîëæèòåëüíîñòü è èíòåíñèâíîñòü êðèçîâ ðàçíàÿ, Íåîñëîæíåííîå èõ òå÷åíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ íåïðîäîëæèòåëüíîé è ïîëíîñòüþ ïðîõîäÿùåé ñèìïòîìàòèêîé, îñëîæíåííîå — äëèòåëüíî ñóùåñòâóþùèìè (â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, èíîãäà — ñóòîê) è íåðåäêî óñèëèâàþùèìèñÿ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè.
Ôèçèêàëüíîå, ëàáîðàòîðíîå è èíñòðóìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèÿ ïîçâîëÿþò èñêëþ÷èòü âòîðè÷íóþ (ñèìïòîìàòè÷åñêóþ) ÀÃ, âûÿâèòü âîçìîæíûå ïîðàæåíèÿ (çàáîëåâàíèÿ) àîðòû è åå êðóïíûõ âåòâåé, ñåðäöà, ãîëîâíîãî ìîçãà, ïî÷åê, ãëàç, à òàêæå îïðåäåëèòü ãðóïïó ðèñêà ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íîñîñóäèñòûõ îñëîæíåíèé. Ìåäñåñòðå ñëåäóåò çíàòü è èñïîëüçîâàòü â ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ìåòîäû (íàâûêè) îáúåêòèâíîãî èññëåäîâàíèÿ: èçìåðåíèå è îöåíêó ÀÄ; ïàëüïàöèþ ïóëüñà íà ëó÷åâûõ, ñîííûõ è áåäðåííûõ àðòåðèÿõ; îïðåäåëåíèå ãðàíèö è õàðàêòåðèñòèêó òîíîâ ñåðäöà; âûñëóøèâàíèå øóìà íàä ñîííûìè àðòåðèÿìè ïðè èõ ñóæåíèè è â ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè ïðè ñòåíîçå ïî÷å÷íîé àðòåðèè; èçìåðåíèå ðîñòà è ìàññû òåëà. Ïîêàçàíà êîíñóëüòàöèÿ îêóëèñòà äëÿ îñìîòðà ãëàçíîãî äíà è âûÿâëåíèÿ ñâîéñòâåííîé Àà àíãèîðåòèíîïàòèè ñåò÷àòêè.
 ïåðå÷åíü îáÿçàòåëüíûõ èññëåäîâàíèé âõîäÿò: êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè ñ ïîäñ÷åòîì òðîìáîöèòîâ; îïðåäåëåíèå êîíöåíòðàöèè õîëåñòåðèíà, ñàõàðà, ýëåêòðîëèòîâ, êðåàòèíèíà â êðîâè; îáùèé àíàëèç ìî÷è; ýëåêòðîêàðäèîãðàôèÿ. Ïî ïîêàçàíèÿì ïðîâîäÿò ÓÇÈ ïî÷åê, âíóòðèâåííóþ óðîãðàôèþ, ðåíîãðàôèþ ñ êàïòîïðèëîì (ïðè ïîäîçðåíèè íà ñòåíîç ïî÷å÷íîé àðòåðèè), àíãèîãðàôèþ ïî÷åê, ýõîêàðäèîãðàôèþ, ñóòî÷íîå ìîíèòîðèðîâàíèå ÀÄ.
Íàðÿäó ñ ïîâûøåíèåì ÀÄ íàèáîëåå âàæíûìè äèàãíîñòè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ñîáñòâåííî ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ïåðâè÷íîé ÀÃ) ÿâëÿþòñÿ íàïðÿæåííûé, òâåðäûé ïóëüñ, ðàñøèðåíèå ãðàíèö ñåðäöà âëåâî çà ñ÷åò óâåëè÷åíèÿ ëåâîãî æåëóäî÷êà, ýëåêòðî- è ýõîêàðäèîãðàôè÷åñêèå ïðèçíàêè ãèïåðòðîôèè ëåâîãî æåëóäî÷êà, èçìåíåíèÿ ãëàçíîãî äíà (àíãèîðåòèíîïàòèÿ ñåò÷àòêè) ïðè îòñóòñòâèè ñèìïòîìîâ ïîðàæåíèÿ àîðòû è åå êðóïíûõ âåòâåé. Ïîñëåäóþùåå âîâëå÷åíèå â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, íåðâíîé, ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåì ñóùåñòâåííî ìîäèôèöèðóåò êëèíè÷åñêèå è ëàáîðàòîðíûå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ.
Ñòàäèÿ I — òðàíçèòîðíàÿ (ôóíêöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ) — íåóñòîé÷èâîå ïîâûøåíèå ÀÄ.
Ñòàäèÿ II — ñòàáèëüíàÿ — ñòîéêîå ïîâûøåíèå ÀÄ.
Ñòàäèÿ III — ñòàäèÿ èñõîäîâ — ÀÄ ÷àùå âñåãî ïîâûøåíî ñ ïîâðåæäåíèåì äðóãèõ îðãàíîâ è ðàçâèòèåì òÿæåëûõ îñëîæíåíèé.
Ïðîáëåìû ïàöèåíòà.
1.I ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ:
— ãîëîâîêðóæåíèå,
— ðàçäðàæèòåëüíîñòü,
— íåðâîçíîñòü,
— ïëîõîé ñîí,
— ñíèæåíèå ïàìÿòè è óìñòâåííîé
ðàáîòîñïîñîáíîñòè,
— ïîâûøåííàÿ óòîìëÿåìîñòü.
2.II ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ:
— áîëè â îáëàñòè ñåðäöà ïî òèïó
ñòåíîêàðäèè,
— ïåðåáîè,
— îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå,
— òàõèêàðäèÿ,
— íàðóøåíèÿ è èíîãäà ñíèæåíèå çðåíèÿ.
3.III ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ.
Âîçìîæíû:
— ðàçâèòèå èíôàðêòà ìèîêàðäà,
— íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ,
— ñíèæåíèå çðåíèÿ,
— íàðóøåíèå ôóíêöèé ïî÷åê.
Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç.
Ôàêòîðû, ïðîâîöèðóþùèå ðàçâèòèå êðèçà:
1. Ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ïåðåíàïðÿæåíèå;
2. Òðàâìû;
3. Ñòðåññ;
4. Íåóìåðåííîå óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ, êóðåíèÿ;
5. Íåäîñòàòî÷íûé ñîí, ïåðåóòîìëåíèå;
6. Êîëåáàíèÿ àòìîñôåðíîãî äàâëåíèÿ.
Êðèç ñîïðîâîæäàåòñÿ:
1. Ðåçêîé ãîëîâíîé áîëüþ;
2. Ãîëîâîêðóæåíèåì;
3. Ñåðäöåáèåíèåì, ïåðåáîè;
4. Ñèëüíûìè áîëÿìè â îáëàñòè ñåðäöà, îäûøêà;
5. Èíîãäà íàðóøåíèåì çðåíèÿ, òîøíîòîé è ðâîòîé;
6. Ïîòåðåé ðàâíîâåñèÿ.
Êðèç îñëîæíÿåòñÿ:
1. Èíôàðêòîì ìèîêàðäà;
2. Íàðóøåíèåì ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (èíñóëüò);
3. Ïðèñòóï ñåðäå÷íîé àñòìû.
Ôèçè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå:
1. Â I ñòàäèè — ìîæíî îïðåäåëèòü ïîâûøåíèå ÀÄ;
2. Âî II ñòàäèè — îòìå÷àåòñÿ ñìåùåíèå ãðàíèöû ñåðäöà âëåâî;
3.  III ñòàäèè — çíà÷èòåëüíîå ïîâûøåíèå ÀÄ.
Íàèáîëåå ÷àñòûìè îñëîæíåíèÿìè (ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû) ÿâëÿþòñÿ — ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç, èíñóëüò, èíôàðêò ìèîêàðäà, ïåðâè÷íî-ñìîðùåííàÿ ïî÷êà, êàðäèîñêëåðîç, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.
Ëå÷åíèå.
Ïðè I ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ:
1. Êîíòðîëü ÀÄ;
2. Îòðåãóëèðîâàòüðåæèì òðóäà è îòäûõà, äîñòàòî÷íûé ñîí;
3. Çàíÿòèå ËÔÊ, çàêàëèâàíèå (ïðîõëàäíûé äóø óòðîì è âå÷åðîì);
4. Ïñèõîðåëàêñàöèÿ;
5. Ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêîå ëå÷åíèå.
Çàïðåùàåòñÿ:
1. Êóðåíèå è óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ;
2. Ðàáîòà â íî÷íóþ ñìåíó è ðàáîòà, ñâÿçàííàÿ ñ âîçäåéñòâèåì øóìà, âèáðàöèè, ÷ðåçìåðíûì íàïðÿæåíèåì âíèìàíèÿ.
Îáÿçàòåëüíîå ñîáëþäåíèå äèåòû (äèåòà ¹ 10).Óïîòðåáëåíèå ñâåæåé çåëåíè, îâîùíûõ è ôðóêòîâûõ ñîêîâ, ïðîäóêòîâ, áîãàòûõ êàëèåì, ìîðåïðîäóêòû.
 I ñòàäèè íàçíà÷àþò:
1. Ñåäàòèâíûå ïðåïàðàòû;
2. Ñíîòâîðíûå ïðåïàðàòû (ïî íåîáõîäèìîñòè);
3. Ãèïîòåíçèâíûå ñðåäñòâà.
Âî IIè III ñòàäèÿõ:
1. Ìîíîòåðàïèÿ;
2. Êîìáèíèðîâàíèå ãèïîòåíçèâíûõ ñðåäñòâ (4 ãðóïïû):
— áåòà-àäðåíîáëîêàòîðû,
— äèóðåòèêè,
— àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ,
— èíãèáèòîðû àíãèîòåíçèíïðåâðàùàþùåãî ôåðìåíòà.
Êîìáèíèðîâàííàÿ òåðàïèÿ (ïðèìåíåíèå ïðåïàðàòîâ ñ ðàçíûì ìåõàíèçìîì äåéñòâèÿ).
Èñïîëüçóþòñÿ ñëåäóþùèå ãèïîòåíçèâíûå ñðåäñòâà:
— ìî÷åãîííûå (äèóðåòèêè): ãèïîòèàçèä, àðèôîí ðåòàðä è äð.;
— àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ (íèôåäèïèí, âåðàïàìèë, äèëòèàçåì, àìëîäèïèí è äð.);
— èíãèáèòîðû àíãèîòåíçèíïðåâðàøàþùåãî ôåðìåíòà (èíãèáèòîðû ÀÏÔ): ýíàëàïðèë, ïåðèíäîïðèë, ëèçèíîïðèë, ðàìèïðèë è äð.;
— b-àäðåíîáëîêàòîðû (ïðîïðàíîëîë, àòåíîëîë, ìåòîïðîëîë, áåòàêñîëîë è äð.);
— áëîêàòîðû ðåöåïòîðîâ àíãèîòåíçèíà II (âàëñàðòàí, èðáåñàðòàí è äð.);
— à-àäðåíîáëîêàòîðû (ïðàçîçèí, äîêàñàçîçèí);
— àíòàãîíèñòû èìèäàçîëèíîâûõ ðåöåïòîðîâ (ìàêñîíèäèí, ðèëìåíèäèí);
— êîìáèíèðîâàííûå ïðåïàðàòû (íîëèïðåë, íîëèïðåë-ôîðòå, ëîãèìàêñ, êîðåíèòåê, òåíîðèê è äð.)
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
Öåëü — ñíèæåíèå ðåçêî ïîâûøåííîãî ÀÄ, óëó÷øåíèå êðîâîîáðàùåíèÿ â ãîëîâíîì ìîçãå, ïî÷êàõ è äð. îðãàíàõ.
1. Âûçâàòü âðà÷à ÷åðåç ïîñðåäíèêà.
2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíûé ôèçè÷åñêèé è äóøåâíûé ïîêîé.
3. Óëîæèòü ïàöèåíòà, ïðèïîäíÿâ ãîëîâíîé êîíåö êðîâàòè.
4. Ïðîâåòðèòü ïàëàòó.
5. Ïðèìåíèòü ãðåëêó ê íîãàì è ðóêàì.
6. Ãîð÷èøíèêè íà èêðîíîæíûå ìûøöû.
7. Õîëîäíûé êîìïðåññ êî ëáó.
8. Ïîä ÿçûê — Êàïîòåí 25 ìã., Êàïòîïðèë 25 ìã.
Èç ãèïîòåíçèâíûõ ïðåïàðàòîâ íàçíà÷àþò:
1. Äèáàçîë — 0,5 % ð-ð 6-10 ìë ñ 10-15 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ð-ðà íàòðèÿ õëîðèäà — ÀÄ ñíèæàåòñÿ ÷åðåç 12-20 è ýôôåêò ñîõðàíÿåòñÿ 2-3 ÷àñà;
2. Ôóðîñåìèä — 40 ìã;
3. Ìàãíèÿ ñóëüôàò 25% — 5 ìë;
4. Àìèíàçèí 2,5% — 1 ìë â/ì;
5. Êëîôåëèí — 0,5-1 ìë 0,01% ð-ðà â/ì èëè â/â òóáåðêóëåç æå äîçó âìåñòå ñ 10-15 ìë èçîò. ð-ðà NaCl — ïîñëå ââåäåíèÿ êëîôåëèíà âî èçáåæàíèè ðåçêîãî ïàäåíèÿ ÀÄ ïàöèåíò äîëæåí íàõîäèòüñÿ â ïîñòåëè â òå÷åíèè 2 ÷.
Íåçàâèñèìûå âìåøàòåëüñòâà.
Ìåäñåñòðà äîëæíà ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ïàöèåíò:
1. Ñîáëþäàë äèåòó, ðåæèì äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè;
2. Ïðàâèëüíî ÷åðåäîâàë äíåâíîé ñîí è ïðîãóëêè;
3. Ðåãóëÿðíî ïðèíèìàë íàçíà÷åííûå ïðåïàðàòû, çíàë î âîçìîæíîì ïîáî÷íîì äåéñòâèè èõ íà îðãàíèçì è ïðè âîçíèêíîâåíèè òàêîâûõ óâåäîìëÿë ìåäñåñòðó è âðà÷à;
4. Êîíòðîëèðîâàòü ÀÄ è îáó÷èòü ïàöèåíòà ñàìîñòîÿòåëüíî èçìåðÿòü ÀÄ;
5. Êîíòðîëèðîâàòü âîäíûé áàëàíñ, äèóðåç;
6. Ñîïðîâîæäàòü ïàöèåíòà ïðè íàëè÷èè ó íåãî ãîëîâîêðóæåíèÿ;
7. Ðàñïîçíàòü ðàçâèòèå îñëîæíåíèÿ (èíôàðêò ìèîêàðäà, èíñóëüò è äð.);
8. Ïðîâîäèòü ïðîôèëàêòèêó ïðîëåæíåé;
9. Îêàçàòü íåîòëîæíóþ äîâðà÷åáíóþ ïîìîùü ïðè îñëîæíåíèÿõ, â òîì ÷èñëå, ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå.
Ïðîôèëàêòèêà. Ìåäñåñòðà ñîâìåñòíî ñ âðà÷îì, ïàöèåíòîì è ÷ëåíàìè åãî ñåìüè ó÷àñòâóåò â ìåðîïðèÿòèÿõ ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ðàçâèòèÿ (ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà) è çàìåäëåíèþ ïðîãðåññèðîâàíèÿ (âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà) ÀÃ. Ñïîñîáû ïåðâè÷íîé è âòîðè÷íîé ïðîôèëàêòèêè ïî÷òè èäåíòè÷íû è èçëîæåíû âûøå ïðè îïèñàíèè íåìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ. Äîïîëíèòåëüíî îòìåòèì, ÷òî ïðåäóïðåæäåíèå ïðîãðåññèðîâàíèÿ Àà âî ìíîãîì çàâèñèò îò æåëàíèÿ è âîçìîæíîñòè ÷åëîâåêà èçìåíèòü ñòèëü æèçíè è ñîáëþäàòü ïðàâèëà çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè, îò ñïîñîáíîñòè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ óáåäèòü ïàöèåíòà ðåãóëÿðíî è äëèòåëüíî ïðèìåíÿòü ãèïîòåíçèâíûå è äðóãèå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, îáó÷èòü åãî íàâûêàì ñàìîêîíòðîëÿ óðîâíÿ ÀÄ, îðãàíèçîâàòü åìó ïñèõîëîãè÷åñêóþ, ôèçè÷åñêóþ è ýêîíîìè÷åñêóþ ïîääåðæêó â ñåìüå.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник