План ухода за пациентом с гипертонической болезнью

План ухода за пациентом с гипертонической болезнью thumbnail

Гипертоническая болезнь является результатом патологического состояния повышенного артериального давления. Это заболевание считается довольно распространенным, при этом некоторые люди могут даже не подозревать о нем.

Особенности гипертонической болезни

Симптомы гипертонии:

  • частые головные боли;
  • головокружения;
  • снижение работоспособности;
  • повышенная раздражительность;
  • ухудшение памяти;
  • ощущение слабости в конечностях.

Возможные осложнения:

  • инфаркт миокарда;
  • инсульт мозга;
  • почечная недостаточность;
  • острая сердечная недостаточность.

Как происходит лечение гипертонии?

Цель лечения гипертонической болезни – снизить артериальное давление. Это достигается следующими методами:

  • употребление антигипертензивных препаратов;
  • избавление от вредных привычек (например, курения, употребления алкоголя);
  • снижение массы тела;
  • снижение количества употребления в пищу поваренной соли;
  • занятия спортом и проведение процедур массажа.

проблемы пациента при гипертонической болезни сестринский процесс

Процесс лечения затягивается на длительное время. На начальных стадиях заболевания пациент может и сам придерживаться установленного врачом режима, но бывают случаи, когда необходимо планирование сестринского ухода при гипертонической болезни.

Что это такое?

Сестринский процесс при гипертонической болезни – это специально организованный способ предоставления медицинской помощи для каждого пациента в индивидуальном порядке.

Функции медицинской сестры во время сестринского процесса:

  1. Предоставление больному ухода, который заключается в следующем:
  • создание условий для выздоровления;
  • проведение всех гигиенических и профилактических процедур;
  • помощь в осуществлении некоторых желаний пациента.
  1. Проведение обучения больного и его близких необходимым навыкам, которые направлены на поддержание здоровья пациента.
  2. Повышение научных знаний и исследовательская деятельность с последующим применением на практике.

    сестринский процесс при атеросклерозе гипертонической болезни

Этапы сестринского процесса при гипертонической болезни:

  • обслуживание;
  • диагностика;
  • выявление цели сестринского вмешательства;
  • составление плана ухода и его выполнение;
  • анализ результатов.

Стоит учитывать, что особенно актуален сестринский процесс при атеросклерозе гипертонической болезни.

Первый этап

Цель первого этапа – проведение сестринского обследования, которое подразумевает сбор субъективной информации, объективный анализ полученных данных и психосоциальную ситуацию пациента.

1 этап сестринского процесса при гипертонической болезни

1 этап сестринского процесса при гипертонической болезни заключается в выполнении медицинской сестрой следующих действий:

  • установление доверительных отношений с пациентом;
  • получение ответа, на вопрос: «Что ожидает больной в результате проведенного лечения?»;
  • анализ всей необходимой информации, которая позволит составить правильный план ухода за пациентом.

Второй этап

Цель второго этапа – определить все существующие и потенциальные проблемы пациента при гипертонической болезни. Сестринский процесс включает также и постановку диагноза по каждой из жалоб. Проблемы больного могут носить физиологический и психологический характер, поэтому для каждой из жалоб необходимо составить свой диагноз.

Далее будет рассмотрен сестринский процесс при гипертонической болезни (таблица физиологических проблем и их диагноз).

Проблема

Диагноз

Нарушение режима сна

Повреждения в работе нервной системы из-за гипертонической болезни.

Учащенное сердцебиение

Повышенное влияние на сердце симпатоадреналовой системы.

Боли в области сердца

Ухудшение коронарного кровоснабжения.

Повышенная утомляемость

Как результат гипертонической болезни.

Снижение работоспособности

Кровотечение из носа

Одышка

Сердечная астма, отек легких.

Плохое зрение

Изменение на сетчатке глаза.

Ухудшение слуха

Как результат гипертонической болезни.

В чем еще заключается сестринский процесс при гипертонической болезни? Таблица психологических проблем и их диагноз играет здесь немаловажную роль.

Проблема

Диагноз

Беспокойство

  • отсутствие необходимых знаний о болезни, ее причинах, симптомах, особенностях лечения и так далее;
  • отсутствие знаний и умений в вопросах самопомощи и уходе.

Тревожность

Этап №3

Цели, которые включает в себя сестринский процесс при гипертонической болезни, помогают в составлении индивидуального плана лечения.

сестринский процесс при гипертонической болезни

Задачи бывают краткосрочными, которые рассчитаны на одну неделю и немного больше, и долгосрочными, продолжающимися на протяжении всего лечения.

Для более точного определения целей сестринского вмешательства необходимо, чтобы задачи отвечали следующим критериям:

  • реальность и степень достижения;
  • срочность выполнения;
  • участие пациента в обсуждении.

Перед самой постановкой всех целей вмешательства медицинская сестра должна выявить:

  • какие функции пациент может выполнять самостоятельно;
  • поддается ли больной обучению особенностям самообслуживания.

Четвертый этап

Цель этого этапа – составление плана сестринского вмешательства для проведения лечения и его реализация.

План ухода представляет собой таблицу, которая включает следующие пункты:

  • дата;
  • проблема больного;
  • какой результат ожидается;
  • описание квалифицированной помощи;
  • реакция больного на проведенное сестринское вмешательство;
  • дата достижения цели.

планирование сестринского ухода при гипертонической болезни

План может предусматривать несколько возможных решений проблемы. Это гарантирует высокий процент достижения положительного результата.

Медсестра должна придерживаться следующих правил при выполнении плана:

  • разработанный план должен выполняться систематически;
  • в процесс выполнения необходимо вовлекать самого пациента и его близких;
  • при малейших изменениях в самочувствии больного или появлении/исключении новых жалоб (симптомов) необходимо внести изменения в план;
  • все запланированные процедуры должны выполняться четко по алгоритму.

Пятый этап

Грамотный анализ и оценка результатов работы сестринского вмешательства – важный этап для разработки дальнейшего режима жизни больного гипертонией.

Во время оценки можно получить ответы на следующие вопросы:

  • есть ли какой-то прогресс в установленном лечении;
  • соответствует ли ожидаемый результат достигнутому;
  • насколько эффективно сестринское вмешательство по каждой из проблем больного;
  • необходим ли пересмотр плана.

этапы сестринского процесса при гипертонической болезни

Для более точных результатов итоговая оценка осуществляется той же медицинской сестрой, что и проводила первичный осмотр пациента. Оценивание целесообразности лечения будет неполным, если за время сестринского ухода не были соблюдены следующие правила:

  • не записывались все сестринские вмешательства (значительные и незначительные);
  • действия документировались не сразу;
  • не отмечались все отклонения в состоянии больного от нормы;
  • использовались нечеткие термины;
  • остались пустые графы в плане.

А главное, в результате сестринского ухода пациенту должно стать лучше, он и его близкие должны обучиться основным действиям из разработанного плана.

Источник

Ïîíÿòèå ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ãèïåðòåíçèè), åå îñíîâíûå âèäû. Ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è âèäû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè. Êëèíè÷åñêèå äàííûå è äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèÿ. Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç: ñèìïòîìû, íåîòëîæíàÿ ïîìîùü, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ëåêöèÿ ¹ 13. «Ïðîâåäåíèå ñåñòðèíñêîãî óõîäà ïðè àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè»

Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü (ýññåíöèàëüíàÿ èëè èñòèííàÿ, ãèïåðòåíçèÿ) — çàáîëåâàíèå, îñíîâíûì ïðèçíàêîì êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, îáóñëîâëåííîå íàðóøåíèåì ðåãóëÿöèè òîíóñà ñîñóäîâ è ðàáîòû ñåðäöà, è íå ñâÿçàííîå ñ îðãàíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè êàêèõ-ëèáî îðãàíîâ èëè ñèñòåì îðãàíèçìà.

Âòîðè÷íàÿ (ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ) Àà — ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì ãðóïïû çàáîëåâàíèé — ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ, ïî÷å÷íûõ, ýíäîêðèííûõ è äð., è îáóñëîâëåíà ïîðàæåíèåì îðãàíîâ è ðàçâèòèåì â íèõ îðãàíè÷åñêîãî ïðîöåññà.

Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ (ÀÃ) — íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííîå õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ óñòîé÷èâûì ïîâûøåíèåì ñèñòîëè÷åñêîãî (áîëåå 140 ìì ðò.ñò.) è/èëè äèàñòîëè÷åñêîãî (áîëåå 90 ìì ðò.ñò.) àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (ÀÄ). Åå âûÿâëÿþò ïðèáëèçèòåëüíî ó 30% íàñåëåíèÿ ïëàíåòû, çíà÷èòåëüíî ÷àùå (â 60-70% ñëó÷àåâ) ó ïîæèëûõ è ñòàðûõ ëþäåé. Âûñîêîå ÀÄ ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì ôàêòîðîì ðèñêà ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé è èõ ëåòàëüíûõ îñëîæíåíèé, ïðè÷åì âåäóùàÿ ðîëü â ïðè÷èíàõ ñìåðòè íàñåëåíèÿ ïðèíàäëåæèò ïîâûøåííîìó ñèñòîëè÷åñêîìó ÀÄ. ãèïåðòîíè÷åñêèé àðòåðèàëüíûé êðèç ïîìîùü

Âûäåëÿþò 2 âèäà ÀÃ: 1) ãèïåðòîíè÷åñêóþ áîëåçíü è âòîðè÷íóþ âñëåäñòâèå çàáîëåâàíèÿ ïî÷åê, æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè è äð.; 2) èçîëèðîâàííóþ ñèñòîëè÷åñêóþ. Ïîñëåäíÿÿ âñòðå÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ó ëèö ïîæèëîãî è ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà.

Ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è âèäû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè

Ïîêàçàòåëüñèñòîëè÷åñêîåäèàñòîëè÷åñêîå

ÀÄ, ìì ðò.ñò.

Îïòèìàëüíîå ÀÄ Ìåíåå 120 Ìåíåå 80

Íîðìàëüíîå ÀÄ Ìåíåå 130 Ìåíåå 85

Ïîâûøåííîå íîðìàëüíîå ÀÄ 130-139 85-89

Àà ïîãðàíè÷íàÿ 140-149 90-94

ÀÃ I ñòàäèè (ìÿãêàÿ) 140-159 90-99

ÀÃ II ñòàäèè (óìåðåííàÿ) 160-179 100-109

ÀÃ III ñòàäèè (òÿæåëàÿ) 180 è áîëåå 110 è áîëåå

Àà èçîëèðîâàííàÿ ñèñòîëè÷åñêàÿ 140 è áîëåå Ìåíåå 90

Ïðè÷èíû è ôàêòîðû ðèñêà:

1. Íàñëåäñòâåííîñòü;

2. Çëîóïîòðåáëåíèå ïîâàðåííîé ñîëüþ;

3. Êóðåíèå;

4. Óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ;

5. Îæèðåíèå;

6. Ñòðåññîâûå ñèòóàöèè;

7. Ãèïîäèíàìèÿ;

8. Àòåðîñêëåðîç;

9. Âîçðàñò;

10. Ýíäîêðèííûå ñäâèãè (êëèìàêñ).

Ôàêòîðû ðèñêà ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ÔÐ) , îïðåäåëÿþùèå ñòåïåíü ðèñêà îñëîæíåíèé è íåáëàãîïðèÿòíûõ èñõîäîâ:

Îñíîâíûå:

1. Ìóæ÷èíû ñòàðøå 55 ëåò;

2. Æåíùèíû ñòàðøå 65 ëåò;

3. Êóðåíèå;

4. Õîëåñòåðèí ñûâîðîòêè êðîâè;

5. Ñåìåéíûé àíàìíåç ðàííèõ ÑÑ çàáîëåâàíèé;

6. Ñàõàðíûé äèàáåò.

Êëèíèêà è äèàãíîñòèêà

Áîëüíûõ áåñïîêîÿò ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, øóì â ãîëîâå, «ìåëüêàíèå ìóøåê ïåðåä ãëàçàìè», óõóäøåíèå çðåíèÿ è ñíà, îáùàÿ ñëàáîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü, øàòêîñòü ïîõîäêè. Áîëè â îáëàñòè ãðóäåé êëåòêè, îäûøêà è ñåðäöåáèåíèå ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå íåðåäêî ñâèäåòåëüñòâóþò î âîçíèêíîâåíèè àòåðîñêëåðîçà êîðîíàðíûõ àðòåðèé è èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà (ÈÁÑ).

Ê íàèáîëåå õàðàêòåðíûì â êëèíè÷åñêîì ïëàíå îñîáåííîñòÿì Àà ó ïîæèëûõ è ñòàðûõ ïàöèåíòîâ îòíîñÿò çíà÷èòåëüíóþ åå äàâíîñòü, íåðåäêî ñêðûòîå (ëàòåíòíîå) òå÷åíèå áîëåçíè ñî ñêóäíîé ñóáúåêòèâíîé ñèìïòîìàòèêîé. Ïî ìåðå ïðîãðåññèðîâàíèÿ ïîðàæåíèé ñîñóäîâ ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ (ìîçãà, ñåðäöà, ïî÷åê, ãëàç) è ðàçâèòèÿ èõ ôóíêöèîíàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû ÀÃ.

Ñî÷åòàíèå Àà ñ ñîïóòñòâóþùèìè çàáîëåâàíèÿìè (öåðåáðîâàñêóëÿðíàÿ áîëåçíü, ÈÁÑ, íåôðîïàòèÿ, àòåðîñêëåðîç àîðòû, ñîñóäîâ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé è ñåò÷àòêè ãëàç) ñïîñîáñòâóåò óâåëè÷åíèþ ÷àñòîòû îñëîæíåíèé (èíñóëüò, ÈÌ, ÑÍ è äð.) è óõóäøàåò ïðîãíîç.

Ïðè èçîëèðîâàííîé ñèñòîëè÷åñêîé Àà ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ ïîâûøàåòñÿ, êàê ïðàâèëî, äî 170-180 ìì ðò. ñò. ïðè íîðìàëüíîì äèàñòîëè÷åñêîì ÀÄ. Ïî ñðàâíåíèþ ñ ïåðâè÷íîé ÀÄ ñóáúåêòèâíûå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ ìåíåå âûðàæåíû è ñïåöèôè÷íû. Áîëüíûõ áåñïîêîÿò ãîëîâîêðóæåíèÿ, øóì â ãîëîâå, îäûøêà è ñåðäöåáèåíèå ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, ïëîõîé ñîí è çíà÷èòåëüíî ðåæå — ãîëîâíûå áîëè.

Ãèïåðòîíè÷åñêèéêðèç— âíåçàïíîå, çíà÷èòåëüíîå è òðàíçèòîðíîå (ïðåõîäÿùåå) ïîâûøåíèå ÀÄ â ñî÷åòàíèè ñ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè íàðóøåíèé ñî ñòîðîíû íåðâíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû. Ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ ìîæåòïîâûøàòüñÿ äî 280 ìì ðò. ñò., äèàñòîëè÷åñêîå — äî 160 ìì ðò. ñò. (â ñëó÷àå èçîëèðîâàííîé ñèñòîëè÷åñêîé Àà ïîâûøàåòñÿ òîëüêî ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ). ×àñòûå ïðè÷èíû ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ — ïñèõîýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå (ñòðåññ), ïîâûøåííàÿ ìåòåî÷óâñòâèòåëüíîñòü, íåàäåêâàòíåå ëå÷åíèå Àà è âíåçàïíàÿ îòìåíà àíòèãèïåðòåíçèâíûõ ïðåïàðàòîâ.

Êðèçàì ñâîéñòâåííû âíåçàïíîå íà÷àëî, èíòåíñèâíûå ãîëîâíûå áîëè äàâÿùåãî, ðàñïèðàþùåãî, ïóëüñèðóþùåãî õàðàêòåðà, íåðåäêî — êðàòêîâðåìåííûå ðàññòðîéñòâà çðåíèÿ — ìåëüêàíèå ìóøåê ïåðåä ãëàçàìè, òóìàí, ïåëåíà, à òàêæå ãîëîâîêðóæåíèÿ, òîøíîòà è ðâîòà. Ïîÿâëÿþòñÿ çàòðóäíåííàÿ ðå÷ü, ñëàáîñòü êîíå÷íîñòåé, èíîãäà — ñóäîðîãè â îòäåëüíûõ ãðóïïàõ ìûøö. Äîïîëíÿþò êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó áîëè â ëåâîé ïîëîâèíå ãðóäíîé êëåòêè äàâÿùåãî èñæèìàþùåãî õàðàêòåðà, ñåðäöåáèåíèå è îäûøêà, Ê òÿæåëûì îñëîæíåíèÿì ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà îòíîñÿò íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, êðîâîèçëèÿíèå â ñåò÷àòêó ãëàçà ñ ÷àñòè÷íîé èëè ïîëíîé ïîòåðåé çðåíèÿ, ÈÌ è îòåê ëåãêèõ.

Äëÿ ïîæèëûõ íåõàðàêòåðíî âíåçàïíîå íà÷àëî êðèçà, íåðåäêî îí ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, è åãî ïîÿâëåíèþ ïðåäøåñòâóþò óñèëåíèå ãîëîâíûõ áîëåé, âîçáóæäåíèå èëè ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü è èíòåíñèâíîñòü êðèçîâ ðàçíàÿ, Íåîñëîæíåííîå èõ òå÷åíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ íåïðîäîëæèòåëüíîé è ïîëíîñòüþ ïðîõîäÿùåé ñèìïòîìàòèêîé, îñëîæíåííîå — äëèòåëüíî ñóùåñòâóþùèìè (â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, èíîãäà — ñóòîê) è íåðåäêî óñèëèâàþùèìèñÿ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè.

Ôèçèêàëüíîå, ëàáîðàòîðíîå è èíñòðóìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèÿ ïîçâîëÿþò èñêëþ÷èòü âòîðè÷íóþ (ñèìïòîìàòè÷åñêóþ) ÀÃ, âûÿâèòü âîçìîæíûå ïîðàæåíèÿ (çàáîëåâàíèÿ) àîðòû è åå êðóïíûõ âåòâåé, ñåðäöà, ãîëîâíîãî ìîçãà, ïî÷åê, ãëàç, à òàêæå îïðåäåëèòü ãðóïïó ðèñêà ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íîñîñóäèñòûõ îñëîæíåíèé. Ìåäñåñòðå ñëåäóåò çíàòü è èñïîëüçîâàòü â ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ìåòîäû (íàâûêè) îáúåêòèâíîãî èññëåäîâàíèÿ: èçìåðåíèå è îöåíêó ÀÄ; ïàëüïàöèþ ïóëüñà íà ëó÷åâûõ, ñîííûõ è áåäðåííûõ àðòåðèÿõ; îïðåäåëåíèå ãðàíèö è õàðàêòåðèñòèêó òîíîâ ñåðäöà; âûñëóøèâàíèå øóìà íàä ñîííûìè àðòåðèÿìè ïðè èõ ñóæåíèè è â ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè ïðè ñòåíîçå ïî÷å÷íîé àðòåðèè; èçìåðåíèå ðîñòà è ìàññû òåëà. Ïîêàçàíà êîíñóëüòàöèÿ îêóëèñòà äëÿ îñìîòðà ãëàçíîãî äíà è âûÿâëåíèÿ ñâîéñòâåííîé Àà àíãèîðåòèíîïàòèè ñåò÷àòêè.

 ïåðå÷åíü îáÿçàòåëüíûõ èññëåäîâàíèé âõîäÿò: êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè ñ ïîäñ÷åòîì òðîìáîöèòîâ; îïðåäåëåíèå êîíöåíòðàöèè õîëåñòåðèíà, ñàõàðà, ýëåêòðîëèòîâ, êðåàòèíèíà â êðîâè; îáùèé àíàëèç ìî÷è; ýëåêòðîêàðäèîãðàôèÿ. Ïî ïîêàçàíèÿì ïðîâîäÿò ÓÇÈ ïî÷åê, âíóòðèâåííóþ óðîãðàôèþ, ðåíîãðàôèþ ñ êàïòîïðèëîì (ïðè ïîäîçðåíèè íà ñòåíîç ïî÷å÷íîé àðòåðèè), àíãèîãðàôèþ ïî÷åê, ýõîêàðäèîãðàôèþ, ñóòî÷íîå ìîíèòîðèðîâàíèå ÀÄ.

Íàðÿäó ñ ïîâûøåíèåì ÀÄ íàèáîëåå âàæíûìè äèàãíîñòè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ñîáñòâåííî ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ïåðâè÷íîé ÀÃ) ÿâëÿþòñÿ íàïðÿæåííûé, òâåðäûé ïóëüñ, ðàñøèðåíèå ãðàíèö ñåðäöà âëåâî çà ñ÷åò óâåëè÷åíèÿ ëåâîãî æåëóäî÷êà, ýëåêòðî- è ýõîêàðäèîãðàôè÷åñêèå ïðèçíàêè ãèïåðòðîôèè ëåâîãî æåëóäî÷êà, èçìåíåíèÿ ãëàçíîãî äíà (àíãèîðåòèíîïàòèÿ ñåò÷àòêè) ïðè îòñóòñòâèè ñèìïòîìîâ ïîðàæåíèÿ àîðòû è åå êðóïíûõ âåòâåé. Ïîñëåäóþùåå âîâëå÷åíèå â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, íåðâíîé, ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåì ñóùåñòâåííî ìîäèôèöèðóåò êëèíè÷åñêèå è ëàáîðàòîðíûå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ.

Ñòàäèÿ I — òðàíçèòîðíàÿ (ôóíêöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ) — íåóñòîé÷èâîå ïîâûøåíèå ÀÄ.

Ñòàäèÿ II — ñòàáèëüíàÿ — ñòîéêîå ïîâûøåíèå ÀÄ.

Ñòàäèÿ III — ñòàäèÿ èñõîäîâ — ÀÄ ÷àùå âñåãî ïîâûøåíî ñ ïîâðåæäåíèåì äðóãèõ îðãàíîâ è ðàçâèòèåì òÿæåëûõ îñëîæíåíèé.

Ïðîáëåìû ïàöèåíòà.

1.I ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ:

— ãîëîâîêðóæåíèå,

— ðàçäðàæèòåëüíîñòü,

— íåðâîçíîñòü,

— ïëîõîé ñîí,

— ñíèæåíèå ïàìÿòè è óìñòâåííîé

ðàáîòîñïîñîáíîñòè,

— ïîâûøåííàÿ óòîìëÿåìîñòü.

2.II ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ:

— áîëè â îáëàñòè ñåðäöà ïî òèïó

ñòåíîêàðäèè,

— ïåðåáîè,

— îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå,

— òàõèêàðäèÿ,

— íàðóøåíèÿ è èíîãäà ñíèæåíèå çðåíèÿ.

3.III ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ.

Âîçìîæíû:

— ðàçâèòèå èíôàðêòà ìèîêàðäà,

— íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ,

— ñíèæåíèå çðåíèÿ,

— íàðóøåíèå ôóíêöèé ïî÷åê.

Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç.

Ôàêòîðû, ïðîâîöèðóþùèå ðàçâèòèå êðèçà:

1. Ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ïåðåíàïðÿæåíèå;

2. Òðàâìû;

3. Ñòðåññ;

4. Íåóìåðåííîå óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ, êóðåíèÿ;

5. Íåäîñòàòî÷íûé ñîí, ïåðåóòîìëåíèå;

6. Êîëåáàíèÿ àòìîñôåðíîãî äàâëåíèÿ.

Êðèç ñîïðîâîæäàåòñÿ:

1. Ðåçêîé ãîëîâíîé áîëüþ;

2. Ãîëîâîêðóæåíèåì;

3. Ñåðäöåáèåíèåì, ïåðåáîè;

4. Ñèëüíûìè áîëÿìè â îáëàñòè ñåðäöà, îäûøêà;

5. Èíîãäà íàðóøåíèåì çðåíèÿ, òîøíîòîé è ðâîòîé;

6. Ïîòåðåé ðàâíîâåñèÿ.

Êðèç îñëîæíÿåòñÿ:

1. Èíôàðêòîì ìèîêàðäà;

2. Íàðóøåíèåì ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (èíñóëüò);

3. Ïðèñòóï ñåðäå÷íîé àñòìû.

Ôèçè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå:

1. Â I ñòàäèè — ìîæíî îïðåäåëèòü ïîâûøåíèå ÀÄ;

2. Âî II ñòàäèè — îòìå÷àåòñÿ ñìåùåíèå ãðàíèöû ñåðäöà âëåâî;

3.  III ñòàäèè — çíà÷èòåëüíîå ïîâûøåíèå ÀÄ.

Íàèáîëåå ÷àñòûìè îñëîæíåíèÿìè (ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû) ÿâëÿþòñÿ — ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç, èíñóëüò, èíôàðêò ìèîêàðäà, ïåðâè÷íî-ñìîðùåííàÿ ïî÷êà, êàðäèîñêëåðîç, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Ëå÷åíèå.

Ïðè I ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ:

1. Êîíòðîëü ÀÄ;

2. Îòðåãóëèðîâàòüðåæèì òðóäà è îòäûõà, äîñòàòî÷íûé ñîí;

3. Çàíÿòèå ËÔÊ, çàêàëèâàíèå (ïðîõëàäíûé äóø óòðîì è âå÷åðîì);

4. Ïñèõîðåëàêñàöèÿ;

5. Ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêîå ëå÷åíèå.

Çàïðåùàåòñÿ:

1. Êóðåíèå è óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ;

2. Ðàáîòà â íî÷íóþ ñìåíó è ðàáîòà, ñâÿçàííàÿ ñ âîçäåéñòâèåì øóìà, âèáðàöèè, ÷ðåçìåðíûì íàïðÿæåíèåì âíèìàíèÿ.

Îáÿçàòåëüíîå ñîáëþäåíèå äèåòû (äèåòà ¹ 10).Óïîòðåáëåíèå ñâåæåé çåëåíè, îâîùíûõ è ôðóêòîâûõ ñîêîâ, ïðîäóêòîâ, áîãàòûõ êàëèåì, ìîðåïðîäóêòû.

 I ñòàäèè íàçíà÷àþò:

1. Ñåäàòèâíûå ïðåïàðàòû;

2. Ñíîòâîðíûå ïðåïàðàòû (ïî íåîáõîäèìîñòè);

3. Ãèïîòåíçèâíûå ñðåäñòâà.

Âî IIè III ñòàäèÿõ:

1. Ìîíîòåðàïèÿ;

2. Êîìáèíèðîâàíèå ãèïîòåíçèâíûõ ñðåäñòâ (4 ãðóïïû):

— áåòà-àäðåíîáëîêàòîðû,

— äèóðåòèêè,

— àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ,

— èíãèáèòîðû àíãèîòåíçèíïðåâðàùàþùåãî ôåðìåíòà.

Êîìáèíèðîâàííàÿ òåðàïèÿ (ïðèìåíåíèå ïðåïàðàòîâ ñ ðàçíûì ìåõàíèçìîì äåéñòâèÿ).

Èñïîëüçóþòñÿ ñëåäóþùèå ãèïîòåíçèâíûå ñðåäñòâà:

— ìî÷åãîííûå (äèóðåòèêè): ãèïîòèàçèä, àðèôîí ðåòàðä è äð.;

— àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ (íèôåäèïèí, âåðàïàìèë, äèëòèàçåì, àìëîäèïèí è äð.);

— èíãèáèòîðû àíãèîòåíçèíïðåâðàøàþùåãî ôåðìåíòà (èíãèáèòîðû ÀÏÔ): ýíàëàïðèë, ïåðèíäîïðèë, ëèçèíîïðèë, ðàìèïðèë è äð.;

— b-àäðåíîáëîêàòîðû (ïðîïðàíîëîë, àòåíîëîë, ìåòîïðîëîë, áåòàêñîëîë è äð.);

— áëîêàòîðû ðåöåïòîðîâ àíãèîòåíçèíà II (âàëñàðòàí, èðáåñàðòàí è äð.);

— à-àäðåíîáëîêàòîðû (ïðàçîçèí, äîêàñàçîçèí);

— àíòàãîíèñòû èìèäàçîëèíîâûõ ðåöåïòîðîâ (ìàêñîíèäèí, ðèëìåíèäèí);

— êîìáèíèðîâàííûå ïðåïàðàòû (íîëèïðåë, íîëèïðåë-ôîðòå, ëîãèìàêñ, êîðåíèòåê, òåíîðèê è äð.)

Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå

Öåëü — ñíèæåíèå ðåçêî ïîâûøåííîãî ÀÄ, óëó÷øåíèå êðîâîîáðàùåíèÿ â ãîëîâíîì ìîçãå, ïî÷êàõ è äð. îðãàíàõ.

1. Âûçâàòü âðà÷à ÷åðåç ïîñðåäíèêà.

2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíûé ôèçè÷åñêèé è äóøåâíûé ïîêîé.

3. Óëîæèòü ïàöèåíòà, ïðèïîäíÿâ ãîëîâíîé êîíåö êðîâàòè.

4. Ïðîâåòðèòü ïàëàòó.

5. Ïðèìåíèòü ãðåëêó ê íîãàì è ðóêàì.

6. Ãîð÷èøíèêè íà èêðîíîæíûå ìûøöû.

7. Õîëîäíûé êîìïðåññ êî ëáó.

8. Ïîä ÿçûê — Êàïîòåí 25 ìã., Êàïòîïðèë 25 ìã.

Èç ãèïîòåíçèâíûõ ïðåïàðàòîâ íàçíà÷àþò:

1. Äèáàçîë — 0,5 % ð-ð 6-10 ìë ñ 10-15 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ð-ðà íàòðèÿ õëîðèäà — ÀÄ ñíèæàåòñÿ ÷åðåç 12-20 è ýôôåêò ñîõðàíÿåòñÿ 2-3 ÷àñà;

2. Ôóðîñåìèä — 40 ìã;

3. Ìàãíèÿ ñóëüôàò 25% — 5 ìë;

4. Àìèíàçèí 2,5% — 1 ìë â/ì;

5. Êëîôåëèí — 0,5-1 ìë 0,01% ð-ðà â/ì èëè â/â òóáåðêóëåç æå äîçó âìåñòå ñ 10-15 ìë èçîò. ð-ðà NaCl — ïîñëå ââåäåíèÿ êëîôåëèíà âî èçáåæàíèè ðåçêîãî ïàäåíèÿ ÀÄ ïàöèåíò äîëæåí íàõîäèòüñÿ â ïîñòåëè â òå÷åíèè 2 ÷.

Íåçàâèñèìûå âìåøàòåëüñòâà.

Ìåäñåñòðà äîëæíà ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ïàöèåíò:

1. Ñîáëþäàë äèåòó, ðåæèì äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè;

2. Ïðàâèëüíî ÷åðåäîâàë äíåâíîé ñîí è ïðîãóëêè;

3. Ðåãóëÿðíî ïðèíèìàë íàçíà÷åííûå ïðåïàðàòû, çíàë î âîçìîæíîì ïîáî÷íîì äåéñòâèè èõ íà îðãàíèçì è ïðè âîçíèêíîâåíèè òàêîâûõ óâåäîìëÿë ìåäñåñòðó è âðà÷à;

4. Êîíòðîëèðîâàòü ÀÄ è îáó÷èòü ïàöèåíòà ñàìîñòîÿòåëüíî èçìåðÿòü ÀÄ;

5. Êîíòðîëèðîâàòü âîäíûé áàëàíñ, äèóðåç;

6. Ñîïðîâîæäàòü ïàöèåíòà ïðè íàëè÷èè ó íåãî ãîëîâîêðóæåíèÿ;

7. Ðàñïîçíàòü ðàçâèòèå îñëîæíåíèÿ (èíôàðêò ìèîêàðäà, èíñóëüò è äð.);

8. Ïðîâîäèòü ïðîôèëàêòèêó ïðîëåæíåé;

9. Îêàçàòü íåîòëîæíóþ äîâðà÷åáíóþ ïîìîùü ïðè îñëîæíåíèÿõ, â òîì ÷èñëå, ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå.

Ïðîôèëàêòèêà. Ìåäñåñòðà ñîâìåñòíî ñ âðà÷îì, ïàöèåíòîì è ÷ëåíàìè åãî ñåìüè ó÷àñòâóåò â ìåðîïðèÿòèÿõ ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ðàçâèòèÿ (ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà) è çàìåäëåíèþ ïðîãðåññèðîâàíèÿ (âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà) ÀÃ. Ñïîñîáû ïåðâè÷íîé è âòîðè÷íîé ïðîôèëàêòèêè ïî÷òè èäåíòè÷íû è èçëîæåíû âûøå ïðè îïèñàíèè íåìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ. Äîïîëíèòåëüíî îòìåòèì, ÷òî ïðåäóïðåæäåíèå ïðîãðåññèðîâàíèÿ Àà âî ìíîãîì çàâèñèò îò æåëàíèÿ è âîçìîæíîñòè ÷åëîâåêà èçìåíèòü ñòèëü æèçíè è ñîáëþäàòü ïðàâèëà çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè, îò ñïîñîáíîñòè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ óáåäèòü ïàöèåíòà ðåãóëÿðíî è äëèòåëüíî ïðèìåíÿòü ãèïîòåíçèâíûå è äðóãèå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, îáó÷èòü åãî íàâûêàì ñàìîêîíòðîëÿ óðîâíÿ ÀÄ, îðãàíèçîâàòü åìó ïñèõîëîãè÷åñêóþ, ôèçè÷åñêóþ è ýêîíîìè÷åñêóþ ïîääåðæêó â ñåìüå.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник