Почему морская болезнь не у всех

Почему морская болезнь не у всех thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 октября 2013;
проверки требуют 107 правок.

Морская болезнь, кинетоз или болезнь движения — ощущение тошноты и «укачивания» из-за монотонных колебаний (впервые люди столкнулись с этим феноменом при морских путешествиях, откуда и название). Морская болезнь может появляться не только на водном транспорте, но и в автомобиле, автобусе, поезде, самолёте, притом сила проявления болезни зависит от силы укачивания, и чаще всего ныне с морской болезнью сталкиваются при езде в автомобилях, особенно если в это время читать, смотреть в телефон или находиться в слишком тёплой для помещения одежде. Иногда с ней сталкиваются дети при долгом качании на качелях (так называемая «качельная болезнь»).

Женщины чаще страдают от морской болезни, чем мужчины. Но больше всех от морской болезни страдают дети от 2 до 12 лет (в этом возрасте укачивает 58 % детей). Примерно 5-15 % населения страдают от морской болезни на протяжении всей своей жизни. Хотя в особенно неблагоприятных условиях (при сильной качке) укачать может любого, даже бывалого моряка.

Причины морской болезни[править | править код]

Причины морской болезни до сих пор являются предметом научных исследований. Согласно теории В. И. Воячека, ведущая роль в возникновении укачивания принадлежит рецепторам вестибулярного аппарата. Эти рецепторы реагируют на изменения движения тела и передают сигналы о силе и характере этих ускорений в мозг.

Другая причина морской болезни — конфликт между сигналами, которые поступают в центральную нервную систему из вестибулярного аппарата и органов зрения. Например, такой конфликт может возникнуть в момент качки, когда человек находится внутри корабля или вагона поезда и не видит горизонт. Вестибулярный аппарат регистрирует повторяющиеся движения, а глаза видят неподвижные предметы.[3]

Согласно данным физиков[кого?], морскую болезнь также вызывает инфразвук, так называемый «голос» моря. Впервые такие догадки были выдвинуты[кем?] в СССР ещё в 1930-х годах.[источник не указан 845 дней]

Предотвращение морской болезни[править | править код]

  • Перед посадкой в транспорт желательно выпить тёплого чая. И если отправление у вас вечером, то утром не отказывайте себе в воде. А вот перед самим отправлением не пейте много воды, потому что жидкость внутри вас будет переливаться. После начала движения, наоборот, стоит открыть бутылку и пить воду маленькими глотками, шансы на укачивание уменьшатся.
  • Во всё время путешествия пища, которую употребляет человек, страдающий морской болезнью, должна быть легко усваиваемой организмом.
  • Следует приспосабливаться к колебательным движениям судна или поезда.

Как только судно пристаёт к берегу или входит в реку, морская болезнь обычно или совсем исчезает, или значительно облегчается. То же самое происходит, когда поезд набирает или замедляет ход или подъезжает к станции. Во многих случаях уже на твёрдой земле ещё довольно длительное время продолжаются головокружения.

  • Также среди моряков распространён приём сосания спичек. Следует достать две спички из коробки и, вставив между зубов, посасывать — это облегчает течение морской болезни. Спички не следует вставлять серными головками в рот, это, наоборот, усилит тошноту.
  • Смотреть на горизонт. Причиной тошноты считается несоответствие поступающих сигналов от вестибулярного аппарата и органов зрения. Обращение внимания на заведомо неподвижные предметы (на море чаще всего это линия горизонта, на железной дороге — лес и линия горизонта на поле) помогает привести их в соответствие.
  • Перебирайте ногами или сидя стучите ногами по полу с пятки на носок и т. п., как будто едете на поезде. Данные движения сведут к минимуму несоответствие сигналов от зрения и вестибулярного аппарата в мозг. Ваш вестибулярный аппарат будет передавать сигналы в мозг, как будто вы идёте по земле, а зрение будет подавать, хоть и незначительные, но сигналы движения (если не смотреть в одну точку).
  • Также хорошим лечением будет обычный сон в/на транспортном средстве.
  • А также рекомендуют сосательные леденцы или жевать жвачку. Желательно мятную.
  • Многим помогает во время качки поедание цитрусовых, например апельсинов и лимонов (последние обычно просто обсасывают во рту).
  • На ВМФ среди экипажей для борьбы с морской болезнью часто используют сухари и галеты, которые можно рассасывать в течение долгого времени.
  • Перед прогулкой на корабле запястья перетягивают при помощи эластичного бинта. В результате организм гораздо мягче реагирует на перепады давления. [4]
  • Тошноту и головокружение помогают снять эфирные масла мандарина, имбиря, мяты или гвоздики. Их можно нанести на шею либо запястья.
  • В жаркие дни, особенно на яхте, а на железной дороге и в электричке, необходимо беречь себя от солнца, чтобы не получить перегрев, ведь он часто влечёт за собой и тошноту.
  • Общая усталость тоже способствует укачиванию. Чтобы защитные функции организма и иммунитет были в порядке, необходимо хорошенько выспаться перед морской прогулкой. [5]
  • Перед длительным морским плаванием рекомендуют наклеить пластырь с скополамином, который действует 72 часа.[6]

Профилактика морской болезни[править | править код]

  • Примерно за две недели до выхода в море или путешествия по железной дороге следует прекратить употреблять жирную пищу, алкоголь, газированные напитки. Начать выпивать не менее двух литров жидкости в день.
  • Следует в умеренных количествах употреблять продукты, содержащие витамин С, калий и минеральные вещества: конфеты, имбирное печенье, фрукты, чёрный шоколад, сухари.
  • Если необходимо, то нужно спуститься в каюту, лечь и закрыть глаза. Если вы едете на поезде, то нужно пройти в купе, лечь в постель (на полку) и также закрыть глаза. Наиболее оптимально — заснуть.
  • Согласно исследованиям специалистов НАСА возможна предварительная адаптация к симптомам морской болезни с целью их предупреждения во время выполнения ответственных заданий. Эксперименты с адаптацией к реверсии или инверсии поля зрения человека показали возможность предварительной адаптации человека к конфликтам зрительного анализатора с другими сигналами, поступающими в вестибулярную систему. Таким образом, специалисты НАСА подтвердили рекомендации Хьюберта Долизала, занимавшегося исследованием адаптации к оптическим трансформациям поля зрения. Рекомендации заключались в предварительной тренировке астронавтов, лётчиков и людей других специальностей, деятельность которых связана с вестибулярными конфликтами, с помощью инвертоскопа — прибора для инверсии поля зрения. Вестибуло-окулярный этап адаптации к инверсии поля зрения, вероятно, способен выступать в роли профилактической процедуры для предупреждения симптомов морской болезни в экстремальных условиях. [1] стр.64
  • При необходимости можно прибегнуть к употреблению лекарственных препаратов, предупреждающих «морскую болезнь», например, дименгидринат (торговые названия — «Драмина», «Сиэль», «Дедалон», «Дэдалон», «Novago» и др.). Но нужно обязательно читать инструкцию. От многих таких лекарственных препаратов клонит в сон, другим нежелательным эффектом может быть вызываемое ими вялое состояние. Если это случилось в электричке, то нужно на ближайшей остановке сойти с нее, присесть и,когда симптомы исчезнут, дождаться следующей электрички и продолжить поездку
Читайте также:  Когда можно делать прививку ребенку после болезни орви

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Финкельштейн Л. О. Болезнь морская // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

См. также[править | править код]

  • Акклиматизация

Источник

Почему возникает морская болезнь?

Вы едете в летний лагерь жарким днем в переполненном галдящими детьми автобусе. Автобус едет по длинной извилистой дороге, поднимаясь в гору между деревьями, окаймляющими шоссе. Каждый поворот автобуса и толчки на неровной дороге вызывают у вас в желудке очень неприятные ощущения. Очень странно то, что когда вы смотрите вниз, именно вниз, а не в окно, у вас возникает приступ тошноты, с которым вам довольно трудно справиться.

Если автобусные экскурсии вызывают у вас подобные ощущения, то вы отнюдь не одиноки. Одной болезнью с вами болеют астронавты и пассажиры лайнера «Королева Елизавета Вторая».

Возникает ли у вас тошнота в море или в автомобиле, или на деревенской телеге — все это проявления одной и той же болезни, которую мы, по старой памяти, будем называть морской болезнью. Нас не тошнит, если мы идем пешком по улице. Почему же иногда мы так плохо себя чувствуем, если едем по той же улице на такси или в городском автобусе?

Причины возникновения морской болезни

Проблема заключается в разнице между тем, что мы видим, и тем, что мы чувствуем, когда едем в каком – либо транспорте. Например, вы находитесь в каюте океанского лайнера. Вы испытываете качку — чувствуете, что поднимаетесь и опускаетесь вместе с волнами. Жидкость в вашем внутреннем ухе перемещается в такт качке и регистрирует ее, посылая соответствующую информацию в головной мозг.

Интересный факт: морская болезнь возникает от противоречия между тем, что вы видите, и тем, что вы чувствуете, при езде в движущемся транспорте.

Что происходит в организме при морской болезни?

Уши совершенно справедливо информируют мозг о том, что вы движетесь. Однако для ваших глаз каюта остается совершенно неподвижной. Глаза посылают мозгу справедливую и правдивую информацию о том, что вы не двигаетесь с места. Противоречивая информация, поступающая от органов чувств, которым мозг привык доверять, ставит его в тупик. Кому верить?

В кровь начинают выделяться гормоны стресса, такие, как адреналин. Скажем образно, что адреналин — это холодный пот мозга, находящегося в полной растерянности. Мышцы желудка получают мощные электрические импульсы и начинают сокращаться чаще и быстрее, чем обычно. Кончиться это может рвотой. Девять из десяти людей хотя бы один раз в жизни страдали морской болезнью.

Профилактика морской болезни

Чтобы свести к минимуму проявления этого недомогания, рекомендуется следующее. Находясь в автобусе или машине, смотрите в окно на проплывающий мимо пейзаж. Таким образом, ваши глаза, а не только вестибулярный аппарат, будут знать, что вы движетесь.  Не читайте и не смотрите на предметы внутри движущегося транспорта.

Самое лучшее для вас место — впереди, около водителя, там вы сможете видеть движущиеся предметы впереди и еще по бокам. То же относится к морскому путешествию. Вам гораздо полезнее находиться на палубе океанского судна, чем в закрытой каюте. Через несколько дней, когда мозг разберется в том, что происходит, проявления болезни уменьшатся. То же происходит на космическом корабле.

Можно принять специальные лекарства против морской болезни. Но эти лекарства могут вызвать у вас сонливость, а иногда даже головокружение и тошноту. Можете попробовать «морские браслеты» — эластичные ленты, надеваемые на предплечья. Эти браслеты специальными кнопками давят на определенную точку кисти. По теории акупрессуры, нажатие на эту точку уменьшает тошноту. Поэтому эти браслеты рекомендуют морским путешественникам и беременным женщинам, если их беспокоит тошнота. Кажется, эти браслеты действительно помогают людям, хотя и никто не знает почему.

Откуда берется морская болезнь – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Источник

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Несомненно, морская болезнь — это очень неприятное явление. Обозреватель BBC Future выясняет, почему наш организм так болезненно реагирует на монотонные покачивания и что можно с этим поделать.

Пиратский корабль выглядел, совсем как в приключенческих фильмах: на его носу красовалась жутковатая фигура в виде головы горгоны Медузы, на мачте развевался Веселый Роджер, а на борту нас приветствовал двойник Джека Воробья с заплетенной в косички бородой.

Мы отправились посмотреть на дельфинов у побережья Тенерифе, и мой трехлетний малыш был в полном восторге от этого путешествия, в то время как я… пыталась удержать в себе свой завтрак.

Морская болезнь — один из худших врагов отдыхающих. Согласно недавнему исследованию, пассажиры круизных лайнеров называют морскую болезнь главным неудобством из тех, что им пришлось испытать во время отпуска.

К тому же, ее трудно избежать. Как сказал британский комик Спайк Миллиган, «единственный способ не страдать от морской болезни — это сидеть под деревом».

Читайте также:  Заявление на выплату больничного листа по болезни

Однако в летнюю жару многие мечтают о путешествиях по воде — неспешных круизах, поездках на катере с острова на остров или прогулках на лодках, приводимых в движение только ветром.

Некоторые пытаются бороться с этими ужасными ощущениями, как это сделала я, другие же просто предпочитают иметь твердую почву под ногами.

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Image caption

Как правило, пассажиры больших круизных судов почти не страдают от морской болезни

Морская болезнь — это одна из форм укачивания. Автомобильная, морская и воздушная болезнь обусловлены физическими стимулами, а тренажерная болезнь и киберболезнь — зрительными стимулами, однако для всех этих видов укачивания характерен общий механизм возникновения.

Нас укачивает, когда внутреннее ухо (или лабиринт) и центральная нервная система не могут распознать, где находится вертикальная плоскость.

Или, другими словами, когда чувство баланса и равновесия, за которое отвечает внутреннее ухо, нарушается из-за движения — например, из-за волнения на море.

Тем не менее, главное отличие морской болезни заключается в том, что во многих случаях она длится довольно долго.

«Даже худшие путешествия на автобусе, автомобиле или самолете не длятся несколько дней. Да, самолет может трясти, но недолго», — говорит Ричард Давуд, специалист в области медицины путешествий из лондонской клиники Fleet Street Clinic.

Во время поездки в автомобиле можно остановиться и выйти. В открытом море об этом приходится только мечтать. Вы кажется, что вы в ловушке, и это ощущение повышает вероятность возникновения морской болезни.

От морской болезни страдали даже знаменитые мореплаватели, включая адмирала Нельсона, Чарльза Дарвина и Христофора Колумба.

Когда английские корабли королевы Елизаветы I столкнулись с Непобедимой армадой, у испанского адмирала герцога Медина-Сидония началась морская болезнь. Считается, что это был один из факторов, приведших к победе Англии.

Во времена Римской империи поэт Гораций писал о том, что перед морской болезнью все равны: и бедные, и богатые.

Бет Леонард, опытная морская путешественница, говорит, что сегодня укачивание в той или иной степени испытывают многие моряки. Обычно это происходит в течение первых двух-трех дней каждого плавания.

Большинство привыкает к нему за три дня независимо от того, какие попытки справиться с ним предпринимаются.

Леонард опросила 38 любителей морских путешествий и выяснила, что три четверти из них страдают от тошноты при каждом выходе в море.

Еще один опрос журнала Yachting World с участием 223 человек показал, что 62% испытывали симптомы морской болезни.

К таковым относится не только сильное чувство тошноты. Как правило, все начинается с более легких симптомов, таких как зевание или повышенное слюноотделение, а затем состояние начинает ухудшаться.

У человека проступает холодный пот, кружится и болит голова, он чувствует утомление, а заканчивается все это тошнотой и, возможно, рвотой.

В первые дни на море многие также жалуются на проблемы с концентрацией.

33% опрошенных Бет Леонард жаловались на сонливость, четверть — на вялость, подавляющее большинство (79%) — на тошноту, а половина — на рвоту.

У 86% из тех, кто проигнорировал первые признаки морской болезни, состояние ухудшилось, что привело к серьезным приступам рвоты.

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Image caption

Движение судна в трех изменениях нарушает чувство равновесия, и мы испытываем тошноту

Однако у опытных мореплавателей часто есть собственные уловки, помогающие им быстро справиться с морской болезнью. Себастьян Смит — один из них.

Он часто выходит в море со своей женой Адель и двумя маленькими дочерями и написал несколько книг о том, как бороться с укачиванием.

«Я никогда не понимал, почему у всех настолько разные ощущения от пребывания на палубе судна, — говорит он. — Очевидно, что морская болезнь никак не зависит от возраста или силы человека».

«Она также может наступить внезапно. Человек может быть в хорошем настроении, чувствовать себя расслабленным, а потом его лицо вдруг меняется. Через десять минут он уже лежит в позе эмбриона».

Смит говорит, что вначале тоже сильно страдал, но как только начал плавать на дальние расстояния, морская болезнь прошла сама собой и больше не возвращалась.

«По собственному опыту могу сказать, что здесь есть и психологический аспект, — говорит он. — Сейчас я знаю, что даже если у меня и появятся первые симптомы, я смогу с ними справиться. Это опыт, и он имеет большое значение».

Его жена Адель все еще страдает от морской болезни во время долгих поездок, обычно в течение одного-двух первых дней. Когда их дети были совсем маленькими, их и вовсе не укачивало.

«И, что интересно, все было в порядке и у Адель, хотя, казалось бы, все должно быть наоборот, ведь ей приходилось менять подгузники в крошечной душной каюте во время качки».

Когда дети немного подросли, они начали страдать от морской болезни. Тем не менее, сейчас они с ней справляются, причем всегда.

«Их может тошнить три дня, однако потом все внезапно прекращается, и они снова чувствуют себя прекрасно, словно опытные морские волки».

Смит говорит, что для кого-то лучшим способом борьбы с морской болезнью может стать сон. Как правило, в каюте качка ощущается меньше всего, поэтому даже если вам лучше на свежем воздухе, не бойтесь пойти в каюту и вздремнуть.

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Image caption

Воздержание от жирной пищи может помочь справиться с укачиванием

Однако это помогает не всем, и многим приходится принимать лекарства, такие как «Стугерон» или «Драмамин». Впрочем, Смит предупреждает, что любые лекарства вначале стоит попробовать на суше, так как некоторые из них обладают сильным седативным действием.

Давуд говорит, что для длительного действия — до трех дней — прежде всего стоит попробовать пластырь «Скоподерм» (хотя у пластырей есть побочные эффекты, и это обязательно должно быть назначение врача).

Читайте также:  В болезни и здравии в старости

«Подробно обсудите проблему со своим врачом. От сильных приступов рвоты есть еще один эффективный препарат, отпускаемый по рецепту («Ондансетрон»). Его не нужно проглатывать, достаточно просто положить под язык».

Время приема лекарства также имеет значение. Один моряк по имени Эндрю Бартон, опрошенный Леонард, организовал программу под названием Adventure Sailing («Плавание с приключениями»), в рамках которой несколько парусных судов регулярно курсировали между Бермудскими островами и Карибским морем.

Как-то раз, когда его флот насчитывал девять судов с 54 членами экипажа, все они на три дня застряли в Ньюпорте из-за плохой погоды. Каждый вечер Бартон просил их принять лекарство от морской болезни, думая, что они выйдут из порта на следующий день.

Когда же они все-таки отправились в плавание, на море был сильный ветер и большие волны, но морская болезнь началась только у одного человека — у того, кто не следовал совету Смита.

Опытные моряки советуют принимать лекарства от укачивания не за несколько часов до путешествия, а намного ранее, хотя бы накануне вечером.

Еще одна рекомендация — не подниматься на палубу корабля с похмелья. Смит советует воздержаться от принятия алкоголя хотя бы пару дней до поездки.

Если вы вдруг почувствуете себя странно, пожуйте что-нибудь, даже если вам не хочется. Прекрасно подойдут сухие крекеры, свежие фрукты и сырые овощи. Кто-то советует имбирное печенье и имбирный чай.

«И почему-то апельсины», — добавляет Смит.

Кроме того, за три дня до поездки следует избегать еды, которая когда-либо вызывала у вас расстройство пищеварения, особенно острой и жирной пищи, а также продуктов с высоким содержанием кофеина, соли и сахара.

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Image caption

На катамаране укачивает в три раза меньше, чем на однокорпусном судне

Если вы чувствуете приступ тошноты, находясь на высокоскоростном парусном судне, не стоит наклоняться над бортом, так как вы рискуете упасть в воду. Возьмите ведро или биоразлагаемый пакет (такими часто пользуются владельцы собак).

Так как рвота приводит к обезвоживанию, пейте больше жидкости, чтобы восполнить потерю влаги организмом.

Один из опрошенных Леонард моряков порекомендовал как можно лучше подготовиться к путешествию: например, взять с собой запас легкоусвояемой пищи на первые пять дней.

Морскую болезнь могут усугублять сильные запахи (например, дизельного топлива), перегрев или переохлаждение организма, а также усталость глаз от чтения или работы на компьютере.

Прослушивание музыки или аудиокниг не приводит к подобным проблемам.

Чтобы избавиться от неприятных ощущений, можно смотреть на горизонт.

Находясь на палубе, постарайтесь сохранять равновесие, ни за что не держась. Йелте Бос из Свободного университета Амстердама говорит, что это помогает центральной нервной системе быстро адаптироваться к новым условиям.

При появлении первых симптомов он рекомендует выпить газированной колы.

Если вы планируете провести главный отпуск в своей жизни на большом круизном лайнере, скорее всего, у вас все будет в порядке даже без имбирных напитков.

Пассажиры этих крупных устойчивых судов редко жалуются на укачивание, ведь движение на них почти не ощущается.

Как ни странно, но ваше самочувствие также может зависеть от формы судна.

Недавно при финансовой поддержке ЕС был реализован проект под названием «Компас» («Рациональный подход для снижения симптомов морской болезни и повышения комфорта и безопасности пассажиров при морских перевозках»).

Его целью было изучение различных видов кораблей и того, как три важнейших вида ускорения (продольное, поперечное и вертикальное) влияют на укачивание.

В рамках проекта удалось выяснить, что морскую болезнь вызывают и горизонтальное, и вертикальное ускорение. Это означает, что на пассажирском судне с конфигурацией катамарана укачивает в три раза меньше, чем на однокорпусном судне.

Именно из-за ускорения мы чувствуем движение, и нам становится плохо. Волнение на море заставляет корабль двигаться вверх-вниз и постоянно менять скорость движения.

По словам Боса, возникающее из-за этого вертикальное ускорение является основным фактором проявления морской болезни.

«Кроме того, если вы находитесь выше центра вращения корабля, вы будете двигаться и в поперечном, и в продольном направлении, что приведет к горизонтальному ускорению и, как следствие, к морской болезни», — добавляет он.

Еще одним фактором, влияющим на укачивание, может быть устойчивость корабля.

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Image caption

Для тех, кто страдает от морской болезни, плавание на небольшой лодке недалеко от берега может стать беспроигрышным вариантом

Маневры судна можно рассчитать, основываясь на его конструкции. С учетом погодных условий это дает возможность предсказать, насколько сильно пассажиров будет укачивать на борту — причем даже до того, как корабль будет построен.

По словам Боса, катамараны в целом кренятся меньше, чем однокорпусные суда — просто потому, что их корпус шире.

Тем не менее, катамараны, как правило, короче однокорпусных судов. Это означает, что они больше вращаются по вертикальной оси.

«Так как последний эффект обычно проявляется меньше, чем первый, на катамаранах пассажиры реже страдают от морской болезни по сравнению с однокорпусными судами», — говорит он.

Бос считает, что если большие круизные корабли вам не по душе и вы предпочитаете плавать на весельных или парусных лодках по внутренним водным путям, скорее всего, у вас все будет в порядке.

«Люди, как правило, наиболее чувствительны к циклическим движениям, повторяющимся примерно каждые шесть секунд. При плавании по внутренним водным путям на небольшой лодке период покачиваний меньше, и он не оказывает на нас сильного влияния».

В общем, чем ближе вы к деревьям, под которыми советовал сидеть Спайк Миллиган, тем меньше вероятность того, что вас укачает.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Источник