Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды окружающий мир 4 класс

Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды окружающий мир 4 класс thumbnail

Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды? Все из-за того, что у него вырабатывается иммунитет на конкретное заболевание. Таких недугов немного. Чтобы обезопасить организм от заражения, делается вакцинация.

Перечень заболеваний, которые не проявляются дважды

Выделяют такие патологии, которыми человек болеет всего раз в жизни:

  • черная оспа;
  • эпидемический паротит;
  • краснуха;
  • ветрянка;
  • корь;
  • энцефалит и другие.

    почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды

Как предохраняться от подобных заболеваний?

Многих волнуют вопросы о том, почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды, можно ли уберечь себя от заражения ими. Врачи выделяют несколько правил. Если их придерживаться, то считается, что риск заражения болезнями уменьшается. Среди них можно выделить следующие:

  1. Требуется проветривать спальню, так как человек должен дышать свежим воздухом.
  2. Нужно мыть руки, особенно после кашля, транспорта, туалета.
  3. Следует заниматься спортом.
  4. Требуется делать вакцинацию. Она выступает в роли профилактики от инфекции.
  5. Нужно укреплять иммунитет, употреблять витамины, правильно питаться.
  6. Вовремя обращаться к врачу, если состояние ухудшается.

Появление иммунитета после перенесенной болезни

На вопрос о том, почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды, существует простой ответ: после перенесенной патологии в организме вырабатывается иммунитет. Микроорганизм, который провоцирует заболевание, имеет уникальный антиген. Антитела имеют свойство узнавать его. Клетки, впервые столкнувшись с микробами, определяют антигены, а затем вырабатывают антитела против них.

Поэтому в случае инфицирования вирусом, например, ветрянки, в организме начинаются процессы выработки антител, которые способны бороться с микробами. Впоследствии некоторые антитела пропадут, но они оставят в клетках память, что обеспечит человеку на всю жизнь иммунитет к патологии. В данном случае к ветрянке.

иммунитет к кори

Если человек повторно инфицируется вирусами, клетки убивают их, поэтому болезнь не развивается. Такая память должна сохраняться на всю жизнь, но иногда работа иммунной системы нарушается. В этом случае человек способен повторно заразиться болезнью. Особенно часто это наблюдается у:

  • тех людей, которые страдают иммунодефицитом;
  • перенесших пересадку органов, при этом иммунитет обычно заметно снизжается;
  • переживших сильный стресс.

Вакцинация

Существует специальная схема вакцинации детей, которой следует придерживаться, чтобы ребенок был здоров. Но при рождении у него уже существует иммунитет к определенным болезням, так как антитела передались ему от матери. Такой иммунитет сохраняется недолго, имеет временный характер.

Вакцинация — это специальная прививка, которая создает искусственный иммунитет. Применяют в этом случае безобидные антигены — часть микроорганизма, который провоцирует патологию. Вот почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды. У него вырабатывается пожизненный иммунитет.

Вакцина против кори

Корь — это очень заразное заболевание. Если человек контактирует с больным, вероятность того, что он заболеет, равна 98 %. Это произойдет, конечно, если у него не выработан иммунитет к кори. Создать его можно искусственным путем, для этого делают вакцинацию. Вакцину подготавливают из живых вирусов кори, которые уже немного ослабли. Вводят ее под кожу в область плеча или лопатки.

иммунитет к ветрянке

Существуют обязательные правила, в которых указано, что каждый ребенок, которого отдают в детский сад, должен пройти такую вакцинацию соответственно определенному плану.

Вакцина против ветрянки

Ветрянка — это ветряная оспа. Чтобы оградить человека от заражения этой патологией, также проводят вакцинацию. Она очень схожа с вакциной против кори. В этом случае используется вирус ветрянки в ослабленной форме. Врачи рекомендуют проводить подобную вакцинацию всем детям в возрасте 12 месяцев. После некоторого времени ребенок, который еще не болел ветрянкой, должен пройти повторную процедуру. Она должна проводиться в возрасте от 4 до 6 лет.

Когда вводится о организм подобная вакцина, начинает реагировать иммунная система. Впоследствии вирус разрушается, но и вырабатываются белки, которые способны бороться с вирусом в будущем. Это антитела, которые не пропадают из организма, создавая защиту от болезни. Таким образом, у человека появляется иммунитет к ветрянке.

Из-за этого врачи настоятельно рекомендуют проводить подобные процедуры детям два раза. А вот взрослым, которые не были поражены этим вирусом и не делали вакцинацию, следует получить также 2 дозы, чтобы выработать иммунитет.

Иногда у ребенка может появиться реакция на вакцину. Это случается в тех случаях, если он пережил другие тяжелые болезни. Поэтому предварительно следует проконсультироваться с врачом.

схема вакцинации детей

Очень редко человек все-таки способен заразиться подобным заболеванием, если он прошел вакцинацию. Еще реже бывают случаи, когда заражение произошло во второй раз. Но чаще всего патология проявляется уже не с такими явными симптомами. В медицине называют такое явление «прорыв инфекции». Но в большинстве случаев такими болезнями человек не болеет дважды.

Источник

Женечка Березина

3 года назад

Димон Сухина

+6

Как то в возрасте семи лет я заболел ветрянкой, и пару недель вместо школы сидел дома весь в зелёных точечках. Но спустя двадцать лет я узнал, что мой друг заболел аналогичной болезнью. Проведать его я пошел без опаски, так как ветрянкой дважды не болеют. Так почему же некоторыми болезнями не болеют больше одного раза?

Иммунитет — причина того, что некоторыми болезнями человек не болеет дважды

При заражении определенными бактериями вырабатывается иммунитет. Таких инфекций мало. К примеру:

  • корь;
  • краснуха;
  • черная оспа;
  • энцефалит;
  • свинка;
  • ветрянка;

В случаях массового заражения с риском летального исхода, специально проводится вакцинация для предотвращения тяжелых последствий. Эта процедура делается в целях профилактики. Вся суть заключается в следующем: человеку вводят небольшую дозу бактерий. Приводятся в действие защитные силы организма: клетки узнают чужие микробы и создают антитела, чтобы бороться с ними. Со временем они слабеют, но память сохраняется на клеточном уровне и не допускает развития патологии.

Рецидив заболевания

Часто возникает вопрос, почему некоторыми болезнями человек болеет не больше одного раза, но иногда у людей иммунитет не срабатывает, и они заболевают снова? Такое случается в редких случаях при иммунодефиците, переохлаждении, пересадке органов, сильном стрессе. Чаще всего вакцинацию делают в детском возрасте. Некоторым инфекциям при рождении организм уже может сопротивляться, поскольку часть иммунитета — антитела, выполняющие защитную функцию, наследуется от матери. Однако действие защитной реакции носит временный характер, и требуется осуществление профилактики – введения ослабленных микроорганизмов, разбавленных кровью искусственным путем. Таким образом, с развитием медицины стало возможным предотвратить распространение инфекций. Они основаны на действии иммунной системы. Этим объясняется, почему некоторыми заболеваниями люди не болеют дважды.

Читайте также:  Почему во время венерических болезней нельзя заниматься сексом

Медицина ранее

В прошлом наши предки часто страдали от болезней и не доживали до 30 лет. У них не было возможности обратиться к врачу. Еще 200-300 лет назад отсутствие знаний о болезнях приводило к эпидемиям. От них умирали целые города. Развитие медицины позволило создать препараты, действующие по принципу иммунной системы человека.

2 года назад

Мария Девочкина

+3

Никогда не забуду, как я болела ветрянкой… Эта болезнь настигла меня, когда я училась в 9 классе. Когда у нас в школе началась эпидемия, мама сказала, что есть вероятность, что заболею и я. Так и случилось…

Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды окружающий мир 4 класс

Почему ветрянкой не болеют дважды

Когда я заразилась, я очень удивилась, как мама так легко это предугадала. Естественно, я напала на нее с расспросами. Оказалось, что все очень просто. Ветрянка – одна из немногих болезней, которой не болеют дважды. Но раз в жизни болеет практически каждый.

После того, как организм «познакомится» с этой болячкой, он вырабатывает пожизненный иммунитет к ней. Формируется определенный набор антител, которые, при очередной встрече с возбудителем болезни, подавляют ее. На этом принципе основана система вакцинации. Проводится она не только от ветрянки, но и от некоторых других подобных болезней. В организм вводят ослабленный вирус. На него сразу начинает реагировать иммунитет, разрушая и без того слабый вирус и вырабатывая антитела.

Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды окружающий мир 4 класс

Исключения из правил

Как известно, из каждого правила бывают исключения. Это и навело меня на мысль, что можно все же заразиться этими болезнями повторно. Почитав научную информацию в интернете, я узнала, что такие случаи действительно бывают, правда, очень редко. Это возможно только, если человек:

  • страдает иммунодефицитом;
  • после сильного стресса;
  • после пересадки органов.

При том, такая патология чаще проявляется с менее выраженными симптомами.

Как защитить себя от болезней

Чтобы предупредить ряд болезней, нужно просто пройти вакцинацию.

Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды окружающий мир 4 класс

Но вакцина придумана не от всех заболеваний. Как вы, наверное, успели заметить, чтобы меньше болеть, необходимо поддерживать хороший иммунитет. Для этого нужно придерживаться нескольких правил. Чаще проветривайте жилое помещение, ведь человеку нужно дышать свежим воздухом. Чаще мойте руки, особенно после посещения общественных мест. Правильно питайтесь, ешьте больше овощей и фруктов. Регулярно принимайте витамины. А если ваше состояние все же ухудшилось, незамедлительно обращайтесь ко врачу.

2 года назад

Роман Карелин

+4

Любой человек в мире не защищен от болезней. Для того, чтобы предотвращать заболевания, еще с детства меня учили по утрам заниматься спортом, кушать витамины и здоровую еду, не забывать тепло одеваться и закаляться. Все люди боятся заболеть, но мало кто знает, что вообще из себя представляет болезнь.

Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды окружающий мир 4 класс

Что такое болезнь

Живые организмы могут подвергаться такому явлению, которое представляет из себя нарушение его нормального образа жизни, а также укорачивать продолжительность его существования. Еще есть понятие заболевания, которое является уже конкретно нарушением процесса жизнедеятельности из-за различных злокачественных факторов. Это полная противоположность здоровья.

Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды окружающий мир 4 класс

Некоторые ученые считают, что важным аспектом в выздоровлении является настрой человека. Когда он настраивает себя на то, что из-за этой болезни ему придет конец, то скорее всего процесс выздоровления будет дольше и мучительнее. Но, когда заболевший человек говорит сам себе, что сможет побороть болезнь и уверен в своем выздоровлении, то, по статистике, поправка происходит быстрее. Существуют отдельные группы причин возникновения болезней:

  • физические;
  • химические и механические;
  • биологические и психогенные.

Почему некоторые болезни не проявляются дважды

Я думаю, что о таких болезнях люди знают больше всего, и они всегда на слуху, например:

  • корь;
  • краснуха;
  • всеми любимая ветрянка;
  • черная оспа и т.д. Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды окружающий мир 4 класс

Особенности таких болезней объясняются тем, что, после переноса недуга, в организме человека уже появляется иммунитет. То есть, антитела (вырабатывающиеся после болезни) в организме человека узнают антиген, который имеют вышеперечисленные заболевания. Но это не означает, что человек не сможет еще раз подхватить инфекцию этих болезней. Просто после инфицирования клетки в организме человека могут убить вирус, если узнают его. Таким образом, развитие болезни не происходит. Бывают исключения, когда человек повторно заражается болезнями, которыми, по сути, не должен, но это происходит при нарушении иммунной системы.

2 года назад

Анна Успенская

+3

Ещё в детстве бабушка заставляла меня кушать чеснок и пить тыквенный сок. Говорила: «Будешь здоровой и красивой, если будешь хорошо кушать». Я выросла, а привычка начинать свой день с вредного бутерброда так и сохранилась. Знаю точно, что от болезней никто не застрахован, народные средства бессильны. Буду развеивать медицинские мифы сегодня для вас.

Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды окружающий мир 4 класс

Плохой иммунитет

Когда вы болели, обязательно слышали что-то подобное: организм справится и всё будет хорошо. Так говорят, потому что подразумевают, что иммунитет уничтожит болезнь. На самом деле, здоровый организм вырабатывает антитела, которые уничтожают инфекцию на ранней стадии. Прогоняют болячки (например, ветрянку или корь). Но, надеяться на то, что всё будет хорошо, болезнь «не прилипнет», не стоит. Оказывается, существуют иммунные заболевания, которые пропускают болезни в организм человека. Виноват во всем иммунодефицит.

Если вам говорят: «Заболел, какой слабый у тебя иммунитет», то у вас врожденное ослабление одного из звеньев системы иммунитета. Поэтому вы можете болеть несколько раз в год. Я тоже страдаю от плохого иммунитета.

Читайте также:  Почки удвоение члс что это за болезнь

Дважды не болеть: человек и болезни

Я обещала, что буду развеивать медицинские мифы, которые придумали люди. Самый популярный миф, что нельзя дважды переболеть ветрянкой, корью, энцефалитом. Люди со слабым иммунитетом, не привитые, пережившие пересадку органов, попадают в группу риска. Могут болеть подобными заболеваниями дважды (иммунитет сам не справляется).

Я не рекомендую слепо верить подобным словам, а следить за своим здоровьем.

Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды окружающий мир 4 класс

Прочь болезни

Посещать аптеку и больницу — не самое приятное занятие. Но можно защитить себя от любой болезни. Для этого достаточно:

  • Проходить плановое обследование.
  • Не забывать о вакцинации.
  • Заранее готовиться к холодам. Употреблять витамины, не забывать совершать гигиенические процедуры. Больше дышать свежим воздухом.
  • Не контактировать с людьми, которые являются переносчиками болезни.

Почему некоторыми болезнями человек не болеет дважды окружающий мир 4 класс

Привычка заботиться о себе сохранит здоровье и продлит вам жизнь. Поэтому не ждите чуда, малейшие симптомы могут свидетельствовать о заболеваниях.

Ваш ответ

Как написать хороший ответ?

Источник

Урок окружающего мира, 4 класс, программа «Школа 2100»

Тема урока:  «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Цели: формировать представление об инфекционных заболеваниях и умение  устанавливать причинно-следственные связи между предупреждением заболевания,  заболеванием  и лечением;

 в целях физического и гигиенического воспитания учить учащихся следить за осанкой и  соблюдением правил личной гигиены;

воспитывать физическую культуру младших школьников, информационную культуру.

Задачи: выявить первичные знания о факторах заболеваний человека и способах их лечения;

расширить представления обучающихся о  способах защиты от инфекций, закрепить знания при решении практических задач, провести контроль первичных знаний;

формировать интерес к изучаемому материалу; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью;  

 развивать умение осуществлять поиск информации, ставить цели,    принимать решения;              

развивать умение работать в группах,  высказывать и отстаивать своё мнение, учить уважать мнение товарищей.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушев 4 класс,

                           рабочая тетрадь 4 класс,

                           словари С.И.Ожегова (термины: микроб, инфекция, 1 на группу),

                           компьютер,

                           мультимедийный проектор,  

                           презентация к уроку,

                           раздаточный материал  (карточки с цифрами, карточки с текстами,

                          сетки кроссвордов).

Ход урока

1.Организация внимания учащихся.

Слайд 1.

— Здравствуйте ребята!

Вы удивились, что я вновь с вами поздоровалась?

Здороваясь, мы не только приветствуем друг друга, но ещё и…

Так повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поздоровайтесь.

— Вы сегодня все здоровы?

— Я очень рада! Садитесь!  

2. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.)

— На предыдущих уроках мы познакомились с разными системами органов человека. Давайте вспомним их.

— Какие системы органов человека вы знаете?

 (Органы выделения, размножения, пищеварения, дыхания, кровообращения, органы  чувств, нервная система, опорно-двигательная система.)

Слайд 2.

— Сейчас вы будите работать по карточкам. Соедините систему органов с фразой, которая ей соответствует (работают по карточкам).

— Проверим, как вы справились с заданием. Покажите карточку с номером правильного ответа.

  3. Постановка темы урока и создание проблемной ситуации.

— А вот как вы думаете, какая система отвечает за здоровье человека? (От слаженной работы всех организмов зависит здоровье человека.)

— Кого сегодня нет на уроке?

— В чём может быть причина?

Дополнительно.

— По опросу соц. педагога в школе сегодня отсутствует 32 человека.

— В чём может быть причина?

— Иногда, здоровью человека может угрожать опасность независимо от того, как работает его организм.

— Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О заболеваниях.)

-Прочитайте тему сегодняшнего урока.  

Слайд 3.

-«Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».

4. Изучение нового материала. Целевая установка.    

— В названии темы смысл всех слов вам понятен? (Что такое инфекция?)

Дополнительно.

— Кто знает, что такое «инфекция»?

— Объединитесь в группы и найдите в толковом словаре понятие этого слова. (Дети читают.)

Слайд 4.

— Правильно, в переводе с латинского языка инфекция – заражение.

— Как вы можете объяснить смысл выражения инфекционные заболевания? (Заразные заболевания.)

Итак, что нам сегодня предстоит выяснить? Слайд 5. ( Что вызывает болезнь? Причины заболевания.)

— Кто знает, что является причиной болезни? (Микробы.) Слайд 6.

-Что вы можете сказать о микробах? ( Микробы – это очень маленькие существа).

-Правильно, их можно увидеть только с помощью микроскопа.

— Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 57.

— Давайте прочитаем 1-й и 2-й абзацы на стр. 56-ой  и узнаем, как влияют микробы на наш организм.

— Так что защищает нас от бактерий? (Таблички с названием: белые кровяные клетки, кожа).

— Как вы думаете, если человек заболел, что происходит с белыми кровяными клетками? (Их количество увеличивается.)

— Какие ещё признаки заболевания вы знаете? ( Повышенная температура, вялость, бледность, рвота, кашель, чихание, краснота кожи, боль в горле, головная боль, утомление, насморк.)

— Признаки заболеваний, которые мы с вами вывели могут поразить организм человека, в том случаи, когда защита организма ослаблена.

— Давайте поработаем в парах. Прочитаем следующие 2 абзаца и выделим причины заболевания (с.56-57).

— Что может быть причиной заболевания? Слайд 7.

Читайте также:  Какие ягоды можно при желчнокаменной болезни

— Какой вывод мы можем сделать? ( Мы заболеваем в том случаи, когда защита организма ослаблена.)

— А что происходит с организмом, когда мы заболеваем?

— Давайте узнаем, что нам об этом написано в учебнике (стр. 57-58, 3-4 абзац).

— Надо ли бороться с температурой тела, если она не достигла 38 С?

— Почему?

— Правильно ребята! Но прежде чем мы продолжим разговор, мы разучим комплекс оздоровительных упражнений.

5. Физминутка. Слайд 8.

Мы сейчас все дружно встанем          

И немножко отдохнём                        

Молодцы вы, ребятишки!

6. Решение проблемы (продолжение).

— А теперь давайте подумаем, какие инфекции передаются по воздуху, т.е. воздушно-капельным путём? Слайд 8. (ОРВИ, грипп, ангина.)

Слайд 9.

— Грипп является самой распространённой инфекцией и очень опасной.

— Этими болезнями человек может болеть только один раз? (Нет. Человек может заболеть много раз, если не будет соблюдать правила личной гигиены.)

— Как уберечь себя от этих болезней?

— Микробы могут попасть в организм человека не только по воздуху, но и другим способом. Каким? ( Через воду, грязные руки, пищу.) Слайд 10.

-Просмотр мультфильма «Митя и Микробус». Слайд 11.

— Куда попали микробы? ( В рот, а затем в желудок.)

— Как называются  такие заболевания? (Желудочно-кишечными.)

— Какие желудочно-кишечные заболевания вы знаете? ( Дизентерия, гепатит (в народе желтуха), сальмонеллёз.) Слайд 12.

— Это самые опасные и распространённые кишечные инфекции.

— Ребята приготовили мини-проект о том, как уберечься от кишечной инфекции.

Ученик 1.  При любой кишечной инфекции необходимо, чтобы окружающие соблюдали меры предосторожности.

Ученик 2.  Чтобы избежать кишечной инфекции, нужно обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета и перед едой. Эта группа заболеваний не зря носит название «болезни грязных рук». Кроме мытья рук важно ежедневно проводить влажную уборку квартиры. Для уборки ванной комнаты и туалета необходимо использовать дезинфицирующие растворы, ими же протирают дверные ручки.

Ученик 3. Все фрукты и овощи перед едой надо мыть проточной водой. Нельзя покупать продукты на стихийных рынках, с рук. Если в доме уже есть больной, то он должен пользоваться индивидуальной посудой, которая также обрабатывается дезинфицирующим раствором. Нельзя, чтобы заболевший человек  участвовал в приготовлении пищи.

Вывод.

— Как надо вести себя, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями?

Слайд 13.

— Однако есть болезни, которые опасны только один раз. Прочитаем об этом в учебнике на стр.58-ой.

— Как ведут себя некоторые дети, когда объявляют о прививках?

— Послушайте стихотворение С. Михалкова  «Прививка»

— На прививку! Четвёртый класс!
— Вы слыхали? Это нас!-
Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь:
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и – пошёл…

Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!

Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно поменял бы
На добавочный укол!

— На прививку! Четвёртый класс!
— Вы слыхали? Это нас!..
Почему я встал у стенки?
У меня … дрожат коленки…

— Нужно ли бояться прививок?

7. Первичный контроль знаний.

1. – У вас на столах лежат карточки. Вставьте пропущенные слова, чтоб сделать вывод: если человек будет вести здоровый образ жизни, то у него малая вероятность заболеть инфекционными заболеваниями. Но если он заболеет, тогда выполняя рекомендации врачей, ежегодно делая прививки, он сможет быстро выздороветь.
Самостоятельная работа в группах.

— Ваша задача решить кроссворд и прочитать главное слово.

Задания:

1. Водные процедуры.            (закаливание)

2. Утренняя гимнастика.        (зарядка)

3. Пейте дети …                       (молоко)

    Будете здоровы.

4. Что помогает человеку укреплять свой организм?                            (спорт)

5. Цитрусовый фрукт, который содержит огромное количество витамина С.  (лимон)

6. Что полезного находится во фруктах и овощах?                    (витамины)

7. Как называется учреждение, в которое за помощью обращается больной    человек?                                                                                         (больница)

8. Зачем человеку нужны лекарства? Чтобы победить ….            (болезнь)

Проверка:  

 — Что для человека дороже всего?  Слайд 14.

— (Здоровье)

8. Итог урока.

  — Подводя итог урока, давайте вспомним, что нужно делать, чтобы не заболеть?  ( Надо вести здоровый образ жизни.)

9. Рефлексия.

— Откройте свои дневники. Оцените своё настроение, свою работу, закрасив кружок определённым цветом.

Оценки за урок.

10. Домашнее задание. Слайд 15.

— Стр. 59, ответить на вопросы.

Дополнительно.

Творческое задание (мини-проект)

Составить памятку о том, как уберечь себя от заболеваний и укрепить свой организм.

Эти памятки мы раздадим всем учащимся, которые отсутствуют сегодня в нашей школе.

Оценки за урок.

10. Рефлексия. Слайд 16.

— Какой сегодня был урок?

Он нам так дружно показал,

Что здоровье нужно всем

И малышам, и даже тем,

Кто, позабыв свои дела,

Пришёл сегодня к нам сюда.

Источник