Подходы к разграничению здоровья и болезни

Подходы к разграничению здоровья и болезни thumbnail

Человек как биосоциальное явление в качестве объекта психиатрии рассматривается как диалектическое единство двух подструктур: организменной (биологической) и лич­ностной (социальной). Организм как биологическая под­структура может находиться в двух биологических альтер­нативных состояниях — нормальном или патологичном. Лич­ность как социальная подструктура также может находить­ся в двух социальных состояниях — здоровом и больном. Следовательно, широко применяемые в психиатрии терми­ны («патологическая личность» или «патологическое раз­витие личности») представляются не до конца корректны­ми. Состояния соматической и душевной сферы (психи­ческих функций) могут быть оценены в критериях нормы и патологии, состояния духовной сферы — только в крите­риях здоровья и болезни. Психические функции (восприя­тие, мышление, память и т. д.) бывают патологичными или нормальными, а человек — только психически здоровым или психически больным, хотя в обыденной жизни понятие «психически ненормальный» и «психически больной» яв­ляются синонимами.

В реальной медицинской практике патология весьма часто совпадает с болезнью, а норма — со здоровьем. Но неред­ки случаи, когда происходит расхождение. Например, у че­ловека, находящегося в выраженном алкогольном или нар­котическом опьянении, отмечаются признаки патологии практически всех психических функций, но больным он не является (как и человек, находящийся в трансовом состоя­нии). Это «особое» состояние самосознания, рассматривае­мое в рамках психологии, а не как психопатологический син­дром пароксизмального помрачения сознания, например, шаман или «вновь рождающийся» при ребефинге (психоте­рапевтическая методика), также не являются больными, но у них проявляются признаки патологии. У лиц без призна­ков патологии психических функций могут обнаруживаться грубые нарушения поведения, приводящие к социальной дезадаптации (аморальные поступки, жестокость, эмоцио­нальная тупость, асоциальные и антисоциальные установки, и т. д.), в результате чего может быть диагностировано пси­хическое расстройство. Кстати, обязательным критерием ди­агностики психопатий по Ганнушкину является критерий со­циальной декомпенсации.

Психиатрическая практика постоянно дает яркие свиде­тельства того, что человека нельзя рассматривать как абст­рактную унифицированную совокупность жестко зафиксиро­ванных биологических и социально-психологических свойств. Наряду с определенными общими и устойчивыми жизненны­ми проявлениями, характерными для всех людей, каждый че­ловек обладает большим разнообразием индивидуальных осо­бенностей и реакций, свойственных только ему. Поэтому при рассмотрении человека как объекта психиатрии в плане дихо­томического деления здоровья — болезни следует уделять осо­бое внимание проблеме индивидуальности в различных ее ас­пектах (биологическом, психологическом, социальном) и проявлениях (в диалектическом единстве врожденных и при­обретенных, устойчивых и постоянно меняющихся свойств).

В психиатрии существует два основных крайних направле­ния, рассматривающих проблему соотношения психического здоровья и болезни.

Нозоцентризм— мышление врача ориентировано на поиск болезни или патологии. Проявляется тем, что любой отклоняющийся от ожидаемого признак человеческой пси­хики квалифицируется как признак болезни, симптом или синдром. Доведенное до крайности и абсурда нозоцентри-ческое мышление во всем многообразии психической дея­тельности человека находит девиантность, «скрытые», «недо­развитые» или явные психические болезни. Подобный под­ход ведет к «профессиональному кретинизму», ортодоксаль­ности, патернализму и, часто сочетаясь с гипердиагности­кой психических болезней, способствует нарушению прав че­ловека.

Нормоцентризм— мышление врача ориентировано на поиск только саногенных факторов. При таком подходе даже самые отклоняющиеся формы поведения психологизируются, объясняются ситуацией, воспитанием, социальной дей­ствительностью и не выводятся за рамки психического здо­ровья. Абсолютизация этого принципа лежит в основе анти­психиатрии.

Современное отношение к проблеме психического здо­ровья должно исходить из принципа «презумпции психичес­кого здоровья»: никто не может быть объявлен психически больным до тех пор, пока это не будет убедительно доказано и не будет установлен общепринятый диагноз психического расстройства. Никто не должен доказывать отсутствие у себя психической болезни и оправдываться. Гражданин изначаль­но для всех (в том числе для государственных органов) пси­хически здоров и не обязан подтверждать это.

Существует несколько подходов к разграничению психи­ческого здоровья и психической болезни, или расстройства:

1. Биологический. Жизнь человека сводится к «природ­ной целесообразности», т. е. человек должен вести себя так, как это «определено» природой или Богом. Примером био­логического подхода может явиться разграничение «нормаль­ного» или «ненормального» сексуального поведения челове­ка. Если оно направлено не на продолжение рода, а только для получения чувственного удовольствия, появляется воз­можность диагностировать «сексуальное и психическое не­здоровье». В частности, еще Крафт-Эбинг предлагал диаг­ностировать психическую болезнь у замужних женщин в слу­чае их промискуитетного поведения.

2. Естественнонаучный. При таком подходе возникает готовность к диагностическому заключению по отдельным фактам: патология родов, обнаружение на ЭЭГ повышенной судорожной готовности, выявление на компьютеротомограм-ме кисты прозрачной перегородки, и т. п. При этом диагно­стируется не обнаруженная патология, а психическая болезнь.

3. Социальный. Любое проявление социальной деком­пенсации, антисоциальное поведение, какова бы ни была их причина, диагностируется как психическое расстройство (концепция Ч. Ломброзо). В частности, любая суицидальная попытка трактуется как проявление душевного расстройства.

4. Экспериментально-психологический. Та или иная ненор­мативность психической функции, ее отклонение от средне­статистических показателей приводит к обнаружению «не­нормальности». Особенно часто это происходит при сочетании нескольких таких отклоняющихся показателей, и тогда предла­гается выносить заключение о психическом расстройстве.

На самом деле диагностируется психическое расстройство или болезнь исключительно с помощью клинико-феноменологического и клинико-психопатологического метода, струк­турно-динамического анализа и является прерогативой кли­нической психиатрии, которая неотделима от биологической, социальной, этнокультуральной психиатрии, а также клини­ческой психологии. Понятие психической болезни появляется при нарушениях в области душевной патологии (эндоген­ные заболевания), а не в области соматики или духовности, хотя патология здесь также может приводить к нарушению психического здоровья (экзогенные, соматогенные и психо­генные заболевания). Изолированное рассмотрение телесно­го и духовного — компетенция не клинической психиатрии: в первом случае эта задача биологии, морфологии, физиоло­гии, соматической медицины, во втором — психологии, со­циологии, философии. Однако ни те, ни другие не имеют юри­дического и профессионального права решать вопрос о нали­чии или отсутствии у данного человека психической болезни.

Читайте также:  Кафедра инфекционных болезней вма им к

Вектор норма—патология носит характер континуума. В реальной жизни в популяции существуют плавные переходы от одного состояния к другому. Вектор здоровье—болезнь континуумом не является, и здесь можно отметить ступене-образность переходов.

Степени состояния психического здоровья были описаны С. Б. Семичовым в 1979 г. При этом принципиального раз­личия между нормой и здоровьем автором, выделившим пять степеней состояния психического здоровья, не делалось. Фак­тически речь идет не о здоровье, а о норме, что мы постоян­но и подчеркиваем, указывая в скобках слово «норма».

1. Идеальное здоровье (норма), или эталон, — не встре­чающееся в реальной жизни гипотетическое психическое со­стояние, все составляющие которого соответствуют некото­рым теоретическим нормам, гармонично интегрированы, со­здают условия для полной психосоциальной адаптации и пси­хического комфорта в реальной природной и социальной дей­ствительности и соответствуют нулевой вероятности психи­ческой болезни или психической нестабильности.

2. Среднестатистическое здоровье (норма) — показатель, который является производным усредненных психологичес­ких характеристик конкретно избранной и изученной (по полу, возрасту, социальному положению, территории про­живания, и т. п.) популяции. Как каждый статистически установленный показатель, он вероятностен, допускает опре­деленную степень колебаний (со знаком«+/-») и отклоне­ний от идеального здоровья. Тем самым этот показатель пред­полагает определенный риск психического расстройства, и в исключительных случаях краевые отклонения в состоянии такого здоровья могут соответствовать краевым вариантам некоторых заболеваний, например неврозоподобным рас­стройствам при сосудистых заболеваниях, клинике алкого­лизма в определенной социальной прослойке, и т. п.

3. Конституциональное здоровье (норма) — соотнесе­ние определенных, довольно специфических типов психичес­кого состояния здоровых людей с тем или иным типом телесно-организменной конституции (конструкции, устройства), С этим согласуется мнение о том, что подобные сочетания создают предрасположение к определенному кругу заболе­ваний. Последнее даже послужило основанием для их терминологического обозначения (титрования): эпилептоидный (атлетоидный), циклоидный (пикнический), шизоидный (леп-тосомный) тип.

4. Акцентуация — вариант психического здоровья (нор­мы), который характеризуется особой выраженностью, зао­стренностью, непропорциональностью некоторых черт ха­рактера всему складу личности и приводит ее к определен­ной дисгармонии. Акцентуация, не препятствуя адаптации личности в социальной среде, в большей или меньшей сте­пени суживает границы этой адаптации и тем самым предоп­ределяет ситуационную уязвимость личности, увеличивает риск возникновения психических расстройств, как правило, психогенных. К акцентуациям могут быть отнесены некото­рые аномалии личности, односторонняя одаренность, явле­ния непатологического психического дизонтогенеза, и пр.

5. Предболезнь — появление первых, разрозненных, эпи­зодических, синдромально незавершенных признаков психи­ческой патологии, дисфункции, являющихся причиной и ус­ловием нерезких нарушений социальной адаптированное

Общее здоровье определяется как состояние человека, ко­торому свойственно не только отсутствие болезней или физи­ческих недостатков, но и полное физическое, душевное и со­циальное благополучие (по ВОЗ).

Основные критерии общего здоровья:

• структурная и функциональная сохранность органов и систем;

• свойственная организму индивидуально достаточно высо­кая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;

• сохранность привычного самочувствия.

Психическое здоровье — одна из важнейших составляю­щих общего здоровья.

Критерии психического здоровья (по ВОЗ):

• осознание и чувство непрерывности, постоянства и иден­тичности своего физического и психического «Я»;

• чувство постоянства и идентичности переживаний в одно­типных ситуациях;

• критичность к себе и своей собственной психической про­дукции (деятельности) и ее результатам;

• соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

• способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

• способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Как и в любом общем определении и в этом определении общего здоровья выявляется ряд существенных недостатков, особенно когда речь идет о психическом здоровье. В част­ности, понятия душевного и социального благополучия слиш­ком широкие и не соответствуют практическому пониманию здоровья. И психически здоровый человек свое душевное состояние и социальное положение в определенные трудные или неблагоприятные периоды жизни (безответная страст­ная любовь, крах профессиональной карьеры, и т. п.), субъ­ективно может воспринимать как неблагополучные.

В современном определении психического здоровья под­черкивается, что для него характерна индивидуальная дина­мическая совокупность психических свойств конкретного че­ловека, которая позволяет последнему адекватно своему воз­расту, полу, социальному положению познавать окружаю­щую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с воз­никающими личными и общественными интересами, потреб­ностями, общепринятой моралью.

МКБ-10 заменяет понятие «психическая болезнь» более общим и аморфным понятием «психическое расстройство». Последнее в МКБ-10 и В8М-1У определяется как «болез­ненное состояние с психопатологическими или поведенчес­кими проявлениями, связанное с нарушением функциони­рования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов. Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья». Как видно, и здесь происходит смещение понятий «норма» и «патология».

Именно поэтому мы считаем, что психическую болезнь рас­стройство или аномалию следует рассматривать как сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья.

Источник

На социальном уровне функционирования человека норма и патология (расстройство) выступают в качестве состояний здоровья и болезни.

В науке существует два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.

Негативное определение здоровья рассматривает последнее как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология — болезни. Однако понятия нормы и патологии шире понятий здоровья и болезни. Норма и патология всегда континуальны, поскольку охватывают множество взаимопереходящих состояний. Здоровье и болезнь представляют собой дискретные, четко очерченные в своих границах состояния. Они связаны не с объективно регистрируемым отклонением от нормы, а с субъективным состоянием хорошего или плохого самочувствия, влияющего на выполнение нами повседневных функций в деятельности, общении и поведении.

Читайте также:  Лечение при тошноте и рвоте при болезни меньера

Характеристика общего самочувствия оказывается центральным звеном разграничения здоровья и болезни. Здоровый человек благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять повседневные социальные функции. Больной человек обладает плохим самочувствием и поэтому не способен выполнять повседневные социальные функции. При этом действительное наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне существования зачастую не становится определяющим для отнесения себя к здоровым или больным. Например, люди, употребившие алкоголь на вечеринке, имеют отклонения от «нормальных» параметров психического функционирования (находятся в так называемом измененном состоянии сознания), однако они не считаются больными до тех пор, пока у них не нарушается выполнение социальных функций. Получается, что понятие здоровья шире понятия нормы, а понятие болезни по содержанию отличается от понятия патологии. Данное обстоятельство привело исследователей к поиску позитивных концепций здоровья.

Позитивное определение здоровья не сводит последнее к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.

Общее определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включает такое состояние человека, при котором:

  • — сохранены структурные и функциональные характеристики организма;
  • — имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;
  • — сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Критерии психического здоровья по определению ВОЗ: осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»;

  • — чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
  • — критичность к себе и к результатам своей деятельности;
  • — соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
  • — способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
  • — способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;
  • — способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Исследователи Г. С. Абрамова и Ю. Л. Юдчиц выделяют следующие критерии психического здоровья, основанные на понятиях «адаптация», «социализация» и «индивидуализация».

Понятие «адаптация» включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и т.д.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в привычных для него геосоциальных условиях.

Социализация определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека. Первый связан со способностью человека реагировать на другого человека как равного себе (другой такой же живой, как и «Я»). Второй определяется как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им. Третий критерий как’ человек’ пережинает свою относительную зависимость от других людей. Для каждого человека существует необходимая мера одиночества, и если он эту меру переступает, то чувствует себя плохо. Мера одиночества — это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.

Индивидуализация, по К. Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушить ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других — один из важнейших параметров психического здоровья.

Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов нормального человека данного общества в данный конкретный момент. Однако можно заметить и недостаточность этих критериев для полного описания внутренней картины здоровья. Она, в частности, связана еще и с тем, что любой человек потенциально имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить ее (рефлексия).

Анализ литературы по психологии здоровья позволил выделить три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью: независимые, передающие и мотиваторы (П. В. Ходырева).

Факторы, влияющие на болезнь и (или) здоровье

Рис. 4. Факторы, влияющие на болезнь и (или) здоровье

При оценке психологии здоровья важно различать понятия «состояние здоровья» и «самочувствие». Состояние здоровья — истинное положение дел в организме по данным врачебного осмотра. Самочувствие же субъективно и не всегда точно отражает объективное состояние здоровья. Неполнота искажения внутренней картины болезни возможна у маленьких детей (Д. Н. Исаев, 1996), а также в силу своеобразия структуры личности — нестабильности самооценки, «Я-образа» в целом и физического «Я», зависимости собственной самооценки от оценок других людей.

Ряд отечественных авторов (А. М. Громбах, А. Ш. Тхостов, В. В. Лебединский, Б. Д. Карвасарский) представили показатели психического здоровья, причем по данному параметру (с учетом жалоб на здоровье самого человека) выделяются четыре группы людей:

  • 1) совершенно здоровые (жалоб нет);
  • 2) легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микросоциальных факторов;
  • 3) лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких людей неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);
  • 4) клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т.е. как особый случай здоровья.

В определении болезни существуют две точки зрения: болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом; болезнь есть субъективное ощущение себя больным. В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования. Но по поводу многих болезней люди нс обращаются к профессионалам, да и объективных стандартов функционирования человека не существует (во многих случаях профессионалы не могут прийти к единому пониманию болезненного состояния). Второй подход тоже имеет свои ограничения: сообщаемое пациентом состояние скорее отражает его проблемы, а не само расстройство. К тому же при ряде тяжелых соматических состояний изменений самочувствия может и нс возникнуть (например, при туберкулезе).

Читайте также:  Что за болезнь когда болит и шатается один зуб

Понятие болезни не столько представляет собой отражение объективного состояния человека, сколько выступает общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие нарушения здоровья. Содержание этого конструкта определяет видение причин и проявлений болезни, а также направление исследований и лечения различных расстройств. Другими словами, сначала .поли определяют, что считать болезнью, а затем начинают исследовать и лечить ее (рис. 5).

Конструкт болезни, характерный для европейской культуры

Рис. 5. Конструкт болезни, характерный для европейской культуры

Конструкт болезни предполагает такую последовательность: причина — дефект — картина — следствия. Он служит прообразом для выдвижения гипотез, объяснения нарушений и воздействия па причины. Увидев следствия и общую картину отклонений в психической деятельности или поведении, следуя конструкту болезни, можно предположить, что за этими внешними признаками кроется какой-либо дефект в самом человеке, вызванный, в свою очередь, определенными для такого дефекта причинами.

В современной медицине существует две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная.

В основе существующей с XVII в. биомедицинской модели болезни лежит изучение природных факторов как внешних причин заболевания. Биомедицинскую модель болезни характеризуют четыре основные идеи:

  • — теория возбудителя;
  • — концепция трех взаимодействующих сущностей — «хозяина», «агента» и окружения;
  • — клеточная концепция;
  • — механистическая концепция, согласно которой человек — это прежде всего тело, а его болезнь — поломка какой-либо части организма.

В рамках данной модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни.

Дефект (в том числе и психический), какими бы факторами он ни вызывался, всегда имеет соматическую природу, поэтому и ответственность за лечение здесь целиком и полностью возлагается только лишь на врача, а не на больного.

Биопсихосоциальная модель болезни сформировалась в конце 1970-х гг. Она основывается на системной теории, согласно которой любая болезнь есть иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление в биопсихосоциальной модели болезни полностью или частично возлагается на самих больных людей.

В основе модели лежит диада «диатез — стресс», где диатез — это биологическая предрасположенность к определенному болезненному состоянию, а стресс — психосоциальные факторы, актуализирующие эту предрасположенность. Взаимодействие диатеза и стресса объясняет любое заболевание.

В оценке состояния здоровья в рамках биопсихосоциальной модели ведущую роль играют психологические факторы. Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, соматического и психологического благополучия, радости жизни. Это субъективное состояние обусловливают психологические механизмы, обеспечивающие здоровье:

  • — принятие ответственности за свою жизнь;
  • — самопознание как анализ своих индивидуальных телесных и психологических особенностей;
  • — самопонимание и принятие себя как синтез (процесс внутренней интеграции);
  • — умение жить в настоящем;
  • — осмысленность индивидуального бытия, как следствие — осознанно выстроенная иерархия ценностей;
  • — способность к пониманию и принятию других;
  • — доверие к процессу жизни. Наряду с рациональными установками, ориентацией па успех и сознательным планированием своей жизни необходимо душевное качество, которое Э. Эриксон называл базовым доверием: умение следовать естественному течению процесса жизни, где бы и в чем бы он ни проявлялся.

В рамках биопсихосоциальной парадигмы болезнь рассматривается как расстройство, угрожающее дисфункцией -неспособностью психобиологических механизмов выполнять свои функции в определенном социокультурном пространстве. При этом болезнью считается не каждое расстройство функционирования, но только то, которое становится причиной значимой для личности угрозы существованию в конкретных условиях среды. Следовательно, болезнь -это далеко не всякое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении («имеется потребность в лечении»). Потребность в лечении считается существующей тогда, когда имеющиеся признаки отклонений (расстройства) наносят ущерб профессиональной работоспособности, повседневной деятельности, привычным социальным отношениям либо причиняют ярко выраженное страдание.

Поскольку состояние болезни предполагает особый социальный статус человека, не способного выполнять социальные функции в ожидаемом объеме, болезнь всегда оказывается связанной с ролью больного и ограничениями ролевого (социального) поведения.

Сегодня более предпочтительным становится термин «психические, личностные и поведенческие расстройства», охватывающий различные виды нарушений, включая болезни в узком смысле слова.

Одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека — образ жизни. Она характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения (Д. Н. Давиденко).

В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 50—55% приходится на образ жизни.

Образ жизни включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологический аспект).

Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Наравне с вышеперечисленными понятиями, медики и психологи используют понятие «параметры жизни».

Источник