Погружение в мир личных переживаний болезнь гениев

Погружение в мир личных переживаний болезнь гениев thumbnail

Найдено определений: 11

аутизмаутизм

толковый словарь

м.

Погружение в мир личных переживаний с абсолютным отстранением от внешнего мира как состояние психики; эгоцентрическая самоизоляция; болезнь гениев.

энциклопедический словарь

Аути́зм (от греч. autós — сам), состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.

* * *

АУТИЗМ — АУТИ́ЗМ (от греч. autos — сам), состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.

большой энциклопедический словарь

АУТИЗМ (от греч. autos — сам) — состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.

энциклопедия кольера

АУТИЗМ (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важный признак заболевания — появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2-4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света. (Отметим, что термин «аутизм» употребляется и в широком смысле как обозначение крайней степени отчужденности, ухода в себя — состояния, наблюдаемого чаще всего при шизофрении).

Исторический аспект. Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943 американским детским психиатром Л.Каннером на примере 11 детей, которые своим поведением напоминали взрослых, отгородившихся от людей и реалий внешней жизни. Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этих детей была их неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом — улыбаться близким, принимать их ласку. Дети предпочитали неодушевленные предметы, речь у них обычно не развивалась либо развитие ее запаздывало. Речь их была стереотипна, состояла из невыразительных и не соответствующих ситуации фраз или повторов слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.

Диагноз. Все основные элементы первого каннеровского описания аутизма и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм вместе с двумя другими, менее известными нарушениями образует особое психическое заболевание. Таким образом, аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития. Аутизм — наиболее тяжелое и рано проявляющееся детское психическое расстройство, которое может быть первым признаком развивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детской шизофрении — бреда, галлюцинаций, бессвязности речи — не возникает. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер. Для матерей аутичных младенцев характерно более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкие неврологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор не удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3-6 месяцев. Позже, по данным тестирования, половина таких детей попадает в категорию умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области. Причины аутизма неизвестны. Результаты исследований близнецов указывают на существенную роль наследственных факторов в развитии заболевания. В случае монозиготных (однояйцовых) близнецов, один из которых страдает аутизмом, вероятность заболевания у второго составляет 36%. У дизиготных (разнояйцовых) эта величина не превышает 10%. У братьев и сестер (не только близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и умственная отсталость. Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральной нервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца к родителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести к длительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринных функций мозга. Раскрытие причин неполноценной привязанности — столь явного и устойчивого признака аутизма — могло бы пролить свет на происхождение всех тяжелых психических расстройств детского возраста. Однако анализ социальных факторов в развитии этих состояний — крайне сложная задача. Трудно зафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностные взаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждают разные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить и эмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудным младенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием. По данным многочисленных исследований, при аутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, но все они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства. Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательства недостаточной привязанности: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогда не улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает, когда я беру ее на руки». Это лишь некоторые из типичных выражений, используемых для описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь, могут способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существует совокупность факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка в период, когда начинают устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек.

Читайте также:  Болезнь когда нос большой и красный

Лечение и исход заболевания. Лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1-2 из 100 становятся полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25-30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

Каган В.Е. Аутизм у детей. Л., 1981

иллюстрированный энциклопедический словарь

АУТИЗМ (от греческого autos — сам), состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, утратой контакта с действительностью и интереса к реальности, отсутствием стремления к общению, скудостью эмоциональных проявлений. Чаще наблюдается при шизофрении.

словарь народов и культуры

Аутизм

(autism), редкая детская патология, характеризующаяся меланхолической погруженностью в себя и неумением устанавливать нормальные связи с внеш. миром, навязчивой привычкой к неизменному порядку, приводящей к расстройству при изменении окруж. обстановки или привычного порядка. Для А. характерны также речевые нарушения, такие, как монотонное повторение услышанного от др. Постановка диагноза бывает спорной, поэтому оценка кол-ва случаев А. колеблется от 4 на 10 тыс. до 1 на 25 тыс. Ок. 75% больных отличаются опред. задержкой умственного развития, но у них достаточно часто хорошая память, высокие способности к арифметике, музыке, а иногда и к искусствам. Прогноз заболевания зависит от степени задержки развития и речевых способностей. Причина А. неизвестна.

орфографический словарь

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 4

грамматический словарь

словарь иностранных слов

АУТИЗМ [ИНДИВИД); образ жизни, при котором человек погружен в мир личных переживаний; самоизоляция, отстраненность от внешнего мира; ЭГОЦЕНТРИЗМ.

сканворды

— Погружение в мир личных переживаний.

— Этим заболеванием страдал герой фильма «Человек дождя».

Источник

  1. Новейший философский словарь

АУТИЗМ (греч. autos — сам) — у человека — 1) жизненная установка и не всегда осознаваемый поведенческий принцип. В случае А. восприятие окружающего мира, а также потенциальное (как правило, преобладающее) и осуществляемое воздействия на него преломляются через нравственно-психологические координаты и мировоззренческий камертон собственного Я и его сиюминутных состояний. Предпосылками А. являются предельно чувствительная психика либо спорадические состояния душевного неравновесия; 2) тяжелое психическое заболевание. Черты А. очень часто присущи профессиональным программистам, переносящим на реальный мир принципы бинарной логики, а также воспринимающим окружающую среду в виде совокупности разнообразных алгоритмов.

Читайте также:  Может ли мочекаменная болезнь перейти в рак

Источник:
Новейший философский словарь
на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Аутизм —
    (греч. autos – сам) (Bleuler E., 1911). «Отщепление» от действительности, фиксация на внутренних переживаниях, аффективных комплексах при шизофрении.
    Толковый словарь психиатрических терминов
  2. аутизм —
    аутизм м. Погружение в мир личных переживаний с абсолютным отстранением от внешнего мира как состояние психики; эгоцентрическая самоизоляция; болезнь гениев.
    Толковый словарь Ефремовой
  3. Аутизм —
    I Аутизм (греч. autos сам, сам по себе) психическое расстройство характеризующееся погружением в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности…
    Медицинская энциклопедия
  4. аутизм —
    Аутизма, м. нет [чреч. autos – сам]. 1. Состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. 2. Это форма проявления многих психических и психосоматических заболеваний.
    Большой словарь иностранных слов
  5. АУТИЗМ —
    АУТИЗМ (от греч. autos — сам) — англ. autism; нем. Autismus. Состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира; иногда считается симптомом шизофрении.
    Социологический словарь
  6. Аутизм —
    (от греч. autos сам) — состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.
    Физическая антропология
  7. Аутизм —
    (греч. autos — сам) патологическое состояние психики, проявляющееся в нарушении контактов с людьми, в уходе от реальности в мир внутренних переживаний, где мышление теряет непосредственную связь с внешними обстоятельствами, не организуется произвольно…
    Педагогический терминологический словарь
  8. аутизм —
    орф. аутизм, -а
    Орфографический словарь Лопатина
  9. АУТИЗМ —
    (от греч. auto — сам) — термин ввел швейцарский психиатр и психолог Э. Блейлер (1857-1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний…
    Большой психологический словарь
  10. АУТИЗМ —
    АУТИЗМ (от греч. autos — сам) — состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.
    Большой энциклопедический словарь
  11. аутизм —
    сущ., кол-во синонимов: 4 некоммуникабельность 7 необщительность 14 самоизоляция 2 эгоцентризм 9
    Словарь синонимов русского языка

Погружение в мир личных переживаний болезнь гениев

Источник

  1. Педагогический терминологический словарь

(греч. autos — сам)

патологическое состояние психики, проявляющееся в нарушении контактов с людьми, в уходе от реальности в мир внутренних переживаний, где мышление теряет непосредственную связь с внешними обстоятельствами, не организуется произвольно, а определяется субъективными аффективными тенденциями (т.н. аутистическое мышление). В менее выраженной форме А. может проявляться в норме как индивидуальные особенности личности (аутистические черты).

Термин «А.» введён в 1912 швейцарским психиатром Э. Блейлером. Детский А. как клинический синдром впервые выделен Л. Каннером в 1943.

А. встречается по крайней мере у 4-6 детей из 10 тысяч; у мальчиков — в 4-5 раз чаще, чем у девочек. А. является биологически обусловленным особым типом нарушения психического развития. В современной психологии А. определяется как первазивное нарушение — охватывающее все области психики ребёнка; его последствия выходят далеко за рамки детского возраста.

Осн. признаки: выраженные трудности установления эмоционального контакта и взаимодействия с другими людьми; сопротивление переменам и собственное стереотипное поведение; парадоксальные реакции и сверхочарованность определёнными впечатлениями; проблемы переноса навыков; одноплановость мышления. Трудности речевого развития проявляются в контексте общих проблем коммуникации. Для детей с А. характерны мутизм (отсутствие речи при возможности случайного произнесения отдельных слов или фраз), эхолалия (немедленное или отставленное повторение сказанного), перестановка местоимений («ты», «он» вместо «я»), речь штампами, необычная интонация, темп, ритм. Признаки А. у ребёнка становятся очевидны до 2,5 лет и наиболее чётко выражаются в 3-5 лет. В это время активно формируются защитные установки, на первый план выступают страхи, негативизм, ожесточённая аутостимуляция, возможны агрессия и самоагрессия (см. Агрессивное поведение). Наблюдается искажение, асинхрония развития психических функций (В.В. Лебединский, 1985).

Дискутируется вопрос о возможностях когнитивного развития ребёнка (см. Когнитивная психология) с А., т.к. во мн. случаях такие дети отличаются хорошим интеллектуальным потенциалом, блестящей памятью, парциальной (частичной) одарённостью, чаще в невербальной области, однако при обследовании св. 2/3 из них показывают результаты значительно ниже нормы, проявляют характерные трудности переработки информации. Дети, наиболее успешные в интеллектуальном развитии, также демонстрируют особый когнитивный стиль, могут проявлять социальную наивность, незрелость.

Читайте также:  Препараты от болезни растений купить в

Большое значение имеет раннее выявление А., координация усилий семьи, врача, психолога и педагога, направленные на постепенную социализацию ребёнка, организацию его воспитания и обучения в детском саду, школе.

(Бим-Бад Б.М. «Педагогический энциклопедический словарь». М., 2002 г., c.21-22)

остояние психики, характерихующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

(Глоссарий современного образования. — Харьков, 1998. С. 18)

болезненное состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отгороженностью от внешнего мира, погружением в мир собственных внутренних переживаний. При А. часто события настоящего смешиваются с прошедшим, реальное — с фантастическим. У детей А. выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх. Дети становятся мрачными, замкнутыми, теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми, уменьшается речевой контакт. Иногда ребенок перестает пользоваться речью (мутизм), не реагирует на речь окружающих.

(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. — М., 2002. С. 336-337)

«преобладание внутренней жизни», отгороженности от окружающих, погружение человека в мир собственных переживаний. Определяется группой необычных симптомов, проявляется в нескольких сферах жизни, возникает до трех лет. После кажущегося нормального развития ребенка может наступить резкое ухудшение. Физическое развитие обычно нормальное, наблюдается нарушение познавательных способностей, сенсорного восприятия, ребенок часто склонен к длительному повторению одного и того же движения. Речь может отсутствовать полностью или очень запаздывать, дети неосознанно повторяют услышанные слова и фразы. Такие дети плохо приспосабливаются к окружающей обстановке.

(Руклинская И.Н., Петрова О.Ф., Сопова Е.В. Добровольческие инициативы в реабилитации детей с ограниченными возможностями. — Кемерово, 2001. С. 64-65)

Источник:
Педагогический терминологический словарь
на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. АУТИЗМ —
    АУТИЗМ (греч. autos — сам) — у человека — 1) жизненная установка и не всегда осознаваемый поведенческий принцип. В случае А. восприятие окружающего мира, а также потенциальное (как правило…
    Новейший философский словарь
  2. Аутизм —
    (греч. autos – сам) (Bleuler E., 1911). «Отщепление» от действительности, фиксация на внутренних переживаниях, аффективных комплексах при шизофрении.
    Толковый словарь психиатрических терминов
  3. аутизм —
    аутизм м. Погружение в мир личных переживаний с абсолютным отстранением от внешнего мира как состояние психики; эгоцентрическая самоизоляция; болезнь гениев.
    Толковый словарь Ефремовой
  4. Аутизм —
    I Аутизм (греч. autos сам, сам по себе) психическое расстройство характеризующееся погружением в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности…
    Медицинская энциклопедия
  5. аутизм —
    Аутизма, м. нет [чреч. autos – сам]. 1. Состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. 2. Это форма проявления многих психических и психосоматических заболеваний.
    Большой словарь иностранных слов
  6. АУТИЗМ —
    АУТИЗМ (от греч. autos — сам) — англ. autism; нем. Autismus. Состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира; иногда считается симптомом шизофрении.
    Социологический словарь
  7. Аутизм —
    (от греч. autos сам) — состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.
    Физическая антропология
  8. аутизм —
    орф. аутизм, -а
    Орфографический словарь Лопатина
  9. АУТИЗМ —
    (от греч. auto — сам) — термин ввел швейцарский психиатр и психолог Э. Блейлер (1857-1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний…
    Большой психологический словарь
  10. АУТИЗМ —
    АУТИЗМ (от греч. autos — сам) — состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.
    Большой энциклопедический словарь
  11. аутизм —
    сущ., кол-во синонимов: 4 некоммуникабельность 7 необщительность 14 самоизоляция 2 эгоцентризм 9
    Словарь синонимов русского языка

Погружение в мир личных переживаний болезнь гениев

Источник