Понимание сущности болезни на разных этапах развития медицины

Понимание сущности болезни на разных этапах развития медицины thumbnail
Лекции.Орг

Представления человека о сущности болезни всегда зависели от общего взгляда людей на окружающую действительность, от их мировоззрения и уровня общей культуры.

Так, в результате широко распространенного в древнюю эпоху анимистического(от лат. cmima — душа) взгляда,одухотворяющего силы природы, возникло так называемое онтологическое(от греч.

ontos — сущее) представление о сущности болезни. Согласно этим взглядам, болезнь является следствием проникновения в организм злого духа. Исцеление же больного возможно лишь чтением молитв, заклинаниями, заговорами, якобы способствующими изгнанию из тела злого духа. С проявлениями «первобытного анимизма» мы встречаемся, к сожалению, и в наши дни. Достаточно вспомнить публичные (в том числе телевизионные) выступления современных «целителей», колдунов, шаманов, знахарей; массовые самоистязания изгоняющих из себя дьявола членов различного рода религиозных сект и др.

Первым, кто, хотя и в наивной форме, высказал материалистическое воззрениена сущность болезни, был ученик Пифагора — врач Алкмеониз Кротона (конец VI — начало V в. до н.э.). Им была создана так называемая пневматическая системамедицины (пневматика),суть которой сводится к следующему: человеческий организм, как и вся природа, состоит из воздуха, наделяющего человека противоположными свойствами (силами), — «…влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и пр.». По Алкмеону, человек сохраняет здоровье, когда на головной и спинной мозг, кровь (место возникновения болезней) действует соразмерное смешение (symmetra krasis) этих сил, господство же (monarchia) любой одной из них приводит к болезни.

Гениальный греческий врач Гиппократ(около 460-377 гг. до н.э.) явился основоположником гуморального(от лат. humor — жидкость) направленияв учении о болезни. Первоосновой всего живого он считал жидкость, которая в организме существует в четырех формах: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Нормальный состав этих жидкостей и их пропорциональное содержание (кразис) определяют состояние здоровья. Неправильное же их смешение, нарушение пропорции в их соотношении (дискразия) являются причинами болезней.

Основоположником солидарного(от лат. solidus — плотный) направленияв учении о болезни считается римский ученый Асклепиад(128-56 гг. до н.э.). Согласно его воззрениям, тело человека состоит из бесчисленного количества атомов и образующихся между ними «пор». Отклонения объема «пор» от обычного, нормального состояния в сторону сужения (status staretus) или расширения (status laxus) приводят к возникновению заболевания.

Начало ятрохимическому направлениюв учении о болезни было положено швейцарским химиком, биологом и врачом Парацель-

сом(1493-1541). По его учению, тело человека состоит из трех химических элементов — ртути, соли и серы. Свойствами этих веществ управляет особая духовная сила, высшее начало — архей. Когда в организм попадает чуждый ему дух (враждебный архей), баланс и свойства химических элементов нарушаются, возникает болезнь. Система взглядов Парацельса, как и многих других ученых-философов средневековья, представляет собой определенный компромисс между материализмом и идеализмом с преобладанием последнего. Но, с другой стороны, великого алхимика прошлого справедливо называют прародителем современной био- и патохимии.

Весьма прогрессивным было в свое время и анатомическое(органолокалистическое) направлениев изучении сущности болезни, основоположником которого считается итальянский врач и анатом Д. Морганьи(1682-1771). В своем знаменитом трактате «О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом» он впервые указал, что каждая болезнь имеет свою локализацию (locus morbi), связав таким образом сущность болезни со структурными изменениями в органах.

Было бы непростительной ошибкой предавать забвению первоначальные медицинские учения на том основании, что сейчас они не несут никакой практической пользы. Действительно, и гуморальное, и солидарное направления учения о болезни имели в свое время колоссальное прогрессивное значение, они явились, по сути, фундаментальной основой материалистического воззрения на сущность болезней (от гуморалистической теории болезней Карла Рокитанского до современной молекулярной патологии).

Первым строго научным учением о сущности болезнибыла теория целлюлярной патологиивыдающегося немецкого патолога Рудольфа Вирхова(1821-1902) (рис. 1-1). В опубликованной им в 1858 г. книге «Целлюлярная патология» Р. Вирхов утверждал, что болезнь — это повреждение клеток,от которых «…зависит жизнь, здоровье, болезнь и смерть». Он полагал, что организм — это всего лишь

сообщество клеток («клеточная федера-

ция»), в котором каждая отдельная клетка принципиально равнозначна организму, а болезнь — это местный процесс или сумма изменений клеточных территорий.

Таким образом, взгляды: Р. Вирхова на роль местного и общего в развитии болезни были сугубо механистическими, он недооценивал роль нарушения регуляторных механизмов и защитноприспособительных процессов в возникновении и развитии болезней.

Тем не менее учение Р. Вирхова совершило настоящий переворот в медицине, поскольку с этого времени она начала постепенно превращаться из искусства в науку. И не случайно, отдавая дань гениальности Р. Вирхова, во всем мире медицину делят на медицину «довирховского» и «послевирховского» периода.

В то же время некоторые современники Р. Вирхова (Ю. Конгейм и др.), рассуждая о сущности болезни, утверждали, что в каждом конкретном случае должна быть проведена четкая грань между последствиями повреждающего действия патогенного фактора и изменениями, обусловленными развертыванием приспособительных реакций организма в ответ на это повреждение. Наиболее четко эта мысль была сформулирована И.П. Павловым(1849-1936): «И в общей медицине бывают затруднения, когда вы должны в картине болезни отличить, что в ней есть результат повреждения и что есть результат противодействия организма данному повреждению. Эти две категории явлений очень спутываются. Дело науки и талантливого врача разделить их и понять, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против болезни».По И.П. Павлову, болезнь имеет две стороны:

Читайте также:  Болезнь ног сканворд 12 букв сканворд

1. Повреждение структур и связанные с этим функциональные нарушения («полом»), т.е. то, о чем, собственно, говорил Р. Вирхов.

2. «Физиологическая мера против болезни» — развитие защитноприспособительных реакций, имеющих, как правило, рефлекторный характер и возникающих вследствие воздействия болезнетворного фактора на тканевые рецепторы.

Академик И.В. Давыдовский(1887-1968) и ряд его единомышленников (В.П. Петленко, А.Д. Степанов) явно переоценивали роль компенсаторно-приспособительных механизмов в развитии болезни и определяли болезнь толькокак приспособлениеи даже как фактор прогрессивной эволюции. Неправильность такого подхода очевидна, ибо, согласившись с точкой зрения И.В. Давыдовского,

логично поставить вопрос: «А нужно ли вообще лечить больного, если его заболевание — всего лишь приспособление?»

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 459 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Болезнь существует давно — со времени возникновения че­ловека. На сей счет имеются доказательства двоякого рода: априорные, т.е. не основанные на фактах, а базирующиеся на суждениях и умозаключениях; фактические (данные археологии и палеопатологии -изучение костей древнего человека и бальзамированных трупов
с обнаружением переломов, костных опухолей и т.д.).
Целый ряд племен в настоящее время еще находится на уровне развития каменного века и которые также имеют древние представления о болезни, включающие три компонента:
Магический (колдовство).
Религиозный. Болезнь — это результат действия раз­гневанного божества.
Эмпирический. Наблюдения и некоторые факты при­нимаются за существо болезни. Так возникло онтологическое представление о сущности болезни, которая
вызывается проникшим в организм человека каким-то существом.
Оно характеризовалось некоторой наукообразностью (счет чисел, расположение светил и т.п.). В период рабовладения болезнь связывали с неблагоприятным расположением светил, цифрой 13 и т.д. и считали, что болезнь является результатом разгневанного божества. Так, до настоящего времени сохранился термин «сглазить».
По мере развития культуры, особенно в древней Греции, письменности появляется новое представление о сущности болезни — гуморальное, основоположником которого явился Гиппократ. В основе его взглядов лежит философское учение Пифагора и Эпидокла. Они считали, что весь мир состоит из 4 элементов: воды, огня, земли и воздуха.
Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твердых частей (кости, жилы, сосуды) и жидких влаг(кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Последние, передвигаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные проявления и воздействуют на них. Он считал, что в строении человеческого тела существует незримая гармония, выражающаяся в правильном смешивании жидких влаг (кразис) организма, что характерно для здоровья. Нарушение правильного смешивания влаг (дискразия) приводит к болезни. Он считал, что человек обладает естественными силами, способными бороться против болезни. Природа, по мнению Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому он призывал врача прежде всего помогать природе.
Положительное в учении Гиппократа:
Сохранилась до наших дней терминология, предложенная Гиппократом, (нефрит, пневмония и др.). Сохранились некоторые принципы лечения: кровопус­кание, дача слабительных, потогонных. Особое место в учении Гиппократа занимали его морально-этические установки — «клятва Гиппократа».
Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891-1976) издал книгу о Гиппократе, назвав ее «Факел». Одновременно с этим появилось другое направление, пред­ставители которого происхождение болезни ставили в связь с из­менением плотных составных частей человеческого тела. Его наз­вали солидарным. Оно возникло на основе атомистического учения Демокрита, по мнению которого, все тела, составляющие природу, включая и человека, состоит из атомов — мельчайших частиц. Болезнь же возникает как от изме­нения формы атомов, так и от неправильного расположения их. Безусловно, что приведенные взгляды на болезнь прими­тивны. Они не могли раскрыть сущность болезни и способствовать разработке эффективного лечения больных. Важно, что пред­ставители гуморального и солидарного направления связывали развитие болезни с материальными изменениями тела человека.
Известный римский врач и естествоиспытатель Гален (II век н.э.) создал новую теорию медицины, взяв самое существенное от Гиппократа и других видных медиков прошлого. Носителем жизни Гален считал пневму — жизненное начало, поступающее в организм с воздухом и проявляющееся в виде трех пневм: психической, находящейся в мозгу, жизненной в сердце и физической — в печени. Признавая 4 влаги по Гиппократу, Гален главное значение в возникновении болезни придавал изменениям крови. Он считал, что между структурой органа и его функциями имеется предустановленная гармония (элемент теологии), которая и нарушается при болезни. Эти взгляды на болезнь сохранялись на протяжении последующих 15 веков.
В период средневековья господствовали виталистические взгляды на болезнь, развивавшиеся на основе схоластических рассуждений, согласно которым особый вид жизненной силы «Архей», находящийся в желудке, — определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнями. Медицина средневековья, вооруженная идеалистическими установками и оторванными от жизни представлениями, основанными на умозрительных рас­суждениях, оказывалась совершенно беспомощной в борьбе с различными заболеваниями.
Материалистические взгляды на болезнь в то время разви­вал выдающийся представитель медицины Востока Абу-Али Ибн-Сина — АВИЦЕННА (980-1037). У него были самые значитель­ные к тому времени труды по медицине и главным среди них был «Канон медицины», охватывавший вопросы анатомии, биоло­гии, физиологии, микробиологии и т.д. Он отдавал предпочте­ние наблюдению и опыту, проводя эксперименты, признавал влияние на организм факторов внешней среды. Он утверждал, что причинами ряда заболеваний являются мельчайшие не­видимые существа. Авиценна большое значение придавал типу телосложения человека и требовал индивидуального подхода к каждому больному, так как каждый человек, по его мнению, обладает своей особой природой.
Научное развитие медицины, и в частности нозологии, на­чалось в эпоху Возрождения. На прогресс медицины и формиро­вание представлений о болезни начинает сказываться влияние естественных наук; сначала химии, затем физики, а позднее ана­томии и физиологии. Тогда же возникают два направления в медицине:
1) ятрохимическое,
2) ятрофизическое.
Однако представления о сущности болезни оставались еще наивными. Родоначальник ятрохимического направления Парацельс развивал учение о химических элементах, которые он считал основой всего органического мира. Организм че­ловека, по его мнению, — это смесь различных химических веществ. Если соотношение их нормальное, то организм здоров; нарушение же химического равновесия вызывает болезнь.
По мнению представителей ятрохимического направления, болезни возникают вследствие изменения химического состава соков организма, в первую очередь, пищеварительных соков и крови. Ятрохимики, исходя из своих представлений о болезни, широко применяли химические вещества для лечения больных.
Представители ятрофизического направления развивали, механистические взгляды на болезнь. Они усматривали опреде­ленное сходство в работе машин и органов и систем человека. Например, работу сердца они сравнивали с работой насоса, легог с кузнечными мехами, пытаясь на основании законов физики объяснить состояние здоровья и болезни. Возникновение болезни они объясняли ограничением движения органов.
Исследования Везалия (1514-1564) в области анатомии, [боты Гарвея (1578-1657) по кровообращению и Мальпиги 628-1694) по капиллярному кровообращению оказали существенное влияние на развитие патологии и объяснение сущности болезни. Появилось анатомическое направление в изучении сущности болезни. На основании результатов анатомирования трупов людей, умерших от различных заболеваний, итальянский атом Морганьи (1728-1771) высказал мысль о связи болезней с атомическими изменениями, обнаруженными в органах. Свои взгляды на сущность болезни он изложил в книге «О сидалищах и причинах болезни» (т.е. о локализации и причинах болезней), Морганьи по существу является родоначальником современной патологической анатомии, поскольку связывал сущность болезни структурными изменениями в органах.
Его учение продолжил Биша (1771 -1802), достаточно подробно для того времени описавший патологоанатомические и микроскопические изменения органов людей, умерших от различных болезней. Установление связи между болезнью и морфологическими изменениями в органах для того времени было весьма прогрессивным. Эти работы явились началом органолокалистического направления в медицине.

Читайте также:  Гипертоническая болезнь 1 стадии и армия

Другие новости по теме:

    Автор: Admin | Добавлено: 13-09-2012, 13:57 | Комментариев (0)

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Источник

    Студопедия

    КАТЕГОРИИ:

    Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

    Определение сущности болезни

    Представления человека о сущности болезни всегда зависели от общего взгляда людей на окружающую действительность, от их мировоззрения и уровня общей культуры.

    Так, в результате широко распространенного в древнюю эпоху анимистического(от лат. cmima — душа) взгляда,одухотворяющего силы природы, возникло так называемое онтологическое(от греч.

    ontos — сущее) представление о сущности болезни. Согласно этим взглядам, болезнь является следствием проникновения в организм злого духа. Исцеление же больного возможно лишь чтением молитв, заклинаниями, заговорами, якобы способствующими изгнанию из тела злого духа. С проявлениями «первобытного анимизма» мы встречаемся, к сожалению, и в наши дни. Достаточно вспомнить публичные (в том числе телевизионные) выступления современных «целителей», колдунов, шаманов, знахарей; массовые самоистязания изгоняющих из себя дьявола членов различного рода религиозных сект и др.

    Первым, кто, хотя и в наивной форме, высказал материалистическое воззрениена сущность болезни, был ученик Пифагора — врач Алкмеониз Кротона (конец VI — начало V в. до н.э.). Им была создана так называемая пневматическая системамедицины (пневматика),суть которой сводится к следующему: человеческий организм, как и вся природа, состоит из воздуха, наделяющего человека противоположными свойствами (силами), — «…влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и пр.». По Алкмеону, человек сохраняет здоровье, когда на головной и спинной мозг, кровь (место возникновения болезней) действует соразмерное смешение (symmetra krasis) этих сил, господство же (monarchia) любой одной из них приводит к болезни.

    Читайте также:  Какие болезни могут быть от сырого мяса

    Гениальный греческий врач Гиппократ(около 460-377 гг. до н.э.) явился основоположником гуморального(от лат. humor — жидкость) направленияв учении о болезни. Первоосновой всего живого он считал жидкость, которая в организме существует в четырех формах: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Нормальный состав этих жидкостей и их пропорциональное содержание (кразис) определяют состояние здоровья. Неправильное же их смешение, нарушение пропорции в их соотношении (дискразия) являются причинами болезней.

    Основоположником солидарного(от лат. solidus — плотный) направленияв учении о болезни считается римский ученый Асклепиад(128-56 гг. до н.э.). Согласно его воззрениям, тело человека состоит из бесчисленного количества атомов и образующихся между ними «пор». Отклонения объема «пор» от обычного, нормального состояния в сторону сужения (status staretus) или расширения (status laxus) приводят к возникновению заболевания.

    Начало ятрохимическому направлениюв учении о болезни было положено швейцарским химиком, биологом и врачом Парацель-

    сом(1493-1541). По его учению, тело человека состоит из трех химических элементов — ртути, соли и серы. Свойствами этих веществ управляет особая духовная сила, высшее начало — архей. Когда в организм попадает чуждый ему дух (враждебный архей), баланс и свойства химических элементов нарушаются, возникает болезнь. Система взглядов Парацельса, как и многих других ученых-философов средневековья, представляет собой определенный компромисс между материализмом и идеализмом с преобладанием последнего. Но, с другой стороны, великого алхимика прошлого справедливо называют прародителем современной био- и патохимии.

    Весьма прогрессивным было в свое время и анатомическое(органолокалистическое) направлениев изучении сущности болезни, основоположником которого считается итальянский врач и анатом Д. Морганьи(1682-1771). В своем знаменитом трактате «О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом» он впервые указал, что каждая болезнь имеет свою локализацию (locus morbi), связав таким образом сущность болезни со структурными изменениями в органах.

    Было бы непростительной ошибкой предавать забвению первоначальные медицинские учения на том основании, что сейчас они не несут никакой практической пользы. Действительно, и гуморальное, и солидарное направления учения о болезни имели в свое время колоссальное прогрессивное значение, они явились, по сути, фундаментальной основой материалистического воззрения на сущность болезней (от гуморалистической теории болезней Карла Рокитанского до современной молекулярной патологии).

    Первым строго научным учением о сущности болезнибыла теория целлюлярной патологиивыдающегося немецкого патолога Рудольфа Вирхова(1821-1902) (рис. 1-1). В опубликованной им в 1858 г. книге «Целлюлярная патология» Р. Вирхов утверждал, что болезнь — это повреждение клеток,от которых «…зависит жизнь, здоровье, болезнь и смерть». Он полагал, что организм — это всего лишь

    сообщество клеток («клеточная федера-

    ция»), в котором каждая отдельная клетка принципиально равнозначна организму, а болезнь — это местный процесс или сумма изменений клеточных территорий.

    Таким образом, взгляды: Р. Вирхова на роль местного и общего в развитии болезни были сугубо механистическими, он недооценивал роль нарушения регуляторных механизмов и защитноприспособительных процессов в возникновении и развитии болезней.

    Тем не менее учение Р. Вирхова совершило настоящий переворот в медицине, поскольку с этого времени она начала постепенно превращаться из искусства в науку. И не случайно, отдавая дань гениальности Р. Вирхова, во всем мире медицину делят на медицину «довирховского» и «послевирховского» периода.

    В то же время некоторые современники Р. Вирхова (Ю. Конгейм и др.), рассуждая о сущности болезни, утверждали, что в каждом конкретном случае должна быть проведена четкая грань между последствиями повреждающего действия патогенного фактора и изменениями, обусловленными развертыванием приспособительных реакций организма в ответ на это повреждение. Наиболее четко эта мысль была сформулирована И.П. Павловым(1849-1936): «И в общей медицине бывают затруднения, когда вы должны в картине болезни отличить, что в ней есть результат повреждения и что есть результат противодействия организма данному повреждению. Эти две категории явлений очень спутываются. Дело науки и талантливого врача разделить их и понять, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против болезни».По И.П. Павлову, болезнь имеет две стороны:

    1. Повреждение структур и связанные с этим функциональные нарушения («полом»), т.е. то, о чем, собственно, говорил Р. Вирхов.

    2. «Физиологическая мера против болезни» — развитие защитноприспособительных реакций, имеющих, как правило, рефлекторный характер и возникающих вследствие воздействия болезнетворного фактора на тканевые рецепторы.

    Академик И.В. Давыдовский(1887-1968) и ряд его единомышленников (В.П. Петленко, А.Д. Степанов) явно переоценивали роль компенсаторно-приспособительных механизмов в развитии болезни и определяли болезнь толькокак приспособлениеи даже как фактор прогрессивной эволюции. Неправильность такого подхода очевидна, ибо, согласившись с точкой зрения И.В. Давыдовского,

    логично поставить вопрос: «А нужно ли вообще лечить больного, если его заболевание — всего лишь приспособление?»

    Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Рекомендуемые страницы:

    Читайте также:

    Источник