Понимание здоровья как отсутствия болезни это

Понимание здоровья как отсутствия болезни это thumbnail

Здоровье человека — это сложное, многомерное, интегральное понятие. Оно является центральным в корпоративной культуре целой профессиональной группы — работников системы здравоохранения и медицины, студентов медицинских вузов и колледжей. В современных условиях, когда процесс урбанизации и бум технического прогресса охватил большинство сфер жизнедеятельности человека, становится все более значимой проблема здоровья как индивидуального, так и общественного. Именно здоровье абсолютно необходимое, хотя и недостаточное условие позитивного существования и развития отдельного человека и социальных общностей, вплоть до человечества в целом. В перечне прав человека, гарантированных Конституциями ряда стран, с недавних пор появилось и право на здоровье. В статье 25 «Всеобщей декларации прав человека» закреплено следующее положение: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи». В «Конституции Российской Федерации» аналогичная статья (41) также закрепляет право россиянина на охрану здоровья. Существует программа государственных гарантий, выраженная в финансовых нормативах и в объемах медицинской помощи, которую государство гарантирует населению бесплатно.

Государство кровно заинтересовано в здоровье своего населения. Здоровье обеспечивается основными социальными институтами — здравоохранение и медицину. В них формулируются фундаментальные категории «здоровье», «болезнь»; выстраивается концепция здоровья нации; определяется тактика достижения поставленных целей.

Здоровье и болезнь человека — это сложный социально-обусловленный феномен, объединяющий в себе биологические и социальные свойства. Этот сам по себе сложный конгломерат еще и корректируется воздействием факторов окружающей среды. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Ожегова читаем: «Здоровье — это нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма» или «правильная, нормальная деятельность организма» . В современной научной литературе существует более ста определений и подходов к этому понятию. Большинство по смыслу сводится к следующему: здоровье — это отсутствие болезней; здоровье и норма — это понятия тождественные.. Эта концепция известна как «медико-биологическая», она базируется на «микробной теории болезни», которая доминировала в медицинском мышлении X1X века. Медицина рассматривала человека как сложный механизм, болезнь как следствие поломки этого механизма, как состояние, предшествующее смерти. Эта идея не нова, еще античный поэт Назон писал, что болезнь это смягченная смерть. Здоровье трактуется как нормальное состояние, как состояние свободы от физических и психических дефектов или заболеваний. Таким образом, болезнь становится окончательной целью медицины. Биомедицинская модель, несмотря на успехи в понимании механизма возникновения болезни и медикаментозных способов ее коррекции вплоть до полного излечения, все же является недостаточной. В быту здоровье понимается только как отсутствие болезней. Получается, что и в обыденном сознании и в некоторой части научной литературы здоровье определяется через понятие «нездоровье». Значит, доминируют маркеры патологии и сведены к минимуму показатели, отражающие качество и количество личного и общественного собственно здоровья. В настоящее время, на ряду с теорией патологии существует и теория здоровья — валеология, не получившая в нашей стране ни общественного признания, ни институционального статуса. социология здравоохранение медицинский

Всемирной Организацией Здравоохранения в 1948 году было дано следующее определение: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезни и физических дефектов». ВОЗ провозгласила принцип, в соответствии с которым «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека». Этот принцип является главной этической, профессиональной ценностью всех врачей и студентов медицинских вузов. Таким образом, здоровье — социально детерминированное явление, представляющее собой гармоничное взаимодействие биологических и социальных качеств. Другими словами, у здоровья биосоциальный статус.

Необходимо отметить и наличие социотических характеристик, поскольку здоровье является важнейшей, естественной, непреходящей для всех без исключений групп и слоев ценностью. Более того, чем выше в социальной иерархии место человека или группы, тем более осознана эта ценность и социально, и материально обеспечена. Последние условия (социальное и материальное благосостояние) позволяют более полно и интенсивно реализовывать многообразие человеческих потребностей и возможностей.

Очень интересным и полезным является психологическая интерпретация здоровья. Длительное время проблема здоровья не являлась приоритетной в исследовательских интересах психологии. Скорее наоборот, повторялись общие алгоритмы рассуждений. Психология 20 века упивалась феноменологией человеческого страдания, внутреннего конфликта и кризиса. Через картины психических нарушений, методологию психотерапии складывались популярнейшие теории З.Фрейда, А. Адлера, К.Юнга. Иными словами, болезнь, психопатология была началом построения фундаментальных психологических теорий личности. Болезнь, внутриличностный конфликт казались гораздо более интересными, чем способность сохранять здоровье и душевное благополучие. Это и оказалось причиной довольно длительного периода отсутствия в психологии целостной, структурированной и аргументированной психологической теории здоровья. Сегодня психологи предлагают свою модель здоровой личности. Согласно этой концепции, «…здоровый человек способен самостоятельно, т.е. на основе собственных внутриличностных ресурсов поддерживать структурную и процессуальную согласованность психики, обеспечивать ассимиляцию жизненного опыта и интегрированность личности, достигать полноты самореализации». (Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья» Р/Д., 2005) Другими словами здоров не тот, у кого нет проблем, а тот кто способен их разрешить.

Социально-экономический статус здоровья является необходимым условием ресурса трудоспособности, эффективности труда. От производительности труда во всех сферах (умственного и физического) зависит степень вознаграждения. Это, в свою очередь определяет уровень удовлетворения всех потребностей человека. Здоровье, в некоторых случаях, предопределяет возможность приобщения к труду и использования его как источника материального благосостояния.

Читайте также:  Болезнь когда у человека трясутся руки

Сегодня медицинская практика активно использует промежуточный термин «практически здоров», предопределяя тем самым еще один вариант интерпретации здоровья. Подход к категории «здоровье» как дискретной, мозаичной, состоящей из понятий «здоров», «практически здоров» и «болен», скорее функциональный и более пригодный для бытового использования, поскольку чрезвычайно упрощен. Здоров — значит, в субъективном ощущении — способен осуществлять биологические и социальные функции. Даже если в организме у человека уже есть патологические изменения и процессы, но они позволяют ему заниматься общественно-полезной деятельностью — медицина констатирует «практически здоров». Это пограничное состояние, когда уже наличествуют соматические или психические проблемы, но существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Но со временем патология приводит к нарушению физиологических, психологических, социальных и экономических функций. Таким образом, можно сказать, что болезнь это процесс нарушения жизнедеятельности человека, а значит и жизнеобеспечения.

Болезнь также можно трактовать многоаспектно. Например, с позиции работодателя — болезнь это неспособность работника выполнять свои профессиональные функции. Биолог видит в болезни нарушение биологических ритмов организма, темпов жизненных процессов и реакций, а патолог — нарушение процессов физиологического жизнеобеспечения. Наконец, для самого больного болезнь — это изменение образа жизни его самого и его семьи, зачастую переоценка всей системы ценностей и приоритетов.

По существу, понятия здоровье и болезнь выходят далеко за рамки медицины, хотя у большинства людей слово «болезнь» ассоциируется только с медициной. Эти состояния определяются образом жизни, экологической безопасностью среды обитания, структурой питания и бытовыми условиями, характером труда, возможностями отдыха, социально-психологическим климатом, чувством защищенности медициной, государством и обществом.

В мировой практике принято выделять 4 уровня оценки здоровья:

  • 1-й уровень — здоровье отдельного человека (индивидуальное здоровье);
  • 2-й уровень — здоровье малых социальных групп или этнических групп (групповое здоровье);
  • 3-й уровень — здоровье населения (людей проживающих в определенных административно-территориальных единицах — селах, городах, областях и т.д.);
  • 4-й уровень — общественное здоровье — здоровье общества, людей целого государства, континента, популяции в целом.

Здоровье и болезнь в большой степени определяются так называемыми факторами риска. Фактор риска — потенциально опасные для здоровья условия поведенческого, социального, генетического, экологического и природно-климатического характера. В отличие от непосредственных причин заболевания (травм, вирусов, недостатка каких-либо микроэлементов и т.д.) они действуют опосредованно, создавая негативный фон, способствующий возникновению и прогрессу болезни. Известный российский ученый, академик РАМН Ю.П. Лисицин выстроил иерархию факторов риска по отношению к здоровью. К первой группе самых значимых факторов риска (определяющих на 49-53% качество здоровья) относятся условия, формирующие образ жизни:

  • -курение, употребление алкоголя;
  • -наркомания;
  • -неправильное питание;
  • -дистрессы (стрессовые ситуации);
  • -неблагоприятная производственная среда;
  • -гиподинамия;
  • -некомфортные бытовые условия;
  • -чрезмерное и некорректное употребление лекарств;
  • -непрочность института семьи;
  • -одиночество;
  • -высокий уровень урбанизации.

Вторая по значимости группа — генетические и биологические факторы, удельный вес которых приблизительно 18-22%:

  • -наличие наследственных болезней;
  • -предрасположенность к так называемым дегенеративным болезням.

Третья группа (занимающая около 17-20%) — условия, связанные с внешней средой:

  • — загрязнение воздуха;
  • -плохое качество или отсутствие питьевой воды;
  • -дегенерация и загрязнение почвы;
  • -повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения;
  • -климатические изменения.

Четвертая группа факторов риска — условия, связанные непосредственно со здравоохранением и медициной (их удельный вес от общего числа — 8-10%):

  • -неэффективность профилактических мероприятий;
  • -низкое качество медицинской помощи;
  • -недостаточное количество лечебных учреждений;
  • -несвоевременность оказания медицинской помощи.

При анализе факторов, влияющих на общественное здоровье принято выделять их еще и следующим образом:

  • 1. Социально-экономические (материальный статус, условия труда, образовательный и культурный уровень);
  • 2. Социально-биологические (пол, возраст, генетические предрасположенности и т.д.);
  • 3. Экологические и климатические;
  • 4. Организационные и медицинские.

Источник

На социальном уровне функционирования человека норма и патология (расстройство) выступают в качестве состояний здоровья и болезни.

В науке существует два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.

Негативное определение здоровья рассматривает последнее как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология — болезни. Однако понятия нормы и патологии шире понятий здоровья и болезни. Норма и патология всегда континуальны, поскольку охватывают множество взаимопереходящих состояний. Здоровье и болезнь представляют собой дискретные, четко очерченные в своих границах состояния. Они связаны не с объективно регистрируемым отклонением от нормы, а с субъективным состоянием хорошего или плохого самочувствия, влияющего на выполнение нами повседневных функций в деятельности, общении и поведении.

Характеристика общего самочувствия оказывается центральным звеном разграничения здоровья и болезни. Здоровый человек благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять повседневные социальные функции. Больной человек обладает плохим самочувствием и поэтому не способен выполнять повседневные социальные функции. При этом действительное наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне существования зачастую не становится определяющим для отнесения себя к здоровым или больным. Например, люди, употребившие алкоголь на вечеринке, имеют отклонения от «нормальных» параметров психического функционирования (находятся в так называемом измененном состоянии сознания), однако они не считаются больными до тех пор, пока у них не нарушается выполнение социальных функций. Получается, что понятие здоровья шире понятия нормы, а понятие болезни по содержанию отличается от понятия патологии. Данное обстоятельство привело исследователей к поиску позитивных концепций здоровья.

Читайте также:  Болезнь сердца при которой боли до крика

Позитивное определение здоровья не сводит последнее к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.

Общее определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включает такое состояние человека, при котором:

  • — сохранены структурные и функциональные характеристики организма;
  • — имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;
  • — сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Критерии психического здоровья по определению ВОЗ: осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»;

  • — чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
  • — критичность к себе и к результатам своей деятельности;
  • — соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
  • — способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
  • — способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;
  • — способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Исследователи Г. С. Абрамова и Ю. Л. Юдчиц выделяют следующие критерии психического здоровья, основанные на понятиях «адаптация», «социализация» и «индивидуализация».

Понятие «адаптация» включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и т.д.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в привычных для него геосоциальных условиях.

Социализация определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека. Первый связан со способностью человека реагировать на другого человека как равного себе (другой такой же живой, как и «Я»). Второй определяется как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им. Третий критерий как’ человек’ пережинает свою относительную зависимость от других людей. Для каждого человека существует необходимая мера одиночества, и если он эту меру переступает, то чувствует себя плохо. Мера одиночества — это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.

Индивидуализация, по К. Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушить ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других — один из важнейших параметров психического здоровья.

Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов нормального человека данного общества в данный конкретный момент. Однако можно заметить и недостаточность этих критериев для полного описания внутренней картины здоровья. Она, в частности, связана еще и с тем, что любой человек потенциально имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить ее (рефлексия).

Анализ литературы по психологии здоровья позволил выделить три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью: независимые, передающие и мотиваторы (П. В. Ходырева).

Факторы, влияющие на болезнь и (или) здоровье

Рис. 4. Факторы, влияющие на болезнь и (или) здоровье

При оценке психологии здоровья важно различать понятия «состояние здоровья» и «самочувствие». Состояние здоровья — истинное положение дел в организме по данным врачебного осмотра. Самочувствие же субъективно и не всегда точно отражает объективное состояние здоровья. Неполнота искажения внутренней картины болезни возможна у маленьких детей (Д. Н. Исаев, 1996), а также в силу своеобразия структуры личности — нестабильности самооценки, «Я-образа» в целом и физического «Я», зависимости собственной самооценки от оценок других людей.

Ряд отечественных авторов (А. М. Громбах, А. Ш. Тхостов, В. В. Лебединский, Б. Д. Карвасарский) представили показатели психического здоровья, причем по данному параметру (с учетом жалоб на здоровье самого человека) выделяются четыре группы людей:

  • 1) совершенно здоровые (жалоб нет);
  • 2) легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микросоциальных факторов;
  • 3) лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких людей неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);
  • 4) клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т.е. как особый случай здоровья.

В определении болезни существуют две точки зрения: болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом; болезнь есть субъективное ощущение себя больным. В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования. Но по поводу многих болезней люди нс обращаются к профессионалам, да и объективных стандартов функционирования человека не существует (во многих случаях профессионалы не могут прийти к единому пониманию болезненного состояния). Второй подход тоже имеет свои ограничения: сообщаемое пациентом состояние скорее отражает его проблемы, а не само расстройство. К тому же при ряде тяжелых соматических состояний изменений самочувствия может и нс возникнуть (например, при туберкулезе).

Читайте также:  Изменения глазного дня при гипертонической болезни

Понятие болезни не столько представляет собой отражение объективного состояния человека, сколько выступает общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие нарушения здоровья. Содержание этого конструкта определяет видение причин и проявлений болезни, а также направление исследований и лечения различных расстройств. Другими словами, сначала .поли определяют, что считать болезнью, а затем начинают исследовать и лечить ее (рис. 5).

Конструкт болезни, характерный для европейской культуры

Рис. 5. Конструкт болезни, характерный для европейской культуры

Конструкт болезни предполагает такую последовательность: причина — дефект — картина — следствия. Он служит прообразом для выдвижения гипотез, объяснения нарушений и воздействия па причины. Увидев следствия и общую картину отклонений в психической деятельности или поведении, следуя конструкту болезни, можно предположить, что за этими внешними признаками кроется какой-либо дефект в самом человеке, вызванный, в свою очередь, определенными для такого дефекта причинами.

В современной медицине существует две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная.

В основе существующей с XVII в. биомедицинской модели болезни лежит изучение природных факторов как внешних причин заболевания. Биомедицинскую модель болезни характеризуют четыре основные идеи:

  • — теория возбудителя;
  • — концепция трех взаимодействующих сущностей — «хозяина», «агента» и окружения;
  • — клеточная концепция;
  • — механистическая концепция, согласно которой человек — это прежде всего тело, а его болезнь — поломка какой-либо части организма.

В рамках данной модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни.

Дефект (в том числе и психический), какими бы факторами он ни вызывался, всегда имеет соматическую природу, поэтому и ответственность за лечение здесь целиком и полностью возлагается только лишь на врача, а не на больного.

Биопсихосоциальная модель болезни сформировалась в конце 1970-х гг. Она основывается на системной теории, согласно которой любая болезнь есть иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление в биопсихосоциальной модели болезни полностью или частично возлагается на самих больных людей.

В основе модели лежит диада «диатез — стресс», где диатез — это биологическая предрасположенность к определенному болезненному состоянию, а стресс — психосоциальные факторы, актуализирующие эту предрасположенность. Взаимодействие диатеза и стресса объясняет любое заболевание.

В оценке состояния здоровья в рамках биопсихосоциальной модели ведущую роль играют психологические факторы. Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, соматического и психологического благополучия, радости жизни. Это субъективное состояние обусловливают психологические механизмы, обеспечивающие здоровье:

  • — принятие ответственности за свою жизнь;
  • — самопознание как анализ своих индивидуальных телесных и психологических особенностей;
  • — самопонимание и принятие себя как синтез (процесс внутренней интеграции);
  • — умение жить в настоящем;
  • — осмысленность индивидуального бытия, как следствие — осознанно выстроенная иерархия ценностей;
  • — способность к пониманию и принятию других;
  • — доверие к процессу жизни. Наряду с рациональными установками, ориентацией па успех и сознательным планированием своей жизни необходимо душевное качество, которое Э. Эриксон называл базовым доверием: умение следовать естественному течению процесса жизни, где бы и в чем бы он ни проявлялся.

В рамках биопсихосоциальной парадигмы болезнь рассматривается как расстройство, угрожающее дисфункцией -неспособностью психобиологических механизмов выполнять свои функции в определенном социокультурном пространстве. При этом болезнью считается не каждое расстройство функционирования, но только то, которое становится причиной значимой для личности угрозы существованию в конкретных условиях среды. Следовательно, болезнь -это далеко не всякое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении («имеется потребность в лечении»). Потребность в лечении считается существующей тогда, когда имеющиеся признаки отклонений (расстройства) наносят ущерб профессиональной работоспособности, повседневной деятельности, привычным социальным отношениям либо причиняют ярко выраженное страдание.

Поскольку состояние болезни предполагает особый социальный статус человека, не способного выполнять социальные функции в ожидаемом объеме, болезнь всегда оказывается связанной с ролью больного и ограничениями ролевого (социального) поведения.

Сегодня более предпочтительным становится термин «психические, личностные и поведенческие расстройства», охватывающий различные виды нарушений, включая болезни в узком смысле слова.

Одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека — образ жизни. Она характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения (Д. Н. Давиденко).

В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 50—55% приходится на образ жизни.

Образ жизни включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологический аспект).

Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Наравне с вышеперечисленными понятиями, медики и психологи используют понятие «параметры жизни».

Источник