Понятие о здоровье болезни норме в науках о здоровье

Понятие о здоровье болезни норме в науках о здоровье thumbnail

Введение

Здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Человек, как высшая ступень развития биологической эволюции, является биосоциокультурной системой, уникальность которой определяется сочетанием природных, врожденных особенностей индивида и влиянием социальной среды. Только в здоровом человеке все эти составляющие развиты гармонично, что позволяет человеку постоянно самосовершенствоваться.

Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь наивысшей ступени развития.

Цель и задачи работы – научиться основам оценки функциональных возможностей своего организма и оценке уровня своего здоровья. Изучить процесс перехода от здоровья к болезни, от нормы к патологии, как следствия постепенного снижения адаптационных возможностей организма, в результате которого возникают и различные пограничные состояния, получившие название донозологических состояний.

По материалам работы можно провести оценку уровня здоровья первокурсников, что позволит им выявить в своем организме слабые звенья и скорректировать свой образ жизни.

Сокращения:

Понятия о здоровье, норме и болезни

Так что такое здоровье? Существует много определений понятия «здоровье». Вот некоторые из них.

Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления.

Здоровье (по мнению Всемирной организации здравоохранения) – состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Здоровье определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным развитием, нормальным уровнем основных физиологических показателей.

Одной из составляющих здоровья является гармоничное физическое развитие личности.

Под физическим развитиемчеловека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений и т.д.

На физическое развитие влияют:

— наследственность

— окружающая среда

— социально-экономические факторы

— условия труда и быта

— питание

— физическая активность

— занятия спортом.

Четко очерченной границы между нормой и болезнью нет. Между здоровьем и болезненным состоянием существуют различные переходные стадии. Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам, либо когда снижены приспособительные функции. Тогда и возникают изменения, нередко переходящие в болезнь или приводящие к травме.

То есть между нормой и болезнью есть какие-то промежуточные стадии, пройдя которые и возникает болезнь, то есть, когда все резервные функции организма исчерпаны (кроме травмы, которая возникает остро и зависит от внешних причин).

Если вовремя заметить эти переходные стадии, то болезнь можно предотвратить. Но как это сделать? К сожалению, основные показатели организма в эти переходные стадии могут не выходить за рамки нормы и заметить изменения в организме обычными методами, применяемыми медиками для обследования человека, не всегда возможно.

Источник

Норма здоровья человека. Нормы показателей здоровья. Как поддерживать здоровье в норме. Индивидуальная норма здоровья ребенка.

Представление о болезни тесно связано с понятием «здоровье». Эти понятия представляют собой две формы жизнедеятельности организма.

В практической медицине для установления наличия болезни сравнивают параметры жизнедеятельности организма либо с усреднёнными нормативами здоровых людей.

Егорова Екатерина

Здоровье. Норма. Что такое здоровье

Определение здоровья от экспертов ВОЗ

Здоровье. Что это такое?

Здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье. Что это такое

На состояние здоровья влияет правильное питание. Для укрепления здоровья ежегодно в осенне-весенний период необходимо проходить курс витаминотерапии.

Способность организма человека к биологической и социальной адаптации с учетом условий внешней и внутренней среды определяют состояние оптимальной адаптированности человека к меняющимся условиям жизнедеятельности. Для повышения адаптированности организма полезно употреблять гречку, так как она содержит восемнадцать незаменимых аминокислот, железо, кальций, калий.

Понятие «норма» что значит

При установлении факта состояния здоровья или болезни нередко прибегают к понятию «норма».

Понятие норма что значит

Норма — состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования.

Понятие «норма» часто используют как синоним здоровья, но понятие «норма» несколько шире понятия «здоровье». Можно быть здоровым человеком, но отличаться от каких-либо общепринятых эталонов нормы: роста, массы или габаритов тела, характера общения с другими людьми, уровня интеллекта.

Разработка критериев нормы жизнедеятельности и других параметров организма человека, определение их оптимального диапазона весьма важны для медицины. Наличие таких критериев, и вообще раздела медицины «нормология», который наиболее близок по содержанию учебной дисциплине и научной специальности «физиология человека» существенно облегчило бы дифференцировку пограничных состояний, здоровья и болезни.

Оценка здоровья ребенка

Здоровье ребенка оценивается по шести главным критериям:

  1. Генеалогический
  2. Физическое развитие
  3. Нервно-психическое развитие
  4. Устойчивость к инфекционным заболеваниям
  5. Функциональное состояние организма
  6. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Данный критерий контролируется педиатрами

Подробнее о каждом из критериев:

Генеалогический метод оценки здоровья ребенка основывается на сборе данных о заболеваниях в семье, в роду, с указанием типа родственных связей между членами родословной. В результате обследования выводится индекс наследственной предрасположенности. Он определяется по формуле:

J = количество заболевших родственников делится на общее количество родственников, входящих в родословную

Если индекс (j) больше 0,7, можно говорить о наследственной отягощенности и предрасположенности данного ребенка, например, к сосудистым или желудочно-кишечным заболеваниям.

Физическое развитие — это физическое состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех его органов и системы в целом. Это основной компонент здорового образа жизни. Если все физиологические системы хорошо работают, то в целом и весь организм человека также функционирует, осуществляя саморегуляцию и развивается в нужном направлении.

Нервно-психическое развитие — отображает развитие отделов нервной системы в определенные периоды жизни.

Устойчивость к инфекционным заболеваниям определяется по количеству острых инфекционных заболеваний у детей на протяжении одного года жизни, а так же быстроту избавления от заболеваний.

Устойчивость считается:

  • высокой при кратности острых заболеваний 0-3 раза в год
  • сниженной при кратности острых заболеваний 4-7 раз в год
  • резко сниженной при кратности острых заболеваний 8 и более раз в год

К группе часто болеющих детей относятся:

  • 1 год жизни — 4 острых заболеваний в год и более
  • 2-3 года жизни — 6 острых заболеваний в год и более

Уровень функционального состояния организма определяется по анализам крови и показателям артериального давления, которое начинают измерять в трехлетнем возрасте. Оценивается также половое развитие ребенка — мальчиков с 11 лет, у девочек с 9 лет.

О наличии или отсутствии хронических заболеваний и врожденных пороках развития судят по записям специалистов в медицинской карте ребенка.

Условно детей делят на группы здоровья

  • 1 группа — здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
  • 2 группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
  • 3 группа — дети, больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма
  • 4 группа — дети, больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма
  • 5 группа- дети, больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма

Анализ показателей по шести критериям позволяет отнести ребенка к одной из пяти групп состояния здоровья и получить рекомендации по лечению, профилактике или оздоровлению ребенка. С каждым годом у большинства детей снижается зрение. Поэтому важно ежегодно посещать окулиста.

Источник

Всем доброго времени суток и сейчас мы рассмотрим следующий вопрос. Что такое здоровье? Какие понятия здоровья были в разных временах? Если заинтересовало то листайте ниже!

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребности человека.

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист, пит. по: Е.А. Овчаров, 2002).

Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения.

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

о мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается… в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку… осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.

Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.

Групповое здоровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Здоровье населения — здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П. Лисицын).

Потенциал общественного здоровья — мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.

Индекс общественного здоровья — соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т. д.

К методам изучения здоровья населения относятся: статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный метод и т. д.

Мы стараемся для вас! Поддержите нас подпишитесь и поставьте лайк!

Источник

Понятия нормы и патологии на социальном уровне человеческого функционирования характеризуют состояние здоровья, а также выявленных у него заболеваний. В науке существует два базовых подхода для определения показателей организма. Они делятся на негативные и позитивные. Различия в них существенны.

Негативное определение состояния здоровья рассматривается как несоответствие нормы. Патология равносильна заболеванию. Но понятия нормы и патологии намного шире понятия болезни и здоровья. Они всегда континуальны. Ведь охватывают целый перечень взаимопереходящих состояний.

Определение 1

Здоровье и болезнь — это дискретные состояния, четко очерченные в определенных границах.

Они связаны с субъективным состоянием самочувствия, которое влияет на выполнение повседневных функций человека в общественной деятельности и в поведении.

Характеристика общего самочувствия рассматривается как центральное звено, разграничивающее здоровье и заболевания. То есть повседневные социальные функции может без проблем выполнять человек, который благополучно себя чувствует. Больному же с этим сложнее.

Но действительное отсутствие или наличие различных отклонений от нормы непосредственно на биологическом уровне существования не всегда становится определяющим для состояния здоровья. Ведь, к примеру, люди, употребившие спиртное на вечеринке, тоже могут иметь ряд отклонений от нормы. Это обусловлено изменение психического функционирования. После использования алкоголя человек временно находится в измененном состоянии сознания. Но вот больным его не признают, пока повседневные социальные функции не нарушены.

Следовательно, понятие здоровья значительно шире «нормы». Однако понятие болезни по своему содержанию тоже отличается от «патологии». Это обстоятельство и привело современных исследователей к необходимости искать новые позитивные концепции здоровья.

Позитивное определение здоровья

Специалисты сходятся во мнении, что позитивное определение здоровья вовсе не сводит последнее к отсутствию каких-либо недугов. Оно пытается раскрыть содержание, автономное от заболеваний.

Общее определения здоровья было предложено Всемирной организацией здоровья. Оно предусматривает:

  • сохранение функциональных и структурных характеристик организма;
  • высокую приспосабливаемость к изменениям в социальной и природной среде;
  • сохранение социального и эмоционального благополучия.

Отдельного внимания заслуживают критерии психического здоровья. Они предусматривают:

  • осознание, чувство постоянства, непрерывности своего «Я»;
  • критичность к результатам собственной деятельности и к себе самому;
  • чувство постоянства переживаний, возникающих в однотипных ситуациях;
  • соответствие психических реакций частоте и силе воздействия окружающей среды;
  • способность управлять собственным поведением согласно общепринятым нормам;
  • способность планировать собственную жизнь и реализовывать свои же планы;
  • способность менять свою манеру поведения, подстраиваясь под определенных жизненные ситуации и обстоятельства.

Исследователи выделяют такие критерии психического здоровья, как «индивидуализация», «социализация» и «адаптация». Каждый из них имеет свои особенности. 

Например, понятие «адаптация» подразумевает способность осознанно относиться к базовым функциям организма, а также регулировать психические процессы. То есть нормально воспринимать необходимость процессов пищеварения и выделения, без проблем управлять собственными желаниями, чувствами, мыслями. Пределы индивидуальной адаптации, разумеется, существуют. Однако адаптированному человеку не проблематично жить в геосоциальных условиях, которые ему привычны.

Для определения социализации рассматривают три критерия, которые имеют прямое отношение к здоровью человека.

  • Первый — способность реагировать на других людей, как равных себе. То есть воспринимать их такими же живыми.
  • Второй критерий — реакция на факт существования каких-либо норма в отношениях с окружающими и стремление следовать общепринятым стандартам.
  • Третий критерий — восприятие относительной зависимости от других людей. Ведь каждому человеку порой нужна определенная мера одиночества. Если переступит эту меру, самочувствие ухудшится.

Мера одиночества является своеобразной соотнесенностью необходимости в определенной независимости и уединенности от других.

Индивидуализация, согласно Юнгу, описывает становление отношения человека к себе самому. То есть каждый может создавать определенные качества психической жизни, осознавать собственную неповторимость, рассматривать ее как ценность, не позволяя окружающим ее разрушить. Способность признать и сохранить индивидуальность в самом себе является одним из важнейших критериев психического здоровья.

Возможности индивидуализации, социализации, а также адаптации в определенной мере имеются у каждого человека. Степень их реализации напрямую связана с социальной ситуацией в развитии. Сказываются и идеалы нормального человека по отношению к обществу в конкретный момент.

Но можно заметить, что этих критериев недостаточно для полноценного описания всей внутренней картины человеческого здоровья. Ведь каждому свойственна рефлексия. То есть возможность посмотреть на собственную жизнь со стороны, адекватно ее оценив.

Поэтому анализ литературы, посвященной психологии человеческого здоровья выделяет три категории психологических факторов, которые коррелируют с болезнью и здоровьем. В их числе:

  • мотиваторы;
  • передающие;
  • независимые.

Каждый из этих факторов имеет ряд своих особенностей. Они определяют состояние человека, его общественную деятельность, обыденное поведение, психологический комфорт.

Факторы, воздействующие на здоровье и болезнь

Специалисты сходятся в однозначном мнении, что здоровье и болезнь различают по состоянию здоровья и самочувствию. Так состояние человеческого здоровья рассматривают, как истинное положение дел после врачебного осмотра.

Самочувствие — субъективно, не всегда точно может отражать объективное состояние человека. Чаще всего неполнота искажения соответствующей внутренней картины диагностируется у маленьких детей. Сказывается и своеобразность структуры личности. Нередко свою лепту вносит нестабильность самооценки, восприятие собственного образа, зависимости самооценки от мнения окружающих.

Некоторые отечественные авторы представляют критерии психического здоровья по вышеописанному параметру. Но, учитывая жалобы пациента, выделяют четыре группы людей:

  • совершенно здоровые;
  • с легкими функциональными нарушениями;
  • с доклиническим состоянием;
  • с клиническими формами недугов в стадии субкомпенсации.

К числу последних также относят пациентов с недостаточностью или поломкой определенных адаптационных механизмов, что вносит свою негативную лепту в повседневность и самочувствие.

Замечание 1

При доклинических состояниях рассматривают и клинические формы заболеваний, находящихся в стадии компенсации, устойчивые астено-невротические жалобы, не зависящие от трудных ситуаций, а также перенапряжения адаптационных механизмов. Как правило, это может быть обусловлено неблагополучными родами, беременностью, диатезами, травмами головы, либо хроническими инфекциями.

К числу легких физических нарушений относят эпизодические жалобы, имеющие отношение к конкретным психотравмирующим событиям. Сюда же причисляют напряжение адаптационных механизмов, возникающих при отрицательных микросоциальных факторах.

Следовательно, психическое здоровье и здоровье вообще представлено динамическим сочетанием целого перечня показателей, в то время, как болезнь определяется неким сужением, нарушением, исчезновением критериев здоровья.

При определении болезни также рассматривают две точки зрения. То есть заболевание — любое состояние, диагностированное в клинических условиях профессионалом, либо же состояние субъективное, при котором человек лишь ощущает себя заболевшим. Первый случай оценивается по четким объективным признакам, определяющих расстройства функционирования.

Однако для определения нормы и патологии люди не всегда спешат обратиться в медучреждение за консультацией к профессионалам. К тому же объективных стандартов функционирования для человека, по сути, не существует. Не всегда ведь даже профессионалы могут прийти к единому пониманию того самого болезненного состояния.

Второй подход в определении заболевания тоже не лишен ограничений. Ведь состояние, сообщаемое пациентом, лишь отражает его проблемы. Оно не диагностирует самого расстройства. При тяжелых соматических состояниях порой негативные изменения состояния вовсе не возникают. Это немаловажно учесть. Отсюда напрашивается вывод, что болезнь — по сути, является отражением объективного состояния человека, хоть по большей мере выступает так называемым общим социальным и теоретическим конструктом, позволяющим определить и понять возникшие нарушения здоровья.

Содержание этого самого конструкта определяет и проявление болезни, и видение ее причин, и направление дальнейших исследований. От него будет зависеть лечение обнаруженных расстройств. То есть изначально определяют, что считается болезнью, а затем ее начинают детально исследовать и приступают к лечению.

Конструкт заболеваний для европейских культур

Конструкт заболевания предполагает определенную последовательность от причины до дефекта, от картины и до следствия. Она служит прообразом для последующего выдвижения гипотез, объясняет нарушения критериев психического здоровья и даже вносит свои коррективы в повседневные социальные функции современного европейского человека. Конструкт болезни дает возможность предположить, что за внешними признаками может скрывать определенный дефект в человеке, что вызвано определенными причинами.

Современная медицина выделяет две модели заболевания: биопсихосоциальную и биомедицинскую. В основе последней лежит изучение различных природных факторов, которые могут стать внешними причинами возникновения недугов. Биомедицинскую модель характеризуют четырьмя главными идеями:

  • клеточная концепция;
  • теория возбудителя;
  • механическая концепция;
  • концепция трех сущностей, взаимодействующих между собой.

В последнем случае речь идет об окружении, «агенте» и «хозяине». Эти три сущности человека между собой активно взаимодействуют, регулируя его поведение. Механическая концепция рассматривает людей иначе. Человек — как тело, его болезнь — повреждение определенной части организма. В рамках таких моделей нет места поведенческим, психологическим или социальным причинам развития болезней.

Замечание 2

Дефекты, причем даже психические, невзирая на факторы, которые их вызывают, всегда имеют соматическую природу. Следовательно, ответственность за лечения возлагается исключительно на врача, но не на пациента.

Биопсихосоциальную модель болезни сформировали в далеких 1970-з. Она базировалась на системной теории. Любое заболевание рассматривалось, как иерархический континуум от элементарных частиц и до биосферы. Каждый нижележащий уровень выступал неотъемлемой составляющей вышележащего. Была взаимосвязь и во всех характеристиках. В центре континуума — личность со своим поведением и переживаниями. Ответственность за выздоровление возлагается частично или даже полностью на самого больного человека.

Основой модели диада является «диатез-стресс». То есть диатез рассматривается как биологическая предрасположенность к болезненному состоянию, стресс же, как психосоциальные факторы, которые активизируют эту самую предрасположенность. Взаимодействие таких компонентов объясняет различные недуги.

При оценке состояния здоровья в границах биопсихосоциальной модели главную роль играют психологические факторы. Они определяют нормы и патологии. Субъективно здоровье проявляется оптимизмом, психологическим и соматическим благополучием, радостью жизни. Это состояние обуславливают некоторые механизмы. В их числе:

  • принятие ответственности за собственную жизнь;
  • самопознание как путь к анализу своих индивидуальных особенностей (психологических и телесных);
  • процесс внутренней интеграции, то есть принятие себя, самопонимание;
  • умение жить настоящим;
  • способность понимать и принимать других;
  • осмысленность повседневного индивидуального бытия, осознанное построение иерархии ценностей;
  • доверие к жизненному процессу.

Наряду с такими рациональными установками и ориентиром на успех, а также сознательное планирование собственной жизни человеку необходимо и духовное качество. Его Э.Эриксон рассматривает, как базовое доверие. То есть умение человека четко следовать естественному течению жизненного процесса, в чем и где бы тот ни проявился.

Определение 2

Болезнь в рамках такой биопсихосоциальной парадигмы рассматривают как определенное расстройство, которое угрожает нарушением психобиологических механизмов, вносит негативные коррективы в повседневные социальные функции.

В настоящее время более предпочтителен термин «поведенческие, личностные и психические расстройства». Он охватывает различные виды патологических изменений в человеке. Но многое определяет образ жизни человека. Его повседневность, трудовая деятельность, формы применения свободного времени, быт, удовлетворение духовных и материальных потребностей, правила и нормы поведения, участие в общественной жизнедеятельности.

Именно образ жизни предусматривает три категории — стиль, качество и уровень. Последний определяет степень удовлетворения духовных, культурных, материальных потребностей человека. Стиль жизни является поведенческой особенностью человека, определенным психофизиологических стандартом личности. Качество же характеризует комфорт в плане удовлетворения социологических потребностей человека. Каждая из таких систем определения норм и отклонений имеет право на существование и практикуется нынче повсеместно.

Источник