Понятие здоровье и болезнь внешние и внутренние причины болезни
Знание сущности болезни и условий ее возникновения — важное условие профилактики заболеваний при занятиях физическими упражнениями, спортом. Но для того, чтобы правильно понять сущность болезни, необходимо иметь четкое представление о сущности здоровья.
Общепринятой формулировки понятия «здоровье» нет. Наиболее распространенным является следующее определение: здоровье — это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уровновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные проявления.
Как ясно из этого определения, основной признак здоровья — высокая приспособляемость организма к воздействиям факторов внешней среды. Здоровый организм способен перенести огромные психические и физические нагрузки, приспособиться к значительным изменениям факторов внешней среды, не выходя за рамки физиологических колебаний. Это говорит о том, что здоровье является динамическим состоянием: для каждого человека существует множество его вариантов, ибо с изменением условий внешней среды иным становится соотношение физиологических функций, от которых зависит состояние здоровья.
Высокая приспособляемость здорового организма к изменению факторов внешней среды обусловлена тем, что живой организм представляет собой сложную самоуправляемую систему. Возможности саморегуляции организма даже на уровне клетки чрезвычайно велики. Так, клетка способна автоматически настраиваться на наивыгоднейший режим работы в непрерывно меняющихся условиях внешней среды. Например, в ситуациях, в которых современной электронно-вычислительной машине требуется 30 часов для расчета необходимого режима обменных процессов в клетке (при 1000 операциях в 1 сек.), клетка реагирует почти мгновенно. Это позволяет говорить о кибернетике живого.
Следует учитывать, что понятие «здоровье», как и понятие «норма», условное. Это объясняется тем, что понятие физиологической нормы для многих функций является весьма широким и во многом определяется индивидуальными особенностями людей: конституцией, возрастом, полом, физической тренированностью и др. Поэтому те или иные изменения могут быть для одних индивидуумов патологическими, а для других соответствующими физиологической норме. Например, артериальное давление ниже 100 мм рт. ст. в одних случаях — симптом заболевания (гипотония), связанного с нарушением нейроэндокринной регуляции функции сердечнососудистой системы, в других (в частности, у спортсменов) — проявление высокого уровня тренированности.
Качественное своеобразие болезни определяется в большой мере локализацией патологического процесса. Так, при одних и тех же причинах атеросклеротических изменений в стенках артериальных сосудов могут развиваться разные болезни в зависимости от места расположения этих сосудов (например, при изменениях в сосудах сердца — стенокардия или инфаркт миокарда, в сосудах мозга — инсульт).
Переход от здоровья к болезни может происходить незаметно для окружающих и самого заболевающего. Это нередко наблюдается у спортсменов. Благодаря тому, что компенсаторные возможности организма у спортсмена очень большие, он иногда может, будучи больным, не только хорошо себя чувствовать, но и показывать некоторое время высокие спортивные результаты.
Между здоровьем и болезнью могут быть переходные, или предпатологические, состояния.
Болезнь возникает тогда, когда организм подвергается действию чрезмерно сильных раздражителей либо когда неблагоприятно изменяется его способность приспосабливаться к обычным раздражителям. В этих случаях возникают не свойственные ему морфологические и функциональные изменения.
Общепризнанного определения понятия «болезнь» также не существует. Болезнью принято считать состояние организма, при котором под влиянием каких-либо повреждающих воздействий нарушается нормальная жизнедеятельность организма, ограничивается способность приспосабливаться к изменениям условий внешней среды, снижается трудоспособность.
При болезнях имеют место как специфические, так и неспецифические изменения. Специфические изменения обусловлены фактором, вызвавшим заболевание. Таким фактором могут быть, например, микробы определенного вида, вызывающие своеобразные, характерные для них изменения в организме.
Специфические для той или иной болезни изменения в организме формируются на различных уровнях: молекулярном (наследственном), клеточном или тканевом (например, опухоли), на уровне нарушения взаимоотношений между корой головного мозга и подкорковыми образованиями (психические болезни) и на уровне органа или системы органов. К неспецифическим изменениям относятся, например, стандартные изменения функции передней доли гипофиза и коры надпочечников при воздействии разнообразных факторов внешней среды.
Специфические и неспецифические изменения при болезнях сочетаются друг с другом. Значение и удельный вес их в механизмах развития различных болезней неодинаков и меняется на протяжении всего болезненного процесса.
Специфические изменения в целом организме, характерные для тех или иных болезней, формируются из разнообразных специфических и неспецифических изменений в клетках, тканях и органах и представляют собой переход количественных изменений в качественные.
Следовательно, болезнь — это не сумма приспособительных реакций и патологических процессов, а качественно новое состояние целого организма, которое подготавливается различными количественными изменениями, происходящими в клетках, тканях, органах и системах.
Патогенные раздражители не только вызывают повреждение организма, но и стимулируют через соответствующие рецепторы защитные (приспособительные) специфические и неспецифические реакции. Нередко бывает трудно отличить патологические изменения от приспособительных реакций. По этому поводу И. П. Павлов писал: «…в общей медицине бывают затруднения, когда вы должны в картине болезни отличить, что в ней есть результат повреждения и что есть результат противодействия организма данному повреждению. Эти две категории явлений очень спутываются. Дело науки и талантливости врача разделить их и понять, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против болезни».
Таким образом, болезнь есть процесс диалектический. С одной стороны, происходят процессы разрушения, с другой — процессы восстановления. Одни реакции, возникающие при этом, полезны, другие — вредны. Одни нужно поддерживать, другие подавлять. Задача врача заключается в том, чтобы определить, какие реакции нужно усилить, а какие подавить.
Болезнь, как нозологическая единица, характеризуется типовым для нее сочетанием клинических симптомов и лежащих в их основе изменений функции и структуры. При наличии каких-либо изменений в строении отдельных органов всегда имеется вероятность развития болезни. Однако, пока отсутствуют клинические ее проявления (т. е. не выявились основные черты, характерные для данной болезни), нельзя утверждать, что она уже существует.
Любая болезнь, независимо от распространения и локализации повреждения органов и тканей, всегда есть поражение всего организма. Изолированных болезней органов и тканей, или так называемых местных болезней, не существует, хотя каждая болезнь отличается определенными особенностями.
Понятие «болезнь» включает в себя патологическую реакцию, патологический процесс и патологическое состояние.
Патологическая реакция — это кратковременная необычная реакция организма на какой-либо раздражитель, обычно не сопровождающаяся длительным нарушением трудоспособности человека (например, кратковременное повышение или понижение артериального давления под влиянием отрицательных эмоций, боли и т. п.).
Патологический процесс — это болезненное изменение функции и структуры, включающее различные сочетания элементарных патологических реакций. Он не представляет собой определенной картины болезни как нозологической единицы и нередко (бородавка, жировик на коже и др.) не вызывает понижения трудоспособности человека. Существуют типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка и др.), характеризующиеся определенным сочетанием патологических и защитно-физиологических реакций. Эти типовые патологические процессы входят в состав различных болезней.
Патологическое состояние — чаше всего медленно (иногда быстро) развивающийся патологический процесс или его последствие (различные врожденные уродства, например косолапость, культя после ампутации конечности, слепота после травмы глаза и др.).
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Общественное здоровье –характеристика индивидуальных уровней здоровья членов общества, которая отражает вероятность достижения каждым максимального здоровья и творческого долголетия.
Критерии оценки «здоровья для всех» по ВОЗ:
— доля валового национального продукта, расходуемого на нужды здравоохранения;
— доступность первичной медико-санитарной помощи;
— охват населения безопасным (соответствующим санитарным нормам) водоснабжением;
— доступность квалифицированной медицинской помощи в период беременности и при родах;
— уровень детской смертности, состояние питания детей;
— средняя продолжительность жизни.
Главным критерием оценки состояния среды региона является здоровье проживающего на данной территории населения. На 50% уровень здоровья зависит от индивидуального образа жизни, на 25% — от влияния окружающей среды, на 15% — от наследственности и на 10% — от качества медицинского обслуживания.
Здоровье – состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение просуществовало 50 лет, в 1994 году ВОЗ предложила новое определение: «Здоровье – это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания».
Основные критерии здоровья:
— особенности онтогенеза (данные генеологического, биологического, социального анамнеза);
— физическое развитие;
— нервно-психическое развитие;
— уровень резистентности (совокупность неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекции), ребенок считается часто болеющим, если он перенес в течении года 4 и более острых заболеваний;
— уровень функционального состояния организма;
— наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
По состоянию здоровья дети распределяются на 5 групп, которые в процессе наблюдения могут меняться в зависимости от уровня развития и наличие изменений в состоянии здоровья ребенка.
1 группа – здоровые дети с нормальными физическим и нервно-психическим развитием,не имеющие хронической патологии и редко болеющие острыми заболеваниями.
2 группа (группа риска)- дети, не имеющие хронические заболевания, но имеющие функциональные отклонения , отклонения в росте и развитии, перенесшие инфекционные заболевания, часто болеющие (более 4-5 раз в год), родившиеся от матерей с отягощенным акушерским анамнезом, имеющие риск развития хронической патологии, т.е. дети, нуждающиеся в оздоровлении, лечении, профилактике. В 2 группе можно выделить группы 2А и 2Б.
2А группа – здоровые дети с отягощенным анамнезом (экстрагенитальная патология у матери, отягощенный акушерский анамнез).
2Б группа – здоровые дети с одновременной отягощенностью социального, генеалогического и биологического анамнеза, а также наличием ряда синдромов у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на рост, развитие и формирование здоровья ребенка, а также с пограничными и функциональными отклонениями, обусловленными возрастом. К ним относятся недоношенные, незрелые, дети с внутриутробным инфицированием, перенесшие асфиксию, родовую травму, а также с рахитом 1 ст., дефицитом или избытком массы 1-2 степени, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями органов.
3 группа – дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронической патологии в стадии компенсации, т.е.редкими нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, редкими интеркуррентными заболеваниями (1-3 раза в год), функциональными отклонениями только одной патологически измененной системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.
4 группа — дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронического заболевания в стадии субкомпенсации определяющимися функциональными отклонениями не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушением общего состояния, самочувствия после обострения в периоде реконвалесценции.
5 группа – дети с тяжелыми врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией с длительным периодом декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
Здоровье представляет целостное многомерное динамическое состояние организма, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств – саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге здоровье.
Выделяют различные состояния здоровья:
— состояние оптимальных адаптационных возможностей (полное здоровье);
— состояние напряженности регуляторных и метаболических систем (донозологическая форма здоровья);
— состояние сниженных функциональных резервов (преморбидная форма нарушения здоровья);
— состояние срыва адаптации (клинически манифестирующая форма нарушения здоровья).
Болезнь –это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма и ограничению трудоспособности.
Учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней называется этиология.
Классификация причин болезни:
— механические (удар, сдавление, разрыв и др.)
— физические (звук, шум, ионизирующее излучение, электрический ток, температура, электромагнитные поля и др.);
— химические (алкоголь, никотин, тяжелые металлы, пестициды, кислоты и щелочи, ароматические растворители идр.);
— биологические (микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, гельминты, вирусы, грибки др.);
— социальные факторы.
Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни. В отличие от причины условия не являются обязательными для развития заболевания. Условия могут быть внутренние и внешние. К внутренним относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний или старческий возраст. К внешним – нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни.
В развитии ряда болезней можно выделить:
1) Латентный период (для инфекционных заболеваний – инкубационный). Он начинается с момента воздействия причинного фактора и продолжается до первых признаков болезни.
2) Продромальный период – от появления первых признаков заболевания до полного проявления симптомов болезни;
3) Период клинических проявлений – характеризуется развернутой клинической картиной заболевания;
4) Исход болезни. Возможны выздоровление (полное или неполное), переход болезни в хроническую форму или смерть.
Одним из важных условий, препятствующих развитию болезней, является непрерывно развивающийся процесс реализации потребностей человека.
Потребность –нужда организма в чем-то, что лежит вне его, но при этом является необходимым компонентом жизнедеятельности. По происхождению они составляют две группы – естественные (биологические) и социальные (культурные). По предмету – материальные и духовные.
Самый первый уровень потребностей, без удовлетворения которых ничто другое невозможно, составляют физиологические: в пище, воде, кислороде, сне, одежде, воспроизведении рода и др. Вторым уровнем человеческих потребностей является потребность в безопасности и защищенности от преступников, нищеты, болезней и др. Удовлетворение потребностей второго уровня создает возможность для развития потребностей третьего уровня: в привязанностях, хорошем отношении, желании быть принятым в обществе. Если все три уровня удовлетворены, возникают новые желания. Это потребность в уважении (признании, одобрении) – четвертый уровень.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6604; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
- I. Причины конфликта
- I. Причины оживления национального движения
- IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами)
- IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
- IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
- IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
- IV. Установите соотношение между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
- А. Причины отмены крепостного права
- А. Причины феодальной раздробленности
- А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон
- Аксиомы и основные понятия микроэкономического анализа потребительского поведения
- Анализ причины конфликтов и методы их разрешения.
Источник