Представление о болезни в первобытном обществе

Представление о болезни в первобытном обществе thumbnail

Представление о болезни в первобытном обществе

В недрах первобытного сообщества формировались
истоки всех последующих духовных и материальных достижений человечества:
мышление и сознание, орудийная (или трудовая) деятельность, речь и языки,
земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья,
искусство и религиозные верования, нравственность и этикет, врачевание и
гигиенические навыки.

По своей продолжительности первобытная
эра охватывает более 99% всей истории человечества. Все последующие периоды
истории (древний мир, средние века, новое время и современная история) занимают
не более 1% исторического пути человечества.

Периодизация и хронология
первобытной эры и первобытного врачевания. В истории первобытной эры выделяют
три эпохи:

1) становление первобытного
общества: эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада (свыше 2 млн
лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад);

2) зрелость первобытного
общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс. лет тому назад — Х тыс. до
н.э.);

3) разложение первобытного
общества: эпоха классообразования (с XV тыс. до н.э.). (Приведенные
хронологические границы весьма условны, т.к. в различных регионах Земного шара
человечество развивалось крайне неравномерно).

Соответственно этапам первобытной
истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:

1) врачевание эпохи праобщины
(самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение
эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах
(растительного, животного и минерального происхождения);

2) врачевание эпохи первобытной
общины, когда развивалось и утвержда­лось целенаправленное применение
эмпирического опыта врачевания в социаль­ной практике;

3) врачевание эпохи
классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания
(зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и
обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и
индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов.

Исторические источники: данные
археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии
и этнологии (этнографии).

Палеопатология изучает
патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его
скелета. Как наука она сформировалась в конце XIX в., после 1892 г., когда во
время археологических раскопок близ селения Триниль на о. Ява голландский врач
и анатом Юджин Дюбуа (Dubois, Eugene) обнаружил левую бедренную кость
древнейшего человека — питекантропа (лат. Pithecanthropus erectus), жившего
около 700 тысяч лет тому назад, под головкой которой имелись значительные
костные выросты — экзостоз.

До возникновения палеопатологии
бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а
болезни возникли позднее как результат цивилизации (концепция «золотого века»).
Это справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболеваний (так
называемые болезни цивилизации).

Палеопатология позволила также
определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не
превышала 30 лет. До 50 лет (и более) доживали в исключительных случаях.

Итак, болезни существовали еще в
первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества представляли собой, с
одной стороны, явление биологическое, так как развиваются они на почве
человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой —
явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни
и деятельности человека.

Источник

Доисторическая или первобытная медицина — совокупность знаний, представлений и навыков, касающихся природы и методов лечения болезней, которыми владели первобытные люди.

Источники[править | править код]

Главным и наиболее информативным типом источников для историка являются письменные источники. Однако письменность появляется лишь с переходом от первобытности к цивилизации; следовательно, при изучении доисторического периода исследователям приходится опираться на две группы источников: данные археологии и данные антропологии.

Данные археологии[править | править код]

Останки первобытных людей, как скелетированные, так и естественным образом мумифицированные (см. например, болотные люди), могут дать информацию о том, какими болезнями страдали первобытные люди, что послужило причиной их смерти, а также какую медицинскую помощь они получали при жизни.

Первые ритуализированные захоронения обнаруживаются у неандертальцев, живших около 350—35 тысяч лет назад. Неандертальцы были генетически очень близки к человеку современного вида и могли иметь смешанное репродуктивное потомство. Ранее считалось, что неандерталец является прямым предком современного человека, однако сейчас антропологи придерживаются мнения, что неандерталец — тупиковая ветвь рода Homo. Несколько тысячелетий неандертальцы и люди современного вида существовали параллельно, контактируя друг с другом и, очевидно, вступая в смешанные браки (поскольку у большинства ныне живущих людей, кроме негроидов, есть гены неандертальцев), затем, около 35 тысяч лет назад, неандертальцы вымерли по неизвестным причинам.

Согласно исследованиям строения черепа неандертальцев, у них были развиты зоны, отвечающие за реакцию, однако меньше, чем у человека современного вида, развито абстрактное мышление. Тем не менее, неандертальцы обладали достаточно развитым сознанием и социальными отношениями, чтобы создавать сложные ритуализированные погребения. Типичное неандертальское погребение выглядело следующем образом: в земле вырывали яму овальной формы глубиной от 40 до 60 см. Тело покойного укладывалось в определенную позу — чаще всего, лежа на боку, с коленями, подтянутыми к голове и сложенными руками, то есть в позе сна или позе эмбриона. В могилу помещались предметы, которыми неандерталец пользовался при жизни, например, каменные орудия, а также еда (в некоторых захоронениях были обнаружены обгоревшие кости животных); могилы украшались охрой и цветами.

Одними из первых свидетельств наличия медицины у первобытных людей являются находки в пещере Шанидар в Ираке. В 1960-е пещере были обнаружены девять скелетов неандертальцев, причем многие обнаруженные скелеты несут следы тяжелых патологий — следы болезней и травм. Люди с такими недугами не могли бы выжить самостоятельно, что свидетельствует о развитой взаимопомощи в коллективе неандертальцев. Тела были захоронены на ложе из веток и украшены букетиками и связками из целебных растений, среди которых: тысячелистник, золототысячник, крестовник, алтей, водяные лилии, эфедра и мальвовые. Все эти растения и сегодня произрастают на территории Ирака.

Наиболее примечательный из обнаруженных скелетов — т.н. «старец из Шанидара» — мужчина-неандерталец возрастом от 40 до 50 лет, большую часть жизни проживший инвалидом: его правая рука была ампутирована по плечо еще в ранней юности, он был слепым на левый глаз, о чем свидетельствуют повреждения латеральной стенки левой глазничной впадины, кроме того, «старец» страдал от артрита и мог бы прожить такую долгую жизнь только благодаря заботе соплеменников. Зубы «старца» были стерты до десен в результате постоянного жевания — предполагается, что его занятием в племени было жевание кожи в целях ее обработки.

Читайте также:  Вреден ли базилик при болезнях сердца и гипертонии

Еще одно известное захоронение — мужчина из пещеры Буфья-Бонневаль во французской коммуне Ла-Шапель-о-Сен, примерно того же возраста (около 45 лет), страдавший от артрита и перелома бедра, свидетельствующих о том, что тот был лежачим больным.

Данные антропологии[править | править код]

Одним из методов изучения первобытности является наблюдение за народами, находящимися на стадии первобытно-общинного строя — аборигенами Африки, Океании, Австралии, Южной Америки, а также Сибири и Крайнего Севера России. Они широко используют лекарственные свойства растений и минералов, умеют останавливать кровотечение при помощи подручных средств (паутина, зола, жир), высасывать яд при укусе ядовитой змеи, прижигать раны, накладывать повязки и компрессы, производить кровопускание. Скорее всего, всеми этими навыками обладал и первобытный человек, хотя в научной среде существует дискуссия о правомерности распространения данных, полученных при наблюдении за современными аборигенами, на существенно более ранние эпохи.

Также следует учитывать, что в настоящее время даже в самых отдаленных и изолированных регионах ощущается влияние цивилизации. Международные медицинские организации, такие как Врачи без границ, Красный крест и другие осуществляют свою деятельность по всему земному шару, содействуя снижению смертности в развивающихся странах. В 1967 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла решение об интенсификации искоренения натуральной оспы с помощью массовой вакцинации человечества, в результате чего была полностью побеждена болезнь, уносившая жизни десятков миллионов человек ежегодно.[1][2][3]. Силами международных организаций и волонтеров осуществляются вакцинация населения развивающихся стран и организация карантинов при вспышках особо опасных инфекционных заболеваний, благодаря чему улучшается ситуация даже в самых неблагоприятных по уровню здравоохранения регионах.

Условия жизни первобытных людей[править | править код]

Находки жилищ, посуды, одежды, орудий труда и др. дают нам представление о том, в каких условиях жили первобытные люди и как условия их существования влияли на их здоровье и продолжительность жизни.

Ледниковый период[править | править код]

Негативные отпечатки рук с недостающими фалангами. Пещера Гаргас, («Пещера изуродованных рук»), Франция.

Последний крупный ледниковый период — Вюрмское оледенение — длился приблизительно с 110 до 10 тыс лет до н.э. Таким образом, культуры неандертальцев и людей современного вида эпохи палеолита возникали и развивались в условиях глобального похолодания. Последний ледниковый максимум, когда общий объём льда в ледниках был наибольшим, относится ко времени около 26—20 тысяч лет назад. Север Евразии был покрыт ледником, а нынешняя пустыня Сахара и долина Нила были болотами.

На стенах пещер в Южной Испании и Франции вместе с рисунками первобытного человека находят отпечатки ладоней, нанесенных при помощи различных минеральных красителей, например охры. На некоторых отпечатках видно отсутствие верхних фаланг пальцев рук — вероятно, следствие обморожения (хотя не исключено и ритуальное самоповреждение).[4]

В палеолите человек жил присваивающим хозяйством — охотой и собирательством, вследствие чего вел преимущественно кочевой образ жизни. Пещеры, вопреки распространенному мнению, использовались как временные убежища, а не постоянное жилище, одновременно люди строили шалаши и хижины из веток, шкур и крупных костей. Доступные первобытному человеку жилища не могли защитить от холода и сырости, что негативно сказывалось на здоровье.

Темпы воспроизводства населения в эпоху палеолита, вероятно, были близки к темпам воспроизводства современных охотников и собирателей — в среднем каждая здоровая женщина рожает раз в три года.

Переход к неолиту[править | править код]

Болезни первобытных людей[править | править код]

Плохие условия существования доисторического человека вызывали множество более или менее тяжелых болезней и приводили к преждевременной смерти. Основные болезни первобытного человека — расстройства питания, болезни кожи, инфекционные заболевания, травмы, раны и переломы, полученные на охоте или в сражении. Особо частыми были болезни костей, главным образом, артрит конечностей.

Болезни костей[править | править код]

Болезни зубов[править | править код]

Первобытный человек весьма часто страдал от зубной боли и всевозможных болезней, поражающих зубы. Вследствие питания грубой и плохо приготовленной пищей зубы истирались и деформировались. Такое состояние зубов замечается не только в Европе, но и в Америке на черепах, принадлежащих различным периодам, как старокаменному, так новокаменному и бронзовому. Даже у 12-летних уже происходило разрушение жевательной поверхности зубов. Часто встречалась костоеда, более характерная для обитателей севера, чем юга. Зубы, покрытые винным камнем, с остатками пищи, очевидно, не содержались в чистоте. В связи с болезнями зубов наблюдаются страдания челюстей: часто встречаются воспаление надкостницы и разрастание челюсти; зубные ячейки обезображены. По состоянию зубов мы можем до некоторой степени составить представление о том, как часто первобытные люди страдали зубной болью. Также следует отметить, что на состояние зубов женщин негативное влияние оказывали частые беременности — так как формирующийся плод нуждается в кальции, зачастую организм матери страдает от недостатка витаминов и минералов, особенно если ее питание и без того скудно, что приводит к истощению организма и постепенному разрушению зубов.

По всей видимости, единственным лечением, которое первобытные люди могли получить, являлась примитивная процедура удаления зуба. Для облегчения боли использовались растения с обезболивающим эффектом, в том числе наркотические.

Инфекционные заболевания[править | править код]

Методы лечения[править | править код]

Мировоззрение первобытных людей характеризуется словом «анимизм» или «фетишизм»: все люди и предметы имеют душу; она уходит во время сна или после смерти, но продолжает пребывать постоянно около живых; она вселяется в здорового и вызывает болезнь и, чтобы её изгнать, следует пустить в ход всякие хитрости. Испокон веков болезнь считалась следствием воздействия злого духа или демона — чтобы вылечить болезнь, следует изгнать духа. Для этого применялись различные магические ритуалы, заклинания, молитвы и заговоры.

Не имея фундаментальных представлений о причине возникновения большинства болезней, первобытный человек все же обладал некоторыми практическими навыками, обеспечивающими его выживание. Древние охотники часто получали травмы во время добычи пищи, раны от клыков и когтей диких животных, вывихи и переломы от падений; нередки и следы боевых ран, нанесенных каменным или металлическим оружием. Если в рану попадала инфекция, смерть от заражения крови или столбняка была неизбежна. Ученые обнаружили на некоторых скелетах следы правильно залеченных переломов, свидетельствующие о том, что первобытные люди хорошо умели вправлять переломы и накладывать шины, вероятно, из глины.

Читайте также:  История болезни по внутренним болезням ревматоидный артрит

Лекарства Медицина[править | править код]

Хирургия[править | править код]

Череп периода энеолита со следами трепанации, найденный в местечке Чалагантепе (Агдамский район). 5-е тысячелетие до н. э. Музей истории Азербайджана, Баку

Известны так называемые «первобытные трепанации» встречающиеся с эпохи мезолита (ок. 12-го тысячелетия до н.э.) Первый трепанированный череп ископаемого человека был найден в Латинской Америке — в районе города Куско на территории Перу в 1865 году. На сегодняшний день обнаружено множество ископаемых черепов со следами трепанаций из всех регионов земного шара. Отверстия встречаются разной формы и размера, чаще круглые, но бывают и прямоугольные или треугольные; встречаются черепа с несколькими отверстиями. Чаще всего делалось единственное небольшое отверстие круглой формы — именно в таком случае у подвергнутого операции человека были наибольшие шансы на выживание.

Полное заживление трепанационного отверстия характеризуется наличием замыкающей пластинки, прикрывающей губчатое вещество. После удачно проведенной трепанации не было обнаружено следов растрескивания, периостита, остеомиелита. Продолжительность жизни оперированных людей в случае удачного течения операции составляла не менее 2–3 лет, но могла достигать и 10–15 лет (что очень существенно с учетом невысокой средней продолжительности жизни людей в каменном веке). Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что процент выживаемости после такого рода операций достигал 70%.

Чаще всего трепанации производились на взрослых мужчинах. Высказывались различные предположения о причинах этих операций, по наиболее вероятной версии, трепанация черепа производилась как часть ритуального лечения — через отверстие шаман изгонял злого духа, вызвавшего болезнь. Обратная теория рассматривает первобытные трепанации как ритуальное самоповреждение с целью открытия так называемого «третьего глаза» — галлюцинаций и спутанности сознания, принимаемых за ясновидение.

Примечания[править | править код]

  1. Koplow, David A. Smallpox: the fight to eradicate a global scourge (англ.). — Berkeley: University of California Press (англ.)русск., 2003. — ISBN 0-520-24220-3.
  2. ↑ UC Davis Magazine, Summer 2006: Epidemics on the Horizon. Дата обращения 3 января 2008. Архивировано 30 мая 2012 года.
  3. ↑ How Poxviruses Such As Smallpox Evade The Immune System, ScienceDaily, February 1, 2008
  4. Медников Б.М. «Аналогия (параллели между биологической и культурной эволюцией)» — Человек, 2004, NN 1-4.

    Во многих первобытных обществах конца XIX и начала XX века сохранился обычай отрубать фалангу пальца или же весь палец по смерти родственника, вождя, а то и просто члена рода. В горных районах Новой Гвинеи этот ритуал жив и сегодня. Строго говоря, это не столько выражение скорби, сколько попытка умилостивить дух родственника, который по смерти может причинить неприятности живым. И в наши дни, по свидетельству датского путешественника А. Фальк-Рённе, в горных районах Новой Гвинеи «всякий раз, когда у женщины случается горе, она отрубает фалангу одного из пальцев. Из-за этого обычая многие женщины к старости лишаются пальцев и становятся инвалидами».

Литература[править | править код]

  • Рохлин Д. Г. Болезни древних людей. М.-Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1965. ISBN 978-5-458-38414-8
  • Скориченко-Амбодик Г. Г. Медицина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Kelly, Nigel; Rees, Bob; Shuter, Paul Medicine Through Time. Heinemann, 2003. ISBN 978-0-435-30841-4.

Ссылки[править | править код]

  • История медицины: Первобытное общество
  • Врачевание в первобытном обществе
  • The History of Medicine, Pre-history Student reference and support materials. St Boniface’s College.
  • Prehistoric Medicine.

Источник

История фармации как науки

История фармации — это наука о развитии лекарственной помощи и фармацевтических знаниях на различных этапах развития общественной жизни и культуры.

Историю фармации можно услов­но разделить на две составляющие: всеобщую и частную историю.

1. Всеобщая история фармации — совокупность знаний по ле­карствоведению, которые накоплены всей историей человечества, всеми народами мира.

2. Частная история фармации — история развития отдельных дисциплин, таких как фармакогнозия, технология лекарств, фар­мацевтическая химия, фармакология и др.

История фармации тесно связана с историей медицины, с раз­витием естествознания, философии, химии. Для изучения прошло­го фармации используют данные различных наук: антропологии, археологии, лингвистики, фольклористики, палеонтологии, этног­рафии и др.

Источниками изучения истории фармации являются:

 письменные: рукописи, труды фармацевтов и химиков, вра­чей, историков, философов, архивные материалы;

 вещественные (археологические памятники, монеты, гербы, марки);

 этнографические (обычаи, обряды);

 кино-, фото-, аудио — документы.

При изучении истории фармации возникает необходимость вы­деления этапов ее развития:

1. Первобытное общество (2 млн.лет назад)

2. Древний мир (4 тыс.лет назад)

3. Средние века (476-1640гг)

4. Новое время (1640-1918гг)

5. Новейшее время (с 1918г)

Такая периодизация ка­сается в основном всеобщей истории фармации.

Термин «фармация», как и сама фармация, имеет свою длитель­ную историю. Под изображением обожествленного врача Древне­го Египта Тота значилась надпись «фармаки» или «фармаци», что означает дарующий исцеление, безопасность. Бог мудрости Тот изображался в виде человека с головой птицы ибиса или вопло­щался в образе павиана (оба — символы мудрости в Древнем Егип­те). Согласно легенде, Тот разделил человечество по языкам и изоб­рел письменность, математику и астрономию, религиозные обря­ды, музыку, врачевание приходными средствами. Ему приписыва­лось составление самых древних медицинских трактатов.

Древние греки заимствовали медицинские познания у египтян. Именно впервые встречается термин «фармакон» (лекарство, яд). Позже появились хорошо известные сейчас слова: фармацевт, фармакопея, фармакология и др. Таким обра­зом, все термины, связанные с изготовлением лекарства, имеют в основе корень «фарма».

Сегодня «фармация» — это комплекс наук и практических зна­ний, включающий вопросы изыскания, добывания, обработки, из­готовления, стандартизации, исследования, хранения, реализации лекарственных и лечебно-профилактических средств.

В комплек­се с фармакологией фармация составляет науку о лекарствах — лекарствоведение. Фар­мация, являясь составной частью здравоохранения, всегда зани­мала особое место в интеллектуальной и производственной жизни общества.

Читайте также:  Какие болезни могут развиться от недосыпания

Медицина в первобытном обществе

Древнейшей стадией существования человечества является первобытнообщинный строй, начало которого отделено от нашего времени примерно на сто тысяч лет.

Начало фармации, т. е. начало добывания лекарственных веществ, также зарождается на заре человеческой культуры. Борьба с болезнью есть часть общей борьбы человека за существование.

Причиной болезней в первобытную эпоху служили естественные явле­ния: землетрясения с их вредными испарениями, наводнения, оставляющие после себя обширные гниющие болота, нападение диких зверей, нарушение нормального питания и т. д.

Страдания людей побудили в человеке инстинкт самосохранения. У первобытного человека не существовало медицины в полном смысле этого слова, средство против болезней было дано ему в его внутренней врожден­ной силе сопротивления. Постепенно люди стали обращаться за помощью к окружающей природе. Отыскивая среди окружающей природы что-либо, пригодное в пищу, они могли заметить ядовитое или лечебное действие многих растений. Путем отбора полезного от вредного, целебного от ядови­того люди первобытной эпохи открыли значительное количество лекарствен­ных средств, главным образом растительного происхождения. Одними из первых растений были признаны болеутоляющие, прежде всего пасленовые; очень рано были выделены также растения, оказывающие раздражающее действие на пищеварительный тракт. В то же время стали известны возбуждающие свойства кустарника «кока», наркотические свой­ства мака, табака, гашиша.

С развитием охоты появляются лекарственные средства животного происхождения: жир, кровь, костный мозг; в дальнейшем с лечебной целью стали применяться отдельные органы, например печень. Вместе с этим развивается оказание примитивной помощи при травмах.

В связи с переходом человека от охотничьего хозяйства к скотоводству было открыто много новых целебных растений. Было замечено, что при поедании некоторых трав животные возбуждаются, иногда появляется рвота и прочие необычные явления. Эти наблюдения позволили выявить рвотные и слабительные свойства растений и применить их затем для лечеб­ных целей. Таким образом, использование целебных свойств растений было результатом обобщения наблюдений человечества.

Вслед за лекарственными веществами растительного и животного про­исхождения появляются также вещества минерального происхождения, в первую очередь в виде минеральных вод.

В период матриархата знания по лекарствоведению концентрировались у женщин-хранительниц домашнего очага.

С течением времени, при зарождении патриархата, роль хранительницы практических знаний по лекарствоведению переходит к старейшинам семьи, племени, рода.

В соответствии с материальным уровнем жизни и общественными отношениями в первобытном обществе находится и развитие элемен­тарной медицинской деятельности и вместе с этим развитие представлений о болезнях и здоровье.

Накопление повседневного опыта у людей привело к возникновению и развитию эмпирических приемов медицинской помощи и лечебных средств.

Эмпиризм (от греческого Empeiria— опыт) — направление в философии, рас­сматривающее чувственный опыт человека как единственный источник познания.

Представления первобытных людей о причинах болезней и врачевании. Зарождение лекарствоведения.

Значительную роль в применении древнейших лечебных средств, прие­мов лечения оказали религия и фантастические представления людей перво­бытного общества о мире.

Фетишизм

Самая ранняя форма фантастических представлений — фетишизм — олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, однако еще без представления о стоящем за ними сверхъестественном личном суще­стве.

Сам термин «фетишизм» появился в XVI веке от португальского слова «фетиши»- деланный. Португальские мореплаватели этим словом называли предметы, сделанные из кам­ня или дерева и имеющие священное или магическое значение для туземцев Западной Африки. Конкретно фетишистские верования проявляются в почитании камней, деревьев и т.д. Почитались предметы неорганической природы естественного вида или искусственно изготовленные. В этот комплекс входит и почитание огня. Фетишизм сохранился у со­временных народов — почитание черного камня в Мекке (ислам), креста и мощей в христианстве.

Анимизм

В дальнейшем сверхъестественные свойства стали мыслиться отдельно от предметов природы как особые «духовные» существа. Возник анимизм — одухотворение всей природы.

Анимизм (от лат. anima , animus — душа, дух) — одухотворение всей природы. «Анимае»- душа, дух; вера в духов и в духовное начало всей природы, отделение сверхъестественных свойств от предметов природы. Анимизм представляет собой веру в существование фантастических, сверхъестественных существ-духов, управляющих всеми предметами и явлениями природы. Присут­ствие этих существ обнаруживается в разнообразных явлениях: смерти, сне, сновидениях:; болезни — особенно непонятные явления, которые человек пытался объяснить себе.

Тотемизм

Наряду с анимизмом у некоторых первобытных племен возникает вера человека в родственную связь между его родом и родом какого-либо животного или растения – это вера получила название тотемизм.

Тотемизм — вера человека в сверхъестественную родственную связь между его родом и родом какого-либо животного или растения. Существует зооморфный тотемизм — отождествление рода че­ловека с родом животного. В Северной Африке культовым живот­ным являлся буйвол, в Сибири — медведь, у славянских племен — кабан. В дальнейшем зооморфный тотемизм перешел в антропо­морфный (поклонение людям — богам).

Магия

С накоплением опыта организации жизни, лечения у человека возрастала и уверенность в свои силы и возможности. Человек сверхъестественные способности стал приписывать себе – так появилась магия.

Магия — от греч. Mageia (колдовство, волшебство), обряды, cвязанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы.

Однако, в меру своих знаний, они широко использовали первобытные приборы. Сбором лечебных трав, утоляющих боль, они внедрили в жизнь такие средства, которые исполь­зуются и по настоящее время.

Приемы врачевания у первобытных народов находятсяв полном согла­сии с их представлением о сущности болезней. Развивается система «лече­ния» больных путем борьбы с многочисленными духами, бесами и т. п., деятельность которых связывается с теми или иными болезнями.

Распространяется вера в колдовство, порчу, заговоры, заклинания и т. д. Заговоры и заклинания имели назначение изгнать злого духа, проникшего в тело человека и вызвавшего болезнь, или охранить человека от возможности прони­кновения в него духа. Против разных болезней существовали разные формы заговоров и заклинаний. Заговоры были широко распространены в быту и применялись либо сами­ми больными и их близ­кими, либо произноси­лись только «посвящен­ными» лицами: колдуна­ми, знахарями и т. д.

Источник