Представление о болезнях в народной медицине

Представление о болезнях в народной медицине thumbnail

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА»

ЗАДАНИЕ № 1. Дайте определения понятиям и терминам:

Асу-терапия — одно из направлений медицины Древней Месопотамии, которое характеризует эмперический характер медицинской практики.

Ашипу-терапия — одно из направлений медицины Древней Месопотамии, которое характеризующиеся высокой степенью влияния религиозных и мистических воззрений на медицинскую практику.

Мумификация – высыхание тканей трупа, создающие возможность его длительного сохранения; превращение трупа в мумию, т.е. высыхание его без гниения.

Бальзамирование – метод предохранения трупа от разложения, заключающийся в пропитывании его тканей веществами, обладающими антисептическими свойствами, блокирующими тканевые ферменты и т.п.

Тарихевты — греческое название специалистов Древнего Египта, которые занимались мумификацией умерших, религиозной и философской систем Индии.

Философия инь-ян – концепция единства и борьбы противоположностей, составляющую диалектическую основу мировоззрения Древнего Востока.

Чжэнь-цзю терапия – древнекитайский метод лечения акупунтурой. Метод заключается в нанесении укола специальной иглой в определенные точки или прикладывание к ним колючек тлеющей травы.

Су-джок-терапия – одна из методик традиционной медицины Китая. Это не только эффективный метод профилактики и лечения болезней, опознавании которого может овладеть каждый человек, но и способ достижения основных законов существ.

Диагностика – раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состоянии.

Этиология – учение о причинах болезней. Профессиональное употребление термина как синонима «Причина» в медицине.

Гуморальное представление о болезнях – одна из древних теорий, согласно которой основа болезней – ненормальное смешение жидких сред организма. Нормальное смешение жидкостей обуславливает здоровье человека, болезнь возникает при нарушение соотношение этих веществ.

Пневматическое представление о болезнях – одна из первых общебиологических теорий, возникшая на основе религиозных представлений и натурфилософских воззрений.

ЗАДАНИЕ № 2. Опишите значение богов медицины Древнего Востока

Исида — богиня женственности и материнства.

Тотбог мудрости и знаний.

Сохмет — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница.

Эа — Божество мудрости, подземных (пресных) вод и подземного мира, культурных изобретений; благосклонно к людям.

Иштар — богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера.

Гула — богиня врачевания, первоначально — смерти.

Мардук — бог справедливости, мудрости, водной стихии.

Ашвины – божественные близнецы-всадники в «Риг-веде», сыновья Сараньи, богини облаков и жены Сурьи в форме Вивасвата. Они — ведические божества, символизирующие рассвет и закат.

Рудра — ведийское божество, связанное с несчастьями, болезнями, охотой и ветром или бурей.

ЗАДАНИЕ № 3. Напишите значения медицинских текстов Древнего Востока:

папирус Смита — Этот папирус датируется XVI веком до н. э. Основан на материалах, накапливавшихся в течение тысячи лет. Документ охватывает 22 страницы. В нем рассматриваются 48 травматических случаев, каждый с описанием физического обследования, лечения и прогноза.

папирус Эберса — Содержит обширный список различных болезней, их симптомов, диагностику и методы лечения. Кроме прочего, папирус содержит описание лечения и приготовления лекарств по травматологии, борьбе с паразитами, стоматологии, а также по гинекологии и контрацепции. Кроме научно-медицинских рекомендаций, в трактате приводятся различные магические формулы, должные содействовать успеху лечения. Кроме этого, в папирусе делаются и астрономические наблюдения — в частности, огелиакическом восходе Сириуса 9-го эпифи в 9-й год правления фараона Аменхотепа I.

законы Хаммурапи — созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии).

Аюрведа  — традиционная система индийской ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов.«Аюр-веда» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) «Атхарва-веды» и основывается на философской системе санкхья.

Чарака-самхита — трактат детально описывающий знания о естественном законе существования человека. Авторство «Чарака-самхиты» приписывается Чараке, представляющему школу странствующих целителей.

Сушрута-самхита — трактат, в основном посвящённый оперативному лечению; в нём описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. В трактате перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атхарваведе.

Предписания Ману — наиболее важный из всех древнеиндийских сборников законов — брахманской традицией считается установлением Ману, мифического прародителя людей. На самом же деле они являются результатом работы одной из брахманских научных школ. Составление этого сборника происходило в течение нескольких веков, вследствие чего в нем наряду со сравнительно поздними статьями имеются установления обычного права, отличающиеся чрезвычайной древностью. В дошедшей до нас редакции сборник составлен около начала нашей эры.«Законы Ману» не кодекс законов в современном смысле слова, а скорее сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего долга — общественного, религиозного и морального, — как он понимался господствующим классом; в нем наряду с нормами обычного права излагаются космогония, государственное устройство, кастовая регламентация, санитарно-гигиенические предписания и т. д.

«Нэй-цзин» («Канон врачевания») — великий трактат, состоящий из 18 книг. Хотя это сочинение, составленное в форме диалога, приписывают одному автору, более достоверно мнение о коллективном написании трактата, вобравшего в себя замечательные идеи и опыт врачей различных эпох.

«Лин Шу» («Чудесные точки») – тракт, исходя из которого производиться выбор точек взаимодействия.

У Чин Ши («Игры пяти зверей») – Наблюдая за повадками животных, был создан комплекс упражнений для улучшения циркуляции ци внутри тела человека, известный под названием «Уциньси» («Игры пяти зверей»), ставший прообразом современных комплексов Цигун.

ЗАДАНИЕ № 4. Заполните таблицу, отражающую особенности врачевания по отдельным государствам Древнего Востока.

Государства Древнего ВостокаПредставления о болезняхТрадиционные методы леченияИмена богов-покровителей медицины и древних врачевателей
    
Месопотамия (3-1 тыс.лет до н.э. )    Нарушение принятых в обществе обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний, зависящие от явлений природы и образа жизни. Определяется религиозными верованиями людей.  Лекарственные средства растительного происхождения – травы, коренья (врачевание асу и шипуту), семена, овощи, листья и плоды, кедровые бальзамы, нефть, воск, экскременты птиц и овец. Предсказания и заклинания-психотерапия, родовспоможение, оперативное врачевание.Владыка Эшмиль, бог рождения -Нинту, бог чумы-Эрра, богиня врачевания-Гула.
Древний Египет (3-1 тыс. лет до н.э.)    Определение болезней по пульсации сосудов, естественное и сверхъестественное представления, «все людские недуги от пищи».(изобретение клизмы)Лекарства: растения, минеральные средства, части тела животных, магические заклинания, заговоры, неприятные на вкус вещества и косметические средства, оперативное лечение.Бог Джехути, богиня Сохмет, бог Тауэрт.
Древняя Индия (3 тыс. лет до н.э.-4 тыс. лет. н.э.)    Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, состоящим из 5 стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма: взаимодействие 3 субстанций: воздуха, огня и воды, носители которых: 3 первичные жидкости-ветер, желч и слизь. Здоровье понималось как результат уравновешенного состояния 3х субстанций, а болезнь-как нарушение этих соотношений и отрицательного воздействия 5х стихий.Лечение направлялось на восстановление соотношения субстанций.это достигалось диетой, лекарственной терапией (рвотное, слабительное), хирургическими методами лечения. Использовались лекарственные растения, применялись ампутации конечностей, лапаротомия, грыжесечения, пластические операции.Агни-бог огня, Сурья-божество солнца, Рудра-божество гнева и ярости, Индра-царь богов.
Древний Китай (середина 2-ого тысячелетия до н.э.-3 век н.э.)    Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и янь, и 5-ти стихий у шин, а болезнь-нарушение их правильного взаимодействия.Иглоукалывание, система дыхательных упражнений, точечный массаж, лекарственное врачевание, диететику, китайскую гимнастику. 

Примечание:

— В колонке 1 таблицы в скобках указать хронологические рамки древних государств.

— В колонке 2 — кратко записать представления о болезнях.

— В колонке 3 — перечислить самые известные традиционные методы лечения.

— В колонке 4 — перечислить имена известных богов-покровителей медицины, древних врачевателей, жрецов.

ЗАДАНИЕ № 4.  Сделайте выводы по теме«Врачевание в Древних цивилизациях Востока»:

Какое направление медицины сложилось в древних цивилизациях Востока? Дайте определение — Традиционная медицина — древнее направление медицины, представляющее собой систему медицинских знаний, в основе которых лежит эмпирический опыт народного врачевания, религиозно-философское учение о происхождении человека, а также культурные и религиозные традиции определённого этноса.

Литература:

1. Сорокина Т. С. История медицины. – М., 2006.

2. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М., 2004.

3. Сорокина Т. С. Атлас истории медицины. Первобытное общество. Древнейший мир. – М., 1987.

4. Малая медицинская энциклопедия или Большая медицинская энциклопедия / слово «медицина» – любые издания.

5. Врачевание в первобытном обществе: Учебно-методическое пособие. – НГМУ, 2000.

Источник

В древности в селениях лечением занимались волхвы, позже роль врачевателей взяли на себя знахари и зелейники. Знания, основанные на практическом опыте и магических ритуалах, передавали из поколения в поколение, записывали в лечебники и травники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в виде кого крестьяне представляли лихорадку и как ее лечили, как врачевали душевные болезни и что нужно было делать, чтоб изгнать эпидемию из села.

Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники

Представление о болезнях в народной медицине

Михаил Нестеров. За приворотным зельем. 1888. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов

О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением занимались волхвы, а после принятия христианства за больными ухаживали в церквях: на монастырских огородах выращивали лекарственные травы для отваров и настоев. Со временем в деревнях врачеванием стали заниматься знахари, за помощью к ним обращались как с телесными недугами, так и с душевными. Для профилактики болезней селяне носили на теле магические охранительные амулеты в форме ножей, ложек или фигур животных.

Лечебники и зелейники представляли собой древние медицинские энциклопедии: в них описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, давали советы по питанию и образу жизни. Наряду с рациональными советами в книгах рекомендовали средства против чародейства: порчу и сглаз считали причиной многих болезней.

В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.

Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне

Представление о болезнях в народной медицине

Василий Максимов. Больной муж. 1881. Третьяковская галерея

Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.

Гавриил Попов писал, что часто крестьяне никак не связывали происхождение болезней с реальными причинами: в народе не придавали значения чистоте жилища и воздуха, качеству пищи и воды, а сам недуг читали живым существом. Он отмечал, что крестьяне не уделяют внимания уходу за больными и лечебной диете. Одну из главных причин высокой детской смертности он видел в материальном недостатке и скудости знаний, которые приводили к «убийственным способам питания и кормления детей». Новорожденному ребенку часто давали хлеб, считая, что так он быстрее растет и развивается — «его нужно захлебить». А как только малыш начинал держать ложку, его кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя организм ребенка не был приспособлен к такой пище.

Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга ­­— эти болезни появлялись от недостатка витаминов.

В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.

Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке

Представление о болезнях в народной медицине

В.Г. Шварц. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1864. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Простудой в народе называли тиф, ревматизм, лихорадку и все болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление разных недугов. В распространении инфекций обвиняли «дурной ветер», от которого происходили эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром массовые болезни приносила роса: верили, что одна из эпидемий холеры началась после того, как на плоды выпала особенная, «отравленная» влага.

Считалось, что после работы с тяжестями возникали болезни «от натуги», о них говорили — «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних органов, кишечные расстройства и боли в желудке тоже относили к «натужным». Боли в животе часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об острой боли или рези.

Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие внутренние процессы в организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов в теле знали только из анатомии животных. Здоровых и крепких людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у них идет не по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и здоровья у них в два раза больше. Крестьяне путали расположение желудка и сердца и жаловались на сердечные боли, когда их мучили желудочные болезни. Любую головную боль объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.

Как Сатана и Бог болезни выпускали

Представление о болезнях в народной медицине

Яков Федорович Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды. Конец 1830-х — начало 1840-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.

В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.

В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.

По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.

Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.

Добрая аптека убавит века

Представление о болезнях в народной медицине

Фирс Сергеевич Журавлев. Знахарка. Калужский областной художественный музей

В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.

Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.

Суть опахивания заключается в проведении магической черты, за которую не должна распространятся и переступать эпидемическая болезнь. Эта черта проводится сохой, в которую впрягаются молодые девушки или вдовы. Иногда таким образом в начале эпидемии изолируются отдельные дома, где уже появилась болезнь, или же очерчивается целое селение, чтобы не пустить болезнь из соседних деревень.

Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.

Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.

Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.

Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.

Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.

Источник