Представления о болезнях в древнем египте

Представления о болезнях в древнем египте thumbnail

Древнеегипетская медицина — самая древняя из документированных медицинских систем. С XXXIII века до н. э. до персидского вторжения в 525 году до н. э. она не претерпела особенных изменений в плане практики, которая, тем не менее, была передовой для своего времени в некоторые исторические периоды и включала в себя простую неинвазивную хирургию, способы лечения переломов и обширный набор фармакопеи. Древнеегипетская медицина оказала влияние на многие последующие медицинские системы Древнего мира, в том числе на греческую.

Источники[править | править код]

Основным источником информации о древнеегипетской медицине долгое время были сообщения греческих авторов, но расшифровка в 1822 году древнеегипетских иероглифов позволила в том числе прочесть тексты на папирусах, касающихся медицинских знаний Древнего Египта.

Источники позволяют нам установить, что египтяне страдали от самых разных болезней и скрупулезно их описывали, пытались найти от каждой лечение, но болезни с неявными симптомами представляли для них загадку. В медицинских папирусах упоминаются сотни различных болезней и методов лечения[1][2].

Медицинские папирусы[править | править код]

  • Папирус Кахуна[3] (1800—1850 до н. э.) состоит из трёх частей, посвящённых медицине, ветеринарии и математике. Первый папирус состоит из трёх листов с медицинским текстом по теме гинекология, перечисляет 17 диагнозов женских заболеваний, 17 симптомов беременности, рецепты для зачатия, контрацепции или предписания к лечению истерии.
  • Папирусы из Рамессумы (1850 до н. э.) — два папируса, написанных иероглифическим письмом, а не иератическим, как большинство медицинских папирусов. Первый папирус — медико-магический, содержит рецепты, касающиеся родов, ухода за новорожденным, прогноза его жизнеспособности. Имеется один рецепт по предотвращению зачатия с применением экскрементов крокодила. Второй — чисто медицинский, текст частично утрачен. В сохранившейся части содержатся 20 рецептов, большей частью от болезни под названием «негибкость членов».
  • Папирус Смита (1550 до н. э.) содержит рациональные приёмы и методы лечения, рассматривает 48 видов травм, даёт рекомендации по их лечению и прогноз на выздоровление.
  • Папирус Эберса (1550 до н. э.) посвящён вопросам частной патологии, в нём описывается 250 заболеваний, 877 способов лечения, 900 рецептов лекарств.
  • Папирус Бругша (1400 до н. э.) представляет собой трактат по детским болезням, фактически первый известный трактат по педиатрии, хотя медицинская составляющая теряется за мистической.
  • В Берлинском папирусе описываются болезни сосудов и ревматизм, приводится способ определения пола будущего ребенка, дается совет, как определить, сможет ли женщина родить:

    «Для распознания женщины, которая сможет родить и которая не сможет, растение „бедедука“ растереть и смешать с молоком женщины, которая родила мальчика, и дать проглотить. Если это вызовет рвоту — то будет рожать, если вспучит — никогда не будет рожать».

  • Папирус Хёрста (Верхний Египет) описывает рецепты эмпирического врачевания. В нём описывается 260 случаев болезней, из которых 96 упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми.
  • Лондонский папирус[4] — основное внимание уделено магическим приёмам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты — такие, как применение для лечения куриной слепоты бычьей печенью, содержащей витамин А, как употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своём составе касторовое масло. Из 61 рецепта 25 относятся к врачеванию.
  • В Лейденском папирусе[4] приводятся рецепты и описаны приёмы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах.

Врачи Древнего Египта[править | править код]

Медициной в Древнем Египте занимались жрецы. Геродот пишет, что их специализация различалась: «каждый врач занимается особым родом болезней: одни — глазные врачи, другие — врачи для головы, третьи — для зубов, и ещё иные — для невидимых болезней» и ещё был специальный «изготовитель лекарств», однако это свидетельство относится уже к Позднему периоду. Если врачебная специализация и была раньше, то относилась только к придворным медикам[5], да и то была условной, так как «специализации» одного врача перечисляются как почётные титулы[источник не указан 70 дней].

С Древнего царства существовала иерархия врачей, носящих титулы: ḫrp (проверяющий)[6], ḥry (старший)[7], imy-r (руководитель)[8], sḥḏ (просвещённый)[6], wr swnw (главный лекарь)[9].

У врачей Древнего Египта была хорошая репутация, и правители других империй даже просили фараона прислать к ним врачей, чтобы лечить своих родственников. Имена некоторых из врачей Египта — Имхотеп[10], Мерит Птах, Песешет (первые женщины-врачи) и Хесира (возможно, первый известный в истории стоматолог) остались в истории. Однако следует учитывать, что источники для столь древних эпох редко бывают абсолютно достоверны. Обстоятельства жизни и деятельности этих людей окружены легендами, более поздними дополнениями и искажениями.

Методы лечения и диагностики[править | править код]

Лечение мигрени путем привязывания к голове пациента глиняного крокодила

Лечение в Древнем Египте представляло собой синтез магии и терапии. Как правило, они применялись в совокупности по принципу: «Магия действенна вместе с лекарственным средством, лекарственное средство действенно вместе с магией». Но вместе с тем, встречаются и источники, в которых роль магии и заклинаний рассматривается как решающая, действенная сама по себе.

Магические методы воздействия заключались в экзорцизме, то есть в изгнании из тела больного «демонов», которые вызвали болезнь. Диагностика же заключалась в том, чтобы по симптомам установить, какой конкретно демон засел в теле больного, после чего прогнать его заклинаниями и лекарствами.

Для лечения египтяне применяли практически все известные им материалы и компоненты: начиная от самых тривиальных (мёд, молоко, масло, растительные и животные жиры, лекарственные травы, глина, сода и прочее) до более чем экзотических. Многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения.

В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тела, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции. Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.

В Папирусе Эберса приведён рецепт от мигрени, которую называли болезнью половины головы (ges-tep)[11]:

Другое [средство] от болезни (meret) половины головы (ges-tep). Череп рыбы-кошки (nar), обжаренный в масле. Помазать этим голову.

Согласно исследованиям Американского химического общества (American Chemical Society), древние египтяне намеренно добавляли в косметику свинец, который в соединении с солью способствует выделению в организме оксида азота, что стимулирует иммунную систему и предупреждает конъюнктивит[12].

Хирургия и анатомия[править | править код]

Бронзовые ножи, используемые в процессе бальзамирования тела. 600—200 гг. до н. э.

Египтяне практиковали бальзамирование, при котором внутренние органы трупа извлекаются и помещаются отдельно, то есть можно предположить, что египтяне примерно представляли анатомическое устройство человека, однако не знали функций каждого органа. Например, органом мышления и вообще самым важным органом человека считалось сердце, как единственный орган, ощутимо реагирующий на происходящее, и его обычно оставляли в груди.

Египетские врачи были осведомлены о существовании пульса и связи между пульсом и сердцем. Автор «папируса Смита» даже имел смутное представление о сердечно-сосудистой системе, хотя и не о кровообращении, и он не мог или считал неважным, различать кровеносные сосуды, сухожилия и нервы. Древние египтяне разработали свою теорию «каналов», которые несли воздух, воду и крови в организме по аналогии с рекой Нил; если они будут заблокированы, поля станут нездоровы, и они применяли этот принцип к телу: если человек был болен, то нужно использовать слабительные, чтобы разблокировать «каналы».

Протез большого пальца из дерева и кожаное крепление; вероятно, использовался для облегчения ходьбы.

Операция была довольно распространённой практикой среди врачей для лечения телесных повреждений. Египетские врачи признавали три категории повреждений: поддающиеся лечению, спорные и неизлечимые заболевания. Излечимые заболевания хирурги быстро оперировали. Спорными болезнями были те, при которых больной мог предположительно прожить без лечения, поэтому пациенты, входившие в эту категорию, наблюдались, и если их болезнь сохранялась, то предпринимались хирургические попытки излечить её. Хирургические инструменты, обнаруженные в археологических памятниках, включают ножи, крюки, свёрла, щипцы, весы, ложки, пилы и вазы с ладаном.

В обнаруженной в 2011 году гробнице придворного лекаря Кара (VI династия, ок. 2278—2184 годы до н. э.) найдены медные хирургические инструменты[13] с отверстием для подвешивания в специальной коробочке. Эти инструменты, возможно, древнейшие из найденных[14]. Мумия этого врача является древнейшей мумией swnw-лекаря[9].

Геродот в своей «Истории» отметил практику обрезания среди египтян[15]. Хотя эффективность этой процедуры редко упоминалась, её отсутствие в других культурах часто отмечалось: об отсутствии обрезания у ливийцев неоднократно говорится в папирусах, а из военных кампаний необрезанные фаллосы привозились в качестве трофеев, что свидетельствует об их непривычности. Другие документы, описывающие инициацию в религиозных обществах через обрезание, позволяют предположить, что эта практика была особенной и не получила широкого распространения. Единственное известное изображение процедуры в могиле врача показывает подростков и взрослых, а не детей. Женское обрезание могло применяться на практике, хотя ни одного упоминания о нём в древних текстах нет.

Древние египтяне придавали большое значение гигиене и уходу за собой[16]. Трепетное отношение египтян к чистоте, стирке и мытью посуды отметил Геродот в своей «Истории» (ок. 440 год до н. э.), заметив, что они «предпочитают опрятность красоте»[15]. «Зубными щётками» им служили веточки, палочки или кусочки тканей, а «зубную пасту» изготавливали из дроблённых кореньев растений. Для свежести дыхания полость рта полоскали травяными отварами[16]. Однако состояние зубов большинства египтян оставалось плохим во многом из-за попадания в муку мелких частиц песка или камней, которыми перемалывали зерно. Вероятно, первым дантистом в истории, официально носившим звание стоматолога, был Хесира, живший в XXVIII веке до н. э.[11].

Протезирование в виде искусственных пальцев или глаз существовало, но имело в большей степени эстетический, нежели практический эффект.

Примечания[править | править код]

  1. Светлана Марковна Марчукова. Медицина Древнего Египта // Медицина в зеркале истории.
  2. Ю.Ф.Марченко. Медицина в древнем Египте // Твоё здоровье : Журнал. — 1994. — № 3.
  3. ↑ Кахунский папирус. Энциклопедия Древнего Египта. egyptopedia.info. Дата обращения 19 декабря 2017.
  4. 1 2 Юрий Марченко. Лондонский и Лейденский папирусы. Древнеегипетские медицинские папирусы с использованием магии // Твоё здоровье : журнал. — Знание, 1995. — № 4.
  5. Robins, Gay. Women in Ancient Egypt. — Harvard University Press, 1993. — С. 116. — 205 с.
  6. 1 2 Antonio Loprieno, Matthias Müller, Sami Uljas. Non-Verbal Predication in Ancient Egyptian. — Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2017. — С. 650-651. — 860 с. — ISBN 978-3-11-040989-5.
  7. Richard H. Wilkinson, Kent R. Weeks. The Oxford Handbook of the Valley of the Kings. — Oxford University Press, 2016. — С. 439. — 649 с. — ISBN 978-0-19-993163-7.
  8. Emily Teeter, Terry G. Wilfong. Scarabs, scaraboids, seals, and seal impressions from Medinet Habu. — Oriental Institute of the University of Chicago, 2003. — С. 237. — 378 с. — ISBN 978-1-885923-22-6.
  9. 1 2 Ian Shaw. Ancient Egyptian Technology and Innovation. — Bloomsbury Publishing, 2015. — 178 с. — ISBN 978-1-4725-1960-3.
  10. ↑ Имхотеп известен в первую очередь как зодчий и строитель пирамиды Джосера, однако в более поздние эпохи его личность обрастает легендами. Начиная с Первого переходного периода, считался также поэтом и мыслителем.
    Позже был обожествлён и почитался в качестве бога врачевания.
  11. 1 2 John F. Nunn. Ancient Egyptian Medicine. — University of Oklahoma Press, 2002. — С. 93, 124, 203. — 244 с. — ISBN 978-0-8061-3504-5.
  12. Kate Ravilious. Cleopatra’s Eye Makeup Warded Off Infections? (англ.) // National Geographic. — 2010. — 15 January.
  13. ↑ Surgical Instruments from the tomb of Qar — a photo on Flickriver. www.flickriver.com. Дата обращения 5 февраля 2020.
  14. Zahi Hawass. The Tomb of the Physician Qar (англ.). — Hidden Treasures Of The Egyptian Museum:On Hundred Masterpieces From The Centennial Exhibition. — American Univ in Cairo Press, 2002. — P. [20] (col. 2). — 124 p. — ISBN 978-977-424-778-1.
  15. 1 2 Геродот. II. Евтерпа // История в девяти книгах / Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский. — Л.: Наука, 1972.
  16. 1 2 Donald B. Redford. The Oxford encyclopedia of ancient Egypt. — Oxford University Press, 2001. — С. 136. — 656 с. — ISBN 978-0-19-510234-5.

Ссылки[править | править код]

  • Скориченко-Амбодик Г. Г. Медицина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Монография В. В. Ребрика «Древнегреческая магия и медицина»
  • Михаил Меркулов Медицина Древнего Египта // Africana — портал африканских проектов и информации об Африке и африканцах
  • Medicine in Old Egypt — Transcript from History of Science by George Sarton
  • Brian Brown (ed.) The Wisdom of the Egyptians. New York: Brentano’s (1923)

Источник

В противоположность Месопотамии, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества.
Египет — узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом.

Название страны – «Египет» происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах – «дом Ка Птаха», греч. — Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.

Сами египтяне называли свою страну Кемет или Та-кемет, что в переводе на русский означает «чёрный» или «чёрная земля», а точнее — «чернозём», — в честь плодородной чёрной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.

Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.

Население Древнего Египта формировалось постепенно из местных племен Северной и Восточной Африки. Таким образом, древнеегипетская культура аф­риканского происхождения. Ее характерные черты — иероглифическое письмо, религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль — зародились до 3000 г. до н.э.

Согласно мифологическим представлениям главным божеством древних египтян был бог солнце Ра.

Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути (греч. Тот).

Он почитался как изобретатель иероглифи­ческой письменности и медицины, по­кровитель знаний, писцов и мудрецов. Согласно преда­нию, Тот разделил человечество по язы­кам, придумал математику и астроно­мию, календарь и религиозные обряды, музыку и врачевание природными сред­ствами; ему приписывалось и составле­ние самых древних египетских медицин­ских текстов.

Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы.

Богиня Исида — почиталась как охранитель­ница царской власти, покровительни­ца детей и изобретательница магиче­ского врачевания.

Культ животных занимал значительное место в верованиях древних егип­тян. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т.д.

Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили со всеми почестя­ми.

Древнеегипетская мумия ястреба

Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Кроме главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачева­ния. Покровительница врачевателей могучая Сохмет (могущественная) — грозная богиня войны, чумы и солнечного жара.

Покровительницей родов и материнства почиталась богиня плодородия Тауэрт. Во время родов небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с роженицей и новорожденным, будь то наследник великого фараона или про­стой египтянин.

Таким образом, древнеегипетское врачевание ассоциировалось с религиоз­ными представлениями и культами.

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период. Он является ключом к пониманию всей древнеегипетской культуры.

Жители Древнего Египта верили в загробную жизнь и считали ее бесконеч­ным продолжением земной. По их представлениям, бессмертие человека в заг­робной жизни даруется через единство (совместное существование) трех суб­станций человека: его физического тела, его души («ба») и его духовного двойника («ка»).

Обе загробные субстанции («ба» и «ка») связаны с телом умершего и оби­тают в месте его погребения. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения. Для этого народ Египта со времен додинастического периода хо­ронил умерших в «красной земле» со­седних с долиной Нила пустынь. Воз­дух и почва Египта обладают превос­ходными консервирующими свойства­ми. Раз­витие цивилизации привело к строи­тельству специальных закрытых поме­щений для захоронения знатных умер­ших (мастабов, позднее пирамид). Там не было солнца, и для сохранения тела требовались специальные искусствен­ные методы. Так возникла мумифика­ция, или бальзамирование умерших (от греч. balsamon — бальзам).

Мумия египетского фараона.

Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Метод бальзамирования держался в секрете. Тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Лучшее описание процесса мумификации оставили древние греки — Геродот (около 484— 425 гг. до н.э.) и Диодор (около 90 — 21 гг. до н.э.). Согласно Геродоту существовало три метода бальзамирования. Самый со­вершенный и самый дорогой из них заключается в следующем:

«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея)».

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет из себя следующее:

«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости».

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным».

Обработанный таким образом труп сохранялся тысячелетиями. Внутренно­сти (печень, легкие, желудок и кишечник) хранили в четырех специальных сосудах из алебастра с крышками, украшенными изображениями человечес­кой или звериной головы — канонах (от греч. kanobos — название города в Древнем Египте). Сердце оставляли в грудной полости; по убеждению егип­тян, оно управляло всей телесной и духовной жизнью человека, и было необ­ходимо ему в царстве Осириса.

Исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и до­полнения в ставшее классическим описание Геродота. Так, ученые установи­ли, что в большинстве случаев труп вначале закапывали на несколько недель в сухую природную соду, встречающуюся в Египте (она образуется при высы­хании природных содовых озер). При этом в условиях жары труп почти полно­стью обезвоживался. Затем (или предварительно) из трупа вынимали внутрен­ности и мозг, череп (иногда) заливали смолой, а полость живота заполняли ветвями благовонных растений. В некоторых случаях внутренности не вынима­ли. Далее труп заворачивали в ткань типа марли, длиной иногда в несколько сот метров, с применением благовонных средств. Лицо покойника гримирова­ли, применяя свинцовый блеск, пиролюзит, оксид меди, окрашенные глины и, вероятно, некоторые растительные краски. Сурьма (сернистая) для этой цели в древности не применялась. На лицо царских мумий клали маску из листового золота. Наконец, труп помещали в саркофаг.

Согласно религиозным представлениям древних египтян каждый умерший представал перед загробным судом.

Заупокойный культ Древнего Египта не имел равных ни в одной из религий народов древности. Тем не менее египетский народ всегда оставался жизнерадостным и сильным.

Развитие медицинских знаний являлось неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры Древнего Египта. Оно возникло из практического опыта на­рода и в то же время тесно переплеталось с мифологическими воззрениями древних египтян.

Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования, которая свидетельствовала также и о высоких достижениях в области химии.

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно глубо­кими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев.

Уже в середине 2-го тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с религиозными верованиями. Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э.Смита. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге. Особую роль они отводили сердцу и сосудам. Они полагали, что сердце не только придает крови движение, но и является вместилищем души и эмоций.

Одновременно в Древнем Египте бытовало учение о «Пневме». «Пневма» — это невидимая и невесомая энергетическая субстанция, которая, как считали египтяне, пронизывает все Мироздание и вместе с воздухом поступает в легкие человека, затем в сердце, откуда по сосудам разносится по всему телу человека, наполняя его жизнью. Эти сосуды или каналы египетские медики называли «мету», через которые, под влиянием сердечных сокращений «Пневма» распространяла тепло, дыхание, кровь, слизь, питательные вещества, циркулировало семя, мочу, кал.

Согласно представлениям древнеегипетских врачей, главное было в каналах — «мету» не допустить «закупорки» , «переполнения», «недостаток» и т.д.

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явле­ниями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение в тело заболев­шего злого духа умершего, которого пытались изгнать неприятными на вкус лекарствами, заговорами и заклинаниями). Изобретение клизмы приписывают египтянам.

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в Древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н.э.) — «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Папирус содержит 900 прописей лекарственных средств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались расте­ния (лук, чеснок, салат, бобы, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, але­бастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво.

В то же время многие рецепты в папирусе Эберса сопровождаются ссылка­ми на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, с одной стороны, усиливали действие лекарственных средств, а с другой — от­пугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали непри­ятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экс­кременты и мочу животных и т.д.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Египтяне но­сили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости. Парик заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать Древний Египет роди­ной косметики.

В Древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний — мочеполового и кишечного шистосомозов. Эти болезни описаны в папирусах Эберса, Хёрста, Берлинском и Лондонском. Древние тек­сты сообщают, что характерными признаками глистных заболеваний в организме, появление крови в моче («египетская гематурия»), пора­жение прямой кишки и понос.

Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза распространяется водным путем через промежуточного хозяина — моллюска. Целенаправленная программа по борьбе с этим заболеванием осу­ществляется под руководством ВОЗ — Всемирной организации здравоохране­ния с 1958 г. по предложению Египта — страны, население которой и сегодня наиболее поражено шистосомозом.

В Древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас тек­стов об оперативном лечении (хирургии) — Большой хирургический папирус Эд­вина Смита (XVI в. до н.э.). В нем описаны 48 случаев травма­тических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, пред­плечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения без каких-либо элементов магии и мистики. Представляя каждый травматический случай, автор папируса Смита дает ему название, описывает признаки повреждения, делает заключение и назна­чает лечение. Причем в заключении определяется степень тяжести каждого случая и возможность его излечения: «Это болезнь, которую я вылечу» или «Это бо­лезнь, с которой следует бороться», или «Эта болезнь неизлечима».

Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы вра­чеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе ле­чения в одной из трех фраз: 1) «Это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».

В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса да­вал четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы.

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные луб­ки («шины») и тугое бинтование по­врежденной конечности льняной тка­нью, пропитанной смолой. Лечили раны, проводили ритуальное обрезание и кастра­цию евнухов.

В Древнем Египте издавна суще­ствовала профессия врачевателя зу­бов. Зубную боль и разрушение зуба они объясняли (как и в Древней Месопотамии) нали­чием «червя, который растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов, но не останавливали дальнейшего развития заболевания.

Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н.э., Геродот свидетельствует: “Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей… ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь”. По-видимому, не случайно древние греки (эллины) считали египтян основателями “предупредительной” медицины.

Для обеспечения водой в домах горожан сооружали глубокие каменные ре­зервуары — колодцы. В некоторых городах обнаружены многочисленные глиняные трубы, пролегаю­щие под землей. Они могли служить как для подачи воды, так и для стока нечистот. Во дворцах фараонов и домах знати имелись ванные и туалетные комнаты.

В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также “женщины, могущей и не могущей родить”. Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка.

Врачебное искусство в Египте было разделено таким образом, что каждый врач излечивал только одну болезнь: одни лечили глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни.

Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму. В школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали пере­даваться и по наследству — от отца к сыну.

Деятельность врачевателей в Древнем Египте подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врачеватель ничем не рисковал даже при неудачном исхо­де лечения. Нарушение же правил каралось, вплоть до смертной казни.

В Древнем мире египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору.

Египет оказал огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

Источник