Презентации лекций по пропедевтике детских болезней
1
Введение в пропедевтику детских болезней Лекция 1 для студентов, обучающихся по специальности – Лечебное дело.
2
Цель: На основе полученных знаний определить роль и значимость пропедевтики детских болезней для формирования профессиональных качеств высокоспециализированного специалиста.
3
План лекции: 1. Понятие «педиатрия». Исторические этапы педиатрии. 2. Понятие о пропедевтике. История развития диагностики. 3. Выявление первых признаков заболевания, распознавание болезни. 4. Особенности психологии общения с пациентом.
4
Педиатрия Педиатрия- это наука, изучающая закономерности развития детей, причины и механизмы развития заболеваний; способы их распознавания, лечения и профилактики.
5
История развития педиатрии Гиппократ — IV век до н.э. «О ПРИРОДЕ РЕБЕНКА» Цельс, Гален, Соран: о детях, уходе за ними и воспитании. В 787 г. организован первый воспитательный дом в Милане Глиссон ( 1650 )- труд о рахите; Нил Розен фон Розенштейн- Первое руководство по педиатрии (1764) ; Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья».
6
История развития педиатрии Семен Герасимович Зыбелин ( )
7
История развития педиатрии Степан Фомич Хотовицкий ( ) Николай Алексеевич Тольский ( )
8
ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ «propaideo» – «обучаю предварительно» изучает закономерности роста и развития детей; дает знания клинической анатомии и физиологии детского возраста;
9
ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ Задачи: Распознавание болезней внутренних органов (диагностика). Изучение этиологии и патогенеза заболеваний внутренних органов. Разработка вопросов профилактики и лечения болезней внутренних органов.
10
РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИИ ДИАГНОСТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ Матвей Яковлевич Мудров ( ): впервые ввел в клинику опрос больного, основав анамнестический метод, разработал схему клинического исследования и ведения истории болезни. Сергей Петрович Боткин ( ): создал физиологическое направление в медицине и заложил основы экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в России. Василий Парменович Образцов ( ): разрабатывал и совершенствовал методы клинического исследования больного. Николай Дмитриевич Стражеско ( ): был учеником и преемником В. П. Образцова, продолжившим разработку методов исследования внутренних органов. Георгий Федорович Ланг ( ) разрабатывались методы функциональной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы и печени.
11
Основные методы исследования больного Расспрос больного или анамнез (от греч. «anamnesis» – воспоминание). Осмотр (лат. «inspection»). Ощупывание (лат. «palpatio»). Выстукивание (лат. «percussion»). Выслушивание (лат. «auscultation»).
12
Вспомогательные методы исследования Измерения (температуры тела, роста, веса, окружности грудной клетки, суточного количества мочи и др.) Лабораторные исследования жидкостей организма и его выделений (кровь, спинномозговая жидкость, желудочный сок, желчь, моча, выпоты в полости тела, мокрота, гной и др.). Морфологические исследования органов, тканей, жидкостей организма и его выделений. Инструментальные исследования (ЭКГ, рентгенологические, исследования функции дыхания, изотопные исследования, ультразвуковые, эндоскопические методы и др.).
13
Виды симптомов Симптом (от греч. «symptomos» – признак, совпадение) – это признак какого-либо заболевания, статистически значимое отклонение того или иного показателя от границ его нормальных величин или возникновение качественно нового, не характерного для здорового организма явления. По информативной значимости: 1. Диагностические (патогномоничные) симптомы – свойственны только одному заболеванию. 2. Специфические симптомы – характерны для группы заболеваний одного органа или органов одной системы. 3. Неспецифические симптомы – характерны для очень многих заболеваний различных органов и систем органов. 4. Симптомы, не характерные для данного заболевания – при данном заболевании не выявляются.
14
Виды симптомов По методу их выявления: 1. Субъективные симптомы – это симптомы, выявление которых основано на описании больным своих ощущений, возникающих в ходе развития болезни. Они выявляются путем расспроса больных, т.е. субъективным методом исследования. 2. Объективные симптомы. Это симптомы, которые выявлены методами объективного исследования больного: осмотром, пальпацией, перкуссией, аускультацией и лабораторно-инструментальными способами.
15
Виды симптомов По времени их возникновения: 1. Ранние (начальные) – возникающие на ранних, начальных стадиях развития болезни. 2. Поздние – возникающие в период разгара заболевания или в период выздоровления. По их прогностическому значению: 1. Благоприятные, указывающие на легкое или обычное течение заболевания, а также на его разрешение. 2. Неблагоприятные (угрожающие), свидетельствующие о тяжелой форме болезни, о возможности ее неблагоприятного исхода.
16
Синдром (от греч. «syn» – вместе, «dromos» – перемещаться, бежать – бежать вместе) – это группы симптомов, имеющие общий патогенез. Симптомокомплекс – группа симптомов или синдромов, характерных для заболевания, но не объединенных общим происхождением.
17
Особенности психологии общения с пациентом Медицинская деонтология- совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология изучает принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение эффективности лечения, устранение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности и вредных последствий неполноценной медицинской работы. Согласно Международному кодексу врачебной деонтологии, выделяют два стратегических требования к врачу и среднему медицинскому работнику: 1) знание. 2) доброжелательное отношение к людям.
18
Особенности психологии общения с пациентом Медицинский работник должен уважать честь и достоинство пациента, проявлять внимательное и терпеливое отношение к нему и его близким родственникам. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны медицинского работника недопустимы Медицинский работник должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы и достоинства пациента
19
Особенности психологии общения с пациентом При возникновении конфликта интересов медицинский работник должен отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.
20
Литература: Основная: 1. Пропедевтика детских болезней/ Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С. – М.: ГЭОТАР-Медиа, с. Дополнительная : 1. Пропедевтика внутренних болезней/А.Л. Гребенев- М.: Медицина, с. 2. Пропедевтика детских болезней/ А.В.Мазурин И.М.Воронцов М.: Медицина, с.
Источник
1. Пропедевтика детских болезней
Лекция 1
2. Классификация периодов детства
1. Внутриутробный этап:
а)собственно зародышевый период (01неделя)
б)период имплантации( 2 суток)
в)фаза эмбрионального развития( по
75-й день)
г)фетальный период (с 76-го дня до
рождения)
— ранний фетальный ( с 76 дня до
конца 28 недели)
— поздний фетальный (после 28 недели
и до рождения )
2. Интранатальный этап (от 2-4
часов до 15-18часов).Период родов.
3.
• 3.Внеутробный этап:
а) период новорожденности( от рождения до 28 дней жизни)
-ранний неонатальный (от момента перевязки пуповины до 7 суток)
-поздний неонатальный ( с 7 по 28-день жизни)
б) грудной возраст ( с 1-го по 12-й месяц)
в) период раннего детства(от 1 до 3 лет)-преддошкольный период
г) 1-й период детства( от 3 до 7 лет)-дошкольный
д) 2-й период детства (девочки от 7-до 11лет,маольчики от 7-до 12 лет)младший школьный возраст
е) старший школьный возраст( девочки с 12 лет, мальчики с 13).
В соответствии с международной конвенцией о правах ребенка к детям
относятся индивидуумы в возрасте от рождения и до 18 лет.
Подростковый период от 10 до 20 лет (ВОЗ):
а) от 10-15 лет собственно пубертатный период ,когда идут интенсивные
процессы полового созревания
б) от 16 до 20 лет- подпериод социального созревания.
4. Характеристика периодов детского возраста:
1.Внутриутробный:
Эмбриопатии- это поражение зародыша под воздействием
тератогенных экзо- и эндогенных факторов от момента прикрепления
его с к стенке матки до сформирования плаценты. Они проявляются
пороками развития отдельных органов и систем, тератомами(
эмбриоцитомами ),прерыванием беременности.
Фетопатии – это болезни, возникающие с 76-го дня внутриутробной
жизни до рождения. Поражения плода могут вызвать
преждевременное прекращение беременности с рождением
маловесного ,функционально незрелого ребенка, асфиксию при
рождении, метаболические нарушения адаптации к внеутробной
жизни. Проявления: ЗВР(задержка внутриутробного развития),
врожденные пороки, гипоплазия и дисплазия органов и тканей.
Поздний фетальный совпадает с интранатальным: травмы ЦНС и
ПНС, нарушение пуповинного кровообращения или дыхания,
инфицирование плода флорой.
5. 2. Период новорожденности:
Это период адаптации к внеутробной жизни.
Особенности:
— Начало легочного дыхания и функционирования малого круга
кровообращения с перекрытием внутриутробной
гемодинамики(артериального и венозного протоков, овальное окно
,пупочные артерии и вены).
— Начало энтерального питания ((гематотрофный(через плаценту) и
амниотрофный сменяется на лактотрофным типом)
— Пограничные состояния:физиологическая желтуха, транзиторная
потеря массы тела, половой криз .
— Незаконченность морфологического строения органов и систем, (ЦНС
И ПНС, процессы тормажения преобладают над процессами
возбуждения, выработка условных рефлексов ).
— Транзиторный иммунодефицит (обеспечивается главным образом IgG
полученными трансплацентарно в последнем триместре
беременности, Ig А содержащиеся в грудном молоке.
— Несовершенство терморегуляции.
— Заселение организма микрофлорой.
6. 3. Грудной возраст
Тесный контакт с матерью
Высокий темп роста. В течении первого года длина ребенка
увеличивается на 50%, масса утраивается.
— Совершенствование ЦНС: быстрые темпы нервно-психического
развития. Формирование сигнальных систем: 1-я –формирование
условных рефлексов, 2-я- развитие речи к концу года, самостоятельная
ходьба.
Характерная патология:
— Несбалансированное питание м.б.причиной задержки физического и
интеллектуального развития, дифицитные состояния( рахит, анемия,
дистрофия)
— -Склонность к генерализации воспалительного процесса,при
инфекционном заболевании могут развиваться судороги,
менингеальные явления, обезвоживание.
— Частые желудочно-кишечные дисфункции
— АФО органов дыхания: узость дыхательных путей , незрелость аценусов
способствуют развитию бронхиолитов и пневмоний.
— Атипично протекают детские инфекции (корь, коклюш),не оставляя
иммунитета.
— Высокая частота синдрома внезапной смерти.
—
7. 4.Период раннего детства( от 1года до 3)
Стремительно совершенствуются двигательные
навыки.развитие речи, интеллектуальные навыки.
— Сохраняется высокий темп роста и развития,
но ниже чем на первом году.
— Большая степень зрелости функциональных систем.
— Постепенно меняется характер питания:«кусочковое» питание,
навыки самостоятельной еды.
— Расширяются контакты с другими детьми.
Характерная патология:
— Детские инфекции( ветряная оспа, скарлатина, корь, коклюш)
— Высокий травматизм, аспирация инородных тел, случайные
отравления.
— Несовершенство лимфоидной ткани, вследствие развиваются
тонзилиты, аденоидиты, лимфадениты.
—
8. 5.Первый период детства
— Интенсивное развитие интеллекта, физической силы, ловкости,
улучшается память.
— -Совершенствуется речь. В 5 лет словарный запас состовляет
2500 слов, логически мыслит и обобщает.
— -Появляются половые различия в поведении и играх мальчиков
и девочек.
— -в 5-6 лет начинается смена зубов на постоянные.
— -Иммунитет практически полностью созревает
Характерные патологии:
-Болезни органы дыхания , в том
числе аллергической природы.
-Высокий травматизм- основная
причина смертности.
-Острые инфекционные заболевания
протекают легче с меньшими
осложнениями ,чем у младших.
9. 6. Второй период детства ( девочки 7-11лет,мальчики 7-12лет
6. Второй период детства ( девочки 7-11лет,мальчики 712лет
— Происходит замена молочных зубов на постоянные
— Имеются четкие половые различия между мальчиками и
девочками по типу роста созревания и телосложения.
— Быстро развивается интеллект и улучшается память
— Начинает посещать школу, меньше бывает на свежем воздухе ,
возрастает нагрузка на нервную систему и психику.
Характерная патология:
— -нарушение осанки
— -нарушение зрения
— -кариес зубов
— -увеличивается число
детей с ожирением
10. Физическое развитие
Физическое развитие
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как
динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела,
развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания
ребенка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей
раннего возраста формирование статистических и моторных функций,
что в целом определяет работоспособность, или запас физических сил.
При оценке физического развития детей учитывают следующие
показатели:
1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность
грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.
2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная
сила кистей рук и др.
3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорнодвигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор
тканей.
Источник