Презентация к уроку биологии 8 класс болезни органов дыхания
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Татарска
«БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ».
Никитенко О.Д.
2012 год.
«Болезни органов дыхания» 8 класс.
1. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний.
2. Расширить знания учащихся о составе воздушной среды; гигиенических требованиях к воздушной среде; формировать умения разъяснять необходимость проветривания помещений;
3. Обосновать вредное воздействие курения.
4. Продолжить развивать умения самостоятельной работы учащихся с текстом.
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока – частично- поисковый.
Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые.
Оборудование: мультимедиапроектор, «Курительный аппарат», «спички», текст с описанием заболеваний органов дыхания, слайды, жетоны, конверты.
Ход урока.
II.
Изуче
ние
нового материала
III. Закреп
ление изучен
ного.
IV.
Д/З.
Воздушная среда жилых помещений.
В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр. Это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.
Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха (слайд 3). В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,5% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.
В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности (Слайд 4). Пребывание человека в таком помещении снижает работоспособность, вызывает головную боль, приводит к разнообразным заболеваниям. Содержащаяся в воздухе пыль (слайд 5) опасна тем, что может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. Кроме того, на пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Для того, чтобы воздушная среда в помещении соответствовала норме, необходимо его регулярно проветривать. Все эти факторы оказывают негативное влияние на органы дыхания человека, вызывая отклонения в их работе.
Болезни органов дыхания, их профилактика.
Так какие же заболевания органов дыхания могут возникнуть у человека, мы сейчас выясним с вами. Для этого вам необходимо поработать в парах. На ваших столах лежат карточки с характеристикой болезней органов дыхания. Вам необходимо изучить характеристику болезни, определить возбудителей, симптомы, профилактику и лечение. На эту работу вам отводится 5-7 минут.
Работа по вариантам: (слайд 6)
1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит
2 вариант – бронхиальная астма, ОРЗ
3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.
План подготовки сообщений представлен на слайде (слайд 7)
Результаты вашей работы мы занесем в таблицу.
Кто готов ответить?
По ходу ответов, учащиеся этого же варианта сравнивают их со своими ответами, записывают болезни в тетрадь, затем ответы сравнивают с таблицей на слайдах.
(Слайды 8-15 по ходу ответов по вариантам).
Ну вот, мы узнали об основных болезнях органов дыхания, научились их распознавать, лечить, а лучше предотвращать.
(Слайды «На ошибках учатся только дураки»).
Слайд 20. Советы валеолога:
Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.
Не курите до приема пищи.
Возникло желание покурить – не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки, по крайней мере в течении 3 минут.
Уберите из комнаты все предметы, напоминающие о курении.
Выкуривайте только половину сигареты.
Чаще находитесь в местах, где запрещено курить.
Найдите себе партнера, с которым вы вместе бросите курить. Постарайтесь помочь ему в этом.
Если вы не покупаете сигарет, откладывайте эти деньги и в конце недели подсчитайте сэкономленное.
Не носите сигарет с собой, спрячьте их.
Слайд 21. Современное оружие- это сигарета!
Противопоставим этому злу здоровый образ жизни!
Задумайтесь над своим образом жизни!
Слайды к уроку.
Слайд 16. Допустим, что вы врач и вам необходимо определить заболевание и дать рекомендации.
На слайдах дана характеристика путей заражения и симптомов заболеваний органов дыхания. Вам необходимо определить заболевания и дать необходимые рекомендации по лечению и профилактике.
Слайды 17-23.
Итак, подводя итог урока, какие выводы вы сможете сделать?
Слайд 24.
Слайд 25.
Учебник стр. 144-145 читать.
подготовить тест, кроссворд или ребус по теме
«Дыхательная система».
Слушают рассказ учителя
Работа в парах по вариантам
7 минут
Отвечают, придерживаясь плана.
Сравнивают свои ответы с ответами на слайде.
Четверо учащихся представляют результаты своего исследования по теме «Врез курения». Остальные заслушивают сообщения учащихся с демонстрацией слайдов, задавая интересующие вопросы.
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
(Слайд 1). Продолжая разговор о воздушной среде и вредных веществах, необходимо отметить вредное влияние курения на органы дыхания и организм в целом.
Жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик табака. Мы поговорим о вреде курения для здоровья человека.
(Слайд 2).Еще известный немецкий ученый и поэт Гете говорил: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой».
(Слайд 3). Происхождение слова «табак».
ТАБАК, род одно- и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. 66 видов. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России — в южных районах. В сухих листьях табака настоящего 1-3,7% никотина, 0,1-1,37% эфирных масел, 4-7% смол. Табак крылатый, табак Сандера и др. виды — декоративные.
(Слайд4). Как растение оказалось в Европе?
В 1492 году испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Колумб вывез семена в Европу, поверив в целебную силу этого растения.
Слайд 5. Почему табак считали целебным средством?
На Руси семнадцатого-восемнадцатого веков табак применяли от «грудной немочи», при простудах, малярии.
Выращивали как декоративное растение.
Слайд 6. Почему изменилось мнение о табаке?
«Пити табак»- это означает действие, подобно вину и водке. Неисправимых курильщиков наказывали «сечением кнутом».
«Кто курит табак – тот хуже собаки». Призрачный мир радости.
Слайд 7. Состав табачного дыма:
400 химических веществ! Среди них: предельные, непредельные углеводороды, спирты, фенолы, сернистые соединения, алкалоиды (среди них никотин), мышьяк, медь, железо, свинец, марганец, никель, полоний (в том числе радиоактивный), титан, цинк, радиоактивный калий, оксиды цинка и калия.
Свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм человека.
Демонстрация курительного аппарата.
Слайд 8. А вы знаете, что?
20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8 – 12 лет.
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.
Слайд 9. Канцерогены.
При контакте с живыми тканями вызывают раковые опухоли. Рак легких – 90 % курящих. Угарный газ – СО – способствует отложению холестерина (жироподобного вещества) на стенки аорты и сосудов сердца. Атеросклероз, нарушение мозгового кровообращения.
Кислородное голодание тканей.
Слайд 10. Дыхательные функциональные пробы.
Слайд 11. В состав табака входит никотин -сильнодействующий ЯД!
Свое название никотин получил от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1760 году преподнес семена табака французской королеве Екатерине Медичи, указывая на якобы целебные свойства табака.
Слайд 12. Наиболее страдающие от никотина органы – легкие!
Рак. Туберкулез легких. Хронический бронхит. Пневмония.
Слайд 13. Болезни курильщиков!
У 36% курильщиков–заболевания органов пищеварения.
У 20% — заболевания органов дыхания. У 11% — заболевания сердца и кровеносных сосудов.
Слайд 14. Криминальная хроника.
В мире ежегодно умирает от курения 1,5 млн человек.
В нашей стране – 100 000 человек. От курения умирает больше людей, чем от алкоголя, авиа- и автокатастроф, суицидов и насилия.
Слайд 15. Курение мужчин – беда! Курение женщин – дважды беда!
Курение вызывает различные заболевания в период беременности, родов, а также детские болезни.
Слайд 16. Пассивное курение!
«Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других». Семашко Н.А.
Нахождение в прокуренном помещении в течении 8 часов приравнивается к 5 выкуренным сигаретам.
Слайд 17. Откуда тяга к курению у молодежи?
Потому что это круто. С сигаретой чувствуешь себя занятым. Сигарета помогает успокоиться и отвлечься. Чтобы расслабиться. Потому что это мне просто нравится.
Слайд 18. Факторы, способствующие началу и продолжению курения!
Психологические: любопытство, желание экспериментировать, вызов, потребность казаться сильным, взрослым.
Социальное окружение: пример и отношение родителей, сестер и братьев, давление товарищей, пример «ключевых» взрослых – преподавателей, певцов, актеров.
Слайд 19. Результаты обследования в нашей школе:
класс – 0% курящих. 6 класс – 18%(3 человека).
класс – 10%(1 человек). 8 класс – 35%(6 человек).
класс – 42%(9 человек). 10 класс – 8%(1 человек).
класс – 44%(4 человека).
Зачитывают советы валеолога на листовках.
Определяют вид заболевания.
Делают выводы.
Записывают Д/З
Список используемых ресурсов.
Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. Санкт – Петербург, «Париет», 2006 год.
Козачек Т.В. Поурочные планы по учебнику Сонина Н.И. и Сапина М.Р. «Человек». 8 класс. Волгоград, «Учитель», 2007 год.
Материалы Интернет.
Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Москва, «Дрофа», 2008 год.
Диск. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 г.
Источник
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии 8 класса по теме «Заболевания органов дыхания»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Тема урока: «Заболевания органов дыхания. Гигиена дыхания».
3 слайд
Описание слайда:
ЦЕЛИ УРОКА Познакомиться с заболеваниями дыхательной системы Выяснить меры по профилактике заболеваний дыхательной системы
4 слайд
Описание слайда:
Заболевания органов дыхания 1.Рак лёгких 2.Насморк (гайморит) 3.Бронхит 4.Пневмония (воспаление лёгких) 5.Трахеит 6.Ангина 7.Туберкулез 8. Грипп
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Грипп Грипп – это заразное вирусное заболевание дыхательной системы, опасное своими осложнениями. Грипп поражает людей, независимо от возраста; чем слабее иммунная система, тем больше вероятность, что человек заболеет.
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Лечение гриппа
9 слайд
Описание слайда:
Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Грипп Вирусная инфекция Воздушно – капельный Повышение температуры. Головокружение Потеря аппетита. Иногда – носовое кровотечение, рвота. Антибиотики. Интерферрон. Постельный режим. Горячее питье. Профилактическая прививка. Оксолиновая мазь. Интерферрон.
10 слайд
Описание слайда:
Бронхит Бронхит — заболевание дыхательной системы, при котором в воспалительный процесс вовлекаются бронхи. Слева здоровая бронхиальная труба справа при бронхите.
11 слайд
Описание слайда:
Симптомы Заболевание начинается остро. Иногда предшествуют симптомы острого респираторного заболевания – насморк, першение в горле, охриплость. Симптомы бронхита: Сухой кашель на ранних стадиях, с последующим появлением белой или желтой мокроты, высокая температура, слабость, головная боль, боль в мышцах спины и ногах, ломота, озноб.
12 слайд
Описание слайда:
Лечение Лечение в основном симптоматическое, обычно амбулаторное, в тяжелых случаях – стационарное: режим постельный при высокой температуре мероприятия, устраняющие раздражение бронхов, облегчающие дыхание (проветривание комнаты, исключение курения, приготовления пищи, использования пахучих веществ. обильное теплое питье (чай с малиной, лимоном, медом, липовый цвет, молоко с содой.
13 слайд
Описание слайда:
Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни. Причины. Пути передачи Симптомы. Лечение Профилактика Бронхит инфекционные (вирусы, бактерии); физические (воздействие чрезмерно горячего или холодного воздуха); химические (вдыхание паров кислот, щелочей, ядовитых газов); аллергические (вдыхание пыльцы растений, органической пыли). Воздушно – капельный Кашель с мокротой. Антибиотики, смягчающие горло препараты. Отказаться от курения. Не запускать лечение острого бронхита. Сменить вредное производство.
14 слайд
Описание слайда:
Пневмония Пневмония — это острое инфекционное воспаление легочной ткани (альвеол), которое сопровождается дыхательными нарушениями и повышением температуры.
15 слайд
Описание слайда:
Симптомы пневмонии Вызывают этот процесс микробы — пневмококки, стафилококки, стрептококки. Чаще всего пневмонией нельзя заразиться, ее развитие связано с состоянием защитных сил организма. Вирусы гриппа также привлекают бактерии пневмонии. Поэтому опасность получить воспаление легких после гриппа всегда выше. Симптомы воспаления легких: внезапное повышение температуры с ознобом, длительный сухой или влажный кашель, кашель с гнойной мокротой или с прожилками крови, боль в грудной клетке при глубоком дыхании или кашле, одышка в спокойном состоянии, учащенное сердцебиение, слабость, потливость, головная и мышечные боли.
16 слайд
Описание слайда:
Лечение При лечении пневмонии применяют антибиотикотерапию. В тяжелых случаях требуется госпитализация больного. Немаловажное значение играет питание больного, оно должно быть насыщено продуктами содержащими витамины, микроэлементы. При интоксикации и при повышенной температуре пищу необходимо принимать в жидком виде. Необходимо пить бульоны, соки и минеральную воду. Необходимо огромное внимание обращать на уход за полостью рта и кожей.
17 слайд
Описание слайда:
Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Пневмония Вирусы пневмо — и стафилококки Другие микро организмы. Воздушно — капельный Озноб. Высокая температура. Боль в грудной клетке при дыхании. Иногда кашель со слизисто-гнойной мокротой. Антибиотики. Общеукрепляющие препараты. Стационар. Госпитализация. Своевременное лечение ОРЗ. Исключить переохлаждение.
18 слайд
Описание слайда:
Туберкулез Туберкулез — заразное заболевание, характеризующееся образованием одного или множества очагов воспаления в различных органах, но чаще всего в легочной ткани. Роберт Кох в 1882 году открыл микобактерию, вызывающую болезнь и скромно назвал ее «палочкой Коха». В настоящее время на Земном шаре насчитывается до 20 миллионов больных туберкулезом. Показатель распространенности туберкулёза
19 слайд
Описание слайда:
Быстрая утомляемость и появление слабости. Снижение или отсутствие аппетита, потеря в весе до 5-10 кг. Повышенная потливость, особенно по ночам . Появление одышки при небольших физических нагрузках. Незначительное повышение температуры до 37-37,5 градусов. Кашель или покашливание с выделением мокроты, возможно с кровью. Специфический (так называемый лихорадочный) блеск в глазах. Основные симптомы туберкулеза легких
20 слайд
Описание слайда:
Лечение туберкулеза Лечить туберкулез самостоятельно невозможно! Когда туберкулез выявлен, больного помещают в стационар, где он проводит около двух месяцев — за это время прекращается активное выделение бактерий туберкулеза. Когда больной перестает представлять собой угрозу для здоровья окружающих, лечение продолжается амбулаторно с помощью антибиотиков. Большое значение в излечении болезни имеет правильное питание. В рацион больного должны входить мясные, рыбные блюда, овощи и фрукты. Алкоголь и курение категорически противопоказаны. Так как больной часто теряет аппетит при туберкулезе, рекомендуется употреблять в пищу продукты богатые витаминами, которые имеют свойство возбуждать аппетит: настой шиповника, рыбий жир, простокваша, кефир.
21 слайд
Описание слайда:
Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Туберкулез Бактерия – палочка «Коха». Воздушно – капельный. Бытовой: посуда, мочалка, дверная ручка и др. Кашель с серой мокротой. Длительное, ежедневное, незначительное повышение температуры. Специальными препаратами в стационаре. Госпитализация. Ежегодное флюорографическое обследование. Соблюдение личной гигиены. Профилактические прививки.
22 слайд
23 слайд
24 слайд
Описание слайда:
Несколько слов о вреде курения
25 слайд
Описание слайда:
Влияние курения на лёгкие При курении выделяется никотин, который убивает клетки организма. Табачный дым — «яд» для легких. Так же никотин может повернуть защитную реакцию организма против него.
26 слайд
Описание слайда:
Наиболее страдающие от никотина органы – легкие! Рак. Туберкулез легких. Хронический бронхит. Пневмония.
27 слайд
28 слайд
Описание слайда:
Слева легкие некурящего, справа легкие курящего человека.
29 слайд
Описание слайда:
А Вам это надо?!
30 слайд
Описание слайда:
Будьте здоровы!
31 слайд
Описание слайда:
Вот и презинтации конец, а кто слушал молодец!
32 слайд
Описание слайда:
Выводы: Проветривание помещений. Здоровый образ жизни. Закаливание. Отказ от курения.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-544964
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник