Презентация на тему болезни органов дыхания
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Татарска
«БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ».
Никитенко О.Д.
2012 год.
«Болезни органов дыхания» 8 класс.
1. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний.
2. Расширить знания учащихся о составе воздушной среды; гигиенических требованиях к воздушной среде; формировать умения разъяснять необходимость проветривания помещений;
3. Обосновать вредное воздействие курения.
4. Продолжить развивать умения самостоятельной работы учащихся с текстом.
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока – частично- поисковый.
Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые.
Оборудование: мультимедиапроектор, «Курительный аппарат», «спички», текст с описанием заболеваний органов дыхания, слайды, жетоны, конверты.
Ход урока.
II.
Изуче
ние
нового материала
III. Закреп
ление изучен
ного.
IV.
Д/З.
Воздушная среда жилых помещений.
В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр. Это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.
Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха (слайд 3). В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,5% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.
В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности (Слайд 4). Пребывание человека в таком помещении снижает работоспособность, вызывает головную боль, приводит к разнообразным заболеваниям. Содержащаяся в воздухе пыль (слайд 5) опасна тем, что может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. Кроме того, на пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Для того, чтобы воздушная среда в помещении соответствовала норме, необходимо его регулярно проветривать. Все эти факторы оказывают негативное влияние на органы дыхания человека, вызывая отклонения в их работе.
Болезни органов дыхания, их профилактика.
Так какие же заболевания органов дыхания могут возникнуть у человека, мы сейчас выясним с вами. Для этого вам необходимо поработать в парах. На ваших столах лежат карточки с характеристикой болезней органов дыхания. Вам необходимо изучить характеристику болезни, определить возбудителей, симптомы, профилактику и лечение. На эту работу вам отводится 5-7 минут.
Работа по вариантам: (слайд 6)
1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит
2 вариант – бронхиальная астма, ОРЗ
3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.
План подготовки сообщений представлен на слайде (слайд 7)
Результаты вашей работы мы занесем в таблицу.
Кто готов ответить?
По ходу ответов, учащиеся этого же варианта сравнивают их со своими ответами, записывают болезни в тетрадь, затем ответы сравнивают с таблицей на слайдах.
(Слайды 8-15 по ходу ответов по вариантам).
Ну вот, мы узнали об основных болезнях органов дыхания, научились их распознавать, лечить, а лучше предотвращать.
(Слайды «На ошибках учатся только дураки»).
Слайд 20. Советы валеолога:
Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.
Не курите до приема пищи.
Возникло желание покурить – не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки, по крайней мере в течении 3 минут.
Уберите из комнаты все предметы, напоминающие о курении.
Выкуривайте только половину сигареты.
Чаще находитесь в местах, где запрещено курить.
Найдите себе партнера, с которым вы вместе бросите курить. Постарайтесь помочь ему в этом.
Если вы не покупаете сигарет, откладывайте эти деньги и в конце недели подсчитайте сэкономленное.
Не носите сигарет с собой, спрячьте их.
Слайд 21. Современное оружие- это сигарета!
Противопоставим этому злу здоровый образ жизни!
Задумайтесь над своим образом жизни!
Слайды к уроку.
Слайд 16. Допустим, что вы врач и вам необходимо определить заболевание и дать рекомендации.
На слайдах дана характеристика путей заражения и симптомов заболеваний органов дыхания. Вам необходимо определить заболевания и дать необходимые рекомендации по лечению и профилактике.
Слайды 17-23.
Итак, подводя итог урока, какие выводы вы сможете сделать?
Слайд 24.
Слайд 25.
Учебник стр. 144-145 читать.
подготовить тест, кроссворд или ребус по теме
«Дыхательная система».
Слушают рассказ учителя
Работа в парах по вариантам
7 минут
Отвечают, придерживаясь плана.
Сравнивают свои ответы с ответами на слайде.
Четверо учащихся представляют результаты своего исследования по теме «Врез курения». Остальные заслушивают сообщения учащихся с демонстрацией слайдов, задавая интересующие вопросы.
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
(Слайд 1). Продолжая разговор о воздушной среде и вредных веществах, необходимо отметить вредное влияние курения на органы дыхания и организм в целом.
Жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик табака. Мы поговорим о вреде курения для здоровья человека.
(Слайд 2).Еще известный немецкий ученый и поэт Гете говорил: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой».
(Слайд 3). Происхождение слова «табак».
ТАБАК, род одно- и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. 66 видов. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России — в южных районах. В сухих листьях табака настоящего 1-3,7% никотина, 0,1-1,37% эфирных масел, 4-7% смол. Табак крылатый, табак Сандера и др. виды — декоративные.
(Слайд4). Как растение оказалось в Европе?
В 1492 году испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Колумб вывез семена в Европу, поверив в целебную силу этого растения.
Слайд 5. Почему табак считали целебным средством?
На Руси семнадцатого-восемнадцатого веков табак применяли от «грудной немочи», при простудах, малярии.
Выращивали как декоративное растение.
Слайд 6. Почему изменилось мнение о табаке?
«Пити табак»- это означает действие, подобно вину и водке. Неисправимых курильщиков наказывали «сечением кнутом».
«Кто курит табак – тот хуже собаки». Призрачный мир радости.
Слайд 7. Состав табачного дыма:
400 химических веществ! Среди них: предельные, непредельные углеводороды, спирты, фенолы, сернистые соединения, алкалоиды (среди них никотин), мышьяк, медь, железо, свинец, марганец, никель, полоний (в том числе радиоактивный), титан, цинк, радиоактивный калий, оксиды цинка и калия.
Свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм человека.
Демонстрация курительного аппарата.
Слайд 8. А вы знаете, что?
20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8 – 12 лет.
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.
Слайд 9. Канцерогены.
При контакте с живыми тканями вызывают раковые опухоли. Рак легких – 90 % курящих. Угарный газ – СО – способствует отложению холестерина (жироподобного вещества) на стенки аорты и сосудов сердца. Атеросклероз, нарушение мозгового кровообращения.
Кислородное голодание тканей.
Слайд 10. Дыхательные функциональные пробы.
Слайд 11. В состав табака входит никотин -сильнодействующий ЯД!
Свое название никотин получил от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1760 году преподнес семена табака французской королеве Екатерине Медичи, указывая на якобы целебные свойства табака.
Слайд 12. Наиболее страдающие от никотина органы – легкие!
Рак. Туберкулез легких. Хронический бронхит. Пневмония.
Слайд 13. Болезни курильщиков!
У 36% курильщиков–заболевания органов пищеварения.
У 20% — заболевания органов дыхания. У 11% — заболевания сердца и кровеносных сосудов.
Слайд 14. Криминальная хроника.
В мире ежегодно умирает от курения 1,5 млн человек.
В нашей стране – 100 000 человек. От курения умирает больше людей, чем от алкоголя, авиа- и автокатастроф, суицидов и насилия.
Слайд 15. Курение мужчин – беда! Курение женщин – дважды беда!
Курение вызывает различные заболевания в период беременности, родов, а также детские болезни.
Слайд 16. Пассивное курение!
«Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других». Семашко Н.А.
Нахождение в прокуренном помещении в течении 8 часов приравнивается к 5 выкуренным сигаретам.
Слайд 17. Откуда тяга к курению у молодежи?
Потому что это круто. С сигаретой чувствуешь себя занятым. Сигарета помогает успокоиться и отвлечься. Чтобы расслабиться. Потому что это мне просто нравится.
Слайд 18. Факторы, способствующие началу и продолжению курения!
Психологические: любопытство, желание экспериментировать, вызов, потребность казаться сильным, взрослым.
Социальное окружение: пример и отношение родителей, сестер и братьев, давление товарищей, пример «ключевых» взрослых – преподавателей, певцов, актеров.
Слайд 19. Результаты обследования в нашей школе:
класс – 0% курящих. 6 класс – 18%(3 человека).
класс – 10%(1 человек). 8 класс – 35%(6 человек).
класс – 42%(9 человек). 10 класс – 8%(1 человек).
класс – 44%(4 человека).
Зачитывают советы валеолога на листовках.
Определяют вид заболевания.
Делают выводы.
Записывают Д/З
Список используемых ресурсов.
Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. Санкт – Петербург, «Париет», 2006 год.
Козачек Т.В. Поурочные планы по учебнику Сонина Н.И. и Сапина М.Р. «Человек». 8 класс. Волгоград, «Учитель», 2007 год.
Материалы Интернет.
Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Москва, «Дрофа», 2008 год.
Диск. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 г.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Заболевания органов дыхания
2 слайд
Описание слайда:
ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж имени Г.К.Петровой» Заболевания органов дыхания Подготовила Преподаватель Ефанова С.А. Руководитель кружка «Малыш» 2015 г
3 слайд
Описание слайда:
Эксперты ВОЗ считают железодефицитную анемию третьей по значимости болезнью, связанной с дефицитом питания. Эта патология занимает девятое место в структуре заболеваемости . Пик заболеваемостью анемией начинается со второй половины первого года жизни и длится до 3-х лет Поэтому члены кружка «Малыш» поставили цель изучить заболеваемость анемией по г Керчь и установить их причину Данные исследовательской работы были обсуждены на научно-практической конференции студентов Керченского медицинского колледжа в 2014г
4 слайд
Описание слайда:
Острый ринит – воспаление слизистой оболочки носа В течение различают 3 стадии: 1 – сухая, или стадия раздражения ( до 1 суток) 2 – стадия серозных выделений (2-3 суток) 3 – стадия слизисто-гнойных выделений (на 3-4 сутки, длится несколько дней)
5 слайд
Описание слайда:
Клиника острого ринита ощущение сухости, жжения в носу и носоглотке затруднённое носовое дыхание слёзотечение, головная боль, недомогание, повышается температура выделения из носа серозные, затем слизистые, затем слизисто-гнойные при аллергическом рините – чихание зуд глаз, носа, отделяемые серозные
6 слайд
Описание слайда:
Местное лечение ринита противовирусные – лейкоцитарный интерферон, оксолиновая, флореналеновая, бонафтоновая, риодоксоловая мази сосудосуживающие капли — галазолин, назол, отривин, длянос, невизин, африн, фармазолин, ксеммелин антисептические и вяжущие средства – резорцин, риванол, колларгол, сульфацил-натрия и др. иммуностимуляторы – раствор тимогена капли сложного состава
7 слайд
Описание слайда:
Общее лечение ринита: отвлекающая терапия УФО, УВЧ
8 слайд
Описание слайда:
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ : применение у детей нафтизина, санорина, тетризолина
9 слайд
Описание слайда:
Острый средний отит это воспаление среднего уха Две стадии: стадия острого неперфоративного отита стадия гнойного (перфоративного) среднего отита
10 слайд
Описание слайда:
Клиника среднего отита острое, внезапное начало боль в ухе стреляющая, приступообразная, усиливающаяся ночью нарушение слуха, головная боль, повышение температуры положительный симптом «козелка» после перфорации слизисто-гнойные выделения из уха
11 слайд
Описание слайда:
Лечение среднего отита антибактериальная терапия местно – суфрадекс, отинум, раствор этакридина лактата (турунды) обязательно в нос сосудосуживающие и дезинфицирующие средства согревающий компресс, тепловые повязки на ухо «Солюкс», УВЧ-терапия при перфоративном отите – туалет уха с 3 % р-ром перекиси водорода, р-ром фурацилина
12 слайд
Описание слайда:
Острый ларингит — Это воспаление слизистой оболочки гортани, чаще вирусной этиологии Клиника: острое начало, повышение температуры сухой, грубый, «лающий» кашель осиплость голоса Лечение: соблюдение голосового режима тёплое питьё, исключить горячую, раздражающую еду горчичники, ножные ванны ингаляции, токи УВЧ
13 слайд
Описание слайда:
Острый стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп) – это ларингит, с локализацией воспаления в подсвязочном пространстве Клиника: стенотическое дыхание (затруднён вдох) изменён голос грубый кашель начало внезапное, чаще ночью беспокойство бледность кожи
14 слайд
Описание слайда:
Степени стеноза 1. Степень (компенсированная) – грубый, «лающий» кашель, осиплость голоса, шумное дыхание с небольшим втяжением яремной ямки при волнении 2. Степень(субкомпенсированная) сопровождается выраженным нарушением состояния, беспокойством, учащается кашель, одышка постоянная с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберий, над и подключичных ямок) Выражен цианоз носогубного треугольника 3. Степень (декомпенсированная) – ребёнок возбуждён, беспокоен, испуган, мечется. Кожа бледно-цианотичная, покрыта липким потом. Цианоз губ, акроцианоз Выражена одышка с глубоким втяжением на вдохе эпигастральной Области и всех податливых мест грудной клетки. Тахикардия, тоны сердца глухие 4. Степень (асфиксия) – ребёнок в изнеможении падает, «рыбье» дыхание, резко напрягает вспомогательные мышцы. Нарастает цианоз, затем бледность. Судороги. Пульс слабого наполнения, нерегулярный. Тоны глухие, Пульс нитевидный, аритмия, Прекращается дыхание, сердце останавливается
15 слайд
Описание слайда:
Неотложная помощь при остром стенозирующем ларинготрахеите При стенозе I степени: 1. Ребёнка успокоить, отвлечь игрушками 2. Обильное тёплое питьё (молоко с щелочной минеральной водой , 2% содой) 3. Обеспечить доступ свежего, тёплого, увлажнённого воздуха 4. Отвлекающие процедуры (горчичники на икроножные мышцы, грудную клетку, горячие ножные ванны, озокеритные аппликации на грудную клетку, ноги 5. Ингаляции щелочные или с отхаркивающими травами, увлажнённого кислорода 6. Антигистаминные препараты – супрастин, димедрол 7. Госпитализация в инфекционное отделение
16 слайд
Описание слайда:
При стенозе II степени: 1,2,3,4,5,6 7. Ингаляции противоотёчной смеси (эфедрин 5%-1,0 + адреналин 0,1% -1,0 + атропин 0,1%-0,3 + димедрол 1%-1,0 + гидрокортизон 25мг + 15мл физраствора 4 мл на ингаляцию 8. Успокаивающие средства: литическая смесь в/м (аминазин 2,5% -1,0 мл + 1мл 1% димедрола + 4мл 0,25% раствора новокаина 4мл) – 0,1 мл/кг, в/м 20% р-р натрия оксибутирата (доза 50-мг/кг) 9. С целью уменьшения спазма мышц гортани в/в 2,4% р-р эуфиллина (в дозе 0,1-0,2 мл/кг), витамин С, кокарбоксилаза; одноразово гидрокортизон 3-5 мг/кг или преднизолон – 1-2 мг/кг, или дексаметазон – 0,5 мг/кг в сутки 10 Антибиотики 11. Госпитализация в ПИТ или реанимационное отделение
17 слайд
Описание слайда:
При стенозе III степени: Оксигенотерапия Увеличить дозу гормонов в 2-4 раза Детоксикационная терапия (5% р-р глюкозы, альбумин, реополиглюкин) При неэффективности – госпитализировать в реанимационное отделение, проводить интубацию трахеи или трахеостомию
18 слайд
Описание слайда:
IV степень: 1) отсасывание слизи изо рта и дыхательных путей 2) оксигенотерапия через маску, увлажнённый воздух 3) в/в струйно преднизолон 1-2 мг/кг 4) в/в струйно 10% р-р кальция глюконата в дозе 1 мл на год жизни 5) интубация больного 6) госпитализация в реанимационное отделение
19 слайд
Описание слайда:
При всех видах стеноза: противогриппозный гамма-глобулин 1 доза до 1 года, 2 дозы до 2-х лет, 3 дозы детям старше 3-х лет обследование на дифтерию консультация лор-врача
20 слайд
Описание слайда:
Ангина это острое инфекционное воспаление лимфоидной ткани с преимущественным поражением нёбных миндалин
21 слайд
Описание слайда:
Клиника катаральной ангины: острое начало с повышением температуры, озноба боль в горле симптомы интоксикации (головная боль, боль в мышцах) гиперемия слизистых зева увеличение и болезненность нижнечелюстных лимфоузлов
22 слайд
Описание слайда:
Клиника лакунарной ангины: гиперемия нёбных миндалин и дужек, в устьях крипт гнойные налёты белого или светло-жёлтого цвета, не распространёны на дужки выражена интоксикация
23 слайд
Описание слайда:
Клиника фолликулярной ангины: на поверхности миндалин видны многочисленные круглые, возвышающиеся над поверхностью жёлто-белые нагноившиеся фолликулы величиной 1-3мм, миндалины гиперемированы и увеличены в размере увеличены регионарные лимфоузлы
24 слайд
Описание слайда:
Лечение ангины больного изолировать взять мазки на коринобактерию дифтерии постельный режим щадящая, не раздражающая пища обильное витаминизированное питьё антибактериальная терапия , в тяжёлых случаях парентерально десенсибилизирующие средства
25 слайд
Описание слайда:
Хронический тонзиллит Гипертрофическая форма – миндалины увеличены, гипертрофированы, иногда спаяны с нёбными дужками пробки или гноевидная жидкость в лакунах увеличены подчелюстные лимфатические узлы интоксикация субфебрилитет Атрофическая форма: миндалины сморщены, плотные, с бугристой поверхностью интоксикация (раздражительность, плаксивость, утомляемость) субфебрилитет
26 слайд
Описание слайда:
Лечение: В стадии компенсации: общеукрепляющая терапия УФО, токи УВЧ, электрофорез, аэрозоли местно обработка миндалин р-ром Люголя, колларгола, эмульсиями, взвесями пастами с антибиотиками В стадии декомпенсации – тонзилэктомия
27 слайд
Описание слайда:
Острый бронхит
28 слайд
Описание слайда:
Классификация неспецифических бронхолегочных заболеваний: бронхит (острый, обструктивный, рецидивирующий) острый бронхиолит пневмония (острая, хроническая) бронхиальная астма (астматический бронхит) плеврит пороки развития бронхов, лёгких, легочных сосудов
29 слайд
Описание слайда:
Этиология острого бронхита Возбудителями являются: микоплазма гемофильная палочка стрептококк вирус Коксаки Вирус парагриппа респираторно-синцитиальный вирус риновирус Экховирус Предрасполагающие факторы: Газо — и парообразные химические вещества аллергены животного и растительного происхождения табачный дым инородное тело термические факторы (охлаждение, вдыхание холодного воздуха)
30 слайд
Описание слайда:
Диагностические критерии острого бронхита кашель (сухой, навязчивый, на 2-й неделе влажный, продуктивный) дыхательной недостаточности и интоксикации НЕТ при пальпации и перкуссии изменений нет аускультативно: жёсткое дыхание, удлинённый выдох, хрипы в начале сухие, затем незвучные влажные разнокалиберные, непостоянные хрипы изменения гемограммы непостоянные на R-грамме: усиление легочного рисунка, корни лёгких расширены
31 слайд
Описание слайда:
Лечение острого бронхита 1. Госпитализация при подозрении на осложнение 2. Диета полноценная, витаминизированная, по возрасту 3. Симптоматическое: отхаркивающие и муколитические препараты синтетического и растительного происхождения (проспан, флюдитек, гербион, геделикс N-ацетилцистеин, корень солодки, алтея, лист подорожник, калия иодит) энтерально и в ингаляциях противокашлевые препараты только при навязчивом, малопродуктивном, сухом кашле (глауцин, либексин, тусупрекс, бутамират, бронхолитин) антигистаминные препараты (кларитин, тайлед, семпрекс поливитамины при гипертермии –жаропонижающие (парацетамол, ибупрофен) в стационаре УВЧ-терапия, микроволновая терапия, диадинамик, электрофорез (KI, CaCL2, MgSO 4)
32 слайд
Описание слайда:
4. Этиотропная терапия: противовирусная (ремантодин, арбидол-ленс, амиксин, ребетол, интерфероны, ДНК-азы и др) 5. Антибиотики только: детям до 6-ти месяцев при нейротоксикозе при наличии хронических очагов инфекции при отягощённом преморбитном фоне Применяют цефалоспорины, защищённые пенициллины, макролиды) 6. Эреспал (фенспирид) по 4мг/кг в сутки в 2 приёма, 5-7 дней (оказывает противоспалительное, десенсибилизирующее предотвращает хронизацию) 7. Бактериальные иммуномодуляторы (бронхомунал, рибомунал, биостим, поликомпонентная вакцина (ВП-4), ликопид, ИРС-19, имудон)
33 слайд
Описание слайда:
Диагностические критерии бронхиолита Нарушение общего состояния, вначале симптомы ринита, назофарингита Температура нормальная, субфебрильная, редко гипертермия Выражена дыхательная недостаточность (экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, раздувание крыльев носа, цианоз носо-губного треугольника Признаки нарушения бронхиальной проходимости 9горизонтальное положение рёбер, опущение диафрагмы) При перкуссии – коробочный звук При аускультации – жёсткое дыхание, удлинён выдох, влажные мелкопузырчатые хрипы, на выдохе сухие свистящие хрипы Выражена тахикардия, тоны сердца ослаблены На R-грамме усиление легочного рисунка, повышенная прозрачность
34 слайд
Описание слайда:
Лечение бронхиолита Госпитализация Диета полноценная, обогащённая витаминами, по возрасту Санация верхних дыхательных путей Оксигенотерапия Муколитики и отхаркивающие синтетического и растительного происхождения -энтерально (проспан, бромгексин, лазолван, калия йодит, гербион и др) ингаляционно (натрия бикарбонат, ацетилцистеин, евкабал, алтей) Борьба с интоксикацией Антибиотики: цефалоспорины полусинтетические пенициллины (амоксициллин, аугментин, амоксиклав ) Противовирусные препараты (арбидол, интерфероны, рибавирин) Кардиотоники Глюкокортикоиды Вибрационный массаж Физиотерапевтические процедуры
35 слайд
Описание слайда:
Критерии диагностики обструктивного бронхита Удлинённый выдох Эмфизематозная грудная клетка, участие в акте дыхания вспомогательной мус?