Презентация по биологии на тему болезни органов дыхания
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Татарска
«БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ».
Никитенко О.Д.
2012 год.
«Болезни органов дыхания» 8 класс.
1. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний.
2. Расширить знания учащихся о составе воздушной среды; гигиенических требованиях к воздушной среде; формировать умения разъяснять необходимость проветривания помещений;
3. Обосновать вредное воздействие курения.
4. Продолжить развивать умения самостоятельной работы учащихся с текстом.
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока – частично- поисковый.
Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые.
Оборудование: мультимедиапроектор, «Курительный аппарат», «спички», текст с описанием заболеваний органов дыхания, слайды, жетоны, конверты.
Ход урока.
II.
Изуче
ние
нового материала
III. Закреп
ление изучен
ного.
IV.
Д/З.
Воздушная среда жилых помещений.
В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр. Это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.
Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха (слайд 3). В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,5% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.
В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности (Слайд 4). Пребывание человека в таком помещении снижает работоспособность, вызывает головную боль, приводит к разнообразным заболеваниям. Содержащаяся в воздухе пыль (слайд 5) опасна тем, что может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. Кроме того, на пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Для того, чтобы воздушная среда в помещении соответствовала норме, необходимо его регулярно проветривать. Все эти факторы оказывают негативное влияние на органы дыхания человека, вызывая отклонения в их работе.
Болезни органов дыхания, их профилактика.
Так какие же заболевания органов дыхания могут возникнуть у человека, мы сейчас выясним с вами. Для этого вам необходимо поработать в парах. На ваших столах лежат карточки с характеристикой болезней органов дыхания. Вам необходимо изучить характеристику болезни, определить возбудителей, симптомы, профилактику и лечение. На эту работу вам отводится 5-7 минут.
Работа по вариантам: (слайд 6)
1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит
2 вариант – бронхиальная астма, ОРЗ
3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.
План подготовки сообщений представлен на слайде (слайд 7)
Результаты вашей работы мы занесем в таблицу.
Кто готов ответить?
По ходу ответов, учащиеся этого же варианта сравнивают их со своими ответами, записывают болезни в тетрадь, затем ответы сравнивают с таблицей на слайдах.
(Слайды 8-15 по ходу ответов по вариантам).
Ну вот, мы узнали об основных болезнях органов дыхания, научились их распознавать, лечить, а лучше предотвращать.
(Слайды «На ошибках учатся только дураки»).
Слайд 20. Советы валеолога:
Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.
Не курите до приема пищи.
Возникло желание покурить – не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки, по крайней мере в течении 3 минут.
Уберите из комнаты все предметы, напоминающие о курении.
Выкуривайте только половину сигареты.
Чаще находитесь в местах, где запрещено курить.
Найдите себе партнера, с которым вы вместе бросите курить. Постарайтесь помочь ему в этом.
Если вы не покупаете сигарет, откладывайте эти деньги и в конце недели подсчитайте сэкономленное.
Не носите сигарет с собой, спрячьте их.
Слайд 21. Современное оружие- это сигарета!
Противопоставим этому злу здоровый образ жизни!
Задумайтесь над своим образом жизни!
Слайды к уроку.
Слайд 16. Допустим, что вы врач и вам необходимо определить заболевание и дать рекомендации.
На слайдах дана характеристика путей заражения и симптомов заболеваний органов дыхания. Вам необходимо определить заболевания и дать необходимые рекомендации по лечению и профилактике.
Слайды 17-23.
Итак, подводя итог урока, какие выводы вы сможете сделать?
Слайд 24.
Слайд 25.
Учебник стр. 144-145 читать.
подготовить тест, кроссворд или ребус по теме
«Дыхательная система».
Слушают рассказ учителя
Работа в парах по вариантам
7 минут
Отвечают, придерживаясь плана.
Сравнивают свои ответы с ответами на слайде.
Четверо учащихся представляют результаты своего исследования по теме «Врез курения». Остальные заслушивают сообщения учащихся с демонстрацией слайдов, задавая интересующие вопросы.
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
(Слайд 1). Продолжая разговор о воздушной среде и вредных веществах, необходимо отметить вредное влияние курения на органы дыхания и организм в целом.
Жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик табака. Мы поговорим о вреде курения для здоровья человека.
(Слайд 2).Еще известный немецкий ученый и поэт Гете говорил: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой».
(Слайд 3). Происхождение слова «табак».
ТАБАК, род одно- и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. 66 видов. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России — в южных районах. В сухих листьях табака настоящего 1-3,7% никотина, 0,1-1,37% эфирных масел, 4-7% смол. Табак крылатый, табак Сандера и др. виды — декоративные.
(Слайд4). Как растение оказалось в Европе?
В 1492 году испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Колумб вывез семена в Европу, поверив в целебную силу этого растения.
Слайд 5. Почему табак считали целебным средством?
На Руси семнадцатого-восемнадцатого веков табак применяли от «грудной немочи», при простудах, малярии.
Выращивали как декоративное растение.
Слайд 6. Почему изменилось мнение о табаке?
«Пити табак»- это означает действие, подобно вину и водке. Неисправимых курильщиков наказывали «сечением кнутом».
«Кто курит табак – тот хуже собаки». Призрачный мир радости.
Слайд 7. Состав табачного дыма:
400 химических веществ! Среди них: предельные, непредельные углеводороды, спирты, фенолы, сернистые соединения, алкалоиды (среди них никотин), мышьяк, медь, железо, свинец, марганец, никель, полоний (в том числе радиоактивный), титан, цинк, радиоактивный калий, оксиды цинка и калия.
Свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм человека.
Демонстрация курительного аппарата.
Слайд 8. А вы знаете, что?
20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8 – 12 лет.
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.
Слайд 9. Канцерогены.
При контакте с живыми тканями вызывают раковые опухоли. Рак легких – 90 % курящих. Угарный газ – СО – способствует отложению холестерина (жироподобного вещества) на стенки аорты и сосудов сердца. Атеросклероз, нарушение мозгового кровообращения.
Кислородное голодание тканей.
Слайд 10. Дыхательные функциональные пробы.
Слайд 11. В состав табака входит никотин -сильнодействующий ЯД!
Свое название никотин получил от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1760 году преподнес семена табака французской королеве Екатерине Медичи, указывая на якобы целебные свойства табака.
Слайд 12. Наиболее страдающие от никотина органы – легкие!
Рак. Туберкулез легких. Хронический бронхит. Пневмония.
Слайд 13. Болезни курильщиков!
У 36% курильщиков–заболевания органов пищеварения.
У 20% — заболевания органов дыхания. У 11% — заболевания сердца и кровеносных сосудов.
Слайд 14. Криминальная хроника.
В мире ежегодно умирает от курения 1,5 млн человек.
В нашей стране – 100 000 человек. От курения умирает больше людей, чем от алкоголя, авиа- и автокатастроф, суицидов и насилия.
Слайд 15. Курение мужчин – беда! Курение женщин – дважды беда!
Курение вызывает различные заболевания в период беременности, родов, а также детские болезни.
Слайд 16. Пассивное курение!
«Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других». Семашко Н.А.
Нахождение в прокуренном помещении в течении 8 часов приравнивается к 5 выкуренным сигаретам.
Слайд 17. Откуда тяга к курению у молодежи?
Потому что это круто. С сигаретой чувствуешь себя занятым. Сигарета помогает успокоиться и отвлечься. Чтобы расслабиться. Потому что это мне просто нравится.
Слайд 18. Факторы, способствующие началу и продолжению курения!
Психологические: любопытство, желание экспериментировать, вызов, потребность казаться сильным, взрослым.
Социальное окружение: пример и отношение родителей, сестер и братьев, давление товарищей, пример «ключевых» взрослых – преподавателей, певцов, актеров.
Слайд 19. Результаты обследования в нашей школе:
класс – 0% курящих. 6 класс – 18%(3 человека).
класс – 10%(1 человек). 8 класс – 35%(6 человек).
класс – 42%(9 человек). 10 класс – 8%(1 человек).
класс – 44%(4 человека).
Зачитывают советы валеолога на листовках.
Определяют вид заболевания.
Делают выводы.
Записывают Д/З
Список используемых ресурсов.
Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. Санкт – Петербург, «Париет», 2006 год.
Козачек Т.В. Поурочные планы по учебнику Сонина Н.И. и Сапина М.Р. «Человек». 8 класс. Волгоград, «Учитель», 2007 год.
Материалы Интернет.
Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Москва, «Дрофа», 2008 год.
Диск. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 г.
Источник
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии «Болезни органов дыхания»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Болезни органов дыхания»
2 слайд
Описание слайда:
Строение органов дыхания Органы дыхания Дыхательные пути Верхние: Носовая и ротовая полости, носоглотка, Глотка. Нижние: гортань, трахея, бронхи. Лёгкие
3 слайд
Описание слайда:
Лёгкие и их строение.
4 слайд
Описание слайда:
Заболевания органов дыхания 1.Рак лёгких 2.Насморк(гайморит) 3.Бронхит 4.Пневмония (воспаление лёгких) 5.Трахеит 6.Ангина
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Симптомы и причины рака лёгких Главной причиной рака легких является курение, т.к. в табачном дыме и продуктах горения находится множество канцерогенных веществ, влияющих на химические и физические причины возникновения опухоли. 80% заболевших – активные курильщики. Симптомы рака лёгких напрямую зависят от локализации опухоли. Если опухоль возникает в крупном бронхе (центральный рак лёгкого), то симптоматика более выражена и проявляется раньше. Признаками такого рака являются сначала сухой кашель, который по мере роста опухоли превращается во влажный, сопровождающийся отхождением слизисто-гнойной мокроты, нередко с прожилками крови. Мокроту таких больных сравнивают с малиновым желе. Когда опухоль начинает существенно препятствовать прохождению воздуха по бронхам, появляется одышка. Боли в грудной клетке возникают, как правило, на поздних стадиях рака, и вызваны они давлением опухоли на окружающие органы.
7 слайд
Описание слайда:
Лечение рака лёгких В лечении рака лёгких применяют все методы, используемые в современной онкологии: химиотерапия, лучевая терапия, хирургическое вмешательство. Успех лечения во многом зависит от стадии развития опухоли. Профилактика это закаливание и отказ от вредных привычек, особенно от курения.
8 слайд
Описание слайда:
Насморк Насморк (он же ринит) – это симптоматическое состояние, которое характеризуется воспалением слизистой оболочки носа.
9 слайд
Описание слайда:
Симптомы насморка Острый инфекционный насморк, как правило, сопровождается повышением температуры, головной болью, общей слабостью – то есть выступает в комплексе с другими реакциями организма. Начальная фаза отличается сухостью слизистой, потом возникает отечность и заложенность носа слизью.
10 слайд
Описание слайда:
Лечение насморка Лечение насморка состоит в облегчении состояния пациента и устранения первопричины ринита. Используют: Сосудосуживающие средства – для снятия отека и облегчения отхождения слизи Увлажняющие средства – для снижения риска повреждения слизистой из-за чрезмерной сухости Антибактериальную терапию при определении инфекции Противовирусные препараты Антигистаминные – при аллергии
11 слайд
Описание слайда:
Профилактика насморка Не переохлаждайтесь. В периоды вспышек острых вирусных инфекций бывайте поменьше в людных местах или пользуйтесь местными средствами защиты от вирусов. Держите в сумочке или кармане флакончик с каплями, служащими для ухода за носовой полостью. Регулярно примерно раз в неделю делайте влажную уборку в доме.
12 слайд
Описание слайда:
Бронхит Бронхит — заболевание дыхательной системы, при котором в воспалительный процесс вовлекаются бронхи. Слева здоровая бронхиальная труба справа при бронхите.
13 слайд
Описание слайда:
Симптомы бронхита Бронхит начинается с насморка. Затем появляется сухой кашель (не отхаркивается), человек ослаблен, у него высокая температура тела. Редко, но бывает отдышка. Но все же основной симптом это сухой кашель.
14 слайд
Описание слайда:
Лечение бронхита Как правило, назначается по традиционной схеме: обильное теплое питье, витамины, при высокой температуре жаропонижающие средства. Обязательное условие для лечения — постельный режим. Когда температура тела перестала повышаться, можно применять вспомогательные средства — горчичники, растирания в области грудины с помощью специальных мазей. Так же хорошо помогают при бронхите ингаляции. Хорошим отвлекающим средством можно считать ножные ванны с горчицей.
15 слайд
Описание слайда:
Профилактика бронхита Нельзя допускать долгих хронических насморков, своевременно лечить воспалительные заболевания дыхательных путей. Конечно же отказ от курения, от алкоголя. Эти привычки ослабляют организм. Так же способствуют бронхиту переохлаждения, хронические и воспалительные заболевания. Для защиты организма обязательно нужно принимать витамины, чтобы бронхит больше не беспокоил.
16 слайд
Описание слайда:
Пневмония Пневмония — это острое инфекционное воспаление легочной ткани (альвеол), которое сопровождается дыхательными нарушениями и подтверждается изменениями в легких при рентгенологическом исследовании.
17 слайд
Описание слайда:
Симптомы пневмонии Высокая температура тела (от 37 до 39,5 С), одышка, мокрота, озноб, кашель (иногда при отхаркивании в мокроте можно заметить прожилки крови. Так же боль в груди при попытке сделать глубокий вдох.
18 слайд
Описание слайда:
Лечение пневмонии Уход за больными пневмонией при легком течении и благоприятных бытовых условиях может осуществляться на дому, но большинство пациентов нуждаются в госпитализации. В разгар болезни необходим постельный режим, механически и химически щадящая диета с ограничением поваренной соли, и достаточным количеством витаминов, особенно А и С. Больному необходим доступ свежего воздуха, для чего рекомендуется регулярное проветривание комнаты. С выздоровлением назначают дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру, прогулки. Антимикробную терапию врач подбирает индивидуально, в зависимости от возбудителя болезни. Необдуманное самолечение может привести к осложнениям.
19 слайд
Описание слайда:
Профилактика пневмонии 1)Избегание контакта с больными. 2)Избегание переохлаждений и других стрессорных факторов. 3)Укрепление иммунитета. 4)Закаливание. 5)Дыхательная гимнастика. 6)Излечение хронических очагов инфекции.
20 слайд
Описание слайда:
Курение В настоящее время курение является актуальной проблемой во всем мире. Более 1 миллиарда человек в мире курят. По статистическим данным в Европе 14% всех смертей происходит по причине табакокурения. Ежегодно табак вызывает около 5 миллионов смертей или же 800 каждый день. Каждые 8 секунд умирает один человек от заболеваний, вызванных табаком. Специалисты здравоохранения считают, что более 25 болезней связаны с табаком. Одна выкуренная сигарета укорачивает жизнь человека на 6-15 минут. Курильщики укорачивают свою жизнь в среднем на 8-10 лет.
21 слайд
Описание слайда:
Влияние курения на лёгкие При курении выделяется никотин, который убивает клетки организма. Табачный дым — «яд» для легких. Так же никотин может повернуть защитную реакцию организма против него.
22 слайд
Описание слайда:
Слева легкие некурящего, справа легкие курящего человека.
23 слайд
Описание слайда:
Туберкулез легких Туберкулез легких — инфекционное заболевание, характеризующееся образованием в пораженных тканях очагов специфического воспаления и выраженной общей реакцией организма.
24 слайд
Описание слайда:
Основной источник заражения — больные люди или домашние животные, преимущественно коровы. Заражаются туберкулезом обычно аэрогенным путем при вдыхании с воздухом выделяемых больными мельчайших капелек мокроты, в которых содержатся МТ. Кроме того, возможно проникновение в организм инфекции туберкулеза при употреблении молока, мяса, яиц от больных животных и птиц.
25 слайд
Описание слайда:
Профилактика туберкулеза легких. Профилактические мероприятия делятся на санитарные, социальные и медицинские Медицинская профилактика заключается в виде создания специфического иммунитета у детей через вакцинацию и ревакцинацию.
26 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-838674
Вам будут интересны эти курсы:
Источник