Принципы профилактики инфекционных болезней в россии

Принципы профилактики инфекционных болезней в россии thumbnail

Инфекционные болезни людей — это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека (или животного)здоровому.

Основные пути передачи инфекции и воздействие на них

  • воздушно-капельный путь передачи(грипп, простудные заболевания, ветряная оспа, коклюш, туберкулез, дифтерия, корь, краснуха  и др.) – для профилактики  используются маски, проветривание, недопущение скопления большого количества людей в помещении;
  • алиментарный (пищевой) путь передачи (все кишечные инфекции, сальмонеллез, дизентерия, вирусный гепатит А) – важную роль играет личная гигиена, мытье рук, продуктов питания, отсутствие мух в помещениях;
  • половой (контактный) путь передачи (вирусный гепатит В, С, ВИЧ СПИД, генитальный герпес, сифилис, гонорея, папилломатоз) – важным моментом профилактики таких инфекций является отсутствие беспорядочной половой жизни с частой сменой партнеров и использование презервативов;
  • кровяной путь передачи (наиболее часто – вирусный гепатит В, ВИЧ СПИД) – в этом случае предотвратить инфекционные заболевания помогут стерильный хирургический инструментарий, отказ от татуировок (особенно в домашних условиях), то есть все усилия направлены на предотвращение нарушения целостности кожи и слизистых оболочек.

Профилактика инфекционных заболеваний

         Как и любые другие болезни, инфекционные заболевания проще не допустить, чем потом лечить. Для этого используется профилактика инфекционных заболеваний, которая позволяет предотвратить развитие инфекционного процесса.

         Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает:прививки, закаливание, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, быта и отдыха, охрану окружающей среды. Общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов:создание здоровых и безопасных условий труда и быта на производстве, на рабочем месте.

         В целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней проводится иммунопрофилактика путем проведения профилактических прививок.Этот вид профилактики инфекционных заболеваний непосредственно связан с созданием в организме человека иммунитета (невосприимчивости) к определенной инфекции с помощью иммунизации и называется – специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Выделяют два основных вида иммунопрофилактики:

  • активная иммунизация (вакцинация) – после введения в организм человека вакцины (антиген возбудителя или живые ослабленные микроорганизмы) происходит образование специфических антител, которые даже при заражении препятствуют развитию инфекционного заболевания. В настоящее время проводится активная иммунизация против таких инфекционных заболеваний: столбняк, коклюш, дифтерия, вирусный гепатит В, полиомиелит, корь, краснуха, эпидпаротит («свинка»), туберкулез.
  • пассивная иммунизация – в организм вводятся готовые антитела к определенной инфекции, что используется для экстренной профилактики инфекционных заболеваний (экстренная профилактика столбняка).

Значение иммунопрофилактики

     Необходимо помнить: чем больше людей вакцинировано, тем выше коллективный иммунитет и барьер для инфекционных заболеваний. Победить инфекцию можно, если вакцинацией будет охвачено все население.

     Каким бы не был метод профилактики, его использование поможет предотвратить заболевание, что особенно важно при неизлечимых инфекциях, таких как ВИЧ СПИД, бешенство и вирусные гепатиты.

Источник

Как уже указывалось, важная роль в эпидемическом, процессе—возникновении и распространении инфекци­онных заболеваний — принадлежит социальным факто­рам.

В нашей стране много внимания уделяется мероприя­тиям, направленным на предупреждение инфекционных заболеваний.

Профилактика инфекционных заболеваний представ­ляет комплекс различных мер, среди которых наиболее важное значение имеют:

· повышение уровня санитарной культуры населения;

· проведение государственных мероприятий, направленных на устранение причин, способствующих появле­нию и распространению инфекционных болезней;

· проведение мероприятий медицинского характера.

Повышение уровня санитарной культу­ры населения. Степень санитарной культуры населения существенно влияет на уровень всех инфекционных забо­леваний, особенно резко — на распространение кишечных инфекций. Значительному снижению этих инфекций спо­собствует овладение населением гигиеническими навы­ками. Например, санитарная пропаганда в области ги­гиены питания, как среди широких масс населения, так и среди работников пищевых предприятий содействует профилактике пищевых заболеваний, т. е. болезней, кото­рые могут передаваться через пищу.

К государственным мероприятиям относятся постоянное улучшение условий труда и быта населения, подъём его материального благосостояния и культурного уровня. Снижение заболеваемости многими инфекцион­ными болезнями зависит от жилищного и жилищно-коммунального строительства, сооружения водопровода и канализации, правильного и своевременного удаления нечистот и отбросов и др. Жилищные условия могут вли­ять не только на распространение источников инфекции и возможность интенсивной ее передачи, но и на состоя­ние общей и специфической сопротивляемости населения инфекции. Так, от наличия канализации, водопроводов зависит в значительной мере распространение кишечных инфекций.

Мероприятия по борьбе с инфекционными заболева­ниями подразделяют на профилактические, или преду­предительные, и противоэпидемические, проводимые по поводу уже появившихся заболеваний.

Профилактические и противоэпидемические меро­приятия медицинского характера направлены на обез­вреживание источника инфекции, разрыв путей переда­чи инфекции и повышение уровня невосприимчивости на­селения к данной инфекции.

Условия питания и качество пищевых продуктов так­же имеют большое значение в распространении инфек­ции: употребление в пищу зараженных продуктов может повлечь за собой распространение той или иной инфек­ции; недостаточность и неполноценность питания (в частности, недостаток витаминов и белков) могут спо­собствовать распространению инфекционных заболева­ний вследствие снижения резистентности к ней плохо питающихся людей.

Обезвреживание источника инфекции (больного или бактерионосителя) — важная мера профилактики многих заболеваний. Формы обезвреживания источника различ­ны. Так, зараженный человек, как источник инфекции, изолируется в домашних условиях или госпитализиру­ется. В целях профилактики, например кишечных инфек­ций и других заболеваний (туберкулез, кожные болезни, венерические и др.), на пищевых предприятиях, в том числе общественного питания, предусмотрено обязатель­ное бактериологическое и медицинское обследование по­ступающих на работу лиц и сотрудников для своевре­менного выявления, изоляции и лечения больных и бактерионосителей.

Борьба с путями распространения инфекции заключается в оздоровлении внешней среды, объекты которой могут служить факторами передачи инфекции. Для оз­доровления внешней среды применяются общесанитарные и дезинфекционные меры, направленные на предот­вращение возможности передачи инфекций контактно-бытовым путем через воду, почву, пищевые продукты и другие объекты внешней среды, а также на улучшение всего комплекса бытовых условий для поднятия общей сопротивляемости организма (коллектива).

Среди мероприятий, направленных на разрыв путей передачи инфекции, большую роль играет санитарный контроль своевременной и рациональной очистки насе­ленных пунктов, водоснабжения и канализации, сани­тарного режима на предприятиях общественного пита­ния, в детских учреждениях, на промышленных пред­приятиях и т. д. К этой группе мероприятий относятся дезинфекционные работы в очагах инфекции и на раз­личных объектах.

Дезинфекционные мероприятия направлены непо­средственно на уничтожение инфекционного начала (воз­будителей инфекционных болезней) и по объекту воз­действия подразделяются на:

· дезинфекцию—уничтожение инфекционного начала;

· дезинсекцию – уничтожение насекомых – передатчиков инфекции;

· дератизацию—уничтожение вредных грызунов, являющихся носителями инфекции.

Все дезинфекционные мероприятия по времени про­ведения делятся на текущую дезинфекцию, которая осу­ществляется в Окружении больного или бактерионосителя с целью обезвреживания выделений, и на предупредительную (профилактическую), которая проводится пла­ново, независимо от наличия заболеваний; объект этой дезинфекции—преимущественно места общего пользования (пищевые предприятия, транспорт, вокзалы).

Невосприимчивость населения к инфекциям повыша­ется путем специфической профилактики и методом хи­миотерапии.

При активной иммунизации формируется невоспри­имчивость к данному инфекционному заболеванию. Про­ведение химиопрофилактики людей способствует созданию в их организме определенной концентрации анти­бактериального препарата, обеспечивающего гибель воз­будителя.

Важную роль в создании невосприимчивости населе­ния играют повышение неспецифической резистентности, улучшение питания, витаминизация пищи, закаливание организма и др. Все мероприятия, направленные на лик­видацию и профилактику инфекционных болезней, про­водятся одновременно по всем трем указанным выше направлениям—изоляция источника инфекции; разрыв пути передачи инфекции; создание невосприимчивости населения.

Источник

В
профилактике инфекционных заболеваний
можно также выделить три направления:
первичная, вторичная и третичная.

К
первичной профилактике можно отнести
следующие мероприятия: соблюдение
правил личной и общественной гигиены,
закаливание, предупредительный и текущий
санитарный надзор, пропаганда знаний
об инфекционных заболеваниях и способах
их профилактики, профилактические
прививки, здоровый образ жизни.

Вторичная
профилактика – это раннее выявление
заболевших и контроль за лицами, бывшими
в контакте с больными (следовательно,
знание признаков болезни),
режимно-ограничительные мероприятия
(карантин, обсервация), изоляция больных.

К
мероприятиям третичной профилактики
следует отнести своевременное, адекватное
и эффективное лечение, диспансеризация
реконвалисцентов (выздоровевших).

При
появлении признаков инфекционного
заболевания следует вызвать врача, а
не пытаться идти к врачу в поликлинику,
поскольку инфекционное заболевание
заразно для окружающих. По этой же
причине нельзя идти в школу с признаками
начинающегося или уже развившегося
заболевания.

Чтобы
избежать распространения инфекции,
необходимо помнить следующее: 1.
Заболевшего ребенка нужно оставить
дома и вызвать к нему врача на дом. 2. До
прихода врача ребенка нужно уложить в
постель, дать ему обильное питье в виде
не очень сладкого теплого чая, разбавленного
морса или минеральной воды. 3. До прихода
врача нужно постараться выяснить, были
ли в детском коллективе (школе), который
посещает ребенок за последний месяц
случаи заболевания инфекционными
болезнями. 4. Если на теле ребенка
появилась сыпь, но его общее состояние
не изменено и вы решите показать ребенка
врачу, сочтя возможным отвести его в
поликлинику, нужно пройти в специальную,
предназначенную для больных комнату
(бокс). Таким образом, больной не будет
соприкасаться со здоровыми детьми,
пришедшими в поликлинику. Врач осмотрит
ребенка в боксе. 5. Если у вас возникло
подозрение на инфекционную сыпь или
сыпь появилась у температурящего
ребенка, врача необходимо вызвать на
дом. 6. К больному ребенку нельзя допускать
здоровых детей. 7. Если у ребенка
заболевание, которое следует лечить в
инфекционной больнице, не отказывайтесь
от госпитализации. В противном случае
лечение начнется позднее, и опасность
осложнений будет выше. Отказываясь от
госпитализации, вы также увеличите
опасность распространения инфекции.
8. Если врач установил у ребенка
инфекционное заболевание и назначил
домашнее лечение, необходимо строго
соблюдать сроки карантина. Под карантином
подразумевается время, в течение которого
больной ребенок и соприкасавшиеся с
ним дети (возможно, уже зараженные),
должны быть отделены от других детей с
тем, чтобы предотвратить дальнейшее
распространение заболевания.

Использованная литература

  1. Билич
    Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии
    /СПб.: «Водолей», 1998.–560 с.

  2. Ежегодный
    Национальный доклад о состоянии и
    развитии системы образования

  3. Зименко
    В.В. Педиатрия. Домашний медицинский
    справочник. Серия «Медицина для
    Вас».Ростов м/Д Феникс,2002:-352 с.

  4. Ляхович
    А.В., Лозовская А.С. Это надо знать: о
    ВИЧ/СПИД и других инфекциях, передаваемых
    половым путем. – М., 2005. – 32 с.

  5. Мосин
    В.Г., Нечипоренко. П.И. Инфекционные
    болезни и основы эпидемиологии/ Учебное
    пособие. – Ленинград, 1995. – 161 с.

  6. Основы
    медико-биологических дисциплин: Учебное
    пособие /Под ред. проф. В.П. Соломина и
    д-ра мед. наук Л.П. Макаровой. — СПБ.: РГПУ
    им. А.И. Герцена, 1998. – 246 с.

  7. Попов
    С.В. Валеология в школе и дома (О физическом
    благополучие школьников). – Санкт-Петербург
    «Союз». – 1998. –254 с.

  8. Псковский
    статистический ежегодник (Статистический
    сборник в двух томах). Том 1. Псковстат,
    2005. – 200 стр.

  9. Святкина
    К.А. и др. Детские болезни (Святкина
    К.А., Белогорская Е.В., Кудрявцева Н.П.).-
    М.: «Медицина», 1987.-320с.: ил.

  10. Соковня-Семенова
    И.И. Основы здорового образа жизни и
    первая медицинская помощь: Учебное
    пособие для студентов средних
    педагогических учебных заведений. –
    М.: Издательский центр «Академия». –
    1997. – 206 с.

  11. Справочник
    практического врача. /Под ред. Проф.
    А.И. Воробьева. Изд. 2-е. – М.: Медицина.
    – 1983. – 656 с.

46

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Îáùåå îïèñàíèå

Èíôåêöèîííûå áîëåçíèÈíôåêöèîííûå áîëåçíè («infectio» — çàðàæåíèå) — ýòî ãðóïïà çàáîëåâàíèé, êîòîðûå âûçûâàþòñÿ ïðîíèêíîâåíèåì â îðãàíèçì áîëåçíåòâîðíûõ (ïàòîãåííûõ) ìèêðîîðãàíèçìîâ. ×òîáû ïàòîãåííûé ìèêðîá, ïîïàâøèé â îðãàíèçì, ìîã âûçâàòü èíôåêöèîííûå áîëåçíè, îí äîëæåí áûòü ñïîñîáåí ïðåîäîëåâàòü ñîïðîòèâëÿåìîñòü ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà è îêàçûâàòü íà íåãî òîêñè÷åñêîå äåéñòâèå. Ýòè êà÷åñòâà ñïåöèàëèñòû íàçûâàþò âèðóëåíòíîñòüþ (ÿäîâèòîñòüþ). Íåêîòîðûå ïàòîãåííûå ìèêðîîðãàíèçìû âûñâîáîæäàþò òîêñèíû (ýíäîòîêñèíû), â ïðîöåññå ñàìîðàçðóøåíèÿ (áðþøíîé òèô, õîëåðà). Äðóãèå âîçáóäèòåëè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé âûäåëÿþò òîêñèíû (ýêçîòîêñèíû) â ïðîöåññå ñâîåé æèçíåäåÿòåëüíîñòè (äèôòåðèÿ, ñòîëáíÿê).

Íà äîëþ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ïðèõîäèòñÿ 20-40% îò îáùåãî ÷èñëà âñåõ çàáîëåâàíèé ÷åëîâåêà. Èçó÷åíèåì, âîïðîñàìè ïðîôèëàêòèêè, äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé çàíèìàþòñÿ òàêèå ìèêðîáèîëîãè÷åñêèå è ìåäèöèíñêèå äèñöèïëèíû, êàê óðîëîãèÿ, âåíåðîëîãèÿ, ýïèäåìèîëîãèÿ, òåðàïèÿ, ãèíåêîëîãèÿ, ôòèçèàòðèÿ, èììóíîëîãèÿ, îòîëàðèíãîëîãèÿ, âèðóñîëîãèÿ è, êîíå÷íî, ðàçäåë ìåäèöèíû «èíôåêöèîííûå áîëåçíè».

Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ÷èñëî èçâåñòíûõ íàóêå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ïðåâûøàåò 1200, è ýòà öèôðà ïîñòîÿííî óâåëè÷èâàåòñÿ. ×åëîâåê íà ïðîòÿæåíèè âñåé ñâîåé æèçíè êîíòàêòèðóåò ñ íåñ÷åòíûì êîëè÷åñòâîì ìèêðîîðãàíèçìîâ. Òåì íå ìåíåå, ëèøü 1/30000 ÷àñòü ìèêðîáîâ ÿâëÿåòñÿ âîçáóäèòåëÿìè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Ýòî ãðèáêè, áàêòåðèè, ðèêêåòñèè è âèðóñû, îáëàäàþùèå ïàòîãåííûìè ñâîéñòâàìè. Èíòåíñèâíîñòü ðàñïðîñòðàíåíèÿ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé çàâèñèò, â îñíîâíîì, îò ñîöèàëüíî-áûòîâûõ ôàêòîðîâ: óñëîâèé òðóäà, ïèòàíèÿ, æèëèùíûõ óñëîâèé, êóëüòóðíîãî è ýêîíîìè÷åñêîãî óðîâíÿ íàñåëåíèÿ.

Ïðîöåññ ïðîòåêàíèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé

Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿÈíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ îòëè÷àþòñÿ îò íåèíôåêöèîííûõ òåì, ÷òî áîëåçíåòâîðíûé àãåíò è îðãàíèçì ïðè èíôåêöèîííûõ áîëåçíÿõ îáëàäàþò îïðåäåë¸ííîé áèîëîãè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ. Ïàòîãåííûé ìèêðîîðãàíèçì ÿâëÿåòñÿ ìîùíûì ðàçäðàæèòåëåì, â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ êîòîðîãî íà îðãàíèçì âîçíèêàåò ñëîæíûé ïðîöåññ. Ñ ñàìîãî íà÷àëà ýòîãî ïðîöåññà â íåì âûäåëÿåòñÿ äâà îñíîâíûõ çâåíà — ôèçèîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà è âîçáóäèòåëü èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ. Ñîîòíîøåíèÿ ìåæäó ýòèìè çâåíüÿìè â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ìîãóò áûòü ðàçëè÷íûìè â çàâèñèìîñòè îò ýòàïà, ôàçû, ïåðèîäà ðàçâèòèÿ èíôåêöèîííîãî ïðîöåññà. Íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî íå òîëüêî áîëüíûå, íî è âûçäîðàâëèâàþùèå ïîñëå èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ëþäè ìîãóò ñëóæèòü èñòî÷íèêàìè âîçáóäèòåëåé (ïðè êèøå÷íûõ èíôåêöèÿõ, äèôòåðèè è íåêîòîðûõ äðóãèõ). Íåêîòîðûå ëþäè ìîãóò ÿâëÿòüñÿ íîñèòåëÿìè èíôåêöèè, íå çàáîëåâàÿ ñàìè.

 ðàçâèòèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà âûäåëÿþò íåñêîëüêî îñíîâíûõ ñòàäèé:

  • ìîìåíò çàðàæåíèÿ — ïðîèñõîäèò ïðîíèêíîâåíèå áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ â îðãàíèçì;
  • èíêóáàöèîííûé (ñêðûòûé, ëàòåíòíûé) ïåðèîä — äëèòñÿ ñ ìîìåíòà èíôèöèðîâàíèÿ äî ïðîÿâëåíèÿ ïåðâûõ ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ;
  • ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä (ïðåäâåñòíèê çàáîëåâàíèÿ) — ñîïðîâîæäàåòñÿ íåáîëüøèì ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû, ãîëîâíîé áîëüþ, ÷óâñòâîì ðàçáèòîñòè, îáùèì íåäîìîãàíèåì;
  • ïåðèîä íàðàñòàíèÿ çàáîëåâàíèÿ — ïðîèñõîäèò ïîñëåäîâàòåëüíîå ïîÿâëåíèå ïðèçíàêîâ, õàðàêòåðíûõ äëÿ îïðåäåëåííîé áîëåçíè;
  • ðàçãàð áîëåçíè — âðåìÿ ÿðêî âûðàæåííîãî ïðîÿâëåíèÿ âñåõ ñïåöèôè÷åñêèõ äëÿ çàáîëåâàíèÿ ñèìïòîìîâ;
  • ïåðèîä óãàñàíèÿ çàáîëåâàíèÿ — ñîïðîâîæäàåòñÿ èñ÷åçíîâåíèåì êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ ñ áûñòðûì (êðèçèñ) èëè ìåäëåííûì (ëèçèñ) ïàäåíèåì òåìïåðàòóðû;
  • ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ — ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàâèñèò îò îáùåãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà, óñëîâèé, â êîòîðûõ íàõîäèòñÿ ïàöèåíò, òÿæåñòè ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ.

Äëÿ ìíîãèõ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé ÷åëîâåêà (îñïà, òèô, ãðèïï, ñêàðëàòèíà, äèôòåðèÿ è äð.) õàðàêòåðíî ðàçâèòèå îñëîæíåíèé â ïåðèîä áîëåçíè. Ïîñëå ïåðåíåñåííîé èíôåêöèîííîé áîëåçíè ÷åëîâåê íà íåêîòîðîå âðåìÿ èëè íàâñåãäà ñòàíîâèòñÿ íåâîñïðèèì÷èâûì ê âîçäåéñòâèþ åå âîçáóäèòåëåé (ïðèîáðåòàåò èììóíèòåò).

Êëàññèôèêàöèÿ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé

Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ÷åëîâåêà, â çàâèñèìîñòè îò îïðåäåëåííîãî ìåõàíèçìà ïåðåäà÷è è ìåñòà ïðåèìóùåñòâåííîé ëîêàëèçàöèè ïðîöåññà äåëÿòñÿ íà ñëåäóþùèå ãðóïïû:

  • êèøå÷íûå — ñàëüìîíåëëåç, õîëåðà, äèçåíòåðèÿ, ïàðàòèôû À è Â, ïèùåâûå òîêñèêîèíôåêöèè, ýøåðèõèîç, áðþøíîé òèô;
  • èíôåêöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé — âåòðÿíàÿ îñïà, ÎÐÂÈ, êîðü, ãðèïï, ìèêîïëàçìåííàÿ ðåñïèðàòîðíàÿ èíôåêöèÿ;
  • òðàíñìèññîâûå, èëè êðîâÿíûå, èíôåêöèè — ìàëÿðèÿ, ÷óìà, âîçâðàòíûé è ñûïíîé òèô, ÂÈ×-èíôåêöèÿ;
  • èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ íàðóæíûõ ïîêðîâîâ — ñòîëáíÿê, ñèáèðñêàÿ ÿçâà;
  • èíôåêöèè ñ ìíîæåñòâåííûìè ïóòÿìè ïåðåäà÷è — èíôåêöèîííûé ìîíîíóêëåîç, ýíòåðîâèðóñíûå èíôåêöèè.

Ïî ïðèðîäå âîçáóäèòåëåé èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà:

  • âèðóñíûå — êîðü, ãðèïï, ïàðàãðèïï, ÂÈ×-èíôåêöèÿ, âèðóñíûå ãåïàòèòû, ìåíèíãèò, öèòîìåãàëîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ;
  • ïðèîííûå — ôàòàëüíàÿ ñåìåéíàÿ áåññîííèöà, êóðó, áîëåçíü Êðåéòöôåëüäà-ßêîáà;
  • ïðîòîçîéíûå — êðèòîñïîðèäèîç, àìåáèàç, èçîñïîðèàç, áàáåçèîç, òîêñîïëàçìîç, áëàñòîöèñòîç, ìàëÿðèÿ, áàëàíòèäèàç;
  • áàêòåðèàëüíûå — õîëåðà, ÷óìà, äèçåíòåðèÿ, ñòàôèëîêîêêîâàÿ è ñòðåïòîêîêêîâàÿ èíôåêöèè, ñàëüìîíåëëåç, ìåíèíãèò;
  • ìèêîçû (ãðèáêîâûå èíôåêöèè) — ýïèäåðìîôèòèÿ, àñïåðãèëë¸ç, êàíäèäîç, ìóêîðìèêîç, êðèïòîêîêêîç, õðîìîìèêîç.

Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ïîäðàçäåëÿþòñÿ òàêæå íà çîîíîçíûå è àíòðîïîíîçíûå. Ê çîîíîçàì îòíîñÿòñÿ áîëåçíè æèâîòíûõ, âîçáóäèòåëè êîòîðûõ ìîãóò ïîïàäàòü â îðãàíèçì ÷åëîâåêà è çàðàæàòü åãî (áåøåíñòâî, ñèáèðñêàÿ ÿçâà, òóëÿðåìèÿ, ÿùóð, áðóöåëëåç, ëåïòîñïèðîç, ëèñòåðèîç). Àíòðîïîíîçû ÿâëÿþòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî ÷åëîâå÷åñêèìè áîëåçíÿìè è ïåðåäàþòñÿ ìåæäó ëþäüìè (êîðü, òèô, õîëåðà, äèçåíòåðèÿ, íàòóðàëüíàÿ îñïà, áðþøíîé òèô, äèôòåðèÿ). Âûçûâàåìûå ïàðàçèòàìè (âîçáóäèòåëÿìè æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ — íàñåêîìûìè, ïðîñòåéøèìè, êëåùàìè) çàáîëåâàíèÿ íàçûâàþò ïàðàçèòàðíûìè, èëè èíâàçèîííûìè.

Ñðåäè âñåõ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé âûäåëÿþò ðÿä îñîáî îïàñíûõ èíôåêöèé, íàçûâàåìûõ êàðàíòèííûìè. Îíè õàðàêòåðèçóþòñÿ ñêëîííîñòüþ ê áûñòðîìó ðàñïðîñòðàíåíèþ, âûñîêîé ñòåïåíüþ çàðàçíîñòè, òÿæåëûì ýïèäåìè÷åñêèì òå÷åíèåì è áîëüøèì ðèñêîì áûñòðîãî ëåòàëüíîãî èñõîäà. Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèåé çäðàâîîõðàíåíèÿ ê ýòîé ãðóïïå îòíåñåíû íàòóðàëüíàÿ îñïà (ñ÷èòàåòñÿ èñêîðåíåííîé â ìèðå ñ 1980 ãîäà), ÷óìà, æåëòàÿ ëèõîðàäêà (è ñõîäíûå ñ íåé ïî ýïèäåìèîëîãèè ëèõîðàäêè Ìàðáóðã è Ýáîëà), õîëåðà.  Ðîññèè îñîáî îïàñíûìè èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè ñ÷èòàþòñÿ òàêæå ñèáèðñêàÿ ÿçâà è òóëÿðåìèÿ.

Ñïîñîáû èíôèöèðîâàíèÿ, ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé

Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèéËå÷åíèå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé îáû÷íî ïðîâîäèòñÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííûõ îòäåëåíèÿõ ñòàöèîíàðîâ, â ëåãêèõ ñëó÷àÿõ âîçìîæíî ëå÷åíèå â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ. Ñòðîãîå ñîáëþäåíèå ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêîãî ðåæèìà ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì. Ñîâðåìåííàÿ ìåäèöèíà ñîçäàëà è óñïåøíî èñïîëüçóåò áîëüøîå ÷èñëî ýôôåêòèâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ. Ýòî àíòèáèîòèêè, âàêöèíû (ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé), èììóíîãëîáóëèíû ðàçëè÷íîãî ðîäà, áàêòåðèîôàãè è ò.ä.

Ïðîôèëàêòèêà èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé íå ìåíåå âàæíà, ÷åì ëå÷åíèå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèäàåòñÿ âîñïèòàíèþ ÷èñòîïëîòíîñòè ó ëþäåé. Îáûêíîâåííîå ìûòüå ðóê ïîñëå ïîñåùåíèÿ óáîðíîé, âûïîëíåíèÿ ãðÿçíîé ðàáîòû, ïåðåä åäîé óæå ìîæåò óáåðå÷ü îò ìíîãèõ êèøå÷íûõ èíôåêöèé. Êðîìå òîãî, èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ìîãóò áûòü íå òîëüêî ìåñòà îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ, íî è äåíüãè, ïîðó÷íè â òðàíñïîðòå, ïîâåðõíîñòü ïðèëàâêîâ è ìíîãîå äðóãîå. Êóïëåííûå ôðóêòû è îâîùè ìîãóò áûòü èñòî÷íèêîì ãåëüìèíòîâ è äðóãèõ îïàñíûõ ìèêðîáîâ, ïîýòîìó èõ îáÿçàòåëüíî íóæíî òùàòåëüíî âûìûâàòü ïåðåä óïîòðåáëåíèåì. Èíôåêöèîííûìè íîñèòåëÿìè ÿâëÿþòñÿ òàðàêàíû è ãðûçóíû, äëÿ áîðüáû ñ êîòîðûìè ïðîìûøëåííîñòü ïðîèçâîäèò ðàçíîîáðàçíûå ñðåäñòâà, êîòîðûìè íåîáõîäèìî îáðàáàòûâàòü ìåñòà èõ ñêîïëåíèÿ è ðàñïðîñòðàíåíèÿ. Íåëüçÿ ñáðàñûâàòü ñî ñ÷åòîâ êîìàðîâ è êëåùåé. Ýòè íàñåêîìûå îñîáåííî îïàñíû, òàê êàê ïåðåíîñÿò íå òîëüêî ýíöåôàëèò è ìàëÿðèþ, íî è ÑÏÈÄ âìåñòå ñ êðîâüþ èíôèöèðîâàííîãî ÷åëîâåêà. Äëÿ çàùèòû îò êëåùåé è êîìàðîâ ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî êðåìîâ è àýðîçîëåé äëÿ íàíåñåíèÿ íà îäåæäó, à òàêæå ôóìèãàòîðîâ è îòïóãèâàòåëåé.

Источник