Проблема определения и разграничение понятий болезни и здоровья

Проблема определения и разграничение понятий болезни и здоровья thumbnail

Понятия нормы и патологии на социальном уровне человеческого функционирования характеризуют состояние здоровья, а также выявленных у него заболеваний. В науке существует два базовых подхода для определения показателей организма. Они делятся на негативные и позитивные. Различия в них существенны.

Негативное определение состояния здоровья рассматривается как несоответствие нормы. Патология равносильна заболеванию. Но понятия нормы и патологии намного шире понятия болезни и здоровья. Они всегда континуальны. Ведь охватывают целый перечень взаимопереходящих состояний.

Определение 1

Здоровье и болезнь — это дискретные состояния, четко очерченные в определенных границах.

Они связаны с субъективным состоянием самочувствия, которое влияет на выполнение повседневных функций человека в общественной деятельности и в поведении.

Характеристика общего самочувствия рассматривается как центральное звено, разграничивающее здоровье и заболевания. То есть повседневные социальные функции может без проблем выполнять человек, который благополучно себя чувствует. Больному же с этим сложнее.

Но действительное отсутствие или наличие различных отклонений от нормы непосредственно на биологическом уровне существования не всегда становится определяющим для состояния здоровья. Ведь, к примеру, люди, употребившие спиртное на вечеринке, тоже могут иметь ряд отклонений от нормы. Это обусловлено изменение психического функционирования. После использования алкоголя человек временно находится в измененном состоянии сознания. Но вот больным его не признают, пока повседневные социальные функции не нарушены.

Следовательно, понятие здоровья значительно шире «нормы». Однако понятие болезни по своему содержанию тоже отличается от «патологии». Это обстоятельство и привело современных исследователей к необходимости искать новые позитивные концепции здоровья.

Позитивное определение здоровья

Специалисты сходятся во мнении, что позитивное определение здоровья вовсе не сводит последнее к отсутствию каких-либо недугов. Оно пытается раскрыть содержание, автономное от заболеваний.

Общее определения здоровья было предложено Всемирной организацией здоровья. Оно предусматривает:

  • сохранение функциональных и структурных характеристик организма;
  • высокую приспосабливаемость к изменениям в социальной и природной среде;
  • сохранение социального и эмоционального благополучия.

Отдельного внимания заслуживают критерии психического здоровья. Они предусматривают:

  • осознание, чувство постоянства, непрерывности своего «Я»;
  • критичность к результатам собственной деятельности и к себе самому;
  • чувство постоянства переживаний, возникающих в однотипных ситуациях;
  • соответствие психических реакций частоте и силе воздействия окружающей среды;
  • способность управлять собственным поведением согласно общепринятым нормам;
  • способность планировать собственную жизнь и реализовывать свои же планы;
  • способность менять свою манеру поведения, подстраиваясь под определенных жизненные ситуации и обстоятельства.

Исследователи выделяют такие критерии психического здоровья, как «индивидуализация», «социализация» и «адаптация». Каждый из них имеет свои особенности. 

Например, понятие «адаптация» подразумевает способность осознанно относиться к базовым функциям организма, а также регулировать психические процессы. То есть нормально воспринимать необходимость процессов пищеварения и выделения, без проблем управлять собственными желаниями, чувствами, мыслями. Пределы индивидуальной адаптации, разумеется, существуют. Однако адаптированному человеку не проблематично жить в геосоциальных условиях, которые ему привычны.

Для определения социализации рассматривают три критерия, которые имеют прямое отношение к здоровью человека.

  • Первый — способность реагировать на других людей, как равных себе. То есть воспринимать их такими же живыми.
  • Второй критерий — реакция на факт существования каких-либо норма в отношениях с окружающими и стремление следовать общепринятым стандартам.
  • Третий критерий — восприятие относительной зависимости от других людей. Ведь каждому человеку порой нужна определенная мера одиночества. Если переступит эту меру, самочувствие ухудшится.

Мера одиночества является своеобразной соотнесенностью необходимости в определенной независимости и уединенности от других.

Индивидуализация, согласно Юнгу, описывает становление отношения человека к себе самому. То есть каждый может создавать определенные качества психической жизни, осознавать собственную неповторимость, рассматривать ее как ценность, не позволяя окружающим ее разрушить. Способность признать и сохранить индивидуальность в самом себе является одним из важнейших критериев психического здоровья.

Возможности индивидуализации, социализации, а также адаптации в определенной мере имеются у каждого человека. Степень их реализации напрямую связана с социальной ситуацией в развитии. Сказываются и идеалы нормального человека по отношению к обществу в конкретный момент.

Но можно заметить, что этих критериев недостаточно для полноценного описания всей внутренней картины человеческого здоровья. Ведь каждому свойственна рефлексия. То есть возможность посмотреть на собственную жизнь со стороны, адекватно ее оценив.

Поэтому анализ литературы, посвященной психологии человеческого здоровья выделяет три категории психологических факторов, которые коррелируют с болезнью и здоровьем. В их числе:

  • мотиваторы;
  • передающие;
  • независимые.

Каждый из этих факторов имеет ряд своих особенностей. Они определяют состояние человека, его общественную деятельность, обыденное поведение, психологический комфорт.

Факторы, воздействующие на здоровье и болезнь

Специалисты сходятся в однозначном мнении, что здоровье и болезнь различают по состоянию здоровья и самочувствию. Так состояние человеческого здоровья рассматривают, как истинное положение дел после врачебного осмотра.

Самочувствие — субъективно, не всегда точно может отражать объективное состояние человека. Чаще всего неполнота искажения соответствующей внутренней картины диагностируется у маленьких детей. Сказывается и своеобразность структуры личности. Нередко свою лепту вносит нестабильность самооценки, восприятие собственного образа, зависимости самооценки от мнения окружающих.

Некоторые отечественные авторы представляют критерии психического здоровья по вышеописанному параметру. Но, учитывая жалобы пациента, выделяют четыре группы людей:

  • совершенно здоровые;
  • с легкими функциональными нарушениями;
  • с доклиническим состоянием;
  • с клиническими формами недугов в стадии субкомпенсации.

К числу последних также относят пациентов с недостаточностью или поломкой определенных адаптационных механизмов, что вносит свою негативную лепту в повседневность и самочувствие.

Замечание 1

При доклинических состояниях рассматривают и клинические формы заболеваний, находящихся в стадии компенсации, устойчивые астено-невротические жалобы, не зависящие от трудных ситуаций, а также перенапряжения адаптационных механизмов. Как правило, это может быть обусловлено неблагополучными родами, беременностью, диатезами, травмами головы, либо хроническими инфекциями.

К числу легких физических нарушений относят эпизодические жалобы, имеющие отношение к конкретным психотравмирующим событиям. Сюда же причисляют напряжение адаптационных механизмов, возникающих при отрицательных микросоциальных факторах.

Следовательно, психическое здоровье и здоровье вообще представлено динамическим сочетанием целого перечня показателей, в то время, как болезнь определяется неким сужением, нарушением, исчезновением критериев здоровья.

При определении болезни также рассматривают две точки зрения. То есть заболевание — любое состояние, диагностированное в клинических условиях профессионалом, либо же состояние субъективное, при котором человек лишь ощущает себя заболевшим. Первый случай оценивается по четким объективным признакам, определяющих расстройства функционирования.

Однако для определения нормы и патологии люди не всегда спешат обратиться в медучреждение за консультацией к профессионалам. К тому же объективных стандартов функционирования для человека, по сути, не существует. Не всегда ведь даже профессионалы могут прийти к единому пониманию того самого болезненного состояния.

Второй подход в определении заболевания тоже не лишен ограничений. Ведь состояние, сообщаемое пациентом, лишь отражает его проблемы. Оно не диагностирует самого расстройства. При тяжелых соматических состояниях порой негативные изменения состояния вовсе не возникают. Это немаловажно учесть. Отсюда напрашивается вывод, что болезнь — по сути, является отражением объективного состояния человека, хоть по большей мере выступает так называемым общим социальным и теоретическим конструктом, позволяющим определить и понять возникшие нарушения здоровья.

Содержание этого самого конструкта определяет и проявление болезни, и видение ее причин, и направление дальнейших исследований. От него будет зависеть лечение обнаруженных расстройств. То есть изначально определяют, что считается болезнью, а затем ее начинают детально исследовать и приступают к лечению.

Конструкт заболеваний для европейских культур

Конструкт заболевания предполагает определенную последовательность от причины до дефекта, от картины и до следствия. Она служит прообразом для последующего выдвижения гипотез, объясняет нарушения критериев психического здоровья и даже вносит свои коррективы в повседневные социальные функции современного европейского человека. Конструкт болезни дает возможность предположить, что за внешними признаками может скрывать определенный дефект в человеке, что вызвано определенными причинами.

Современная медицина выделяет две модели заболевания: биопсихосоциальную и биомедицинскую. В основе последней лежит изучение различных природных факторов, которые могут стать внешними причинами возникновения недугов. Биомедицинскую модель характеризуют четырьмя главными идеями:

  • клеточная концепция;
  • теория возбудителя;
  • механическая концепция;
  • концепция трех сущностей, взаимодействующих между собой.

В последнем случае речь идет об окружении, «агенте» и «хозяине». Эти три сущности человека между собой активно взаимодействуют, регулируя его поведение. Механическая концепция рассматривает людей иначе. Человек — как тело, его болезнь — повреждение определенной части организма. В рамках таких моделей нет места поведенческим, психологическим или социальным причинам развития болезней.

Замечание 2

Дефекты, причем даже психические, невзирая на факторы, которые их вызывают, всегда имеют соматическую природу. Следовательно, ответственность за лечения возлагается исключительно на врача, но не на пациента.

Биопсихосоциальную модель болезни сформировали в далеких 1970-з. Она базировалась на системной теории. Любое заболевание рассматривалось, как иерархический континуум от элементарных частиц и до биосферы. Каждый нижележащий уровень выступал неотъемлемой составляющей вышележащего. Была взаимосвязь и во всех характеристиках. В центре континуума — личность со своим поведением и переживаниями. Ответственность за выздоровление возлагается частично или даже полностью на самого больного человека.

Основой модели диада является «диатез-стресс». То есть диатез рассматривается как биологическая предрасположенность к болезненному состоянию, стресс же, как психосоциальные факторы, которые активизируют эту самую предрасположенность. Взаимодействие таких компонентов объясняет различные недуги.

При оценке состояния здоровья в границах биопсихосоциальной модели главную роль играют психологические факторы. Они определяют нормы и патологии. Субъективно здоровье проявляется оптимизмом, психологическим и соматическим благополучием, радостью жизни. Это состояние обуславливают некоторые механизмы. В их числе:

  • принятие ответственности за собственную жизнь;
  • самопознание как путь к анализу своих индивидуальных особенностей (психологических и телесных);
  • процесс внутренней интеграции, то есть принятие себя, самопонимание;
  • умение жить настоящим;
  • способность понимать и принимать других;
  • осмысленность повседневного индивидуального бытия, осознанное построение иерархии ценностей;
  • доверие к жизненному процессу.

Наряду с такими рациональными установками и ориентиром на успех, а также сознательное планирование собственной жизни человеку необходимо и духовное качество. Его Э.Эриксон рассматривает, как базовое доверие. То есть умение человека четко следовать естественному течению жизненного процесса, в чем и где бы тот ни проявился.

Определение 2

Болезнь в рамках такой биопсихосоциальной парадигмы рассматривают как определенное расстройство, которое угрожает нарушением психобиологических механизмов, вносит негативные коррективы в повседневные социальные функции.

В настоящее время более предпочтителен термин «поведенческие, личностные и психические расстройства». Он охватывает различные виды патологических изменений в человеке. Но многое определяет образ жизни человека. Его повседневность, трудовая деятельность, формы применения свободного времени, быт, удовлетворение духовных и материальных потребностей, правила и нормы поведения, участие в общественной жизнедеятельности.

Именно образ жизни предусматривает три категории — стиль, качество и уровень. Последний определяет степень удовлетворения духовных, культурных, материальных потребностей человека. Стиль жизни является поведенческой особенностью человека, определенным психофизиологических стандартом личности. Качество же характеризует комфорт в плане удовлетворения социологических потребностей человека. Каждая из таких систем определения норм и отклонений имеет право на существование и практикуется нынче повсеместно.

Источник

На социальном уровне функционирования человека норма и патология (расстройство) выступают в качестве состояний здоровья и болезни.

В науке существует два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.

Негативное определение здоровья рассматривает последнее как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология — болезни. Однако понятия нормы и патологии шире понятий здоровья и болезни. Норма и патология всегда континуальны, поскольку охватывают множество взаимопереходящих состояний. Здоровье и болезнь представляют собой дискретные, четко очерченные в своих границах состояния. Они связаны не с объективно регистрируемым отклонением от нормы, а с субъективным состоянием хорошего или плохого самочувствия, влияющего на выполнение нами повседневных функций в деятельности, общении и поведении.

Характеристика общего самочувствия оказывается центральным звеном разграничения здоровья и болезни. Здоровый человек благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять повседневные социальные функции. Больной человек обладает плохим самочувствием и поэтому не способен выполнять повседневные социальные функции. При этом действительное наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне существования зачастую не становится определяющим для отнесения себя к здоровым или больным. Например, люди, употребившие алкоголь на вечеринке, имеют отклонения от «нормальных» параметров психического функционирования (находятся в так называемом измененном состоянии сознания), однако они не считаются больными до тех пор, пока у них не нарушается выполнение социальных функций. Получается, что понятие здоровья шире понятия нормы, а понятие болезни по содержанию отличается от понятия патологии. Данное обстоятельство привело исследователей к поиску позитивных концепций здоровья.

Позитивное определение здоровья не сводит последнее к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.

Общее определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включает такое состояние человека, при котором:

  • — сохранены структурные и функциональные характеристики организма;
  • — имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;
  • — сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Критерии психического здоровья по определению ВОЗ: осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»;

  • — чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
  • — критичность к себе и к результатам своей деятельности;
  • — соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
  • — способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
  • — способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;
  • — способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Исследователи Г. С. Абрамова и Ю. Л. Юдчиц выделяют следующие критерии психического здоровья, основанные на понятиях «адаптация», «социализация» и «индивидуализация».

Понятие «адаптация» включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и т.д.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в привычных для него геосоциальных условиях.

Социализация определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека. Первый связан со способностью человека реагировать на другого человека как равного себе (другой такой же живой, как и «Я»). Второй определяется как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им. Третий критерий как’ человек’ пережинает свою относительную зависимость от других людей. Для каждого человека существует необходимая мера одиночества, и если он эту меру переступает, то чувствует себя плохо. Мера одиночества — это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.

Индивидуализация, по К. Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушить ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других — один из важнейших параметров психического здоровья.

Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов нормального человека данного общества в данный конкретный момент. Однако можно заметить и недостаточность этих критериев для полного описания внутренней картины здоровья. Она, в частности, связана еще и с тем, что любой человек потенциально имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить ее (рефлексия).

Анализ литературы по психологии здоровья позволил выделить три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью: независимые, передающие и мотиваторы (П. В. Ходырева).

Факторы, влияющие на болезнь и (или) здоровье

Рис. 4. Факторы, влияющие на болезнь и (или) здоровье

При оценке психологии здоровья важно различать понятия «состояние здоровья» и «самочувствие». Состояние здоровья — истинное положение дел в организме по данным врачебного осмотра. Самочувствие же субъективно и не всегда точно отражает объективное состояние здоровья. Неполнота искажения внутренней картины болезни возможна у маленьких детей (Д. Н. Исаев, 1996), а также в силу своеобразия структуры личности — нестабильности самооценки, «Я-образа» в целом и физического «Я», зависимости собственной самооценки от оценок других людей.

Ряд отечественных авторов (А. М. Громбах, А. Ш. Тхостов, В. В. Лебединский, Б. Д. Карвасарский) представили показатели психического здоровья, причем по данному параметру (с учетом жалоб на здоровье самого человека) выделяются четыре группы людей:

  • 1) совершенно здоровые (жалоб нет);
  • 2) легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микросоциальных факторов;
  • 3) лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких людей неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);
  • 4) клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т.е. как особый случай здоровья.

В определении болезни существуют две точки зрения: болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом; болезнь есть субъективное ощущение себя больным. В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования. Но по поводу многих болезней люди нс обращаются к профессионалам, да и объективных стандартов функционирования человека не существует (во многих случаях профессионалы не могут прийти к единому пониманию болезненного состояния). Второй подход тоже имеет свои ограничения: сообщаемое пациентом состояние скорее отражает его проблемы, а не само расстройство. К тому же при ряде тяжелых соматических состояний изменений самочувствия может и нс возникнуть (например, при туберкулезе).

Понятие болезни не столько представляет собой отражение объективного состояния человека, сколько выступает общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие нарушения здоровья. Содержание этого конструкта определяет видение причин и проявлений болезни, а также направление исследований и лечения различных расстройств. Другими словами, сначала .поли определяют, что считать болезнью, а затем начинают исследовать и лечить ее (рис. 5).

Конструкт болезни, характерный для европейской культуры

Рис. 5. Конструкт болезни, характерный для европейской культуры

Конструкт болезни предполагает такую последовательность: причина — дефект — картина — следствия. Он служит прообразом для выдвижения гипотез, объяснения нарушений и воздействия па причины. Увидев следствия и общую картину отклонений в психической деятельности или поведении, следуя конструкту болезни, можно предположить, что за этими внешними признаками кроется какой-либо дефект в самом человеке, вызванный, в свою очередь, определенными для такого дефекта причинами.

В современной медицине существует две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная.

В основе существующей с XVII в. биомедицинской модели болезни лежит изучение природных факторов как внешних причин заболевания. Биомедицинскую модель болезни характеризуют четыре основные идеи:

  • — теория возбудителя;
  • — концепция трех взаимодействующих сущностей — «хозяина», «агента» и окружения;
  • — клеточная концепция;
  • — механистическая концепция, согласно которой человек — это прежде всего тело, а его болезнь — поломка какой-либо части организма.

В рамках данной модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни.

Дефект (в том числе и психический), какими бы факторами он ни вызывался, всегда имеет соматическую природу, поэтому и ответственность за лечение здесь целиком и полностью возлагается только лишь на врача, а не на больного.

Биопсихосоциальная модель болезни сформировалась в конце 1970-х гг. Она основывается на системной теории, согласно которой любая болезнь есть иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление в биопсихосоциальной модели болезни полностью или частично возлагается на самих больных людей.

В основе модели лежит диада «диатез — стресс», где диатез — это биологическая предрасположенность к определенному болезненному состоянию, а стресс — психосоциальные факторы, актуализирующие эту предрасположенность. Взаимодействие диатеза и стресса объясняет любое заболевание.

В оценке состояния здоровья в рамках биопсихосоциальной модели ведущую роль играют психологические факторы. Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, соматического и психологического благополучия, радости жизни. Это субъективное состояние обусловливают психологические механизмы, обеспечивающие здоровье:

  • — принятие ответственности за свою жизнь;
  • — самопознание как анализ своих индивидуальных телесных и психологических особенностей;
  • — самопонимание и принятие себя как синтез (процесс внутренней интеграции);
  • — умение жить в настоящем;
  • — осмысленность индивидуального бытия, как следствие — осознанно выстроенная иерархия ценностей;
  • — способность к пониманию и принятию других;
  • — доверие к процессу жизни. Наряду с рациональными установками, ориентацией па успех и сознательным планированием своей жизни необходимо душевное качество, которое Э. Эриксон называл базовым доверием: умение следовать естественному течению процесса жизни, где бы и в чем бы он ни проявлялся.

В рамках биопсихосоциальной парадигмы болезнь рассматривается как расстройство, угрожающее дисфункцией -неспособностью психобиологических механизмов выполнять свои функции в определенном социокультурном пространстве. При этом болезнью считается не каждое расстройство функционирования, но только то, которое становится причиной значимой для личности угрозы существованию в конкретных условиях среды. Следовательно, болезнь -это далеко не всякое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении («имеется потребность в лечении»). Потребность в лечении считается существующей тогда, когда имеющиеся признаки отклонений (расстройства) наносят ущерб профессиональной работоспособности, повседневной деятельности, привычным социальным отношениям либо причиняют ярко выраженное страдание.

Поскольку состояние болезни предполагает особый социальный статус человека, не способного выполнять социальные функции в ожидаемом объеме, болезнь всегда оказывается связанной с ролью больного и ограничениями ролевого (социального) поведения.

Сегодня более предпочтительным становится термин «психические, личностные и поведенческие расстройства», охватывающий различные виды нарушений, включая болезни в узком смысле слова.

Одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека — образ жизни. Она характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения (Д. Н. Давиденко).

В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 50—55% приходится на образ жизни.

Образ жизни включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологический аспект).

Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Наравне с вышеперечисленными понятиями, медики и психологи используют понятие «параметры жизни».

Источник