Проблема психической нормы и патологии здоровья и болезни

Человек как биосоциальное явление в качестве объекта психиатрии рассматривается как диалектическое единство двух подструктур: организменной (биологической) и лич­ностной (социальной). Организм как биологическая под­структура может находиться в двух биологических альтер­нативных состояниях — нормальном или патологичном. Лич­ность как социальная подструктура также может находить­ся в двух социальных состояниях — здоровом и больном. Следовательно, широко применяемые в психиатрии терми­ны («патологическая личность» или «патологическое раз­витие личности») представляются не до конца корректны­ми. Состояния соматической и душевной сферы (психи­ческих функций) могут быть оценены в критериях нормы и патологии, состояния духовной сферы — только в крите­риях здоровья и болезни. Психические функции (восприя­тие, мышление, память и т. д.) бывают патологичными или нормальными, а человек — только психически здоровым или психически больным, хотя в обыденной жизни понятие «психически ненормальный» и «психически больной» яв­ляются синонимами.

В реальной медицинской практике патология весьма часто совпадает с болезнью, а норма — со здоровьем. Но неред­ки случаи, когда происходит расхождение. Например, у че­ловека, находящегося в выраженном алкогольном или нар­котическом опьянении, отмечаются признаки патологии практически всех психических функций, но больным он не является (как и человек, находящийся в трансовом состоя­нии). Это «особое» состояние самосознания, рассматривае­мое в рамках психологии, а не как психопатологический син­дром пароксизмального помрачения сознания, например, шаман или «вновь рождающийся» при ребефинге (психоте­рапевтическая методика), также не являются больными, но у них проявляются признаки патологии. У лиц без призна­ков патологии психических функций могут обнаруживаться грубые нарушения поведения, приводящие к социальной дезадаптации (аморальные поступки, жестокость, эмоцио­нальная тупость, асоциальные и антисоциальные установки, и т. д.), в результате чего может быть диагностировано пси­хическое расстройство. Кстати, обязательным критерием ди­агностики психопатий по Ганнушкину является критерий со­циальной декомпенсации.

Психиатрическая практика постоянно дает яркие свиде­тельства того, что человека нельзя рассматривать как абст­рактную унифицированную совокупность жестко зафиксиро­ванных биологических и социально-психологических свойств. Наряду с определенными общими и устойчивыми жизненны­ми проявлениями, характерными для всех людей, каждый че­ловек обладает большим разнообразием индивидуальных осо­бенностей и реакций, свойственных только ему. Поэтому при рассмотрении человека как объекта психиатрии в плане дихо­томического деления здоровья — болезни следует уделять осо­бое внимание проблеме индивидуальности в различных ее ас­пектах (биологическом, психологическом, социальном) и проявлениях (в диалектическом единстве врожденных и при­обретенных, устойчивых и постоянно меняющихся свойств).

В психиатрии существует два основных крайних направле­ния, рассматривающих проблему соотношения психического здоровья и болезни.

Нозоцентризм— мышление врача ориентировано на поиск болезни или патологии. Проявляется тем, что любой отклоняющийся от ожидаемого признак человеческой пси­хики квалифицируется как признак болезни, симптом или синдром. Доведенное до крайности и абсурда нозоцентри-ческое мышление во всем многообразии психической дея­тельности человека находит девиантность, «скрытые», «недо­развитые» или явные психические болезни. Подобный под­ход ведет к «профессиональному кретинизму», ортодоксаль­ности, патернализму и, часто сочетаясь с гипердиагности­кой психических болезней, способствует нарушению прав че­ловека.

Нормоцентризм— мышление врача ориентировано на поиск только саногенных факторов. При таком подходе даже самые отклоняющиеся формы поведения психологизируются, объясняются ситуацией, воспитанием, социальной дей­ствительностью и не выводятся за рамки психического здо­ровья. Абсолютизация этого принципа лежит в основе анти­психиатрии.

Современное отношение к проблеме психического здо­ровья должно исходить из принципа «презумпции психичес­кого здоровья»: никто не может быть объявлен психически больным до тех пор, пока это не будет убедительно доказано и не будет установлен общепринятый диагноз психического расстройства. Никто не должен доказывать отсутствие у себя психической болезни и оправдываться. Гражданин изначаль­но для всех (в том числе для государственных органов) пси­хически здоров и не обязан подтверждать это.

Существует несколько подходов к разграничению психи­ческого здоровья и психической болезни, или расстройства:

1. Биологический. Жизнь человека сводится к «природ­ной целесообразности», т. е. человек должен вести себя так, как это «определено» природой или Богом. Примером био­логического подхода может явиться разграничение «нормаль­ного» или «ненормального» сексуального поведения челове­ка. Если оно направлено не на продолжение рода, а только для получения чувственного удовольствия, появляется воз­можность диагностировать «сексуальное и психическое не­здоровье». В частности, еще Крафт-Эбинг предлагал диаг­ностировать психическую болезнь у замужних женщин в слу­чае их промискуитетного поведения.

2. Естественнонаучный. При таком подходе возникает готовность к диагностическому заключению по отдельным фактам: патология родов, обнаружение на ЭЭГ повышенной судорожной готовности, выявление на компьютеротомограм-ме кисты прозрачной перегородки, и т. п. При этом диагно­стируется не обнаруженная патология, а психическая болезнь.

3. Социальный. Любое проявление социальной деком­пенсации, антисоциальное поведение, какова бы ни была их причина, диагностируется как психическое расстройство (концепция Ч. Ломброзо). В частности, любая суицидальная попытка трактуется как проявление душевного расстройства.

4. Экспериментально-психологический. Та или иная ненор­мативность психической функции, ее отклонение от средне­статистических показателей приводит к обнаружению «не­нормальности». Особенно часто это происходит при сочетании нескольких таких отклоняющихся показателей, и тогда предла­гается выносить заключение о психическом расстройстве.

На самом деле диагностируется психическое расстройство или болезнь исключительно с помощью клинико-феноменологического и клинико-психопатологического метода, струк­турно-динамического анализа и является прерогативой кли­нической психиатрии, которая неотделима от биологической, социальной, этнокультуральной психиатрии, а также клини­ческой психологии. Понятие психической болезни появляется при нарушениях в области душевной патологии (эндоген­ные заболевания), а не в области соматики или духовности, хотя патология здесь также может приводить к нарушению психического здоровья (экзогенные, соматогенные и психо­генные заболевания). Изолированное рассмотрение телесно­го и духовного — компетенция не клинической психиатрии: в первом случае эта задача биологии, морфологии, физиоло­гии, соматической медицины, во втором — психологии, со­циологии, философии. Однако ни те, ни другие не имеют юри­дического и профессионального права решать вопрос о нали­чии или отсутствии у данного человека психической болезни.

Вектор норма—патология носит характер континуума. В реальной жизни в популяции существуют плавные переходы от одного состояния к другому. Вектор здоровье—болезнь континуумом не является, и здесь можно отметить ступене-образность переходов.

Степени состояния психического здоровья были описаны С. Б. Семичовым в 1979 г. При этом принципиального раз­личия между нормой и здоровьем автором, выделившим пять степеней состояния психического здоровья, не делалось. Фак­тически речь идет не о здоровье, а о норме, что мы постоян­но и подчеркиваем, указывая в скобках слово «норма».

1. Идеальное здоровье (норма), или эталон, — не встре­чающееся в реальной жизни гипотетическое психическое со­стояние, все составляющие которого соответствуют некото­рым теоретическим нормам, гармонично интегрированы, со­здают условия для полной психосоциальной адаптации и пси­хического комфорта в реальной природной и социальной дей­ствительности и соответствуют нулевой вероятности психи­ческой болезни или психической нестабильности.

2. Среднестатистическое здоровье (норма) — показатель, который является производным усредненных психологичес­ких характеристик конкретно избранной и изученной (по полу, возрасту, социальному положению, территории про­живания, и т. п.) популяции. Как каждый статистически установленный показатель, он вероятностен, допускает опре­деленную степень колебаний (со знаком«+/-») и отклоне­ний от идеального здоровья. Тем самым этот показатель пред­полагает определенный риск психического расстройства, и в исключительных случаях краевые отклонения в состоянии такого здоровья могут соответствовать краевым вариантам некоторых заболеваний, например неврозоподобным рас­стройствам при сосудистых заболеваниях, клинике алкого­лизма в определенной социальной прослойке, и т. п.

3. Конституциональное здоровье (норма) — соотнесе­ние определенных, довольно специфических типов психичес­кого состояния здоровых людей с тем или иным типом телесно-организменной конституции (конструкции, устройства), С этим согласуется мнение о том, что подобные сочетания создают предрасположение к определенному кругу заболе­ваний. Последнее даже послужило основанием для их терминологического обозначения (титрования): эпилептоидный (атлетоидный), циклоидный (пикнический), шизоидный (леп-тосомный) тип.

4. Акцентуация — вариант психического здоровья (нор­мы), который характеризуется особой выраженностью, зао­стренностью, непропорциональностью некоторых черт ха­рактера всему складу личности и приводит ее к определен­ной дисгармонии. Акцентуация, не препятствуя адаптации личности в социальной среде, в большей или меньшей сте­пени суживает границы этой адаптации и тем самым предоп­ределяет ситуационную уязвимость личности, увеличивает риск возникновения психических расстройств, как правило, психогенных. К акцентуациям могут быть отнесены некото­рые аномалии личности, односторонняя одаренность, явле­ния непатологического психического дизонтогенеза, и пр.

5. Предболезнь — появление первых, разрозненных, эпи­зодических, синдромально незавершенных признаков психи­ческой патологии, дисфункции, являющихся причиной и ус­ловием нерезких нарушений социальной адаптированное

Общее здоровье определяется как состояние человека, ко­торому свойственно не только отсутствие болезней или физи­ческих недостатков, но и полное физическое, душевное и со­циальное благополучие (по ВОЗ).

Основные критерии общего здоровья:

• структурная и функциональная сохранность органов и систем;

• свойственная организму индивидуально достаточно высо­кая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;

• сохранность привычного самочувствия.

Психическое здоровье — одна из важнейших составляю­щих общего здоровья.

Критерии психического здоровья (по ВОЗ):

• осознание и чувство непрерывности, постоянства и иден­тичности своего физического и психического «Я»;

• чувство постоянства и идентичности переживаний в одно­типных ситуациях;

• критичность к себе и своей собственной психической про­дукции (деятельности) и ее результатам;

• соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

• способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

• способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Как и в любом общем определении и в этом определении общего здоровья выявляется ряд существенных недостатков, особенно когда речь идет о психическом здоровье. В част­ности, понятия душевного и социального благополучия слиш­ком широкие и не соответствуют практическому пониманию здоровья. И психически здоровый человек свое душевное состояние и социальное положение в определенные трудные или неблагоприятные периоды жизни (безответная страст­ная любовь, крах профессиональной карьеры, и т. п.), субъ­ективно может воспринимать как неблагополучные.

В современном определении психического здоровья под­черкивается, что для него характерна индивидуальная дина­мическая совокупность психических свойств конкретного че­ловека, которая позволяет последнему адекватно своему воз­расту, полу, социальному положению познавать окружаю­щую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с воз­никающими личными и общественными интересами, потреб­ностями, общепринятой моралью.

МКБ-10 заменяет понятие «психическая болезнь» более общим и аморфным понятием «психическое расстройство». Последнее в МКБ-10 и В8М-1У определяется как «болез­ненное состояние с психопатологическими или поведенчес­кими проявлениями, связанное с нарушением функциони­рования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов. Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья». Как видно, и здесь происходит смещение понятий «норма» и «патология».

Именно поэтому мы считаем, что психическую болезнь рас­стройство или аномалию следует рассматривать как сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья.

Источник

Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего и постоянного состояния людей. С понятием нормы довольно тесно связано состояние здоровья. Отклонение от нормы рассматривается как патология и болезнь.

В понятие нормы как правило вкладываются два основных содержания. В первом аспекте — статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, то есть наиболее встречающимся. В данном случае норма представляет собой некоторое объективно существующее явление.

Статистическая норма определяется с помощью вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических данных.

Во втором аспекте — это оценочное содержание нормы, где под нормой подразумевают некоторый идеальный образец состояния человека. Здесь у образца всегда имеется философское и мировоззренческое обоснование как состояния совершенства, к которому должны стремиться все люди. В данном случае норма выступает в качестве идеальной нормы — субъективного, произвольно устанавливаемого норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми. В качестве норматива идеальная норма выступает средством упрощения и унификации многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности, в результате чего одни из них признаются удовлетворительными, а другие находятся за гранью допустимого.

Таким образом, в понятие нормы включается оценочный, предписывающий компонент и все, что не соответствует идеалу, считается ненормальным.

В понятие «норма» выделяются не только идеальная норма, но также и функциональная, социальная, индивидуальная нормы.

Функциональные нормы — нормы, оценивающие состояние человека с точки зрения их последствий или возможности достижения определенной цели.

Социальные нормы — нормы, контролирующие поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписанному со стороны окружения) или установленному властью образцу.

Индивидуальная норма — норма, предполагающая сравнение человека с состоянием, в котором он пребывал ранее, и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

Для того чтобы оценить соответствие нормы психологического состояния личности, в зависимости от цели могут применяться любые из перечисленных норм. Поэтому процесс оценки психологического состояния индивида довольно часто приобретает скрытый, подверженный идеологическому влиянию характер.

Всякое отклонение от установленной нормы можно охарактеризовать как патологию. Под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма, но в клинической психологии в содержание этого понятия также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов. В понятие «патология» акцентуируется внимание на том, что нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных биологических механизмов регуляции поведения).

Термин «патология» происходит от оригинального значения древнегреческого слова patos, означающее страдание. Следовательно, под патологией можно понимать только такие отклонения от нормы, при которых человек чувствует эмоциональный дискомфорт. Однако в области психических, личностных и поведенческих отклонений от нормы у человека зачастую не возникают никакого субъективного дискомфорта и чувства страдания.

Термин «патология» также предполагает существование одной ведущей причины отклонения от нормы. Однако у одного и того же психического состояния может быть несколько противоположных причин биологического и социального происхождения.

Кроме этого в термине «патология» очень выражен оценочный компонент, который позволяет навешивать на любого человека, не соответствующего доминирующим идеальным или статистическим нормам ярлык «больного».

На социальном уровне функционирования человека норма и патология выступают в качестве состояний здоровья и болезни.

В науке существуют два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.

Негативное определение здоровья рассматривается как простое отсутствие патологии и соответствие норме. В данном случае норма рассматривается как синоним здоровья, а характеристика общего самочувствия — как центральное звено разграничения здоровья и болезни. Здоровым человеком является тот, кто благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять свои повседневные социальные функции. При этом действительное наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне существования часто не является определяющим для отнесения человека к здоровым или больным.

Позитивное определение здоровья не сводит его к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.

Общее определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения, включает состояние человека, при котором:

 -сохранены структурные и функциональные характеристики организма;

-имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;

-сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

 Кроме определения позитивное и негативное здоровья также существуют такие понятия как «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

Под психическим здоровьем понимают меру способностей человека реализовать свою биологическую и социальную сущность, выступая активным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире.

Психическое здоровье зависит от соматических заболеваний и дефектов физического развития, также включая сюда и влияние социальной среды. При этом социальное воздействие может выступать в данном случае в качестве основного психотравмирующего фактора.

Психологическое здоровье является более широким понятием, которое относится к личности в целом, охватывая психические процессы и механизмы, определяющие психическое здоровье и духовность человека, как высшее проявление человеческой реальности.

Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основой которого является психическое развитие человека на всех его этапах становления.

Существуют определенные критерии психического здоровья по определению Всемирной организации здравоохранения:

 -осознание и чувство непрерывности, постоянство своего «Я»;

-чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;

-критичность к себе и к результатам своей деятельности;

-соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;

-способность управления своим поведением в соответствие с общепринятыми нормами;

-способность планировать всю жизнь и реализовывать свои планы;

-способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье, и психологическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей.

В определение болезни существуют две точки зрения: болезнь — это любое состояние, диагностированное профессионалом; и болезнь — это субъективное ощущение себя больным.

В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования, но при этом не существует объективных стандартов функционирования человека.

Во втором случае также имеются свои ограничения: сообщаемые пациентом состояния скорее отражают проблему пациента, а не само расстройство.

Таким образом, понятие «болезнь» представляет собой отражение объективного состояния человека, выступая общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие состояния здоровья. Содержание этого конструкта определяет видение причин и проявлений болезни, направление исследований и лечения различных расстройств.

В современной медицине существуют две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная.

Биомедицинская модель болезни существует с XVII века, она сосредоточена на изучение природных факторов как внешних причин заболевания.

В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. Дефект в данном случае всегда имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение полностью возлагается на врача, а не на больного.

Биопсихосоциальная модель болезни возникла в конце 70-х гг. ХХ века. Она основывается на системной теории, по которой любая болезнь это иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление полностью возлагается на больных людей.

В биопсихосоциальной модели болезнь рассматривается как расстройство, угрожающее дисфункцией. При этом не каждое расстройство функционирования однозначно является болезнью, а только такое, которое становится причиной значимой для личности угрозы существования в конкретных условиях среды.

Таким образом, болезнью в данном случае является не любое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении, в потребности лечения.

Из всего сказанного можно отметить, что, во-первых, психические и поведенческие отклонения можно интерпретировать как выражение нарушенных процессов в системе социального взаимодействия. Во-вторых, психические и поведенческие отклонения можно рассматривать как крайнюю степень выраженности отдельных психических функций у конкретных индивидов. В-третьих, психические и поведенческие отклонения могут быть рассмотрены как следствие задержки естественного процесса личностного роста.

Все это акцентирует внимание на том, что граница между состояниями здоровья и болезни, нормы и патологии, а также видение причин отклонений от норм устанавливаются произвольно в соответствии в доминирующей в обществе и науке моделью болезни.

Источник