Проблемы пациента при гипертонической болезни 2 стадии
АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология | Цель работы:Научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Продолжать совершенствование манипуляционной техники. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику. Задание № 1.Перечислите основные симптомы и синдромы, встречающиеся при данном заболевании. Головная боль чаще приступообразного характера, повышенное АД, рвота, расстройство гемодинамики, шум в ушах, головокружение, физическая слабость, изменения в почках, на глазном дне, гипертрофия левого желудочка, при перкуссии — расширение границы сердца влево, при аускультации — 1 тон ослаблен, 2 тон — выраженный акцент над аортой. Задание № 2.Перечислите все проблемы пациента, встречающиеся при данном заболевании, и заполните таблицу:
Задание № 3.Как вы будете осуществлять реализацию проблем при данном заболевании? Заполните таблицу.
Задание № 4.Перечислите основные направления при лечении пациента с данным заболеванием: диета с ограничением поваренной соли, при избыточной массе тела — ограничение калоража, нормализовать ночной сон. Курение и употребление алкоголя недопустимы. Назначают седативные средства, гипотензивные (ингибиторы АПФ, бета-блокаторы, антагонисты кальция, мочегонные). Диспансерное наблюдение, обучение в школе больных ГБ для контроля за заболеванием. Задание № 5.Заполните таблицу, используя рецептурный справочник. Выпишите основные лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании.
Задание № 6.Решите ситуационную задачу по теме занятия и заполните таблицу: В терапевтическое отделение областной больницы поступила пациентка 50 лет с жалобами на сильную головную боль в затылочной области, рвоту, мелькание мушек перед глазами. Ухудшение состояния связывает со стрессовой ситуацией. Медсестра отделения при объективном обследовании выявила: состояние тяжелое, возбуждена, кожные покровы лица гиперемированы, пульс – 100 уд. в мин., ритмичный, напряжен, АД – 220/110 мм рт.ст. План работы медицинской сестры Нарушено удовлетворение потребностей: двигаться, спать, есть, пить, отдыхать, работать, общаться.
Цели: краткосрочная – снизить АД до хорошего самочувствия; долгосрочная –не допускать гипертонических кризов Задание № 7.Вспомните, какие манипуляции необходимы при осуществлении сестринского процесса у больного с данным заболеванием. Заполните таблицу.
Оценка (замечания преподавателя)—————— Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 8550 | Нарушение авторских прав |
Источник
Ïîíÿòèå ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ãèïåðòåíçèè), åå îñíîâíûå âèäû. Ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è âèäû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè. Êëèíè÷åñêèå äàííûå è äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèÿ. Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç: ñèìïòîìû, íåîòëîæíàÿ ïîìîùü, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ëåêöèÿ ¹ 13. «Ïðîâåäåíèå ñåñòðèíñêîãî óõîäà ïðè àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè»
Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü (ýññåíöèàëüíàÿ èëè èñòèííàÿ, ãèïåðòåíçèÿ) — çàáîëåâàíèå, îñíîâíûì ïðèçíàêîì êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, îáóñëîâëåííîå íàðóøåíèåì ðåãóëÿöèè òîíóñà ñîñóäîâ è ðàáîòû ñåðäöà, è íå ñâÿçàííîå ñ îðãàíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè êàêèõ-ëèáî îðãàíîâ èëè ñèñòåì îðãàíèçìà.
Âòîðè÷íàÿ (ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ) Àà — ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì ãðóïïû çàáîëåâàíèé — ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ, ïî÷å÷íûõ, ýíäîêðèííûõ è äð., è îáóñëîâëåíà ïîðàæåíèåì îðãàíîâ è ðàçâèòèåì â íèõ îðãàíè÷åñêîãî ïðîöåññà.
Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ (ÀÃ) — íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííîå õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ óñòîé÷èâûì ïîâûøåíèåì ñèñòîëè÷åñêîãî (áîëåå 140 ìì ðò.ñò.) è/èëè äèàñòîëè÷åñêîãî (áîëåå 90 ìì ðò.ñò.) àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (ÀÄ). Åå âûÿâëÿþò ïðèáëèçèòåëüíî ó 30% íàñåëåíèÿ ïëàíåòû, çíà÷èòåëüíî ÷àùå (â 60-70% ñëó÷àåâ) ó ïîæèëûõ è ñòàðûõ ëþäåé. Âûñîêîå ÀÄ ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì ôàêòîðîì ðèñêà ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé è èõ ëåòàëüíûõ îñëîæíåíèé, ïðè÷åì âåäóùàÿ ðîëü â ïðè÷èíàõ ñìåðòè íàñåëåíèÿ ïðèíàäëåæèò ïîâûøåííîìó ñèñòîëè÷åñêîìó ÀÄ. ãèïåðòîíè÷åñêèé àðòåðèàëüíûé êðèç ïîìîùü
Âûäåëÿþò 2 âèäà ÀÃ: 1) ãèïåðòîíè÷åñêóþ áîëåçíü è âòîðè÷íóþ âñëåäñòâèå çàáîëåâàíèÿ ïî÷åê, æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè è äð.; 2) èçîëèðîâàííóþ ñèñòîëè÷åñêóþ. Ïîñëåäíÿÿ âñòðå÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ó ëèö ïîæèëîãî è ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà.
Ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è âèäû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè
Ïîêàçàòåëüñèñòîëè÷åñêîåäèàñòîëè÷åñêîå
ÀÄ, ìì ðò.ñò.
Îïòèìàëüíîå ÀÄ Ìåíåå 120 Ìåíåå 80
Íîðìàëüíîå ÀÄ Ìåíåå 130 Ìåíåå 85
Ïîâûøåííîå íîðìàëüíîå ÀÄ 130-139 85-89
Àà ïîãðàíè÷íàÿ 140-149 90-94
ÀÃ I ñòàäèè (ìÿãêàÿ) 140-159 90-99
ÀÃ II ñòàäèè (óìåðåííàÿ) 160-179 100-109
ÀÃ III ñòàäèè (òÿæåëàÿ) 180 è áîëåå 110 è áîëåå
Àà èçîëèðîâàííàÿ ñèñòîëè÷åñêàÿ 140 è áîëåå Ìåíåå 90
Ïðè÷èíû è ôàêòîðû ðèñêà:
1. Íàñëåäñòâåííîñòü;
2. Çëîóïîòðåáëåíèå ïîâàðåííîé ñîëüþ;
3. Êóðåíèå;
4. Óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ;
5. Îæèðåíèå;
6. Ñòðåññîâûå ñèòóàöèè;
7. Ãèïîäèíàìèÿ;
8. Àòåðîñêëåðîç;
9. Âîçðàñò;
10. Ýíäîêðèííûå ñäâèãè (êëèìàêñ).
Ôàêòîðû ðèñêà ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ÔÐ) , îïðåäåëÿþùèå ñòåïåíü ðèñêà îñëîæíåíèé è íåáëàãîïðèÿòíûõ èñõîäîâ:
Îñíîâíûå:
1. Ìóæ÷èíû ñòàðøå 55 ëåò;
2. Æåíùèíû ñòàðøå 65 ëåò;
3. Êóðåíèå;
4. Õîëåñòåðèí ñûâîðîòêè êðîâè;
5. Ñåìåéíûé àíàìíåç ðàííèõ ÑÑ çàáîëåâàíèé;
6. Ñàõàðíûé äèàáåò.
Êëèíèêà è äèàãíîñòèêà
Áîëüíûõ áåñïîêîÿò ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, øóì â ãîëîâå, «ìåëüêàíèå ìóøåê ïåðåä ãëàçàìè», óõóäøåíèå çðåíèÿ è ñíà, îáùàÿ ñëàáîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü, øàòêîñòü ïîõîäêè. Áîëè â îáëàñòè ãðóäåé êëåòêè, îäûøêà è ñåðäöåáèåíèå ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå íåðåäêî ñâèäåòåëüñòâóþò î âîçíèêíîâåíèè àòåðîñêëåðîçà êîðîíàðíûõ àðòåðèé è èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà (ÈÁÑ).
Ê íàèáîëåå õàðàêòåðíûì â êëèíè÷åñêîì ïëàíå îñîáåííîñòÿì Àà ó ïîæèëûõ è ñòàðûõ ïàöèåíòîâ îòíîñÿò çíà÷èòåëüíóþ åå äàâíîñòü, íåðåäêî ñêðûòîå (ëàòåíòíîå) òå÷åíèå áîëåçíè ñî ñêóäíîé ñóáúåêòèâíîé ñèìïòîìàòèêîé. Ïî ìåðå ïðîãðåññèðîâàíèÿ ïîðàæåíèé ñîñóäîâ ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ (ìîçãà, ñåðäöà, ïî÷åê, ãëàç) è ðàçâèòèÿ èõ ôóíêöèîíàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû ÀÃ.
Ñî÷åòàíèå Àà ñ ñîïóòñòâóþùèìè çàáîëåâàíèÿìè (öåðåáðîâàñêóëÿðíàÿ áîëåçíü, ÈÁÑ, íåôðîïàòèÿ, àòåðîñêëåðîç àîðòû, ñîñóäîâ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé è ñåò÷àòêè ãëàç) ñïîñîáñòâóåò óâåëè÷åíèþ ÷àñòîòû îñëîæíåíèé (èíñóëüò, ÈÌ, ÑÍ è äð.) è óõóäøàåò ïðîãíîç.
Ïðè èçîëèðîâàííîé ñèñòîëè÷åñêîé Àà ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ ïîâûøàåòñÿ, êàê ïðàâèëî, äî 170-180 ìì ðò. ñò. ïðè íîðìàëüíîì äèàñòîëè÷åñêîì ÀÄ. Ïî ñðàâíåíèþ ñ ïåðâè÷íîé ÀÄ ñóáúåêòèâíûå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ ìåíåå âûðàæåíû è ñïåöèôè÷íû. Áîëüíûõ áåñïîêîÿò ãîëîâîêðóæåíèÿ, øóì â ãîëîâå, îäûøêà è ñåðäöåáèåíèå ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, ïëîõîé ñîí è çíà÷èòåëüíî ðåæå — ãîëîâíûå áîëè.
Ãèïåðòîíè÷åñêèéêðèç— âíåçàïíîå, çíà÷èòåëüíîå è òðàíçèòîðíîå (ïðåõîäÿùåå) ïîâûøåíèå ÀÄ â ñî÷åòàíèè ñ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè íàðóøåíèé ñî ñòîðîíû íåðâíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû. Ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ ìîæåòïîâûøàòüñÿ äî 280 ìì ðò. ñò., äèàñòîëè÷åñêîå — äî 160 ìì ðò. ñò. (â ñëó÷àå èçîëèðîâàííîé ñèñòîëè÷åñêîé Àà ïîâûøàåòñÿ òîëüêî ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ). ×àñòûå ïðè÷èíû ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ — ïñèõîýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå (ñòðåññ), ïîâûøåííàÿ ìåòåî÷óâñòâèòåëüíîñòü, íåàäåêâàòíåå ëå÷åíèå Àà è âíåçàïíàÿ îòìåíà àíòèãèïåðòåíçèâíûõ ïðåïàðàòîâ.
Êðèçàì ñâîéñòâåííû âíåçàïíîå íà÷àëî, èíòåíñèâíûå ãîëîâíûå áîëè äàâÿùåãî, ðàñïèðàþùåãî, ïóëüñèðóþùåãî õàðàêòåðà, íåðåäêî — êðàòêîâðåìåííûå ðàññòðîéñòâà çðåíèÿ — ìåëüêàíèå ìóøåê ïåðåä ãëàçàìè, òóìàí, ïåëåíà, à òàêæå ãîëîâîêðóæåíèÿ, òîøíîòà è ðâîòà. Ïîÿâëÿþòñÿ çàòðóäíåííàÿ ðå÷ü, ñëàáîñòü êîíå÷íîñòåé, èíîãäà — ñóäîðîãè â îòäåëüíûõ ãðóïïàõ ìûøö. Äîïîëíÿþò êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó áîëè â ëåâîé ïîëîâèíå ãðóäíîé êëåòêè äàâÿùåãî èñæèìàþùåãî õàðàêòåðà, ñåðäöåáèåíèå è îäûøêà, Ê òÿæåëûì îñëîæíåíèÿì ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà îòíîñÿò íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, êðîâîèçëèÿíèå â ñåò÷àòêó ãëàçà ñ ÷àñòè÷íîé èëè ïîëíîé ïîòåðåé çðåíèÿ, ÈÌ è îòåê ëåãêèõ.
Äëÿ ïîæèëûõ íåõàðàêòåðíî âíåçàïíîå íà÷àëî êðèçà, íåðåäêî îí ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, è åãî ïîÿâëåíèþ ïðåäøåñòâóþò óñèëåíèå ãîëîâíûõ áîëåé, âîçáóæäåíèå èëè ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå.
Ïðîäîëæèòåëüíîñòü è èíòåíñèâíîñòü êðèçîâ ðàçíàÿ, Íåîñëîæíåííîå èõ òå÷åíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ íåïðîäîëæèòåëüíîé è ïîëíîñòüþ ïðîõîäÿùåé ñèìïòîìàòèêîé, îñëîæíåííîå — äëèòåëüíî ñóùåñòâóþùèìè (â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, èíîãäà — ñóòîê) è íåðåäêî óñèëèâàþùèìèñÿ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè.
Ôèçèêàëüíîå, ëàáîðàòîðíîå è èíñòðóìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèÿ ïîçâîëÿþò èñêëþ÷èòü âòîðè÷íóþ (ñèìïòîìàòè÷åñêóþ) ÀÃ, âûÿâèòü âîçìîæíûå ïîðàæåíèÿ (çàáîëåâàíèÿ) àîðòû è åå êðóïíûõ âåòâåé, ñåðäöà, ãîëîâíîãî ìîçãà, ïî÷åê, ãëàç, à òàêæå îïðåäåëèòü ãðóïïó ðèñêà ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íîñîñóäèñòûõ îñëîæíåíèé. Ìåäñåñòðå ñëåäóåò çíàòü è èñïîëüçîâàòü â ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ìåòîäû (íàâûêè) îáúåêòèâíîãî èññëåäîâàíèÿ: èçìåðåíèå è îöåíêó ÀÄ; ïàëüïàöèþ ïóëüñà íà ëó÷åâûõ, ñîííûõ è áåäðåííûõ àðòåðèÿõ; îïðåäåëåíèå ãðàíèö è õàðàêòåðèñòèêó òîíîâ ñåðäöà; âûñëóøèâàíèå øóìà íàä ñîííûìè àðòåðèÿìè ïðè èõ ñóæåíèè è â ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè ïðè ñòåíîçå ïî÷å÷íîé àðòåðèè; èçìåðåíèå ðîñòà è ìàññû òåëà. Ïîêàçàíà êîíñóëüòàöèÿ îêóëèñòà äëÿ îñìîòðà ãëàçíîãî äíà è âûÿâëåíèÿ ñâîéñòâåííîé Àà àíãèîðåòèíîïàòèè ñåò÷àòêè.
 ïåðå÷åíü îáÿçàòåëüíûõ èññëåäîâàíèé âõîäÿò: êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè ñ ïîäñ÷åòîì òðîìáîöèòîâ; îïðåäåëåíèå êîíöåíòðàöèè õîëåñòåðèíà, ñàõàðà, ýëåêòðîëèòîâ, êðåàòèíèíà â êðîâè; îáùèé àíàëèç ìî÷è; ýëåêòðîêàðäèîãðàôèÿ. Ïî ïîêàçàíèÿì ïðîâîäÿò ÓÇÈ ïî÷åê, âíóòðèâåííóþ óðîãðàôèþ, ðåíîãðàôèþ ñ êàïòîïðèëîì (ïðè ïîäîçðåíèè íà ñòåíîç ïî÷å÷íîé àðòåðèè), àíãèîãðàôèþ ïî÷åê, ýõîêàðäèîãðàôèþ, ñóòî÷íîå ìîíèòîðèðîâàíèå ÀÄ.
Íàðÿäó ñ ïîâûøåíèåì ÀÄ íàèáîëåå âàæíûìè äèàãíîñòè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ñîáñòâåííî ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ïåðâè÷íîé ÀÃ) ÿâëÿþòñÿ íàïðÿæåííûé, òâåðäûé ïóëüñ, ðàñøèðåíèå ãðàíèö ñåðäöà âëåâî çà ñ÷åò óâåëè÷åíèÿ ëåâîãî æåëóäî÷êà, ýëåêòðî- è ýõîêàðäèîãðàôè÷åñêèå ïðèçíàêè ãèïåðòðîôèè ëåâîãî æåëóäî÷êà, èçìåíåíèÿ ãëàçíîãî äíà (àíãèîðåòèíîïàòèÿ ñåò÷àòêè) ïðè îòñóòñòâèè ñèìïòîìîâ ïîðàæåíèÿ àîðòû è åå êðóïíûõ âåòâåé. Ïîñëåäóþùåå âîâëå÷åíèå â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, íåðâíîé, ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåì ñóùåñòâåííî ìîäèôèöèðóåò êëèíè÷åñêèå è ëàáîðàòîðíûå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ.
Ñòàäèÿ I — òðàíçèòîðíàÿ (ôóíêöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ) — íåóñòîé÷èâîå ïîâûøåíèå ÀÄ.
Ñòàäèÿ II — ñòàáèëüíàÿ — ñòîéêîå ïîâûøåíèå ÀÄ.
Ñòàäèÿ III — ñòàäèÿ èñõîäîâ — ÀÄ ÷àùå âñåãî ïîâûøåíî ñ ïîâðåæäåíèåì äðóãèõ îðãàíîâ è ðàçâèòèåì òÿæåëûõ îñëîæíåíèé.
Ïðîáëåìû ïàöèåíòà.
1.I ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ:
— ãîëîâîêðóæåíèå,
— ðàçäðàæèòåëüíîñòü,
— íåðâîçíîñòü,
— ïëîõîé ñîí,
— ñíèæåíèå ïàìÿòè è óìñòâåííîé
ðàáîòîñïîñîáíîñòè,
— ïîâûøåííàÿ óòîìëÿåìîñòü.
2.II ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ:
— áîëè â îáëàñòè ñåðäöà ïî òèïó
ñòåíîêàðäèè,
— ïåðåáîè,
— îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå,
— òàõèêàðäèÿ,
— íàðóøåíèÿ è èíîãäà ñíèæåíèå çðåíèÿ.
3.III ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ.
Âîçìîæíû:
— ðàçâèòèå èíôàðêòà ìèîêàðäà,
— íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ,
— ñíèæåíèå çðåíèÿ,
— íàðóøåíèå ôóíêöèé ïî÷åê.
Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç.
Ôàêòîðû, ïðîâîöèðóþùèå ðàçâèòèå êðèçà:
1. Ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ïåðåíàïðÿæåíèå;
2. Òðàâìû;
3. Ñòðåññ;
4. Íåóìåðåííîå óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ, êóðåíèÿ;
5. Íåäîñòàòî÷íûé ñîí, ïåðåóòîìëåíèå;
6. Êîëåáàíèÿ àòìîñôåðíîãî äàâëåíèÿ.
Êðèç ñîïðîâîæäàåòñÿ:
1. Ðåçêîé ãîëîâíîé áîëüþ;
2. Ãîëîâîêðóæåíèåì;
3. Ñåðäöåáèåíèåì, ïåðåáîè;
4. Ñèëüíûìè áîëÿìè â îáëàñòè ñåðäöà, îäûøêà;
5. Èíîãäà íàðóøåíèåì çðåíèÿ, òîøíîòîé è ðâîòîé;
6. Ïîòåðåé ðàâíîâåñèÿ.
Êðèç îñëîæíÿåòñÿ:
1. Èíôàðêòîì ìèîêàðäà;
2. Íàðóøåíèåì ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (èíñóëüò);
3. Ïðèñòóï ñåðäå÷íîé àñòìû.
Ôèçè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå:
1. Â I ñòàäèè — ìîæíî îïðåäåëèòü ïîâûøåíèå ÀÄ;
2. Âî II ñòàäèè — îòìå÷àåòñÿ ñìåùåíèå ãðàíèöû ñåðäöà âëåâî;
3.  III ñòàäèè — çíà÷èòåëüíîå ïîâûøåíèå ÀÄ.
Íàèáîëåå ÷àñòûìè îñëîæíåíèÿìè (ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû) ÿâëÿþòñÿ — ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç, èíñóëüò, èíôàðêò ìèîêàðäà, ïåðâè÷íî-ñìîðùåííàÿ ïî÷êà, êàðäèîñêëåðîç, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.
Ëå÷åíèå.
Ïðè I ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ:
1. Êîíòðîëü ÀÄ;
2. Îòðåãóëèðîâàòüðåæèì òðóäà è îòäûõà, äîñòàòî÷íûé ñîí;
3. Çàíÿòèå ËÔÊ, çàêàëèâàíèå (ïðîõëàäíûé äóø óòðîì è âå÷åðîì);
4. Ïñèõîðåëàêñàöèÿ;
5. Ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêîå ëå÷åíèå.
Çàïðåùàåòñÿ:
1. Êóðåíèå è óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ;
2. Ðàáîòà â íî÷íóþ ñìåíó è ðàáîòà, ñâÿçàííàÿ ñ âîçäåéñòâèåì øóìà, âèáðàöèè, ÷ðåçìåðíûì íàïðÿæåíèåì âíèìàíèÿ.
Îáÿçàòåëüíîå ñîáëþäåíèå äèåòû (äèåòà ¹ 10).Óïîòðåáëåíèå ñâåæåé çåëåíè, îâîùíûõ è ôðóêòîâûõ ñîêîâ, ïðîäóêòîâ, áîãàòûõ êàëèåì, ìîðåïðîäóêòû.
 I ñòàäèè íàçíà÷àþò:
1. Ñåäàòèâíûå ïðåïàðàòû;
2. Ñíîòâîðíûå ïðåïàðàòû (ïî íåîáõîäèìîñòè);
3. Ãèïîòåíçèâíûå ñðåäñòâà.
Âî IIè III ñòàäèÿõ:
1. Ìîíîòåðàïèÿ;
2. Êîìáèíèðîâàíèå ãèïîòåíçèâíûõ ñðåäñòâ (4 ãðóïïû):
— áåòà-àäðåíîáëîêàòîðû,
— äèóðåòèêè,
— àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ,
— èíãèáèòîðû àíãèîòåíçèíïðåâðàùàþùåãî ôåðìåíòà.
Êîìáèíèðîâàííàÿ òåðàïèÿ (ïðèìåíåíèå ïðåïàðàòîâ ñ ðàçíûì ìåõàíèçìîì äåéñòâèÿ).
Èñïîëüçóþòñÿ ñëåäóþùèå ãèïîòåíçèâíûå ñðåäñòâà:
— ìî÷åãîííûå (äèóðåòèêè): ãèïîòèàçèä, àðèôîí ðåòàðä è äð.;
— àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ (íèôåäèïèí, âåðàïàìèë, äèëòèàçåì, àìëîäèïèí è äð.);
— èíãèáèòîðû àíãèîòåíçèíïðåâðàøàþùåãî ôåðìåíòà (èíãèáèòîðû ÀÏÔ): ýíàëàïðèë, ïåðèíäîïðèë, ëèçèíîïðèë, ðàìèïðèë è äð.;
— b-àäðåíîáëîêàòîðû (ïðîïðàíîëîë, àòåíîëîë, ìåòîïðîëîë, áåòàêñîëîë è äð.);
— áëîêàòîðû ðåöåïòîðîâ àíãèîòåíçèíà II (âàëñàðòàí, èðáåñàðòàí è äð.);
— à-àäðåíîáëîêàòîðû (ïðàçîçèí, äîêàñàçîçèí);
— àíòàãîíèñòû èìèäàçîëèíîâûõ ðåöåïòîðîâ (ìàêñîíèäèí, ðèëìåíèäèí);
— êîìáèíèðîâàííûå ïðåïàðàòû (íîëèïðåë, íîëèïðåë-ôîðòå, ëîãèìàêñ, êîðåíèòåê, òåíîðèê è äð.)
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå
Öåëü — ñíèæåíèå ðåçêî ïîâûøåííîãî ÀÄ, óëó÷øåíèå êðîâîîáðàùåíèÿ â ãîëîâíîì ìîçãå, ïî÷êàõ è äð. îðãàíàõ.
1. Âûçâàòü âðà÷à ÷åðåç ïîñðåäíèêà.
2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíûé ôèçè÷åñêèé è äóøåâíûé ïîêîé.
3. Óëîæèòü ïàöèåíòà, ïðèïîäíÿâ ãîëîâíîé êîíåö êðîâàòè.
4. Ïðîâåòðèòü ïàëàòó.
5. Ïðèìåíèòü ãðåëêó ê íîãàì è ðóêàì.
6. Ãîð÷èøíèêè íà èêðîíîæíûå ìûøöû.
7. Õîëîäíûé êîìïðåññ êî ëáó.
8. Ïîä ÿçûê — Êàïîòåí 25 ìã., Êàïòîïðèë 25 ìã.
Èç ãèïîòåíçèâíûõ ïðåïàðàòîâ íàçíà÷àþò:
1. Äèáàçîë — 0,5 % ð-ð 6-10 ìë ñ 10-15 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ð-ðà íàòðèÿ õëîðèäà — ÀÄ ñíèæàåòñÿ ÷åðåç 12-20 è ýôôåêò ñîõðàíÿåòñÿ 2-3 ÷àñà;
2. Ôóðîñåìèä — 40 ìã;
3. Ìàãíèÿ ñóëüôàò 25% — 5 ìë;
4. Àìèíàçèí 2,5% — 1 ìë â/ì;
5. Êëîôåëèí — 0,5-1 ìë 0,01% ð-ðà â/ì èëè â/â òóáåðêóëåç æå äîçó âìåñòå ñ 10-15 ìë èçîò. ð-ðà NaCl — ïîñëå ââåäåíèÿ êëîôåëèíà âî èçáåæàíèè ðåçêîãî ïàäåíèÿ ÀÄ ïàöèåíò äîëæåí íàõîäèòüñÿ â ïîñòåëè â òå÷åíèè 2 ÷.
Íåçàâèñèìûå âìåøàòåëüñòâà.
Ìåäñåñòðà äîëæíà ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ïàöèåíò:
1. Ñîáëþäàë äèåòó, ðåæèì äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè;
2. Ïðàâèëüíî ÷åðåäîâàë äíåâíîé ñîí è ïðîãóëêè;
3. Ðåãóëÿðíî ïðèíèìàë íàçíà÷åííûå ïðåïàðàòû, çíàë î âîçìîæíîì ïîáî÷íîì äåéñòâèè èõ íà îðãàíèçì è ïðè âîçíèêíîâåíèè òàêîâûõ óâåäîìëÿë ìåäñåñòðó è âðà÷à;
4. Êîíòðîëèðîâàòü ÀÄ è îáó÷èòü ïàöèåíòà ñàìîñòîÿòåëüíî èçìåðÿòü ÀÄ;
5. Êîíòðîëèðîâàòü âîäíûé áàëàíñ, äèóðåç;
6. Ñîïðîâîæäàòü ïàöèåíòà ïðè íàëè÷èè ó íåãî ãîëîâîêðóæåíèÿ;
7. Ðàñïîçíàòü ðàçâèòèå îñëîæíåíèÿ (èíôàðêò ìèîêàðäà, èíñóëüò è äð.);
8. Ïðîâîäèòü ïðîôèëàêòèêó ïðîëåæíåé;
9. Îêàçàòü íåîòëîæíóþ äîâðà÷åáíóþ ïîìîùü ïðè îñëîæíåíèÿõ, â òîì ÷èñëå, ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå.
Ïðîôèëàêòèêà. Ìåäñåñòðà ñîâìåñòíî ñ âðà÷îì, ïàöèåíòîì è ÷ëåíàìè åãî ñåìüè ó÷àñòâóåò â ìåðîïðèÿòèÿõ ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ðàçâèòèÿ (ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà) è çàìåäëåíèþ ïðîãðåññèðîâàíèÿ (âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà) ÀÃ. Ñïîñîáû ïåðâè÷íîé è âòîðè÷íîé ïðîôèëàêòèêè ïî÷òè èäåíòè÷íû è èçëîæåíû âûøå ïðè îïèñàíèè íåìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ. Äîïîëíèòåëüíî îòìåòèì, ÷òî ïðåäóïðåæäåíèå ïðîãðåññèðîâàíèÿ Àà âî ìíîãîì çàâèñèò îò æåëàíèÿ è âîçìîæíîñòè ÷åëîâåêà èçìåíèòü ñòèëü æèçíè è ñîáëþäàòü ïðàâèëà çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè, îò ñïîñîáíîñòè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ óáåäèòü ïàöèåíòà ðåãóëÿðíî è äëèòåëüíî ïðèìåíÿòü ãèïîòåíçèâíûå è äðóãèå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, îáó÷èòü åãî íàâûêàì ñàìîêîíòðîëÿ óðîâíÿ ÀÄ, îðãàíèçîâàòü åìó ïñèõîëîãè÷åñêóþ, ôèçè÷åñêóþ è ýêîíîìè÷åñêóþ ïîääåðæêó â ñåìüå.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник