Проблемы пациента при гипертонической болезни 2 стадии

АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Цель работы:Научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Продолжать совершенствование манипуляционной техники. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику.

Задание № 1.Перечислите основные симптомы и синдромы, встречающиеся при данном заболевании.

Головная боль чаще приступообразного характера, повышенное АД, рвота, расстройство гемодинамики, шум в ушах, головокружение, физическая слабость, изменения в почках, на глазном дне, гипертрофия левого желудочка, при перкуссии — расширение границы сердца влево, при аускультации — 1 тон ослаблен, 2 тон — выраженный акцент над аортой.

Задание № 2.Перечислите все проблемы пациента, встречающиеся при данном заболевании, и заполните таблицу:

Проблема пациента Данные обследования
Головная боль Больше беспокоит в затылочной области или разлитые пульсирующие боли, шум в голове
Головокружение Шаткость походки, нарушение координации
Рвота Может предшествовать тошнота, не приносит облегчения
Боли в сердце Могут быть давящего или колющего характера
Слабость Ограничение физической нагрузки
Недомогание Желание больше лежать
Повышение АД АД выше 159/94 мм рт.ст.
Мелькание «мушек перед глазами» Нарушение зрения, изменение формы предметов

Задание № 3.Как вы будете осуществлять реализацию проблем при данном заболевании? Заполните таблицу.

Независимые действия медсестры Взаимозависимые действия медсестры Зависимые действия медсестры
Создать физический и психический покой, удобное положение, обеспечить доступ свежего воздуха. Своевременная смена нательного и постельного белья, кормление тяжелобольных, наблюдение за пульсом, АД, ЧДД, физиологическими отправлениями, водным балансом, диетой, режимом. Организация консультации по ЛФК, психотерапии. Забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям и консультациям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств, быстрое выполнение всех назначений врача.

Задание № 4.Перечислите основные направления при лечении пациента с данным заболеванием:

диета с ограничением поваренной соли, при избыточной массе тела — ограничение калоража, нормализовать ночной сон. Курение и употребление алкоголя недопустимы. Назначают седативные средства, гипотензивные (ингибиторы АПФ, бета-блокаторы, антагонисты кальция, мочегонные). Диспансерное наблюдение, обучение в школе больных ГБ для контроля за заболеванием.

Задание № 5.Заполните таблицу, используя рецептурный справочник. Выпишите основные лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании.

Название препарата Показания Пути введения Противопоказа-
ния. С какими препаратами не сочетается. Побочные действия
Арифон Мочегонный, снижает АД В таблетках через рот Индивидуальная непереносимость
Эналаприл Артериальная гипертензия В таблетках через рот Индивидуальная непереносимость, гипотензия
Алтиазем Артериальная гипертензия В таблетках через рот Индивидуальная непереносимость, гипотензия

Задание № 6.Решите ситуационную задачу по теме занятия и заполните таблицу:

В терапевтическое отделение областной больницы поступила пациентка 50 лет с жалобами на сильную головную боль в затылочной области, рвоту, мелькание мушек перед глазами. Ухудшение состояния связывает со стрессовой ситуацией.

Медсестра отделения при объективном обследовании выявила: состояние тяжелое, возбуждена, кожные покровы лица гиперемированы, пульс – 100 уд. в мин., ритмичный, напряжен, АД – 220/110 мм рт.ст.

План работы медицинской сестры

Нарушено удовлетворение потребностей: двигаться, спать, есть, пить, отдыхать, работать, общаться.

Проблемы пациента Наблюде-ние План ухода Мотивация Роль больного и родственников Оценка
Настоящие:
головная боль в затылочной области, рвота, мелькание мушек перед глазами, ухудшение состояния в связи со стрессом,
возбуждение, гиперемия кожи, напряженный пульс, повышение АД до 220/110 мм рт.ст.
Потенциальные:
инсульт, инфаркт миокарда, отек легких, отслойка сетчатки, энцефалопатия.
Приоритетная:
высокое АД
 
Наблюдать за внешним видом, пульсом, АД с целью контроля состояния. Алгоритм действия медсестры:
а) вызов врача.
б) обеспечить доступ свежего воздуха или оксигенотерапия
в) придать положение с приподнятым головным концом
г) обеспечить прием таблетки клофелина под язык (0,075 д) поставить горчичники на икроножные мышцы или обеспечить горячую ножную ванну с целью расширения периферических сосудов,
 
провести кровопускание
д) по назначению врача, приготовить лекарственные препараты: дибазол, лазикс, клофелин в ампулах, дроперидол
е) успокоить больную, привлечь психотерапевта и психолога, научить методам простейших упражнений для снятия стресса
 
а) с целью оказания сестринского вмешательства.
б) с целью уменьшения гипоксии.
в) с целью оттока крови на периферию.
г) для снижения АД.
д) с целью снижения АД.
 
е) для решения психологических проблем.
 
Выполнять все назначения врача, соблюдать диету, режим, контролировать уровень АД. Состояние улучшилось, АД снизилось, цель достигнута.

Цели: краткосрочная – снизить АД до хорошего самочувствия;

долгосрочная –не допускать гипертонических кризов

Задание № 7.Вспомните, какие манипуляции необходимы при осуществлении сестринского процесса у больного с данным заболеванием. Заполните таблицу.

Манипуляция Подготовка пациента Основные этапы выполнения манипуляции.
НАБОР ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА ИЗ АМПУЛЫ
 
Специальной подготовки не требуется. 1. Слегка встряхните ампулу так, чтобы раствор оказался в ее широкой части.
2. Ватным шариком, смоченным спиртом, обработайте ампулу (на случай, если все-таки игла коснется наружной поверхности ампулы при наборе лекарственного средства), надпилите ампулу пилочкой и отломите узкий конец ампулы с помощью той же ватки со спиртом.
3. Возьмите ампулу, осторожно введите в нее иглу, срезом вниз, потянув поршень на себя, наберите нужное количество раствора (если ампула большая — 5, 10 или 20 мл, можно постепенно, набирая раствор, приподнимать дно ампулы).
4. Снимите иглу, которой набирали раствор, положите ее в отдельный «грязный» лоток и наденьте иглу для инъекций.
5. Закрепите иглу, проверьте ее проходимость, пропустив через иглу немного раствора из шприца, держите при этом шприц вертикально так, чтобы он находился на уровне глаз.
6. Положите на стерильный лоток шприц, стерильные ватные шарики, смоченные спиртом.
ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ШПРИЦЕВ И ИГЛ
 
Не требуется. ПРИГОТОВИТЬ: использованные шприцы и иглы, ватно-марлевые тампоны, ерши и мандрены, емкость с 0,5% моющим р-ром, дистиллированную воду, реактивы для постановки проб на качество очистки, емкость № 1 с водой, емкость № 2 с дез. р-ром, сухую хлорную известь, лоток, сетку стерилизатора, нагревательный прибор, резиновые перчатки.
1. Надеть перчатки и маску и выполнить пункты 4-9 алгоритма “ДЕЗИНФЕКЦИЯ ШПРИЦЕВ И ИГЛ (хим. метод)”.
2. Подогреть моющий р-р до 50º С, поместить в него шприцы и иглы на 15 мин., закрыть крышкой.
3. Через 15 мин. с помощью ватных тампонов, ершей промыть поршни и цилиндры в моющем р-ре, иглы прочистить мандреном, уложить в лоток.
4. Промыть шприцы и иглы проточной водой в течение 10 мин., пропуская воду через каждый цилиндр и иглу, уложить в лоток.
5. Провести выборочный контроль качества обработки пробами на скрытую кровь (амидопириновая, ортолуидиновая) и остатки моющего средства (фенолфталеиновая).
6. Если пробы «-», провести ополаскивание шприцев и игл в дистиллированной воде в течение 5 мин. для освобождения их от примесей и солей и поместить на сетку стерилизатора.
7. Поставить шприцы и иглы в сушильный шкаф и просушить при t = 85ºС до полного исчезновения влаги.
8. Упаковать инструменты для стерилизации.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1) Если ЛПУ имеет ЦСО, обработка шприцев и игл со второго этапа данного алгоритма, проводится персоналом ЦСО.
2) При «+» пробах на скрытую кровь, проводить обработку с п. 2.
3) Изделие, дающее пол-ную реакцию на моющее средство, промыть повторно в проточной воде.
 
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОСТЕЛИ БОЛЬНОМУ Объяснить ход манипуляции, получить согласие. ПРИГОТОВИТЬ: пододеяльник, простыню, наволочку, клеенку и пеленку.
1. Осмотреть сетку кровати, она должна быть упругой, матрац с ровной поверхностью, подушки мягкие – перовая и пуховая.
2. Постелить простыню на матрац так, чтобы на стороне больного не было рубцов, швов и заплат.
3. Расправить простыню, края завернуть под матрац.
4. Надеть наволочки, взбить подушки и уложить у изголовья постели так, чтобы перовая лежала прямо и выдавалась немного из-под пуховой, которая должна упираться в спину кровати.
5. Убедиться, что на стороне больного на наволочке нет пуговиц, швов и застежек.
6. Вдеть одеяло в пододеяльник.
7. Уложить больного, придать ему функциональное положение в постели, согласно его состоянию:
а) полусидя – с помощью подголовника, подушек и упоры для ног
б) горизонтально – без подушки
в) с возвышенным положением ног — подушку положить под голени
8. Укрыть больного одеялом.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1) Тяжелобольному на постель положить клеенку, поверх ее пеленку и тщательно подогнуть края.
2) Придать больному функциональное положение в постели можно, пользуясь подвижными секциями функциональной кровати.
 

Оценка (замечания преподавателя)——————

Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 8550 | Нарушение авторских прав

Источник

Ïîíÿòèå ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ãèïåðòåíçèè), åå îñíîâíûå âèäû. Ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è âèäû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè. Êëèíè÷åñêèå äàííûå è äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèÿ. Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç: ñèìïòîìû, íåîòëîæíàÿ ïîìîùü, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ëåêöèÿ ¹ 13. «Ïðîâåäåíèå ñåñòðèíñêîãî óõîäà ïðè àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè»

Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü (ýññåíöèàëüíàÿ èëè èñòèííàÿ, ãèïåðòåíçèÿ) — çàáîëåâàíèå, îñíîâíûì ïðèçíàêîì êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, îáóñëîâëåííîå íàðóøåíèåì ðåãóëÿöèè òîíóñà ñîñóäîâ è ðàáîòû ñåðäöà, è íå ñâÿçàííîå ñ îðãàíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè êàêèõ-ëèáî îðãàíîâ èëè ñèñòåì îðãàíèçìà.

Âòîðè÷íàÿ (ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ) Àà — ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì ãðóïïû çàáîëåâàíèé — ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ, ïî÷å÷íûõ, ýíäîêðèííûõ è äð., è îáóñëîâëåíà ïîðàæåíèåì îðãàíîâ è ðàçâèòèåì â íèõ îðãàíè÷åñêîãî ïðîöåññà.

Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ (ÀÃ) — íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííîå õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ óñòîé÷èâûì ïîâûøåíèåì ñèñòîëè÷åñêîãî (áîëåå 140 ìì ðò.ñò.) è/èëè äèàñòîëè÷åñêîãî (áîëåå 90 ìì ðò.ñò.) àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (ÀÄ). Åå âûÿâëÿþò ïðèáëèçèòåëüíî ó 30% íàñåëåíèÿ ïëàíåòû, çíà÷èòåëüíî ÷àùå (â 60-70% ñëó÷àåâ) ó ïîæèëûõ è ñòàðûõ ëþäåé. Âûñîêîå ÀÄ ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì ôàêòîðîì ðèñêà ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé è èõ ëåòàëüíûõ îñëîæíåíèé, ïðè÷åì âåäóùàÿ ðîëü â ïðè÷èíàõ ñìåðòè íàñåëåíèÿ ïðèíàäëåæèò ïîâûøåííîìó ñèñòîëè÷åñêîìó ÀÄ. ãèïåðòîíè÷åñêèé àðòåðèàëüíûé êðèç ïîìîùü

Âûäåëÿþò 2 âèäà ÀÃ: 1) ãèïåðòîíè÷åñêóþ áîëåçíü è âòîðè÷íóþ âñëåäñòâèå çàáîëåâàíèÿ ïî÷åê, æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè è äð.; 2) èçîëèðîâàííóþ ñèñòîëè÷åñêóþ. Ïîñëåäíÿÿ âñòðå÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ó ëèö ïîæèëîãî è ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà.

Ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è âèäû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè

Ïîêàçàòåëüñèñòîëè÷åñêîåäèàñòîëè÷åñêîå

ÀÄ, ìì ðò.ñò.

Îïòèìàëüíîå ÀÄ Ìåíåå 120 Ìåíåå 80

Íîðìàëüíîå ÀÄ Ìåíåå 130 Ìåíåå 85

Ïîâûøåííîå íîðìàëüíîå ÀÄ 130-139 85-89

Àà ïîãðàíè÷íàÿ 140-149 90-94

ÀÃ I ñòàäèè (ìÿãêàÿ) 140-159 90-99

ÀÃ II ñòàäèè (óìåðåííàÿ) 160-179 100-109

ÀÃ III ñòàäèè (òÿæåëàÿ) 180 è áîëåå 110 è áîëåå

Àà èçîëèðîâàííàÿ ñèñòîëè÷åñêàÿ 140 è áîëåå Ìåíåå 90

Ïðè÷èíû è ôàêòîðû ðèñêà:

1. Íàñëåäñòâåííîñòü;

2. Çëîóïîòðåáëåíèå ïîâàðåííîé ñîëüþ;

3. Êóðåíèå;

4. Óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ;

5. Îæèðåíèå;

6. Ñòðåññîâûå ñèòóàöèè;

7. Ãèïîäèíàìèÿ;

8. Àòåðîñêëåðîç;

9. Âîçðàñò;

10. Ýíäîêðèííûå ñäâèãè (êëèìàêñ).

Ôàêòîðû ðèñêà ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ÔÐ) , îïðåäåëÿþùèå ñòåïåíü ðèñêà îñëîæíåíèé è íåáëàãîïðèÿòíûõ èñõîäîâ:

Îñíîâíûå:

1. Ìóæ÷èíû ñòàðøå 55 ëåò;

2. Æåíùèíû ñòàðøå 65 ëåò;

3. Êóðåíèå;

4. Õîëåñòåðèí ñûâîðîòêè êðîâè;

5. Ñåìåéíûé àíàìíåç ðàííèõ ÑÑ çàáîëåâàíèé;

6. Ñàõàðíûé äèàáåò.

Êëèíèêà è äèàãíîñòèêà

Áîëüíûõ áåñïîêîÿò ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, øóì â ãîëîâå, «ìåëüêàíèå ìóøåê ïåðåä ãëàçàìè», óõóäøåíèå çðåíèÿ è ñíà, îáùàÿ ñëàáîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü, øàòêîñòü ïîõîäêè. Áîëè â îáëàñòè ãðóäåé êëåòêè, îäûøêà è ñåðäöåáèåíèå ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå íåðåäêî ñâèäåòåëüñòâóþò î âîçíèêíîâåíèè àòåðîñêëåðîçà êîðîíàðíûõ àðòåðèé è èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà (ÈÁÑ).

Ê íàèáîëåå õàðàêòåðíûì â êëèíè÷åñêîì ïëàíå îñîáåííîñòÿì Àà ó ïîæèëûõ è ñòàðûõ ïàöèåíòîâ îòíîñÿò çíà÷èòåëüíóþ åå äàâíîñòü, íåðåäêî ñêðûòîå (ëàòåíòíîå) òå÷åíèå áîëåçíè ñî ñêóäíîé ñóáúåêòèâíîé ñèìïòîìàòèêîé. Ïî ìåðå ïðîãðåññèðîâàíèÿ ïîðàæåíèé ñîñóäîâ ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ (ìîçãà, ñåðäöà, ïî÷åê, ãëàç) è ðàçâèòèÿ èõ ôóíêöèîíàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû ÀÃ.

Ñî÷åòàíèå Àà ñ ñîïóòñòâóþùèìè çàáîëåâàíèÿìè (öåðåáðîâàñêóëÿðíàÿ áîëåçíü, ÈÁÑ, íåôðîïàòèÿ, àòåðîñêëåðîç àîðòû, ñîñóäîâ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé è ñåò÷àòêè ãëàç) ñïîñîáñòâóåò óâåëè÷åíèþ ÷àñòîòû îñëîæíåíèé (èíñóëüò, ÈÌ, ÑÍ è äð.) è óõóäøàåò ïðîãíîç.

Ïðè èçîëèðîâàííîé ñèñòîëè÷åñêîé Àà ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ ïîâûøàåòñÿ, êàê ïðàâèëî, äî 170-180 ìì ðò. ñò. ïðè íîðìàëüíîì äèàñòîëè÷åñêîì ÀÄ. Ïî ñðàâíåíèþ ñ ïåðâè÷íîé ÀÄ ñóáúåêòèâíûå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ ìåíåå âûðàæåíû è ñïåöèôè÷íû. Áîëüíûõ áåñïîêîÿò ãîëîâîêðóæåíèÿ, øóì â ãîëîâå, îäûøêà è ñåðäöåáèåíèå ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, ïëîõîé ñîí è çíà÷èòåëüíî ðåæå — ãîëîâíûå áîëè.

Ãèïåðòîíè÷åñêèéêðèç— âíåçàïíîå, çíà÷èòåëüíîå è òðàíçèòîðíîå (ïðåõîäÿùåå) ïîâûøåíèå ÀÄ â ñî÷åòàíèè ñ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè íàðóøåíèé ñî ñòîðîíû íåðâíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû. Ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ ìîæåòïîâûøàòüñÿ äî 280 ìì ðò. ñò., äèàñòîëè÷åñêîå — äî 160 ìì ðò. ñò. (â ñëó÷àå èçîëèðîâàííîé ñèñòîëè÷åñêîé Àà ïîâûøàåòñÿ òîëüêî ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ). ×àñòûå ïðè÷èíû ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ — ïñèõîýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå (ñòðåññ), ïîâûøåííàÿ ìåòåî÷óâñòâèòåëüíîñòü, íåàäåêâàòíåå ëå÷åíèå Àà è âíåçàïíàÿ îòìåíà àíòèãèïåðòåíçèâíûõ ïðåïàðàòîâ.

Êðèçàì ñâîéñòâåííû âíåçàïíîå íà÷àëî, èíòåíñèâíûå ãîëîâíûå áîëè äàâÿùåãî, ðàñïèðàþùåãî, ïóëüñèðóþùåãî õàðàêòåðà, íåðåäêî — êðàòêîâðåìåííûå ðàññòðîéñòâà çðåíèÿ — ìåëüêàíèå ìóøåê ïåðåä ãëàçàìè, òóìàí, ïåëåíà, à òàêæå ãîëîâîêðóæåíèÿ, òîøíîòà è ðâîòà. Ïîÿâëÿþòñÿ çàòðóäíåííàÿ ðå÷ü, ñëàáîñòü êîíå÷íîñòåé, èíîãäà — ñóäîðîãè â îòäåëüíûõ ãðóïïàõ ìûøö. Äîïîëíÿþò êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó áîëè â ëåâîé ïîëîâèíå ãðóäíîé êëåòêè äàâÿùåãî èñæèìàþùåãî õàðàêòåðà, ñåðäöåáèåíèå è îäûøêà, Ê òÿæåëûì îñëîæíåíèÿì ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà îòíîñÿò íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, êðîâîèçëèÿíèå â ñåò÷àòêó ãëàçà ñ ÷àñòè÷íîé èëè ïîëíîé ïîòåðåé çðåíèÿ, ÈÌ è îòåê ëåãêèõ.

Äëÿ ïîæèëûõ íåõàðàêòåðíî âíåçàïíîå íà÷àëî êðèçà, íåðåäêî îí ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, è åãî ïîÿâëåíèþ ïðåäøåñòâóþò óñèëåíèå ãîëîâíûõ áîëåé, âîçáóæäåíèå èëè ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü è èíòåíñèâíîñòü êðèçîâ ðàçíàÿ, Íåîñëîæíåííîå èõ òå÷åíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ íåïðîäîëæèòåëüíîé è ïîëíîñòüþ ïðîõîäÿùåé ñèìïòîìàòèêîé, îñëîæíåííîå — äëèòåëüíî ñóùåñòâóþùèìè (â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, èíîãäà — ñóòîê) è íåðåäêî óñèëèâàþùèìèñÿ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè.

Ôèçèêàëüíîå, ëàáîðàòîðíîå è èíñòðóìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèÿ ïîçâîëÿþò èñêëþ÷èòü âòîðè÷íóþ (ñèìïòîìàòè÷åñêóþ) ÀÃ, âûÿâèòü âîçìîæíûå ïîðàæåíèÿ (çàáîëåâàíèÿ) àîðòû è åå êðóïíûõ âåòâåé, ñåðäöà, ãîëîâíîãî ìîçãà, ïî÷åê, ãëàç, à òàêæå îïðåäåëèòü ãðóïïó ðèñêà ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íîñîñóäèñòûõ îñëîæíåíèé. Ìåäñåñòðå ñëåäóåò çíàòü è èñïîëüçîâàòü â ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ìåòîäû (íàâûêè) îáúåêòèâíîãî èññëåäîâàíèÿ: èçìåðåíèå è îöåíêó ÀÄ; ïàëüïàöèþ ïóëüñà íà ëó÷åâûõ, ñîííûõ è áåäðåííûõ àðòåðèÿõ; îïðåäåëåíèå ãðàíèö è õàðàêòåðèñòèêó òîíîâ ñåðäöà; âûñëóøèâàíèå øóìà íàä ñîííûìè àðòåðèÿìè ïðè èõ ñóæåíèè è â ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè ïðè ñòåíîçå ïî÷å÷íîé àðòåðèè; èçìåðåíèå ðîñòà è ìàññû òåëà. Ïîêàçàíà êîíñóëüòàöèÿ îêóëèñòà äëÿ îñìîòðà ãëàçíîãî äíà è âûÿâëåíèÿ ñâîéñòâåííîé Àà àíãèîðåòèíîïàòèè ñåò÷àòêè.

 ïåðå÷åíü îáÿçàòåëüíûõ èññëåäîâàíèé âõîäÿò: êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè ñ ïîäñ÷åòîì òðîìáîöèòîâ; îïðåäåëåíèå êîíöåíòðàöèè õîëåñòåðèíà, ñàõàðà, ýëåêòðîëèòîâ, êðåàòèíèíà â êðîâè; îáùèé àíàëèç ìî÷è; ýëåêòðîêàðäèîãðàôèÿ. Ïî ïîêàçàíèÿì ïðîâîäÿò ÓÇÈ ïî÷åê, âíóòðèâåííóþ óðîãðàôèþ, ðåíîãðàôèþ ñ êàïòîïðèëîì (ïðè ïîäîçðåíèè íà ñòåíîç ïî÷å÷íîé àðòåðèè), àíãèîãðàôèþ ïî÷åê, ýõîêàðäèîãðàôèþ, ñóòî÷íîå ìîíèòîðèðîâàíèå ÀÄ.

Íàðÿäó ñ ïîâûøåíèåì ÀÄ íàèáîëåå âàæíûìè äèàãíîñòè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ñîáñòâåííî ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ïåðâè÷íîé ÀÃ) ÿâëÿþòñÿ íàïðÿæåííûé, òâåðäûé ïóëüñ, ðàñøèðåíèå ãðàíèö ñåðäöà âëåâî çà ñ÷åò óâåëè÷åíèÿ ëåâîãî æåëóäî÷êà, ýëåêòðî- è ýõîêàðäèîãðàôè÷åñêèå ïðèçíàêè ãèïåðòðîôèè ëåâîãî æåëóäî÷êà, èçìåíåíèÿ ãëàçíîãî äíà (àíãèîðåòèíîïàòèÿ ñåò÷àòêè) ïðè îòñóòñòâèè ñèìïòîìîâ ïîðàæåíèÿ àîðòû è åå êðóïíûõ âåòâåé. Ïîñëåäóþùåå âîâëå÷åíèå â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, íåðâíîé, ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåì ñóùåñòâåííî ìîäèôèöèðóåò êëèíè÷åñêèå è ëàáîðàòîðíûå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ.

Ñòàäèÿ I — òðàíçèòîðíàÿ (ôóíêöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ) — íåóñòîé÷èâîå ïîâûøåíèå ÀÄ.

Ñòàäèÿ II — ñòàáèëüíàÿ — ñòîéêîå ïîâûøåíèå ÀÄ.

Ñòàäèÿ III — ñòàäèÿ èñõîäîâ — ÀÄ ÷àùå âñåãî ïîâûøåíî ñ ïîâðåæäåíèåì äðóãèõ îðãàíîâ è ðàçâèòèåì òÿæåëûõ îñëîæíåíèé.

Ïðîáëåìû ïàöèåíòà.

1.I ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ:

— ãîëîâîêðóæåíèå,

— ðàçäðàæèòåëüíîñòü,

— íåðâîçíîñòü,

— ïëîõîé ñîí,

— ñíèæåíèå ïàìÿòè è óìñòâåííîé

ðàáîòîñïîñîáíîñòè,

— ïîâûøåííàÿ óòîìëÿåìîñòü.

2.II ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ:

— áîëè â îáëàñòè ñåðäöà ïî òèïó

ñòåíîêàðäèè,

— ïåðåáîè,

— îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå,

— òàõèêàðäèÿ,

— íàðóøåíèÿ è èíîãäà ñíèæåíèå çðåíèÿ.

3.III ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ.

Âîçìîæíû:

— ðàçâèòèå èíôàðêòà ìèîêàðäà,

— íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ,

— ñíèæåíèå çðåíèÿ,

— íàðóøåíèå ôóíêöèé ïî÷åê.

Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç.

Ôàêòîðû, ïðîâîöèðóþùèå ðàçâèòèå êðèçà:

1. Ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ïåðåíàïðÿæåíèå;

2. Òðàâìû;

3. Ñòðåññ;

4. Íåóìåðåííîå óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ, êóðåíèÿ;

5. Íåäîñòàòî÷íûé ñîí, ïåðåóòîìëåíèå;

6. Êîëåáàíèÿ àòìîñôåðíîãî äàâëåíèÿ.

Êðèç ñîïðîâîæäàåòñÿ:

1. Ðåçêîé ãîëîâíîé áîëüþ;

2. Ãîëîâîêðóæåíèåì;

3. Ñåðäöåáèåíèåì, ïåðåáîè;

4. Ñèëüíûìè áîëÿìè â îáëàñòè ñåðäöà, îäûøêà;

5. Èíîãäà íàðóøåíèåì çðåíèÿ, òîøíîòîé è ðâîòîé;

6. Ïîòåðåé ðàâíîâåñèÿ.

Êðèç îñëîæíÿåòñÿ:

1. Èíôàðêòîì ìèîêàðäà;

2. Íàðóøåíèåì ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (èíñóëüò);

3. Ïðèñòóï ñåðäå÷íîé àñòìû.

Ôèçè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå:

1. Â I ñòàäèè — ìîæíî îïðåäåëèòü ïîâûøåíèå ÀÄ;

2. Âî II ñòàäèè — îòìå÷àåòñÿ ñìåùåíèå ãðàíèöû ñåðäöà âëåâî;

3.  III ñòàäèè — çíà÷èòåëüíîå ïîâûøåíèå ÀÄ.

Íàèáîëåå ÷àñòûìè îñëîæíåíèÿìè (ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû) ÿâëÿþòñÿ — ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç, èíñóëüò, èíôàðêò ìèîêàðäà, ïåðâè÷íî-ñìîðùåííàÿ ïî÷êà, êàðäèîñêëåðîç, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Ëå÷åíèå.

Ïðè I ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ:

1. Êîíòðîëü ÀÄ;

2. Îòðåãóëèðîâàòüðåæèì òðóäà è îòäûõà, äîñòàòî÷íûé ñîí;

3. Çàíÿòèå ËÔÊ, çàêàëèâàíèå (ïðîõëàäíûé äóø óòðîì è âå÷åðîì);

4. Ïñèõîðåëàêñàöèÿ;

5. Ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêîå ëå÷åíèå.

Çàïðåùàåòñÿ:

1. Êóðåíèå è óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ;

2. Ðàáîòà â íî÷íóþ ñìåíó è ðàáîòà, ñâÿçàííàÿ ñ âîçäåéñòâèåì øóìà, âèáðàöèè, ÷ðåçìåðíûì íàïðÿæåíèåì âíèìàíèÿ.

Îáÿçàòåëüíîå ñîáëþäåíèå äèåòû (äèåòà ¹ 10).Óïîòðåáëåíèå ñâåæåé çåëåíè, îâîùíûõ è ôðóêòîâûõ ñîêîâ, ïðîäóêòîâ, áîãàòûõ êàëèåì, ìîðåïðîäóêòû.

 I ñòàäèè íàçíà÷àþò:

1. Ñåäàòèâíûå ïðåïàðàòû;

2. Ñíîòâîðíûå ïðåïàðàòû (ïî íåîáõîäèìîñòè);

3. Ãèïîòåíçèâíûå ñðåäñòâà.

Âî IIè III ñòàäèÿõ:

1. Ìîíîòåðàïèÿ;

2. Êîìáèíèðîâàíèå ãèïîòåíçèâíûõ ñðåäñòâ (4 ãðóïïû):

— áåòà-àäðåíîáëîêàòîðû,

— äèóðåòèêè,

— àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ,

— èíãèáèòîðû àíãèîòåíçèíïðåâðàùàþùåãî ôåðìåíòà.

Êîìáèíèðîâàííàÿ òåðàïèÿ (ïðèìåíåíèå ïðåïàðàòîâ ñ ðàçíûì ìåõàíèçìîì äåéñòâèÿ).

Èñïîëüçóþòñÿ ñëåäóþùèå ãèïîòåíçèâíûå ñðåäñòâà:

— ìî÷åãîííûå (äèóðåòèêè): ãèïîòèàçèä, àðèôîí ðåòàðä è äð.;

— àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ (íèôåäèïèí, âåðàïàìèë, äèëòèàçåì, àìëîäèïèí è äð.);

— èíãèáèòîðû àíãèîòåíçèíïðåâðàøàþùåãî ôåðìåíòà (èíãèáèòîðû ÀÏÔ): ýíàëàïðèë, ïåðèíäîïðèë, ëèçèíîïðèë, ðàìèïðèë è äð.;

— b-àäðåíîáëîêàòîðû (ïðîïðàíîëîë, àòåíîëîë, ìåòîïðîëîë, áåòàêñîëîë è äð.);

— áëîêàòîðû ðåöåïòîðîâ àíãèîòåíçèíà II (âàëñàðòàí, èðáåñàðòàí è äð.);

— à-àäðåíîáëîêàòîðû (ïðàçîçèí, äîêàñàçîçèí);

— àíòàãîíèñòû èìèäàçîëèíîâûõ ðåöåïòîðîâ (ìàêñîíèäèí, ðèëìåíèäèí);

— êîìáèíèðîâàííûå ïðåïàðàòû (íîëèïðåë, íîëèïðåë-ôîðòå, ëîãèìàêñ, êîðåíèòåê, òåíîðèê è äð.)

Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå

Öåëü — ñíèæåíèå ðåçêî ïîâûøåííîãî ÀÄ, óëó÷øåíèå êðîâîîáðàùåíèÿ â ãîëîâíîì ìîçãå, ïî÷êàõ è äð. îðãàíàõ.

1. Âûçâàòü âðà÷à ÷åðåç ïîñðåäíèêà.

2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíûé ôèçè÷åñêèé è äóøåâíûé ïîêîé.

3. Óëîæèòü ïàöèåíòà, ïðèïîäíÿâ ãîëîâíîé êîíåö êðîâàòè.

4. Ïðîâåòðèòü ïàëàòó.

5. Ïðèìåíèòü ãðåëêó ê íîãàì è ðóêàì.

6. Ãîð÷èøíèêè íà èêðîíîæíûå ìûøöû.

7. Õîëîäíûé êîìïðåññ êî ëáó.

8. Ïîä ÿçûê — Êàïîòåí 25 ìã., Êàïòîïðèë 25 ìã.

Èç ãèïîòåíçèâíûõ ïðåïàðàòîâ íàçíà÷àþò:

1. Äèáàçîë — 0,5 % ð-ð 6-10 ìë ñ 10-15 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ð-ðà íàòðèÿ õëîðèäà — ÀÄ ñíèæàåòñÿ ÷åðåç 12-20 è ýôôåêò ñîõðàíÿåòñÿ 2-3 ÷àñà;

2. Ôóðîñåìèä — 40 ìã;

3. Ìàãíèÿ ñóëüôàò 25% — 5 ìë;

4. Àìèíàçèí 2,5% — 1 ìë â/ì;

5. Êëîôåëèí — 0,5-1 ìë 0,01% ð-ðà â/ì èëè â/â òóáåðêóëåç æå äîçó âìåñòå ñ 10-15 ìë èçîò. ð-ðà NaCl — ïîñëå ââåäåíèÿ êëîôåëèíà âî èçáåæàíèè ðåçêîãî ïàäåíèÿ ÀÄ ïàöèåíò äîëæåí íàõîäèòüñÿ â ïîñòåëè â òå÷åíèè 2 ÷.

Íåçàâèñèìûå âìåøàòåëüñòâà.

Ìåäñåñòðà äîëæíà ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ïàöèåíò:

1. Ñîáëþäàë äèåòó, ðåæèì äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè;

2. Ïðàâèëüíî ÷åðåäîâàë äíåâíîé ñîí è ïðîãóëêè;

3. Ðåãóëÿðíî ïðèíèìàë íàçíà÷åííûå ïðåïàðàòû, çíàë î âîçìîæíîì ïîáî÷íîì äåéñòâèè èõ íà îðãàíèçì è ïðè âîçíèêíîâåíèè òàêîâûõ óâåäîìëÿë ìåäñåñòðó è âðà÷à;

4. Êîíòðîëèðîâàòü ÀÄ è îáó÷èòü ïàöèåíòà ñàìîñòîÿòåëüíî èçìåðÿòü ÀÄ;

5. Êîíòðîëèðîâàòü âîäíûé áàëàíñ, äèóðåç;

6. Ñîïðîâîæäàòü ïàöèåíòà ïðè íàëè÷èè ó íåãî ãîëîâîêðóæåíèÿ;

7. Ðàñïîçíàòü ðàçâèòèå îñëîæíåíèÿ (èíôàðêò ìèîêàðäà, èíñóëüò è äð.);

8. Ïðîâîäèòü ïðîôèëàêòèêó ïðîëåæíåé;

9. Îêàçàòü íåîòëîæíóþ äîâðà÷åáíóþ ïîìîùü ïðè îñëîæíåíèÿõ, â òîì ÷èñëå, ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå.

Ïðîôèëàêòèêà. Ìåäñåñòðà ñîâìåñòíî ñ âðà÷îì, ïàöèåíòîì è ÷ëåíàìè åãî ñåìüè ó÷àñòâóåò â ìåðîïðèÿòèÿõ ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ðàçâèòèÿ (ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà) è çàìåäëåíèþ ïðîãðåññèðîâàíèÿ (âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà) ÀÃ. Ñïîñîáû ïåðâè÷íîé è âòîðè÷íîé ïðîôèëàêòèêè ïî÷òè èäåíòè÷íû è èçëîæåíû âûøå ïðè îïèñàíèè íåìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ. Äîïîëíèòåëüíî îòìåòèì, ÷òî ïðåäóïðåæäåíèå ïðîãðåññèðîâàíèÿ Àà âî ìíîãîì çàâèñèò îò æåëàíèÿ è âîçìîæíîñòè ÷åëîâåêà èçìåíèòü ñòèëü æèçíè è ñîáëþäàòü ïðàâèëà çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè, îò ñïîñîáíîñòè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ óáåäèòü ïàöèåíòà ðåãóëÿðíî è äëèòåëüíî ïðèìåíÿòü ãèïîòåíçèâíûå è äðóãèå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, îáó÷èòü åãî íàâûêàì ñàìîêîíòðîëÿ óðîâíÿ ÀÄ, îðãàíèçîâàòü åìó ïñèõîëîãè÷åñêóþ, ôèçè÷åñêóþ è ýêîíîìè÷åñêóþ ïîääåðæêó â ñåìüå.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник