Профилактика болезней органов дыхания у подростков

Профилактика болезней органов дыхания у подростков thumbnail

Для человека важно иметь здоровые легкие. Ведь дыхательная система выполняет первостепенную роль в обеспечении жизнедеятельности организма: насыщает кислородом кровь, выводит продукты обмена, участвует в процессах терморегуляции, обоняния, голосообразования и других.

Профилактика болезней органов дыхания – это гарантия здоровой и счастливой жизни. Ведь виновники этих заболеваний: бактерии, вирусы, грибы, патогенные палочки живут с человеком бок о бок.

  • Первичная профилактика
  • Вторичная профилактика

Методы профилактики

Среди методов предупреждения заболеваний органов дыхательной системы выделяют способы первичной и вторичной профилактики. Для наглядности они представлены в виде таблицы (Табл. 1).

Таблица 1 – Методы профилактики болезней органов дыхания:

Первичные методы профилактики заболеваний органов дыханияВторичные методы профилактики заболеваний органов дыхания
Воздушные ванны, проветривание помещенийУменьшить или исключить контакт с аллергенами-провокаторами
Здоровый образ жизни: занятия спортом, закаливание, отказ от курения, алкоголя,Вакцинация от туберкулеза, гриппа, дифтерии
Исключение нахождения в задымленных, пыльных помещениях, профессиональных вредных факторовДиспансеризация населения с целью выявления заболевания органов дыхания. Наблюдение в динамике развития болезни
Лечебные мероприятия: правильное носовое дыхание, ингаляционная терапия, предупреждение ОРВИМедикаментозная профилактика

Первичная профилактика

Предупреждение развития легочных заболеваний у взрослых и детей— актуальная задача для каждого человека и общества в целом.

Образ жизни каждого, кто заботится о своем здоровье, должен измениться в сторону повышения двигательной активности, употребления здоровой и полезной пищи, исключения пагубных привычек.

Каждый человек должен следить за весом. Необходимо создание благоприятного микроклимата дома и на работе для повышения качества жизни. Основными правилами, помогающими сохранить здоровье органов дыхания можно считать следующие:

  1. Отказ от куренияОтказ от курения является важным фактором в профилактике легочных заболеваний. Никотин и вредные смолы, выделяющиеся при курении, оказывают губительное действие на органы дыхания, повреждают клетки слизистой оболочки легких, которые могут переродиться в раковые. Курильщики намного чаще болеют бронхитами, астмой, ХОБЛ, эмфиземой легких и пневмонией.
  2. Закаливающие процедуры повышают устойчивость организма к простудным и другим вредным воздействиям окружающей среды. Обливание холодной водой, сон с открытой форточкой, полоскание носоглотки солевыми растворами — все это укрепит общий иммунитет. Нужно стремиться проводить больше времени на свежем воздухе. Гулять в парках, кататься на лыжах в лесной зоне, отказаться от общественного транспорта и по возможности ходить пешком — это полезные привычки для оздоровления организма и повышения жизненного тонуса.
  3. Занятия спортом оздоравливают организм и являются отличной профилактикой различных заболеваний всех органов и систем. Особенно плавание благотворно влияет на дыхательную функцию организма человека. К занятию этим видом спорта нет противопоказаний. Оно закаливает, увеличивает объем легких, повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям, тренирует все группы мышц и улучшает общий тонус. Бег, лыжный спорт, легкая атлетика, гимнастика — все эти виды спорта предупреждают заболевания органов дыхания и помогают преодолеть уже имеющиеся.
  4. ЗакаливаниеЗдоровый микроклимат создать квартире можно путем поддержания комфортной температуры 20-22 °С и влажности воздуха 50%. Каждый день стоит проветривать помещение и проводить влажную уборку. Нужно убрать источники накопления аллергенов: ковры, открытые книжные полки, пуховые и перьевые подушки, обилие портьер и занавесок, мягкие игрушки. Отличной профилактической мерой будет разведение комнатных растений. Они способствуют очищению воздуха, поглощению углекислого газа и насыщению его кислородом.
  5. По возможности жить вдали от промышленных центров. Экологическая обстановка в крупных городах и промышленных центрах оставляет желать лучшего. Загрязненность воздуха бытовыми отходами и продуктами переработки различных производств грозит человеку развитием аллергии или астмы, а людям, уже имеющим заболевание дыхательной системы, – ухудшению их состояния.
  6. Дыхательная гимнастика придет на помощь в борьбе с заболеваниями дыхательной системы и для их профилактики. Ведь правильно дышать — значит быть здоровым, а неправильное дыхание повышает шансы получить то или иное бронхолегочное заболевание. Есть множество методик дыхательной гимнастики (Стрельниковой, Бутейко). Освоив их, можно ежедневно укреплять и оздоравливать свой организм. Основа правильного дыхания — носовое дыхание.

    Дыхательная гимнастикаПрирода все продумала, и устроила процесс дыхания так, чтобы оно начиналось с носа, где задерживаются все вредные вещества и микроорганизмы. В зимнее время в носу воздух согревается и попадает в нижние отделы дыхательной системы уже теплым. Те люди, которые дышат ртом, рискуют заболеть ангиной или пневмонией в холодное время. А в разгар эпидемий дыхание ртом повышает в несколько раз риск подхватить вирусные заболевания.

Вторичная профилактика

Вторичная профилактика заболеваний легких направлена на недопущение прогрессирования уже имеющегося заболевания либо на устранение факторов риска, которые благоприятно влияют на развитие заболеваний дыхательной системы.

В периоды роста вирусных и инфекционных заболевания следует заблаговременно проходить вакцинацию от гриппа, туберкулеза, дифтерии и т. д. Для повышения защитных сил организма можно использовать:

  • препараты-иммунокорректоры (Анаферон, Эргоферон, Имудон),
  • адаптогены (Эхинацея, Элеутерококк),
  • поливитамины.

АнаферонЭргоферонЭлеутерококк

Также нужно соблюдать элементарные правила личной гигиены, стараться контактировать с минимальным количеством людей и не посещать массовые мероприятия и людные места.

Если в организм уже проник вредоносный вирус, то незамедлительно нужно проводить терапию, поддерживающую иммунитет, наряду с симптоматическим лечением. В это время хорошо осуществлять в домашних условиях ингаляции или ароматерапию с эфирными маслами:

  • эвкалипта,
  • пихты,
  • можжевельника,
  • кипариса.

Они обогатят воздух полезными частицами, которые уничтожат патогенную среду в воздухе и не дадут болезнетворным микроорганизмам попасть в дыхательные пути человека.

С целью поддержать состояние ремиссии заболевания и не дать возможности развиться ухудшению и осложнению недуга используются глюкокортикостероиды, бронходилататоры и т. д.

Уколы и таблеткиМедикаментозная профилактика заболеваний органов дыхания должна обязательно проводиться больным хроническими заболеваниями:

  • астма (Будесонид, Бронхолитин),
  • туберкулез (Изониазид, Рифампицин),
  • обструктивный бронхит (Эуфиллин, ингаляции Беродуалом, физраствором),
  • эмфизема легких (Будесонид, Сальбутамол) и т. д.

Некоторые особенности профилактики у взрослых и детей

Влияние профессиональных вредных факторов, таких как дым, ядовитые пары и смолы, копоть, пагубно сказывается на здоровье всей дыхательной системы и организма в целом. Люди, работающие на вредных производствах, рискуют получить серьезные заболевания легких.

Профилактика профессиональных заболеваний должна занимать особое место в планировании деятельности любой компании.

На страже здоровья работников производства должны стоять его руководство, проверяющие и контролирующие органы. Профилактическими мерами здесь служат:

  • проведение ежегодных медицинских осмотров с целью диагностики профессиональных заболеваний органов дыхания,
  • professiiорганизация систем очистки воздуха от опасных и ядовитых веществ,
  • соблюдение работниками и руководством всех санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности,
  • ежемесячная выдача рабочим продуктов питания, которые выводят вредные вещества из организма и минимизируют их влияние на дыхательную систему (яблочный сок, мармелад, зеленый чай, молоко).

Профилактика заболевания органов дыхания у детей – еще более важная задача. Так как детский организм очень уязвим перед вредными факторами окружающей среды и различными бактериальными и вирусными инфекциями, ему сложнее устоять перед атакой вредоносных микроорганизмов. Выздоровление происходит тяжелее, а риск осложнений выше.

Естественная профилактика заболеваний органов дыхания у детей начинается с посильной физической активности и закаливающих процедур. Прогулки на свежем воздухе в любую погоду должны войти в привычку. Одевать детей нужно соответственно температуре воздуха на улице. Не перегревать и не переохлаждать. В периоды всплеска вирусных и респираторных инфекций следует проводить витаминизацию и иммуноподдерживающую терапию.

Ребенок на пляжеЖелательно хотя бы раз в год вывозить ребенка на морское побережье с целью общего оздоровления организма. Морской воздух насыщен йодом, который необходим для правильного умственного и психического развития ребенка, а также для своевременного полового созревания подростка.

Южное солнце укрепит иммунитет малыша и повысит устойчивость организма к простудным и вирусным заболеваниям. Не стоит забывать и о правильном полноценном питании ребенка. Нужно следить, чтобы малыш получал все необходимые витамины и микроэлементы для своего здорового развития и роста.

Всегда легче предотвратить заболевание, чем лечить его последствия.

Чтобы улучшить здоровье и повысить качество жизни человека, необходимо проводить адекватную профилактику заболеваний дыхательной системы регулярно и повсеместно.

Загрузка…

Источник

Специалистам / Методические пособия / Методические пособия (статья)

Статья | 
31-03-2018, 13:57
 | 

Здоровье ребенкаЗдоровье ребенкаПрофилактика заболеваний органов дыхания у детей бывает двух видов: специфическая и неспецифическая. Специфическая (специальная) профилактика подразумевает ряд мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний. Неспецифическая профилактика на повышение иммунитета в организме ребенка.

Специфическая профилактика органов дыхания

Специфическая профилактика болезней органов дыхания среди детей подразумевает соблюдение санитарно-гигиенических мер, а также использование ряда специальных препаратов. Если участь тот факт, что причиной большинства заболеваний органов дыхания у детей является респираторная инфекция (бактериального и вирусного происхождения), которая передается воздушно-капельным путем, самым эффективным способом профилактики этих патологий – выполнение санитарно-гигиенических мероприятий. То есть, если ребенок посещает детское дошкольное учреждение, в случае возникновения первых признаков заболевания его необходимо быстро изолировать от детского коллектива; дезинфекция помещений, предметов ухода, игрушек после изоляции больного ребенка; соблюдение санитарных правил персоналом детского учреждения (выполнять правила личной гигиены, в периоды высокого риска возникновения заболеваний работать в маске); тщательное соблюдение режима влажной уборки и проветривания помещений; строгий контроль за тепловым режимом (дети не должны перегреваться в помещении и перед выходом на прогулку); постоянная информационная работа в отношении гигиены ребенка.

Использование специальных препаратов предполагает выполнение профилактических мер с целью предупреждения возникновения и развития острых заболеваний органов дыхания, а также снижение частоты их возникновения. Детям раннего и дошкольного возраста назначают препараты интерферона (такие препараты назначаются только врачом).

Неспецифическая профилактика органов дыхания

Неспецифическая профилактика подразумевает комплекс мероприятий, способствующих улучшению физического и психического развития ребенка. Благодаря этим мероприятиям снижается восприимчивость организма ребенка к любым острым заболеваниям (в том числе органов дыхания). Для этого необходимо соблюдать правила режима и рациона питания (в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка); тщательный уход, при котором необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности организма; соблюдение режима дня (физические упражнения, закаливание, регулярные прогулки, сон на свежем воздухе и др).

Стоит обратить внимание на еще одно из средств профилактики заболеваний органов дыхание – лечение хронических воспалительных процессов органов дыхания (хронический бронхит, хронический ринит, бронхиальная астма, тонзиллит и др).

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

муниципальное дошкольное образовательное учреждение лазаревский детский сад общеразвивающего вида №49

Консультация для родителей на тему:

«Профилактика заболеваний органов дыхания»

                   

Подготовила:

Инструктор по физической культуре Лазаревского детского сада общеразвивающего вида №49

Третьякова Светлана Владимировна.

Уважаемые родители!

Помните, что здоровье ваших детей находится в ваших руках! Чтобы избежать простудных заболеваний и связанных с ними осложнений, необходимо задолго задуматься о профилактических мерах. Лечения простудных заболеваний  не существует, вернее, лечим мы симптомы. Поэтому основной задачей каждого родителя должна стать профилактика заболевания.  Я хочу посоветовать вам несколько способов, которые помогут вам и вашим детям укрепить организм в целом и сделать его менее подверженным риску инфекционных заболеваний.

Но уменьшить число простудных заболеваний или их продолжительность вполне реально.

Для этого, может быть, даже придется изменить образ жизни ребенка. В целом, совокупность профилактических мероприятий можно сформулировать следующим образом:

1. Ограничьте пребывание ребенка в местах массового скопления людей;

2. Мойте руки с мылом;

3. Проветривайте помещение не менее 3-4 раз в день;

4. Ежедневно проводите влажную уборку;

5. Соблюдайте режим дня:

     — ночной и дневной сон по возрасту,

     — не переутомляйте вашего малыша,

     — ежедневные прогулки,

     — сон на свежем воздухе,

     — постарайтесь не перегревать малыша,

     — одежда должна быть по погоде.

Важно:

1. Правильное питание по возрасту с включением натуральных соков, фруктов, овощей, природных фитонцидов (лук, чеснок). Дополнительно принимайте витамин С.  Большое его количество, содержится в шиповнике, смородине, квашеной капусте, киви, цитрусовых. Ешьте пищу, богатую фитохимическими веществами. «Фито» означает «растительный». Естественные химические вещества в растениях насыщают пищу витаминами и ускоряют обмен веществ. Ешьте темно-зеленые, красные, желтые овощи и фрукты

2. А еще надо навестить педиатра и ЛОР — врача, чтобы они сообща оценили состояние органов дыхания ребенка. Если у него окажутся очаги хронической инфекции (в миндалинах, носоглотке, гайморовых пазухах), то врачи проведут соответствующее лечение и расскажут о профилактических мерах, в том числе о лекарственных препаратах, которые помогут предотвратить обострения этих инфекционных процессов. Может потребоваться и консультация аллерголога, так как дети-аллергики существенно больше подвержены частым простудным заболеваниям. 

А самое главное состоит в том, чтобы и ребенок, и все члены его семьи знали: частые простуды — это повод не для переживаний, а для активных действий.

3. Пейте больше жидкости. Вода вымывает из организма вредные вещества и наполняет его необходимой влагой. Вкусным и полезным является напиток, приготовленный из ягод шиповника. Детям можно давать по половине стакана несколько раз в день. Можно даже заменить у детей в меню этим напитком обычный чай и компот. В шиповнике содержится очень большое количество витамина С, а это, как известно, одно из самых мощных оружий в борьбе против вирусов и бактерий, вызывающих грипп.        

 4. Регулярно выполняйте физические упражнения. Физические упражнения усиливают работу сердца, заставляя его перегонять большее количество крови и переносить больше кислорода из легких. Разгоряченное тело потеет. Активируется выработка естественных иммунных клеток организма, убивающих вирусы.

5. Мощным фактором профилактики детских простудных заболеваний является закаливание. Средствами закаливания являются солнце, воздух и вода. Каждый вид закаливания должен проходить под строгим наблюдением врача.

Существуют общие правила для всех видов закаливания.

1.   Закаливание осуществляется только полностью здоровыми людьми.

2.   Дозы закаливающих воздействий следует увеличивать постепенно. Резкие непривычные охлаждения могут стать причиной заболевания.

3.   Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма. При нарушениях деятельности сердца, легких, почек, заболевании носоглотки перед закаливанием необходимо проконсультироваться с врачом.

4.   Закаливающие процедуры проводят систематично и последовательно. Закаливаться надо на протяжении всей жизни. Даже двухнедельный перерыв может свести на нет эффект от закаливающих процедур, проводимых в течение длительного  времени.

5.   Недопустимо проведение отрицательных эмоциональных реакций на самого малыша.

6.   Необходимо приучать организм к самым различным видам охлаждения: сильным, средним, слабым, быстрым.

7.   Проводить воздушные и солнечные ванны следует во время бега, ходьбы, выполнения общеразвивающих упражнений, подвижных игр. Это повышает эффективность закаливания.

8.   Рекомендуется чередовать местные закаливающие процедуры (ходьбу босиком, полоскание горла прохладной водой и т.п.) с общими, так как закаливание отдельных участков тела не повышает общей устойчивости организма.

9.   Следует помнить: какими бы совершенными методами ни проводилось закаливание в дошкольном образовательном учреждении, оно не достигнет желаемого результата, если не найдет поддержки в семье.

В заключении уместно вспомнить, какими факторами определяется здоровье не только детей, но и взрослых. Оказывается, что на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% — от экологии, на 50% (!) от образа жизни и лишь на 10% — от медицинского обслуживания. Поэтому  наше здоровье и здоровье наших  детей в наших руках.

Источник

Îñîáåííîñòè ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé ïåðâûõ ëåò æèçíè, ÷àñòîòà äûõàíèÿ íîâîðîæäåííûõ è åãî äèíàìèêà â ïðîöåññå ðîñòà. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ, çàêîíîìåðíîñòè èõ ïðîôèëàêòèêè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ â ñâÿçè ñ àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ

1. Àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ

Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ìîðôîëîãè÷åñêîå ñòðîåíèå îðãàíîâ äûõàíèÿ íåñîâåðøåííî. Èíòåíñèâíûé ðîñò è äèôôåðåíöèðîâêà äûõàòåëüíûõ îðãàíîâ ïðîäîëæàþòñÿ â òå÷åíèå ïåðâûõ ìåñÿöåâ è ëåò æèçíè. Ôîðìèðîâàíèå îðãàíîâ äûõàíèÿ çàêàí÷èâàåòñÿ â ñðåäíåì ê 7 ãîäàì, è â äàëüíåéøåì óâåëè÷èâàþòñÿ òîëüêî èõ ðàçìåðû. Âñå äûõàòåëüíûå ïóòè ó ðåáåíêà èìåþò çíà÷èòåëüíî ìåíüøèå ðàçìåðû è áîëåå óçêèå ïðîñâåòû, ÷åì ó âçðîñëîãî.

Îñîáåííîñòÿìè ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé ïåðâûõ ëåò æèçíè ÿâëÿþòñÿ â ñëåäóþùèõ äàííûõ:

1) òîíêàÿ, íåæíàÿ, ëåãêîðàíèìàÿ ñóõàÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ñ íåäîñòàòî÷íûì ðàçâèòèåì æåëåç, ñî ñíèæåííîé ïðîäóêöèåé ñåêðåòîðíîãî èììóíîãëîáóëèíà A(SIgA) è íåäîñòàòî÷íîñòüþ ñóðôàêòàíòà;

2) áîãàòàÿ âàñêóëÿðèçàöèÿ ïîäñëèçèñòîãî ñëîÿ, ïðåäñòàâëåííîãî ïðåèìóùåñòâåííî ðûõëîé êëåò÷àòêîé è ñîäåðæàùåãî ìàëî ýëàñòè÷åñêèõ è ñîåäèíèòåëüíîòêàííûõ ýëåìåíòîâ;

3) ìÿãêîñòü è ïîäàòëèâîñòü õðÿùåâîãî êàðêàñà íèæíèõ îòäåëîâ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, îòñóòñòâèå â íèõ è â ëåãêèõ ýëàñòè÷åñêîé òêàíè.

Íîñ è íîñîãëîòî÷íîå ïðîñòðàíñòâî. Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà íîñ è íîñîãëîòî÷íîå ïðîñòðàíñòâî ìàëûõ ðàçìåðîâ, êîðîòêèå, óïëîùåííûå èç-çà íåäîñòàòî÷íîãî ðàçâèòèÿ ëèöåâîãî ñêåëåòà. Ðàêîâèíû òîëñòûå, íîñîâûå õîäû óçêèå, íèæíèé ôîðìèðóåòñÿ òîëüêî ê 4 ãîäàì. Ïåùåðèñòàÿ òêàíü ðàçâèâàåòñÿ ê 8 -9 ãîäàì.

Ïðèäàòî÷íûå ïîëîñòè íîñà. Ê ðîæäåíèþ ðåáåíêà ñôîðìèðîâàíû ëèøü ãàéìîðîâû ïàçóõè; ëîáíàÿ è ðåøåò÷àòàÿ ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íåçàìêíóòûå âûïÿ÷èâàíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, îôîðìëÿþùèåñÿ â âèäå ïîëîñòåé òîëüêî ïîñëå 2 ëåò, îñíîâíàÿ ïàçóõà îòñóòñòâóåò. Ïîëíîñòüþ âñå ïðèäàòî÷íûå ïîëîñòè íîñà ðàçâèâàþòñÿ ê 12-15 ãîäàì.

Ñëåçíî-íîñîâîé êàíàë. Êîðîòêèé, êëàïàíû åãî íåäîðàçâèòû, âûõîäíîå îòâåðñòèå ðàñïîëîæåíî áëèçêî îò óãëà âåê, ÷òî îáëåã÷àåò ðàñïðîñòðàíåíèå èíôåêöèè èç íîñà â êîíúþíêòèâàëüíûé ìåøîê.

Ãëîòêà. Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà îòíîñèòåëüíî øèðîêàÿ, íåáíûå ìèíäàëèíû ïðè ðîæäåíèè îò÷åòëèâî âèäíû, íî íå âûñòóïàþò èç-çà õîðîøî ðàçâèòûõ äóæåê. Èõ êðèïòû è ñîñóäû ðàçâèòû ñëàáî, ÷òî â êàêîé-òî ìåðå îáúÿñíÿåò ðåäêèå çàáîëåâàíèÿ àíãèíîé íà ïåðâîì ãîäó æèçíè. Ê êîíöó ïåðâîãî ãîäà ëèìôîèäíàÿ òêàíü ìèíäàëèí, â òîì ÷èñëå íîñîãëîòî÷íîé (àäåíîèäû), íåðåäêî ãèïåðïëàçèðóåòñÿ, îñîáåííî ó äåòåé ñ äèàòåçàìè. Áàðüåðíàÿ èõ ôóíêöèÿ â ýòîì âîçðàñòå íèçêàÿ, êàê ó ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ. Ðàçðîñøàÿñÿ ëèìôîèäíàÿ òêàíü çàñåëÿåòñÿ âèðóñàìè è ìèêðîáàìè, îáðàçóþòñÿ î÷àãè èíôåêöèè — àäåíîèäèò è õðîíè÷åñêèé òîíçèëëèò.

Ùèòîâèäíûå õðÿùèîáðàçóþò ó ìàëåíüêèõ äåòåé òóïîé çàêðóãëåííûé óãîë, êîòîðûé ïîñëå 3 ëåò ñòàíîâèòñÿ ó ìàëü÷èêîâ áîëåå îñòðûì. Ñ 10 ëåò ôîðìèðóåòñÿ óæå õàðàêòåðíàÿ ìóæñêàÿ ãîðòàíü. Èñòèííûå ãîëîñîâûå ñâÿçêè ó äåòåé êîðî÷å, ÷åì ó âçðîñëûõ, ÷åì è îáúÿñíÿåòñÿ âûñîòà è òåìáð äåòñêîãî ãîëîñà.

Òðàõåÿ. Ó äåòåé ïåðâûõ ìåñÿöåâ æèçíè ÷àùå âîðîíêîîáðàçíàÿ, â áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå ïðåîáëàäàþò öèëèíäðè÷åñêàÿ è êîíè÷åñêàÿ ôîðìû. Âåðõíèé êîíåö åå ðàñïîëîæåí ó íîâîðîæäåííûõ çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì ó âçðîñëûõ (íà óðîâíå IV øåéíûõ ïîçâîíêîâ), è ïîñòåïåííî îïóñêàåòñÿ, êàê è óðîâåíü áèôóðêàöèè òðàõåè (îò III ãðóäíîãî ïîçâîíêà ó íîâîðîæäåííîãî äî V-VI â 12-14 ëåò). Êàðêàñ òðàõåè ñîñòîèò èç 14-16 õðÿùåâûõ ïîëóêîëåö, ñîåäèíåííûõ ñçàäè ôèáðîçíîé ïåðåïîíêîé (âìåñòî ýëàñòè÷åñêîé çàìûêàþùåé ïëàñòèíû ó âçðîñëûõ).  ïåðåïîíêå ñîäåðæèòñÿ ìíîãî ìûøå÷íûõ âîëîêîí, ñîêðàùåíèå èëè ðàññëàáëåíèå êîòîðûõ ìåíÿåò ïðîñâåò îðãàíà. Òðàõåÿ ðåáåíêà î÷åíü ïîäâèæíà, ÷òî íàðÿäó ñ ìåíÿþùèìñÿ ïðîñâåòîì è ìÿãêîñòüþ õðÿùåé èíîãäà ïðèâîäèò ê ùåëåâèäíîìó ñïàäåíèþ åå íà âûäîõå (êîëëàïñ) è ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ýêñïèðàòîðíîé îäûøêè èëè ãðóáîãî õðàïÿùåãî äûõàíèÿ (âðîæäåííûé ñòðèäîð). Ñèìïòîìû ñòðèäîðà îáû÷íî èñ÷åçàþò ê 2 ãîäàì, êîãäà õðÿùè ñòàíîâÿòñÿ áîëåå ïëîòíûìè.

Áðîíõèàëüíîå äåðåâî. Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ áðîíõèàëüíîå äåðåâî ñôîðìèðîâàíî. Ðàçìåðû áðîíõîâ èíòåíñèâíî óâåëè÷èâàþòñÿ íà ïåðâîì ãîäó æèçíè è â ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå. Èõ îñíîâó ñîñòàâëÿþò õðÿùåâûå ïîëóêîëüöà â ðàííåì äåòñòâå, íå èìåþùèå çàìûêàþùåé ýëàñòè÷åñêîé ïëàñòèíêè è ñîåäèíåííûå ôèáðîçíîé ïåðåïîíêîé, ñîäåðæàùåé ìûøå÷íûå âîëîêíà. Õðÿùè áðîíõîâ î÷åíü ýëàñòè÷íûå, ìÿãêèå, ïðóæèíÿò è ëåãêî ñìåùàþòñÿ. Ïðàâûé ãëàâíûé áðîíõ ÿâëÿåòñÿ îáû÷íî ïî÷òè ïðÿìûì ïðîäîëæåíèåì òðàõåè, ïîýòîìó èìåííî â íåì ÷àùå îáíàðóæèâàþòñÿ èíîðîäíûå òåëà. Áðîíõè, êàê è òðàõåÿ, âûñòëàíû ìíîãîðÿäíûì öèëèíäðè÷åñêèì ýïèòåëèåì, ìåðöàòåëüíûé àïïàðàò êîòîðîãî ôîðìèðóåòñÿ óæå ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà.

Èç-çà óâåëè÷åíèÿ òîëùèíû ïîäñëèçèñòîãî ñëîÿ è ñëèçèñòîé îáîëî÷êè íà 1 ìì ñóììàðíàÿ ïëîùàäü ïðîñâåòà áðîíõîâ íîâîðîæäåííîãî óìåíüøàåòñÿ íà 75% (ó âçðîñëîãî — íà 19%). Àêòèâíàÿ ìîòîðèêà áðîíõîâ íåäîñòàòî÷íà èç-çà ñëàáîãî ðàçâèòèÿ ìûøö è ìåðöàòåëüíîãî ýïèòåëèÿ. Íåçàêîí÷åííàÿ ìèåëèíèçàöèÿ áëóæäàþùåãî íåðâà è íåäîðàçâèòèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû ñïîñîáñòâóþò ñëàáîñòè êàøëåâîãî òîë÷êà ó ìàëåíüêîãî ðåáåíêà; ñêàïëèâàþùàÿñÿ â áðîíõèàëüíîì äåðåâå èíôèöèðîâàííàÿ ñëèçü çàêóïîðèâàåò ïðîñâåòû ìåëêèõ áðîíõîâ, ñïîñîáñòâóåò àòåëåêòàçèðîâàíèþ è èíôèöèðîâàíèþ ëåãî÷íîé òêàíè. ôóíêöèîíàëüíîé îñîáåííîñòüþ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ íåäîñòàòî÷íîå âûïîëíåíèå äðåíàæíîé, î÷èñòèòåëüíîé ôóíêöèè.

Ëåãêèå. Ó ðåáåíêà, êàê è ó âçðîñëûõ, ëåãêèå èìåþò ñåãìåíòàðíîå ñòðîåíèå. Ñåãìåíòû îòäåëåíû äðóã îò äðóãà óçêèìè áîðîçäêàìè è ïðîñëîéêàìè ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè (äîëü÷àòîå ëåãêîå). Îñíîâíîé ñòðóêòóðíîé åäèíèöåé ÿâëÿåòñÿ àöèíóñ, íî òåðìèíàëüíûå åãî áðîíõèîëû çàêàí÷èâàþòñÿ íå ãðîçäüþ àëüâåîë, êàê ó âçðîñëîãî, à ìåøî÷êîì (sacculus). Èç «êðóæåâíûõ» êðàåâ ïîñëåäíåãî ïîñòåïåííî ôîðìèðóþòñÿ íîâûå àëüâåîëû, ÷èñëî êîòîðûõ ó íîâîðîæäåííîãî â 3 ðàçà ìåíüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî. Óâåëè÷èâàåòñÿ äèàìåòð êàæäîé àëüâåîëû (0,05 ìì ó íîâîðîæäåííîãî, 0,12 ìì â 4 -5 ëåò, 0,17 ìì ê 15 ãîäàì). Ïàðàëëåëüíî íàðàñòàåò æèçíåííàÿ åìêîñòü ëåãêèõ. Ìåæóòî÷íàÿ òêàíü â ëåãêîì ðåáåíêà ðûõëàÿ, áîãàòà ñîñóäàìè, êëåò÷àòêîé, ñîäåðæèò î÷åíü ìàëî ñîåäèíèòåëüíîòêàííûõ è ýëàñòè÷åñêèõ âîëîêîí.  ñâÿçè ñ ýòèì ëåãêèå ðåáåíêà ïåðâûõ ëåò æèçíè áîëåå ïîëíîêðîâíû è ìåíåå âîçäóøíû, ÷åì ó âçðîñëîãî. Íåäîðàçâèòèå ýëàñòè÷åñêîãî êàðêàñà ëåãêèõ ñïîñîáñòâóåò êàê âîçíèêíîâåíèþ ýìôèçåìû, òàê è àòåëåêòàçèðîâàíèþ ëåãî÷íîé òêàíè.

Ñêëîííîñòü ê àòåëåêòàçó óñèëèâàåòñÿ èç-çà äåôèöèòà ñóðôàêòàíòà, ïëåíêè, ðåãóëèðóþùåé ïîâåðõíîñòíîå àëüâåîëÿðíîå íàòÿæåíèå è âûðàáàòûâàåìîé àëüâåîëÿðíûìè ìàêðîôàãàìè. Èìåííî ýòîò äåôèöèò ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé íåäîñòàòî÷íîãî ðàñïðàâëåíèÿ ëåãêèõ ó íåäîíîøåííûõ ïîñëå ðîæäåíèÿ (ôèçèîëîãè÷åñêèé àòåëåêòàç).

Ïëåâðàëüíàÿ ïîëîñòü. Ó ðåáåíêà îíà ëåãêî ðàñòÿæèìà â ñâÿçè ñî ñëàáûì ïðèêðåïëåíèåì ïàðèåòàëüíûõ ëèñòêîâ. Âèñöåðàëüíàÿ ïëåâðà, îñîáåííî ó íîâîðîæäåííûõ, îòíîñèòåëüíî òîëñòàÿ, ðûõëàÿ, ñêëàä÷àòàÿ, ñîäåðæèò âîðñèíêè, âûðîñòû, íàèáîëåå âûðàæåííûå â ñèíóñàõ, ìåæäîëåâûõ áîðîçäàõ.

Êîðåíü ëåãêîãî. Ñîñòîèò èç êðóïíûõ áðîíõîâ, ñîñóäîâ è ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ (òðàõåîáðîíõèàëüíûõ, áèôóðêàöèîííûõ, áðîíõîïóëüìîíàëüíûõ è âîêðóã êðóïíûõ ñîñóäîâ). Ñòðîåíèå è ôóíêöèÿ èõ àíàëîãè÷íû ïåðèôåðè÷åñêèì ëèìôàòè÷åñêèì óçëàì. Îíè ëåãêî ðåàãèðóþò íà âíåäðåíèå èíôåêöèè.  ñðåäîñòåíèè ïîìåùàåòñÿ òàêæå âèëî÷êîâàÿ æåëåçà (òèìóñ), êîòîðàÿ ïðè ðîæäåíèè èìååò áîëüøèå ðàçìåðû è â íîðìå ïîñòåïåííî óìåíüøàåòñÿ â òå÷åíèå ïåðâûõ äâóõ ëåò æèçíè.

Äèàôðàãìà. Â ñâÿçè ñ îñîáåííîñòÿìè ãðóäíîé êëåòêè äèàôðàãìà èãðàåò ó ìàëåíüêîãî ðåáåíêà áîëüøóþ ðîëü â ìåõàíèçìå äûõàíèÿ, îáåñïå÷èâàÿ ãëóáèíó âäîõà. Îñíîâíûìè ôóíêöèîíàëüíî — ôèçèîëîãè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè îðãàíîâ äûõàíèÿ ÿâëÿþòñÿ: ïîâåðõíîñòíûé õàðàêòåð äûõàíèÿ; ôèçèîëîãè÷åñêàÿ îäûøêà (òàõèïíîý), íåðåäêî íåïðàâèëüíûé ðèòì äûõàíèÿ; íàïðÿæåííîñòü ïðîöåññîâ ãàçîîáìåíà è ëåãêîå âîçíèêíîâåíèå äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

1.Ãëóáèíà äûõàíèÿ, àáñîëþòíûé è îòíîñèòåëüíûé îáúåìû îäíîãî äûõàòåëüíîãî àêòà ó ðåáåíêà çíà÷èòåëüíî ìåíüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî. Ïðè êðèêå îáúåì äûõàíèÿ óâåëè÷èâàåòñÿ â 2 -5 ðàç. Àáñîëþòíàÿ âåëè÷èíà ìèíóòíîãî îáúåìà äûõàíèÿ ìåíüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî, à îòíîñèòåëüíàÿ (íà 1 êã ìàññû òåëà) — çíà÷èòåëüíî áîëüøå.

2.×àñòîòà äûõàíèÿ òåì áîëüøå, ÷åì ìîëîæå ðåáåíîê, êîìïåíñèðóåò ìàëûé îáúåì êàæäîãî äûõàòåëüíîãî àêòà è îáåñïå÷èâàåò êèñëîðîäîì îðãàíèçì ðåáåíêà. Íåóñòîé÷èâîñòü ðèòìà è êîðîòêèå (íà 3 — 5 ìèí) îñòàíîâêè äûõàíèÿ (àïíîý) ó íîâîðîæäåííûõ è íåäîíîøåííûõ ñâÿçàíû ñ íåçàêîí÷åííîé äèôôåðåíöèðîâêîé äûõàòåëüíîãî öåíòðà è ãèïîêñèåé åãî. Èíãàëÿöèè êèñëîðîäà îáû÷íî ëèêâèäèðóþò äûõàòåëüíóþ àðèòìèþ ó ýòèõ äåòåé.

3.Ãàçîîáìåí ó äåòåé îñóùåñòâëÿåòñÿ áîëåå ýíåðãè÷íî, ÷åì ó âçðîñëûõ, áëàãîäàðÿ áîãàòîé âàñêóëÿðèçàöèè ëåãêèõ, ñêîðîñòè êðîâîòîêà, âûñîêîé äèôôóçèîííîé ñïîñîáíîñòè.  òî æå âðåìÿ ôóíêöèÿ âíåøíåãî äûõàíèÿ ó ìàëåíüêîãî ðåáåíêà íàðóøàåòñÿ î÷åíü áûñòðî èç-çà íåäîñòàòî÷íûõ ýêñêóðñèé ëåãêèõ è ðàñïðàâëåíèÿ àëüâåîë.

×àñòîòà äûõàíèÿ ðåáåíêà íîâîðîæäåííîãî — 40 — 60 â 1 ìèí, ãîäîâàëîãî — 30 -35, 5 — 6 ëåò -20 -25, 10 ëåò — 18 — 20, âçðîñëîãî — 16 — 18 â 1 ìèí.

Ïåðêóòîðíûé òîí ó çäîðîâîãî ðåáåíêà ïåðâûõ ëåò æèçíè, êàê ïðàâèëî, âûñîêèé, ÿñíûé, ñî ñëåãêà êîðîáî÷íûì îòòåíêîì. Ïðè êðèêå îí ìîæåò ìåíÿòüñÿ — äî îò÷åòëèâîãî òèìïàíèòà íà ìàêñèìàëüíîì âäîõå è óêîðî÷åíèÿ íà âûäîõå.

Âûñëóøèâàåìûå íîðìàëüíûå äûõàòåëüíûå øóìû çàâèñÿò îò âîçðàñòà: äî ãîäà ó çäîðîâîãî ðåáåíêà äûõàíèå îñëàáëåííîå âåçèêóëÿðíîå â ñâÿçè ñ åãî ïîâåðõíîñòíûì õàðàêòåðîì; â âîçðàñòå 2 — 7 ëåò âûñëóøèâàåòñÿ ïóýðèëüíîå (äåòñêîå) äûõàíèå, áîëåå îò÷åòëèâîå, ñ îòíîñèòåëüíî áîëåå ãðîìêèì è äëèííûì (1/2 îò âäîõà) âûäîõîì. Ó äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà è ïîäðîñòêîâ äûõàíèå òàêîå æå, êàê ó âçðîñëûõ, — âåçèêóëÿðíîå.

2. Çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ

Ê ôàêòîðàì, îïðåäåëÿþùèì õàðàêòåð ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, îòíîñÿò:

· Âîçáóäèòåëè èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé;

· Õèìè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå àãåíòû.

 ïåðâîé ãðóïïå âåäóùóþ ðîëü îòâîäÿò òàêèì âîçáóäèòåëÿì, êàê ïíåâìîêîêêè, ñòðåïòîêîêêè, ñòàôèëîêîêêè, ìèêîáàêòåðèè òóáåðêóëåçà, âèðóñû ãðèïïà, ãðóïïà ìîðôîëîãè÷åñêè è êëèíè÷åñêè ïîäîáíûõ îñòðûõ âîñïàëèòåëüíûõ çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ.

Áîëåçíè è òðàâìû îðãàíîâ äûõàíèÿ ìîãóò âîçíèêàòü ïðè êîíòàêòå ñ áûòîâûìè àëëåðãåíàìè, ïûëüöîé ðàñòåíèé. Òðàâìàì ìîãóò ïîñëóæèòü ïðîôåññèîíàëüíûå ôàêòîðû, ê ïðèìåðó, ýëåêòðîñâàðêà — ñîëè íèêåëÿ, èñïàðåíèÿ ñòàëè; ïîïàäàíèå èíîðîäíîãî òåëà.

 öåëîì, çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ äûõàòåëüíîé ñèñòåìû êëàññèôèöèðóþò íà ãðóïïû, â çàâèñèìîñòè îò ïðè÷èíû èõ âîçíèêíîâåíèÿ:

· Èíôåêöèîííûå. Ïîïàäàÿ â îðãàíèçì, ïàòîãåííûé ôàêòîð âûçûâàåò âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ (ïíåâìîíèÿ, áðîíõèò);

· Àëëåðãè÷åñêèå. Ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà êîíòàêò ñ àëëåðãåíîì (áðîíõèàëüíàÿ àñòìà);

· Àóòîèììóííûå. Çà÷àñòóþ îòíîñÿòñÿ ê íàñëåäñòâåííûì ðàçðóøåíèÿì îðãàíîâ è òêàíåé ïîä äåéñòâèåì ñîáñòâåííîé èììóííîé ñèñòåìû (ìóêîâèñöèäîç, èäåîïàòè÷åñêèé ãåìîñèäåðîç ëåãêèõ).

Ðàññìàòðèâàÿ ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ äûõàòåëüíîé ñèñòåìû ÷åëîâåêà, íåëüçÿ íå îòìåòèòü íûíåøíèé îáðàç æèçíè: êóðåíèå, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì, òðóäîãîëèçì. Áîëüøèíñòâî ïðîâîäÿò ðàáî÷èå äíè â íåïðîâåòðèâàåìûõ ïîìåùåíèÿõ, ïåðåïîëíåííûõ ëþäüìè, è äûøàò âîçäóõîì èç êîíäèöèîíåðîâ. Íåïðàâèëüíî îðãàíèçîâàííûé ðåæèì äíÿ ñïîñîáñòâóåò ñíèæåíèþ çàùèòíûõ ôóíêöèé îðãàíèçìà, ïðîâîöèðóÿ ðàçâèòèå àëëåðãè÷åñêèõ, èíôåêöèîííî-âîñïàëèòåëüíûõ íåäóãîâ îðãàíîâ äûõàíèÿ.

Áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ çàíèìàþò âåäóùåå ìåñòî ñðåäè ïàòîëîãèé, ðàçâèâàþùèõñÿ â äåòñêîì âîçðàñòå. Îðãàíèçì ðåáåíêà òàê æå, êàê è âçðîñëûé ìîæåò ñòîëêíóòüñÿ ñ èíôåêöèîííûìè âîçáóäèòåëÿìè, êîòîðûå ðàçìíîæàþòñÿ â ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, âûçûâàÿ ðàçíîîáðàçíûå âèäû íåäóãîâ. Ðàññìîòðèì îñíîâíûå áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé.

Ðèíèò — âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ â ñëèçèñòîé îáîëî÷êå íîñîâûõ ïàçóõ. Âûäåëÿþò òðè ôîðìû:

· îñòðàÿ;

· õðîíè÷åñêàÿ;

· àëëåðãè÷åñêàÿ.

Ðèíèò àëëåðãè÷åñêîãî õàðàêòåðà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàðóøåíèå òîíóñà ñîñóäîâ ñëèçèñòîé íîñà, âûçâàííîå ðàçäðàæåíèåì ðåôëåêñîãåííûõ çîí ïîä âëèÿíèåì àëëåðãåíîâ ðàçëè÷íîé ïðèðîäû.

Îñòðàÿ ôîðìà îáû÷íî ïðîÿâëÿåòñÿ íà ôîíå ðåñïèðàòîðíûõ èíôåêöèé (ÎÐÂÈ, êîðü, äèôòåðèÿ è äð.). Ïðè÷èíîé ïîÿâëåíèÿ õðîíè÷åñêîé ôîðìû ÿâëÿåòñÿ äëèòåëüíûé èëè ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàþùèé îñòðûé ðèíèò.

Ê çàáîëåâàíèÿì îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé îòíîñÿò òðàõåèò, ôàðèíãèò, ëàðèíãèò, áðîíõèò, êîòîðûå çà÷àñòóþ èìåþò ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííóþ ñâÿçü ìåæäó ñîáîé. Åñëè òðàõåèò ñî÷åòàåòñÿ ñ ëàðèíãèòîì èëè áðîíõèòîì — ýòî ëàðèíãîòðàõåèò è òðàõåîáðîíõèò ñîîòâåòñòâåííî.

Ïîñòàâèòü äèàãíîç è íàçíà÷èòü ãðàìîòíîå ëå÷åíèå ìîæåò òîëüêî âðà÷-ïåäèàòð.

ÎÐÂÈ ïðè íåñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè âñåãäà âûçûâàþò îñëîæíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ïîðàæåíèåì äûõàòåëüíîé ñèñòåìû, è ïíåâìîíèÿ ó ðåáåíêà òîæå íå ðåäêîñòü.

Äåòè â ìëàäøåì âîçðàñòå ïîäâåðãíóòû âëèÿíèþ òàê íàçûâàåìûõ äåòñêèõ áîëåçíåé, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ñáîÿìè â îðãàíàõ äûõàíèÿ: êîêëþø, äèôòåðèÿ, êðóï.

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî äûõàòåëüíûå ïóòè ó ðåáåíêà îòëè÷àþòñÿ ìåíüøèìè ðàçìåðàìè è áîëåå óçêèìè ïðîõîäàìè, íåæåëè ó âçðîñëûõ, ïîýòîìó áîëüøå ïîäâåðæåíû âîçäåéñòâèþ ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ðàçâèòèþ áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ è èõ ïðåäóïðåæäåíèå äîëæíî áûòü ñâîåâðåìåííûì.

Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ

Ñèñòåìà äûõàíèÿ — ñîâîêóïíîñòü îðãàíîâ, îáåñïå÷èâàþùèõ ïîäà÷ó êèñëîðîäà â îðãàíèçì è èìåþùàÿ ñîáñòâåííûå ìåõàíèçìû çàùèòû, ïðåäîòâðàùàþùèå ñáîè â ôóíêöèîíèðîâàíèè ñèñòåìíûõ ïðîöåññîâ.

Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ — íåîáõîäèìàÿ ïîääåðæêà, â êîòîðîé íóæäàþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû äëÿ íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ.

Ïðîôèëàêòè÷åñêèå äåéñòâèÿ â ïåðâóþ î÷åðåäü çàêëþ÷àþòñÿ â çàêàëèâàíèè îðãàíèçìà, è íå èìååò çíà÷åíèå âçðîñëûé ýòî èëè ðåáåíîê. Âêëþ÷àåò â ñåáÿ ðÿä ïðîöåäóð, íàïðàâëåííûõ íà ïîâûøåíèå óñòîé÷èâîñòè îðãàíèçìà ê ðåçêèì ïåðåïàäàì òåìïåðàòóðû (ïåðåîõëàæäåíèå, ïåðåãðåâàíèå).

Ìåðîïðèÿòèÿ, ñâÿçàííûå ñ ìîáèëèçàöèåé âíóòðåííèõ ñèë ÷åëîâåêà, ïîâûøàþò èììóíèòåò, âûðàáàòûâàþò ñòîéêîñòü ê âëèÿíèþ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ îêðóæàþùåé ñðåäû.

Ïðîôèëàêòèêà áîëåçíåé îðãàíîâ äûõàíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â íåõèòðûõ îáùèõ äåéñòâèÿõ:

· îðãàíèçàöèÿ ïðàâèëüíîãî îáðàçà æèçíè;

· ñîáëþäåíèå ðàöèîíà ïèòàíèÿ;

· çàíÿòèÿ ñïîðòîì;

· çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû;

· äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà.

Ýòî îáùèå ðåêîìåíäàöèè, ñîáëþäàÿ êîòîðûå ìîæíî ïîâûñèòü ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà ê âîçäåéñòâèþ âíåøíèõ ôàêòîðîâ.

Åñëè áûëè çàìå÷åíû ïðèçíàêè âîçíèêíîâåíèÿ ïðîñòóäíîãî íåäóãà, äàáû èçáåæàòü îáîñòðåíèé, õîðîøåé ïðîôèëàêòèêîé çàáîëåâàíèé äûõàòåëüíîé ñèñòåìû ñòàíóò èíãàëÿöèè. È ñîâñåì íå îáÿçàòåëüíî ÷àñàìè ñèäåòü íàä êàñòðþëåé ñ âàðåíîé êàðòîøêîé, äûøà åå ïàðàìè. Ñîâðåìåííûå èíãàëÿòîðàìè (íåáóëàéçåðû) èìåþò íåáîëüøèå ðàçìåðû, îáåñïå÷èâàþò ðàñïûëåíèå ïðåïàðàòà ìàëûìè ôðàêöèÿìè â ñàìûå îòäàëåííûå ó÷àñòêè äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ãäå è äîñòèãàåòñÿ íàèëó÷øèé ðåçóëüòàò.

Ðàçíîîáðàçèå ìîäåëåé ïîçâîëÿåò ïîäîáðàòü íåîáõîäèìîå óñòðîéñòâî, êîòîðîå ìîæåò ñòàòü íåçàìåíèìûì ïîìîùíèêîì äëÿ ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû, ëå÷åíèÿ áðîíõèòîâ, òðàõåèòîâ, ëàðèíãèòîâ è äð.  êà÷åñòâå ëåêàðñòâà èñïîëüçóþò ñðåäñòâà, íàçíà÷åííûå âðà÷îì èëè îáû÷íûé ôèçèîëîãè÷åñêèé ðàñòâîð.

Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé çàêëþ÷àåòñÿ â ñâîåâðåìåííîì è ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè ïðîñòóäíûõ çàáîëåâàíèé. Òî åñòü íå ñòîèò ïðåíåáðåãàòü ïåðâûìè ñèìïòîìàìè ïðîÿâëåíèÿ ÎÐÇ/ÎÐÂÈ, òðåáóåòñÿ îáåñïå÷èòü äîëæíûé óõîä çà ðåáåíêîì, ïðîâåòðèâàòü ïîìåùåíèå, ñëåäîâàòü