Профилактика инфекционных болезней и укрепление здоровья

Профилактика инфекционных болезней и укрепление здоровья thumbnail

Инфекционные болезни людей — это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека (или животного)здоровому.

Основные пути передачи инфекции и воздействие на них

  • воздушно-капельный путь передачи(грипп, простудные заболевания, ветряная оспа, коклюш, туберкулез, дифтерия, корь, краснуха  и др.) – для профилактики  используются маски, проветривание, недопущение скопления большого количества людей в помещении;
  • алиментарный (пищевой) путь передачи (все кишечные инфекции, сальмонеллез, дизентерия, вирусный гепатит А) – важную роль играет личная гигиена, мытье рук, продуктов питания, отсутствие мух в помещениях;
  • половой (контактный) путь передачи (вирусный гепатит В, С, ВИЧ СПИД, генитальный герпес, сифилис, гонорея, папилломатоз) – важным моментом профилактики таких инфекций является отсутствие беспорядочной половой жизни с частой сменой партнеров и использование презервативов;
  • кровяной путь передачи (наиболее часто – вирусный гепатит В, ВИЧ СПИД) – в этом случае предотвратить инфекционные заболевания помогут стерильный хирургический инструментарий, отказ от татуировок (особенно в домашних условиях), то есть все усилия направлены на предотвращение нарушения целостности кожи и слизистых оболочек.

Профилактика инфекционных заболеваний

         Как и любые другие болезни, инфекционные заболевания проще не допустить, чем потом лечить. Для этого используется профилактика инфекционных заболеваний, которая позволяет предотвратить развитие инфекционного процесса.

         Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает:прививки, закаливание, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, быта и отдыха, охрану окружающей среды. Общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов:создание здоровых и безопасных условий труда и быта на производстве, на рабочем месте.

         В целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней проводится иммунопрофилактика путем проведения профилактических прививок.Этот вид профилактики инфекционных заболеваний непосредственно связан с созданием в организме человека иммунитета (невосприимчивости) к определенной инфекции с помощью иммунизации и называется – специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Выделяют два основных вида иммунопрофилактики:

  • активная иммунизация (вакцинация) – после введения в организм человека вакцины (антиген возбудителя или живые ослабленные микроорганизмы) происходит образование специфических антител, которые даже при заражении препятствуют развитию инфекционного заболевания. В настоящее время проводится активная иммунизация против таких инфекционных заболеваний: столбняк, коклюш, дифтерия, вирусный гепатит В, полиомиелит, корь, краснуха, эпидпаротит («свинка»), туберкулез.
  • пассивная иммунизация – в организм вводятся готовые антитела к определенной инфекции, что используется для экстренной профилактики инфекционных заболеваний (экстренная профилактика столбняка).

Значение иммунопрофилактики

     Необходимо помнить: чем больше людей вакцинировано, тем выше коллективный иммунитет и барьер для инфекционных заболеваний. Победить инфекцию можно, если вакцинацией будет охвачено все население.

     Каким бы не был метод профилактики, его использование поможет предотвратить заболевание, что особенно важно при неизлечимых инфекциях, таких как ВИЧ СПИД, бешенство и вирусные гепатиты.

Источник

Профилактика заболеваний — всё, что у нас есть

«Прежде болезни заботься о себе» (Сир.18:19) — говорит Священное Писание. Проще заранее чистить зубы, пока мягкий налёт не разрушил их до корня, не правда ли? Так не только со здоровьем полости рта, но и всего организма. Профилактика болезней, как полезная привычка, может надолго сохранить работоспособность человека. О чём мечтает большинство пожилых людей? Прежде всего, не стать обузой близким, сохранять ясный ум и быть дееспособным «до конца». «Врачи лечат болезни, а здоровье нужно добывать самому», — говорил знаменитый хирург Николай Амосов. 

Что значит для вас быть здоровым? Давайте возьмём ручку, блокнот и запишем пункты, которые составили бы ваше представление о физическом здоровье — 10 из 10 баллов. 

Например: 

  1. Редко и легко болеть ОРВИ.
  2. Быть сильным, активным и выносливым. Легко справляться с тяжёлыми сумками. 
  3. Делать зарядку каждое утро и заниматься в спортзале 2 раза в неделю.
  4. Следить за питанием для здоровья пищеварительной системы, сосудов и молодости. 
  5. Корректировать осанку.
  6. Ходить по 10 тысяч шагов в день. 
  7. Принимать регулярно витамины и минералы. 
  8. Проходить профосмотр у врача 1 раз в полгода: терапевт, стоматолог, профильный специалист по хроническому заболеванию, если таковое имеется (эндокринолог, кардиолог, онколог и пр.)

Ваш личный список будет планом-максимумом из того, чего бы хотелось в отношении физического здоровья. А что может предложить официальная медицина для оздоровления и профилактики заболеваний? 

Способы укрепления здоровья — важная часть профилактики 

Врач официальной медицины даёт рекомендации по оздоровлению, исходя из индивидуальных особенностей пациента. Закаливание, физическая активность, правильное питание и профилактика стрессов — то, что необходимо для укрепления резервных сил организма вообще всем. Но в частности, одному пациенту будет рекомендовано санаторно-курортное лечение на море, а другому, к примеру, с новообразованием на коже — крайне противопоказано.

Прекрасно, когда сам доктор является примером здорового образа жизни: имеет оптимальный вес, излучает бодрость, активен и оптимистичен. Вспомним хирурга Федора Углова, дожившего до 103 лет и ратовавшего за трезвый и здоровый образ жизни. 

Основная работа по профилактике заболеваний лежит на плечах самого пациента: 

  • Интересоваться, какие витамино-минеральные комплексы, антиоксиданты и другие профилактические средства можно применять в его случае. 
  • Приложить усилия воли к изменения образа жизни — расстаться с тягостными зависимостями, рационально применять гигиенические меры профилактики, использовать физические нагрузки, избегать перегреваний и переолаждений и т.д.
  • Изменить психологические реакции на стресс.

Одним из способов профилактики инфекционных заболеваний является разумная вакцинопрофилактика. О плюсах и минусах вакцинации сказано немало. В частности, о прививках против гриппа единогласно положительных отзывов нет и среди врачей. А вот при возможности заразиться бешенством или столбняком приходит на помощь срочная иммунизация, которая может спасти человеку жизнь при своевременном обращении. 

Профилактические осмотры и диспансерное наблюдение 

Диспансеризацию не особенно любят пациенты, часто считают потерей времени, т.к. профосмотры происходят в принудительном порядке и порой похожи на формально проведённые. Но диспансеризация за годы своего существования продлила жизни многих людей, выявив скрытые заболевания — сахарный диабет, гипертоническая болезнь, анемии, моче- и желче-каменная болезнь и пр.

Многие пациенты (в их числе сами врачи) делятся опытом самостоятельно организованной диспансеризации на внебюджетной основе, иными словами — платно. Например, один раз в год сдавать кровь на полный биохимический анализ, делать УЗИ брюшной полости, проходить осмотр кардиолога, невролога и офтальмолога и при необходимости профильные исследования этих специалистов. 

Рекомендуем 

Кроме того, изменились правила диспансеризации для лиц старше 40 лет. У них есть возможность ежегодно проходить обследование в выделенный дополнительный день отпуска. 

«Школы здоровья»

Одним из направлений профилактической деятельности являются т.н. Школы здоровья: астма-школы, школы диабета, школы по гипертонии, язвенной болезни, кардиологические школы и т.д. Это занятия, организованные администрацией лечебного учреждения (поликлиники, больницы), проводят которые 2-4 раза в месяц (иногда чаще по просьбам пациентов). 

Чаще всего, такие встречи выглядят как лекции профильных врачей с их ответами на вопросы, а иногда и практические занятия по здоровому образу жизни с дыхательной гимнастикой и физкультурой. Самую большую проблему врачи видят в мотивировании пациентов: как бы парадоксально ни было, но на платные оздоровительные курсы они ходят с большей охотой, чем на бесплатные школы здоровья при поликлинике. Но в тех областях, где люди проникались такой заботой местных врачей, шла тенденция к улучшению общей картины здоровья: снижение давления, нормализация пульса у сердечников, многие отказались от вредных привычек, изменили пищевые пристрастия в сторону здоровых продуктов, снижали вес, реже отмечали приступы мигрени и пр. 

Самая большая досада врачей в том, что такие школы пациенты мало посещают. Трудно сказать, по незнанию об их существовании или от лени… Если вас заинтересовали Школы здоровья, поинтересуйтесь у администрации местной поликлиники о датах проведения. И не забудьте позвать знакомых и друзей посетить занятия. 

Онкопрофилактика

Всё чаще в медицинских изданиях мы видим термин «онконастороженность». Если кратко, то онкологи рекомендуют лечить любую болезнь, исключив прежде рак. 

Здоровый образ жизни, отказ от чрезмерного пребывания на солнышке, регулярные профилактические осмотры в теории должны предостеречь от развития онкологического заболевания. И всё же врачи порой разводят руками, когда пациент делает всё, что положено по правилам, а заболевание прогрессирует. На это между специалистами часто ходят подобные философские мысли: у каждого рак свой, но не каждый до него доживёт. Мол меняй образ жизни или не меняй, разницы нет. И всё-таки мы видим опыт большого количества людей, которые с помощью официальной медицины и изменения образа жизни добились ремиссии онкологического заболевания. 

Важным фактором здесь снова является дисциплина самого пациента — нужно регулярно ходить на осмотры, исследования и анализы. Та же периодическая диспансеризация позволяет выявить онкологическое заболевание на ранней стадии и сохранить человеку жизнь. 

Профилактика: вторичная и третичная

В данном случае речь идёт о профилактике рецидива болезни, реабилитации после перенесённых тяжёлых заболеваний. 

Диакон Владимир Рождественский, врач-физиотерапевт: «В наших стационарах у доктора редко есть возможность участвовать в жизни каждого пациента: большой поток препятствует тому, чтобы каждому дать частичку сердца, так скажем. Получается, как в притче-сказке, когда богач заказал из овчинки шапку: сказал — а можно две? — можно и две. — А можно десять? — Можно и десять. И в итоге по маленькой шапке каждому.
К сожалению, медицина наша не может предоставить большой помощи в реабилитации. Тенденция такова, что количество койко-дней сокращается. Чтобы оборот больницы увеличить, время пребывания пациента в больнице нужно сократить. Зачастую после операции человек отправляется «куда хочет». С одной стороны, это страшно. С другой, хирургическое лечение получают все, кому необходимо. Раньше такого не было.

В госклиниках ограниченное количество дней бесплатное, а остальное за плату. Часто приходится человеку искать частные реабилитационные клиники. Это не каждый может себе позволить». 

К сожалению, о государственных реабилитационных центрах мало кто знает. Часто чтобы попасть в такой центр, необходимо оформить группу инвалидности, что тоже несёт немало хлопот, особенно когда на медкомиссии в этом отказывают. И всё-таки прежде чем искать частные варианты реабилитационной помощи, поинтересуйтесь у лечащего врача, в каких санаториях и центрах можно бесплатно пройти курс реабилитации и что для этого нужно сделать. 

Рекомендуем также Реабилитация после операции

Вторичная профилактика тяжёлых заболеваний должна быть направлена на изменение образа жизни и поведения пациента. После инфаркта миокарда или инсульта больному и его родственникам нужно понимать, что впереди рецидив. Как говорится, рвётся, где тонко. И тут важна не только воля самого больного и грамотные рекомендации врача. Для профилактики крайне необходима хорошо организованная поддержка близких — питание, уход, прогулки и тёплая психологическая атмосфера в семье. 

Будьте здоровы! 

Подготовила Екатерина Соловьёва

Источник

11 класс, ОБЖ

Урок № __________

Дата ____________________________

Тема: Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Планируемые результаты:

Познавательные: познакомить учащихся с основными инфекционными заболеваниями, их причинами и мерами по их профилактике.

Регулятивные: способствовать формированию у учащихся убеждения в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни при подготовке к военной службе и в дальнейшей взрослой жизни.

Коммуникативные: развитие у учащихся знаний о сохранении и укреплении здоровья.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности учащихся:

— осознавать необходимость сохранения и укрепления здоровья;

— формировать убеждение соблюдать нормы здорового образа жизни.

Материалы и оборудование:

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник.

Организация класса: учащиеся читают сообщения по вопросам темы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация обучающихся.

Как вы думаете, какие требования предъявляются к здоровью призывника?

hello_html_m17d84fec.jpg

Требования к здоровью призывников определяются на законодательном уровне. Нужно отметить, что перечень заболеваний, которые предполагают проверку при призыве на военную службу, обширен. В то же время отмечается неоднозначная трактовка некоторых пунктов.

При обследовании разрешается использование методов исследования и информативных способов диагностики. Несмотря на это, риск диагностических ошибок сохраняется. В редких ситуациях предполагается затрудненное выявление заболеваний.

Самые распространенные заболевания:

  • сколиоз;

  • плоскостопие;

  • нарушение зрения, слуха.

Такие заболевания предполагают ограничение в службе или признание призывника не годным. Официальная статистика подтверждает, что каждый второй – третий призывник не годен к армейской службе.

Медицинская комиссия требует ответственного подхода. В противном случае новобранец, у которого присутствуют отклонения здоровья, сталкивается с чрезмерно опасными внешними факторами и становится заложником сложившейся ситуации. Если же медицинские работники проявляют мало внимания, появляется риск ухудшения здоровья и появления новых заболеваний.

В официальном Расписании болезней зафиксировано 89 групп заболеваний, с которыми армейская служба становится невозможной. Каждая группа включает в себя десятки диагнозов. Таким образом, более 2000 заболеваний предполагают освобождение от армии.

  1. Изучение нового материала.

Изучаемые вопросы:

  1. Требования, предъявляемые к уровню здоровья допризывника при постановке его на воинский учёт.

  2. Качества, которые необходимо формировать в себе молодому человеку при подготовке к военной службе.

  3. Роль военной службы в формировании у военнослужащих качеств человека и гражданина — защитника Отечества.

  4. Инфекционные болезни и их классификация.

  5. Причины возникновения инфекционных болезней.

  6. Профилактика инфекционных заболеваний.

Изложение учебного материала

1. Требования, предъявляемые к уровню здоровья допризывника при постановке его на воинский учёт.

Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие — это важная и неотъемлемая часть подготовки каждого гражданина к выполнению своего воинского долга и к дальнейшей взрослой жизни.

Сообщение учащегося.

Все граждане при начальной постановке на воинский учёт и призыве проходят медицинское освидетельствование врачей-специалистов, и ; только две категории подлежат призыву: категория «А» — годен к военной службе; категория «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Для того чтобы определить годность допризывников к военной службе, военные комиссариаты запрашивают следующие сведения:

  • из психоневрологических, наркологических, противотуберкулёзных, кожно-венерологических диспансеров списки лиц, состоящих в этих учреждениях на учёте;

  • из других медицинских учреждений списки лиц, состоящих на диспансерном учёте и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, сведения о профилактических прививках и о непереносимости медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья граждан;

  • из органов социальной защиты населения сведения о лицах, признанных инвалидами;

  • из правоохранительных органов сведения о лицах, состоящих на учёте за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических, токсических веществ, алкоголя и медицинских препаратов в немедицинских целях.

Выводы:Каждый молодой человек допризывного возраста должен сохранять и укреплять своё здоровье, так как будущему защитнику Родины нужно быть крепким и физически закалённым.

2. Качества, которые необходимо формировать в себе молодому человеку при подготовке к военной службе.

Сообщение учащегося.

Подробное изучение состояния здоровья человека проводится только у призывников, а здоровые люди нужны везде. Любая гражданская специальность требует от каждого человека высоких духовных, физических и социальных качеств. Только здоровые люди могут успешно обеспечить своё благополучие в жизни. Поэтому формирование жизненно важных качеств и соблюдение норм здорового образа жизни актуальны не только для молодых людей, подлежащих призыву на военную службу, но и для всех.

Основные жизненно важные качества и пути их формирования:

Духовные качества включают в себя смелость, решительность, силу воли.

Физические качества включают в себя выносливость, силу, скорость, гибкость.

Социальные качества включают в себя ответственность, исполнительность, умение жить в коллективе, дисциплинированность.

Все эти качества формируются во время повседневных занятий в школе, во время занятий физической культурой и спортом, особенно военно-прикладными видами спорта.

Выводы: благополучие каждого зависит от его здоровья.

3. Роль военной службы в формировании у военнослужащих качеств человека и гражданина — защитника Отечества.

Военная служба как никакой другой вид деятельности способствует выработке в каждом военнослужащем жизненно необходимых качеств и формирует личность человека и гражданина — защитника Отечества.

Военная служба является серьёзным критерием проверки способностей молодого человека к дальнейшей самостоятельной жизни, его умения управлять собой, в то числе и своим здоровьем.

В целях повышения устойчивости организма военнослужащих к различным резким изменениям физических факторов окружающей среды, к условиям, связанным с особенностями военной службы и выполнением боевых задач, в подразделениях и частях организуются систематические занятия по физической подготовке, спортивные мероприятия и мероприятия по закаливанию организма.

Закаливание военнослужащих в военных частях проводится систематически путём комплексного использования водных, солнечных и воздушных факторов внешне среды в сочетании с занятиями физической культурой и спортом.

Для профилактики и повышения невосприимчивость военнослужащих к инфекционным болезням делаются профилактические прививки.

Необходимые духовные и социальные качества личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации формируются в процессе повседневной армейской жизни при выполнении функциональных обязанностей, в процессе боевой подготовки, во время учений и особенно в условиях реальных боевых действий.

Мероприятия, проводимые в воинских частях с целью укрепления и сохранения здоровья военнослужащих, в полной мере способствуют поддержанию здоровья военнослужащих на необходимом уровне. Для здорового духовно и физически человека все задачи, которые ставит перед ним жизнь, разрешимы и приемлемы, в том числе и задачи военной службы.

Выводы: Заботясь о своём здоровье, человек заботится о своём дальнейшем благополучии.

4. Инфекционные болезни и их классификация.

Сообщение учащегося.

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, вирусами, простейшими грибками.

Классификация основных инфекционных болезней

Инфекционные болезни, вызываемые возбудителями, паразитирующими в организме человека

Инфекционные болезни, к возбудителям которых восприимчив человек

КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, Е, дизентерия, полиомиелит, холера, паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллез, сальмонеллез.

ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина, туберкулез и др.

Геморрагическая лихорадка, с почечным синдромом, онитоз.

КРОВЯНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф.

Блошиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, желтая лихорадка, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, туляремия, чума.

ИНФЕКЦИИ НАРУЖНЫХ ПОКРОВОВ

Вирусный гепатит В, С, D, ВИЧ – инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома.

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур.

Классификация инфекционных болезней

Основные группы инфекционных болезней в зависимости от вида возбудителя.

Вид возбудителя

Инфекционные болезни

Вирусные инфекции

Грипп, вирусные гепатиты, ВИЧ СПИД, инфекционный мононуклеоз, герпес, ветряная оспа, корь

Бактериальные инфекции

Дизентерия, сальмонеллез, туберкулез, холера, чума

Грибковые инфекции

Кандидоз, лишай

Инфекции, вызванные простейшими

Амебиаз, лямблиоз

Прионовые инфекции

Возбудителем являются специфические белковые молекулы – прионы, наименее изученная на сегодняшний день отрасль

Инфекции, вызванные паразитами (инвазии)

Черви (гельминтозы), эктопаразиты (вши, клещи)

Выводы: каждый человек должен знать виды инфекционных болезней и способы заражения, чтобы предотвратить заболевание ими.

5. Причины возникновения инфекционных болезней.

Сообщение учащегося.

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма. Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей.

Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в большой степени зависят от состояния организма человека, его физиологических особенностей и состояния иммунной системы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Выводы: Есть три основные причины возникновения инфекционных заболеваний: бактерии, вирусы и риккетсии.

6. Профилактика инфекционных заболеваний.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведётся регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат заболевания туберкулёзом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллёзом, бруцеллёзом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

(в тетрадь)

Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, стимулирование их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрану окружающей среды. Профилактика подразумевает проведение оздоровительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Для профилактики инфекционных заболеваний большое значение имеет иммунизация.

(в тетрадь)

Иммунизация – это процесс, благодаря которому человек приобретает иммунитет, или становится невосприимчивым к инфекционной болезни, обычно, путем введения вакцины.

Различают иммунизацию активную, основанную на введении вакцин или антитоксинов, и пассивную, при которой вводят иммунную сыворотку или иммуноглобулины, а также пассивно-активную, когда вначале вводят иммунную сыворотку, а затем вакцину или антитоксин.

Иммунизация вакцинами и антитоксинами в качестве планового профилактического мероприятия более эффективна, чем иммунизация сывороточными препаратами, так как обеспечивает защиту на более длительный срок.

Выводы: каждый человек обязан следить за своим здоровьем и проходить иммунизацию.

4. Итоги урока. Рефлексия.

Итоги урока можно провести с помощью блока вопросов и заданий на с. 130, 136 учебника.

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…

Для меня было новым, что …

Я решил, что …

5. Домашнее задание

Изучить § 24, 25 учебника и выводы к ним, выполнить задание к параграфам.

Источник