Пропедевтика внутренних болезней цели и задачи

Пропедевтика внутренних болезней цели и задачи thumbnail

Пропедевтика(от греч. «propaideuo»-предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме

Пропедевтика внутренних болезней – вводный курс в клиническую дисциплину – внутренние болезни (терапия).

Пропедевтика дает основы тех знаний, которые в дальнейшем используются для углубленного изучения внутренних болезней и используются в повседневной деятельности практического фельдшера.

Предметом пропедевтики внутренних болезней является: самостоятельное обследование пациента всеми наиболее простыми методами, выявление важнейших симптомов болезней, складывание их в синдромы заболеваний, знание лабораторно — инструментальных методов обследования пациентов при заболеваниях внутренних органов, их диагностического значения.

Целями освоения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» являются формирование важных профессиональных навыков обследования пациента, основ клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии.
Задачи дисциплины:
— изучение методов непосредственного исследования пациента (расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации);
— изучение некоторых методов лабораторной и инструментальной диагностики заболеваний внутренних органов;
— изучение основных клинических симптомов и синдромов заболеваний внутренних органов;

— формирование представлений об основных принципах диагностического процесса (основ клинического мышления);

— формирование представлений об основных принципах медицинской этики и деонтологии.

Терапия (внутренние болезни, внутренняя медицина) — область медицины, занимающаяся проблемами этиологии, патогенеза и клинических проявлений заболеваний внутренних органов, их диагностики, нехирургического лечения, профилактики и реабилитации.

Терапия ( забота, уход, лечение)лечение консервативными методами: лекарствами (фармакотерапия), сыворотками и вакцинами (серо- и вакцинотерапия); различными видами ионизирующего излучения (лучевая терапия); климатическими условиями, движением, грязями, минеральными водами, массажем, электричеством , лечение питанием (диетотерапия), охлаждением (криотерапия).

К сфере терапии относятся заболевания дыхательной системы (пульмонология), сердечно-сосудистой системы (кардиология), желудочно-кишечного тракта (гастроэнтерология), мочевыделительной системы (нефрология), системы крови (гематология), эндокринной системы (эндокринология), соединительной ткани (ревматология), гериатрия (лечение пожилых пациентов), инфекционные заболевания (заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами), спортивная медицина (патологические изменения, возникающие при занятиях спортом).

Врачи, занимающиеся нехирургическим лечением внутренних болезней, называются терапевтами.

Великий русский врач и ученый С. П. Боткин так определил цели практической медицины: «Главнейшие и существенные задачи практической медицины — предупреждение болезни, ле­чение болезни развившейся и, наконец, облегчение страданий больного человека».

Краткая история развития внутренней медицины.

В основе современных медицинских знаний о заболеваниях человека, методах распознавания и способах борьбы с ними лежит опыт, накопленный тысячелетиями. Научные представления о болезнях и диагностика как научная дисциплина развивались вместе с биологией, физикой, химией и др. науками. Состояние и развитие учения о болезнях и распознавании их тесно связаны с уровнем философии каждой эпохи и конкретными знаниями природы.
В период первобытной медицины простые и наглядные проявления болезней — рвота и понос, ощущение боли и жара — являлись основами диагностики. Распознавание заболеваний основывалось на простейших приёмах исследования, которые применялись без плана и методики и подробного изучения симптоматологии заболеваний.
В Др. Египте и Индии обращали внимание на температуру тела, использовали выслушивание и ощупывание, в Китае развилось учение о пульсе.

Древнюю Грецию считают родоначальницей научной клинической медицины.
Диагностическое исследование Гиппократа основывалось на тщательном наблюдении у постели больного, путём сравнения со здоровым или предшествующим состоянием больного, иногда применяли воздействие на больного для определения реакций или симптомов.

Основоположник медицины — Гиппокра́т ((около 460 года до н. э.) — знаменитый древнегреческий врач. 60 медицинских трактатов оказали значительное влияние на развитие медицины — как науки, так и специальности. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) стало традицией. Основополагающий принцип учения Гиппократа «Не навреди». Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных — аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну.

Читайте также:  История болезни по гинекологии острый аднексит

Медицинские термины: ноготь Гиппократа (пальцы в виде барабанных палочек, ногти в виде часовых стёкол); «маска Гиппократа» — лицо умирающего больного (нос острый, глаза впалые, уши холодные и стянутые, кожа на лбу твёрдая, натянутая и сухая, цвет всего лица бледный, с зелёным или серым оттенком).

В 18- 19 вв. в клинику вводятся новые ценные методы исследования. В 1758 г предложена термометрия, 1761г. — Ауэрбрунгер изобрёл перкуссию, 1819 г. — изобретение стетоскопа и разработка метода аускультации Лаэннеком. Разработка методов систематического опроса — анамнеза ( Мудров, Захарьин, Остроумов) и методической пальпации органов брюшной полости Образцовым.

Наряду с разработкой основных клинических методов диагностического исследования практическая медицина обогащалась новыми дополнительными ( лабораторными и инструментальными ) диагностическими методиками. Большую роль в развитии диагностики сыграло открытие Х — лучей.
Эйнтховен применил струйный гальванометр, положил начало электрокардиографии и фонокардиографии. 1907 г. — Пирке ввёл кожную аллергическую робу для диагностики туберкулёза. Ридер разработал методику рентгенологического исследования ЖКТ. 1869 г. — Видаль и Сикард предложили реакцию агглютинациии при брюшном тифе. Аринкин — метод стернальной пункции для прижизненного изучения костного мозга. Зимницкий ввел метод функциональной диагностики почек.

Широко применяется метод пункционной биопсии лимфоузлов, печени,селезёнки.

Развитие медицины основывается на высоких медицинских технологиях, (эндоскопия, мониторное наблюдение, компьютерная, позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография) современных достижениях науки в биохимии, иммунологии, биофизике, генетике и др.

Внедрение в каждодневную практику новых медицинских технологий позволяет осуществить диагностику на раннем доклиническом этапе заболеваний.

Выдающиеся клиницисты:

Мудров Матвей Яковлевич (1772-1831) — впервые в России ввел в клинику метод опроса больного, заложив основы анамнестического метода, особое внимание уделял данным объективного внешнего осмотра (пальпация, перкуссия, аускультация) и лабораторным исследованиям; реформатор медицинского образования.
Захарьин Григорий Антонович (1829-1897) — первым разработал клиническую симптоматику сифилиса легких и сердца; возглавлял движение русских врачей за развитие отечественных курортов.

Боткин Сергей Петрович (1832-1889) — научной клинической медицины в России.

Остроумов Алексей Александрович (1844-1908) — выступал в защиту неразрывной связи теории с практикой, подчеркивал громадное значение физики, химии, биологии для развития клинической медицины и тесной связи последней с патологией, физиологией.

Ланг Георгий Федорович(1875-1948) — основатель научной школы, автор трудов по кардиологии и гематологии.

Евгений Михайлович Тареев (1895-1986) — внес выдающийся вклад в развитие клиники внутренних болезней в целом и нефрологии в частности.

Василий Парфенович Образцов — автор метода глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости (до сих пор принята во всем мире и носит название «по Образцову»), перкуссии грудной клетки непосредственно одним пальцем.

Николай Дмитриевич Стражеско — разработал учение о функциональной недостаточности кровообращения, участвовал в создании классификации недостаточности кровообращения.

Евгений Иванович Чазов — основные труды по проблемам тромбозов и инфаркта миокарда, метаболизма миокарда и недостаточности кровообращения. Орден I степени «За заслуги перед Отечеством» 2009 г.

Комаров Федор Иванович – многочисленные исследования в гастроэнтерологии, основоположник медицины катастроф, инициатор создания подвижных медицинских формирований для оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Здоровье и болезнь — различные, но взаимосвязанные формы жизнедеятельности организма в окружающей его среде — физической и социальной. Для здоровья характерны: а) цело­стность организма (в самом широком смысле — анатомическая и функциональная, т. е. отсутствие повреждения); б) достаточ­ная приспособляемость живого существа к окружающей среде; в) хорошее самочувствие (признак субъективный: эйфория, как известно, не исключает болезни).

Читайте также:  Пальмы все их виды и болезни

Болезнь (лат. huianus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

Пациент (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания.

Течение болезни —эволюция фаз (стадий) болезни и ее проявлений (симптомов).

В течении болезни различают четыре основных периода:

1) скрытый, или латентный;

2) продромальный;

3) клинический — период выраженной болезни;

4) завершающий период — период реконвалесценции.

По своему течению болезни делятся на острые и хронические.

К острым болезням относят такие, которые протекают быстро и с более резко выраженными симптомами, а к хроническим — более медленно и с нерезко выраженными симптомами.

Наблюдая за течением болезни, за результатами лечения, можно, особенно если больной длительное время находится под наблюдением медицинского персонала, поставить прогноз, хотя бы ориентировочный.

Прогноз болезни — это на­уч­но обос­но­ван­ное предпо­ложе­ние о даль­нейшем те­че­нии и ис­хо­де бо­лез­ни.

Прогноз ставится в отношении болезни, жизни и трудоспособности больного. Сам больной, а в тяжелых случаях его родственники хотят узнать, поправится ли он или положение его безнадежное, а если поправится, то полностью или болезнь оставит какие-либо последствия, которые приведут к снижению его трудоспособности или к полной инвалидности.

Прогноз болезни благоприятный — ожи­да­ет­ся пол­ное выз­до­ро­в­ле­ние или доб­ро­ка­че­ствен­ное те­че­ние бо­лез­ни.

Прогноз болезни неблагоприятный — ожи­да­ет­ся не­пол­ное выз­до­ро­в­ле­ние или зло­ка­че­ствен­ное те­че­ние бо­лез­ни.

Прогноз болезни смертельный — ожи­да­ет­ся смер­тель­ный ис­ход; иног­да со­держит ука­за­ние ве­ро­ят­ного сро­ка его на­ступ­ле­ния.

Прогноз болезни сомнительный — не ис­клю­че­но не­благопри­ят­ное те­че­ние бо­лез­ни.

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) — комплекс медицинских мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых или врожденных заболеваний, а также в результате травм.

Этиология(от греч. «etios» – причина, «logos» – наука) – наука о причинах и условиях развития болезни

Патогенез(от греч. «pathos» – страдание, болезнь; «genesis» – происхождение, развитие) – наука о механизмах развития болезни.

Саногенез – учение о механизмах защиты организма от действия повреждающих агентов, направленных на восстановление функции поврежденных структур.

Симптом

(от греч. «symptomos» – признак, совпадение) – признак какого-либо заболевания

(статически значимое отклонение того или иного показателя от границ его нормальных величин или возникновение качественно нового, не свойственного здоровому организму явления).

Виды симптомов: диагностические (патогномоничные) — свойственны только одному заболеванию; специфические — характерны для группы заболеваний органов одной системы; неспецифические — характерны для очень многих заболеваний различных органов и систем органов; нехарактерные для данного заболевания симптомы.

Субъективные симптомы — выявление основано на описании пациентом своих ощущений, возникающих в ходе развития болезни, выявляются путем расспроса.

Объективные симптомы — выявлены методами объективного исследования пациента (осмотром, пальпацией, перкуссией, аускультацией и лабораторно-инструментальными способами)

Ранние симптомы (начальные) – возникающие на ранних стадиях развития болезни.

Поздние симптомы – возникающие в период разгара заболевания или в период его разрешения.

Благоприятные симптомы- указывают на легкое или обычное течение заболевания, а также на его разрешение; неблагоприятные симптомы(угрожающие) свидетельствуют о тяжелой форме болезни, о возможности ее неблагоприятного исхода.

Синдром (от греч. «syn»- вместе, «dromos» -перемещаться, бежать — бежать вместе) – сочетания симптомов, их группы, объединенные общим патогенезом.

Симптомокомплекс – группа симптомов или синдромов, характерных для заболевания, но не объединенных общим происхождением.

Читайте также:  Какие женские болезни не надо лечить

Диагностика — процесс распознавания болезни и обозначение её с использованием принятой медицинской терминологии.

Диагноз (греч. Diagnōsis— распознавание) — медицинское заключение об имеющемся заболевании или причине смерти, выраженное в терминах, предусмотренных действующей классификацией болезней.

Диагноз формируется на основании конкретных симптомов и синдромов.

Структура диагноза:

— основное заболевание – то заболевание, которое заставило пациента обратиться за медицинской помощью, послужило поводом для его госпитализации или это заболевание, угрожающее жизни, способное самостоятельно или через осложнения привести его к смерти или инвалидизации;

— осложнения основного заболевания заболевания другого характера и этиологии, чем основное, но патогенетически с ним связанные;

сопутствующие заболевания — заболевания, обнаруживаемые у пациента одновременно с основным, но с ним не взаимосвязанные;

осложнения сопутствующих заболеваний.

Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 909 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.013 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

В переводе с греческого языка слово
«пропедевтика» означает введение
в специальность или область научных
знаний, другое значение этого слова –
предварительно обучаю. Предмет –
«Пропедевтика внутренних болезней»
– является вводным курсом в специальность
внутренней медицины, наукой, изучающей
симптомы заболеваний, методы их выявления
(диагностику), логику построения диагноза
и принципы лечения.

Выделяют следующие разделы пропедевтики:

  • изучение симптомов и механизмов их
    появления (семиотика);

  • изучение методов выявления симптомов
    (технические приемы диагностики);

  • изучение синдромов и логики построения
    диагноза;

  • изучение принципов лечения.

Цель изучения пропедевтики – освоение
студентами практических навыков
врачебных методов исследования (опрос,
осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
и теоретических основ дополнительных
методов исследования (лабораторные,
инструментальные) для диагностики
основных клинических синдромов
заболеваний внутренних органов.

Задачи пропедевтики.

  1. Освоение студентами основных врачебных
    методов исследования, которые необходимы
    в повседневной практике врача любой
    специальности.

  2. Выявление с помощью этих методов
    основных клинических симптомов.

  3. Диагностика клинических синдромов со
    знанием причин их возникновения и
    механизмов развития.

  4. Клиническая интерпретация важнейших
    общепринятых дополнительных методов
    исследования (лабораторных,
    инструментальных).

  5. Диагностика угрожающих жизни больного
    терапевтических состояний, оказание
    первой неотложной помощи по жизненным
    показаниям.

  6. Формирование у студентов профессиональной
    этики и деонтологии, основ врачебного
    клинического мышления.

  7. Изучение принципов составления
    комплексного обследования больного и
    методологии изложения полученных
    результаты исследования в виде истории
    болезни с написанием в ней обоснования
    синдромного диагноза.

Важными разделами пропедевтики является
семиотика заболеваний и диагностика.
Семиотика является наукой о механизмах
возникновения симптомов (клинических
проявлений) заболеваний. Диагностика
(Diagnosticos) – раздел медицинской науки,
изучающий методы и последовательность
обследования больного для определения
заболевания и его лечения.

Вопрос 2. Понятие симптома, методы выявления симптомов заболеваний внутренних органов.

Симптомы заболеваний представляют
собой признаки, выявляемые методами
опроса, физического, лабораторного или
инструментального обследования.

Примерами симптомов при заболеваниях
внутренних органов могут быть следующие:

  • зуд;

  • кашель;

  • одышка;

  • цианоз;

  • отеки;

  • лейкоцитоз;

  • гипергликемия;

  • снижение ОФВ1;

  • увеличение АД;

  • появление патологического зубца Q;

  • повышение температуры;

  • контакт с больным туберкулезом.

В соответствие с методическими приемами
все симптомы заболеваний можно разделить
следующим образом.

  1. Симптомы, составляющие жалобы больного

  2. Симптомы оценки функционального
    статуса больного

  3. Симптомы, выявляемые при сборе анамнеза
    заболевания

  4. Симптомы, выявляемые при сборе анамнеза
    жизни

  5. Симптомы, выявляемые при сборе физическом
    обследовании больного

  6. Лабораторные симптомы
    (лабораторно-воспалительные,
    иммунологические, серологические,
    биохимические, бактериологические,
    патолого-морфологические и т.д.)

  7. Инструментальные симптомы (ЭКГ, УЗИ,
    рентгенологические, МРТ, эндоскопические
    и т.д.)

Методы выявления физических симптомов.

  1. оценка общего статуса, сознания;

  2. оценка кожных покровов и слизистых
    оболочек;

  3. изучение системы дыхания;

  4. изучение органов кровообращения;

  5. изучение органов пищеварения;

  6. исследование почек;

  7. характеристика нервной, эндокринной
    и иммунной систем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник