Психическое здоровье и психическая болезнь факторы риска

Психическое здоровье и психическая болезнь факторы риска thumbnail

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — это определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.

Уровень психического здоровья зависит от взаимодействия факторов, которые подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие.

Предрасполагающие факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными.

В настоящее время не вызывает сомнения генетическая предрасположенность таких заболеваний, как шизофрения, некоторых форм слабоумия, аффективных расстройств (маниакально-депрессивный психоз), эпилепсии. Определенное предрасполагающее значение для развития психического заболевания имеют личностные особенности.

Особенности личности могут не только оказывать неспецифическое влияние на развитие психического расстройства, но и отражаться на формировании клинической картины заболевания.

К биологическим факторам, повышающим риск возникновения психического расстройства или заболевания, относятся возраст, пол, физическое здоровье.

Возраст. В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся:

-младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов темноты, животных, сказочных персонажей;

-подростковый период (12— 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе, связанные с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства;

-период инволюции — со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов.

Многие психические заболевания имеют закономерность развития в определенном возрасте. Шизофрения чаще развивается в подростковом или молодом возрасте, пик лекарственной зависимости приходится на 18—24 года, в инволюционном возрасте увеличивается число депрессий, старческое слабоумие. В целом, пик заболеваемости типичными психическими расстройствами приходится на средний возраст. Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера — ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков».

Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин. Мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые события. Это объясняется различными социально-биологическими их характеристиками. Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения. Специфичные для женского организма биологические состояния, такие как беременность, роды, послеродовой период, климакс, несут в себе множество социальных проблем и психотравмирующих факторов. В эти периоды повышается уязвимость женщин, актуализируются социально-бытовые проблемы. Только у женщин может развиться послеродовой психоз или депрессия со страхом за здоровье ребенка. Инволюционные психозы чаще развиваются у женщин. Нежелательная беременность — тяжелый стресс для девушки, и если отец будущего ребенка оставил девушку, то не исключено развитие тяжелой депрессивной реакции, в том числе с суицидальными намерениями. Женщины чаще подвергаются сексуальному насилию или жестокому обращению, результатом чего являются различные формы нарушений психического здоровья, чаще в виде депрессий. Девочки, подвергшиеся сексуальному насилию, в дальнейшем проявляют большую восприимчивость к психическим расстройствам. Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин — его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин — неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин — конфликт на работе или увольнение. Даже бредовые идеи носят отпечаток социально-половой принадлежности. Психическое здоровье имеет непосредственную связь с состоянием физического здоровья. Нарушения соматического здоровья могут вызвать кратковременное психическое расстройство или хроническое заболевание. Нарушения со стороны психики выявляются у 40 — 50 % больных соматическими заболеваниями.

Социальные факторы.

Из всех социальных факторов семья — главный. Ее влияние на состояние психического здоровья прослеживается в любом возрасте. Но особенное значение она имеет для ребенка. Нестабильные холодные отношения в семье, проявление жестокости сказываются на психическом здоровье ребенка.

К социальным факторам, влияющим на психическое здоровье, можно отнести проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны. Депрессии чаще возникают у представителей среднего и низших социальных слоев, где больше довлеет груз жизненных событий и обстоятельств. Депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в течение двух лет, особенно у лиц с отсутствием социальной поддержки. Для настоящего времени характерны такие социально обусловленные патогенные факторы, как локальные войны, вооруженные конфликты, террористические акты, — они приводят к стойким нарушениям психического здоровья не только у непосредственных участников, но и у мирного населения. Современный период развития общества характеризуется также нарастанием противоречий между человеком и окружающей средой, что находит отражение в экологическом неблагополучии, в резком увеличении количества техногенных катастроф. Природные катаклизмы и техногенные катастрофы изменяют жизнь человека и потенцируют развитие психических расстройств.

Провоцирующие факторы. Эти факторы вызывают развитие заболевания. Провоцирующие факторы могут быть физическими, психологическими или социальными.

К физическим факторам относятся соматические заболевания и травмы. В то же время физическое повреждение и заболевание может носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз). Социально-психологические факторы — это жизненные события (потеря работы, развод, утрата близкого, переезд на новое место жительства и т.д.), которые находят отражение в клиническом проявлении и содержании болезненных переживаний. В последнее время получили распространение навязчивые страхи, которые связаны с реальной действительностью встречаются формы болезненных убеждений и страхов, которые пришли к нам из далекого прошлого — порчи, колдовства, одержимости, сглаза.

Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции.

Читайте также:  Когда работника можно уволить во время болезни

Норма и патология психических процессов.

Понятие «психическое здоровье» и «психическая норма» не идентичны. Понятие нормы необходимо для точного диагноза / заключения[1]. Но с понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.

Норма — это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое — статистическое содержание нормы: это уровень функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Второе — оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека или состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы — субъективного, произвольно устанавливаемого норматива. Норматив принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми (например, специалистов, лидеров группы или общества и т. п.). Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.

Проблема нормы-норматива связана с проблемой выбора нормативной группы — людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В зависимости от того, кого наделенные властью специалисты (например, врачи-психиатры или психологи) включают в нормативную группу, устанавливаются различные границы нормы.

В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные, социальные  и индивидуальные нормы.

Функциональные нормы — нормы, оценивающие состояние человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно)  или возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).

Социальные нормы — нормы, контролирующие поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписанному со стороны окружения) или установленному властью образцу.

Индивидуальная норма — норма, предполагающая сравнение человека с состоянием, в котором он пребывал ранее, и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

Важнейшие критерии отнесения к  вариантам нормы:

-психологическая понятность;

-отсутствие чрезмерной фиксации, не соответствующей требованиям деятельности или потребностям

-нет нарушения социального функционирования и возможна коррекция;

-относительно целесообразный характер;

-определенные периоды.

Необходимо также оценивать характер изменений в динамике, соотносить с особенностями личности.

Вопросы, касающиеся границ между психической нормой и патологией, до настоящего времени изучены не полностью. На начальных (доклинических) этапах заболевания изменения психики часто носят транзиторный, синдромально не очерченный характер. Отсюда возникли такие понятия, как «предболезнь», «донозологические психические нарушения», которые характеризуются отсутствием четких границ между психологическими реакциями и психическими нарушениями, между нормой и патологией личности.

Большинство людей можно отнести к людям, имеющим предболезненные психические расстройства или донозологические нарушения и т.д. и рассматривать их как непатологические проявления. К ним относятся неспецифические, чаще всего  астенические феномены, акцентуации характера и расстройства личности, неврозы и неврозоподобные состояния.

При наличии патологии психических процессов с целью сближения особенностей диагностического мышления врача и клинического психолога, основываясь на результатах клинических наблюдений, были выделены патопсихологические синдромы. Впервые такую попытку предпринял в 1982г. И.А.Кудрявцев, а в 1986г. В.М.Блейхер описал ряд патопсихологических регистр-синдромов, которые имеют как бы обобщающее значение, их характеристика более близка к нозологической[1], а их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Клинический психолог может оперировать в своих диагностических заключениях таким набором патопсихологических регистр-синдромов, как:

Шизофренический. Характеризуется нарушением целенаправленности мышления и смыслообразования (резонёрство, соскальзывание, разноплановость и др.), эмоционально-волевыми расстройствами (уплощение и диссоциация эмоций, гипо- и абулия, парабулия и др.), развитие аутизма, отчужденности и т.д.

Олигофренический. Складывается из примитивности и конкретности мышления, неспособности к формированию понятий и абстрагированию (или значительному затруднению этого), дефиците общих сведений и знаний, повышенной внушаемости, эмоциональных расстройств, затруднённости/неспособности к обучению.

Органический (экзо- и эндогенный). Складывается из нарушений памяти, распада системы прежних знаний и опыта, симптомов снижения интеллекта, операциональной стороны мышления (снижение уровня обобщений), неустойчивости эмоций (аффективная лабильность), снижения критических способностей и самоконтроля (в клинике ему соответствует экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговых травм, токсикомании и т.д., истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге).

Психопатический (личностно-аномальный). Складывается из неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений мышления кататимного типа («аффективная логика»), нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт, эмоционально-волевых расстройств, изменений структуры и иерархии мотивов (в клинике ему соответствуют акцентуированные и психопатические личности,  обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции).

Аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствует биполярное аффективное расстройство и функциональные аффективные психозы позднего возраста).

Психогенно-психотический (в клинике — реактивные психозы).

Психогенно-невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции).

Источник

Эксперты Американской психиатрической ассоциации в DSM-5 определяют психическое расстройство как

синдром характеризуемый клинически существенным нарушением в индивидуальном познании, эмоциональной регуляции, или поведении, который отражает дисфункцию процессов развития, психологических и биологических, лежащих в основе психического функционирования.

Оригинальный текст (англ.)

A mental disorder is a syndrome characterized by clinically significant disturbance in an individual’s cognition, emotion regulation, or behavior that reflects a dysfunction in the psychological, biological, or developmental processes underlying mental functioning.

Факторы, провоцирующие психические расстройства, варьируются в зависимости от конкретного заболевания и личности. Причины развития многих психических расстройств до конца не ясны. Учеными было обнаружено, что различные биологические, психологические и социальные факторы могут внести свой вклад в прогрессирование психических расстройств. В большинстве случаев психические расстройства вызваны совокупностью нескольких обстоятельств, чем единичным фактором.

Результаты исследований[править | править код]

Факторы риска развития психических заболеваний включают в себя генетическую наследственность, например склонность к депрессии [1] или личностные особенности родителей[2][3]. Зависимость от марихуаны[4], алкоголизм[5], теизм[6] — все эти расстройства коррелируют с психическими расстройствами.

Читайте также:  Где можно получить справку о болезни задним числом

Некоторые психические заболевания могут иметь определённые факторы риска — такими являются ошибки «родительской» схемы лечения[прояснить], неблагоприятные жизненные события, употребление наркотических средств в депрессии[4][7], миграция, ограничения свободы, детские травмы, потеря близкого человека или разлука с семьей, пристрастие к курению гашиша (может привести к шизофрении и психозу)[4][8], наследственность, насилие над детьми[9], семейный анамнез и негативный взгляд на жизнь. Также причиной психического расстройства могут служить чрезмерная эмоциональность и импульсивность.

В феврале 2013 года в ходе исследования были выявлены общие генетические связи между пятью основными психическими расстройствами: аутизм, СДВГ, биполярное аффективное расстройство, большое депрессивное расстройство и шизофрения[10]. Аномальное функционирование нейромедиаторной системы участвует в нескольких психических расстройствах[стиль], включая[стиль]серотонин, норадреналин, дофамин и глутаматергическую систему. При некоторых заболеваниях были обнаружены различия в размере или активности некоторых областей мозга. Психологические механизмы связаны с когнитивным искажением, эмоциональным воздействием, динамикой личности, темпераментом и копингом. Исследования показали, что вариации в генах могут играть важную роль в развитии психических расстройств, хотя проводить надёжную идентификацию связей между конкретными генами и конкретными психическими нарушениями оказалась сложнее. Также имеет значение состояние окружающей среды при беременности и родах. Риск развития некоторых психических расстройств может повышаться из-за черепно-мозговых травм. Были обнаружены некоторые предварительные противоречивые связи психических нарушений с некоторыми вирусными инфекциями, злоупотреблением психоактивными веществами и общим физическим здоровьем.

Также выявили важность влияния социальных факторов, включая жестокое обращение, пренебрежение, издевательства, социальный стресс, травмирующие события и других негативные или подавляющие[прояснить (не указан комментарий)] жизненные ситуации. Однако конкретные риски и пути[стиль] к конкретным расстройствам не ясны. Причастными оказались аспекты более широкого сообщества[прояснить (не указан комментарий)], в том числе социально-экономическое неравенство, проблемы занятости, отсутствие социальной сплочённости, проблемы мигрантов и особенности определённых сообществ и культур.

Теории[править | править код]

Общая информация о теориях[править | править код]

Существует ряд теорий и примеров, объясняющих этиологию психических расстройств. Эти теории могут отличаться в обьяснении причин расстройства, их способов лечения и базовых классификациях психических расстройств. Также могут различаться мнения относительно философии сознания, рассматривается ли сознание отдельно от головного мозга.

В течение большей части XX века учёные полагали, что психические заболевания провоцируются сложными отношениями между детьми и их родителями. Эта теория также подтвердилась в конце 1990-х годов, когда выяснилось, что подобные конфликты приводят к депрессии и шизофрении. Давно известно, что детско-родительские взаимоотношения играют не менее значимую роль в развитии психических расстройств, чем биологические, в том числе генетические, факторы предрасположенности. Таким образом, научное осмысление этих факторов менялось по прошествии времени и, скорее всего, продолжат меняться.[11]

За пределами Запада подходы сообщества остаются в центре внимания.

Медицинская или биомедицинская модель[править | править код]

Общее различие обычно делается между «медицинской моделью» (также известная как биомедицинская модель или модель болезни) и «социальной моделью» (так же известной как модель расширения возможностей или восстановления) психического расстройства и неспособности; в центре внимания первой — упор на предполагаемые процессы и симптомы болезни, а второй — на социальный конструкционизм и социальное окружение.[12]

Биологическая психиатрия следует биомедицинской модели фокусируемой на органической или «аппаратной» патологии мозга, в которой многие психические расстройства определяются как расстройства структур мозга, вероятно, вызванные процессами развития сформированными сложным взаимодействием генетики и опыта.[13].

Биопсихосоциальная модель[править | править код]

Основной моделью современной западной психиатрии является биопсихосоциальная модель (БПСМ), которая совмещает биологические, психологические и социальные факторы. Имеются разные представления и вариации процентного соотношения генетических и психосоциальных причин возникновения психических расстройств.

Наиболее распространенный взгляд заключен в том, что расстройства, как правило, возникают в результате генетической предрасположенности и стрессовых факторов окружающей среды, которые в совокупности вызывают паттерны дистресса или дисфункции или, что еще хуже, вызывают расстройства (Диатез-стрессовая модель).

Психическое и поведенческие расстройства обусловлены преимущественно взаимодействием генов множественного риска и факторов окружающей среды. Кроме того, генетическая предрасположенность к развитию определенного психического или поведенческого расстройства может проявляться только у людей, которые также испытывают специфические стрессовые факторы окружающей среды вызывающие патологию. Примеры факторов окружающей среды могут варьироваться от воздействия психоактивных веществ в эмбриональный период до недоедания, инфекций, деструктивная семейная среда, беспризорность, изоляция и травмы.

Оригинальный текст (англ.)

Mental and behavioural disorders are predominantly due to the interaction of multiple risk genes with environmental factors. Further, a genetic predisposition to develop a particular mental or behavioural disorder may manifest only in people who also experience specific environmental stressors that elicit the pathology. Examples of environmental factors could range from exposure to psychoactive substances as a fetus, to malnutrition, infections, disrupted family environments, neglect, isolation and trauma.

Практическое сочетание моделей часто может использоваться для объяснения конкретных проблем и расстройств, хотя могут быть трудности в определении границ нечетких психиатрических синдромов.

Психоаналитические теории[править | править код]

Психоаналитические теории фокусируются на неразрешенных внутренних конфликтах и конфликтах отношений. Эти теории были изложены как общие объяснения психических расстройств, хотя сегодня говорят, что большинство психоаналитических групп придерживаются биопсихосоциальной модели и принимают эклектическую смесь подтипов психоанализа. Психоаналитическая теория была создана Зигмундом Фрейдом. Эта теория фокусируется на воздействии бессознательных сил на поведение человека. Согласно Фрейду, личность состоит из трех частей: ид, эго и суперэго. Ид действует по принципу удовольствия, эго действует по принципу реальности, а суперэго является «совестью» и включает то, что является и не является социально приемлемым, в систему ценностей человека. Кроме того, согласно психоаналитической теории, есть пять стадий психосексуального развития, через которые проходит каждый: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии. Психические расстройства могут быть вызваны тем, что человек получает слишком мало или слишком много удовлетворения на одной из стадий психосексуального развития. Когда это происходит, говорят, что человек фиксирован (зациклен) на этой стадии развития. Немаловажную роль в образовании психического расстройства играют защитные механизмы.

Читайте также:  Магические слова лекари старинные формулы усмиряющие болезни

Теория привязанности[править | править код]

Теория привязанности — это своего рода эволюционно-психологический подход, иногда применяемый в контексте психических расстройств, который фокусируется на роли ранних отношений между опекуном и ребенком, реагировании на опасность и поиске удовлетворительных репродуктивных отношений во взрослом возрасте. Согласно этой теории, чем более надежно привязан ребенок к врспитывающему взрослому, тем больше вероятность того, что ребенок будет поддерживать здоровые отношения с другими в своей жизни. Как показал эксперимент «Незнакомая ситуация», проведенный Мэри Эйнсворт (англ.)русск. на основе формулировок Джона Боулби, существует четыре основных типа привязанности: надежная привязанность, избегающая привязанность, дезорганизованная привязанность и тревожно-амбивалентная привязанность. Эти модели привязанности встречаются в разных культурах. Безопасные привязанности отражают доверие в отношениях между ребенком и воспитателем, в то время как небезопасные вложения отражают недоверие. Безопасность привязанности у ребенка влияет на эмоциональную, когнитивную и социальную компетентность ребенка в дальнейшей жизни.

Эволюционная психология[править | править код]

Эволюционная психология (или, более конкретно, эволюционная психопатология или психиатрия) также была предложена в качестве общей теории, утверждая, что многие психические расстройства включают в себя дисфункциональную работу модулей сознания, адаптированных к наследственным физическим или социальным средам, но необязательно к современным. Другие теории предполагают, что психические заболевания могут иметь эволюционные преимущества для видов, в том числе в повышении творчества. Некоторые схожие поведенческие отклонения были обнаружены у человекообразных обезьян. Эволюционная психология применяет дарвиновские принципы к человеческому поведению, утверждая, что человеческий разум является продуктом естественного отбора и выполняет определенные функции. Люди стремятся нести свое генетическое наследие через своих детей. Эта теория определяет окружающую среду как оказывающую большое влияние на психическое развитие человека.

Факторы, влияющие на выбор моделей и теорий[править | править код]

Психиатры могут предпочесть биомедицинские модели, потому что считают, что такие модели делают их дисциплину более уважаемой. Точно так же семьи психически больных людей предпочитают биомедицинские модели, чтоб ощущать меньше вины. Если пациенты осматриваются этнически более подобным врачом, они с большей вероятностью примут небиомедицинскую модель.

Биологические факторы[править | править код]

Биологические факторы, так же как и физические, могут оказывать пагубное воздействие на психическое здоровье человека. Например, генетика, дородовые травмы, инфекции, интоксикации, дефекты развития головного мозга, аномалии развития и биохимический дисбаланс[14]. Многие специалисты считают, что единственным основанием[стиль] развития психических расстройств служат биология мозга и нервная система[15].

Гены определяют нашу психику, длительность физического состояния здоровья, а также черепно-мозговые травмы или эпилепсию (воздействует на поведение или настроение)[прояснить (не указан комментарий)], в качестве факторов, которые влияют на развитие психических расстройств[15].

См. также[править | править код]

  • Социальная психиатрия

Примечания[править | править код]

  1. Sellers, R.; Collishaw, S.; Rice, F.; Thapar, A. K.; Potter, R.; Mars, B.; Harold, G. T.; Smith, D. J.; Owen, M. J.; Craddock, N.; Thapar, A. Risk of psychopathology in adolescent offspring of mothers with psychopathology and recurrent depression (англ.) // British Journal of Psychiatry : journal. — Royal College of Psychiatrists (англ.)русск., 2012. — Vol. 202, no. 2. — P. 108—114. — doi:10.1192/bjp.bp.111.104984. — PMID 23060622.
  2. Hancock, Kirsten J; Mitrou, Francis; Shipley, Megan; Lawrence, David; Zubrick, Stephen R. A three generation study of the mental health relationships between grandparents, parents and children (англ.) // BMC Psychiatry : journal. — 2013. — Vol. 13. — P. 299. — doi:10.1186/1471-244X-13-299. — PMID 24206921.
  3. Jeronimus, B. F.; Kotov, R.; Riese, H.; Ormel, J. Neuroticism’s prospective association with mental disorders halves after adjustment for baseline symptoms and psychiatric history, but the adjusted association hardly decays with time: a meta-analysis on 59 longitudinal/prospective studies with 443 313 participants (англ.) // Psychological Medicine (англ.)русск. : journal. — 2016. — P. 1—24. — doi:10.1017/S0033291716001653. — PMID 27523506.
  4. 1 2 3 Cannabis and mental health. Rcpsych.ac.uk. Дата обращения 23 апреля 2013.
  5. Fergusson, David M.; Boden, Joseph M.; Horwood, L. John. Tests of Causal Links Between Alcohol Abuse or Dependence and Major Depression (англ.) // JAMA : journal. — 2009. — Vol. 66, no. 3. — P. 260—266. — doi:10.1001/archgenpsychiatry.2008.543. — PMID 19255375.
  6. Winston, A. P. Neuropsychiatric effects of caffeine (неопр.) // Advances in Psychiatric Treatment. — 2005. — Т. 11, № 6. — С. 432—439. — doi:10.1192/apt.11.6.432.
  7. Pillemer, Karl; Suitor, J. Jill; Pardo, Seth; Henderson Jr, Charles. Mothers’ Differentiation and Depressive Symptoms Among Adult Children (англ.) // Journal of Marriage and Family (англ.)русск. : journal. — 2010. — Vol. 72, no. 2. — P. 333—345. — doi:10.1111/j.1741-3737.2010.00703.x. — PMID 20607119.
  8. ↑ The Report. The Schizophrenia Commission (13 ноября 2012). Дата обращения 23 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  9. ↑ Table E-4 Risk Factors for Anxiety // Prevention of Mental Disorders, Substance Abuse, and Problem Behaviors: A Developmental Perspective (англ.) / O’Connell, Mary Ellen; Boat, Thomas; Warner, Kenneth E.. — National Academies Press (англ.)русск., 2009. — P. 530. — ISBN 978-0-309-12674-8.
  10. Catherine Griffin. Five Very Different and Major Psych Disorders Have Shared Genetics. Science World Report (28 февраля 2013). Дата обращения 28 февраля 2013.
  11. Pilgrim, David; Rogers, Anne. A sociology of mental health and illness (неопр.). — Milton Keynes: McGraw-Hill Education, 2005. — ISBN 0-335-21583-1.
  12. Insel, T.R.; Wang, P.S. Rethinking mental illness (англ.) // JAMA. — 2010. — Vol. 303, no. 19. — P. 1970—1971. — doi:10.1001/jama.2010.555. — PMID 20483974.
  13. ↑ Causes of Mental Illness
  14. 1 2 Causes of Mental Disorders — Psychology Архивировано 12 мая 2015 года.

Источник