Психическое здоровье и психическая болезнь основные критерии

Психическое здоровье и психическая болезнь основные критерии thumbnail

Психи́ческое здоро́вье (духовное или душевное, иногда — мента́льное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества[1].

Содержание этого понятия «психическое здоровье» не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нём всегда отражены общественные и групповые нормы, регламентирующие духовную жизнь человека.

Психическое здоровье и психические заболевания[править | править код]

По данным UK Surgeon Journal (1999), психическое здоровье — это успешное выполнение психической функции, результатом которой является продуктивная деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неблагоприятными обстоятельствами. Термин «психическое заболевание» в совокупности относится ко всем диагностируемым психическим расстройствам — состояниям здоровья, характеризующимся изменениями мышления, настроения или поведения, связанными с дистрессом или нарушением функционирования[2][3]. Психическое здоровье и психические заболевания являются двумя непрерывными понятиями. Люди с оптимальным психическим здоровьем также могут иметь психические заболевания, а люди, у которых нет психических заболеваний, также могут иметь плохое психическое здоровье[4].

Проблемы психического здоровья могут возникать из-за стресса, одиночества, депрессии, тревоги, проблем в отношениях, смерти близкого человека, мыслей о самоубийстве, горя, зависимости, СДВГ, самоповреждения, различных расстройств настроения или других психических заболеваний различной степени, таких как а также неспособность к обучению[5][6]. Терапевты, психиатры, психологи, социальные работники, медсестры или семейные врачи могут помочь справиться с психическими заболеваниями с помощью таких методов лечения, как терапия, консультирование или прием лекарств.

Медицинская и психологическая модель психического здоровья[править | править код]

В медицине и в психологии разные подходы к проблеме психического здоровья.

При медицинском (психиатрическом) подходе психическое здоровье рассматривают как меру вероятности развития психической болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни); о здоровье судят с позиций психических нарушений и аномалий личности как отклонений от нормы (Б. Д. Карвасарский и др.).

При психологическом подходе базируются на анализе здорового функционирования личности как позитивного процесса, описываемого через понятия самореализации, самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Ш. Бюлер), полноценной жизни (К. Роджерс), аутентичности (Дж. Бюдженталь), стремления к смыслу (В. Франкл)[7].

Содержание понятия[править | править код]

Всемирная организация здравоохранения, раскрывая содержание понятие психическое здоровье, обращает внимание на следующие моменты[8]:

  • Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств.
  • Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья действительно, без психического здоровья нет здоровья.
  • Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов.

Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Ухудшение психического здоровья связано с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, социальным отчуждением, рисками психического и физического насилия и т. д.[7]

Критерии психического здоровья[править | править код]

Критерии (признаки, характеристики) психического здоровья формулируются на основе предложенной психологами в 60-е годы XX века концепции «позитивного психического здоровья».

В основе концепции поставлен анализ здорового функционирования личности как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия самореализации, самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Ш. Бюллер), полноценного человеческого функционирования (К. Роджерс), аутентичности (Дж. Бюдженталь), стремления к смыслу (В. Франкл).

Зигмунд Фрейд определял психическое здоровье как «способность к любви и работе»[9]. В данном определении отображается энергетическая модель психики, созданная Фрейдом, в которой здоровое развитие основано на сублимации, то есть эффективном перераспределении энергии либидо на конструктивные жизненные цели (творчество и близость с другими людьми)[9].

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и её результатам.
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств[10].

Перечисленные характеристики свидетельствуют о степени совершенства и зрелости личности.

Для прикладных целей достаточным является так называемое «функциональное определение здоровья, основанное на подходе Т. Парсонса (Talcott Parsons, 1958 г.) и восходящее к эволюционной теории представление о дисфункции», согласно которому «под психическим здоровьем понимается способность человека полноценно функционировать в основных социальных ролях»[11] Такой подход к здоровью имеет ряд важных для практики следствий:

  • относительность здоровья, подразумевающая отсутствие «абсолютного» психического здоровья. Это значит, что нет человека, который мог бы сохранять свое психическое здоровье в любых социальных ролях или ситуациях;
  • ограниченность подхода социокультурными нормами общества или социальной группы;
  • функциональное понимание психического здоровья не подразумевает полного отсутствия симптомов психического расстройства, а только констатирует, что такая симптоматика, если она имеется, не вызывает социальной или поведенческой дисфункции

Всемирный день психического здоровья[править | править код]

Всемирный день психического здоровья отмечается 10 октября, начиная с 1992 года.

Внешние ресурсы[править | править код]

  • Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий. «Психическое здоровье россиян». Vivos Voco (декабрь 2002). Дата обращения 12 сентября 2011.
  • Общественный фонд «Ментальное здоровье» (html) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 октября 2009. Архивировано 23 августа 2011 года.
  • Психическое здоровье/Информационный бюллетень ВОЗ, Апрель 2016 г./

См. также[править | править код]

  • Здоровье
  • Клиническая психология
  • Психиатрия
  • Психогигиена
  • Психопрофилактика
  • Психологическая помощь

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Источник

Психическое здоровье.

Психическое здоровье — одна из составляющих общего здоровья Критериями психического здоровья (по Всемирной Организации Здравоохранения) являются:

  • · осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
  • · чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • · критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • · соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • · способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами. Правилами. Законами;
  • · способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;
  • · способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Степени психического здоровья представлены в таблице 1.

Таблица 1. Степени психического здоровья

(по С.Б. Семичову, 1979).

Степень

психического здоровья

Характеристика

Идеальное здоровье

(норма)

Гипотетическое психическое состояние, все составляющие которого соответствуют некоторым теоретическим нормам; гармонично интегрированы, создают условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта в реальной природной и социальной действительности. Это состояние соответствует нулевой вероятности психической болезни или психической нестабильности.

Среднестатистическое здоровье

(норма)

Показатель, который является производным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной по ряду свойств популяции.

Конституциональное здоровье

(норма)

Соотнесение определенных, довольно специфических типов психического состояния здоровых с тем или иным типом конституции (например, по Э. Кречмеру: эпилептоидный (атлетоидный), циклоидный (пикнический), шизоидный (астенический)).

Акцентуация

Особая выраженность, заостренность непропорциональность некоторых черт характера всему складу личности. В определенной степени сужает границы социальной адаптации; предопределяет ситуационную уязвимость личности к возникновению психических расстройств (преимущественно психогенных).

Предболезнь

Появление первых, разрозненных, эпизодических, синдромально незавершенных признаков психической патологии, дисфункции, являющихся причиной и условием нерезких нарушений социальной адаптированности.

 В настоящее время понятие «психическая болезнь» в Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ — 10) заменено термином «психическое расстройство», который понимается как болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное с нарушением функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов. Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья.

Таким образом, психическую болезнь, расстройство или аномалию можно рассматривать как сужение, исчезновение или извращение критериев психического расстройства.

Этиология и патогенез психических заболеваний.

Этиология отвечает на вопрос, почему возникает болезнь, какова ее причина, патогенез — на вопрос, как развивается болезненный процесс, в чем его сущность.

Все разнообразные этиологические факторы психических заболеваний можно разделить на две группы: экзогенные факторы, или факторы внешней среды, и эндогенные — факторы внутренней среды.

Подобное деление этиологических факторов на экзогенные и эндогенные является в некоторой степени условным, так как при определенных условиях те или иные экзогенные факторы могут трансформироваться в эндогенные.

Между внешними экзогенно-социальными и внутренними эндогенно-биологическими факторами существует тесное взаимодействие. Так, социальный фактор в одном случае может быть непосредственной причиной психического заболевания, в другом — предрасполагающим моментом.

Таким образом, развитие психических заболеваний обусловлено сочетанным действием множества факторов.

К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания, механические травмы мозга, интоксикации, неблагоприятные гигиенические условия, психические травмы, сложная жизненная ситуация, истощение и др. Признавая, что болезнь в большинстве случаев развивается в результате вредных воздействий экзогенных факторов, следует в то же время учитывать реактивность, сопротивляемость и приспособительную реакцию организма. Причем человек не только сам приспосабливается к условиям внешней среды, но и изменяет и приспосабливает среду в соответствии со своими потребностями.

К эндогенным факторам, обусловливающим развитие того или иного психического расстройства, относятся некоторые заболевания внутренних органов (соматические), аутоинтоксикации, типологические особенности психической деятельности, нарушения обмена веществ, функции эндокринных желез, патологическая наследственность и наследственная предрасположенность или отягощенность. Одни авторы относят эти факторы к экзогенным, другие — к промежуточным. По-видимому, их все же следует относить к эндогенным факторам, ибо по отношению к организму в целом они являются внутренними факторами.

Следует отметить, что конкретная этиология известна лишь у небольшого числа нозологически самостоятельных психических расстройств и болезней: прогрессивный паралич, сифилис мозга, СПИД, классический вариант травматической болезни мозга, фенилпировиноградная олигофрения, алкоголизм, наркомания и некоторые другие.

Патогенез — это механизм развития патологического процесса. Патологический процесс может начинаться на разных уровнях организма: психическом, физиологическом, иммунологическом и метаболическом, структурном, генетическом. Так, если патологический процесс начинается на генетическом уровне (наследственные и эндогенные болезни), в него вовлекаются все вышележащие уровни функционирования, что проявляется специфическими признаками. В тех случаях, когда повреждающий фактор первично поражает морфологический уровень (травма, инфекция и пр.), патогенетическая цепь запускается на структурном уровне; при ряде интоксикаций и некоторых инфекционных поражениях — на метаболическом и иммунологическом уровнях; при психогениях — на физиологическом уровне. Каждый род заболеваний имеет свойственные именно ему закономерности развертывания во времени биологических механизмов. Внешним выражением такой закономерности является сменяемость психопатологических особенностей. Это проявляется не только определенным набором признаков, но и порядком их возникновения и трансформации, что создает стереотип развития патологических признаков на каждом уровне функционирования организма.

Патоморфология изучает морфологические изменения, происходящие в органах, тканях и клетках организма в результате болезни. Некоторые психические заболевания, особенно различные варианты олигофрении и деменции, характеризуются наличием выраженных патоморфологических изменений в ткани головного мозга.

Психиатрическая семиология

Для соотнесения конкретной клинической картины психического расстройства с определенными клиническими формами в психиатрической семиологии целесообразно выделение рода, вида и типа заболевания, которые представлены на схемах 1-3.

Схема 1

Род психического заболевания

(по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

Определяется этиологической принадлежностью

эндогенные (патогенез обусловлен внутренними механизмами, обусловленными генетически)

экзогенные (патогенез обусловлен внешними механизмами, при взаимодействии с организмом вызывает повреждения, формирующие патогенез и клинику болезни)

психогенные (этиологическим фактором выступает микросоциальный конфликт)

соматогенные (причиной психического расстройства является первично нецеребральное соматическое страдание)

Схема 2

Вид психического заболевания

(по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

Отдельная нозологическая форма в пределах того или иного заболевания

шизофрения, маниакально-депрессивный психоз

травматическая болезнь мозга, энцефалит

неврозы, реактивные психозы

деменции при сосудистых нарушениях; психические расстройства при эндокринопатиях

Схема 3

Тип психического заболевания

(по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

Разновидность конкретной нозологической формы, выделяемая по форме течения болезни или особенностям структуры ее ведущего синдрома

Характеристика типов течения психических заболеваний представлена в таблице 2.

Таблица 2. Типы течения психических заболеваний

(по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

Непрерывный

Приступообразный

Регредиентное течение — наблюдается обратное развитие симптоматики заболевания, регресс, упрощение, облегчение (острые психогенные расстройства)

Фазное течение — в «длиннике» заболевания сочетаются фазы и интермиссии. Фаза — приступ психического заболевания, структура которого исчерпывается обратимыми полярными аффективными симптомами. Интермиссия — возникает после выхода больного из фазы, возврат в состояние психического здоровья.

Стационарное течение — стойкость психопатологической симптоматики, фактически не имеющей динамических тенденций (олигофрении)

Рецидивирующее течение — на фоне резидуальной (остаточной симптоматики) возникает обострение, которое характеризуется усилением ведущих симптомов и присоединением дополнительных и факультативных (рецидивирующий алкогольный слуховой галлюциноз).

Прогредиентное течение — клиническая картина носит характер неуклонного усложнения продуктивных и утяжеления негативных расстройств (шизофрения, эпилепсия, пресенильные и сенильные деменции, многие наследственные энзимопатии).

Рекуррентное течение — сочетание фаз или шубов. Шубы — обратимые приступы со сложной полиморфной психопатологической симптоматикой, качественно отличающиеся от ремиссий. Ремиссия — межприступное состояние с временной остановкой или снижением активности заболевания при наличии неполного восстановления психического здоровья (шизоаффективные психозы).

Приступообразно-прогредиентное течение — сочетание признаков прогредиентного течения (в ремиссиях) с рекуррентным (в приступах — шубообразная шизофрения).

Этапы развития психического заболевания

Психическое заболевание имеет определенные этапы развития: дебют, инициальный период, развернутая клиническая картина, период стабилизации, исход. Каждый из этапов развития имеет определенные особенности, которые представлены на схеме 4.

Схема 4. Этапы развития психического заболевания

(по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

Дебют

Проявление первых признаков психического заболевания

Инициальный период

Наличие неспецифических расстройств

Развернутая клиническая картина

Наличие характерных симптомов и синдромов психического заболевания

Период стабилизации

Прекращение трансформации клинической картины заболевания

Исход

Полное выздоровление

Неполное выздоровление с резидуальной симптоматикой

Стабилизация состояния

Глубокий дефект

Смерть

Классификация психических и поведенческих расстройств

В настоящее время принята классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ — 10

Классификация психических и поведенческих расстройств

по МКБ — 10

(перечень диагностических рубрик)

F 0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F 1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ

F 2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F 3 Аффективные расстройства настроения

F 4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F 5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

F 6 Расстройства зрелой личности и поведения взрослых

F 7 Умственная отсталость

F 8 Нарушения психического развития

F 9 Поведенческие и эмоциональные расстройства

F 99 Неуточненные психические расстройства

Болезнь и патологическое состояние.

Болезнь как процесс, течение заболевания следует отличать от патологического состояния. Гипотезу об устойчивом психическом состоянии при различных заболеваниях мозга выдвинула Н.П. Бехтерева (1978). Она в определенной степени находит свое отражение в концепции А.В. Снежневского (1972) о стойких патологических состояниях, возникающих вследствие патологических процессов или пороков развития. Адаптация организма к изменившимся в результате болезни «внутренним условиям» происходит не только путем «восполнения» пораженных систем мозга его «здоровыми резервами», но и за счет формирования нового гомеостаза, нового устойчивого патологического состояния. Последнее формируется путем функциональной перестройки многих систем мозга, как пораженных болезнью, так и здоровых. Если патологический процесс прогрессирует, то функциональные системы вначале претерпевают количественные изменения, а, затем, пройдя фазу дестабилизации, — качественные, вызывающие поражение новых структур мозга и истощение компенсаторно-гиперактивных систем. Так возникает новое (вторичное) устойчивое патологическое состояние.

Исследование психически больных

В психиатрической практике ведущее место занимают клинические и параклинические методы исследования.

Схема 5. Клинические и параклинические методы исследования

Клинические

методы исследования

Параклинические

методы исследования

Расспрос (беседа) больного, анализ анамнестических данных, субъективных (полученных у больного) и объективных (со слов близких родственников, товарищей по работе) сведений, клиническое обследование соматического состояния больного и наблюдение за его поведением.

Психологическое исследование больного (исследование восприятия и ощущений, внимания, памяти, мышления, интеллекта, личности); нейрофизиологические методы: электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ); методы нейровизуализации: компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ); лабораторные исследования.

Источник