Психология болезни и инвалидности учебник скачать бесплатно

Психология болезни и инвалидности учебник скачать бесплатно thumbnail

Виктория Петрова, Владимир Бакулин, Ирина Грецкая

Психология болезни и инвалидности

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время стала очевидной теоретическая и практическая значимость взаимного влияния психического и физического здоровья. Начали активно изучать психосоматические проблемы (психическое состояние личности в измененных болезнью условиях) и влияние соматической болезни на психическое развитие. Психосоматическое направление стало одним из интенсивно развивающихся в современной клинической психологии. Кроме того, изучение самосознания соматически больного человека, субъективного отражения его заболевания становится центральным звеном в анализе личностной проблематики больного и инвалида. Внутренняя картина болезни при этом «начинает выступать для исследователей в качестве увеличительного стекла, позволяющего заглянуть во внутренний мир больного». Независимо от характера заболевания важной является проблема психологической реабилитации больных людей и инвалидов, ведь во многом от ее успешности зависит, сможет ли человек преодолеть сложности социальной адаптации, выработать свои компенсаторные возможности. Без изучения внутренней картины болезни невозможно разработать эффективные способы коррекционного воздействия на развитие больного. А это является одним из важных факторов, влияющих на ход заболевания.

Одной из важных проблем клинической психологии является также проблема симптомогенеза при соматических заболеваниях, роли психологических факторов в этом процессе. Актуальность обусловлена не только необходимостью изучения вопроса о роли психологических факторов в патогенезе симптома болезни, но и необходимостью научного обоснования принципов и выбора методов психологической и физической реабилитации больных и инвалидов. Умением будущих педагогов и психологов использовать знания о психологических особенностях больных и инвалидов для организации педагогического процесса и оказания им психологической помощи. Для этого и сам будущий специалист должен обладать разносторонними мировоззренческими знаниями, системой ценностей, интересов, мотиваций, имеющих глубоко нравственную гуманистическую направленность.

Целью изучения настоящей дисциплины является формирование у студентов понятия о психологическом состоянии больных людей и инвалидов, что необходимо для правильного подхода к лицам с ограниченными возможностями, для их эффективной адаптации и коррекции путем использования адаптивной физкультуры и теоретическая подготовка студентов к осуществлению деятельности в рамках медико-социальной работы с населением.

К основным задачам данного учебного курса относится: изучение специфики психологии поведения больного человека или инвалида; изучение проблемы кризиса личности и изменения системы отношений в условиях психосоматического страдания; освоение психологических особенностей профессионального общения с людьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья.

Изучение дисциплины «Психология болезни и инвалидности» предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

– понятие о внутренней картине болезни;

– понятие о болезненно-специфических переживаниях;

– переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни;

– понятие о механизмах психологической защиты и совладения;

– понятие о психологической травме и ее значение в истории и переживании болезни;

– проблемы жизни, смерти, суицидального поведения;

– особенности работы с проблемой личности.

1. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ И ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

1.1. ПОНЯТИЕ О ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЕ БОЛЕЗНИ

Для медицинских, социальных работников, педагогов, психологов и реабилитологов понятие «больной» всегда более близко, конкретно и значимо, чем понятие «болезнь». Больной – это, прежде всего человек, а в человеке в сложном единстве и взаимообусловленности объединены организм и личность (В.Г. Косенко).

В ряду личностных факторов, играющих роль в развитии, формировании, течении, прогнозе болезни, большое значение имеют особенности отражения болезни в переживаниях больного, то, что известный отечественный врач Р. А. Лурия определил как внутреннюю картину болезни. Е.К. Краснушкин пользовался в этих случаях терминами «сознание болезни», «представление болезни», а Е.А. Шевалев – «переживание болезни». Например, немецкий интернист Гольдшейдер писал об «аутопластической картине болезни».

Особенности отражения болезни в переживаниях больного связаны с возникновением у больного человека множества неприятных, а порой тяжелых мыслей:

• о возможности физической неполноценности;

• об исходе опасной хирургической операции;

• о возможном ухудшении материального благополучия;

• о влиянии болезни на планы личной жизни,

• об изменении качества жизни (факт поступления в больницу вызывает у человека массу тревожных мыслей, которые обусловлены отсутствием привычного образа жизни, видом чужих страданий).

В таких случаях речь может идти о влиянии страхов, беспокойств, волнений больного на его личность. Такого рода беспокойство имеет, как правило, сложный характер и включает в себя опасения индивидуальные. Например: «Чем мне угрожает болезнь?». Эти опасения всегда и тесно взаимосвязаны с опасениями, имеющими общественный характер. Например, в связи со сложившимся в обществе особым отношением к некой болезни, с особенностями ее социального звучания. Такой вариант опасений особенно ясно выступает при заразных, социально опасных болезнях, таких, как: СПИД, чума, холера, сифилис, туберкулез и др.

Во внутренней картине болезней эти особенности опасений больного проникают одна в другую, а каждая из них может приобретать качественно особое значение. Например, даже ангина у члена семьи, в составе которой имеются дети, подверженные инфекционным болезням, сопровождается не только индивидуальными опасениями, но и беспокойством за возможное ее «социальное и общественное звучание». «Звучание» внутри семьи, школы, которую посещают дети, и других социальных групп.

Кроме этого на психику больного может оказывать сам патологический процесс, когда человек испытывает физический дискомфорт, а также ограничение физических возможностей, обуславливающих снижение качества жизни, ухудшение социального статуса и т.д.

Встречается и обратная ситуация, когда тем или иным заболеваниям подвержены люди с определенными чертами характера, в этом случае клиническая картина болезни наслаивается на уже имеющиеся характерологические особенности.

На переживание болезни, отношение к патологическому процессу может оказывать влияние и непосредственно общение пациента с медицинским персоналом, процедуры обследования и лечения.

Таким образом, выделяются основные взаимодействующие стороны внутренней картины болезни, которые влияют на ее специфику:

• сенситивная (связанная с ощущением боли в местах поражения);

• эмоциональная (страх, тревога, надежда, т. е. эмоциональные переживания);

• волевая (усилие справиться с болезнью, позаботиться об обследовании и лечении);

• рациональная и информативная (знание о болезни и ее оценка).

Такое «горизонтальное» расчленение внутренней (аутопластической) картины болезни является условным, т.к. в действительности психические процессы всех этих сторон переплетаются в различных комбинациях (В.Г.Косенко). Примером «вертикальной» связи может являться факт рационализации, где рациональный компонент в большей или меньшей степени бессознательно управляется эмоциональными процессами. Например, больной уклоняется от хирургического вмешательства и «объясняет» это тем, что не верит в успешный исход операции, и при этом не признается, что главной причиной является страх перед операцией. Реально обусловленность внутренней картины болезни мультифакторна.

1.2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВНУТРЕННЮЮ КАРТИНУ БОЛЕЗНИ

Факторы, определяющие внутреннюю (аутопластическую) картину болезни можно разделить на четыре области:

1. Характер болезни;

2. Обстоятельства, в которых протекает болезнь;

3. Особенности преморбидной личности: возраст, пол, профессия, особенности личности и темперамента;

4. Прошлое больного, его личный опыт.

1. Характер болезни. Особенности болезни определяет острая она или хроническая, требующая амбулаторного или стационарного лечения, консервативного или хирургического вмешательства, имеются ли сильные боли, ограничение подвижности, неприятные косметические симптомы и т. д. Все это влияет на эмоциональную сферу больного, его психологические особенности, поведение, отношение к лечению.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Психология болезни и инвалидности», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Виктория Петрова, Владимир Бакулин, Ирина Грецкая

Психология болезни и инвалидности

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время стала очевидной теоретическая и практическая значимость взаимного влияния психического и физического здоровья. Начали активно изучать психосоматические проблемы (психическое состояние личности в измененных болезнью условиях) и влияние соматической болезни на психическое развитие. Психосоматическое направление стало одним из интенсивно развивающихся в современной клинической психологии. Кроме того, изучение самосознания соматически больного человека, субъективного отражения его заболевания становится центральным звеном в анализе личностной проблематики больного и инвалида. Внутренняя картина болезни при этом «начинает выступать для исследователей в качестве увеличительного стекла, позволяющего заглянуть во внутренний мир больного». Независимо от характера заболевания важной является проблема психологической реабилитации больных людей и инвалидов, ведь во многом от ее успешности зависит, сможет ли человек преодолеть сложности социальной адаптации, выработать свои компенсаторные возможности. Без изучения внутренней картины болезни невозможно разработать эффективные способы коррекционного воздействия на развитие больного. А это является одним из важных факторов, влияющих на ход заболевания.

Одной из важных проблем клинической психологии является также проблема симптомогенеза при соматических заболеваниях, роли психологических факторов в этом процессе. Актуальность обусловлена не только необходимостью изучения вопроса о роли психологических факторов в патогенезе симптома болезни, но и необходимостью научного обоснования принципов и выбора методов психологической и физической реабилитации больных и инвалидов. Умением будущих педагогов и психологов использовать знания о психологических особенностях больных и инвалидов для организации педагогического процесса и оказания им психологической помощи. Для этого и сам будущий специалист должен обладать разносторонними мировоззренческими знаниями, системой ценностей, интересов, мотиваций, имеющих глубоко нравственную гуманистическую направленность.

Целью изучения настоящей дисциплины является формирование у студентов понятия о психологическом состоянии больных людей и инвалидов, что необходимо для правильного подхода к лицам с ограниченными возможностями, для их эффективной адаптации и коррекции путем использования адаптивной физкультуры и теоретическая подготовка студентов к осуществлению деятельности в рамках медико-социальной работы с населением.

К основным задачам данного учебного курса относится: изучение специфики психологии поведения больного человека или инвалида; изучение проблемы кризиса личности и изменения системы отношений в условиях психосоматического страдания; освоение психологических особенностей профессионального общения с людьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья.

Изучение дисциплины «Психология болезни и инвалидности» предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

– понятие о внутренней картине болезни;

– понятие о болезненно-специфических переживаниях;

– переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни;

– понятие о механизмах психологической защиты и совладения;

– понятие о психологической травме и ее значение в истории и переживании болезни;

– проблемы жизни, смерти, суицидального поведения;

– особенности работы с проблемой личности.

1. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ И ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

1.1. ПОНЯТИЕ О ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЕ БОЛЕЗНИ

Для медицинских, социальных работников, педагогов, психологов и реабилитологов понятие «больной» всегда более близко, конкретно и значимо, чем понятие «болезнь». Больной – это, прежде всего человек, а в человеке в сложном единстве и взаимообусловленности объединены организм и личность (В.Г. Косенко).

В ряду личностных факторов, играющих роль в развитии, формировании, течении, прогнозе болезни, большое значение имеют особенности отражения болезни в переживаниях больного, то, что известный отечественный врач Р. А. Лурия определил как внутреннюю картину болезни. Е.К. Краснушкин пользовался в этих случаях терминами «сознание болезни», «представление болезни», а Е.А. Шевалев – «переживание болезни». Например, немецкий интернист Гольдшейдер писал об «аутопластической картине болезни».

Читать дальше

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Психология болезни и инвалидности» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Обсуждение, отзывы о книге «Психология болезни и инвалидности» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

Источник

Психология болезни и инвалидности учебник скачать бесплатно

Âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè è ïñèõîëîãèÿ áîëüíîãî. Òèïû ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà áîëåçíü. Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè áîëüíûõ ïðè îñòðîì è õðîíè÷åñêîì òå÷åíèè áîëåçíè è ìåòîäû èõ àäàïòàöèè. Ïàòîëîãè÷åñêèå âàðèàíòû îòíîøåíèé ìåæäó áîëüíûì è âðà÷îì.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ20.07.2017
Ðàçìåð ôàéëà56,2 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

×àñòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå

«ÎÎ ÄÏÎ Ìåæäóíàðîäíàÿ àêàäåìèÿ ýêñïåðòèçû è îöåíêè»

ÊÓÐÑÎÂÀß ÐÀÁÎÒÀ

«Ïñèõîëîãèÿ áîëåçíè è èíâàëèäíîñòè«

Àâòîð: ñëóøàòåëü

Ùåëîáîêîâà Ëàðèñà Âàëåíòèíîâíà

Ñàðàòîâ 2017 ã.

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè è ïñèõîëîãèÿ áîëüíîãî
  • 1.1 Ïîíÿòèå î âíóòðåííåé êàðòèíå áîëåçíè
  • 1.2 Ôàêòîðû, îïðåäåëÿþùèå âíóòðåííþþ êàðòèíó áîëåçíè
  • 1.3 Îñíîâíûå ôîðìû âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè
  • 2. Òèïû ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà áîëåçíü
  • 3. Ðàçíîâèäíîñòè îòíîøåíèÿ áîëüíîãî ê áîëåçíè
  • 4. Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè áîëüíûõ ïðè îñòðîì è õðîíè÷åñêîì òå÷åíèè áîëåçíè
  • 5. Âèäû ïñèõîëîãè÷åñêîé àäàïòàöèè ïðè õðîíè÷åñêîì òå÷åíèè áîëåçíè
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè è ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà åå ôîðìèðîâàíèå. Ïîíÿòèå ïñèõîëîãèè îíêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Îñíîâû ìàêðîáèîòè÷åñêîãî ïîäõîäà ïî ïðåäóïðåæäåíèþ è ëå÷åíèþ ðàêà ïî òåîðèè Êóñè. Ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû îíêîëîãè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [41,6 K], äîáàâëåí 15.04.2012

  • Ïîíÿòèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè è åå äèàãíîñòèêà. Ñîçíàòåëüíîå è íåâîëüíîå èñêàæåíèå êàðòèíû áîëåçíè. Îïðåäåëÿþùèå ôàêòîðû è ìåòîäû êîððåêöèè. Êëàññèôèêàöèÿ òèïîâ îòíîøåíèÿ ê áîëåçíè ïî òåñòó ËÎÁÈ. Çàâèñèìîñòü ÂÊÁ îò òèïà àêöåíòóàöèè ëè÷íîñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [695,3 K], äîáàâëåí 06.01.2012

  • Äèàãíîñòèêà, ñîçíàòåëüíîå è íåâîëüíîå èñêàæåíèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Îïðåäåëÿþùèå ôàêòîðû, ìåòîäû êîððåêöèè è êëàññèôèêàöèÿ âèäîâ îòíîøåíèÿ ê íåé. Óðîâíè âîñïðèÿòèÿ ÷åëîâåêîì è çàâèñèìîñòü âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè îò òèïà àêöåíòóàöèè ëè÷íîñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [449,6 K], äîáàâëåí 22.12.2011

  • Ïîíÿòèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Êëàññèôèêàöèÿ òèïîâ ðåàêöèè íà áîëåçíü, êîòîðûå ó÷èòûâàþò ñîöèàëüíûå ïîñëåäñòâèÿ çàáîëåâàíèÿ. Èíäèâèäóàëüíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ: ñòàäèè îòðèöàíèÿ, àãðåññèè, äåïðåññèè è ïðèíÿòèÿ. Õàðàêòåðèñòèêà ãðóïï ïñèõîãåííûõ ðåàêöèé.

    ðåôåðàò [30,1 K], äîáàâëåí 18.02.2011

  • Ïîíÿòèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Òèï ðåàãèðîâàíèÿ íà çàáîëåâàíèå. Îñîáåííîñòè ïîäðîñòêîâ, ñòðàäàþùèõ ñàõàðíûì äèàáåòîì. Ýìîöèîíàëüíûå è ëè÷íîñòíûå àñïåêòû çäîðîâüÿ. Îòíîøåíèå ê áîëåçíè ïîäðîñòêîâ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [571,6 K], äîáàâëåí 10.01.2014

  • Îçíàêîìëåíèå ñ ïðåäñòàâëåíèÿìè î ïñèõîñîìàòèêå. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ñîìàòè÷åñêîãî áîëüíîãî. Îïèñàíèå ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ôîðìèðîâàíèþ îòíîøåíèÿ ê áîëåçíè. Ðàññìîòðåíèå òèïîâ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà çàáîëåâàíèÿ ïî òåîðèè Ëè÷êî.

    ðåôåðàò [37,4 K], äîáàâëåí 14.03.2012

  • Ñîìàòîãåííîå è ïñèõîãåííîå âëèÿíèå áîëåçíè íà ïñèõèêó ÷åëîâåêà, òèïû ðåàêöèè íà çàáîëåâàíèå. Èçó÷åíèå ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé, òðåâîæíûõ ðàññòðîéñòâ è äåïðåññèé áîëüíûõ õðîíè÷åñêèì ïàíêðåàòèòîì. Ìåòîäû èçìåðåíèÿ óðîâíÿ òðåâîæíîñòè è àêöåíòóèðîâàííîñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [171,6 K], äîáàâëåí 08.08.2010

  • Îáñòîÿòåëüñòâà, â êîòîðûõ ïðîòåêàåò áîëåçíü. Õàðàêòåðèñòèêà âîçðàñòíûõ âçãëÿäîâ íà çàáîëåâàíèå. Îòíîøåíèå ìóæ÷èí è æåíùèí ê íåäóãó. Êîãíèòèâíûé, ýìîöèîíàëüíûé è ïîâåäåí÷åñêèé êîìïîíåíò. Òèïû ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà çàáîëåâàíèå ïî À.Å. Ëè÷êî.

    ïðåçåíòàöèÿ [703,8 K], äîáàâëåí 25.12.2015

  • Îñîáåííîñòè òóáåðêóëåçà è åãî îñíîâíûå ôîðìû. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû, ôîðìèðóþùèå âíóòðåííþþ êàðòèíó áîëåçíè. Àíàëèç ñðàâíåíèÿ ðåçóëüòàòîâ ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé âîñïðèÿòèÿ ðàçâèòèÿ áîëåçíè ó ïàöèåíòîâ ñ îòêðûòîé è çàêðûòîé ôîðìîé òóáåðêóëåçà.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [160,6 K], äîáàâëåí 25.02.2014

  • Ïðîáëåìà ñóáúåêòèâíîãî áëàãîïîëó÷èÿ â ðàìêàõ êëèíè÷åñêîé ïñèõîëîãèè, âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè êàê åå ãëàâíûõ êîìïîíåíò. Ïîðÿäîê ðàçðàáîòêè ðåêîìåíäàöèé äëÿ ðàáîòû ñ ïàöèåíòàìè îôòàëüìîëîãè÷åñêèõ êëèíèê ñ öåëüþ ñíèæåíèÿ ïðåäîïåðàöèîííîé òðåâîæíîñòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [1,4 M], äîáàâëåí 07.07.2013

Психология болезни и инвалидности учебник скачать бесплатно

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник