Психология представления о болезни и здоровье

Понятие здоровья и болезни

Определить понятие болезни и здоровья ученые и медики пытались издавна. Со времен Гиппократа было множество точек зрения на этот вопрос. Болезнь и здоровье всегда воспринимались как два взаимоисключающих состояния, следовательно, плохое самочувствие и хорошее самочувствие логично рассматривать как два полюса, подходящих к любому из этих состояний. Понятие плохого и хорошего самочувствия носит чисто субъективный характер. Даже при серьезном заболевании человек может считать себя здоровым, так как он хорошо себя чувствует. Типичным примером может служить онкологическое заболевание, являющееся прогностически очень серьезной проблемой для всего организма, но не приносящее в начальной стадии никаких неприятных субъективных симптомов. Наоборот, плохое самочувствие может быть обусловлено разнообразными причинами, помимо соматической патологии. Кроме соматических, основными причинами плохого самочувствия можно считать социальные. К ним относятся семейные проблемы, любые нарушения коммуникации, взаимодействия личности с представителями социальной среды, в которой она обитает.

Понятие здоровья нужно рассматривать как состояние, к которому должны стремиться успешные лечебные воздействия, а также как цель постоянно предпринимаемых и пропагандируемых профилактических мер. Понятие психического здоровья включает в себя три основных аспекта: хорошее самочувствие, как физическое, так и душевное; самоактуализация, т. е. способность к саморазвитию, наличие самодостаточности; уважение к себе и окружающим, или чувство собственного достоинства. Все эти качества можно рассматривать как характерологические особенности личности с низким риском возникновения психического расстройства. Вероятность определяется не только преморбидными свойствами личности, но и экологическими, экономическими и социальными условиями жизни. «Вся жизнь – театр, а все мы в ней актеры». Уместность этой цитаты объясняется тем, что помимо объективных понятий здоровья и болезни существует не менее актуальное понятие роли здорового и роли больного. Роль подразумевает определенные ожидания общества от поведения данного индивида. Роль здорового подразумевает, что человек в состоянии выполнять все возложенные на него окружающим обществом социальные функции и в перспективе брать еще и дополнительные. Роль здорового характеризуется нормальной работоспособностью, выносливостью, готовностью к выполнению возложенных функций. Роль больного подразумевает прямо противоположную ситуацию. В состоянии болезни человек претендует на повышенное внимание, заботу со стороны окружающих. Роль больного подразумевает, что возложенные на него прежде социальные функции должны быть переданы другому лицу или их выполнение должно быть приостановлено, так как роль больного включает в себя невозможность выполнения прежних действий в полном объеме.

Любое заболевание диагностируется на основе анализа клинических признаков (симптомов) и результатов проведенных обследований. Среди многообразия симптомов присутствуют признаки соматического неблагополучия, а также измененной реакции психики в результате заболевания. При ряде заболеваний, таких как нейроинфекции, разнообразные интоксикации, психические болезни, заболевания сосудов головного мозга, изменения психики обусловлены непосредственным воздействием на головной мозг. При других заболеваниях изменения психики и поведения будут обусловлены не поражением головного мозга, а изменившимися ощущениями со стороны других органов и систем. Общий механизм таких изменений принципиально одинаков. Нарушение привычной деятельности органов и систем в результате возникновения и развития соматического заболевания приводит к изменению нервной импульсации, поступающей от пораженного органа в головной мозг. В результате происходит изменение физиологических параметров высшей нервной деятельности, что и приводит к изменению психической деятельности пациента. Такие изменения не могут быть односторонними, им всегда сопутствует церебро-висцеральная связь. Взаимодействие по принципу прямой и обратной связи создает в конечном итоге целостную картину заболевания. Изменения в психическую деятельность человека вносит именно обратная связь. Реагирование на одинаковую болезнь или травму у разных личностей будет различным. Оно обусловлено разным осознанием болезни или травмы, предшествующим жизненным опытом, уровнем интеллекта и знаний в конкретной области и многими другими обстоятельствами. В практической деятельности врачу нередко приходится сталкиваться с несоответствием обилия предъявляемых жалоб и скудностью объективных данных. Все психологические особенности осознания больным своей болезни можно условно разделить на виды переживаний и реакций на заболевание. К ним относятся суждения пациента о начальных проявлениях болезни, особенности изменения самочувствия в связи с усугублением болезненных расстройств, в дальнейшем, на пути к выздоровлению и восстановлению здоровья – представления о вероятных последствиях перенесенного болезненного процесса для себя и окружающих, возможности продолжения привычной профессиональной деятельности и многое другое. Следует обратить внимание на то, что в центре переживаний больного находятся его субъективные ощущения, они занимают максимум его внимания и интересов. Они имеют несколько разновидностей:

1) сенситивный, подразумевающий ощущения соматического дискомфорта в виде общей слабости, болевых ощущений и других проявлений;

2) эмоциональный, выражающийся в надеждах на выздоровление, опасениях за неблагоприятный исход болезни, возможные осложнения;

3) волевой, характеризующийся отчетливым пониманием необходимости принятия мер к преодолению заболевания в результате обследования и активного лечения;

4) рациональный и информативный, выражающийся в потребности знать особенности своего заболевания, возможную длительность течения, вероятные осложнения, возможные варианты исхода: полное выздоровление, временная нетрудоспособность (краткая или длительная), инвалидность, смерть.

Перечисленным субъективным переживаниям соответствуют различные типы реагирования на возникшую болезнь. Они подразделяются на нормальные и аномальные.

Нормальные реакции:

1-й тип – склонность переоценивать значение отдельных симптомов и заболевания в целом;

2-й тип – реальная оценка своего состояния и дальнейших перспектив, совпадающая с мнением лечащего врача;

3-й тип – склонность недооценивать тяжесть и серьезность своего состояния в текущий период времени и возможности последствий и осложнений;

4-й тип – полное отрицание болезни в целом и каких-либо отдельных патологических симптомов в частности в результате отсутствия критики к своему состоянию или диссимуляции;

5-й тип – вытеснение из своего сознания явных угрожающих признаков заболевания в связи со страхом его неизвестных последствий.

Аномальные реакции:

1) астенический тип характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, несмотря на благоприятный исход болезни; пациента мучают сомнения, он боится повторения заболевания или перехода его в хроническую форму;

2) депрессивный тип характеризуется преобладанием чувства тревоги, тоски, растерянности, отсутствием надежды на выздоровление, в связи с чем утрачиваются побудительные мотивы к борьбе с болезнью;

3) ипохондрический тип характеризуется «уходом в болезнь», которая заполняет всю его жизнь, определяет интересы и помыслы, с ней связаны все его желания и стремления;

4) истерический тип характеризуется склонностью к фантазированию, искусной демонстрации воображаемых болезненных симптомов, сопровождающихся богатой мимикой, театральными жестами, стонами, криками. При этом больные охотно делятся своими переживаниями, красочно и подробно рассказывают об отдельных симптомах, они проявляют придирчивость по отношению к медицинскому персоналу, который обвиняют в недостаточном внимании, равнодушии и черствости по отношению к ним, несчастным страдальцам;

5) мозаичный тип является комбинацией из отдельных признаков, присущих другим типам. В разные периоды заболевания преобладает один из описанных выше видов аномальной реакции.

Одной из характерных особенностей аномальных реакций является их склонность к быстрому развитию и быстрому исчезновению. При психопатологических реакциях у пациентов отсутствует критика к своему состоянию или присутствует, но в недостаточной мере.

Сочетание нормальных и аномальных типов реагирования в преломлении эмоциональных особенностей и социальных потребностей позволяет выделить три основных наиболее часто встречающихся варианта отношения к своему заболеванию.

Первый вариант расценивается как нормальная реакция на болезнь. Пациент адекватно оценивает свое состояние и дальнейшие перспективы, в связи с чем стремится выполнять назначенное лечение и обследование, интересуется полученными результатами. В действиях такого больного отмечаются целеустремленность, настойчивость, самообладание, стремление взять ситуацию под свой контроль.

Второй вариант является депрессивным типом аномальной реакции на болезнь. Больные этой группы растеряны, суетливы, пессимистичны, в поведении неуравновешены. Цели и задачи, прежде значимые для этих пациентов, уходят на второй план, свои неудовлетворенные потребности им иногда удается решать при помощи демонстрации своей беспомощности. Пациенты малоинициативны, интерес их к результатам своего обследования и лечения недостаточен, они не используют своих собственных резервных возможностей.

Третий вариант – истерический тип аномальной реакции на болезнь: больные пассивны, игнорируют существующие трудности, их настроение неустойчивое, поведение неровное. Контакт с окружающими затруднен вследствие частой непредсказуемой смены настроения. Пациенты долго и цветисто повествуют о своих болезненных переживаниях, нередко демонстрируя их.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна
Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

VII. Понятие душевного здоровья
До сих пор мы занимались сходством и расхождением взглядов Маркса и Фрейда на индивидуальную и социальную патологию. Теперь нам предстоит посмотреть, каковы соответственно сходство и различие в понимании ими душевного здоровья.Начнем с

Значение здоровья
Однажды на курсах повышения квалификации для врачей мы сделали удивительное открытие. Оказалось, что у всех нас большие проблемы с понятием «здоровье», несмотря на то, что по роду своей деятельности мы занимаемся его укреплением.Как мы можем что-то

Фактор здоровья
ШвецияАксель Р. Фугль-МейерТрое из четырех шведских мужчин или женщин отмечают, что в целом они довольны или очень довольны жизнью. Счастливы, иными словами. На уровень их счастья в основном влияют четыре фактора в следующем порядке приоритетности:

45. Психология здоровья
Психологическое здоровье – это стандартный фактор полного функционирования и развития человека. С одной стороны, это условие выполнения человеком своих возрастных и нравственных целей (ребенка или взрослого, учителя или предпринимателя,

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы
Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды
Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Обретение здоровья.
Выполните обратный отсчет с той точки, которой вы достигли в вашей ежедневной практике – со 100 до 1 или с 50 до 1, закрыв глаза и подняв их слегка вверх. Разыграйте мысленный фильм. Вы видите себя пациентом и одновременно представляете себя врачом. Вы

Желаю вам здоровья

– Ненавижу размышления о смысле жизни!
– Я тоже.
Есть большая правда в том, что проблемой смысла жизни мучаются в основном бледные интеллигенты и другие невротики. Правда, мучаясь, этим же они и гордятся, как чертой своей сложной душевной организации

Что надо для здоровья?

Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем — вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны…
Г. Флобер
Первая неудача меня не особенно обескуражила — все-таки было

ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ («ОСОЗНАНИЕ БОЛЕЗНИ») И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Во все периоды болезни Стриндберг сохраняет «способность суждения» и «ориентировку», другими словами, он в состоянии ясно рассуждать и действовать с каким-то смыслом, и он постоянно

VII. Понятие душевного здоровья
До сих пор мы занимались сходством и расхождением взглядов Маркса и Фрейда на индивидуальную и социальную патологию. Теперь нам предстоит посмотреть, каковы соответственно сходство и различие в понимании ими душевного здоровья.Начнем с

5.1. Сценарии здоровья и болезни

«Можно дать другому разумный совет, но этим нельзя научить его разумному поведению»
/Ларошфуко/

«Человек есть не что иное, как ряд поступков»
/Г. Гегель/
Психотехнология замены сценариевТо, о чем я сейчас сообщу, лишь на первый взгляд может

Дневник здоровья
Если вы хотите иметь крепкое здоровье, рекомендую вести дневник здоровья, где вы записываете, что вы предпринимали для улучшения здоровья и что помогло.Только не совершайте ошибки! Одна из участниц моих тренингов вместо дневника здоровья завела

Принцип здоровья
Применение к себе положений науки быть здоровым требует знания определенных фундаментальных истин, которые должны признаваться безоговорочно. С некоторыми из них мы познакомим вас прямо сейчас.Безупречное выполнение организмом своих функций — это

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2016;
проверки требуют 7 правок.

Психоло́гия здоро́вья — это наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения[1]. Она занимается изучением того, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.

Понимая психологические факторы, которые влияют на здоровье и конструктивно применение того знания, медицинские психологи могут улучшить здоровье, работая непосредственно с отдельными пациентами или косвенно в крупномасштабных программах здравоохранения. Кроме того, медицинские психологи могут помочь обучить других работников здравоохранения (например, врачей и медсестер) использовать в своих интересах знание, которое произвела дисциплина, в лечении пациентов. Медицинские психологи работают во всевозможных местах: вместе с другими медицинским персоналом в больницах и клиниках, в общественных отделах здравоохранения, работающих над крупномасштабным изменением поведения и программами охраны здоровья, и в университетах и медицинских школах, где они преподают и проводят исследования.

Хотя его ранние начала можно проследить в области клинической психологии[2], четыре различные подразделения в рамках психологии здоровья и одной смежной области, профессиональной психологии здоровья[3], были разработаны в течение времени. Четыре подразделения включают клиническую психологию здоровья, психологию общественного здравоохранения, психологию здоровья общества, и критическая психология здоровья[4]. Профессиональные организации для области психологии здоровья включают Отдел 38 Американской психологической ассоциации[5], Отдел Психологии Здоровья Британского психологического общества[6] и Европейское общество психологии здоровья[7]. Расширенная аттестация в США обеспечивается через Американский совет профессиональной психологии[8].

Цели[править | править код]

Понимание поведения и ситуативных факторов[править | править код]

Психологи проводят исследования, чтобы определить то поведение и тот опыт, который способствует улучшению здоровья, может привести к болезни, или повлиять на эффективность медицинской помощи. Они также рекомендуют способы улучшения политики здравоохранения[9]. Психологи работают над разработкой стратегий снижения никотиновой зависимости[10], улучшения ежедневного питания[11], в целях укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Они также изучили связь между болезнью и индивидуальными особенностями. Например, психология здоровья нашла связь между такими личностными характеристиками как тревожность, импульсивность, враждебность / гнев, эмоциональная неустойчивость, депрессия, с одной стороны, и экстремальным вождением с другой[12].

Психология здоровья также связана с ситуативными факторами, в том числе экономическими, культурными, социальными и образом жизни, которые влияют на здоровье. Биопсихосоциальная модель может помочь в понимании отношения между контекстными факторами и биологией при воздействии на здоровье. Физическая зависимость препятствует прекращению курения. Некоторые исследования показывают, что соблазнительная реклама также вносит свой ​​вклад в психологическую зависимость от табака[13], хотя другие исследования не обнаружили взаимосвязи между воздействием средств массовой информации и курением в юности[14]. Другие исследования показывают соотношение между безработицей и повышением артериального давления[15][16].

Психологи стремятся изменить поведение людей для двойной цели — помочь людям оставаться здоровыми и помогать пациентам придерживаться схемы лечения болезни.

Профилактика болезней[править | править код]

Психологи могут способствовать здоровью и благополучию за счёт предупреждения заболеваний[17]. Некоторые болезни можно лечить гораздо эффективнее, если их рано обнаружить. Психологи работают над пониманием того, почему некоторые люди не стремятся к профилактике, осмотрам, прививкам, и используют эти знания для разработки способов поощрения людей посещать медосмотры для обнаружения таких заболеваний, как рак и болезни сердца[17]. Психологи также находят способы, чтобы помочь людям избежать рискованного поведения (например, незащищенного секса) и поощряют поведение, направленное на улучшение здоровья (например, регулярная чистка зубов или мытье рук)[17].
Психологи также занимаются просвещением работников здравоохранения, в том числе врачей и медсестер, касательно эффективного общения с пациентами, обучение способам, которые позволяют преодолевать коммуникативные барьеры.

Последствия заболеваний[править | править код]

Проведение исследований[править | править код]

Как и психологов других дисциплин, психологи здоровья имеют глубокие знания методов исследования. Психологи применяют эти знания для проведения исследований по различным вопросам[18]. Например, психологи проводят исследования, чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • Что влияет на здоровое питание?
  • Как стресс связан с болезнями сердца?
  • Как можно помочь людям изменить мышление, чтобы улучшить здоровье?

Обучение и общение[править | править код]

Психологи также могут быть ответственны за обучение других специалистов в области здравоохранения тому, как проводить мероприятия, пропагандирующие здоровое питание, отказ от курения, снижение веса и т. д. Психологи также обучают других специалистов коммуникативным навыкам, таких как, например, поддержка с целью улучшения соблюдения врачебных предписаний[18].

Применение[править | править код]

Улучшение взаимодействия пациента с врачом[править | править код]

Медицинские психологи помогают процессу связи между врачами и пациентами во время медицинских консультаций. В этом процессе имеется большое количество проблем, так как, например, пациенты демонстрируют отсутствие понимания многих медицинских терминов, особенно анатомических (например, кишечник). Одно из направлений исследования в этом вопросе включает в себя «врач-центрированные» и «пациент-центрированные» консультации. «Врач-центрированные» консультации обычно директивны, пациент отвечает на вопросы и практически не играет роли в постановке диагноза. Несмотря на то, что этот стиль предпочитаем пожилыми людьми, многим людям он не нравится чувства иерархии или игнорирования, которые он вызывает. Они предпочитают «пациент-центрированную» консультацию, в которой врач фокусируется на нуждах пациента, выслушивает его до конца до того, как поставить диагноз, и включает пациента в процесс выбора лечения и постановки диагноза.

Улучшение соблюдения медицинских показаний[править | править код]

Медицинские психологи включены в исследование и практику, нацеленную на наставление людей следовать медицинским предписаниям и соблюдению режима лечения. Пациенты часто забывают принимать лекарства или сознательно отказываются от их приема из-за побочных эффектов. Отказы принимать предписанные лекарства ведут к большим расходам и тратят миллионы полезных лекарств, которые, в противном случае, могли бы помочь другим людям.

Способы наблюдения за соблюдением показаний[править | править код]

Психологи выявили ряд способов измерения соблюдения пациентами медицинских схем:

  • Подсчет количества таблеток в баночках
  • Использование самоотчётов
  • Использование «Trackcap» бутылки, которая отслеживает количество открываний.

Управление болью[править | править код]

Психология здоровья пытается найти средства, чтобы уменьшить или устранить боль, а также болевые аномалии, такие как каузалгии, невралгии, и фантомные боли. Хотя задача измерения и описания боли была проблематичной, развитие опросника боли МакГилла[19] помогло добиться прогресса в этой области. Лечение боли включает в себя введение обезболивающих, иглоукалывание (признано эффективным в снижении боли при остеоартрите колена[20]), биологическую обратную связь, когнитивно-поведенческую терапию.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Johnston, M. (1994). Current trends in Health Psychology. The Psychologist, 7, 114—118.
  2. ↑ Rogers, R. W. (1983). Preventive health psychology: An interface of social and clinical psychology. Journal of Social and Clinical Psychology, 1(2), 120—127. doi:10.1521/jscp.1983.1.2.120
  3. ↑ Everly, G. S., Jr. (1986). An introduction to occupational health psychology. In P. A. Keller & L. G. Ritt (Eds.), Innovations in clinical practice: A source book, Vol. 5 (pp. 331—338). Sarasota, FL: Professional Resource Exchange.
  4. ↑ Marks, D.F., Murray, M., Evans, B., & Estacio, E.V. (2011).
  5. ↑ APA Division 38: Health Psychology
  6. ↑ Division of Health Psychology | BPS
  7. ↑ Welcome to the EHPS | EHPS
  8. ↑ Clinical Health Psychology — American Board of Professional Psychology
  9. ↑ Sharman, S.J.; Garry, M.; Jacobsen, J.A.; Loftus, E.F.; & Ditto, P.H. (2008). False memories for end-of-life decisions. Health Psychology, 27, 291-96.
  10. ↑ Dusseldorp, E.; van Elderen, T.; & Maes, S.; Meulman, J. & Kraaij, V. (1999). A meta-analysis of psychoeducational programs for coronary heart disease patients. Health Psychology, 18, 506-19.
  11. ↑ Resnicow, K.; Jackson, A.; Blissett, D.; Wang, T.; McCarty, F.; Rahotep, S.; & Periasamy, S. (2005). Results of the Healthy Body Healthy Spirit Trial. Health Psychology, 24, 339-48.
  12. ↑ Beirness, D.J. (1993). Do we really drive as we live? The role of personality factors in road crashes. Alcohol, Drugs & Driving, 9, 129-43.
  13. ↑ Pierce, J.P.; & Gilpin, E.A. (1995). A historical analysis of tobacco marketing and the uptake of smoking by youth in the United States: 1890—1977. Health Psychology, 14, 500—508.
  14. ↑ Ferguson C.J. & Meehan, D.C. (2011). With friends like these…: Peer delinquency influences across age cohorts on smoking, alcohol and illegal substance use. European Psychiatry, 26(1), 6-12.
  15. ↑ Ilies, R., Dimotakis, N., & Watson, D. (2010). Mood, blood pressure, and heart rate at work: An experience-sampling study. Journal of Occupational Health Psychology, 15(2), 120—130. doi:10.1037/a0018350
  16. ↑ Kasl, S.V. & Cobb, S. (1970). Blood pressure changes in men undergoing job loss: A preliminary report. Psychosomatic Medicine, 32(1), 19-38.
  17. 1 2 3 The British Psychological Society. (2011). What is health psychology? A guide for the public.
  18. 1 2 The British Psychological Society. (2011). Health psychology: A guide for employees.
  19. ↑ Melzack, R. (1975). The McGill Pain Questionnaire: Major properties and scoring methods. Pain, 1(3), 277—299.
  20. ↑ Berman, B.; Singh B.B.; Lao, L.; Langenberg, P.; Li, H.; Hadhazy, V.; Bareta, J. & Hochberg, M. (1999). A randomized trial of acupuncture as an adjunctive therapy in osteoarthritis of the knee. Rheumatology, 38(4), 346-54.

Источник