Психопатии аномалии характера при болезни инвалидности уходе на пенсию

Медико-социальная экспертиза и инвалидность при неврозах и психопатиях

К малой, или пограничной, психиатрии относятся неврозы и психопатии. Трудности дифференциальной диагностики между неврозоподобными и психопатоподобными состояниями, развивающимися вследствие различных соматических и психических заболеваний, требуют от врача-эксперта четкого представления о сущности невроза и психопатий, их клинических проявлениях и функциональной характеристике. Без динамической оценки клинической симптоматики и анамнеза больного дифференциальный диагноз между психопатиями и неврозами часто представляется затруднительным.
Нередко имеет место упрощенный подход к оценке трудоспособности таких больных, причем в одних случаях они без достаточных оснований признаются инвалидами, в других, несмотря на психические нарушения, препятствующие выполнению того или иного вида труда,— трудоспособными.

Экспертиза трудоспособности при неврозах. Под неврозами понимаются психогенно обусловленные нервно-психические функциональные расстройства, возникающие в результате невозможности разрешить жизненные трудности. Среди неврозов принято различать неврастению, истерию, психастению и невроз навязчивых состояний.

Неврастения характеризуется повышенной истощаемостью при физических и умственных нагрузках, слабостью, утомляемостью, эмоциональной лабильностью, раздражительностью. Настроение у больных постоянно снижено, имеются разнообразные неопределенные неприятные соматические ощущения, на фоне которых возникает ипохондрическая настроенность.

В формировании неврастении большое значение имеют не только переутомление, но и различные трудно разрешимые ситуации, приводящие иногда к элементам «бегства в болезнь» и уходу от поисков путей их разрешения. Когда конфликтная ситуация исчерпывается или переутомление после отдыха и лечения проходит, серьезных последствий заболевания не остается.

Обратимый характер заболевания, хорошая курабельность, тесная связь с психогенной ситуацией дают все основания расценивать неврастению как заболевание, не приводящее к стойкому снижению трудоспособности. Более того, признание таких больных инвалидами может способствовать углублению их болезненного состояния.

Истерический невроз является заболеванием, более сложным и многообразным по клинической картине, чем неврастения. Несмотря на то, что истерия развивается преимущественно при психопатическом складе характера, она может встречаться и у лиц, не обладающих чертами такового. Поведение больных определяется прежде всего ярко выраженными эмоциональными реакциями, превалирующими над интеллектуальной, рассудочной деятельностью.

Клинически истерия проявляется в виде капризности, демонстративности, легкой внушаемости и самовнушаемости. Переживания больных легковесны, изменчивы, театральны, направлены на «публику». Многие симптомы истерии можно рассматривать как подсознательные защитные реакции по типу «двигательной бури» или «мнимой смерти». Так, «двигательная буря» отмечается у больных в виде демонстративности, хаотических движений, вплоть до истерической «дуги», криков, плача. Реакция «мнимой смерти» проявляется в параличах, парезах, амаврозе, афонии, отсутствии кожной чувствительности, иногда в форме летаргического сна. Психогенно при истерии могут возникать разнообразные неврологические и соматические стигмы, имитирующие симптомы самых различных заболеваний.

Во МСЭ при определении трудового прогноза у больных истерией необходимо учитывать стадию заболевания и степень выраженности симптоматики. Психогенный характер заболевания, лабильность симптоматики, стремление к «бегству в болезнь» от конфликтной ситуации требуют осторожного подхода к установлению группы инвалидности при истерии, так как признание таких больных инвалидами способствует фиксации болезненных переживаний. Без длительного и упорного лечения больные даже с частыми истерическими припадками, парезами и параличами не должны направляться на МСЭ.

Однако в случаях длительного течения заболевания и безуспешной стационарной терапии, выраженной фиксации и автоматизации истерической симптоматики, стойкости и длительности истерических параличей, парезов, афоний, амавроза, частых припадков или сумеречных расстройств сознания больные, несмотря на психогенный характер этих нарушений, должны признаваться инвалидами. Группа инвалидности (III или II) зависит от степени выраженности нарушений в двигательной сфере или органов чувств.

Психастения занимает как бы промежуточное положение между неврозом и психопатией. Психастения как невроз возникает преимущественно у лиц психастенического склада характера и проявляется в нерешительности, неуверенности в себе в виде тревожных опасений, повышенной склонности к самоанализу, бесплодному мудрствованию, «умственной жвачке». Если у больных психастенией возникают навязчивые страхи, мысли, воспоминания, представления и т. д., то можно говорить о неврозе навязчивых состояний. Наряду с этим у больных полностью сохранено критическое отношение к своим переживаниям.

Психастения и невроз навязчивых состояний малокурабельны и могут длиться в течение ряда лет. При экспертизе трудоспособности в большинстве случаев таких больных не следует признавать инвалидами. Психогенный характер клинической симптоматики и критическое отношение к своим переживаниям позволяют больным компенсировать болезненное состояние и продуктивно трудиться. Однако в небольшом числе случаев при резко выраженной симптоматике или специфическом характере навязчивостей, затрудняющих работу по специальности (например, навязчивый страх высоты у монтажника-высотника), на период переквалификации больной может быть признан инвалидом III группы.

В целом, следует подчеркнуть, что основой для экспертной оценки больных неврозами являются четкая клиническая диагностика с указанием нозологической формы заболевания, степени выраженности и динамики ведущего синдрома.

В практике МСЭ наибольшее значение имеют истерическая, возбудимая и паранойяльная формы психопатий. Большие колебания в удельном весе инвалидности при психопатиях указывают либо на различные критерии диагностики, либо оценки трудоспособности при данной нозологической форме.

Под психопатией понимается патология личности за счет врожденных или приобретенных аномалий темперамента и характера. Психопатия не ведет к снижению интеллекта или познавательных способностей. При отсутствии единой классификации наиболее принятыми являются следующие формы психопатий: истерическая, возбудимая, паранойяльная, астеническая, психастеническая, дистимическая, перверзная, причем первые три наиболее важны для МСЭ.

Истерическая психопатия проявляется выраженным эгоцентризмом, повышенной эмоциональной лабильностью, склонностью к фантазиям и пссвдологии, внушаемостью, театральностью, демонстративностью, расчетом на внешний эффект. Одновременно при некоторых жизненных трудностях возникает тенденция уйти от них, отмечается склонность к слезам. В случае какого-либо заболевания больные нередко переоценивают тяжесть своего состояния, требуют специального подхода, особого внимания и т. д.

При возбудимой психопатии на первый план выступают взрывчатость, эксплозивность, импульсивность, склонность к агрессии, иногда самоистязанию.

Паранойяльная форма психопатии характеризуется переоценкой личности своих способностей и возможностей, повышенным стремлением к «справедливости», желанием без достаточных оснований критиковать работу других и не видеть своих ошибок. Больные недоверчивы, подозрительны, и в связи с этим у них легко возникают сутяжно-паранойяльные тенденции.

Ни одна из указанных форм психопатий сама по себе не является достаточным основанием для направления на МСЭ.
При истерической форме психопатии критерием определения группы инвалидности чаще всего являются затяжные фиксированные психогенно обусловленные истерические реакции (параличи, парезы). Вместе с тем следует учитывать, что признание больного инвалидом может углубить истероидные психопатические черты характера.

При психопатии возбудимого типа основанием для направления больных на МСЭ с целью установления инвалидности является наличие агрессивности, конфликтности в поведении, а при паранойяльной — сутяжно-кверулянтские тенденции, мешающие работе коллектива и порождающие дезорганизацию.

Как при возбудимой, так и при паранойяльной формах психопатии самой действенной формой профилактики инвалидности являются рациональное трудоустройство, правильный выбор вида труда, включая рекомендации ВК о переводе на другую работу или предоставлении облегченных условий в прежней профессии. К стойкому снижению трудоспособности при паранойяльной психопатии, установлению III, а иногда и II группы инвалидности приводит развитие стабильных систематизированных паранойяльных сверхценных или бредовых идей (сутяжничества, кверулянтства, изобретательства и т. д.).

К основным причинам ошибок при МСЭ больных психопатней относятся: 1) переоценка тяжести патологии; необоснованность установления факта инвалидности и ошибочное определение группы инвалидности; 2) недостаточное внимание к изучению личности освидетельствуемого; 3) нечеткое разграничение неврозов, требующих активного лечения, и психопатиях, требующих в основном рационального трудоустройства; 4) недостаточно четкое разграничение психопатий и психопатоподобных состояний различного генеза; 5) неполное использование возможностей рационального трудоустройства по рекомендации ВК лечебных учреждений.

Поскольку инвалидность (как правило, III группа) при психопатиях устанавливается только на период декомпенсации или переквалификации, во всех случаях показаны активное лечение, динамическое наблюдение и рациональное трудоустройство больных. При психопатиях возбудимого и истерического круга не рекомендуется административная работа, а также работа, связанная с вождением автотранспорта, ношением оружия и т. п. При выраженной психопатии паранойяльного круга предпочтительнее работа в небольшом коллективе (например, чертежника в конструкторском бюро, переводчика в кабинетных условиях, слесаря по индивидуальной сборке, пчеловода и т.п.).

При определении группы инвалидности больным психопатией в Акте освидетельствования во МСЭ должно быть указано обоснование экспертного решения, в частности степень и глубина декомпенсации, невозможность оставления на прежней работе, необходимость переквалификации и т. д.

Источник

Источник

Ïñèõîïàòèÿ -äèñãàðìîíè÷íîñòü ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Ïñèõîïàòû — ëþäè ñ àíìàëèÿìè îòäåëüíûõ ïîâåäåí÷åñêèõ êà÷åñòâ. Áîëüøèíñòâî ïñèõîïàòè÷åñêèõ èíäèâèäîâ ñàìè ñîçäàþò êîíôëèêòíûå ñèòóàöèè è îñòðî ðåàãèðóþò íà íèõ, çàöèêëèâàÿñü íà íè÷òîæíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ[Ì.È.Åíèêååâ. Ýíöèêëîïåäèÿ. Îáùàÿ è ñîöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ.Ì.:Ïðèîð, 2002,c.355].
Ïñèõîïàòèè — àíîìàëèè, îñîáåííîñòè õàðàêòåðà, ïðåäñòàâëÿþùèå êðàéíèé âàðèàíò ïñèõè÷åñêîé íîðìû. Ïñèõîïàò êàê ñ÷èòàåò Ì.Áóðíî, ÷åëîâåê íåñîìíåííî íåçäîðîâûé, õîòÿ è íåäóøåâíîáîëüíîé. Ïñèõîïàò ñòðàäàÿ îò áîëåçíåííûõ ñâîéñòâ õàðàêòåðà, òåì íå ìåíå ñïîñîáåí, êàê ïðàâèëî, ðóêîâîäèòü ñâîèìè ïîñòóïêàìè è â ñëó÷àå, íàïðèìåð, ïðåñòóïëåíèÿ ïðèçíàåòñÿ ñóäåáíî-ïñèõèàòðè÷åñêîé ýêñïåðòèçîé âìåíÿåìûì.  òîæå âðåìÿ íåêîòîðûå ïñèõîïàòû ñòðàäàþò äóøåâíî äàæå ñèëüíåå, ÷åì äóøåâíîáîëüíûå, ïîñêîëüêó ïñèõîç ñîäåðæèò â ñåáå çàùèòíóþ íåñïîñîáíîñòü ïîëíî, öåëüíî îöåíèâàòü è ïåðåæèâàòü ñâî¸ ñîñòîÿíèå[1.ñ.213-214]
Îáû÷íî âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âèäû ïñèõîïàòèè:
1)àñòåíè÷åñêèå — õàðàêòåðèçóþòñÿ ïîâûøåííîé ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ â ñî÷åòàíèè ñ áûñòðîé èñòîùàåìîñòüþ;
2) âîçáóäèìûé — õàðàêòåðèçóþòñÿ íåàäåêâàòíîñòüþ ýìîöèîíàëüíûõ ðåàêöèé, ñêëîííîñòüþ ê áóðíûì âñïûøêàì ãíåâà, àãðåññèè;
3) èñòåðè÷åñêèé — ýòîìó âèäó ïñèõîïàòèè ñâîéñòâåííû ïîâûøåííàÿ ýìîöèîíàëüíàÿ ïîäâèæíîñòü, âïå÷àòëèòåëüíîñòü, âíóøàåìîñòü, ýãîöåíòðèçì;
4) ïàðàíîéÿëüíûé — õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâûøåííîé ïîäîçðèòåëüíîñòüþ, íåäîâåð÷èâîñòüþ, âûñîêîé ñàìîîöåíêîé, ñêëîííîñòüþ ê ñâåðõöåííûì èäåÿì (Ïñèõîëîãèÿ.Ïîëíûé ýíöèêëîïåäè÷åñêèé ñïðàâî÷íèê.Ñïá.:Ïðàéì-Åâðîçíàê, 2007, ñ.584-585)
Ïî îïðåäåëåíèþ Ï.Á.Ãàííóøêèíà (1933) ïñèõîïàòèè — òàêèå àíîìàëèè õàðàêòåðà, êîòîðûå îïðåäåëÿþò âåñü îáëèê èíäèâèäóóìà, â òå÷åíèè æèçíè íå ïîäâåðãàþòñÿ ñêîëü-íèáóäü ðåçêèì èçìåíåíèÿì è ìåøàþò …ïðèñïîñîáëÿòüñÿ ê îêðóæàþùåé ñðåäå.
Î.Â. Êåðáèêîâ (1962)îáîçíà÷èë òðè êðèòåðèÿ îñîáåííîñòåé õàðàêòåðà ïðè ïñèõîïàòèè: òîòàëüíîñòü, îòíîñèòåëüíàÿ ñòàáèëüíîñòü äî ñòåïåíè, íàðóøàþùåé ñîöèàëüíóþ àäàïòàöèþ.
Ïñèõîïàòèè ìîãóò áûòü íå òîëüêî»âðîæäåííûìè»(ÿäåðíûìè), íî è «êðàåâûìè», ñôîðìèðîâàâøèìèñÿ â ðåçóëüòàòå ïàòîõàðàêòåðîëîãè÷åñêîãî («àíîðìàëüíîãî»)ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Ïîñëåäíèå âîçíèêàþò ïîä âëèÿíèåì õðîíè÷åñêîé ïñèõîãåííîé òðàâìàòèçàöèè, íåïðàâèëüíîãî âîñïèòàíèÿ è äðóãèõ íåáëàãîïðèÿòíûõ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ. Ïðè ýòîì âîçíèêàþùèé ïàòîëîãè÷åñêèé õàðàêòåðîëîãè÷åñêèé ñäâèã íåðåäêî «îòðûâàåòñÿ» îò ïåðâîïðè÷èíû, è íà÷èíàåòñÿ ïàòîëîãè÷åñêîå «ñàìîðàçâèòèå» õàðàêòåðà (ïñèõîãåííûé ïîâîä èñ÷åçàåò, à ïàòîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ëè÷íîñòè ïðîäîëæàþò íàðàñòàòü). Íà õàðàêòåð ÷åëîâåêà ìîæåò îêàçûâàòü ñîöèàëüíàÿ ðîëü âûçûâàþùàÿ îïðåäåë¸ííîå ïîâåäåíèå (íàïðèìåð, ïîâûøåííàÿ àãðåññèâíîñòü ó âîåííîãî, ïîëèöåéñêîãî) è ýòî íàäî ó÷èòûâàòü ïðè ñåìåéíîé ïñèõîëîãè÷åñêîé êîíñóëüòàöèè. Ïðè ïñèõîïàòèè íàáëþäàåòñÿ ñêëîííîñòü ê íåîáû÷íîìó ïîâåäåíèþ (â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îòêëîíÿþùåìóñÿ îò îæèäàíèé îêðóæàþùèõ), ê ðåçêèì èçìåíåíèÿì íàñòðîåíèÿ áåç ñîîòâåòñòâóþùèõ ê òîìó ïðè÷èí, ÷òî âåä¸ò ê íàðóøåíèþ ïðîôåññèîíàëüíîé èëè ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè.
×àñòî ìîæíî âñòðåòèòüñÿ ñ ëþäüìè, êîòîðûå ñîâåðøàþò òå èëè èíûå íåîáû÷íûå ïîñòóïêè, èíîãäà èäóùèå âðàçðåç ñ îáùåïðèíÿòûìè ìîðàëüíûìè è ýòè÷åñêèìè óñòàíîâêàìè. Îäíàêî ïîäîáíîå ïîâåäåíèå — ýïèçîä â æèçíè, êîòîðûé ÷àøå ñâÿçàí ñ îïðåäåëåííûìè îáñòîÿòåëüñòâàìè — àëêîãîëüíîå îïüÿíåíèå, ñèëüíàÿ óñòàëîñòü, áîëüøèå æèçíåííûå íåïðèÿòíîñòè.
Âîçáóäèìûå ïñèõîïàòû (ýìîöèîíàëüíî íåóñòîé÷èâûå)- õàðàêòåðèçóþòñÿ ÿâíûì äåôèöèòîì àêòèâíîãî òîðìîæåíèÿ. Áóðíóþ àôôåêòèâíóþ ðåàêöèþ ìîãóò âûçâàòü äàæå íåçíà÷èòåëüíîå çàìå÷àíèå, âûñêàçàííîå â èõ àäðåñ. Îíè âî âðåìÿ àôôåêòà ãðîìêî êðè÷àò, ñêëîííû ê àãðåññèè ïî îòíîøåíèþ ê îêðóæàþùèì è íàíåñåíèþ ñàìîïîâðåæäåíèé.  ïîâñåäíåâíîé æèçíè îíè íå â ñîñòîÿíèè äëèòåëüíîå âðåìÿ âûïîëíÿòü êàêóþ-ëèáî ðàáîòó, òðåáóþùóþ ñîñðåäîòî÷åíèÿ âíèìàíèÿ, òàê êàê ÷óâñòâóþò ïðè ýòîì âîëíåíèå, ñâîåîáðàçíîå «âíóòðåííåå âîçáóæäåíèå».
Èíîãäà âîçáóäèìûõ ïñèõîïàòîâ âûäåëÿþò â èìïóëüñèâíûé ïîäòèï (ãëàâíûì ïðîÿâëåíèåì ÿâëÿþòñÿ ýïèçîäû ïîòåðè êîíòðîëÿ íàä àãðåññèâíûìè ïîáóæäåíèÿìè) è ïîãðàíè÷íûé ïîäòèï ñ íåñòàáèëüíîñòüþ ñàìîîöåíêè îñîáåííî â ñôåðå îáùåíèÿ ïðè ýòîì íàáëþäàåòñÿ ñêðûòàÿ îáñòðóêöèÿ, ñîïðîòèâëåíèå ðóêîâîäñòâó èìè è ìàíèôåñòèðóåìàÿ àãðåññèÿ.
Ýòî âå÷íî âñåì íåäîâîëüíûå ëþäè, çàòÿãèâàþùèå ïîä áëàãîâèäíûìè ïðåäëîãàìè âûïîëíåíèå ïîâñåäíåâíûõ çàäàíèé, îñîáåííî êîãäà èõ çàâåðøåíèå ñòèìóëèðóåòñÿ îêðóæàþùèìè.
Àñòåíè÷åñêèå ïñèõîïàòû õàðàêòåðèçóþòñÿ âûðàæåííîé ñëàáîñòüþ è èñòîùàåìîñòüþ íåðâíûõ ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ. Îíè îòëè÷àþòñÿ çàñòåí÷èâîñòüþ è ðîáîñòüþ, òÿæåëî ïåðåíîñÿò ëþáûå æèçíåííûå íåâçãîäû, äàæå ñðàâíèòåëüíî áåçîáèäíûå øóòêè ñîñëóæèâöåâ «ñèëüíî ïåðåæèâàþò», ñêëîííû ê óåäèíåíèþ.  äîìàøíåé îáñòàíîâêå, îíè ìîãóò áûòü òèðàíàìè è äèêòîâàòü ñâîþ âîëþ ðîäíûì è áëèçêèì. Äàæå íåçíà÷èòåëüíûå ñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ íàñòîëüêî óõóäøàþò èõ ñîñòîÿíèå, ÷òî îíè ñòàíîâÿòñÿ áåñïîìîùíûìè, ñåíñèòèâíûìè è áåçäåÿòåëüíûìè.
Ïàðàíîéÿëüíûå ïñèõîïàòû — õàðàêòåðèçóþòñÿ èíåðòíîñòüþ îñíîâíûõ íåðâíûõ ïðîöåññîâ ñ îáðàçîâàíèåì çàñòîéíûõ î÷àãîâ âîçáóæäåíèÿ. Îíè êðàéíå íåäîâåð÷èâû è ïîäîçðèòåëüíû ê îêðóæàþùèì, íå ïðîùàþò ïðåíåáðåæåíèÿ, îáèäû, îñêîðáëåíèÿ. Ðàç âîçíèêøàÿ ìûñëü, èìåþùàÿ â îñíîâå ðåàëüíûé ôàêò, íå ïîêèäàåò èõ äëèòåëüíîå âðåìÿ, çà÷àñòóþ ïðåâðàùàÿñü â ñâåðõöåííûå èäåè.  ñëó÷àå íå óäîâëåòâîðåíèÿ èõ òðåáîâàíèé îíè ñïîñîáíû ðàçâèâàòü áóðíóþ äåÿòåëüíîñòü â çàùèòó ñâîèõ ÿêîáû çàêîííûõ ïðàâ: ïèøóò â ðàçëè÷íûå èíñòàíöèè æàëîáû è çàÿâëåíèÿ, òðåáóþò ñîçäàíèÿ îñîáûõ êîìèññèé «ïî ðàññëåäîâàíèþ ñâîåãî äåëà».  ñóæäåíèÿõ ïàðàíîéÿëüíûõ ïñèõîïàòîâ íåò íåëåïîñòåé è êàê ïðàâèëî îíè íå îòìå÷àþòñÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì íåðåäêî îíè íàõîäÿò ñòîðîííèêîâ êàê â ëèöå îòäåëüíûõ ëþäåé, òàê è ó÷ðåæäåíèé. Ýòî «âå÷íûå èñêàòåëè ïðàâäû», âî âñåì ïîñòîÿííî íåäîâîëüíûå è ïî÷òè íèêîãäà íå îòñòóïàþùèå îò ñâîèõ óáåæäåíèé è èäåé, äëÿ ðåàëèçàöèè êîòîðûõ îíè ïðèáåãàþò êî âñåâîçìîæíûì ñðåäñòâàì[2,ñ 409-411].

Äèññîöèàëüíîå ðàññòðîéñòâî ëè÷íîñòè (ïñèõîïàòèÿ) õàðàêòåðèçóåòñÿ èãíîðèðîâàíèåì ñîöèàëüíûõ íîðì, èìïóëüñèâíîñòüþ, àãðåññèâíîñòüþ è êðàéíå îãðàíè÷åííîé ñïîñîáíîñòüþ ôîðìèðîâàòü ïðèâÿçàííîñòè.

Ïñèõîïàòû ðàâíîäóøíû ê ÷óâñòâàì äðóãèõ, ìåíåå ýìîöèîíàëüíû è áîëåå çàöèêëåíû íà ñâîèõ ïîòðåáíîñòÿõ, ÷åì îáû÷íûå ëþäè. Îíè íåñïîñîáíû ïîääåðæèâàòü îòíîøåíèÿ è èñïûòûâàòü ÷óâñòâî âèíû, à òàêæå èçâëåêàòü ïîëüçó èç æèçíåííîãî îïûòà, îñîáåííî íàêàçàíèÿ.  ñâîèõ áåäàõ îíè ñêëîííû âèíèòü äðóãèõ è äàâàòü áëàãîâèäíûå îáúÿñíåíèÿ àñîöèàëüíîìó ïîâåäåíèþ.
Ëèòåðàòóðà:
1. Ì.Áóðíî. Î õàðàêòåðàõ ëþäåé.Ì.»Àêàäåìè÷åñêèé Ïðîåêò», 2008.
2. Ï.È. Ñèäîðîâ, À.Â.Ïàðíÿêîâ. Êëèíè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ. Ì.:Ãýîòàð-ìåä, 2002.

Àêöåíòóàöèÿ õàðàêòåðà è ïñèõîïàòèÿ
Ìàòåðèàë
Êðèòåðèè (íàçûâàþòñÿ Êðèòåðèè ïñèõîïàòèé Ãàííóøêèíà — Êåðáèêîâà), êîòîðûå ïîçâîëÿþò îöåíèòü ñòåïåíü âûðàæåííîñòè õàðàêòåðà è ðåøèòü, íàñêîëüêî ýòî åùå íîðìà èëè óæå ïàòîëîãèÿ:
1. Õàðàêòåð ìîæíî ñ÷èòàòü ïàòîëîãè÷åñêèì, ò. å. ðàñöåíèâàòü êàê ïñèõîïàòèþ, åñëè îí îòíîñèòåëüíî ñòàáèëåí âî âðåìåíè, ò. å. ìàëî ìåíÿåòñÿ â òå÷åíèå æèçíè. «Ýòîò ïåðâûé ïðèçíàê, ïî ìíåíèþ À. Å. Ëè÷êî, õîðîøî èëëþñòðèðóåòñÿ ïîãîâîðêîé: «Êàêîâ â êîëûáåëüêå, òàêîâ è â ìîãèëêó».
2. Âòîðîé ïðèçíàê — òîòàëüíîñòü ïðîÿâëåíèé õàðàêòåðà: ïðè ïñèõîïàòèÿõ îäíè è òå æå ÷åðòû õàðàêòåðà îáíàðóæèâàþòñÿ âñþäó: è äîìà, è íà ðàáîòå, è íà îòäûõå, è ñðåäè çíàêîìûõ, è ñðåäè ÷óæèõ, êîðî÷å ãîâîðÿ, â ëþáûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ. Åñëè æå ÷åëîâåê, ïðåäïîëîæèì, äîìà îäèí, à «íà ëþäÿõ» — äðóãîé, àêöåíòóàöèè ïðîÿâëÿþòñÿ íå âñåãäà è íå âåçäå, òî ýòî íå ïàòîëîãèÿ, íå ïñèõîïàòèÿ.
3. Íàêîíåö, òðåòèé è, ïîæàëóé, ñàìûé âàæíûé ïðèçíàê ïñèõîïàòèé — ýòî ñîöèàëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ. Ïîñëåäíÿÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ó ÷åëîâåêà ïîñòîÿííî âîçíèêàþò æèçíåííûå òðóäíîñòè, ïðè÷åì ýòè òðóäíîñòè èñïûòûâàåò ëèáî îí ñàì, ëèáî îêðóæàþùèå åãî ëþäè, ëèáî è òîò è äðóãèå âìåñòå. Åñëè æå îñîáåííîñòè õàðàêòåðà íå ïðåïÿòñòâóþò óäîâëåòâîðèòåëüíîé ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè, òåì áîëåå, åñëè äàæå ñïîñîáñòâóþò àäàïòàöèè — ýòî àêöåíòóàöèÿ, à íå ïñèõîïàòèÿ
 ñëó÷àå àêöåíòóàöèé õàðàêòåðà ìîæåò íå áûòü íè îäíîãî èç ïåðå÷èñëåííûõ âûøå ïðèçíàêîâ ïñèõîïàòèé, ïî êðàéíåé ìåðå íèêîãäà íå ïðèñóòñòâóþò âñå òðè ïðèçíàêà ñðàçó. Îòñóòñòâèå ïåðâîãî ïðèçíàêà âûðàæàåòñÿ â òîì, ÷òî àêöåíòóèðîâàííûé õàðàêòåð íå ïðîõîäèò «êðàñíîé íèòüþ» ÷åðåç âñþ æèçíü. Îáû÷íî îí îáîñòðÿåòñÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå, à ñ ïîâçðîñëåíèåì ñãëàæèâàåòñÿ. Âòîðîé ïðèçíàê — òîòàëüíîñòü — òàêæå íå îáÿçàòåëåí: ÷åðòû àêöåíòóèðîâàííûõ õàðàêòåðîâ ïðîÿâëÿþòñÿ íå â ëþáîé îáñòàíîâêå, à òîëüêî â îñîáûõ óñëîâèÿõ. Íàêîíåö, ñîöèàëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ ïðè àêöåíòóàöèÿõ ëèáî íå íàñòóïàåò âîâñå, ëèáî áûâàåò íåïðîäîëæèòåëüíîé. Ïðè ýòîì ïîâîäîì äëÿ âðåìåííûõ ðàçëàäîâ ñ ñîáîé è ñ îêðóæåíèåì ÿâëÿþòñÿ íå ëþáûå òðóäíûå óñëîâèÿ. (êàê ïðè ïñèõîïàòèÿõ), à óñëîâèÿ, ñîçäàþùèå íàãðóçêó íà ìåñòî íàèìåíüøåãî ñîïðîòèâëåíèÿ õàðàêòåðà.
Åñëè ÷åðòà õàðàêòåðà çàøêàëèâàåò òàê, ÷òî ïîñòîÿííî ìåøàåò æèòü è òåáå, è äðóãèì, — ýòî ïñèõîïàòèÿ, èëè ðàññòðîéñòâî ëè÷íîñòè. Ýòî îáëàñòü ïñèõèàòðèè.
Ìåíåå âûðàæåííûå ñëó÷àè íàçûâàþòñÿ Àêöåíòóàöèÿ õàðàêòåðà. Òóò ÷åðòà õàðàêòåðà ìîæåò áûòü íå òàê ÿðêî âûðàæåíà, êàê ïðè ïñèõîïàòèè, îíà áîëüøå ìåøàåò æèòü ñàìîìó ÷åëîâåêó, ÷åì îêðóæàþùèì, íî âñå æå áðîñàåòñÿ â ãëàçà, ðàñöåíèâàåòñÿ ëþäüìè êàê îñîáåííîñòü èëè äàæå êàê ñòðàííîñòü. ßâíàÿ àêöåíòóàöèÿ â áûòó íàçûâàåòñÿ — Ïñèõîïàò (íå ïóòàòü ñ Ïñèõîïàòèåé êàê ðàññòðîéñòâîì ëè÷íîñòè).
Òàêîå ðàçãðàíè÷åíèå íåòî÷íî, ïðèáëèçèòåëüíî, òóò íåò ÷åòêèõ ãðàíèö. È âñå æå åñëè êàêîé-òî ÷åëîâåê ãîòîâ íàñòóïèòü «íà ãîðëî ñîáñòâåííîé ïåñíå», ÷òîáû äîñòè÷ü ñâîåé çàâåòíîé öåëè è ñòàòü ëèäåðîì â ãîðîäå èëè ñòðàíå èëè çíàìåíèòîñòüþ íà ïîäìîñòêàõ, òî ìû ñêàæåì, ÷òî ýòî ïàðàíîéÿëüíûé ðèñóíîê ëè÷íîñòè. À åñëè íåêòî íàñòóïàåò íà ãîðëî ñâîèì äðóçüÿì, äåòÿì, æåíå, çàñòàâëÿÿ èõ ðàáîòàòü íà òî, ÷òîáû îí ñòàë ëèäåðîì, òî ýòî óæå ïàðàíîéÿëüíàÿ àêöåíòóàöèÿ. À êîãäà êòî-òî óæå èäåò ïî ñóäüáàì ìíîãèõ ëþäåé, ïðåâðàùàÿ èõ â ñðåäñòâî, â «òåñòî» ñâèðåïîé èñòîðèè, — òóò ÿâíàÿ ïàðàíîéÿëüíàÿ ïñèõîïàòèÿ. Íî åùå ðàç: âñå ýòî î÷åíü ïðèáëèçèòåëüíî, è ìîæíî ëåãêî îøèáèòüñÿ. Ãðàíè ïîäâèæíû. Ðèñóíîê ëè÷íîñòè — ýòî ïñèõîòèï â íîðìå, ïñèõîïàò — ýòî ïñèõîïàòè÷åñêèé ïñèõîòèï. Àêöåíòóàöèÿ — ïîñðåäèíå.
Âûðàæåííîñòü õàðàêòåðà
Ïðàêòè÷åñêè âñå àâòîðû òèïîëîãèé ïîä÷åðêèâàëè, ÷òî õàðàêòåð ìîæåò áûòü áîëåå è ìåíåå âûðàæåí. Ïðåäñòàâüòå ñåáå îñü, íà êîòîðîé èçîáðàæåíà èíòåíñèâíîñòü ïðîÿâëåíèé õàðàêòåðîâ. Òîãäà íà íåé îáîçíà÷àòñÿ ñëåäóþùèå òðè çîíû (ñìîòðè ðèñóíîê):
1. Õàðàêòåð èìååò âèä ðèñóíêà ëè÷íîñòè: ÷åðòà õàðàêòåðà âèäíà òîëüêî òîãäà, êîãäà åå êàê-òî ðàçûñêèâàþò. Çîíà ïîëíîé íîðìû.
2. Õàðàêòåð áîëåå âûðàæåí. Ïîêà îí èìååò âèä ñêðûòîé àêöåíòóàöèè, ýòî åùå çîíà íîðìû è ýòèì çàíèìàþòñÿ ïñèõîëîãè, êîãäà àêöåíòóàöèÿ ÿâíàÿ, ÷åëîâåê âåäåò ñåáÿ êàê ïñèõîïàò — ýòî ïîãðàíè÷íàÿ çîíà, ãäå ìîãóò ðàáîòàòü è ïñèõîëîãè, è ïñèõèàòðû (ìàëàÿ ïñèõèàòðèÿ).
3. Êîãäà âûðàæåííîñòü õàðàêòåðà çàøêàëèâàåò, ýòî óæå çîíà ïñèõîïàòèè, óæå ðàññòðîéñòâî ëè÷íîñòè è ïàòîëîãèÿ.
Ïîäðîáíåå, êàê îòëè÷èòü àêöåíòóàöèþ õàðàêòåðà (âàðèàíò íîðìû) îò ïñèõîïàòèè (óæå ïàòîëîãèè), ñìîòðè Àêöåíòóàöèÿ õàðàêòåðà è ïñèõîïàòèÿ

ÂÂÏ. Ãëàâà 15. Ïñèõîëîãèÿ àíîìàëèé
Êíèãà «Ââåäåíèå â ïñèõîëîãèþ». Àâòîðû — Ð.Ë. Àòêèíñîí, Ð.Ñ. Àòêèíñîí, Ý.Å. Ñìèò, Ä.Äæ. Áåì, Ñ. Íîëåí-Õîýêñåìà. Ïîä îáùåé ðåäàêöèåé Â.Ï. Çèí÷åíêî. 15-å ìåæäóíàðîäíîå èçäàíèå, Ñàíêò-Ïåòåðáóðã, Ïðàéì-Åâðîçíàê, 2007.
Ðàñùåïëåíèå ëè÷íîñòè
Áîëåçíü ðàñùåïëåíèÿ ëè÷íîñòè, íàçûâàåìàÿ òàêæå áîëåçíüþ ìíîæåñòâåííîé ëè÷íîñòè, — ýòî ñóùåñòâîâàíèå â îäíîì ÷åëîâåêå äâóõ è áîëåå ðàçëè÷íûõ ß, èëè ëè÷íîñòåé, êîòîðûå ïîïåðåìåííî êîíòðîëèðóþò ïîâåäåíèå. Îáû÷íî ó êàæäîé òàêîé ëè÷íîñòè åñòü ñâîå ñîáñòâåííîå èìÿ è âîçðàñò, îïðåäåëåííûé íàáîð âîñïîìèíàíèé è õàðàêòåðíûõ îñîáåííîñòåé ïîâåäåíèÿ.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ åñòü ïåðâè÷íîå ß, êîòîðîå íîñèò èìÿ äàííîãî èíäèâèäà è êîòîðîå ïàññèâíî, çàâèñèìî è ïîäàâëåíî. Õàðàêòåðèñòèêè äðóãèõ ß, êàê ïðàâèëî, êîíòðàñòèðóþò ñ õàðàêòåðèñòèêàìè ïåðâè÷íîãî ß, íàïðèìåð, îíè âðàæäåáíû, âëàñòíû è ñàìîðàçðóøèòåëüíû (American Psychiatric Association, 1994).
Ðàññòðîéñòâà ëè÷íîñòè
Ê ðàññòðîéñòâàì ëè÷íîñòè îòíîñÿò óñòîé÷èâûå âî âðåìåíè ñõåìû ðàçàäàïòèâíîãîïîâåäåíèÿ.  ãëàâå 13 ìû ãîâîðèëè î õàðàêòåðèñòèêàõ ëè÷íîñòè êàê îá óñòîÿâøåìñÿ ñïîñîáå âîñïðèÿòèÿ èëè îòíîøåíèÿ ê ðåàëüíîñòè è ïðåäñòàâëåíèÿ î ñåáå. Êîãäà õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè ñòàíîâÿòñÿ íàñòîëüêî íåãèáêèìè è íåàäåêâàòíûìè, ÷òî çíà÷èòåëüíî ñíèæàþò ñïîñîáíîñòü èíäèâèäà âåñòè ïîâñåäíåâíóþ æèçíü, ãîâîðÿò î ðàññòðîéñòâå ëè÷íîñòè. Ðàññòðîéñòâà ëè÷íîñòè âêëþ÷àþò íåñîâåðøåííûå è íåàäåêâàòíûå ñïîñîáû ñïðàâëÿòüñÿ ñî ñòðåññîì è ðåøàòü ïðîáëåìû. Îáû÷íî îíè ñòàíîâÿòñÿ î÷åâèäíû â ðàííåì ïîäðîñòêîì âîçðàñòå è ìîãóò äëèòüñÿ âñþ âçðîñëóþ æèçíü.
Ïîãðàíè÷íûå ñîñòîÿíèÿ
 ïîñëåäíèå äâà äåñÿòèëåòèÿ ïîãðàíè÷íîå ðàññòðîéñòâî ëè÷íîñòè ñòàëî ïðåäìåòîì çíà÷èòåëüíîãî âíèìàíèÿ ïîïóëÿðíîé ïå÷àòè, êëèíè÷åñêèõ è èññëåäîâàòåëüñêèõ ïóáëèêàöèé ïî ïñèõîëîãèè. Äèàãíîñòè÷åñêàÿ êàòåãîðèÿ ïîãðàíè÷íîãî ðàññòðîéñòâà ëè÷íîñòè áûëà âêëþ÷åíà òîëüêî â òðåòüå èçäàíèå DSM â 1980 ãîäó. Îäíàêî êëèíèöèñòû óæå äàâíî èñïîëüçîâàëè òåðìèí «ïîãðàíè÷íûé» äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ëþäåé, êîòîðûå êàê áû áàëàíñèðîâàëè íà ãðàíè ìåæäó ñåðüåçíûìè íåâðîòè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè (òàêèìè, êàê ýìîöèîíàëüíàÿ íåñòàáèëüíîñòü) è ïðèñòóïàìè ïñèõîçà (Millon, 1981).

Источник