Психосоциальная реабилитация при болезнях нервной системы

Психосоциальная реабилитация при болезнях нервной системы thumbnail

Задачи и методы

Психологические факторы играют большую роль в реабилитации больных с
заболеванием (повреждением) нервной системы, они оказывают заметное влияние на
многие стороны восстановительного процесса. При этом
психологическая помощь должна осуществляться
в контексте решений следующих задач реабилитации::

  • Ускорять нормальный процесс
    психологической адаптации, который изменился в результате болезни или
    жизненной ситуации.

  • Осуществлять профилактику и
    лечение патологических психических изменений.

Данные задачи решаются с помощью методов психологической реабилитации,
к которым относятся:

  • психокоррекция;
  • психопрофилактика;
  • психотерапия.

В остром периоде заболевания или повреждения нервной системы в динамике
психологического состояния пациентов выделяют три этапа (рис. 1):

психологическая реабилитация

Рис. 1. Психологические
изменения на разных этапах заболевания:
I — первая неделя; II — первые три месяца и
III — отдаленный период заболевания

Первый этап длится примерно неделю. Его характеризуют психические
изменения преимущественно соматогенного характера и соматической природе с
преобладанием страха смерти, растерянности и тревоги, двигательных беспокойств и
нарушения сна. В ряде случаев развиваются преходящие психические состояния.

Второй этап длится два-три месяца. За этот период, как правило,
процесс формирования психологической реакции на болезнь завершается.

При этом можно выделить два основных типа психологической реакции на болезнь
— адекватный и невротический. Во втором случае отмечаются такие невротические
реакции на болезнь, как 

  • депрессивная
    (тревожно-депрессивная;

  • фобическая (обсессивно-фобическая;

  • ипохондрическая (депрессивно-ипохондрическая)
    — чаще наблюдается улиц пожилого возраста и при хронической церебральной
    патологии;

  • истерическая (чаще
    наблюдается у женщин);

  • анозогнозическая (реакция
    отрицания болезни), характерная для мужчин.

На третьем этапе у большинства пациентов происходит психологическая
реадаптация. Их психический статус в принципе  не отличается от
преморбитного. Однако у некоторых больных психические изменения закрепляются и
формируются в более стойкие, чем на первом и втором этапах психологического
состояния, психические нарушения, проявляющиеся в неврозах и патологическом
развитии личности, что в значительной мере препятствует нормальному протеканию
реабилитационного процесса.

Больные как будто хотят вернуться к работе, обещают выполнять рекомендации
врача по расширению двигательного режима после выписки из стационара. Однако
поведение их доказывает обратное — они не верят в то, что можно улучшить их
состояние, что они смогут когда-либо вернуться на работу.

Таким образом, на всех этапах динамика психологического состояния пациентов
зависит от изменений ситуации.

На динамику психологического состояния больных оказывают воздействие три
группы факторов: а) личностные; б) соматогенные и в) окружающей среды (рис. 2.).
Хотя при многих заболеваниях в остром периоде преобладает влияние соматогенных
факторов, в последующие недели — личностных, а затем ( обычно после выписки из
лечебного учреждения и возвращения домой) — факторов окружающей социальной
микросреды; все эти группы факторов действуют на всех этапах психологической
реадаптации.

реадаптация

Рис. 2. Основные факторы,
влияющие на процесс психологической реадаптации при тяжелых соматических
заболеваниях (цит. по Зайцеву В.П.)

Принципы психологической реабилитации

  • Принцип учета личности
    больного. Для того, чтобы успешно восстановить функцию, следует прежде всего
    восстановить деятельность человека, снять мешаюшие ему установки,
    организовать и направить его активность. Эффективность любой установки, в
    т.ч. и обучения, зависит от мотивов, поэтому в процессе обучения необходима,
    прежде всего, работа по формированию мотивов и активизации деятельности
    больных.

  • Принцип опоры на сохранные
    формы деятельности больного. С начала обучения и в течение всего его периода
    необходимо работать над актуализацией прошлого опыта для того, чтобы
    сохранные формы деятельности или их остаточные возможности сделать опорой
    для восстановления нарушенных функций.

  • Принцип опоры на деятельность
    больного. Усвоение знаний протекает только через собственную деятельность
    человека. Используют разные виды деятельности больного — обучение,
    трудотерапия, подвижные игры и общение; в процессе этой деятельности
    возникают представления, образы, которые включаются во внутреннюю структуру
    психических процессов, они создают готовность к другому виду деятельности.

  • Принцип программирования
    обучения. Больные нуждаются в такой организации их деятельности и в таких
    методах, которые бы позволили ему самостоятельно производить вначале
    операции, а затем и действия с целью выполнения задач ( например, говорить
    понимать писать и т.д.). Этот принцип предусматривает
    помощь психологов, заключающуюся в том,
    что они разрабатывают программы, состоящие из ряда последовательных
    операций,

Выполнение составленных операций больным (сначала
со специалистом, а позже — самостоятельно) приводит к реализации нарушенного
умения или способности говорить, понимать, писать и т.д.

Читайте также:  Синельников возлюби болезнь свою молочные железы


Реабилитация в неврологии
/ В.
А. Епифанов, А. В. Епифанов. М.: Гэотар-медиа, 2014. 416 с
.

Похожие материалы

  • Методы и формы психотерапии

  • Психологическая реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы

  • Реабилитация больных с травматической болезнью спинного мозга. Под ред. Г.Е
    Ивановой и др.

Дата публикации:
29 октября 2015

Источник

Лекция 15

Раздел 2. Осуществление медико-социальной реабилитации пациентов с различной патологией.

Тема 2.5 Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с болезнями нервной системы.

1.Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение медицинской и психосоциальной реабилитации пациентов с болезнями нервной системы.

2.Реабилитация при болезнях нервной системы. Воспалительных заболеваниях головного мозга, центральной нервной системы, двигательных нарушениях, расстройствах, поражениях отдельных нервов, нервных корешков и сплетений, мышц, церебральных параличей.

3.Основные методики, показания и противопоказания к применению лечебной физической культуре использование физических упражнений: пассивных, пассивно-активных, лечебному положению (если оно имеется), лечебный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебное питание ,рекомендации по обучению само уходу, профилактика, диспансерное наблюдение ,санаторно-курортное лечение.

4.Экспертиза временной нетрудоспособности. Группы инвалидности и освидетельствование стойкой утраты трудоспособности в МСЭ .

5.Программы индивидуальной медицинской и психосоциальной реабилитации .

6.Профессиональная реабилитация пациентов.

Определение медицинских показаний к трудоустройству.

7.Медицинская документация по медицинской и психосоциальной реабилитации пациентов с болезнями нервной системы.

& Овладение обучающимися общими компетенциями:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

& Изучение нового учебного материала

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию

ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности

ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию

знать:

1.Основы законодательства в обеспечении социальной защиты населения.

2.Виды, формы и методы реабилитации.

3.Основы социальной реабилитации.

4.Принципы экспертизы временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах.

5.Группы инвалидности и основы освидетельствования стойкой утраты трудоспособности в МСЭ.

6.Общее и специальное физиологическое воздействие физических упражнений и массажа на организм человека.

7.Психологические основы реабилитации.

8.Основные виды физиотерапевтических процедур и возможности их применения в реабилитации.

9.Общее и специальное физиологическое воздействие санаторно-курортного лечения на организм человека.

10.Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.

уметь:

4.Определять показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.

5.Составлять программу индивидуальной реабилитации.

7.Осуществлять паллиативную помощь пациентам.

9.Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

Фронтальный опрос – беседа (по журналу группы)

Контрольные вопросы

1.Перечислите основные принципы реабилитации

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Источник

Основные учебные вопросы:

· Медицинская реабилитация и медико-социальная экспертиза при нарушении мозгового кровообращения.

· Медицинская реабилитация и медико-социальная экспертиза при вертеброгенной патологии.

· Медицинская реабилитация и медико-социальная экспертиза при основных заболеваниях периферической нервной системы.

· Медицинская реабилитация и медико-социальная экспертиза при черепно-мозговой травме.

Реферат занятия

Медицинская реабилитация и медико-социальная экспертиза

При нарушении мозгового кровообращения

Нарушения мозгового кровообращения (МИ) являются одной из наиболее частых причин инвалидности и смертности.

Наиболее частыми последствиями инсульта являются: двигательные нарушения двигательные расстройства 81,2%, чувствительные нарушения, голосово-речевые нарушения (75%), когнитивные нарушения (60%), нарушения высших психических функций, психопатологические нарушения (100%).

Процесс восстановление движений в паретичных конечностях длится в первые 3–6 месяцев от начала инсульта. Восстановление сложных двигательных навыков, таких как самообслуживание, трудовая деятельность может восстанавливаться до 1–2 лет. Восстановление речи может длиться до 3-х лет.

Основные задачи реабилитации больных, перенесших НМК:

1. Повышение толерантности к физической нагрузке;

2. восстановление мышечной силы;

3. нормализация мышечного тонуса;

4. восстановление речи;

5. восстановление высших психических функций;

6. восстановление чувствительности;

7. улучшение психоэмоционального состояния;

8. нормализация АД;

9. сохранение социального статуса;

10. при возможности наиболее полный возврат к труду;

11. предотвращение инвалидности;

12. снижение смертности;

13. достижение поставленной цели при минимальных материальных затратах

1. отказ или уменьшение потребности в курении;

2. улучшение липидного профиля;

3. уменьшение массы тела;

4. нормализация АД;

Реабилитационные мероприятия проводится на всех этапах МР.

В реабилитации больных, перенесших МИ, используются следующие методы реабилитации:

Лечение положением (физиологические укладки)

Читайте также:  Болезни кур и как лечить видео

Лечение положением предполагает придание парализованным конечностям правильного положения во время нахождения пациента на постельном режиме. Важно предотвращение длительной фиксации конечностей в одной позиции. Необходима периодическая смена укладок на спине, на здоровом боку и на парализованной стороне, фиксация кисти и предплечья на лангете. Укладка в положении на спине проводится в позе, противоположной позе Вернике-Манна. Парализованную руку укладывают на подушку так, чтобы вся рука и плечевой сустав находились на одном уровне в горизонтальной плоскости, руку отводят до угла 90° (при болях начинают с меньшего угла, доведя его в последующем до 90°), выпрямляют и супинируют. Кисть с разведенными и разогнутыми пальцами фиксируют лонгетой, предплечье — мешочком с песком. Ногу на стороне паралича сгибают в коленном суставе под углом 15–20° (под колено подкладывается валик), стопу приводят в положение тыльного сгибания под углом 90° и удерживается в таком положении упором стопы о край кровати или деревянного ящика, прикрепленного к спинке кровати и обтянутого мягкой тканью, либо с помощью специального футляра.

Укладки в положении на спине и здоровом боку меняют через 2 ч. При раннем повышении тонуса лечение на спине продолжается до 2 ч, на здоровом боку 30–60 мин.

Кинезотерапия

При выборе физических нагрузок определяют толерантность больного к физической нагрузке. Наиболее используемым методом для расчета является формула, предложенная А.Н. Беловой (1998, 2000).

При этом следует обращать внимание на сопутствующую патологию, профиль факторов риска, особенности внутренней картины болезни и социальное окружение.

В ИПР включают:

1. Бобат-терапия: восстановление двигательной активности лежа, обучение самостоятельному сидению, обучение самостоятельному вставанию, тренировка навыков самостоятельной ходьбы, тренировка равновесия (сидя, стоя, динамического).

2. Проприоцептивная нейромышечная стимуляция.

3. Тренировка координации.

4. Дыхательная гимнастика.

5. Подбор вспомогательных средств и адаптация к ним (кресло-каталка, шины, средства для ходьбы).

6. Групповые занятия.

В острый период ИМ проводится кинезотерапия в форме лечения положением, дыхательной гимнастики, пассивных, пассивно-активных движений с постепенной вертикализацией пациентов.

Двигательная реабилитация пациентов с ИМ включает ряд последовательных стадий с учетом режима: двигательная активность в пределах постели; активный переход в положении сидя из положения лежа; переход в положение стоя из положения сидя; обучение ходьбе.

Важным этапом является обучение стоянию и ходьбе. В положении стоя вырабатываются реакции равновесия (вертикализации по Бобату), без которых свободная ходьба затруднена.

Дыхательные упражнения предусматривают наличие в комплексе удлиненного выдоха, вдоха через нос. Выдох осуществляется через несколько приоткрытый рот. Сгибание предплечья или кисти проводят на фоне вдоха, разгибание — на фоне удлиненного выдоха.

Пассивную гимнастику при неосложненном ИМ начинают в первый день болезни, при ВК — на 2–3 (при стабильном состоянии пациента и стабильной гемодинамике).

Для предупреждения повышения мышечного тонуса упражнения начинают с проксимальных отделов конечности, постепенно переходя к дистальным. Движения выполняются как на больной, так и на здоровой стороне (избегая повышения тонуса), сочетаются с дыхательной гимнастикой и обучением пациента активному расслаблению мышц.

Активная гимнастика при отсутствии противопоказаний начинается при ИМ через 7–10 дней, при ВК — через 2–3 недели от начала болезни. Нагрузки должны строго дозироваться амплитудой, темпом, количеством повторений движения.

На 8–10 день при ИМ и на 2–3-й неделе при ВК на фоне стабильных показателей гемодинамики начинается обучение сидению, затем стоянию около кровати на обеих ногах и попеременно на здоровой и паретичной ноге. При этом коленный сустав пораженной стороны фиксируется руками методиста или лангетой.

В настоящее время наиболее физиологичным методом двигательной реабилитации у неврологических больных является метод нейромоторного переобучения по Бобату. Она применяется как нейродинамический метод восстановления. Методика оказалась эффективной при большинстве видов поражений головного мозга.

Массаж

Массаж при неосложненном ИМ начинают уже на 2–5 день болезни, при ВК — на 6–8.

При раннем массаже спастичных мышц возможно применение только плоскостного поверхностного поглаживания в медленном темпе; при массаже их антагонистов — плоскостное поглаживание, негрубое растирание и разминание, темп более быстрый.

Массаж проводят в положении пациента на спине и здоровом боку, ежедневно, 8–10 мин, увеличивая постепенно продолжительность процедуры до 15–20 мин. Массаж начинают с проксимальных отделов конечности и продолжают по направлению к дистальным отделам, на курс до 30–40 сеансов.

Читайте также:  Семья сапон болезнь сына последние новости

У пациентов с МИ применяются следующие виды массажа: точечный, лимфодренаж.

Психотерапия

Цель психотерапии у больного, перенесшего МИ –– формирование устойчивой положительной мотивации на реабилитацию; адаптация к активному образу жизни.

В ИПР включены: аутогенная тренировка, групповая психотерапия, семейная психотерапия.

5. Физиотерапевтические процедуры:

Физиотерапевтические процедуры имеют своей целью нормализацию мышечного тонуса, восстановление мышечной силы.

В ИПР включают: функциональная электростимуляция, теплолечение, криотерапия

Аппаратная физиотерапия. Применение физиотерапевтических методов в комплексном этапном лечении пациентов с последствиями нарушений мозгового кровообращения должно быть дифференцированным в зависимости от характера нарушения мозгового кровообращения (ИМ или ВК), а также периода заболевания.

В остром периоде ИМ программа МР включает различные физические факторы: электростимуляция и магнитнаястимуляция парализованных конечностей, транскраниальная магнитная стимуляция, теплолечение (парафин, озокерит), криотерапия.)

В раннем восстановительном периоде инсульта с конца третьей недели, а иногда и раньше (после ИМ –– на второй неделе), применяют электростимуляцию парализованных, преимущественно растянутых мышц с помощью синусоидально-модулированных токов (СМТ). Можно проводить по 2–3 курса лечения с перерывом 3–6 недель.

Лечение теплом (парафинотерапия) применяется у пациентов со спастическими парезами и проводится комплексно с лечением положением. Температура аппликации 50–55°С, длительность процедуры — 15–20 мин, курс лечения 20–30 процедур. Повторные курсы рекомендуется проводить через 2–4 мес.

В ранний восстановительный период можно применять ПеМП на теменно-височную область; индукция составляет 25 мТл. После курса лечения уменьшаются головные боли, улучшаются общее состояние, спастические явления в мышцах, двигательная активность пациентов.

В позднем восстановительном периоде назначают:

водолечение в виде кислородных (температура 35–36°С), хлоридно-натриевых (минерализация 16–20 г/л), сероводородных(концентрация 50–150 мг/л) и радоновых (концентрация 40 нКи/л) ванн. Продолжительность воздействия 10–15 мин, на курс лечения 10–15 процедур, проводимых через день;

электростимуляция антагонистов спастичных мышц;

магнитотерапия на паретичные конечности и очаг ишемии головного мозга;

ДМВ-терапия на очаг ишемии головного мозга;

лазеротерапия на область проекции магистральных артерий головы.

При постинсультной артропатии проводятся повторные курсы ДДТ, СМТ и интерференционных токов; грязевые аппликации (40–42°С) на вытянутую и разогнутую в локтевом и лучезапястном суставах паретичную верхнюю или нижнюю конечность. Продолжительность воздействия 20 мин, курс лечения 10–15 процедур, ежедневно или через день;

Нетрадиционная терапия

Иглорефлексотерапия (ИРТ) назначается, как правило, через 1–1,5 мес со дня развития ИМ, проводится в точки «общего» действия, регионарные, расположенные в области пораженных конечностей, а также в точки воротниковой зоны.

Применяется также ароматерапия; фитотерапия.

7. Эрготерапия –– восстановление самостоятельности пациентов в повседневной жизни, прививает навыки повседневной жизни, новые жизнепрактические навыки, является одним из важнейших моментов МР раннего и позднего восстановительного периода.

1. Сенсомоторная тренировка

1.1. Тренировка чувствительности

1.2. Тренировка тонкой моторики

1.3. Тренировка моторики орофациальной области

2. Тренировка перемещения

3. Восстановление навыков самообслуживания

4. Изготовление лангет для кисти

Трудотерапия

В раннем и позднем восстановительном периоде ИМ и ВМК могут использоваться трудовые движения для восстановления навыков мелкой моторики и координации. Используют следующие приемы: лепку из теста, перебирание фасоли, вязание, щитье, макраме и др.

Логопедическая коррекция

Основным методом коррекции постинсультных речевых нарушений являются занятия по восстановлению речи, чтения и письма с логопедом — афазиологом или нейропсихологом. Восстановление речи может продолжаться до 2–3 лет.

Параллельно с занятиями по восстановлению навыков устной речи больных необходимо обучать больного чтению и письму. При отсутствие движений в правой руке логопедом проводится обучение письму левой рукой.

Постинсультные когнитивные и эмоционально–волевые расстройства

Сосудистые заболевания мозга часто приводят к нарушениям со стороны психических функций, таких как: память и интеллект, внимание и умственная работоспособность, эмоциональная и волевая сферы, когнитивные нарушения, которые включают: дефицит внимания, его концентрации, нарушение способности быстрой ориентации в меняющейся обстановке, снижение памяти, замедленность мышления, быструю истощаемость при напряженной умственной работе, сужение круга интересов.

При наличие соответствующего специалиста занятия с такими больными проводит нейропсихолог.

Медикаментозная терапия

1. Гипотензивная терапия

2. Вазодилататоры

3. Ноотропные

Антиоксиданты

5. Антиагреганты

6. Миорелаксанты

7. Психотропные средства



Источник