Реабилитация пациентов с болезнями нервной системы

Реабилитация — комплекс медицинских, психологических и социальных мероприятий, проводимых с целью максимально возможного восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации боль­ных.

Реабилитации подлежат больные, перенесшие острые по­ражения центральной или периферической нервной системы (инсульт, черепно-мозговая и позвоночно-спинномозговая травма, энцефалит, синдром Гийена—Барре, травмы перифе­рических нервов и др.), а также больные с последствиями ост­рых заболеваний или прогрессирующими заболеваниями нервной системы (такими, например, как рассеянный скле­роз, болезнь Паркинсона или боковой амиотрофический скле­роз).

У больных с повреждением центральной и периферичес­кой нервной системы возможно самопроизвольное восстанов­ление функций, связанное с регенерацией, а также структур­ной или функциональной перестройкой нервной ткани. Воз­можности восстановления функций при повреждениях пери­ферической и центральной нервной системы различны. При поражениях периферической нервной системы даже в самых тяжелых случаях: при тетраплегии, выраженной дыхательной недостаточности, требующей длительного проведения искус­ственной вентиляции легких,— может произойти полное вос­становление функций. Это объясняется возможностью реге­нерации поврежденных периферических нервных волокон. В центральной нервной системе невозможна не только замена погибшей клетки на новую, что, например, происходит при повреждениях некоторых внутренних органов, но и регенера­ция поврежденного нервного волокна. Таким образом, восста­новление функций в центральной нервной системе осущест­вляется только за счет того, что соседние неповрежденные нейроны берут на себя функцию погибших. Это возможно путем установления новых связей с другими клетками. Ука­занный процесс начинается уже в первые дни после пораже­ния и в последующем продолжается в течение нескольких ме­сяцев, иногда лет.

Экспериментально и клинически установлено, что в усло­виях специальных тренировок нарушенных двигательных или нейропсихологических функций процесс их восстановления протекает быстрее и более полно.

В тех случаях, когда восстановление утраченных функций оказывается невозможным, больной в процессе реабилитации может приобрести новые навыки, восстановить самообслужи­вание и способность к общению с окружающими.

Степень восстановления зависит от возраста больного, ло­кализации, обширности, характера и давности повреждения, наличия когнитивных нарушений и мотивации больного, со­путствующих заболеваний. Эффективная реабилитация воз­можна при применении комплекса медикаментозных, физи­ческих и психологических воздействий и требует совместных усилий целой команды специалистов, включающей врачей-ре- абилитологов, логопедов, физиотерапевтов, психологов, меди­цинских сестер по реабилитации.

Основными принципами реабилитации являются:

• раннее начало;

• комплексное проведение всех видов восстановительной терапии, направленных на разные сферы функциониро­вания больного (психологическую, профессиональную, семейную, общественную, сферу досуга);

• этапность реабилитационных мероприятий с соблюдени­ем определенной последовательности в применении раз­личных элементов реабилитационного комплекса и по­степенным увеличением нагрузок;

• непрерывность и преемственность между отдельными этапами реабилитации;

• партнерство, т.е.

привлечение больного к активному со­трудничеству с персоналом в процессе реабилитации с постоянным подкреплением его мотивации и поощрени­ем даже минимальных успехов;

• индивидуальный характер всех реабилитационных меро­приятий;

• осуществление реабилитации в коллективе больных;

• максимально широкое привлечение родственников и близких больному лиц.

Конечной целью реабилитационных мероприятий является возвращение к прежнему труду или иной общественно полезной трудовой деятельности, соответствующей функциональным воз­можностям больных. При невыполнимости этих задач реабили­тацию можно рассматривать как эффективную при восстановле­нии у инвалида способности к самообслуживанию.

Комплекс реабилитационных мероприятий зависит от ха­рактера неврологических нарушений у каждого конкретного больного.

Он может включать:

— лечебную физкультуру, тренирующую остаточные двига­тельные функции (особенно эффективны упражнения

при устранении действия гравитации, например, под водой или с помощью антигравитационных костюмов);

— речевую реабилитацию, проводимую логопедом;

— обучение различным методам общения с окружающими (у больных с нарушением речи);

— обучение выполнению повседневных бытовых процедур;

— нейропсихологическую коррекцию с развитием сохра­нившихся когнитивных способностей;

— психотерапию с использованием методов психологичес­кого воздействия, направленных на преодоление деп­рессии, тревоги, низкой самооценки и т.д.;

— медикаментозное лечение (ноотропные средства, пре­параты, снижающие мышечный тонус, легкие психости­муляторы, антиоксиданты, антагонисты кальция и др.);

— методы рефлексотерапии и физиотерапии;

— санаторно-курортное лечение;

— трудовую терапию;

— нейрохирургические вмешательства, направленные на стимуляцию активности или, наоборот, подавление па­тологической активности некоторых структур централь­ной нервной системы.

Частота реабилитационных занятий зависит от состояния пациента, условий, давности заболевания, ответной реакции больного. В стационаре их проводят ежедневно дважды в день, в амбулаторных условиях — 2—3 раза в неделю.

После острых поражений нервной системы реабилитаци­онные мероприятия наиболее эффективны в течение первых 6—12 мес после заболевания, когда они накладываются на процесс спонтанного восстановления функций. В этот период реабилитационная терапия должна быть непрерывной и осо­бенно активной. В последующем эффективность восстанови­тельного лечения снижается. Однако улучшение многих функ­ций, например речи, поддержания равновесия, совершенство­вание бытовых и профессиональных навыков может продол­жаться в течение нескольких лет (особенно после черепно­мозговой травмы). Использование специальных методов обу­чения и приспособлений для осуществления ежедневной бы­товой деятельности позволяет добиваться функционального улучшения даже на фоне прекращения восстановления утра­ченных неврологических функций.

Как уже отмечалось, реабилитация должна начинаться с первых дней заболевания. Больные с ясным сознанием, ста­бильной гемодинамикой должны присаживаться в кровати сразу после стабилизации неврологического дефекта, иногда уже в первые дни после инсульта или другого острого пораже­ния мозга. Больные, хорошо переносящие сидячее положение, вскоре могут пересаживаться в кресло; затем постепенно в

объеме их функциональных возможностей они учатся стоять, передвигаться в инвалидной коляске, ходить с помощью спе­циальных передвижных рам, бытовым видам активности (прием пищи, чистка зубов, бритье, одевание). Для облегче­ния самостоятельного передвижения используются различные ортопедические приспособления — костыль с опорой на пред­плечье и кисть, трость с тройной опорой, рама на колесах и т.д. Важное внимание уделяют навыкам поддержания посту­ральной устойчивости. Часто используют специальные орто­педические приспособления для поддержания необходимой позы.

Важно соблюдать постепенность и последовательность ре­абилитационных мероприятий, тщательно контролировать общее состояние больного, артериальное давление, функции сердца. Благожелательное отношение и добросовестность ме­дицинского персонала, эмоциональная поддержка близких больного и его коллег являются важнейшими факторами, спо­собствующими успеху реабилитационных мер.

Эффективность реабилитации в значительной степени за­висит и от состояния когнитивных функций и эмоционально­го состояния больного. Наибольшие трудности возникают у больных с нарушениями речи, апраксией, низкой мотивацией, слабоумием. Известно, что при правополушарных поражениях (у больных с левосторонними гемипарезами) эффективность реабилитационных мер ниже, что во многом объясняется на­рушением осознания возникшего дефекта и синдромом игно­рирования противоположной половины пространства; это требует специальной нейропсихологической коррекции. По­степенное преодоление синдрома игнорирования в определен­ной степени зависит и от медицинской сестры, больного в по­стели следует расположить таким образом, чтобы, смотря те­левизор, беседуя с родственниками или соседями по палате, он мог видеть парализованные конечности. В то же время сле­дует учитывать, что излишнее применение препаратов, угнета­ющих нервную систему (например, транквилизаторов, нейро­лептиков, противоэпилептических средств), замедляет восста­новление функций.

Программа реабилитации включает три последовательных этапа: клинический, санаторный и адаптационный. Клини­ческий этап реабилитации начинают уже в отделении реани­мации или интенсивной терапии, продолжают в одном из от­делений больницы и завершают в организуемом при крупных стационарах специализированном реабилитационном отделе­нии, где возможно выполнение индивидуальных программ физических тренировок.

Внедрение в клиническую практику современных методов контроля за состоянием больного позволяет точно дозировать физическую нагрузку и обеспечивать ее безопасность. Особое значение на этом этапе приобретает психическая адаптация, направленная на укрепление мотивации больного к выздоров­лению и возвращению к трудовой деятельности. К моменту окончания клинического этапа желательно добиться восста­новления у больного способности к самообслуживанию, нор­мализации сна и функции пищеварения, нередко нарушенных в связи с длительной иммобилизацией.

Следующий этап реабилитации осуществляется в специа­лизированных отделениях местных загородных санаториев. Заключительный, адаптационный период реабилитации реа­лизуется в амбулаторных условиях врачом поликлиники или диспансера. На этом этапе реабилитация включает предупреж­дение прогрессирования основного заболевания и профилак­тику его возможных осложнений, сохранение работоспособ­ности реабилитируемого, проведение экспертизы трудоспо­собности. При этом возможны следующие варианты: полная реабилитация (восстановление на прежней работе); неполная реабилитация (рациональное трудоустройство с облегченными условиями труда); инвалидизация, требующая постоянного диспансерного наблюдения.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях эти пробле­мы решают на базе отделения восстановительного лечения крупной городской поликлиники (район деятельности такого отделения определяется соответствующим органом здраво­охранения) или кабинета восстановительного лечения, кото­рые организуют в городской поликлинике.

В общий комплекс мероприятий на адаптационном этапе реабилитации по индивидуальным показаниям включают раз­личные виды лекарственной терапии, физиотерапии, лечеб­ной физкультуры и массажа, рефлексотерапии и трудовой те­рапии. При необходимости привлекают медицинского психо­лога, представителя системы социального обеспечения и дру­гих специалистов.

Помимо медицинской реабилитации, выделяют професси­ональную и социальную реабилитацию. Профессиональная реа­билитация может включать адаптацию на прежнем рабочем месте; реадаптацию на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии; реадаптацию на новом рабочем месте в условиях, близких к прежней профес­сиональной деятельности, но с пониженной физической на­грузкой; полную переквалификацию с работой на прежнем предприятии; полную переквалификацию в реабилитацион­ном центре с трудоустройством по новой специальности. Переквалификация создает условия для надомного труда или работы в особых цехах (отделах предприятий) с укороченным рабочим днем, индивидуальной нормой выработки и постоян­ным медицинским наблюдением. Вопрос о переобучении лиц, получивших инвалидность, решает медико-социальная экс­пертная комиссия; направление на переобучение выдает отдел социального обеспечения. Реабилитация лиц, утративших слух или зрение, осуществляется на базе учебно-производственных предприятий обществ глухих или слепых; для психически больных с этой целью используют лечебно-производственные мастерские.

Социальная реабилитация означает прежде всего гарантиро­ванные права больных на бесплатную медицинскую помощь, льготное получение лекарств и путевок в санаторий, мате­риальное обеспечение при частичной или полной утрате тру­доспособности, обязательное выполнение администрацией учреждений и предприятий предложенных медико-социаль­ной экспертной комиссией трудовых рекомендаций (связан­ных с продолжительностью рабочего дня, исключением рабо­ты в ночные смены, предоставлением дополнительного отпус­ка и т.д.). Наряду с этим социальная реабилитация включает в себя весь комплекс мер по восстановлению или компенсации нарушенных функций с помощью современных инженерно- технических методов, в том числе совершенствование различ­ных видов протезов при дефектах опорно-двигательного аппарата, проведение слухопротезирования, обеспечение ин­валидов специальными транспортными средствами, создание особых конструкций бытовых приборов и т.п. Социальную реабилитацию детей и подростков с врожденными или приоб­ретенными физическими дефектами проводят в специализи­рованных медицинских и воспитательных учреждениях (педа­гогическая реабилитация).

  1. МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  2. Глава 21 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  3. Иванив А.П.. Гомеопатические средства в неврологии и медицинской реабилитации больных с поражениями нервной системы., 2003
  4. ГЛАВА 7 Лечение больных алкоголизмом, сочетающимся с тяжелыми сопутствующими заболеваниями внутренних органов и нервной системы. Особенности лечения больных алкоголизмом в подростково-юношеском и пожилом возрасте. Лечение женщин
  5. Глава 21. РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  6. ВЕРТЕБРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С ОСНОВАМИ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
  7. Крткая историяразвития нервной системы иучения о нервных болезнях, медицинской реабилитации.
  8. Часть II Физические факторы в лечении больных с заболеваниями нервной систем
  9. Глава 2 ОСНОВЫ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ПАТОФИЗИОЛОГИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  10. ГЛАВА 1Инфекционные заболевания нервной системы
  11. Глава 21 ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  12. Глава 8. АУТОИММУННЫЕ ДЕМИЕЛИНИЗИРУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  13. ГЛАВА 39 Дегенеративные заболевания нервной системы
  14. Глава 6 СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Источник

Многие заболевания нервной системы характеризуются затяжным, тяжелым течением, осложняются стойкими функциональными дефектами, которые приводят к ограничению или полной утрате трудоспособности. Развитие эффективной системы мероприятий, направленных на предупреждение инвалидности и восстановление социально-трудового статуса этих больных, является не только гуманной, но и экономически оправданной задачей. Внедрение в медицинскую практику реабилитационного направления определяет новый подход к восстановительному лечению больных и инвалидов. С этих позиций лечение различных заболеваний, восстановление функций отдельных органов являются звеньями в сложной системе мероприятий, которые прежде всего предусматривают лечебное воздействие на больного человека с индивидуальными личностными особенностями, занимающего определенное место в обществе, в семье, в трудовом коллективе. Заболевание (инвалидность) изменяет социальное положение больного и выдвигает перед ним новые проблемы — приспособление к дефекту, изменение профессии и др. Эти проблемы сопряжены со значительными трудностями для больного, содействие в преодолении которых является одной из важных задач реабилитационной медицины, требующих активного участия как медицинских работников, так и органов социального обеспечения. Таким образом, система восстановительных мероприятий должна предусматривать не только воздействие на дефектные функции, но и содействовать разрешению проблемы социального и трудового устройства больных.

Основные принципы реабилитации, отражающие главные аспекты этой сложной системы, сформулированы М. М. Кабановым (1969, 1973). Сущность этой системы сводится к четырем основным принципам:

  1. партнерству врача и больного;
  2. разносторонности усилий или комплексности;
  3. единству психосоциальных и биологических методов;
  4. ступенчатости (непрерывности) и индивидуализации лечебных воздействий.

Указанные принципы нашли свое воплощение в системе реабилитации психически больных. В восстановительном лечении неврологических больных, у которых чаще встречаются различные физические дефекты, основное внимание концентрируется на восстановлении нарушенных функций, при этом используются преимущественно методы биологического воздействия. Лишь за последние годы ставится вопрос о необходимости проведения более широкого плана реабилитационных мероприятий среди этого контингента больных.

Имеющийся у авторов опыт работы в реабилитационном неврологическом отделении позволяет считать, что только комплексное, последовательное применение дифференцированных методов лечения, предусматривающих воздействие на личность больного, с целью активизации его участия в восстановительных мероприятиях, широкое использование психосоциальных методов (психотерапии, трудотерапии, культуротерапии и др.) могут обеспечить полноценную социальную и трудовую реабилитацию.

В организации и осуществлении программы восстановительных мероприятий в условиях специализированного реабилитационного отделения большая роль отводится среднему медицинскому персоналу, слаженная и четкая работа которого во многом способствует повышению эффективности лечения больных. Медицинская сестра осуществляет систематическую помощь врачу в проведении психологической подготовки больных к активному восстановительному лечению, в создании психотерапевтической среды в отделении и организации лечебно-активирующих режимов. На обязанности медицинской сестры лежит наблюдение за выполнением последовательной системы реабилитационных мероприятий, помощь в их выполнении врачу и другим специалистам (методисту по лечебной физкультуре, трудотерапевту, психотерапевту). Медицинская сестра, работающая в реабилитационном отделении, должна быть не только хорошо осведомлена о задачах применяемых лечебных процедур и методик, но и сама владеть ими, чтобы иметь возможность контролировать выполнение заданий, осуществляемых больными самостоятельно. Большую роль для успешной работы также имеет создание дружеской атмосферы в отделении, установление контактов между больными и медицинским персоналом, а также с родственниками больных. На обязанности медицинской сестры лежит и патронажная помощь на дому, посещение больных, выписанных из восстановительного отделения.

Комплексность лечебно-восстановительных мероприятий требует участия в их осуществлении представителей многих специальностей, не только среди врачей, но и среднего медицинского персонала. Сюда относятся медицинские сестры, инструкторы по лечебной физкультуре, трудотерапии, массажисты, психологи. Поэтому руководство составлено с таким расчетом, чтобы изложенным материалом могли пользоваться в своей работе специалисты указанных профилей. Многопрофильность реабилитационных неврологических отделений выдвигает необходимость ознакомления среднего медицинского персонала с наиболее часто встречающимися формами неврологических заболеваний и их клиническими синдромами. Комплексность методов восстановительной терапии, наряду с дифференцированным подходом к выбору их сочетания, делает оправданным ознакомление с основными методами лечения, применяемыми при реабилитации неврологических больных. Наряду с такими специальными методами, как психотерапия, трудотерапия, освещаются методы лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и лекарственного лечения, наиболее часто используемые при реабилитации неврологических больных. Овладение описанными методиками позволяет применять их дифференцированно в составе реабилитационных комплексов при различных клинических синдромах. Подробное описание различных вариантов восстановительных комплексов помогает медицинскому персоналу в составлении и выполнении индивидуальных реабилитационных программ. При этом отмечаются те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность реабилитации и которые следует учитывать при назначении восстановительных мероприятий.

Специальное внимание обращено на уход за больными в реабилитационном отделении и особенности лечебно-активирующих режимов, обеспечение которых составляет основу деятельности среднего медицинского персонала.

Выполнение комплексной программы восстановительных мероприятий с соблюдением основных принципов реабилитации позволяет добиться высокой эффективности лечения. По нашим данным в результате восстановительного лечения инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями после инсульта и черепно-мозговой травмы 35% вернулись к общественно-полезному труду, 65% смогли себя полностью или частично обслуживать, освободив членов семьи от ухода за ними. Эти показатели делают обнадеживающим дальнейшее развитие реабилитационной помощи для неврологических больных.

Совершенствование квалификации среднего медицинского персонала в этом аспекте будет содействовать повышению эффективности реабилитации.

В предложенном руководстве излагаются основные принципы реабилитации неврологических больных, содержание и формы восстановительных мероприятий в соответствии с этапами реабилитации. Дается характеристика основных клинических групп неврологических больных, подлежащих восстановительному лечению, и описываются его особенности в каждой отдельной группе. Рассматриваются формы ухода за больными в реабилитационном отделении, особенности режима. Излагается содержание основных методов восстановительного лечения, используемых в реабилитационном отделении.

При работе над книгой был использован клинический опыт авторов, накопленный при восстановительном лечении в специализированном отделении более 800 неврологических больных.

Учитывая, что организация реабилитационных неврологических отделений — проблема новая, опыт этой работы в литературе освещен крайне недостаточно, а руководств для среднего медицинского персонала по реабилитации неврологических больных до настоящего времени не имеется, авторы с благодарностью примут критические замечания и полезные рекомендации.

Демиденко Т. Д., Гольдблат Ю. В.

«Реабилитация при заболеваниях нервной системы» и другие материалы по реабилитации в неврологии

Читайте также в этом разделе:

  • Реабилитационные мероприятия при заболеваниях нервной системы
  • Вся информация по этому вопросу

Источник