Реакция людей разных возрастных категорий на болезнь

Реакция людей разных возрастных категорий на болезнь thumbnail

Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность
Телефон: 8-800 100-0191
(звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)

Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Оно было введено отечественным терапевтом Р.А. Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии. Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Как сложное структурированное образование, внутренняя картина болезни включает в себя несколько уровней: сенситивный, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, рациональный. ВКБ определяется не нозологической единицей, а личностью человека, она также индивидуальна и динамична, как и внутренний мир каждого из нас. При этом существует ряд исследований, обнаруживающих характерные особенности переживания больным своего состояния.

Так, в основе концепции В.Д. Менделевича («Терминологические основы феноменологической диагностики») находится представление о том, что тип реагирования на определенное заболевание определяется двумя характеристиками: объективной тяжестью болезни (определяющейся критерием летальности и вероятностью инвалидизации) и субъективной тяжестью болезни (собственной оценкой больным его состояния).

Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из социально-конституциональных характеристик, к числу которых относятся пол, возраст и профессия индивида. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболевания – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.

Так, в подростковом возрасте наиболее тяжелые психологические реакции могут быть вызваны не теми болезнями, которые являются объективно угрожающими сохранности организма с медицинской точки зрения, а теми, которые изменяют его внешний вид, делают его непривлекательным. Это обусловлено существованием в сознании подростка основной потребности – «удовлетворенности собственной внешностью».

Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. «Это связано с системой ценностей и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.». В этом отношении с онкологическими заболеваниями связаны наиболее сильные переживания. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти, потере трудо- и работоспособности.

К индивидуально-психологическим характеристикам, оказывающим влияние на специфику переживания заболевания, относятся особенности темперамента (в отношении следующих критериев: эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности, и ограничения движений и обездвиженности), а также особенности характера человека, его личности (мировоззренческие установки, уровень образования).

Существует типология способов реагирования на заболевание пациентом. Знание типа реагирования больного помогает подобрать адекватную стратегию взаимодействия с ним и его семьей, использовать соответствующие способы общения, мотивирования к лечению.

Типы психологического реагирования на тяжелое соматическое заболевание

Типология реагирования на заболевание А.Е.Личко и Н.Я. Иванова («Медико-психологическое обследование соматических больных») включает в себя 13 типов психологического реагирования на заболевание, выделенных на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию в референтной (значимой) для больного группе.

В первом блоке находятся те типы отношения к болезни, при которых не происходит существенного нарушения адаптации:

  • Гармоничный: для этого типа реагирования характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе происходит сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
  • Эргопатический: характерен «уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться исследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.
  • Анозогнозический: характерно активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, отрицание очевидного в проявлении болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения, желание обойтись своими средствами.

Во второй блок входят типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации:

  • Тревожный: для этого типа реагирования непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагополучного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнений, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги).
  • Ипохондрический: характерно сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур).
  • Неврастенический: характерно поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
  • Меланхолический: характерна удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
  • Эйфорический: характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушения режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.
  • Апатический: характерно полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны, утрата интереса ко всему, что ранее волновало.
  • Обессивно-фобический: характерна тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
  • Сенситивный: характерна чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательность отношения с их стороны в связи с этим.
  • Эгоцентрический: характерен «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
  • Паранойяльный: характерна уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения и побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
  • Дисфорический (характерно тоскливо-озлобленное настроение).

Взаимодействие с некоторыми из таких пациентов может приносить врачу выраженный психологический дискомфорт. Но знание психологических оснований этого типа поведения пациента поможет врачу лучше понимать его потребности, ожидания, страхи и эмоциональные реакции, оптимально организовывать процесс взаимодействия с ним, использовать определенные инструменты влияния. Важно понимать, что, даже демонстрируя полное безразличие к исходу лечения, пациент больше всего хочет услышать слова надежды и нуждается в укреплении его веры в лучшее. Пациенты, непрерывно тревожащиеся о своем состоянии, нуждаются в спокойном, оптимистичном и внимательном разговоре с врачом, а пациенты, демонстрирующие реакции агрессии к окружающим и врачу – авторитетной уверенной позиции врача, которая поможет справиться со скрываемым в душе сильнейшим страхом за свою жизнь.

Таким образом, понимание типа реагирования больного на заболевание поможет сделать союз врача и пациента более эффективным, способствующим психологическому благополучию обоих участников лечебного процесса.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек может заболеть в любом возрасте. Социальному работ-нику (психологу) необходимо знать типологические особенности пси-хологии людей в разных возрастных периодах для правильного понима-ния реагирования на болезнь представителей различных возрастов. Имеет значение и пол заболевших. Так, женщины легче переносят боль и обездвиженность.

В детском возрасте происходит интенсивный процесс социализа-ции, становление собственного «Я». Ведущей деятельностью дошкольни-ков является игра, а младших школьников – учеба. В игре формируются нормы и способы взаимоотношения людей.

Могут возникнуть типичные характерологические реакции этого возрастного периода, такие как: про-теста (оппозиции), имитации, компенсации, гиперкомпенсации. Напри-мер, недовольство ситуацией может вызвать элективный (избиратель-ный) мутизм – ребенок отказывается говорить в детском саду, гостях и в то же время активно общается с близкими. Дети хорошо имитируют нра-вящихся им взрослых, в первую очередь родителей. Подражают их вы-сказываниям и поведению. При реакциях компенсации поведение детей маскирует ту или иную слабую сторону личности или подавляет пережи-вание ее неполноценности, связанное с наличием того или иного физиче-ского дефекта. Например, физически слабый мальчик находит самоудов-летворение и уважение сверстников, обыгрывая всех в шахматы. При ре-акциях гиперкомпенсации могущих быть как адаптивными (ребенок с фи-зическим дефектом, путем интенсивных спортивных тренировок стано-вится школьным рекордсменом), так и дезадаптативными (самоизолиру-ется от коллектива или завоевывает себе «авторитет», выполняя роль шу-та, драчуна и т. д.).

К общим возрастным особенностям детей следует отнести незре-лость социально-детерминированных форм поведения, перевес эмоцио-нальных сторон психической жизни над интеллектуальными, выражен-ную эгоцентрическую установку.

Из патологических синдромов детского возраста надо отметить: явления невропатии (повышенная раздражительность и возбудимость, капризность, неустойчивость настроения, быстрая истощаемость, выра-женная пугливость, психосоматические симптомы: срыгивание, рвоты, запоры или недержание кала, извращение аппетита и др.); гипердинами-ческий синдром или синдром дефицита внимания (см. лекцию 4); син-дромы страха, особенно страх темноты, одиночества, наказания, уко-лов и др.; синдром уходов и бродяжничества (повторяющиеся уходы ребенка из дома или школы, поездки в другие города); синдром патоло-гического фантазирования (когда в жизни ребенка смешивается фанта-зия и реальность, часто с перевоплощением в выдуманный образ).

Дети хуже взрослых переносят боль и госпитализацию в больни-цу. Они не полностью понимают серьезность заболевания и в силу сво-ей активности с трудом следуют ограничительному режиму лечебных учреждений. Считается, что движение в этом возрасте, как и громкость речи, являются вентилем, ослабляющим эмоциональное напряжение.

Это возраст наибольшего авторитета взрослых в глазах детей. По-этому социальному работнику (психологу) следует использовать данное положение, подключив к реабилитационному процессу уважаемых ребен-ком взрослых (родителей, учителей). В детском возрасте задачи реабили-тации тесно переплетаются с задачами педагогики. Необходимо с учетом эмоциональной откликаемости детей воздействовать именно на эту сферу психической деятельности (похвала, поощрение, ласка и т. д.).

В становлении личности человека огромное значение имеют под-ростковый и юношеский возраст. К подростковому возрасту принято относить возраст 12–15 лет, к юношескому – 15–21 год. В этот период происходит интенсивное физическое созревание с некоторым отстава-нием психического. В пубертатном возрасте ребенок физически уже взрослый, но психически еще незрел. Это возраст, когда появляется склонность к самоанализу, переоценки ценностей, отхода от родителей, критического отношения ко взрослым, существующим нормам и прави-лам. Появляется повышенная потребность утвердить себя среди сверст-ников, мнение которых становится для подростка определяющим. Со-циальным работникам (психологам) необходимо знать характерные по-веденческие реакции на ту или иную ситуацию, свойственные этому пе-риоду взросления.

Реакция эмансипации заключается в стремлении подростков к са-мостоятельности, освобождению от контроля взрослых, самоутвержде-нию. Она может проявляться в непослушании, грубости, игнорировании мнения старших, повышенной критичности ко взрослым и всей сущест-вующей социальной системе, ношению эпатирующей окружающих одежды, причесок, вызывающей алкоголизации, сексуальной распу-щенности и т. д.

Реакция группирования со сверстниками проявляется в стремле-нии образовывать более или менее стойкие неформальные группы со своими специфическими увлечениями и стилем поведения (футбольные фанаты, поклонники «тяжелого рока» – «металлисты», «рокеры», раз-личные «фэны» – поклонники эстрадных кумиров и др.). Они могут быть социально положительными, социально нейтральными и антисо-циальными. Главным содержанием отношений в таких группах является общение между собой, обмен информацией, взаимопомощь.

Реакции увлечения (хобби-реакции) – выраженный стойкий инте-рес к одному виду деятельности, сопровождающийся сильными эмо-циональными переживаниями. Различают увлечения:

· интеллектуально-эстетические (музыка, рисование, философия и т. д.);

· телесно-мануальные (спорт, культуризм, рукоделие и др.);

· накопительские (коллекционирование);

· эгоцентрические (экстравагантная одежда, участие в рок-ансамблях);

· информационно-коммуникативные (потребность в контактах, жаж-да получения новых сведений);

· азартные (карты, гэмблинг) и др.

Повышенное и недостаточно дифференцированное половое вле-чение приводит к реакциям, связанным с сексуальностью. Они прояв-ляются в повышенном интересе к эротической и порнографической ли-тературе и изопродукции, в виде сексуальных фантазий, ранних поло-вых связей, транзиторных эксгибиционистских, групповых гомосексу-альных и мастурбационных актов.

Реакции подросткового возраста в большинстве случаях являются преходящим этапом развития и не вызывают выражений социальной де-задаптации. Однако у части подростков эти реакции могут принимать крайне выраженные формы, отодвигать на задний план все остальные обязанности (школьные, семейные), сопровождаться нарушением соци-альной адаптации и невротическими расстройствами (патохарактероло-гические реакции).

Юношеский период характеризуется переключением внимания от внешних факторов на свой внутренний мир. Идет поиск самого себя, самонаблюдение, познание своих преимуществ и недостатков, своего места в жизни, профессии, иными словами формируется самосознание – представление о самом себе, самооценивание своей внешности, умст-венных, моральных и волевых качеств. Часто эта самооценка сверхкри-тична, что проявляется в чувстве неполноценности своей внешности (веснушки, угри, фигура, форма носа, цвет кожи и т. д.) и может по-влечь за собой формирование синдромов дисморфомании, анорексии, ипохондрии. Болезни и нарушения, возникшие в этом возрасте, расце ниваются, в первую очередь, с точки зрения социального резонанса в кругу знакомых (косметические дефекты, венерические заболевания, сексуальные расстройства). Выражена потребность, часто не удовлетво-ренная, в дружбе и любви. В связи с этим необходимо помнить и о воз-можности юношеских депрессий и самоубийств.

В зрелом возрасте (молодость 21–35 лет и собственно зрелость –35–60 лет) человек достигает при благоприятном стечении обстоя-тельств кульминации жизненной творческой деятельности. Наступает период стабилизации интеллектуальных и эмоциональных процессов. Обычно он уже определяется в профессиональном и семейном плане. Однако и этот период жизни подвержен кризисам: в результате неудов-летворенности успешностью карьеры, сформировавшимся авторитетом, уровнем материального благосостояния, семейным статусом, партне-ром, отношениями с близкими, самим собой (востребован ли для обще-ства, раскрылись ли потенциальные возможности и способности).

В отношении болезни взрослые люди тяжелее реагируют на хро-нические и инвалидизирующие заболевания, особенно те, которые ве-дут к снижению социального престижа, а также «стыдные» болезни (ту-беркулез, венерические, гинекологические и т. д.).

Люди пожилого возраста (60–75 лет) и старческого возраста (более 75 лет) также имеют свои психологические особенности, которые необходимо знать социальному работнику для успешного проведения коррекционных мероприятий. В этом возрасте человек смиряется с тем положением, которого он достиг, нацеливается на достойное завершение жизни. Большое внимание уделяется собственному здоровью, отмечается повышение чувствительности к боли, часты тревога и страх заболеть тя-желой болезнью и умереть, характерна ипохондрическая настроенность. Старение ведет к замедлению мыслительных процессов, трудности овла-дения новыми знаниями и навыками, отсюда склонность к застреванию на мелочах, персеверации, утеря доминирующей мысли, что выражается в речевых оборотах: «как бы сказать…», «чтобы было ясно…» и др., трудности с принятием серьезных решений, консерватизм.

Отмечается эгоцентризм, который проявляется в скупости, недоверии к людям, по-дозрительности, мелочности, стремлении все принимать на свой счет, обидчивости, сварливости, требовании усиленного внимания окружаю-щих. В целом, круг интересов сужается до удовлетворения собственных нужд со снижением морально-этических качеств и расторможенностью инстинктов. Эстетические чувства притупляются, появляется безразли-чие к беспорядку и грязи. Эмоционально легко аффектируются по незна-чительным поводам, долго помнят обиду, преобладает пониженный фон настроения. В волевом плане наблюдается снижение побуждений.

Гротескно заостряются личностные особенности: бережливость перерастает в скупость и жадность, настойчивость – в упрямство; недостаточная самокритичность – в переоценку собственной личности и т. д.

Основная проблема этого периода жизни – одиночество, утрата необходимых и желанных контактов, беззащитность перед окружением, несущим, как кажется пожилым, лишь угрозу их благосостоянию и здо-ровью. Отсюда часто конфликтные отношения с соседями и родствен-никами.

Общую картину «осени жизни» нельзя рассматривать только пес-симистически. Мы знаем достаточное число примеров достойного и мудрого старения, зависящего от отношения к процессу увядания. Вы-деляют следующие жизненные позиции (К. Висневска-Рошковска):

1) «конструктивная» (смиряются с возрастом, активны и настрое-ны на оказание помощи другим, из старости не делают трагедии, ищут развлечений и контактов);

2) «зависимая» (у тех, которые были такими всю жизнь, старея, они еще больше ищут помощи, признания и, не получая этого, чувству-ют себя несчастными);

3) «защитная» (не желают получать помощь от других, держатся замкнуто, отгораживаются от людей, скрывают свои чувства, с негодо-ванием и ненавистью относятся к старости);

4) позиция «враждебности к миру» (гневливые старики, обвиняю-щие окружающих и общество во всех своих жизненных неудачах, они подозрительны, никому не верят, ни от кого не хотят зависеть, испыты-вают отвращение к старости, стараются держаться за работу);

5) позиция «враждебности к себе и своей жизни» (характеризуют-ся пассивностью, исчезновением интересов и инициативы, снижением настроения, чувством одиночества, своей «ненужности», жизнь считают неудавшейся, к смерти относятся как к избавлению).

Возможны и другие позиции, например, позиция «извлечения вы-годы из факта старости» (бегство от ответственности и принятия реше-ний), «зависти к молодым» (критика молодежи, нетерпимость) и т. д. Знание отношения пожилого человека к своему положению об-легчает контакт социального работника с ним. Однако вне зависимости от степени личностных изменений и интеллектуального снижения сле-дует облегчить старым людям адаптацию к жизненным переменам: не следует предъявлять к ним повышенные требования, которые могут вы-звать стрессовую ситуацию и нарушить имеющуюся приспособленность к жизни; не надо ставить их перед неожиданными переменами, которые обычному человеку кажутся мелочами (даже перемещение постели с привычного места); дать им возможность или хотя бы иллюзию своей полезности, общественной значимости без снисходительного сочувст-вия; не вызывать у них сильные и неожиданные эмоциональные сдвиги; отрегулировать подходящим образом их ежедневный режим.

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1602; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник