Реакция пациента на болезнь может быть духовной

Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность
Телефон: 8-800 100-0191
(звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)

Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Оно было введено отечественным терапевтом Р.А. Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии. Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Как сложное структурированное образование, внутренняя картина болезни включает в себя несколько уровней: сенситивный, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, рациональный. ВКБ определяется не нозологической единицей, а личностью человека, она также индивидуальна и динамична, как и внутренний мир каждого из нас. При этом существует ряд исследований, обнаруживающих характерные особенности переживания больным своего состояния.

Так, в основе концепции В.Д. Менделевича («Терминологические основы феноменологической диагностики») находится представление о том, что тип реагирования на определенное заболевание определяется двумя характеристиками: объективной тяжестью болезни (определяющейся критерием летальности и вероятностью инвалидизации) и субъективной тяжестью болезни (собственной оценкой больным его состояния).

Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из социально-конституциональных характеристик, к числу которых относятся пол, возраст и профессия индивида. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболевания – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.

Так, в подростковом возрасте наиболее тяжелые психологические реакции могут быть вызваны не теми болезнями, которые являются объективно угрожающими сохранности организма с медицинской точки зрения, а теми, которые изменяют его внешний вид, делают его непривлекательным. Это обусловлено существованием в сознании подростка основной потребности – «удовлетворенности собственной внешностью».

Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. «Это связано с системой ценностей и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.». В этом отношении с онкологическими заболеваниями связаны наиболее сильные переживания. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти, потере трудо- и работоспособности.

К индивидуально-психологическим характеристикам, оказывающим влияние на специфику переживания заболевания, относятся особенности темперамента (в отношении следующих критериев: эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности, и ограничения движений и обездвиженности), а также особенности характера человека, его личности (мировоззренческие установки, уровень образования).

Существует типология способов реагирования на заболевание пациентом. Знание типа реагирования больного помогает подобрать адекватную стратегию взаимодействия с ним и его семьей, использовать соответствующие способы общения, мотивирования к лечению.

Типы психологического реагирования на тяжелое соматическое заболевание

Типология реагирования на заболевание А.Е.Личко и Н.Я. Иванова («Медико-психологическое обследование соматических больных») включает в себя 13 типов психологического реагирования на заболевание, выделенных на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию в референтной (значимой) для больного группе.

В первом блоке находятся те типы отношения к болезни, при которых не происходит существенного нарушения адаптации:

  • Гармоничный: для этого типа реагирования характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе происходит сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
  • Эргопатический: характерен «уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться исследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.
  • Анозогнозический: характерно активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, отрицание очевидного в проявлении болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения, желание обойтись своими средствами.

Во второй блок входят типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации:

  • Тревожный: для этого типа реагирования непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагополучного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнений, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги).
  • Ипохондрический: характерно сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур).
  • Неврастенический: характерно поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
  • Меланхолический: характерна удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
  • Эйфорический: характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушения режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.
  • Апатический: характерно полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны, утрата интереса ко всему, что ранее волновало.
  • Обессивно-фобический: характерна тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
  • Сенситивный: характерна чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательность отношения с их стороны в связи с этим.
  • Эгоцентрический: характерен «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
  • Паранойяльный: характерна уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения и побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
  • Дисфорический (характерно тоскливо-озлобленное настроение).

Взаимодействие с некоторыми из таких пациентов может приносить врачу выраженный психологический дискомфорт. Но знание психологических оснований этого типа поведения пациента поможет врачу лучше понимать его потребности, ожидания, страхи и эмоциональные реакции, оптимально организовывать процесс взаимодействия с ним, использовать определенные инструменты влияния. Важно понимать, что, даже демонстрируя полное безразличие к исходу лечения, пациент больше всего хочет услышать слова надежды и нуждается в укреплении его веры в лучшее. Пациенты, непрерывно тревожащиеся о своем состоянии, нуждаются в спокойном, оптимистичном и внимательном разговоре с врачом, а пациенты, демонстрирующие реакции агрессии к окружающим и врачу – авторитетной уверенной позиции врача, которая поможет справиться со скрываемым в душе сильнейшим страхом за свою жизнь.

Таким образом, понимание типа реагирования больного на заболевание поможет сделать союз врача и пациента более эффективным, способствующим психологическому благополучию обоих участников лечебного процесса.

Источник

Особенности личности сказываются и в особенностях реакции человека на свою болезнь. Различают шесть типов реакции на болезнь (М. Э. Телешевская, Н. И. Погибко):

Астенический – проявляется в форме повышенной утомляемости, истощаемости, слабодушия, плаксивости, вялости;

Депрессивный – характеризуется чувством тревоги, тоски, растерянности, потерей надежды на выздоровление, отсутствием побуждений к преодолению болезни, чувством безысходности и смирения;

Ипохондрический – характеризуется «жизнью в болезни», которая подчиняет себе все интересы и желания человека;

Тревожно – мнительный – проявляется недоверием к назначениям врача, поиском лечебных средств в медицинской литературе. Но, узнав о новых методах лечения, они и этим сведениям не доверяют и от применения новых средств отказываются. У больных этого типа легко формируются разнообразные фобии (неоправданные страхи);

Истериформный – характеризуется быстрой сменой настроения: то пациент плачет, хватается за пульс, ощупывает живот, сердечную область, заявляя что «умирает», то, быстро успокоившись, переключает свои интересы на внешние факторы. В семье и на работе он много говорит о своём состоянии, стремясь ярко и красочно описать свои страдания. У некоторых таких больных выявляется наклонность к фантазированию, при каждом пересказе истории своей болезни они прибавляют всё новые подробности, сами верят в их достоверность, хотя это может не соответствовать истине. Они могут придираться к медицинскому персоналу, полагая, что те недооценивают тяжесть их состояния, а находясь среди других пациентов, они начинают продуцировать симптомы чужих заболеваний;

Вытеснение болезни – состояние, при котором больной игнорирует имеющееся заболевание, не желает лечиться. Сравнительно часто такое отношение отмечается у медиков.

Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами. Формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, которые можно выразить в формуле: «Врач – сестра — больной» (И. Харди). И эти особые отношения являются основой любой лечебной деятельности.

Целью же контактов между пациентом и медицинским работником будет медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Особенностью таких контактов является то, что в эффективности оказываемой медицинской помощи заинтересованы обе стороны, хотя и мотивация может быть различной. Пациент, естественно, кровно заинтересован в своём здоровье (инстинкт самосохранения), а медик выполняет свой профессиональный долг, что является его социальной обязанностью, и это тоже естественно.

Медицинская психология изучает мотивы и ценности мед. работника, его представления об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медицинской сестры.

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медицинскими работниками имеет значение такое понятие как коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность может рассматриваться также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного общения в определённом спектре ситуаций межличностного взаимодействия. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является значимой характеристикой медицинского работника. Но она же имеет значение и для пациента, т. к. некомпетентность хотя бы с одной стороны в процессе общения способна нарушить ход лечебно – диагностического процесса.

Тема:Общение с пациентом

Отношения медицинской сестры и больного являются частью тех связей, той атмосферы, которые имеют место в каждом ЛПУ, частью общей взаимосвязи, которая возникает в процессе лечебной деятельности в системе «врач – сестра – больной».

Выделяют три этапа установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в ЛПУ:

1) начальный, где происходит первичная ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом. Сестра и врач в ходе работы получают представление о поведении больного. Возникает связь между ними и больным. При этом важны не только свойства личности больного, но и отношения больного к своей болезни. Важно также изучение тех реакций, которые вызывает больной у врача и сестры (и наоборот);

2) развёрнутый, когда пациент и медицинская сестра уже познакомились. Изменяющаяся картина болезни, всё, что происходит с больным, могут вызвать у него появления страха, неуверенности, пессимистического опасения в отношении исхода заболевания. На этом этапе важно уменьшить эти проявления, выражая бережное отношения к больному, беседуя с ним, внимательно выслушивая его;

3) конечный – трудности обычно возникают при выписке больного из стационара или прекращении лечения в поликлинике, т. к. зачастую больной обеспокоен, полностью ли восстановилось его здоровье. Неоднократные беседы с больным помогут устранить те затруднения, которые часто связаны с прекращением лечения и началом новой жизни (в случае необратимого влияния патологии на организм).

О психологии работы с больными можно говорить, лишь имея в виду глубокие профессиональные навыки сестры и её знания относительно ухода за больными. Практически сложно провести грань между физическим уходом за больным и психологическим воздействием на него во время этой деятельности. Для установления оптимального психологического контакта имеет значение всё: и внешний вид, и тембр голоса, жесты, мимика, бережность и профессионализм проведения медицинских манипуляций, и, конечно, слово, его значение и интонации. Больной очень чувствителен ко всему, что, так или иначе, касается его болезни, его лично, отсюда возможны самые невероятные толкования с его стороны действий медицинского персонала.

Выделяют следующие виды общения (С. И. Самыгин):

1. «Контакт масок» — формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости). Набор выражений лица, жесты, стандартных фраз, позволяющих скрывать истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности медицинского работника или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить при проведении обязательного профилактического медосмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а медик – не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.

2. Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен – то активно вступают в контакт, если мешают – отталкивают или избегают.

Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения медицинского работника и пациента в случаях, когда целью обращения становится получение каких-либо дивидендов (больничный лист, справка). С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию медицинского работника – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие (напр. руководитель). Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

3. Формально – ролевое общение. Регламентированным оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны медицинского работника может быть обусловлен профессиональной перегрузкой.

4. Деловое общение. Общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованными лицами.

5. Духовное межличностное общение. Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения. Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника.

6. Манипулятивное общение. Также, как и примитивное, направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приёмов. Один из таких приёмов называется «ипохондризацией пациента». Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств. Целью этой манипуляции может быть: а) снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медицинским работником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента; б) демонстрация в необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медицинского работника с целью получения вознаграждения.

Взаимодействия между пациентом и медицинским работником не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения между пациентом и мед. работником способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот – положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медиком.

Беседа как один из ведущих методов исследования, играет важную роль в лечебно – диагностическом процессе. Основная задача беседы – расположить к себе пациента, вызвать его на откровенный разговор. Поэтому не следует с первых секунд общения интересоваться жалобами, углубляться в профессиональный опрос. Беседа проводится в спокойной обстановке, без спешки, желательно наедине. Стиль – диалогический (но не допрос). Важнейшими психоэмоциональными сопровождающими продуктивной беседы являются: доброжелательность, милосердие, терпимость. Обращаться следует по имени и отчеству (демонстрация уважения). Следует уметь направлять беседу, не давать уклоняться от главной темы, быть ведущей стороной общения. Не рекомендуется увлекаться специальной терминологией; вопросы формулировать с предельной ясностью, избегая двусмысленности, придерживаясь уровня интеллектуального развития пациента и общего темпа беседы.

Тема: Социально – психологический климат в ЛПУ

Социально – психологический климат (СПК) – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения по «горизонтали» и по «вертикали», содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений, процессов) выступают в качестве эмпирических (т. е. полученных опытным путём) показателей психологического климата.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счёт психологической атмосферы – группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создаётся ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

Обобщая вышесказанное, под СПК обычно понимают общий эмоционально – динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворённость, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных взаимоотношений на принципиальной и деловой основе.

СПК формируется на основе субъективного мнения и отношения человека к окружающей его на работе обстановке (к людям, условиям труда, стилю руководства, групповым нормам и ценностям и пр.), т. е. на основе личного восприятия и оценок, взаимного обмена мнениями. СПК представляет собой согласованные мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающим условиям и обстоятельствам работы. Каждым человеком СПК переживается индивидуально в виде удовлетворённости или привлекательности работы в данном коллективе, на данном рабочем месте, в данных условиях.

Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать уровень его развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата. В целом можно выделить следующие основные факторы формирования психологического климата:

1) характер производственных отношений того общества, составной частью которого является данная группа;

2) содержание, организация и условия трудовой деятельности;

3) особенности работы органов управления и самоуправления организации;

4) характер руководства;

5) степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

6) социально – демографические и психологические особенности членов группы;

7) численность группы и др.

Оценка вышеприведённых факторов формирования СПК позволяет определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организации, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы.

Источник