Роль фельдшера в организации и проведении профилактики болезней нервной системы

Роль фельдшера в организации и проведении профилактики болезней нервной системы thumbnail

Определение профилактики и ее виды

Определение 1

Профилактика – это комплекс медицинских, социальных и государственных мероприятий, проводимых с целью сохранения и укрепления здоровья граждан, воспитания здорового молодого поколения, увеличения трудового долголетия.

Виды профилактики:

  • Первичная – направлена на предотвращение развития заболевания путем устранения негативно действующих факторов.
  • Вторичная – направлена на раннюю диагностику заболевания у лиц, которые уже подверглись воздействию вредных факторов или имеют факторы риска.
  • Третичная — направлена на предупреждение ухудшения состояния и развития осложнений; включает в себя лечение и реабилитацию.

Фельдшер, его обязанности и функции

Определение 2

Фельдшер – это медицинский специалист, относящийся к среднему медицинскому персоналу, имеющий право самостоятельно проводить простые диагностические исследования, не требующие специальных навыков, устанавливать диагноз, а также самостоятельно назначать лечение или в спорных случаях направлять пациента к более узкому специалисту (врачу)

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Обязанности фельдшера:

  • осуществление приема пациентов, объяснение им правил внутреннего распорядка и предписанного режима в отделении, контроль их выполнения;
  • обеспечение инфекционной безопасности (соблюдение правил противоэпидемического и санитарно-гигиенического режимов, правил антисептики и асептики, организация правильного хранения, обработки, стерилизации и использования изделий медицинского назначения) в отношении медицинского персонала и пациента;
  • осуществление всех этапов сестринского процесса во время ухода за пациентами (первичная оценка состояния пациента, интерпретация полученных данных, составление плана ухода вместе с пациентом и его семьей, осуществление задуманных мероприятий, вынесение итоговой оценки достигнутого);
  • своевременное и качественное выполнение профилактических и лечебно-диагностических манипуляций и процедур, назначенных врачом или самостоятельно;
  • ассистирование врачу при проведении им малых операций и осуществлении лечебно-диагностических манипуляций в стационарных или амбулаторных условиях, а также их самостоятельное проведение в рамках своей компетенции;
  • оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при различных экстренных ситуациях (острые заболевания, несчастные случаи, различные виды катастроф) с последующим вызовом к пациенту врача или скорейшим направлением его в ближайшее ЛПУ;
  • оповещение врача или заведующего подразделением, а в их отсутствие дежурного врача, про все обнаруженные тяжелые осложнения и заболевания доставленных пациентов и осложнения, возникшие в ходе проведения медицинских процедур и манипуляций, а также информирование их касаемо случаев нарушения правил внутреннего распорядка, которые выходят за пределы компетенции фельдшера;
  • проведение простейших лабораторных исследований (анализа мочи на белок и глюкозу, определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) и гемоглобина) и оценка их результатов;
  • введение лекарственных препаратов, противошоковых средств (при развитии анафилактического шока) пациентам по жизненным показаниям (при отсутствии возможности своевременного прибытия к пациенту врача) строго в соответствии с установленным алгоритмом действий при тех или иных состояниях больного;
  • проведение переливания крови в присутствии и под контролем врача, а также назначенной им инфузионной терапии;
  • применение консервативных методов лечения больных, проведение лечебных процедур;
  • определение показаний для госпитализации, организация транспортировки пострадавших и больных в лечебно-профилактическое учреждение;
  • проведение экспертизы временной нетрудоспособности больного или лица, который будет осуществлять уход за ним;
  • назначение соответствующего лечения, выписка рецептов на лекарственные препараты (при необходимости можно использовать справочную литературу);
  • организация лечения и медицинского ухода на дому;
  • осуществление организации и проведение диспансерного учета и наблюдения за различными группами закрепленного за участком населения (дети, подростки, беременные женщины, участники и инвалиды войн, пациенты, перенесшие острые заболевания, пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, и пр.);
  • организация и проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении очага инфекционного заболевания;
  • организация и проведение профилактических прививок взрослым и детям;
  • обеспечение правильного хранения, учета и списания лекарственных препаратов, контроль соблюдения правил приема лекарств больными;
  • осуществление забора биологического материала для проведения бактериологических исследований;
  • разъяснение пациенту способов и порядка подготовки к инструментальным, лабораторным и аппаратным исследованиям;
  • ведение утвержденной медицинской учетно-отчетной документации;
  • проведение санитарно-просветительной работы по профилактике заболеваний и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни.

Роль фельдшера в первичной профилактике болезней

Как уже было сказано ранее, одной из обязанностей фельдшера является проведение диспансеризации.

Определение 3

Диспансеризация является комплексом мероприятий, состоящим из профилактического медицинского осмотра и дополнительных методов обследования, которые проводятся с целью оценки состояния здоровья граждан и осуществляются в отношении определенных, установленных законодательством, групп населения.

Действия фельдшера при проведении диспансеризации:

  • составляет списки граждан, которые подлежат диспансеризации в текущем году, и план проведения диспансеризации на данный год с учетом возраста выбранной категории граждан;
  • активно привлекает население к прохождению диспансеризации, информирует их о ее задачах и целях;
  • инструктирует граждан, пришедших на диспансеризацию, касаемо порядка ее прохождения, объема и последовательности проведения обследований;
  • выполняет доврачебные медицинские исследования на первом этапе диспансеризации (опрос, антропометрия, измерение артериального давления, расчет индекса массы тела, определение уровня глюкозы и общего холестерина в крови экспресс-методом, осмотр женщин и взятие мазка с шейки матки и из цервикального канала на цитопатологию; измерение уровня внутриглазного давления бесконтактным методом);
  • формирует комплект документов, заполняет карты профилактических медицинских осмотров (учета диспансеризации);
  • проводит углубленное профилактическое консультирование (индивидуальное или групповое) в рамках проведения второго этапа диспансеризации;
  • разъясняет гражданам с высоким риском развития заболевания или его осложнений правил действий в случае их развития;
  • регулярное ведение санитарно-просветительской работы.

Источник

Лекции.Орг

Многие нервные хронические заболевания появляются вследствие перестройки функциональных систем организма в те периоды, когда его адаптационные механизмы не могут обеспечить надлежащей защиты от воздействия разных факторов риска. Приспособление организма к внешней среде в это время снижается.

Заболевания нервной системы чаще всего имеют многофакторную природу, поэтому к их профилактике необходимо подойти разносторонне. С возрастом повышаются требования к организму, связанные с разнообразными ситуациями, что сказывается на нервной системе. Наиболее значимыми здесь являются 3 периода: дошкольный, пубертатный (период полового созревания) и климактерический.

Заболевания нервной системы у детей.

Известно, что ряд нервных заболеваний (эпилепсия, мигрень и др.) обусловлен генетически, т. е. такие патологии в определенной степени имеют наследственную природу. С целью снижения риска их проявления у будущего ребенка желательно пройти полное обследование (конечно, и генетическое) обоим потенциальным родителям еще в период планирования беременности. Прежде всего, это относится к семьям, где часто встречались подобные патологии или какие-либо хромосомные заболевания. Кроме того, необходимо выявить и вылечить все инфекционные процессы в организме будущей матери, особенно вирусные, поскольку они способны привести не только к поражению нервной системы плода, но и стать причиной возникновения пороков развития, несовместимых с жизнью.

Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить.

Далее наступает период беременности, требующий крайне внимательного отношения к своему здоровью. Он включает полноценный рацион, прогулки на чистом и свежем воздухе, нормальное нервно-психическое состояние, прием витаминов, предупреждение инфекций, травм, а также регулярное посещение специалиста, который наблюдает беременность.

В процессе родов ребенка могут подстерегать опасности в виде осложнений (родовые травмы, патологическая гемолитическая желтуха и др.), способных серьезно повредить его нервную систему, а потому требующих своевременного выявления и лечения.

При любых отклонениях в психическом и физическом развитии детей следует сразу же обращаться к специалистам. Риск развития нервных и психических расстройств помогут снизить надлежащий контроль над развитием ребенка, создание адекватной психологической атмосферы в семье, предупреждение серьезных травм и инфекционных заболеваний (своевременная вакцинация и укрепление иммунитета). Особое внимание надо уделять правильному питанию и режиму.

Читайте также:  Книга коновалова которая лечит женские болезни скачать

В период полового созревания происходит гормональная перестройка организма, что естественным образом отражается на нервно-психическом состоянии подростка. В данной ситуации необходимо постараться снизить влияние на молодой организм стрессовых и инфекционных факторов, физических травм. Целесообразно проводить беседы о пагубном влиянии на неокрепший организм алкоголя, курения, наркотиков, приобщать подростков к спорту, труду и другим развивающим видам деятельности.

Взрослым людям также следует относиться бережно к своему здоровью. Надо снизить до минимума риск получения травм (особенно позвоночника и черепно-мозговых), проводить профилактику и своевременное полноценное лечение инфекционных заболеваний, предотвращать переохлаждения и воздействие токсических веществ на организм (в том числе алкоголя, наркотиков, табака, профессиональных вредных факторов). Следует научиться справляться со стрессами и нервозностью путем применения различных методов (психологических, физических, физиотерапевтических, лечебных).

Кроме этого, необходимо отрегулировать свой рацион (увеличить потребление растительной пищи, периодически проводить очищение организма, соблюдать разгрузочные дни), обеспечить организму достаточное количество кислорода (куда входят частые прогулки, поездки на природу, санаторно-курортное пребывание) и адекватную физическую нагрузку.

В пожилом возрасте происходят изменения в организме, обусловленные гормональной перестройкой (особенно у женщин во время менопаузы), дают о себе знать шлаковые отложения, лишний вес и сниженный метаболизм. Как правило, люди, подходя к этому этапу, уже имеют определенный «запас» приобретенных хронических заболеваний и патологических изменений в организме, а потому значительно возрастает риск проявления инфарктов и инсультов вследствие атеросклеротических изменений сосудов и гипертонии. Явно выражены признаки остеохондроза, остеопороза и других изменений костно-суставной системы, что приводит к патологиям периферических нервов и нервов позвоночника. Слабеет нервно-психическое состояние (встречаются нарушения сна, памяти, тревожность, плаксивость, психологическая уязвимость).

Данной возрастной категории людей рекомендуется выполнять следующие профилактические мероприятия: следить за уровнем артериального давления, вести подвижный образ жизни (прогулки, физические упражнения, плавание), соблюдать определенный рацион (увеличить потребление растительной и снизить потребление мясной, жирной, соленой, жареной пищи), проводить лечение сопутствующих патологий (контролировать показатель сахара в крови).

Для людей всех возрастных категорий в целях профилактики нервно-психической патологии целесообразно принимать витаминные препараты (особенно группы В, С, Е), содержащие минеральные вещества (кальций, магний, калий и т. д.) и микроэлементы (особенно селен).

Нервные болезни.

Есть такое устойчивое выражение: «Все болезни от нервов». Возможно, это, действительно, первопричина всех наших недугов. А, возможно, лишь некое философское замечание, мол, всегда нужно стараться настраивать себя на позитив, не опускать руки, бороться с трудностями и надеяться на лучшее. Как бы то ни было, есть в бесконечном перечне нашиХ «хворей» те, которые напрямую связаны с работой нашей нервной системы.

Собственно, нервные болезни и определяются, как «заболевания нервной системы». Отличительной особенностью «болезней нервов» является их чрезвычайное разнообразие. Ни одна другая система нашего организма не может «похвастать» таким количеством различных отклонений и патологий. Секрет заключается в том, что нервная система сама по себе не является однородной. Она состоит из большого количества подсистем, каждая из которых существенно отличается от остальных, а некоторые вообще считаются уникальными. Необходимо отметить также, что нарушения в работе нервной системы редко проходят как самостоятельные заболевания, но сопровождаются нарушениями в других системах или органах нашего организма. Напротив, нарушения в работе целого ряда органов (сердца, легких, почек, печени, поджелудочной железы, эндокринных органов и т.п.) чаще всего отражаются и на правильном функционировании нервной системы.

Причины поражения нервной системы

Как бы то ни было, необходимо постараться определить, какие причины приводят к данным заболеваниям. Здесь нет почти ничего необычного или уникального.

1. Первыми в ряду причин идут инфекционные . То есть, в организме начинаются воспалительные процессы, вызванные:

  • бактериями. За менингит «ответственны» пневмококки, менингококки, гемофильная палочка, листерия. Туберкулезные бактерии, закономерно, вызывают туберкулезный менингит. Абсцесс головного мозга происходит под воздействием энцефалитов, стрептококков, стафилококков;
  • вирусами. Здесь перечисление болезней займет немалое место, поэтому выделим только наиболее известные: корь, ветрянка, свинка, герпес, краснуха, бешенство, острый энцефалит и менингоэнцефалит, полиомиелит и др.
  • грибковой инфекцией (мукормикоз, аспергиллез, актиномикоз, бластомикоз и др.);
  • простейшими (токсоплазмоз, трихинеллез, церебральная малярия и др.).

2. Нарушения питания. Недостаток витаминов (например, Е или группы В) может служить причиной различных нервных заболеваний (пеллагра, нейропатия и др.).

3. Причины сосудистого характера. Это различные изменения в артериях, венах и капиллярах, закупорка сосудов, артериальная гипертензия, повышение вязкости крови и т.п.

4. Заболевания, связанные с опухолями. Последние бывают первичными, например, опухоль головного мозга или вторичными, в результате метастаз.

5. Причины травматического характера: сотрясения и ушибы головного мозга, разрывы периферических нервов и т.п.

6. Интоксикации веществами растительного или химического происхождения – одна из важнейших причин нервных расстройств самого серьезного характера. Употребление наркотиков, психотропных и психоактивных веществ, различных стимуляторов и антидепрессантов, злоупотребления алкоголем, отравления ядами и тяжелыми металлами (свинец, мышьяк, ртуть, марганец, висмут, таллий). Все это неминуемо ведет к самым тяжелым нервным расстройствам и патологиям.

7. С возрастом в организме могут начаться дегенеративные процессы, которые вызывают болезни Альцгеймера, Пика, Паркинсона и др.

8. Никуда не деться от наследственности. Это различные врожденные метаболические или нервно-мышечные заболевания.

Профилактика заболеваний нервной системы.

Здесь также нет ничего уникального. Профилактика заболеваний нервной системы, до унылости, повторяет аналогичные советы по большинству других систем нашего организма: своевременное лечение на ранних стадиях, осторожное обращение с лекарствами, использование их только по предписанию врачей, правильное питание и здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, использование необходимых средств защиты на вредных производствах.

Дата добавления: 2017-04-14; просмотров: 5478 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Основные функциональные обязанности фельдшеров

Важным разделом деятельности фельдшеров является оказание медицинской помощи больным на дому. Порядок лечения больных на дому определяют врачи участковой больницы или центральной районной больницы (ЦРБ) и лишь в отдельных случаях сам фельдшер. Больных, оставленных на дому, необходимо постоянно наблюдать до их выздоровления. Особенно это относится к детям. Больных из отдаленных от ФАП населенных пунктов целесообразно госпитализировать; при оставлении же больного на дому фельдшер извещает об этом врача сельского врачебного участка и осуществляет наблюдение за больным.

При амбулаторном обслуживании больных туберкулезом фельдшер, являясь непосредственным исполнителем врачебных назначений, проводит иммунохимиопрофилактику, диспансеризацию, противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции, работу по гигиеническому воспитанию и др.

Фельдшер, работающий на ФАП, должен владеть простейшими приемами реанимации на догоспитальном этапе, особенно при внезапной остановке сердца или дыхания, причинами которых могут быть тяжелые травмы, кровопотеря, острый инфаркт миокарда, отравления, утопления, электротравмы. На фельдшеров и акушеров, работающих самостоятельно, возложено также оказание неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях. При срочном вызове фельдшер должен иметь при себе чемоданчик, укомплектованный медицинским инструментарием и медикаментами согласно перечню укладки.

Читайте также:  Минздрав стандарты оказания медицинской помощи мочекаменная болезнь

Большая роль принадлежит фельдшерам в диспансеризации сельского населения. Основной целью ее является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение заболеваемости, увеличение активного творческого долголетия.

Д

ля проведения всеобщей диспансеризации осуществляется персональный учет всего населения, проживающего в районе обслуживания поликлиники, амбулатории и ФАП, в соответствии с «Инструкцией о порядке учета ежегодной диспансеризации всего населения». В сельской местности списки жителей составляют средние медицинские работники ФАП.

Для персонального учета каждого жителя средние медицинские работники заполняют «Карту учета диспансеризации» (учебная форма № 131 /у — 86) и нумеруют ее в соответствии с номером медицинской карты амбулаторного больного (учетная форма № 025/у). После уточнения состава населения все «Карты учета диспансеризации» передают в картотеку.

Фельдшер или акушерка следят, чтобы больные, нуждающиеся в сезонном (осень, весна) противорецидивном лечении, своевременно получали его в стационаре или амбулаторно. Важное значение для снижения заболеваемости имеет надлежащая организация экспертизы временной нетрудоспособности на ФАП.

В соответствии с «Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом» заведующий ФЛП фельдшер может иметь право выдавать больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Основанием для предоставления нрава выдачи больничных листов фельдшеру является ходатайство главного врача района, в котором должны быть указаны:

• удаленность ФАП от больницы (амбулатории), к которой он приписан;

• количество обслуживаемых населенных пунктов совхоза и число работающих в них;

• состояние путей сообщения;

• стаж работы фельдшера и уровень его квалификации;

• знание и соблюдение фельдшером основ экспертиз временной нетрудоспособности и «Инструкции о порядке выдачей больничных листов».

Учет выданных больничных листов фельдшер ведет в «Книге регистрации листков нетрудоспособности» (форма № 036/у) с обязательным заполнением всех ее граф.

Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям.

На каждом ФЛП фельдшер (акушерка) ведет картотеку персонального учета женщин начиная с 18-летнего возраста, куда вносят паспортные данные, перенесенные заболевания, сведения о всех беременностях (годы, чем заканчивалась каждая беременность, осложнения). Обследование каждой беременной при первом обращении фельдшер (акушерка) начинает с общего осмотра, измеряет длину и массу тела, артериальное давление на общих руках, в пределах своей компетенции определяет состояние сердца, легких и других органов, исследует мочу на белок. Осуществляя наблюдение за беременными, фельдшер (акушерка) ФАП обязан каждую из них показать врачу; в случаях, когда у женщины обнаруживаются малейшие отклонения от нормального развития беременности, она должна быть немедленно направлена к врачу.

Одним из важных разделов деятельности фельдшеров ФАП является проведение при возникновении очагов инфекционных заболеваний первичных противоэпидемических мероприятий, от своевременности и качества которых зависит эффективность предупреждения распространения инфекции за пределы возникшего очага. В связи с этим большое значение имеет организация деятельности работников ФЛП, направленная на выявление инфекционных заболеваний среди населения.

При установлении диагноза инфекционного заболевания (или подозрении на него) средний медицинский персонал ФАП должен:

• провести первичные противоэпидемические мероприятия в очаге;

• изолировать больного на дому и организовать текущую дезинфекцию до госпитализации больного;

• выявить всех лиц, контактировавших с больным, взять их на учет и установить за ними медицинское наблюдение;

• осуществить (совместно с врачом) карантинные мероприятия в отношении контактировавших с больными лиц, посещающих детские дошкольные учреждения, школы или работающих на эпидемически важных объектах;

• сообщить по месту работы, учебы, в детские дошкольные учреждения, по месту жительства о заболевшем и контактировавших с ним лицах;

• по указанию педиатра или эпидемиолога провести гаммаглобулино-профилактику контактировавших с больным вирусным гепатитом А.

Инфекционного больного госпитализируют в течение первых суток заболевания на специальном транспорте. При его отсутствии больного можно перевозить на любом транспорте с последующей дезинфекцией. В дальнейшем медицинский работник ФАП выполняет указания эпидемиолога (помощника эпидемиолога) и осуществляет:

• собирание материала у лиц, контактировавших с больными, для лабораторного исследования с целью выявления бактерионосителей;

• прививки по эпидемиологическим показаниям и химиопрофилактику;

• динамическое наблюдение за лицами, контактировавшими с больными, в течение срока инкубационного периода, данного инфекционного заболевания.

Большую роль играют фельдшеры и акушерки ФАП в проведении оздоровительных мероприятий, гигиеническом воспитании сельского населения и пропаганде здорового образа жизни. Чтобы правильно оценить уровень благополучия объекта, фельдшеров обучают простейшим лабораторным анализам, экспресс-методам и снабжают их походными экспресс-лабораториями. С помощью такой лаборатории можно определять остаточные количества хлора в дезинфицирующих растворах, на предметах и поверхностях (йодокрахмальный метод), остаточные количества моющих средств на столовой посуде (проба с фенолфталеином).

Фельдшеру ФАП часто приходится принимать участие в анализе производственного травматизма и разработке мероприятий по его снижению, поэтому он должен быть хорошо знаком с основными причинами возникновения травматизма: техническими, организационными и санитарно-гигиеническими. Более половины всех пострадавших обращаются на ФАП, поэтому от среднего медицинского персонала требуется постоянное совершенствование знаний, в частности, по оказанию первой помощи при травмах. Кроме оказания первой помощи пострадавшему, фельдшеры ФАП осуществляют регистрацию и учет травм; выявляют, изучают и анализируют их причины в зависимости от различных факторов; совместно с врачами разрабатывают конкретные мероприятия по устранению выявленных причин; осуществляют контроль за соблюдением правил техники безопасности; обучают работников сельского хозяйства приемам оказания первой помощи.

При работе в составе врачебной бригады фельдшер во время выполнения вызова полностью подчиняется врачу. Его задача — четко и быстро выполнять все назначения. Ответственность за принимаемые решения лежит на враче.

Фельдшер должен владеть техникой подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций и регистрации ЭКГ, уметь быстро установить систему для капельного введения жидкости, измерить АД, сосчитать пульс и число дыхательных движений, ввести воздуховод, провести сердечно-легочную реанимацию и др. Он должен также уметь наложить шину и повязку, остановить кровотечение, знать правила транспортировки больных.

В случае самостоятельной работы фельдшер «Скорой помощи» полностью отвечает за все, поэтому он должен в полном объеме владеть методами диагностики на догоспитальном этапе. Ему необходимы знания по неотложной терапии, хирургии, травматологии, гинекологии, педиатрии. Он должен знать основы токсикологии, уметь самостоятельно принять роды, оценить неврологическое и психическое состояние больного, не только зарегистрировать, но и ориентировочно оценить ЭКГ.

Приложение № 10 к приказу МЗ РФ № 100 от 26.03.99

Методы и средства санитарно-просветительной работы фельдшера

В организации своей санитарно-просветительной работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья (такими, как собеседование, групповые дискуссии, лекции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, беседы за круглым столом, устные журналы, школы здоровья, публикации в прессе, конференции) широко использует и методы наглядной агитации: стенгазеты; санбюллетени; выставки и уголки здоровья; книжные выставки.

Санитарный бюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительная газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной и выбираться с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонности и эпидемиологической обстановки в данном регионе. Заголовок выделяется крупным шрифтом. Название должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Читайте также:  Болезни твердых тканей зуба некариозного происхождения

Санбюллетень состоит из двух частей — текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок, шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком пастой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и дают практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов. Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики. Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание. Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими. Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом.

Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

Уголок здоровья.

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа: согласование с руководством данного учреждения; определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, кнопки, клей, ткань и др.); выбор места — такого, где постоянно или часто бывает масса людей; подборка соответствующего иллюстрированного материала (плакаты, фото- и литературные выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки).

Ведущая тематика уголка здоровья — различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности, в уголке должен быть помещен соответствующий материал по профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т.п. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

Устные журналы.

В устных журналах, помимо медработников, должны участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы. В своих сообщениях они выступают но вопросам не только медицинского характера, но и затрагивающим правовые, социальные и нравственные проблемы. Поэтому в устных журналах можно рассматривать сразу несколько тем.

Диспуты и конференции. Диспут — метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы, способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население вопросов. Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например, в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения.

К устным формам санитарно-просветительной пропаганды также относят тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАПе должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и другие); на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования. Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты.

В зависимости от пола и возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Примерные планы лекций

1. Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.

2. Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.

3. Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить психическое здоровье.

Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, при антенатальной охране будущего потомства.

Воспитание здорового образа жизни и профилактику различных заболеваний целесообразно проводить с беременными на дородовых патронажах и групповых занятиях в форме индивидуальных бесед (например, в «Школе беременных женщин»). Беседы о гигиене беременной женщины и особенностях периода новорожденное™ желательно проводить не только среди самих женщин, но и среди членов их семей, особенно мужей в «Школе молодых отцов».

Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детского населения и юношества, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветительного характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки и др, т. е. все то, что в дальнейшем определяет образ жизни человека. В этот период можно предупредить возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать фактором риска для многих заболеваний. У детей сравнительно легко воспитать привычку к двигательной активности, занятия физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, рациональному режиму.

Санитарно-просветигельная работа на ФАПе должна проводиться но заранее составленному плану. Составление плана санитарно-просветительной работы проводят на весь текущий год и на месяц. В годовом плане предусматривают основные задачи по охране здоровья и воспитанию здорового образа жизни, а на каждый месяц составляют конкретный план с названиями тем и методами их освещения. В конце месяца и в конце отчетного года медицинский работник обязан отчитаться за проделанную санитарно-просветительную работу.

Гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни должна способствовать ранней обращаемости за медицинской помощью, улучшению ?