Роль личности в преодолении болезни клиническая психология

Роль личности в преодолении болезни клиническая психология thumbnail

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследований реагирования на болезнь 5
1.1. Типы психологического реагирования на болезнь 5
1.2. Роль личностных особенностей больных в преодолении болезни 16
Глава 2. Особенности реакции на болезнь при сердечно-сосудистых заболеваниях 23
2.1. Индивидуально-типологические свойства личности при сердечно-сосудистых заболеваниях 23
2.2. Роль личности в процессе выздоровления при сердечно-сосудистых заболеваниях 35
Заключение 47
Список использованной литературы 48

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. — Екатеринбург, 2014. — 230 с.
2. Авруцкий, Г.Я. Лечение психически больных [Текст] / Г. Я. Авруцкий, А. А. Недува. М.: Медицина, 1988. — 270 с.
3. Александер, Ф. Психосоматическая медицина: принципы и применения [Текст] / Пер. с англ. А.М. Боковикова, В.В. Старовойтова под научн. ред. С.Л. Шишкина. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2012. – 798 с.
4. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. [Текст]/ Общ. ред. Оболенской C.B.; Предисл. Гуревича А.Я. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Прогресс-Академия», 2013. — 528 с.
5. Бакшеев, В.И. Клиническая эффективность работы школы больного гипертонической болезнью на амбулаторно-поликлиническом этапе [Текст] / В. И. Бокшеев, Н. М. Коломеец, Г. Ф. Турсунова // Тер. Арх.-2005.-Т. 77. — № 11. — С. 49-55.
6. Бернс, Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Р. Бернс. — Самара, 2000. — 656 с.
7. Бойцов, С. А. Изучение патогенеза гипертонической болезни продолжается [Текст] / С. А. Бойцов // Тер. Арх. 2006. — Т. 78. — № 9. — С. 5-12.
8. Бочанова Е.В. и др. Психосоматические заболевания: полный справочник [Текст] / под ред. Ю.Ю. Елисеева. — М.: Эксмо, 2013. — 605 с.
9. Бройтигам, В. Психосоматическая медицина [Текст]: пер. с англ. / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад. М.: ГЭОТАР медицина, 1999. — 373 с.
10. Гафаров, В.В. Изучение факторов риска возникновения инфаркта миокарда по программе ВОЗ «MONICA PSYCHOSOCIAL» [Текст] / В. В. Гафаров, Е. А. Громова, А. В. Гафарова и др. // Клинич. медицина. — 2006. — № ,6. — С. 24-26.
11. Глединг, С. Психологическое консультирование / С. Глединг. – 4-е изд. — СПб.: изд-во «Питер», 2012. — 136 с.
12. Глухов, А.А. Андреев, А.А., Болотских, В.И., Боев, С.Н. Основы ухода за больными [Текст] / А.А. Глухов, А.А. Андреев, В.И. Болотскх, С.Н. Боев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 288 с.
13. Денисова, Т.П. Социальный стресс как фактор риска ишемической болезни сердца [Текст] / Т. П. Денисова // Тер. Арх. 2005. — Т. 77, № 3. — С. 52-55.
14. Квасенко, А. В. Психология больного [Текст] / А. В. Квасенко, Ю. Г. Забурев. Д.: Медицина, 1980. — 264 с.
15. Курпатов, А.В. Психосоматические расстройства в практике врача общей практике [Текст] /А.В. Курпатов, Г.Г. Аверьянов. — СПб.: Медицина, 2001. — 245 с.
16. Лакосина, Н.Ц., Ушаков Г.К. Медицинская психология [Текст] / Н.Ц. Лакосина, Г.К. Ушаков. — М; 2012. — 272 с.
17. Любан-Плоцца, Е., Мельдингер, В., Крегер, Ф. Психосоматический больной на приеме у врача [Текст] / Е. Любан-Плоцца, В. Мельдингер, Ф.Крегер.- СПб., 1994, 245 с.
18. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы взрослости [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2012. – 416 с. – (Справочник практического психолога);
19. Менделевич, В.Д. Клиническая медицинская психология [Текст] / В.Д. Менделевич. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2012. — 592 с.
20. Настольная книга практического психолога [Текст] / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2013. — 671 с.
21. Обухов, С.Г. Психиатрия [Текст] / Под ред. Ю.А. Александровского — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 352 с.
22. Основы медицинских знаний [Текст] / Под ред. Ю.С.Тарасова. — В 2-х томах. — Том 1. — Самара, 1996. — 175 с.
23. Петрова, Н.Н. Медицинская психология [Текст] / Н.Н. Петрова — СПб.: Медицина, 2003. — 190 с.
24. Петрова, Н.Н. Личностно-психологические особенности пациентов с осложненными формами язвенной болезни двенадцатиперстной кишки [Текст] / Н.Н. Петрова, И.П. Мавиди, А.С. Петров // Клиническая медицина. — 2005. — № 6. — С. 58-62.
25. Практическая онкология: избранные лекции [Текст] / Под ред. С.А. Тюляндина и В.М. Моисеенко. – М.: Центр ТОММ. – 2014. – 784 с.
26. Психологический словарь [Текст] / Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Педагогика — Пресс, 2001. — 440 с.
27. Пшенникова, М.Г.. Врожденная эффективность стресс-лимитирующих систем, как фактор устойчивости к стрессорным повреждениям [Текст] / М.Г. Пшенникова // Успехи физиологических наук. — 2003. — № 3. – С.55-67
28. Пшенникова, М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль патологии [Текст] / М.Г. Пшенникова // Патолог, физиология и эксперим. терапия. — 2001. — № 3. — С. 28-32.
29. Ромасенко, Л.В. Депрессивные расстройства в общей медицинской практике [Текст] / Л.В. Ромасенко // Тер. Арх. 2006. — Т. 78. — № 10. — С. 5-8.
30. Селченок, К.В. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.В. Селченок. Харвест, 2013. — 542 с.
31. Сидоров, П.И., Парняков, А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов [Текст] / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2013. — 416 с.
32. Спринц, А.М., Михайлова, Н.Ф., Шатова, Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: учебник для средних медицинских учебных заведений [Текст] / Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2012. – 447 с.
33. Третьяков, А.Ю. Категория совершенствования в популяционных моделях хронических заболеваний [Текст] / А.Ю. Третьяков. — Белгород: Кооперативное образование, 2005. — 214 с.
34. Тхостов, А.Ш. Психология телесности [Текст] / А.Ш. Тхостов. — М.: Смысл, 2012. — 287 с.
35. Третьяков, А.Ю. Феномен преодоления болезни и особенности течения бронхиальной астмы [Текст] / А.Ю. Третьяков, С.П. Захарченко // Клинич. медицина 2006. — № 12. С. 26-31.
36. Фадеева, Т.Б. Психические и нервные болезни [Текст] / Т.Б. Фадеева. – Мн.: Современный литератор, 2012. – 286 с.
37. Шляхто, Е.В. Ремоделирование сердца при гипертонической болезни [Текст] / Е. В. Шляхто, А. О. Конради // Сердце. 2004. — № 5.-С. 18-26.
38. Шустов, С.Б. Артериальные гипертензии [Текст] / С. Б. Шустов, В. А. Яковлев, В. Д. Захаров — СПб.: Специальная литература, 2002. — 230 с.
39. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики [Текст] / А.В. Черников. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 208 с.
40. Ясперс К. Общая психопатология [Текст] / К. Ясперс; Пер. Л.О. Акопян. — М.: Практика, 1997. — 1053 с.

Тема:Роль личности в преодолении болезни. Типы реакций на болезнь
Артикул:1105312
Дата написания:24.05.2016
Тип работы:Курсовая работа
Предмет:Клиническая психология
Оригинальность:Антиплагиат.ВУЗ — 68%
Количество страниц:52

Источник

В связи с появлением работ по изучению субъективной стороны заболевания был введён целый ряд терминов, определяющих отражение болезни в психике человека. А.Гольдшейдером было введено понятие «аутопластическая картина болезни»; Р.А.Лурия — «внутренняя картина болезни»; Е.А.Шевалевым, В.В.Ковалевым — «переживание болезни»; Е.К.Краснушкиным — «чувство болезни»; Л.Л.Рохлиным — «сознание болезни», отношение к болезни; Д.Д.Федотовым — «реакция на болезнь»; Е.А.Шевалевым, О.В.Кербиковым — «реакция адаптации»; Я.П.Фрумкиным, И.А.Мизрухиным, Н.В.Ивановым — «позиция к болезни»; В.Н.Мясищевым, С.С.Либихом — «концепция болезни», «масштаб переживания болезни» и др. [11]

Большой вклад в изучение проблемы самосознания болезни внес А.Р.Лурия (1944 г.), сформулировав понятие «внутренней картины болезни». А.Р.Лурия называл внутренней картиной болезни всё то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, всё то, что связано для больного с его приходом к врачу, — весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм.

Гольдшейдер назвал всю сумму ощущений, переживаний больного вместе с его собственными представлениями о своей болезни — аутопластической картиной болезни и относит сюда не только субъективные симптомы больного, но и ряд сведений о болезни, которыми располагает больной из прежнего своего знакомства с медициной, из литературы, из бесед с окружающими, из сравнения себя с аналогичными больными и т.д.

Гольдшейдер рассматривал сензитивную и интеллектуальную части аутопластической картины болезни. Сензитивная часть состоит из субъективных ощущений, исходящих из конкретного местного заболевания или патологического изменения общего состояния больного. Вторая часть — интеллектуальная — является надстройкой над ними, созданной уже самим больным, размышлением о своей болезни, своём самочувствии и состоянии. Мы имеем здесь сложнейший клубок психических процессов, сущность которых мы ещё не знаем. Интеллектуальная часть имеет огромное влияние не только на функции органов, но и на течение органических процессов в них [10].

В зарубежной литературе мы также находим многообразие терминов, в которых описывается субъективная сторона болезни. Так, используя в качестве основного понятия «аутопластическая картина болезни», Р.Конечный и М.Боухал [6] предлагают следующую классификацию её типов:

o нормальная (соответствует объективному состоянию больного);

o пренебрежительная (недооценка тяжести болезни);

o отрицающая (игнорирование факта болезни);

o нозофобная (имеет место понимание того, что опасения преувеличены, но преодолеть своих опасений больной не может);

o ипохондрическая (погружение, уход в болезнь);

o нозофильная (больной получает удовлетворение от того, что болезнь освобождает его от обязанностей);

o утилитарная (получение известной выгоды от болезни — материальной или моральной).

Эти же авторы отмечают, что аутопластическая картина болезни зависит от влияния ряда факторов:

o характера болезни (острая или хроническая), наличия или отсутствия болей, косметических дефектов и т.д.);

o обстоятельств, в которых протекает болезнь (появление новых проблем в семье, в профессиональной деятельности, в ближайшем социальном окружении и т.д.);

o преморбидной личности (здесь, в частности, ставится вопрос о возрасте больного);

o социального положения больного.

Из этого многообразия терминологии правомерно выделение общего, интегрального понятия, которое, по возможности, более полно отражало бы субъективную сторону заболевания.

Понятие внутренняя картина болезни охватывает разнообразные стороны субъективной стороны заболевания. Это сложное структурированное образование включает по крайней мере четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего:

1. чувственный — комплекс болезненных ощущений;

2. эмоциональный — переживание заболевания и его последствий;

3. интеллектуальный — выработка представления и знания о болезни пациентом и её реальная оценка, размышления о её причинах и возможных последствиях;

4. мотивационный — выработка определённого отношения к болезни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление.

В.Т.Кондрашенко и Д.И.Донской говорят о важности учёта внутренней картины болезни в процессе рациональной терапии, называя это понятие скорее социально- психологическим, чем клиническим, и выделяют в нём три уровня: сенсорный, эмоциональный и интеллектуальный. Сенсорный уровень включает в себя отношение больного к своим болезненным ощущениям, эмоциональный — это оценка больным своей болезни с точки зрения опасности и безопасности, интеллектуальный уровень — это решение вопросов «болен или здоров», «чем, как и у кого лечится» и т.д.

В центре внимания проблемы внутренней картины болезни находится психология личности больного. Однако эта проблема имеет не только медицинские и психологические аспекты. Внутренняя картина болезни в одних случаях играет толь оптимизатора, определяющего поведение, направленное на преодоление болезни, в других — формирует пессимистические прогнозы, сопровождаемые отрицательными эмоциями.

Не только выраженность органических и функциональных нарушений, но и особенности личности, степень осознания и переживания болезни влияют на формирование структуры внутренней картины болезни.

Большое значение имеют также социальный статус личности больного, его роль в семейных и служебных отношениях, степень его трудоспособности, общественное положение, ценностные ориентации, вынужденное болезнью ограничение поведения, сужение интерперсональных связей, снижение жизненной перспективы, и т.д., которые могут создавать дополнительные, помимо самой болезни, стрессовые ситуации, накладывают свой отпечаток на структуру психологических перестроек личности больного, что следует учитывать при его реабилитации.

Снижение его социального положения может явиться мощным психологическим фактором, создающим нежелательные перестройки в структуре внутренней картины болезни, в частности невротического генеза, которые в дальнейшем могут фиксироваться.

Наличие неадекватно сформированной внутренней картины болезни может косвенно отрицательно влиять на течение и исход заболевания, создавать серьезные трудности в семейной и общественной жизни, становиться тормозом для реализации личности, а иногда — способствовать изменению (уплощению) самой личности, развитию внутренних конфликтов различного плана и даже тяжелой невротизации.

Понимание внутренней картины болезни помогает клиническому психологу найти нужную тактику в работе с больным, в выборе определенных форм коррекции. Однако при этом нужно знать, на какие звенья внутренней картины болезни можно опираться в психотерапевтической беседе, а какие поведенческие реакции больного следует представить врачу для коррекции лекарственными средствами.

Источник

Здоровье – это отсутствие болезни, то есть отсутствие отклонений в биологических структурах или физиологических процессах организма. По определению ВОЗ: «здоровье – это состояние полного благополучия (физического, душевного или социального)». Под нездоровьем понимаются медицинский, психологический и социальный аспекты протекания болезни во всей их совокупной многомерности. Нездоровье характеризует состояние, которое побуждает (или может побудить) отдельного человека обратить внимание на симптомы болезни и искать помощи, которое в результате этого вызывает множество социальных реакций, обусловливающих кратко- или долгосрочное отклонение от социального статуса человека. Виды здоровья: Телесное здоровье обозначает благополучное функционирование тела человека, его отдельных систем и органов. Психическое здоровье– состояние полного духовного благополучия человека, характеризующееся его способностью адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение, а не только отсутствие психических расстройств (заболеваний). Психическое расстройство (заболевание) – расстройство психического здоровья пациента, в том числе поведенческое расстройство, обусловленное нарушением работы головного мозга и подтвержденное диагнозом врача-специалиста или врачебно-консультационной комиссией. В клинической психологии выделяется 4 группы людей с разными показателями психического здоровья:1-я группа – совершенно здоровые люди, жалоб у них нет. 2-я группа – легкие функциональные (то есть не имеющие органической природы, обратимые) нарушения, о которых говорят жалобы астено-невротического порядка, которые обусловлены конкретной психотравмирующей ситуацией. 3-я группа – лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкое проявление жалоб астено-невротического характера вне рамок психотравмирующей и трудной ситуации, перенапряжение механизмов адаптации. 4-я группа – клинические формы психического заболевания. Психологическое здоровье —рассматривается как благополучие функционирования личности человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, личностной зрелости человека. Психологически здоровый человек живет в гармонии с самим собой и с другими людьми, полноценно реализуя свою сущность. Признаки (критерии) психологического здоровья: 1) позитивная установка по отношению к собственной личности; 2) духовный рост и самореализация; 3) интегрированность, цельность личности; 4) автономия, самодостаточность личности; 5) адекватность восприятия реальности; 6) компетентность в преодолении требований окружающего мира.

6. Болезнь как психологический феномен. Концепция преодоления болезни.

Понятие «болезнь» используется для характеристики таких состояний человека, которые уже не выглядят как нормальные, и поэтому нуждаются в специальном объяснении. Используя понятие «болезнь», мы объясняем изменения состояния человека. Они являются результатом изменений в самом человеке, как правило, в его организме. Изменившееся субъективное состояние обозначается как «плохое самочувствие». Таким образом, болезнь описывается в трех измерениях: Телесно-биологическое измерение → болезнь, Психологическое измерение → плохое самочувствие, Социальный аспект → изменившееся поведение, роль больного. Модель возникновения болезни:Причина болезни (биологическая, психологическая, социальная, комплексная), Болезнь (патологический процесс в организме), Плохое самочувствие (жалобы, симптомы), Следствие болезни (роль больного и ограничения нормального ролевого поведения, социальные ожидания по отношению к больному), Стадии поиска помощи в ситуации болезни, Восприятие симптомов (их субъективная оценка и интерпретация), Психологическая защита (отрицание, преуменьшение значения, выжидание), Сообщение о симптомах другим лицам (совместная оценка, поиск информации) – с этого момента болезнь предстает как социальный факт, Самолечение, Поиск поддержки в самодеятельной системе (информация, практическая помощь, эмоциональная поддержка), Включение в систему профессионального медицинского обслуживания. Концепция преодоления болезни. Иметь хроническое заболевание не означает автоматически быть хронически больным, то есть во всем объеме соответствовать статусу хронически больного. Насколько каждый человек поддается своей болезни, вносит изменения в свою жизнь, как он переживает и как за счет этого изменяется его самовосприятие, является результатом специфических усилий по преодолению болезни. Преодоление болезни следует за наступлением болезни и охватывает все познавательные и двигательные виды активности, которые использует больной, чтобы сохранить свой физический, психический и социальный статус и компенсировать нарушенные функциональные способности. Поэтому преодоление включает в себя все усилия, с помощью которых больной пытается интегрировать физические, психические и социальные аспекты своей болезни в собственную внутреннюю и внешнюю реальность. Какими бы значительными ни были медицинские, физические или психические последствия болезни, оценка и решение этих проблем в решающей степени зависят от личности больного, его жизненного опыта, социального статуса и условий жизни. Выработка способов преодоления зависит и от опыта преодоления других жизненных кризисных ситуаций.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.009 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник