Роль медицинского персонала здоровье и болезнь семьи

Роль медицинского персонала здоровье и болезнь семьи thumbnail

Разделенная радость — двойная радость,
разделенное горе — половина горя.
Русская пословица

Психологическая обстановка и общий психологический фон является непременным
условием в развитии заболеваний. Данной областью занимается психосоматика. Однако
важным аспектом в развитии заболеваний является ближайшее окружение человека:
его семья. Отпечаток накладывает воспитание, семейные традиции, устои, распределение
ролей в семье.

Очень важным является принятые в семье способы и методы выражения чувств и
эмоций. Особенно неблагоприятным фактором в развитии заболеваний является подавление
эмоций.

Ниже приведены примеры, по-видимому, отрицательных чувств и их действие на
организм.

Агрессивность
  • Проблемы с зубами
  • Расстройства функций желчного пузыря
  • Хронические расстройства желудка
  • Изжога
  • Гипертония
  • Мигрени
Безразличие
  • Слабость соединительных тканей
  • Гипотония и нарушения кровоснабжения
  • Проблемы с легкими
  • Утомляемость
  • Пониженная сопротивляемость
Высокомерие
  • Проблемы с осанкой
  • Заболевания суставов
  • Заболевания дыхательных путей
  • Расстройства функции печени
  • Проблемы со зрение
Ненависть
  • Кожные заболевания: зуд, экзема, аллергия
  • Острые и тяжелые расстройства пищеварения
  • Сердечные заболевания
  • Изжога
  • Мигрени
  • Геморрой
Одиночество
  • Легочные заболевания
  • Депрессия
  • Запор
  • Спазмы
  • Избыточный вес, но возможна потеря веса, истощение
  • Усталость

Серьезная болезнь одного из членов семьи оказывает влияние не только на самого
больного. Она нарушает привычный ход жизни всех членов семьи, вносит ограничения
(экономические, сексуальные и т.д.), требует создания особого режима для больного,
перераспределения обязанностей, заставляет менять планы на будущее, испытывать
чувство страха, неопределенности, беспомощности, которые охватывают больного
и его близких. Чаще всего здоровье определяется не отсутствием болезней, а способностью
успешно их преодолевать.

Семейная консультация и семейная терапия представляют собой самые многообещающие
подходы в лечении психосоматических заболеваний. Медработник, общаясь с семьей,
решает вопросы отношения к проблемам здоровья, болезни, лечения и профилактики.
Медик должен помочь семье не только приспособиться к уходу за больным и его
лечению, но и активно направлять и корректировать реабилитацию, как физическую,
так и психологическую.

Сотрудничество с семьей медицинскому работнику необходимо всегда, даже если
он не является семейным врачом или семейной медсестрой. Чем тяжелее и опаснее
для жизни проявления симптомы болезни, чем сильнее нарушается жизнь семьи, тем
более выражена реакция на заболевание у родственников больного.

Медработнику при общении с семьей необходимо всегда помнить, что в эмоциональной
поддержке, психотерапии нуждается не только больной член семьи, но и его окружение.

Если семья находится в состоянии кризиса, то заболевшему члену семьи не всегда
бывает оказана необходимая ему поддержка. Болезнь может усугублять, или, наоборот,
сглаживать конфликт между супругами.

Отношение детей к болезни в значительной степени определяется отношением к
ней родителей. Родителям больного ребенка бывает трудно справиться со своей
болью, вызванной страхом за ребенка. В этом случае их состояние будет ухудшать
и без того нарушенное состояние здоровья ребенка. Чтобы оказать ребенку необходимую
поддержку, родители сами должны адаптироваться к новой ситуации в семье (особенно,
если заболевание ребенка хроническое).

Замечено, что в семьях хронически больных детей имеется более высокий риск
супружеских конфликтов и разводов. Группу риска в семьях больных детей при этом
составляют не только сами родители, но их братья и сестры. Родители, озабоченные
проблемами больного ребенка, не успевают вникнуть в проблемы здорового.

Напротив, болезнь родителей может заставить ребенка принять на себя несвойственную
ему взрослую роль. При этом как это отразится на самом ребенке, зависит от его
возраста и психологической зрелости.

Замечено, что в семьях, где хронической болезнью страдает хотя бы один из
родителей, у детей больше эмоциональных проблем.

Особое значение имеет работа с пожилыми людьми, которые гораздо чаще болеют
и нуждаются в большей заботе. При этом надо донести до близких информацию о
состоянии пожилого пациента и возможном течении болезни и быть снисходительными
к капризам пациента, учитывая его возраст.

Та же проблема стоит в тех семьях, где находятся пожилые люди, которые считают,
что они прожили очень большую жизнь. Особенно много проблем возникает, если
речь идет о тех заболеваниях, которыми пациент болеет давно (в случае, если
пожилой человек болеет сам), или уже переболел раньше (если болеет кто-то другой).
Такие люди могут вносить свои предложения и коррективы, считая их более важными
и безвредными. Иногда даже вмешиваются в процесс лечения, что может привести
к нежелательным последствиям. В таких случаях медработнику необходимо запастись
терпением и временем, для того, чтобы объяснить и убедить пожилого пациента
в том, что квалифицированная помощь более функциональна при данной болезни.
Возможно объяснение пациенту, что отступление от рекомендуемого профессионалом
лечения может привести к непредсказуемым последствиям.

Читайте также:  Прием антибиотиков при болезни поджелудочной железы

Медработник должен помочь членам семьи не закрывать глаза на болезнь, а объяснить
роль каждого в сложившейся ситуации, ответить на все интересующие вопросы. Необходимо
убедить семью быть более терпимым к больному.

Обеспечение помощи семье, где есть больной человек, необходимо начинать именно
с установления доверительных отношений и эмпатии, то есть оказывать эмоциональную
поддержку.

Эмоциональная поддержка для пациента — это принятие его родственниками,
сослуживцами, медицинским персоналом, пациентами, признание его личностной,
человеческой ценности и значимости не зависимо от того, какими качествами он
обладает, болен он, или здоров; пациент принимается таким, каков он есть, несмотря
на то, что он может отличаться от других.

Так же необходимо помочь пациенту и его близким поверить в положительный исход.
Ведь из веры возникает реальность.

Полезно заставить членов семьи задуматься над тем, как влияет болезнь на каждого
из близких; как говорить друг с другом о болезни; каким образом придется изменить
свою жизнь; как сложиться жизнь, когда больному станет лучше и какой помощи
ждет семья от медработника.

В работе с семьей нужно учитывать влияние больного члена семьи на всю семью,
а также меру воздействия семейного окружения на больного. При заболевании одного
члена семьи, медработник, работающий с этой семьей, обязан следить за состоянием
здоровья и жизнедеятельностью всей семьи. Он наблюдает, как семья влияет на
проявления заболевания. Это один из главных принципов семейной медицины: заболевание
рассматривается не само по себе, а в связи с функцией всей семьи.

Необходимо всегда интересоваться отношением к больному других членов семьи,
близкими родственниками больного, их занятиями, работой, учебой, даже при их
отсутствии во время визита. По тому, как пациент описывает свое состояние, нужно
оценивать отношение других членов семьи к его болезни, определять, собираются
ли они помочь больному и что они думают о причинах болезни.

Больной человек, оставаясь наедине со своими проблемами, чувствует себя совершенно
отъединенным. Надо дать понять пациенту, что он не одинок в своем горе. Необходимо
дать совет близким, как можно больше уделять больному внимания и заботы. Помочь
больному психологически преодолеть свой недуг можно также, предложив ему увлекательное
занятие.

Семья — служит основным, а иногда и единственным источником социальной
поддержки пациента.

Выделяют 3 группы критериев социальной поддержки:

  • Чувства (ощущение любви, уважения)
  • Подтверждение (ободрение того, как справляется со своей ситуацией пациент)
  • Помощь (деньгами, информацией, советом, временем)

Также выявлена зависимость соблюдения пациентами медицинских рекомендаций от
их семейных обстоятельств. Поэтому пациенты, имеющие семью, лучше соблюдают
режим, вовремя принимают лекарства.

Говоря о негативных влияниях семьи, можно отметить то, что иногда в семье выгодно
как можно дольше оставлять пациента в роли «больного». Семья как бы
«корректирует» лечение. То есть в такой ситуации семья действует в
своих интересах, а не в интересах больного.

Таким образом, для решения представленных проблем, необходимо наладить адекватное
и грамотно построенное взаимодействие медицинских служб с пациентом и его семьей:

  • Совместная госпитализация (чаще применяется для мам с детьми; родоразрешение
    в присутствии мужа)
  • Обучение семьи, организация групп поддержки (для членов семьи, других семей,
    имеющих схожие проблемы)
  • Включение в штат ЛПУ специалиста по работе с семьями пациентов
  • Создание так называемых «переходных зон» — специальных отделений,
    где пациент перед выпиской мог бы провести некоторое время с одним из членов
    семьи, который обучается особенностям ухода за своим больным родственником,
    и пройти курс реабилитации.

Для достижения всех обозначенных целей, медработник должен уметь контролировать
и правильно выражать свои собственные эмоции и не конфликтовать с пациентом
и его семьей даже в тех случаях, когда заведомо правильная информация или предложение
исходит именно от медика. Поэтому важным аспектом успешной деятельности является
регулярное посещение занятий, тренингов и консультаций психолога самим медработником.

Пархалин Вячеслав Павлович
Голдина Елена Александровна
Источник — rheumo.ru

Смотрите также:

У нас также читают:

Источник

В
програмных документах ВОЗ сестринский
персонал рассматривается
как реальная сила, способная удовлетво­рить
растущие потребности в доступной
медицинской по­мощи.
Появляются новые виды помощи, связанные
не толь­ко
с болезнями или патологическими
состояниями, но и с проблемами сохранения
и поддержания индивидуального и
общественного здоровья. Многие проблемы
здоровья свя­заны
с образом жизни и привычками семьи; люди
нужда­ются
в советах по вопросам профилактики
заболеваний, здорового
образа жизни.

Читайте также:  Болезни огурца в защищенном грунте защита

В
продолжение проводимой ВОЗ глобальной
политики в
области здравоохранения мировым
сообществом приня­та
новая програма «Здоровье для всех в XXI
столетии», которая направлена на
укрепление и охрану здоровья лю­дей
на протяжении всей их жизни, а не только
в опреде­ленные
её периоды. При этом здоровье определяется
как право
всех людей и необходимое условие для
благополу­чия,
высокого качества жизни и устойчивого
экономиче­ского
развития.

Роль
медицинской сестры определяется целями
сестрин­ского
дела, которые в различной степени должны
разде-

102

лять
и другие работники системы здравоохранения.
К та­ким
целям относятся следующие:

  • помощь
    пациенту, его семье в определении и
    дости­
    жении
    физического, умственного и социального
    здо­
    ровья
    в связи с их социальным и
    экологическим
    окружением;

  • укрепление
    и сохранение хорошего здоровья, а
    так­
    же
    профилактика его отклонений;

  • вовлечение
    пациента в заботу о своем здоровье;

  • удовлетворение
    потребностей в физической, эмоцио­
    нальной
    или социальной заботе в случае
    нездоровья,
    немощности
    или смерти.

Особое
место отводится укреплению семьи. Семья
рас­сматривается
как важнейшая ячейка общества, в рамках
которой
медицинские работники смогут решать
не только соматические
проблемы пациентов, но и учитывать
психо­логические и социальные факторы,
определяющие состоя­ние
их здоровья и качество жизни.

Здоровое
начало жизни, скорее всего, можно
обеспе­чить в условиях здоровой семьи;
оно создает фундамент для
хорошего здоровья на протяжении всей
жизни. На
основании вышеизложенного делается
вывод, что ори­ентация на семью — это
эффективный подход к измене­нию
нездорового образа жизни.

Роль
медицинской сестры в профилактических
меро­приятиях
определяет наличие вредных стрессовых
факто­ров
или иных пагубных для здоровья воздействий
и при­нимает активные меры для того,
чтобы предотвратить их влияние
на здоровье семьи. Она помогает семье
усилить резистентность к болезням,
предоставляя необходимую поддержку
и проводя соответствующую
санитарно-просве-тительную
работу, а также помогая членам семьи
мобили­зовать
свои собственные ресурсы. Благодаря
знаниям о семье
и доверительным отношениям с членами
семьи ме­дицинская сестра сможет
выявлять проблемы пациента со здоровьем
на самом раннем этапе их формирования
и бу­дет содействовать принятию
неотложных мер для того, чтобы свести
к минимуму воздействие этих проблем на
пациента или на семью.

103

Все
действия медицинской сестры должны
быть основаны на
высоких принципах нравственности и
справедливости.

Контрольныевопросыдлясамоподготовки

  1. ВРоль медицинского персонала здоровье и болезнь семьи
    чем
    смысл
    понятия
    «потребности
    человека»?

  2. Перечислите
    ступени
    иерархии
    потребностей
    человека
    по
    А.
    Маслоу.

  3. Перечислите
    фундаментальные
    потребности
    по
    А
    Маслоу.

  4. Каковы
    основные
    жизненно
    важные
    потребности
    человека?

  5. Перечислите
    социальные
    потребности
    по
    Маслоу.

  6. В
    чем
    заключается
    роль
    медицинской
    сестры
    по
    удовлетворе­
    нию
    нарушенных
    потребностей
    пациента?

  7. Что
    называется
    первичной
    профилактикой
    заболеваний?

  8. Что
    такое
    вторичная
    и
    третичная
    профилактика?

  9. Перечислите
    факторы
    риска
    заболеваний
    человека.

2.6.
Модели сестринского дела

Основныетерминыипонятия

Модель

это
остов, образец, по которому что-то
должно быть
сделано

Проблема

(от
греч. problema
задача) — задача, решение которой
ориентировано на достижение результата.

Я-концепция

это
желание человека понять самого себя:
как собс­твенное
поведение, так и телесный образ.

Проблема
па­
циента

проблемы,
которые существуют у пациента и
пре­пятствуют ему в достижении
оптимального здоро­вья
в сложившейся ситуации, включая
состояние болезни и процесс умирания.

Модель
имеет определенную структуру, терминологию,
общие
правила, признаки и понятия, которые
составля­ют
ее элементы. Они являются научно
обоснованными и логически
связанными между собой.

Модель
содержит ценности, лежащие в основе
сестрин­ского
дела, взгляды на здоровье, роли, функции,
задачи

104

сестринского
дела, способы определения потребностей
человека
в сестринском уходе, определяет границы
сферы сестринской деятельности и
создается сестрами для конк­ретных
рабочих ситуаций.

Модели
сестринского дела называются
концептуальны­ми,
так
как их общие, основополагающие
(фундаменталь­ные)
понятия теории сестринского дела, такие
как лич­ность
(пациент), здоровье, окружающая среда,
сестрин­ское
дело, имеют чаще всего различное
содержание и яв­ляются
идеей автора той или иной модели. В
каждой мо­дели авторы по-разному видят
способы взаимодействия основных
понятий: роль медсестры, источники
проблем пациента,
направленность сестринских вмешательств,
цель ухода,
способы сестринских вмешательств,
способы оцен­ки качества и «результатов
ухода.

Читайте также:  Виды кожных болезней и их лечение

Модель
является практическим руководством в
работе медсестры.
Авторы моделей (Флоренс Найтингейл,
Вирд­жиния
Хендерсон, Дороти Джонсон, Доротея Орем,
Кали-ста
Рой, Марта Роджерс, Мойра Аллен и другие)
описыва­ют,
разъясняют, помогают систематизировать,
применять на
практике теоретические знания в
сестринском деле. Со­держание
фундаментальных понятий, которые
составляют теоретическую базу сестринского
дела, в различных стра­нах
зависит от условий жизни людей и не
является какой-то
постоянной или зафиксированной теорией,
оно изменя­ется
и определяет отношение к сестринской
деятельности в каждой
из стран на определенном этапе времени.

Сходство
моделей сестринского дела состоит в
том, что в
основе деятельности медицинской сестры
лежит сестрин­ский
процесс (ход событий). Он четко отражает
принципы оказания
сестринской помощи. Например, модель
М. Ал­лен
отражает принципы первичной
медико-социальной помощи
(ПМСП), Д. Орэм — принципы самоухода,
мо­дель
Хендерсон — помощи в достижении,
восстановлении независимости пациента
в повседневной жизни, насколько это
возможно. Сестринский процесс как метод
организа­ции
сестринского дела определяет
последовательные дей­ствия
медсестры для оказания медицинской
помощи и ухода на
основе научно обоснованных действий и
является

105

неотъемлемым
понятием современных моделей сестрин­ского
дела.

Модели
позволяют медицинским сестрам реализовать
свою
роль на практике в области здравоохранения,
могут применяться в различных лечебных
заведениях, семейной медицинской
практике, в центрах здоровья и т.п.

Значение
моделей сестринского дела для развития
сест­ринской
специальности очень велико, оно помогает
по-другому
взглянуть на функции медицинской сестры.
Если раньше
она только ухаживала за тяжело больными
паци­ентами,
то сейчас сестринский персонал совместно
с дру­гими
специалистами видит главную задачу
сестринского дела
в поддержании
здоровья, предупреждении заболева­
ний,
обеспечении максимальной независимости
человека
в
соответствии с его индивидуальными
возможностями.
Действуя
подобным образом, новая концепция
заме­нит
давно установившуюся иерархическую и
бюрократи­ческую
систему организации сестринского дела
професси­ональной
моделью. Высококвалифицированная
практи­кующая сестра должна иметь
достаточно компетенций (знаний,
умений и навыков, а также уверенности,
чтобы планировать, осуществлять и
оценивать результаты ухо­да, отвечающего
потребностям конкретного пациента).
При
этом делается особый акцент на уникальность
вкла­да
сестринского ухода в выздоровление и
восстановление здоровья
пациента.

На
развитие действующих сестринских
моделей оказа­ли
влияние исследования и открытия в
области физиоло­гии,
социологии, психологии.

Сходство
и
различие
моделей
сестринского
дела

В
каждой модели по-разному отражено
понимание сущ­ности
пациента как объекта сестринской
деятельности, целей
ухода, набора сестринских вмешательств
и оценки результатов
сестринского ухода.

Модели
сестринского ухода называются
концептуаль­ными,
поскольку
они выстраиваются на основе различ-

106

ных
понятий и концепций. Согласно определению
Бар-нум,
назначение теории сестринского дела
заключается в стремлении
описать или объяснить феномен (процесс,
яв­ление,
событие), именуемый сестринским делом.

Велико
значение теории сестринского дела для
науч­ной,
образовательной и практической
деятельности. В ос­нове
теории сестринского дела лежат единые,
основопола­гающие
понятия, которые определяют сущность
сестрин­ской
практики. К ним относятся:

  • пациент
    как один из объектов деятельности
    сестрин­
    ского
    персонала;

  • источник
    проблем пациента;

  • направленность
    сестринских вмешательств;

  • цели
    ухода;

  • способы
    сестринских вмешательств;

  • роль
    медицинской сестры;

  • оценка
    качества и результатов ухода.

Каждое
из этих понятий представлено и описано
в ра­ботах
теоретиков сестринского дела, и хотя
эти понятия присутствуют
во всех теориях сестринского дела, их
тол­кование
и способы взаимодействия между собой
существенно различаются.

Разработано
несколько моделей сестринского дела в
мире. Содержание каждой модели зависит
как от уровня экономического развития
той или иной страны, ее поли­тики,
общепризнанных ценностей, системы
здравоохране­ния,
религии, так и от философии и убеждений
конкрет-/
ного человека или группы людей,
разрабатывающих ту или
иную модель.

В
настоящее время не существует единой
модели сест­ринского
дела, но и единого мнения о необходимости
ис­пользования
одной или нескольких моделей также нет.
Во
многих странах одновременно используют
несколько моделей,
так как единой модели на сегодняшний
день не существует.
Необходимо помнить, что на создание
модели влияют
общество, его устройство, потребности,
социальная и
культурная среда. Важно, чтобы медсестра
умело приме­няла
модели или элементы одной из моделей
для конкрет­ной
практической ситуации, понимала различия
понятий

707

(потребность,
этапы сестринского процесса, роль
медсе­стры
и др.)> используя имеющуюся теоретическую
базу о сестринском
деле и моделях сестринского дела.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник