Роль медицинского персонала здоровье и болезнь семьи
Разделенная радость — двойная радость,
разделенное горе — половина горя.
Русская пословица
Психологическая обстановка и общий психологический фон является непременным
условием в развитии заболеваний. Данной областью занимается психосоматика. Однако
важным аспектом в развитии заболеваний является ближайшее окружение человека:
его семья. Отпечаток накладывает воспитание, семейные традиции, устои, распределение
ролей в семье.
Очень важным является принятые в семье способы и методы выражения чувств и
эмоций. Особенно неблагоприятным фактором в развитии заболеваний является подавление
эмоций.
Ниже приведены примеры, по-видимому, отрицательных чувств и их действие на
организм.
Агрессивность |
|
Безразличие |
|
Высокомерие |
|
Ненависть |
|
Одиночество |
|
Серьезная болезнь одного из членов семьи оказывает влияние не только на самого
больного. Она нарушает привычный ход жизни всех членов семьи, вносит ограничения
(экономические, сексуальные и т.д.), требует создания особого режима для больного,
перераспределения обязанностей, заставляет менять планы на будущее, испытывать
чувство страха, неопределенности, беспомощности, которые охватывают больного
и его близких. Чаще всего здоровье определяется не отсутствием болезней, а способностью
успешно их преодолевать.
Семейная консультация и семейная терапия представляют собой самые многообещающие
подходы в лечении психосоматических заболеваний. Медработник, общаясь с семьей,
решает вопросы отношения к проблемам здоровья, болезни, лечения и профилактики.
Медик должен помочь семье не только приспособиться к уходу за больным и его
лечению, но и активно направлять и корректировать реабилитацию, как физическую,
так и психологическую.
Сотрудничество с семьей медицинскому работнику необходимо всегда, даже если
он не является семейным врачом или семейной медсестрой. Чем тяжелее и опаснее
для жизни проявления симптомы болезни, чем сильнее нарушается жизнь семьи, тем
более выражена реакция на заболевание у родственников больного.
Медработнику при общении с семьей необходимо всегда помнить, что в эмоциональной
поддержке, психотерапии нуждается не только больной член семьи, но и его окружение.
Если семья находится в состоянии кризиса, то заболевшему члену семьи не всегда
бывает оказана необходимая ему поддержка. Болезнь может усугублять, или, наоборот,
сглаживать конфликт между супругами.
Отношение детей к болезни в значительной степени определяется отношением к
ней родителей. Родителям больного ребенка бывает трудно справиться со своей
болью, вызванной страхом за ребенка. В этом случае их состояние будет ухудшать
и без того нарушенное состояние здоровья ребенка. Чтобы оказать ребенку необходимую
поддержку, родители сами должны адаптироваться к новой ситуации в семье (особенно,
если заболевание ребенка хроническое).
Замечено, что в семьях хронически больных детей имеется более высокий риск
супружеских конфликтов и разводов. Группу риска в семьях больных детей при этом
составляют не только сами родители, но их братья и сестры. Родители, озабоченные
проблемами больного ребенка, не успевают вникнуть в проблемы здорового.
Напротив, болезнь родителей может заставить ребенка принять на себя несвойственную
ему взрослую роль. При этом как это отразится на самом ребенке, зависит от его
возраста и психологической зрелости.
Замечено, что в семьях, где хронической болезнью страдает хотя бы один из
родителей, у детей больше эмоциональных проблем.
Особое значение имеет работа с пожилыми людьми, которые гораздо чаще болеют
и нуждаются в большей заботе. При этом надо донести до близких информацию о
состоянии пожилого пациента и возможном течении болезни и быть снисходительными
к капризам пациента, учитывая его возраст.
Та же проблема стоит в тех семьях, где находятся пожилые люди, которые считают,
что они прожили очень большую жизнь. Особенно много проблем возникает, если
речь идет о тех заболеваниях, которыми пациент болеет давно (в случае, если
пожилой человек болеет сам), или уже переболел раньше (если болеет кто-то другой).
Такие люди могут вносить свои предложения и коррективы, считая их более важными
и безвредными. Иногда даже вмешиваются в процесс лечения, что может привести
к нежелательным последствиям. В таких случаях медработнику необходимо запастись
терпением и временем, для того, чтобы объяснить и убедить пожилого пациента
в том, что квалифицированная помощь более функциональна при данной болезни.
Возможно объяснение пациенту, что отступление от рекомендуемого профессионалом
лечения может привести к непредсказуемым последствиям.
Медработник должен помочь членам семьи не закрывать глаза на болезнь, а объяснить
роль каждого в сложившейся ситуации, ответить на все интересующие вопросы. Необходимо
убедить семью быть более терпимым к больному.
Обеспечение помощи семье, где есть больной человек, необходимо начинать именно
с установления доверительных отношений и эмпатии, то есть оказывать эмоциональную
поддержку.
Эмоциональная поддержка для пациента — это принятие его родственниками,
сослуживцами, медицинским персоналом, пациентами, признание его личностной,
человеческой ценности и значимости не зависимо от того, какими качествами он
обладает, болен он, или здоров; пациент принимается таким, каков он есть, несмотря
на то, что он может отличаться от других.
Так же необходимо помочь пациенту и его близким поверить в положительный исход.
Ведь из веры возникает реальность.
Полезно заставить членов семьи задуматься над тем, как влияет болезнь на каждого
из близких; как говорить друг с другом о болезни; каким образом придется изменить
свою жизнь; как сложиться жизнь, когда больному станет лучше и какой помощи
ждет семья от медработника.
В работе с семьей нужно учитывать влияние больного члена семьи на всю семью,
а также меру воздействия семейного окружения на больного. При заболевании одного
члена семьи, медработник, работающий с этой семьей, обязан следить за состоянием
здоровья и жизнедеятельностью всей семьи. Он наблюдает, как семья влияет на
проявления заболевания. Это один из главных принципов семейной медицины: заболевание
рассматривается не само по себе, а в связи с функцией всей семьи.
Необходимо всегда интересоваться отношением к больному других членов семьи,
близкими родственниками больного, их занятиями, работой, учебой, даже при их
отсутствии во время визита. По тому, как пациент описывает свое состояние, нужно
оценивать отношение других членов семьи к его болезни, определять, собираются
ли они помочь больному и что они думают о причинах болезни.
Больной человек, оставаясь наедине со своими проблемами, чувствует себя совершенно
отъединенным. Надо дать понять пациенту, что он не одинок в своем горе. Необходимо
дать совет близким, как можно больше уделять больному внимания и заботы. Помочь
больному психологически преодолеть свой недуг можно также, предложив ему увлекательное
занятие.
Семья — служит основным, а иногда и единственным источником социальной
поддержки пациента.
Выделяют 3 группы критериев социальной поддержки:
- Чувства (ощущение любви, уважения)
- Подтверждение (ободрение того, как справляется со своей ситуацией пациент)
- Помощь (деньгами, информацией, советом, временем)
Также выявлена зависимость соблюдения пациентами медицинских рекомендаций от
их семейных обстоятельств. Поэтому пациенты, имеющие семью, лучше соблюдают
режим, вовремя принимают лекарства.
Говоря о негативных влияниях семьи, можно отметить то, что иногда в семье выгодно
как можно дольше оставлять пациента в роли «больного». Семья как бы
«корректирует» лечение. То есть в такой ситуации семья действует в
своих интересах, а не в интересах больного.
Таким образом, для решения представленных проблем, необходимо наладить адекватное
и грамотно построенное взаимодействие медицинских служб с пациентом и его семьей:
- Совместная госпитализация (чаще применяется для мам с детьми; родоразрешение
в присутствии мужа) - Обучение семьи, организация групп поддержки (для членов семьи, других семей,
имеющих схожие проблемы) - Включение в штат ЛПУ специалиста по работе с семьями пациентов
- Создание так называемых «переходных зон» — специальных отделений,
где пациент перед выпиской мог бы провести некоторое время с одним из членов
семьи, который обучается особенностям ухода за своим больным родственником,
и пройти курс реабилитации.
Для достижения всех обозначенных целей, медработник должен уметь контролировать
и правильно выражать свои собственные эмоции и не конфликтовать с пациентом
и его семьей даже в тех случаях, когда заведомо правильная информация или предложение
исходит именно от медика. Поэтому важным аспектом успешной деятельности является
регулярное посещение занятий, тренингов и консультаций психолога самим медработником.
Пархалин Вячеслав Павлович
Голдина Елена Александровна
Источник — rheumo.ru
Смотрите также:
У нас также читают:
Источник
В
програмных документах ВОЗ сестринский
персонал рассматривается
как реальная сила, способная удовлетворить
растущие потребности в доступной
медицинской помощи.
Появляются новые виды помощи, связанные
не только
с болезнями или патологическими
состояниями, но и с проблемами сохранения
и поддержания индивидуального и
общественного здоровья. Многие проблемы
здоровья связаны
с образом жизни и привычками семьи; люди
нуждаются
в советах по вопросам профилактики
заболеваний, здорового
образа жизни.
В
продолжение проводимой ВОЗ глобальной
политики в
области здравоохранения мировым
сообществом принята
новая програма «Здоровье для всех в XXI
столетии», которая направлена на
укрепление и охрану здоровья людей
на протяжении всей их жизни, а не только
в определенные
её периоды. При этом здоровье определяется
как право
всех людей и необходимое условие для
благополучия,
высокого качества жизни и устойчивого
экономического
развития.
Роль
медицинской сестры определяется целями
сестринского
дела, которые в различной степени должны
разде-
102
лять
и другие работники системы здравоохранения.
К таким
целям относятся следующие:
помощь
пациенту, его семье в определении и
дости
жении
физического, умственного и социального
здо
ровья
в связи с их социальным и
экологическим
окружением;укрепление
и сохранение хорошего здоровья, а
так
же
профилактика его отклонений;вовлечение
пациента в заботу о своем здоровье;удовлетворение
потребностей в физической, эмоцио
нальной
или социальной заботе в случае
нездоровья,
немощности
или смерти.
Особое
место отводится укреплению семьи. Семья
рассматривается
как важнейшая ячейка общества, в рамках
которой
медицинские работники смогут решать
не только соматические
проблемы пациентов, но и учитывать
психологические и социальные факторы,
определяющие состояние
их здоровья и качество жизни.
Здоровое
начало жизни, скорее всего, можно
обеспечить в условиях здоровой семьи;
оно создает фундамент для
хорошего здоровья на протяжении всей
жизни. На
основании вышеизложенного делается
вывод, что ориентация на семью — это
эффективный подход к изменению
нездорового образа жизни.
Роль
медицинской сестры в профилактических
мероприятиях
определяет наличие вредных стрессовых
факторов
или иных пагубных для здоровья воздействий
и принимает активные меры для того,
чтобы предотвратить их влияние
на здоровье семьи. Она помогает семье
усилить резистентность к болезням,
предоставляя необходимую поддержку
и проводя соответствующую
санитарно-просве-тительную
работу, а также помогая членам семьи
мобилизовать
свои собственные ресурсы. Благодаря
знаниям о семье
и доверительным отношениям с членами
семьи медицинская сестра сможет
выявлять проблемы пациента со здоровьем
на самом раннем этапе их формирования
и будет содействовать принятию
неотложных мер для того, чтобы свести
к минимуму воздействие этих проблем на
пациента или на семью.
103
Все
действия медицинской сестры должны
быть основаны на
высоких принципах нравственности и
справедливости.
Контрольныевопросыдлясамоподготовки
В
чем
смысл
понятия
«потребности
человека»?Перечислите
ступени
иерархии
потребностей
человека
по
А.
Маслоу.Перечислите
фундаментальные
потребности
по
А
Маслоу.Каковы
основные
жизненно
важные
потребности
человека?Перечислите
социальные
потребности
по
Маслоу.В
чем
заключается
роль
медицинской
сестры
по
удовлетворе
нию
нарушенных
потребностей
пациента?Что
называется
первичной
профилактикой
заболеваний?Что
такое
вторичная
и
третичная
профилактика?Перечислите
факторы
риска
заболеваний
человека.
2.6.
Модели сестринского дела
Основныетерминыипонятия
Модель | это |
Проблема | (от |
Я-концепция | это |
Проблема | проблемы, |
Модель
имеет определенную структуру, терминологию,
общие
правила, признаки и понятия, которые
составляют
ее элементы. Они являются научно
обоснованными и логически
связанными между собой.
Модель
содержит ценности, лежащие в основе
сестринского
дела, взгляды на здоровье, роли, функции,
задачи
104
сестринского
дела, способы определения потребностей
человека
в сестринском уходе, определяет границы
сферы сестринской деятельности и
создается сестрами для конкретных
рабочих ситуаций.
Модели
сестринского дела называются
концептуальными,
так
как их общие, основополагающие
(фундаментальные)
понятия теории сестринского дела, такие
как личность
(пациент), здоровье, окружающая среда,
сестринское
дело, имеют чаще всего различное
содержание и являются
идеей автора той или иной модели. В
каждой модели авторы по-разному видят
способы взаимодействия основных
понятий: роль медсестры, источники
проблем пациента,
направленность сестринских вмешательств,
цель ухода,
способы сестринских вмешательств,
способы оценки качества и «результатов
ухода.
Модель
является практическим руководством в
работе медсестры.
Авторы моделей (Флоренс Найтингейл,
Вирджиния
Хендерсон, Дороти Джонсон, Доротея Орем,
Кали-ста
Рой, Марта Роджерс, Мойра Аллен и другие)
описывают,
разъясняют, помогают систематизировать,
применять на
практике теоретические знания в
сестринском деле. Содержание
фундаментальных понятий, которые
составляют теоретическую базу сестринского
дела, в различных странах
зависит от условий жизни людей и не
является какой-то
постоянной или зафиксированной теорией,
оно изменяется
и определяет отношение к сестринской
деятельности в каждой
из стран на определенном этапе времени.
Сходство
моделей сестринского дела состоит в
том, что в
основе деятельности медицинской сестры
лежит сестринский
процесс (ход событий). Он четко отражает
принципы оказания
сестринской помощи. Например, модель
М. Аллен
отражает принципы первичной
медико-социальной помощи
(ПМСП), Д. Орэм — принципы самоухода,
модель
Хендерсон — помощи в достижении,
восстановлении независимости пациента
в повседневной жизни, насколько это
возможно. Сестринский процесс как метод
организации
сестринского дела определяет
последовательные действия
медсестры для оказания медицинской
помощи и ухода на
основе научно обоснованных действий и
является
105
неотъемлемым
понятием современных моделей сестринского
дела.
Модели
позволяют медицинским сестрам реализовать
свою
роль на практике в области здравоохранения,
могут применяться в различных лечебных
заведениях, семейной медицинской
практике, в центрах здоровья и т.п.
Значение
моделей сестринского дела для развития
сестринской
специальности очень велико, оно помогает
по-другому
взглянуть на функции медицинской сестры.
Если раньше
она только ухаживала за тяжело больными
пациентами,
то сейчас сестринский персонал совместно
с другими
специалистами видит главную задачу
сестринского дела
в поддержании
здоровья, предупреждении заболеваний,
обеспечении максимальной независимости
человека в
соответствии с его индивидуальными
возможностями. Действуя
подобным образом, новая концепция
заменит
давно установившуюся иерархическую и
бюрократическую
систему организации сестринского дела
профессиональной
моделью. Высококвалифицированная
практикующая сестра должна иметь
достаточно компетенций (знаний,
умений и навыков, а также уверенности,
чтобы планировать, осуществлять и
оценивать результаты ухода, отвечающего
потребностям конкретного пациента).
При
этом делается особый акцент на уникальность
вклада
сестринского ухода в выздоровление и
восстановление здоровья
пациента.
На
развитие действующих сестринских
моделей оказали
влияние исследования и открытия в
области физиологии,
социологии, психологии.
Сходство
и
различие
моделей
сестринского
дела
В
каждой модели по-разному отражено
понимание сущности
пациента как объекта сестринской
деятельности, целей
ухода, набора сестринских вмешательств
и оценки результатов
сестринского ухода.
Модели
сестринского ухода называются
концептуальными,
поскольку
они выстраиваются на основе различ-
106
ных
понятий и концепций. Согласно определению
Бар-нум,
назначение теории сестринского дела
заключается в стремлении
описать или объяснить феномен (процесс,
явление,
событие), именуемый сестринским делом.
Велико
значение теории сестринского дела для
научной,
образовательной и практической
деятельности. В основе
теории сестринского дела лежат единые,
основополагающие
понятия, которые определяют сущность
сестринской
практики. К ним относятся:
пациент
как один из объектов деятельности
сестрин
ского
персонала;источник
проблем пациента;направленность
сестринских вмешательств;цели
ухода;способы
сестринских вмешательств;роль
медицинской сестры;оценка
качества и результатов ухода.
Каждое
из этих понятий представлено и описано
в работах
теоретиков сестринского дела, и хотя
эти понятия присутствуют
во всех теориях сестринского дела, их
толкование
и способы взаимодействия между собой
существенно различаются.
Разработано
несколько моделей сестринского дела в
мире. Содержание каждой модели зависит
как от уровня экономического развития
той или иной страны, ее политики,
общепризнанных ценностей, системы
здравоохранения,
религии, так и от философии и убеждений
конкрет-/
ного человека или группы людей,
разрабатывающих ту или
иную модель.
В
настоящее время не существует единой
модели сестринского
дела, но и единого мнения о необходимости
использования
одной или нескольких моделей также нет.
Во
многих странах одновременно используют
несколько моделей,
так как единой модели на сегодняшний
день не существует.
Необходимо помнить, что на создание
модели влияют
общество, его устройство, потребности,
социальная и
культурная среда. Важно, чтобы медсестра
умело применяла
модели или элементы одной из моделей
для конкретной
практической ситуации, понимала различия
понятий
707
(потребность,
этапы сестринского процесса, роль
медсестры
и др.)> используя имеющуюся теоретическую
базу о сестринском
деле и моделях сестринского дела.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник