Роль нервной системы в болезни примеры

Для изучения данного вопроса необходимо провести опыт № 2. Методика опыта №2: провести такое же наблюдение, как в опыте № 1, но для выключения нервной системы мышку предварительно наркотизировать путём подкожного введения 0,2 мл гексенала. Полученные результаты занести в таблицу №1 и сделать вывод.

Примерный план вывода по опыту № 2: У наркотизированной мышки в первый период асфиксии учащения частоты дыхания ……… . Значит – выключение нервной системы приводит к …….. приспособительных реакций и поэтому наркотизированная мышка посинела ………. У неё стала короче фаза ………. патологического процесса. Значит, на первом этапе действия патогенного агента, нервная система включает …… реакции и …….. сохранению гомеостаза.

Резкое урежение частоты дыхания ( ……… реакция при гипоксии) у наркотизированной мышки возникло позже и она позже погибла. Значит, на высоте болезни, нервная система способствует появлению …….. реакций и ………. гибели организма.

9. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Письменно дать ответы на тестовые задания.

1. Патогенез изучает:

1.причины болезни

2.условия болезни

3.механизмы развития, течения и исхода болезни

4.механизмы повреждения

5.изменения обмена веществ

2. Компенсаторные реакции направлены:

1.на восстановление нарушенного гомеостаза

2.на устранение раздражителя

3.на понижение чувствительности к раздражителю

4.на отклонение гомеостаза

5.на сохранение гомеостаза

3. Теория патогенеза болезни:

1.кондиционализм

2.индетерминизм

3.мальтузианство

4.конституционализм

5.целлюлярная патология

4.Основоположник теории болезней адаптации:

1.Р.Вирхов

2.З.Фрейд

3.А.Д.Сперанский

4.Г.Селье

5.А.Б.Фохт

5. Болезнь – это:

1.сумма патологических процессов

2.совокупность приспособительных реакций

3.комплекс повреждения и изменения обмена веществ

4.это лезогенез

5.комплекс защитных реакций

6. Саногенез – это:

1.совокупность повреждения и патологических реакций

2.совокупность приспособительных реакций

3.совокупность компенсаторных реакций

4.совокупность защитных реакций

5. «атомы болезни»

7. Гормоны, имеющие основное значение для развития ОАС:

1.адреналин, норадреналин

2.соматостатины, либерины

3.глюкокортикоиды, минералокортикоиды

4.тироксин, трийодтиронин

5.тирокальцитонин, статины

8.Вторая стадия ОАС:

1.резистентности

2.шока

3.контршока

4.тревоги

5.компенсации

9.Механизм защитного действия кортикоидных гормонов:

1.снижение проницаемости сосудов и клеток

2.активация гиалуронидазы

3.снижение активности гистаминазы

4.снижение содержания глюкозы в крови

5.снижение чувствительности сосудов к действию катехоламинов

10.Неспецифическая устойчивость организма в стадию резистентности ОАС:

1.снижена

2.находится на высоком уровне

3.не изменена

4.резко снижена

10. ЛИТЕРАТУРА:

1. Линденбратен В.Д. Лекции по общей нозологии.- Хабаровск, «Риотип», 2000. С.5-33.

2. Зайко Н.Н.

Патологическая физиология [Текст]: учебник / Зайко Н.Н. – М.:МЕДпрессинформ, 2007. — 635.

3. Литвицкий П.Ф.

Патофизиология [Текст]: учебник в 2 Т/ П.Ф.Литвицкий. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т 1. – 731.

4. Литвицкий П.Ф.

Патофизиология [Текст]: учебник в 2 Т/ П.Ф.Литвицкий. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т 2. — 784.

5. Дубинина Г.Н.

Учебное пособие по патологии (Часть 1). Для самостоятельной внеаудиторной работы студентов фармацевтического факультета очной и заочной формы обучения. Хабаровск, 2009. – 203.

1. ТЕМА 3: ПОВРЕЖДЕНИЕ, КАК НАЧАЛЬНОЕ ЗВЕНО

ПАТОГЕНЕЗА

2. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Причины, вызывающие нарушение внутриклеточного гомеостаза, многообразны. Их воздействия, как правило, приводят к нарушению как структурной целостности клетки, так и её функциональных возможностей. При действии большинства патогенных агентов повреждение клеток является одним из первых этапов развития заболевания, что обусловливает актуальность изучения данной темы.

3.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

3.1.Общая цель: изучить механизмы развития и последствия повреждения клеток.

3.2.Конкретные цели:

ЗНАТЬ УМЕТЬ
1. Виды повреждения клеток.
2. Механизм развития повреждения
клеток.
3. Степени повреждения клеток.
 
Предупреждать развитие и уметь ликвидировать основные последствия повреждения клеток.

4 .ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

ВОПРОСЫ ГДЕ ПРОХОДИЛИ
1. Строение клеток. Роль наружной клеточной мембраны, митохондрий, рибосом, лизосом, ядра.
2. Механизм развития СПОЛ.
 
Кафедра физиологии с основами анатомии
Кафедра биологической химии

5. ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

 
 

6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Подвергнуть анализу все элементы графа логической структуры темы. Ответить на вопросы:

1. Виды повреждения клеток. Приведите примеры специфического повреждения клеток.

2. Причины вызывающие неспецифическое повреждение клеток, механизм их действия.

3. Что происходит при лёгкой степени повреждения клеток? Механизм развития этих явлений.

4. Что происходит при средней степени повреждения клеток? Механизм развития этих явлений.

5. Что происходит при тяжёлой степени повреждения клеток? Механизм развития этих явлений.

6. Принципы профилактики и лечения неспецифического повреждения клеток.

2. Выполнить письменно задание по ориентировочной карте.

Ориентировочная карта для работы

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ И СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Изучить повреждающее влияние физических, химических и биологических факторов. 1. Привести примеры факторов, вызывающих повреждение:
а) физических
б) химических
в) биологических
2. Изучить принципы защиты мембран и ферментов клеток от повреждения. 1. Объяснить механизмы действия при повреждении:
а) антиоксидантов
б) антагонистов кальция
в) мембран стабилизирующих препаратов

7. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1.Тестовый входной контроль

2.Разбор вопросов, возникающих при подготовке к занятию

3.Ориентировочная основа действия (ООД)

4.Выполнение заданий для контроля результатов усвоения

5.Проверка и подписание протоколов

8.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)

Цель работы: Изучить механизмы развития повреждения клеток.

Задания:

1. Привести примеры причин и механизмов развития специфического повреждения клеток.

2. Задача:

В организме животного после радиоактивного облучения происходит повреждение клеток. Ответьте, какие факторы будут способствовать (А), какие тормозить (Б) развитие повреждения? Почему?

Читайте также:  Молитва за исцеление от раковой болезни близкого

1. Оубаин – ингибитор Nа / К – АТФ – азы.

2. Ионол – антиоксидант.

3. Верапамил – блокатор кальциевых каналов.

4. Актиномицин Д – нарушает процессы транскрипции.

9. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ

При решении ситуационной задачи определите характер описанной патологии и механизм её развития. Ответьте на вопросы, поставленные в задаче.

Задача № 1.

Больной систематически злоупотребляет приёмом большого количества алкоголя. В последнее время появилось подташнивание, снизился аппетит, не может есть жирную пищу. При обследовании выявлено увеличение печени, в крови снижено содержание белков, вырабатываемых в печени (альбуминов, фибриногена и др.). Снижена способность печени окислять уробилиноген и другие вещества, нарушена её способность депонировать и расщеплять гликоген. Что произошло с клетками печени, механизм этих изменений, какова степень повреждения клеток печени?

10. ЛИТЕРАТУРА:

1.Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека.- М.: «Медицина», 1983, С. 47 — 63.

2.Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 1 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т.1.- 752 с.

3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т.2.- 808 с.

4.Николаев А.Я. Биологическая химия.- М.: «Высшая школа», 1989, С.222-227.

5.Патофизиология / Под ред. П.Ф.Литвицкого . — М.: «Медицина», 1995, С.43 — 95, С.111 — 118.

6.Патологическая физиология / Под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. 3-е изд.перераб. и доп.- К.: «Логос», 1996, С.138 — 147, С. 187 — 192.

7.Патофизиология. Учебник / Под ред. А.Д.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Владимирова. – М.: Триада – Х, 2000. – 574 с.

1. Тема 4: ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ

2. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Нозология – это учение о болезни. Имея представление о понятии «болезнь», следует знать, что такое «норма», «здоровье» и «предболезнь». Определяя различные параметры функционирования органов и систем человека и сравнивая их с нормативным, только тогда можно говорить о том, что человек здоров или болен. Поэтому изучение общей нозологии актуально.

3.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

3.1.Общая цель: изучение наиболее общих закономерностей развития болезни.

3.2.Конкретные цели:

ЗНАТЬ УМЕТЬ
1. Основные критерии здоровья.
2. Основные критерии болезни.
3.Отличие болезни от здоровья.
4.Характерные особенности патологических процессов.
 
Определять основные понятия: «норма», «здоровье», «предболезнь», «болезнь».
Анализировать патологические и защитно-компенсаторные механизмы выздоровления.

4 .ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

ВОПРОСЫ ГДЕ ПРОХОДИЛИ
1.Научные представления о причинно-следственных связях.
2.Роль социальных и биологических факторов в возникновении болезни человека.
3.Понятие о регулирующих системах организма.
 
Кафедра философии и истории Отечества
Кафедра патофизиологии
Кафедра физиологии с основами анатомии

5. ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Подвергнуть анализу все элементы графа логической структуры темы. Ответить на вопросы:

1. Общая нозология, её содержание.

2. Понимание болезни на разных этапах развития медицины.

3. Современные представления о болезни.

4. Определение понятий: «норма», «здоровье», «предболезнь», «болезнь».

5. Патологический процесс. Патологическое состояние.

6. Формы течения заболеваний.

7. Исходы болезни.

7. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1.Тестовый входной контроль

2.Разбор вопросов, возникающих при подготовке к занятию

3.Ориентировочная основа действия (ООД)

4.Выполнение заданий для контроля результатов усвоения

5.Проверка и подписание протоколов

8.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)

Цель работы: изучить основные критерии «здоровья», «болезни». Отличие болезни от патологической реакции, патологического процесса и патологического состояния. Для этого выполнить письменно задание по ориентировочной карте.

Ориентировочная карта для работы

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ И СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Основные критерии здоровья. 1. Если человек здоров, что будет:
а) с уравновешенностью организма с внешней средой?
б) с соответствием структуры и функции органов и систем?
в) со способностью организма поддерживать гомеостаз?
г) с полноценным участием в трудовой деятельности?
 
2. Основные критерии болезни. 1. Если человек болен, что будет:
а) с приспособительными реакциями организма и возможно ли поддержание равновесия организма с окружающей средой?
б) с полноценным участием в трудовой деятельности и социальной полезности человека?
 
3.Отличие «болезни»:
а) от патологической реакции,
б) от патологического процесса,
в) от патологического состояния.
Дать определение понятиям: патологическая реакция, патологический процесс,
патологическое состояние.
Привести примеры.

9. ЛИТЕРАТУРА:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 1 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т.1.- 752 с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т.2.- 808 с.

3.Патофизиология / Под ред. П.Ф.Литвицкого . — М.: «Медицина», 1995, С.43 — 95, С.111 — 118.

4. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. 3-е изд.перераб. и доп.- К.: «Логос», 1996, С.138 — 147, С. 187 — 192.

5. Общая патофизиология (лекции для студентов и врачей) / Под ред. В.Т.Долгих . 2-е изд.перераб. и доп. – Н.Новгород.: Издательство НГМА, 1997, 108 с.

1.ТЕМА 5: ДЕЙСТВИЕ ТЕРМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

2. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Несмотря на колебания температуры окружающей среды, человек способен поддерживать температуру тела на постоянном уровне, что является необходимым условием для нормального течения обмена веществ, выполнения различных функций и устойчивости клеточных структур, то есть жизнедеятельности.

Поддержание нормальной температуры тела возможно благодаря двум основным процессам терморегуляции: регуляции образования (химическая терморегуляция) и регуляции отдачи (физическая терморегуляция) тепла.

Читайте также:  Зарядка при болезни бехтерева фото в

Под влиянием патогенных воздействий работа системы терморегуляции может нарушаться и проявляться в виде перегревания

(гипертермии) и переохлаждения (гипотермии). Местное действие высоких и низких температур может привести к возникновению ожогов и отморожений. Поэтому знание механизмов гипотермии и гипертермии необходимо для профилактики, терапии и оказания первой медицинской помощи при нарушении этих процессов.

3.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

3.1.Общая цель: Изучить патогенное действие термических факторов на организм.

3.2.Конкретные цели:

З Н А Т Ь У М Е Т Ь
1. Общие закономерности возникновения и развития перегревания, теплового удара, ожоговой болезни, отморожения.
2. Значение перегревания и охлаждения для детей раннего возраста и в период новорожденности.
3. Гигиенические требования к одежде, жилищу, соблюдению питьевого режима при работе в горячих цехах.
4. Профилактику нарушений при местном и общем воздействии на организм холода и тепла.
1. Анализировать механизмы развития патологических процессов при общем и местном воздействии низкой и высокой температуры на организм.
2. Анализировать соотношение теплоотдачи и теплопродукции в разные стадии перегревания, лихорадки и охлаждения организма.
3.Оказать первую помощь при ожоге и отморожении.

4. ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

В О П Р О С Ы Г Д Е П Р О Х О Д И Л И
 
1. Основные механизмы терморегуляции.
2. Механизмы теплопродукции:
(химическая терморегуляция – сократительный и не сократительный термогенез).
3. Пути теплоотдачи: (физическая терморегуляция – теплопроведение, теплоизлучение, конвекция, испарение жидкости с поверхности кожи, дыхательных путей).
Каф. физиологии с основами анатомии

5 . ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

 
 

6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Подвергнуть анализу все элементы графа логической структуры темы. Ответить на вопросы:

1. Что такое перегревание организма?

2. Чем характеризуется стадия компенсации при перегревании?

3. Чем характеризуется стадия декомпенсации при перегревании?

4. Что такое тепловой и солнечный удар?

5. Клинические проявления теплового удара.

6. Причина смерти при тепловом ударе.

7. Отморожение. Степени отморожения. Их характеристика.

8. Что такое переохлаждение организма?

2. Выполнить письменно задание по ориентировочной карте.

Ориентировочная карта для работы

ЗАДАНИЯ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЮ
1. Письменно проанализировать изменение терморегуляция при общем действии на организм:
а) тепла в фазу компенсации и декомпенсации
б) холода в фазу компенсации и декомпенсации
2. Проанализировать основные механизмы развития теплового удара.
1. Показать соотношение механизмов теплопродукции и теплоотдачи.
 
2. Письменно перечислить необходимые мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

7. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1.Тестовый входной и выходной контроль

2.Разбор вопросов, возникающих при подготовке к занятию

3.Ориентировочная основа действия (ООД)

4.Выполнение заданий для контроля результатов усвоения

5.Проверка и подписание протоколов

8.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)

Ориентировочная карта для работы

ЗАДАНИЯ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЮ
1.Клинические симптомы лихорадки. 1. У всех студентов группы измерить температуру тела. Выявить студентов с повышенной температурой тела. Сосчитать у них частоту пульса и дыхания. Отметить общее самочувствие. Данные занести в табл. 3.
В выводах дать рекомендации по оказанию первой помощи при лихорадке.
 
2. Перегревание и лихорадоподобное состояние.
3. Общее охлаждение организма.
1.Разобрать причины повышения или понижения температуры тела. Что происходит с функцией терморегуляторного центра при следующих ситуациях:
а) тепловой удар
б) эмоциональное напряжение
в) общее охлаждение организма
Данные занести в табл. 4.
В выводах дать рекомендации по оказанию первой помощи при тепловом ударе и охлаждении.
   

Таблица 3

Клинические симптомы лихорадки

Температура тела Частота пульса Частота дыхания Аппетит Общее самочувствие
         
         

Таблица 4

Клинические симптомы теплового удара и общего охлаждения организма

Температура тела Частота дыхания Частота пульса Величина артериального давления Сознание
         

9. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Решите ситуационные задачи и ответьте на поставленные в них вопросы.

Date: 2015-09-27; view: 588; Нарушение авторских прав

Источник

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗА

Идеи нервизма в патологии

Русские ученые И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Д. Сперанский развили теорию о роли нервной системы в патологии. Как основная регулирующая система организма, нервная система в разных формах участвует в патогенезе каждой болезни. Наиболее ранней и обязательной формой участия нервной системы в патологии является защитно-приспособительная роль. Она действует, по выражению И. М. Сеченова, «наперекор разрушающим влияниям».

В качестве примера защитно-приспособительной роли нервной системы при болезнях можно указать на такие защитные рефлексы, как кашель, рвота, защитно-охранительное торможение, реакции гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы.

В то же время в ходе развития многих болезней нервная система сама становится объектом поражения. Защитно-приспособительная функция поврежденной нервной системы снижается и она становится аппаратом вредных для организма патологических рефлексов.

Так, у собак после некоторых операций на пищеварительном тракте появляются язвы на слизистой оболочке рта, экзематозные изменения кожи и др. И. П. Павлов объяснял эти явления как патологические трофические рефлексы с поврежденной после операции брюшной полости и считал крайне важным изучение их механизмов.

Повреждение мозга путем подкладывания стеклянного шарика под его основание вызывает различные дистрофические изменения — язвы, кровоизлияния в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта (рис. 123). Дополнительные раздражения (например, введение кротонового масла под ноготь или в ствол нерва) на фоне этой операции усиливают указанные патологические трофические рефлексы и соответственно увеличивают дистрофические изменения внутренних органов (А. Д. Сперанский).

Читайте также:  Болезнь приобретенная во время срочной службы

Патологические условные рефлексы в эксперименте можно воспроизвести путем многократного сочетания какого-либо резкого болезнетворного (безусловного) раздражения с условными раздражителями. Например, после многократных сочетаний отравления мышей камфорой со звуком последний сам по себе вызывал симптомы отравления камфорой (судороги, эпилепсия). Следует, однако, заметить, что патологические условные рефлексы в противоположность защитно-физиологическим вырабатываются с большим трудом, так как их развитие не соответствует основным формам деятельности нервной системы как аппарата защиты и приспособления, возникшего в процессе эволюции.

В лаборатории И. П. Павлова было показано, что патологические условные рефлексы возникают, как правило, на фоне функционально ослабленной коры головного мозга.

Нервная система может быть местом размножения и распространения нейровирусов. По стволам двигательных нервов поступает в мозг столбнячный токсин. Особенно важными для патологии являются различные нарушения трофической функции нервной системы. Различные виды нервной дистрофии были подробно изучены А. Д. Сперанским и его учениками, В. В. Ворониным, Н. Н. Зайко и многими другими советскими учеными.

Наглядным примером нервной дистрофии является трофическая язва. Она часто возникает на ногах. Патологические рефлексы, нервные дистрофии, патологическая доминанта и другие формы участия нервной системы в патологии указывают не только на защитно-приспособительную, но и на патогенетическую роль нервной системы в развитии болезней.

В медицине существовали взгляды и теории, согласно которым преувеличивалось значение или защитно-приспособительных, или разрушительных процессов нервной системы в патологии. Обе эти крайние точки зрения не верны. Как важная часть организма и как регулирующая система, нервная система в развитии болезни выполняет прежде всего защитно-приспособительную роль, которая в ходе развития заболевания может перейти в свою противоположность и играет роль существенного, а иногда и важнейшего патогенного фактора.

Причины нарушения функций нервной системы

В основе разнообразных нарушений деятельности нервной системы, начиная с каждого нейрона в любом ее отделе и кончая сложнейшей работой коры головного мозга, лежат изменения основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Эти изменения могут возникать в следующих случаях:

  • 1)    в результате действия на нервную ткань различных повреждающих агентов (инфекция, отравление, травма). Особое значение имеют нейровирусные инфекции (бешенство, энцефалит, полиомиелит и др.). Нейровирусы проникают внутрь нервной клетки, размножаются в ней и вызывают ее разрушение (дистрофии, дегенерации, некроз), выраженное в различной степени. Среди ядов, поражающих нервную ткань, видное место занимают бактериальные токсины (столбняк, ботулизм, дифтерия и др.), яды змей, алкалоиды (стрихнин, морфин и др.), различные вещества органической (наркотики, окись углерода) и неорганической (свинец, ртуть, марганец и др.) природы. Травму нервной ткани, помимо механических воздействий, могут вызывать опухоли, рубцы, кровоизлияния, отечная и воспалительная жидкости и пр.;
  • 2)    под влиянием нарушения кровоснабжения нервной ткани вследствие спазма артериол, тромбоза или эмболии кровеносных сосудов, сдавления их опухолями, рубцами и др. Нарушения кровоснабжения занимают особое место в патологии нервной ткани, так как она очень чувствительна к недостатку кислорода;
  • 3)    рефлекторно под влиянием «чрезвычайных» болезнетворных воздействий на экстеро- и интероцептивный аппарат (например, шоковое состояние под влиянием механической травмы, судороги при электротравме, запредельное торможение от сверхсильного звука й пр.). У человека «чрезвычайными» болезнетворными воздействиями бывают также сигналы сигналов — слова, вызывающие сильные отрицательные эмоции (оскорбления, тяжелые известия и т. д.).

Перечисленные формы патогенных влияний на нервную систему (непосредственное, через нарушение кровоснабжения, рефлекторное) часто сочетаются. Так, бактериальный токсин вызывает торможение в коре головного мозга как вследствие непосредственного воздействия на ее клетки, так и за счет нарушения ее кровоснабжения. Многие факторы (травмы, яды) действуют непосредственно на тот или иной отдел нервной системы и рефлекторно.

Избирательная локализация повреждений и распространение патогенных факторов в нервных клетках и волокнах

Особенности обмена веществ различных нервных клеток, их проницаемости для ядов и других патогенных агентов, а также особенности кровоснабжения различных групп нервных клеток обусловливают избирательную локализацию повреждений различных нервных образований. Так, например, при отравлении окисью углерода избирательно повреждаются клетки бледного шара и черной субстанции головного мозга. При отравлении марганцем повреждения локализуются в области полосатого тела, при ртутном отравлении — в области узлов солнечного сплетения.

Некоторые вирусы (бешенства, полиомиелита) и бактериальные токсины (столбняк) распространяются в организме по нервным волокнам. Например, столбнячный токсин достигает спинного мозга у крысы через 9 часов после введения в подошву задней лапки. Скорость движения токсина по седалищному нерву составляет 6,6 мм/час. Токсин двигается, по-видимому, вдоль аксонов двигательных нервов. Механизм передвижения токсина по нервным стволам пока точно не выяснен. Вирус полиомиелита размножается и передвигается по симпатическим и двигательным нервным путям со скоростью 2,4 мм/час и достигает центральной нервной системы. Вирус бешенства передвигается по аксонам двигательного и чувствительного нервов в спинной и головной мозг и этот процесс имеет важнейшее значение в патогенезе бешенства. Нервные стволы являются также местом распространения многих ядов органического (например, метиловый спирт в зрительном тракте) и неорганического (восходящие мышьяковистые невриты человека, свинцовые невриты у кролика) происхождения.

Источник