Роль причин в возникновении болезней классификация причин

Этиология. Классификация причин и условий болезни. Роль причин и условий в возникновении, развитии и исходе болезни.

Э. — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней.

Выделяют следующие причины болезней:

1. Экзогенные:

— Механические (закрытые и открытые травмы, сотрясения…)

— Физические (высокая или низкая температура, электрический ток…)

— Химические (промышленные токсические вещества…)

— Биологические (действие болезнетворных бактерий, простейших, вирусов, грибков, прионов и их токсинов..)

— Психогенные, включая социальные (войны, дискриминация, урбанизация и др.)

2. Эндогенные:

— Генетические (наследственные)

— Конституционные

словия возникновения и развития болезней

Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни. Не являются обязательными для развития заболевания. При наличии причинного фактора болезнь может развиться и без участия некоторых условий ее возникновения. Например, крупозная пневмония, вызываемая пневмококком сильной вирулентности, может развиться и без простуды, без ослабления питания и других условий. Различают условия, предрасполагающие к болезни или способствующие ее развитию, и условия, препятствующие возникновению болезни и ее развитию. Как способствующие, так и препятствующие развитию заболеваний условия могут быть внутренними и внешними.

А. Способствующие развитию:

  1. К внутренним условиям, способствующим развитию болезни, относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний детский или старческий возраст.
  1. К внешним условиям, способствующим развитию болезней, относят нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни, плохой уход за больным.

Б. препятствующие развитию:

1. К внутренним условиям, препятствующим развитию болезней, относятся наследственные, расовые и конституциональные факторы. К ним относится, например, видовой иммунитет человека к некоторым инфекционным заболеваниям животных. Человек не болеет чумой собак и кошек, пневмонией рогатого скота и многими другими инфекционными болезнями животных. Люди, страдающие серповидно-клеточной анемией, не болеют малярией.

2. К внешним условиям, препятствующим развитию болезней, относятся хорошее и рациональное питание правильная организация режима рабочего дня, физкультура, а в случае заболевания — хороший уход за больным.

Индивидуальная реактивность. Роль пола, возраста, конституции, факторов внешней среды в формировании реактивности.

См. выше. 7 вопрос

Аллергия. Виды аллергических реакций. Классификация аллергенов. Источники аллергизации в детском возрасте. Сенсибилизация.

А.- проявление повышенной чувствительности иммунной системы организма к антигенам при повторном контакте.

Виды аллергических реакций:

  1. А.Р. немедленного типа(гиперчувствительность немедленного типа)- в течение 15-20 минут.
  2. Поздние(отсроченные)А.Р. – развиваются в течение 4-6 ч.
  3. А.Р. замедленного типа – развив. В течение 48-72ч.

Классификация аллергенов:

А,:1. Аллергены неинфекционного происхождения.

— бытовые,эпидермальные (кожные),

— пыльцевые,

— пищевые,

— промышленные.

2. Аллергены инфекционного происхождения.

— бактериальные,

— грибковые,

— вирусные.

В:1. Экзогенные аллергены: пищевые, пылевые, пыльцевые, лекарственные, эпидермальные, бытовые химические соединения, сывороточные, инфекционно-паразитарные, физические).

2.Эндогенные аллергены: компоненты клеток и тканей собственно организма, , приобретающие аллергенные свойства под действием различных агентов экзогенного происхождения, что ведет к образованию денатурированных белков, комплексов белков с экзоген. Аллергенамиà поврежденные клетки становятся мишенями для иммунной системы.

Источники аллерг-ии в дет. возрасте:предрасположенность, инфекц. Заболевания, чрезмерно стерильные условия быта, экологический фактор, заболевания внутр. Органов.

Сенсибилизация- повышение чувствительности организма к воздействию аллергена.

Стадии аллергии:1. Имунная ст.

2.Патохимическая стадия

3. Патофизиологическая ст.

Пролиферация, механизмы формирования и роль при воспалении. Биологическое значение воспаления.

Патологическая артериальная гиперемия (ПАГ).

Бывает при действии патологического раздражителя (химические вещества, продукты нарушения обмена при воспалении, ожоге, лихорадке, при действии механических факторов. Бывает повышенная чувствительность сосудов к раздражителям при аллергии. Проявляется при заболеваниях (сыпь, покраснения при повреждении нервов и т.д.).

В зависимости от фактора ПАГ бывает:

1. воспалительная; 2. Тепловая 3. ультрафиолетовая эритема и т.д.

В мышечной стенке сосудов выделен простагландин I2 (простациклин), расслабляющий артерии, обладающий мощным антиагрегационным действием на тромбоциты.

Значение патологической артериальной гиперемии:

Хорошее: 1. Вывод токсинов,

2. Увеличение доставки кислорода к тканям,

3. Это механизм действия диатермии, кварца, солюкса, гальванизации, компрессов, грелок;

Плохое: может быть разрыв склерозированных сосудов с кровоизлияниями.

Патогенез шока

Основа:несоответствие потребностей метаболизма и его циркуляторного,обеспечения.

1)Возбуждение сосудо-двигательного центра, избыточный выброс катехоламинов, тиреоидных гормонов- генерализованная,↑АД

Раскрываются артериовенозные анастомозы(шунтирование кровотока)

Что приводит к увеличению числа рециркуляции крови(централизация кровообращения)

— переход крови из артерий с высоким уровнем давления в вены,что↑ давление в них,в рез затрудняется отток крови в вены из капилляров.Происходит замедление капиллярного кровотока,снабжение тк кислородом нарушается.

2Нарастающая гипоксия тк усугубляется возросшими в связи с активизацией (за счет возбуждения ЦНС, гипоталамуса, в частности) обменных процессов потребности в кислороде.Затруднение оттока крови в вены сопряжено также с депонированием крови в капиллярном русле и↓ m циркулирующей крови. К концу эректильной стадии из общей циркуляции исключается до 20-30% крови.

3Травма сопровождается значительной кровопотерей→возврат крови к сердцу и ударный объем крови падает.Значительная тахикардия,усугубляет положение,т.к.резко сокращается период диастолы,и полости сердца не успевают заполниться кровью:сердце,тратя энергию на сокращения, работает вхолостую.МОК резко падает.Компенсаторно-приспособительная р-я(учащение сокращений сердца) переходит при чрезмерной её выраженности в противоположность и становится патологической.

4При переходе шока в торпидную стадию высокий тонус сосудов сменяется гипотонией, формируются многочисленные порочные круги ,в рез.разбалансировка гемодинамики и метаболизма достигает такой степени,что обратное развитие процесса нередко становится уже невозможным.

Механизм развития шока I)расстройство регуляции, 2) обмена 3) их циркуляторного обеспечения.

Гипертиреоз.

Причины: повышение синтеза тиреоидных гормонов, нарушение транспорта, психическая травма, тиреотоксикоз ятрогенного характера. Диффузный токсический зоб (Базедова болезнь, болезнь Грейса).

Симптомы:

  1. Раздражительность, избыточная двигательная активность, непроизвольные дрожательные движения, быстрая речь.
  2. Тахикардия, повышение АД, минутного объема крови в покое. Из-за повышения чувствительности адренорецепторов в сердце и сосудах к адреналину, повышенного уровня потребления кислорода.ъ
  3. Потливость в условиях покоя и при комфортных температурах.
  4. Снижение массы тела при нормальном аппетите. Повышен основной обмен, усиление липолиза.
  5. Мышечная слабость.
  6. Нарушение репродуктивной функции.
  7. Экзофтальм.

Механизм формирования

1) Сильное токсическое воздействие на клетки ЦНС,КБП мозга аммиачных соединений, производных фенола и др, необезвреживаемых печенью в-в всл нарушения антитоксической ф-и при диффузных поражениях органа; кетоновых тел, осмолярных нарушений крови при тяжелых формах сахарного диабета; мочевины и других шлаков (в первую очередь азотистых соединений) при почечной недостаточности; избытка тиреоидных гормонов при тяжелых формах Базедовой болезни; резко выраженной гипогликемии при передозировке инсулина больному сахарным диабетом и т.п.

Читайте также:  Меню при язвенной болезни желудка при обострении

2) Резкое кислородное голодание, ацидоз, нарушения электролитного баланса, расстройство мозгового кровообращения, ликвородинамические нарушения.Всл чего нарушается клеточное дыхание и обмен энергии в коре и подкорковых образованиях мозга, развивается запредельное торможение.

Генераторы патологически усиленного возбуждения (ГПУВ). Патологическая система. Патологическая детерминанта. Значение в патогенезе нервных расстройств.

ГПУВ Расстройство деят-ти ЦНС возникает при возд-ии мощного потока импульсов, который продуцируется группой гиперактивных нейронов, обр-х генератор патологически усиленного возбуждения. Генератор- это агрегат гиперактивных взаимод-х нейронов, продуцирующий неконтр-й поток импульсов. Он лежит в основе разнообразных нервных расстройств, поэтому его образование имеет характер практически универсального патогенетического механизма. Оно является типовым пат процессом, осущ-ся на уровне межнейрональных отношений. Электрофизиологическим выраж-м деят-ти генератора служат суммарные потенциалы составляющих его нейронов. ГПУВ может обр-ся при действии разнообр вещ-в экзогенной или эндогенной пророды, вызыв-х либо наруш-е мех-в тормозн контроля (при д-ии столбнячного токсина, пенициллина), либо гиперактивацию нейронов (при действии возбуждающих аминокислот, при неглубокой ишемии). Обязательным условием обр-я и деятельности генератора явл-ся недостаточность торможения составляющих его нейронов. Патогенет знач-е: гиперактивирует тот отдел ЦНС, в к-м возник или с которым связан, вследствие чего этот отдел приобретает знач-е пат детерминанты, формирующей пат систему.

Патологическая детерминанта. При блокаде распр-я генерируемого возб-я механизмами тормозного контроля генератор оказывается функ-но изолированным и не выз-т системных патологических эффектов. Патология возникает, если гиперактивируемый отдел ЦНС влияет на другие образования ЦНС, объединяет их в патолог систему. Во многих случаях такой отдел ЦНС детерминирует характер деятельности индуцированной им патологической системы, он приобрет знач-е патологической детерминанты. Детерминанта может объединять стр-ры ЦНС в патологическую систему и определять характер активности этих структур. Такую способность приобретает гиперактивное образование ЦНС. Пат детерминанта является управляющим звеном пат системы. Возникн-е детерминанты относится к разряду типовых пат процессов, реализующихся на системном уровне. Является выражением принципа внутрисистемных отношений. Примером пат детерминанты в коре головного мозга является мощный эпилептический очаг, под влиянием которого формир-ся комплекс более слабых очагов эпилептической активности.

Патологическая система- новая патодинамическая организация, возник-я в ЦНС в условиях повреждения, деят-ть которой имеет биологически отрицательное значение. Главным признаком пат системы является ее дизадаптивное или прямое патогенное значение для организма. Направлена на достижение полезного для организма результата. В одних случаях возникает в рез-те гиперактивации физиологической системы, в других- путем вовлечения поврежденных и неповрежденных образований ЦНС в новую структурно-функциональную организацию. Форм-е и деят-ть пат системы относятся к разряду типовых патологических процессов, реализ-ся на уровне ситемных отношений. Наглядный пример- патологический чесательный рефлекс. Возникает при создании генератора в брахиальном отделе спинального аппарата чесательного рефлекса. В этих усл-х данный аппарат становится патологической детерминантой, к-я превращает физиологический чесательный рефлекс в патологический. Патог значение: пат системы лежат в основе разнообр нерв расстройств, поэтому их образ-е имеет значение практически универсального патогенетического механизма. Деят-ть пат системы клинически выражается в виде нейропатологического синдрома или симптомов. Каждый синдром имеет свою патологическую систему. Простые, линейные пат системы проявл-ся в виде симптомов или мономорфных синдромов (пат чесательный рефлекс). Многозвеньевые пат системы служат патогенет основой сложных полиморфных синдромов (паркинсонизм, эмоционально-поведенческие расстройства) . патол система подавляет активность физиологических систем и компенсаторные процессы. Этот механизм приводит к дезорганизации деятельности ЦНС. Возникновение, развитие и деят-ть пат системы представляют структурно-функциональную сторону пат процесса на уровне межсистемных отношений. Его основой явл-ся процессы, осущест-ся на нейрональном и межнейрональном уровнях.

Этиология. Классификация причин и условий болезни. Роль причин и условий в возникновении, развитии и исходе болезни.

Э. — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней.

Выделяют следующие причины болезней:

1. Экзогенные:

— Механические (закрытые и открытые травмы, сотрясения…)

— Физические (высокая или низкая температура, электрический ток…)

— Химические (промышленные токсические вещества…)

— Биологические (действие болезнетворных бактерий, простейших, вирусов, грибков, прионов и их токсинов..)

— Психогенные, включая социальные (войны, дискриминация, урбанизация и др.)

2. Эндогенные:

— Генетические (наследственные)

— Конституционные

словия возникновения и развития болезней

Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни. Не являются обязательными для развития заболевания. При наличии причинного фактора болезнь может развиться и без участия некоторых условий ее возникновения. Например, крупозная пневмония, вызываемая пневмококком сильной вирулентности, может развиться и без простуды, без ослабления питания и других условий. Различают условия, предрасполагающие к болезни или способствующие ее развитию, и условия, препятствующие возникновению болезни и ее развитию. Как способствующие, так и препятствующие развитию заболеваний условия могут быть внутренними и внешними.

А. Способствующие развитию:

  1. К внутренним условиям, способствующим развитию болезни, относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний детский или старческий возраст.
  1. К внешним условиям, способствующим развитию болезней, относят нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни, плохой уход за больным.

Б. препятствующие развитию:

1. К внутренним условиям, препятствующим развитию болезней, относятся наследственные, расовые и конституциональные факторы. К ним относится, например, видовой иммунитет человека к некоторым инфекционным заболеваниям животных. Человек не болеет чумой собак и кошек, пневмонией рогатого скота и многими другими инфекционными болезнями животных. Люди, страдающие серповидно-клеточной анемией, не болеют малярией.

2. К внешним условиям, препятствующим развитию болезней, относятся хорошее и рациональное питание правильная организация режима рабочего дня, физкультура, а в случае заболевания — хороший уход за больным.



Источник

Занятие № 1

ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

(преподаватель – к.м.н., Абазова З.Х.)

Патологическая физиология – наука о жизнедеятельности больного организма. Это наука, изучающая нарушенные функции больного организма.

Задачи патологической физиологии:

¨ изучение общей нозологии (общего учения о болезни),

¨ изучение вопросов этиологии (причин и условий возникновения болезней),

¨ изучение вопросов патогенеза (механизмов развития болезней),

¨ изучение реактивности и резистентности больного организма,

¨ разработка и обоснование методов профилактики и лечения болезней.

Объектомисследования патофизиологии является больной организм

Читайте также:  Что такое диализ при болезни почек

Предметомизучения служит:

— выяснение общих и частных (конкретных) механизмов, лежащих в основе резистентности организма, возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;

— изучение типовых патологических процессов, различная комбинация которых определяет клиническую картину различных заболеваний;

— выявление специфичных для отдельных органов и систем типовых форм нарушений функций и их восстановления.

Связь патофизиологии с другими науками

Невозможно исследовать и понимать законы и механизмы развития патологии без знания нормы – патологическая физиология опирается на знания общебиологических предметов (особенно нормальную физиологию и биохимию). С другой стороны невозможно диагностировать и лечить отдельные заболевания без понимания общих законов развития медицины.

Таким образом, патофизиология относится к медико-биологическим наукам, соединяя биологические науки (биологию, биохимию, анатомию, гистологию, физиологию и др.) с клиническими дисциплинами (терапией, педиатрией, хирургией, неврологией и т.д.). Патофизиология является базой для клинических предметов, ее обоснованно называют теоретической основой современной клинической медицины.

Разделы патофизиологии:

å â æ

Общая патофизиология:
— общая нозология,
Частная патофизиология (п/ф):
— п/ф кровообращения
Типовые патологические процессы:
— общая этиология, — п/ф дыхания, — воспаление,
— общий патогенез, — п/ф пищеварения, — лихорадка,
— учение о наследственности, конституции и реактивности. — п/ф эндокринной системы,
— п/ф нервной системы,
— гипоксия,
— отек,
  — п/ф почек и т.д. — аллергия и др.

Методы изучения патофизиологии

Патофизиология является главной экспериментальной дисциплиной в медицине, а ее основным методом служит патофизиологический эксперимент или моделирование.

Патофизиология использует четыре основных группы методов:

1. Эксперимент на живых объектах, осуществляющийся на различных видах животных, на отдельных органах, тканях, клетках и субклеточных структурах.

Формы осуществления эксперимента:

метод выключения (например, при удалении поджелудочной железы развивается сахарный диабет);

метод включения (например, при введении тиреоидных гормонов — тиреотоксикоз);

— метод раздражения (например, при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);

метод изолированных или «переживающих» органов (изолированное сердце, печень, легкие и т.д.);

метод парабиоза – соединение и совместное функционирование двух животных (парабионтов), что позволяет выяснить ряд вопросов о гуморальной или нервной природе различных воздействий на организм;

метод тканевых культур (эксплантации) позволяет изучать процессы малигнизации и оценивать эффективность противоопухолевых препаратов.

метод сравнительной патологии – изучение в сравнительном (эволюционном) аспекте лихорадки, воспаления, гипоксии и т.д.

2. Клиническая патофизиология (лабораторно-инструментальные исследования непосредственно на больных людях).

Метод физического и математического моделирования.

Теоретическая разработка.

Общая нозология

Нозология – это учение о болезни. Общая нозология – это часть патологии, рассматривающая следующие вопросы:

— сущность болезни на разных этапах развития медицины;

— номенклатуру и классификацию болезней;

— формы возникновения, развития и течения болезней.

Прежде, чем дать определение понятия «болезнь», следует определить, что такое «норма», «здоровье», «предболезнь».

Норма – среднестатистическая величина какого-либо признака, свойственная большинству особей данного вида, пола, возраста.

Здоровье (ВОЗ) – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Предболезнь – это состояние организма на грани здоровья и болезни, которое может перейти в выраженную форму какой-либо болезни, либо через некоторое время закончиться нормализацией функций организма.

Болезнь– это качественно новый жизненный процесс, возникающий под влиянием действующих на организм вредоносных факторов и выражающийся в комплексе структурно-функциональных и метаболических изменений, снижении приспособительных (адаптационных) возможностей организма и ограничений работоспособности и социально-полезной деятельности.

Болезнь отличается от патологической реакции, патологического процесса и патологического состояния.

Патологическая реакция

неадекватный или биологический нецелесообразный ответ организма или его систем на воздействие обычных или чрезвычайных раздражителей (например, аллергические реакции; неадекватные психо-эмоциональные и поведенческие реакции).

Типовой патологический процесс –

закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора. Один и тот же патологический процесс может быть вызван различными этиологическими факторами и являться компонентом различных заболеваний, сохраняя при этом свои существенные отличительные черты. Примеры типовых патологических процессов: лихорадка, аллергия, отек, воспаление, нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции и др.

Патологическое состояние –

это стойкое отклонение структуры и функции органа (ткани) от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма; нарушения, мало меняющиеся во времени.


Патологические состояния могут быть

генетически детерминированы:следствием раннее перенесенного заболевания

— дефект верхней губы и твердого неба, или патологического процесса:

— полидактилия. — последствия травм – рубцы, утрата конечности;

— последствия рахита – деформация скелета;

— последствия туберкулеза позвоночника – горб;

— культя после ампутации конечностей;

— атрофия альвеолярных отростков челюсти

в связи с удалением или выпадением зубов.

Классификация заболеваний:

1) По этиологии:

— наследственные,

— инфекционные,

— травмы,

— лучевая болезнь и др.

2) По патогенезу:

— болезни обмена веществ,

— воспалительные,

— опухоли,

— аллергические болезни

— шок и др.

3) По органному принципу:

— сердечно-сосудистые,

— бронхо-легочные,

— мочевыделительные,

— гепатобилиарные и др.

4) По возрастному принципу:

— болезни новорожденных (микропедиатрия),

— детские болезни (педиатрия),

— болезни старческого возраста (гериатрия).

5) Формы возникновения заболеваний:

å æ

острое (внезапное)постепенное (хроническое)

без скрытого периода с инкубационным характерно для болезней обмена

периодом (ионизирующая радиация, веществ (подагра), эндокринных

инфекции, химические факторы). заболеваний (сахарный диабет).

6) По продолжительности течения:

— острейшие (до 4 дней),

— острые (около 5 — 14 дней),

— подострые (15 — 40 дней),

— хронические (длящиеся месяцы и годы),

7) Формы течения заболеваний:

— ациклическое или прямолинейное, характеризующиеся интенсивным нарастанием сдвигов,.

— циклическое, протекающее в несколько стадий (например, лучевая болезнь, инфекционные заболевания);

типическое,

— атипическое (стертая форма, абортивная, молниеносная).

Стадии (периоды) развития болезней:

I. Начало болезни:

1) Латентный период (скрытый период). В случае инфекционных заболеваний этот период называется инкубационным, при онкологических заболеваниях – предболезнью («предраком»).

2) Продромальный период (период предвестников). Для этого периода характерно наличие неспецифических симптомов болезни.

II. Стадия разгара болезни (собственно болезни).

Характеризуется наиболее выраженными (специфическими) общими и местными проявлениями, характерными для каждого конкретного заболевания.

Читайте также:  Если человек постоянно кашляет то что это может быть за болезнь

III. Исход болезни:

— выздоровление (полное, неполное),

— переход в хроническую форму (чередование ремиссий и обострений),

— смерть (мозговая, соматическая).

Общая этиология

Этиология – это учение о причинах и условиях возникновения болезней.

Причина или этиологический фактор

это такой предмет или явление которые, непосредственно воздействуя на организм, вызывают при определенных условиях то или иное следствие, т.е. болезнь и сообщают ей специфические черты.

Классификация этиологических факторов:

I. По происхождению:

å æ

Внешние или экзогенные: Внутренние или эндогенные:

1) механические (удар, сдавление, растяжение, падение и др.); 1) наследственные;

2) физические (действия звука и шума, изменения 2) конституциональные.

барометрического давления, влияние температуры,

электрического тока, ионизирующей радиации, факторов

космического полета);

3) химические (яды, кислоты, щелочи, соли тяжелых

металлов, гормоны, лекарственные препараты алкоголь,

недостаток витаминов, микроэлементов);

4) биологические (вирусы, бактерии, гельминты,

биологические препараты);

5) психогенные факторы – точкой приложения

этих факторов является кора головного мозга.

Вследствие неправильного поведения медицинских

работников развиваются ятрогенные заболевания.

Условие – это такие факторы, которые, воздействуя на организм, сами по себе вызвать заболевание не могут, но они влияют на возникновение, развитие и течение заболевания. Например, микобактерии туберкулеза вызывают заболевание не у всех людей, а лишь при наличии неблагоприятных условий.

Классификация условий:

I. По происхождению:

å æ

внешние: внутренние:

— бытовые, — наследственная предрасположенность,

— социальные, — ранний детский возраст,

— природные. — старческий возраст,

— патологическая конституция.

II. По влиянию на организм:

å æ

благоприятные: неблагоприятные:

— хорошее питание, — утомление,

— здоровый образ жизни, — недостаточное питание,

— закаливание и др. — плохие жилищные условия,

— психо-эмоциональное напряжение и др.

Роль причин и условий в возникновении заболевания

Роль причинного фактора:

— необходим,

— незаменим,

— действует непосредственно на организм,

— обусловливает основные специфические черты заболевания.

Роль условий:

— необходимы, однако, ни одно из условий не является абсолютно необходимым;

— условия широко взаимозаменяемы;

— действуют на организм непосредственно или опосредованно;

— внутренние условия могут влиять на специфические проявления болезни (например, в зависимости от внутренних условий стрептококки в одних случаях вызывают фурункул, в других — сепсис, в третьих — ревматизм). Внешние условия действуют в рамках только данного заболевания, отягощая заболевание или ослабляя.

Общий патогенез

Патогенез – это учение о механизмах развития, течения и исхода болезней, патологических процессов и патологических состояний.

К патогенезу относится то, что происходит после взаимодействия этиологического фактора и организма. Судьба этиологического фактора после возникновения болезни различна. В однихслучаях этиологический фактор, вызвавший повреждение исчезает, а болезнь развивается вследствие запущенных им причинно-следственных связей – структурных и функциональных нарушений, иногда взаимно – усиливающих друг друга (например, наследственные ферментопатии, опухоли, психические болезни). В других случаях важная роль этиологического фактора сохраняется на протяжении всей болезни (например, инфекционные болезни).

Пусковым механизмом (начальным звеном) любого патологического процесса, заболевания является повреждение –следствие взаимодействия причинного (этиологического) фактора и организма. Возникшее повреждение является причиной для следующего повреждения – следствия, которое в свою очередь становится причиной следующего и т.д., т.е. возникает цепь причинно-следственных отношений.

Пример – развитие воспаления при действии химического фактора. Взаимодействие кислоты (причинного фактора) с организмом – кожными покровами приводит к повреждению кожи (следствию). à Повреждение приводит к высвобождению медиаторов, à медиаторы действуют на сосуды и вызывают сосудистую реакцию, нарушение микроциркуляции, à что в свою очередь приводит к развитию гипоксии ткани и т.д.

Если в каком либо звене причинно-следственной цепи возникающее повреждение становится причиной изменений, стоящих в начале цепи, то цепь замыкается и образуется порочный круг (положительные обратные связи).

 
 

Пример:

Повреждения могут быть

å æ

ПервичнымиВторичными

(обусловлены непосредственным действием (являются следствием влияния первичных

патогенного фактора на организм – это повреждений на ткани и органы,

повреждения на молекулярном уровне). сопровождаются выделением БАВ,

протеолизом, ацидозом, гипоксией,

нарушением микроциркуляции,

микротромбозом и т.д.).

Уровни повреждения:

— молекулярный,

— клеточный,

— тканевый,

— органный,

— организменный.

Таким образом, каждый патологический процесс, заболевание рассматривается как длинная цепь причинно-следственных отношений, которая распространяется по типу цепной реакции. В этой сложной цепи выделяют основное (ведущее, главное) звено – такое явление, которое определяет развитие процесса с характерными для него специфическими особенностями. При устранении основного звена патогенеза наступает выздоровление. Например, в основе артериальной гиперемии лежит расширение артериол (главное звено), что обусловливает ускорение кровотока, покраснение, повышение температуры гиперемированного участка, увеличение его в объеме, повышение обмена веществ.

К вопросам патогенеза относятся вопросы взаимоотношения категорий структуры (формы) и функции, местного и общего, неспецифических и специфических механизмов.

Механизмы выздоровления (саногенеза):

1. Срочные (неустойчивые, «аварийные») защитно-компенсаторные реакции (например, выделение глюкокортикоидов и катехоламинов при стрессе, защитные рефлексы (рвота, кашель)). Возникает в первые секунды или минуты после воздействия.

2. Относительно устойчивые защитно-компенсаторные механизмы, действующие в течение всего периода заболевания (увеличение резервных клеток – лейкоцитоз, эритроцитоз, включение резервных возможностей или запасных сил поврежденных и здоровых органов; включение регуляторных систем – например, устанавливается пониженная теплопродукция при повышении температуры окружающей среды; процесс нейтрализации ядов; реакции со стороны системы активной соединительной ткани).

3. Продолжительно устойчивые защитно-компенсаторные реакции (компенсаторная гипертрофия, репаративная регенерация, иммунитет, изменение пластических свойств ЦНС, охранительное и торможение, выработка условных рефлексов и усиление безусловных рефлексов). Эти механизмы сохраняются многие месяцы и годы после перенесенной болезни.

Классификация механизмов саногенеза:

å æ

Первичные Вторичные

(физиологические) (патофизиологические)

существуют в здоровом организме и лишь при воздействии на организм чрезвычайного раздражителя начинают играть роль саногенетических. Возникают в организме в процессе развития патологии, т.е. формируются на основе возникших в организме «поломов».

â â â â â â

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник