Самая лучшая пора их труд и болезнь ибо проходят быстро и мы летим

Самая лучшая пора их труд и болезнь ибо проходят быстро и мы летим thumbnail

Распечатать

профессор Александр Павлович Лопухин

Этот псалом принадлежит Моисею, известному вождю и законодателю еврейского народа, как видно из присоединения к этому имени эпитета «человека Божия», преимущественно еще с глубокой древности усвоенного именно Моисею (см. Втор. 33:1; Нав. 14:6; Дан. 9и др.). В этом псалме Моисей, исповедуя сначала необыкновенное величие Божие, изображает далее ничтожество и греховность человека пред Ним, говорит о заслуженных бедствиях, пережитых евреями и молит Бога быть к ним милостивым. Из содержания псалма можно заключить, что написан он при конце жизни Моисея, после сорокалетнего странствования, пред вступлением евреев в Палестину, когда они уже понесли наказание от Бога за свое неверие к Нему.

Ты, Господи, вечен и неизменяем: Ты существовал раньше образования гор; поколения людей сменяются, тысячи лет пред Тобою, как один день, но Ты один и тот же (1–6). Мы исчезаем от Твоего гнева за грехи свои: жизнь наша сократилась (7–11). Научи нас, Господи, мудрости, умилосердись и излей на нас Твое благоволение (12–17).

Пс.89:2. Господи! Ты нам прибежище в род и род.

«Прибежище в род и род» – Господь, начиная со времени избрания Авраама, всегда был благосклонен к евреям, а так как один Бог вечен, то прочную и постоянную защиту можно найти только в Нем.

Пс.89:4. Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»

Человек пред Ним – полное ничтожество. Господь «возвращает человека в тление» – по закону Бога человек со смертью снова возвращается в ту землю, из которой он и взят.

Пс.89:5. Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и
как
стража в ночи.

Пс.89:6. Ты
как
наводнением уносишь их; они –
как
сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;

Господь вечен, пред Ним тысяча лет, как вчерашний день, т. е. бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент; как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает. Человеческие поколения уничтожаются, они уносятся как бы от наводнения.

Пс.89:7. ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

Пс.89:8. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

Пс.89:9. Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

Пс.89:10. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

От лица народа Моисей исповедует пред Богом греховность и заслуженность посылаемых на него бедствий и лишений. Народ погибал от божественного гнева (вероятно, разумеется здесь гибель евреев за время сорокалетнего странствования по пустыне); потому что Господь знает как все их поступки («беззакония наши пред Тобою»), так даже и мысли и чувства («тайное наше пред светом лица Твоего» – наша жизнь ясна, открыта пред Тобою). Следствием грехов евреев и кары за них от Бога была бедность, непрочность их внешнего благополучия и сокращение продолжительности жизни. Жизнь их обеднела и сократилась; она стала такой же кратковременной сравнительно с жизнью предшествующих поколений, как короток звук. Продолжительность жизни определяется теперь 70-ю годами, до 80-ти доживает более сильный. Но и эта, конечная пора человеческой жизни, которая должна бы быть самым лучшим временем, так как здесь человек должен бы пользоваться спокойно плодами своей предшествующей трудовой жизни, однако, характеризуется полною слабостью, беспомощностью и болезнями («труд и болезнь»).

Пс.89:11. Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?

Пс.89:12. Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

Народ еврейский вызывал ранее своим поведением Божественный гнев и если он не исправится и теперь, то «кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?» Кто может знать, в чем еще проявится Твой гнев над ним? Кто может предсказать и заранее пересчитать виды бедствий? Чтобы избежать возможных в будущем бедствий, Моисей молит Бога научить «счислять дни» – дорожить днями жизни для приобретения благочестия и укрепления в мудром и достойном следовании Его заповедям.

Пс.89:13. Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.

Пс.89:14. Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

Пс.89:15. Возвесели нас за дни,
в которые
Ты поражал нас, за лета,
в которые
мы видели бедствие.

Теперь Моисей молит Бога услышать молитву народа о милости, чтобы Господь наполнил их последующую жизнь своим благословением взамен тех бедствий, какие они пережили до сего времени.

В богослужении этот псалом употребляется на 1-м часе. Как вступление в Палестину было для евреев началом новой жизни, так восход солнца начинает собою новый день жизни человека: как тогда Моисей молился за слабых евреев перед Богом, так и в православном богослужении Церковь его словами молит Бога за благополучие верующего в наступающем дне, сознавая слабость его сил в деле устроения спасения.

Вам может быть интересно:

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Труд и болезнь - лучшая пора?

«Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.» (Пс.89:10)
Люди, для которых Библия является настольной книгой, конечно же знакомы с этим красивым и запоминающимся стихом из известного псалма. Однако, не всегда постоянное чтение Священного Писания идет «рука об руку» с взрослением христианина. Иной раз желание поучать, толком не разобравшись самому, обгоняет этот самый рост.
Дело в том, что некоторые религиозные люди «старой закалки», очень любят цитировать из вышеприведенного стиха, самый лакомый, по их мнению, кусочек: «лучшая пора — труд и болезнь». И такое «утешение» они частенько предлагают тем, кто заболел или измотан тяжелой работой. Причем эту короткую фразу они умудряются произносить, загадочно вздыхая и улыбаясь одновременно.
Но разве болезни, труды и страдания, являются лучшей порой жизни человека? Для человека с нормальной, здоровой психикой, такое «утешение» не может не вызвать недоумение. Увы, но такие «наставники» не привыкли себя утруждать, лишними на их взгляд «умствованиями». Они привыкли, не думая доверять написанному в Библии, доверять каждому ее слову, каждой букве и запятой. Их логика предельно проста, — раз «написано», значит так и есть. И нечего тут обсуждать. Нечего умничать, нечего мудрствовать сверх того, что написано. Раз написано, что «самая лучшая пора их — труд и болезнь», значит это самая лучшая пора. Смущает немного, но эти мысли надо отгонять и доверять тексту Писания.
Но позвольте, разве Бог лишает разума человека, доверившегося Ему? Разве не Сам Бог создал человека разумным? Именно Творец наделил человека такими качествами как способность мыслить, думать, анализировать, сравнивать и рассуждать. В той же Библии много прекрасных изречений о разуме, мудрости и рассудительности. Моисей, Соломон, Даниил, Павел, Иисус — разве они были глупыми людьми?
Обратите внимание как Сам Иисус, интересовался, верно ли поняли Его ученики, то что Он произнес или не уловили Его мысль: «И спросил их Иисус: поняли ли вы все это?» (Матф.13:51) Когда же Христос видел, что смысл Его слов понят не верно, то вмешивался и доводил до своих последователей истинный смысл Им сказанного:
«Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
Они же помышляли в себе и говорили: [это значит], что хлебов мы не взяли.
Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали?
ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?
как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского» (Мф. 16:5-12)

поняли ли вы все это?

Итак, давайте кратко проанализируем Псалом № 89, где мы и находим известную фразу: «лучшая пора — труд и болезнь».
Неужели Моисей, спасший Израильтян из Египетского рабства и избавивший свой народ от тяжелых трудов, болезней и страданий, мог назвать это лучшей порой? Видимо нет. Не читаем ли мы в этом самом псалме такие строчки: «Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие» (Пс.89:15)
Тогда, что же имел ввиду пророк, когда писал эти строки? В этой песне Моисей рассуждает о кратковременности и быстротечности человеческой жизни: «ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс.89:10)
Если человек проживает при хорошем здоровье и 80 лет, — это можно сравнить со звуком, который проходит очень быстро. Но и это еще не самое печальное! Львиную долю этой и без того коротенькой жизни у человека забирают ТРУД и БОЛЕЗНЬ. Почему?
Мы — потомки Адама и Евы, которые были изгнаны из рая Божия. Мы – их дети, обречены на тяжелое существование на этой земле, обречены на труды, болезни и скорби:
«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей»
«Адаму же сказал: … проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… в поте лица твоего будешь есть хлеб.» (Быт.3:16-19).
Поэтому Моисей обращается к Богу в молитве, чтобы Он научил нас «так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс.89:12). Жизнь человека очень коротка, она быстро пролетает. Бессознательное детство, труды в поте лица, старость и болезни, забирают очень много нашего драгоценного времени. А ведь человеку, не смотря на всё это нужно УСПЕТЬ найти Бога. Человеку нужно разумно распорядится своим временем, чтобы УСПЕТЬ приобрести мудрое сердце, знающее Творца.

сердце мудрое

Этот псалом актуален и для нас, а не только для евреев, которые вышли из Египетского рабства, где их уделом была тяжелая работа, болезни и страдания. И сейчас каждый человек нуждается в том, чтобы приобрести «мудрое сердце» знающее Бога, несмотря на то, что жизнь идет своим чередом и трудности ее никто не отменял. Бог максимально упростил этот процесс, послав в мир Иисуса. Евангелие – очень простое и доступное учение. Каждый человек может приобрести «мудрое сердце», приняв Евангелие Иисуса Христа! От человека требуется только – вера. Вера Богу на слово. Вера всем сердцем.
«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан.1:12)

Источник

Если бы вас спросили, какая самая лучшая пора вашей жизни, — что бы вы ответили? Какие моменты вашей жизни вам запомнились больше всего? Что для вас ценно?

Тему данного рассуждения мне подсказали обстоятельства жизни и один мой друг, который обратил на них мое внимание:

«Дней лет наших — семьдесят лет,

а при большей крепости — восемьдесят лет;

и самая лучшая пора их — труд и болезнь,

ибо проходят быстро, и мы летим»

(Пс.89:10)

Пока я болел, у меня много свободного времени. Используя его, я написал одно стихотворение. И вот на мою реплику о том, что это преимущества праздности, мол, времени у бездельника много, — друг подметил, что болезнь это благословением, и наряду с трудом – является лучшей порой жизни! И я задумался.

Безусловно, с утверждением, что труд – лучшая пора у меня сомнений не возникло. Я никогда не любил безделье в прямом смысле этого слова. Чтоб просто сидеть и ничего не делать – мне для этого бы понадобились огромные усилия. Я всегда чем-то занят, что-то делаю: то ли пишу,  то ли читаю, то ли размышляю над темой очередной проповеди, то что-то мастерю (иногда выпадают и такие минуты). И нужно признаться – мне это доставляет огромное удовольствие! Моя покойная мама, Ольга Степановна, незадолго до смерти, как-то сказала мне: я так люблю работать! Только, к сожалению, уже не могу…

Как я ее понимал!

Но давайте вернемся к нашему тексту. Он гласит: «самая лучшая пора (пора нашей жизни) – труд! Эти слова сказаны Моисеем, прожившим длинную и плодотворную жизнь. Вполне возможно, что Моисей был причастен к каким-либо монументальным объектам древнего Египта, курируя их строительство, раз требовалось огромное количество кирпичей, которые должны были изготовлять сыны Израилевы во дни фараона. Именно в это время и был убит Моисеем один из надсмотрщиков египетских, проявивших чрезмерное рвение перед лицом представителя фараона, беспощадно избивая одного из рабов.

Вслед за этим событием Моисей убежал в Мадиамскую пустыню, где на протяжении сорока лет трудился, пася овец. Нелегкий труд: каждый день ты подвержен зною, ветру, непогоде. Каждый день пристальный присмотр за стадом, а когда наступает вечер и уже хочется отдохнуть, предстоит дойка овец, затем их стрижка, переработка молока, шерсти, лечение больных животных… много всего. Чего только стоит один водопой стада, насчитывавшего несколько сот голов – пустынные колодцы были глубоки, жара вызывала сильную жажду, а ты при этом можешь рассчитывать только на свои руки… Но Моисей справлялся. Он тоже любил труд.

Мудрый Соломон сказал, что: «Все вещи — в труде…» (Еккл.1:8). Соломон, как явствует из Св. Писания, сам: «…предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, 5 устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; 6 сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; 7 приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; 8 собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия. 9 И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною» (Еккл.2:4-9).

Оно и не мудрено: как еще может человек стать великим? По тому, что много съел? J Нет, по тому, что много сделал.

Еще о труде Соломон сказал следующее:

«И если какой человек … видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий» (Еккл.3:13). 

Ап. Павел благодаря своим трудам, мог содержать себя, исполняя служение евангелиста и миссионера:

«Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии. 35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»» (Деян.20:33-35)

Давайте подведем итог лучшей половине нашей жизни –труду:

1.      Труд – основа нашей жизни  

a.      «Все вещи — в труде…» (Еккл.1:8).

b.      «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17)

c.      «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фесс.3:10)

2.      Человек изначально создан для труда

a.      «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15)

b.      «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф.4:28)

3.      Труд развивает наши способности

a.      «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» (Прит.22:29)

4.      Труд иллюстрирует достижения человека

a.      «Скажите праведнику, что благо [ему], ибо он будет вкушать плоды дел своих; 11 а беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие за [дела] рук его» (Ис.3:10,11)

b.      «… но каждый получит свою награду по своему труду» (1Кор.3:8)

c.       «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое…» (Откр.2:2)

d.       «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:12)

5.      Труд является для нас благословением

a.      «Песнь восхождения. Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! 2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» (Пс.127:1,2)

b.      «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Прит.14:23)

c.      «Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие» (1Фес.2:9)

6.      Труд сохранится и в вечности

a.      «Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!» (Неем.13:14)

b.      «И будут строить дома, и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. 22 Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих» (Ис.65:21,22)

Но если с трудом более-менее понятно, то с болезнью совсем не понятно. Как такое может быть, что болезнь составляет лучшую часть нашей жизни? Кто так думает?

Соломон, говоря о труде, подметил:

«Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл.6:7). Так вот, издержки труда готова восполнить болезнь.

       Мы не будем говорить об отрицательных сторонах недугов – каждый болящий испытал их на себе в преизбытке. Но вот о положительных сторонах болезни, возможно, вы задумывались не часто…        

·        Зигмунд Фрейд исключительную роль в поведении человека придавал индивидуальной сексуальности личности, предполагая, что главным побуждающим мотивом всех наших поступков является именно сексуальность.

·        Альфред Адлер считал, что побудительным мотивом в поведении человека выступает стремление к власти (здесь заметно влияние идей Ф. Ницше). Позже Адлер говорил о стремлении к превосходству и стремлении к совершенству.

·        Виктор Франкл, автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Согласно ему, страдания способствуют обнаружению нами смысла жизни.

Не злитесь, друзья, если судьба вдруг преподнесет вам лимон, в виде неожиданной болезни – не отчаивайтесь: извлеките из этого обстоятельства для себя пользу – приготовьте лимонад!

Мой друг Ринат, перспективный молодой человек, который уделял немало времени единоборствам и физическому развитию  —  заболел. В США, где он сейчас проживает, ему дважды вскрывали череп, поскольку обнаружили у него онкозаболевание. Недавно он мне признался, что, самым лучшим событием в его жизни стал рак. Благодаря болезни он обратился и вернулся к Богу от той жизни, которая его захватывала. Он и сегодня болеет, но не унывает: Бог стал для него самой великой ценностью мира – он обрел смысл жизни.

Как правило, мы рассматриваем болезнь как наказание, как расплату за грехи, как следствие нарушения законов здоровья, и, наверное, такое мнение недалеко от истины.

У К. Льюиса есть такая фраза: «Бог говорит с нами шепотом любви, если мы не слышим – голосом совести, если снова не слышим – в рупор страданий».

Но, в то же время болезнь, каким бы ни была ее причина, может обернуться для нас и большим благословением, если мы захотим из нее чему-то научиться. Помните, Моисей сказал, что лучшая пора жизни – труд и болезнь…

Давайте попробуем отметить положительные стороны болезни:

1. Физический отдых

2. Стимуляция размышления и анализа

a.      «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него» (Еккл.7:14)

b.      «Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, (Иов.33:19)

3. Более близкие взаимоотношения с Господом

a.       «но человек рождается на страдание, [как] искры, чтобы устремляться вверх» (Иов.5:7)

b.      «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить» (1Пет.4:1)

4. Обретение мудрости

a.      «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» (Пс.118:67)

b.      «хотя Он и Сын, однако, страданиями навык послушанию» (Евр.5:8)

5. Изменение парадигмы ценностей

a.      «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, 18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:17,18)

6. Обретение опыта исцеления

a.      «Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его» (Пс.40:4)

b.      «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне» (Пс.114:6)

c.      «…ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк.13:12)

7. Прославление Господа

a.      «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне

спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его» (Исх.15:2)

b.      «»За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. 15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, 16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:14-16)

c.      «Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих. 7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею» (Пс.27:6,7)

Здравствуйте, мои возлюбленные всегда здравствуйте, и не болейте. Но если все же вас вдруг посетит недуг – помните: вас посетила, возможно, — лучшая пора вашей жизни J.  

Да благословит вас Господь.  АМИНЬ

Моя болезнь – благословение:
Через нее увидел небеса.
Я получил духовное прозрение,
Когда мне взор туманила слеза.

Алексей Дунаев

Источник