Сестринский процесс при болезнях новорожденных асфиксия

Сестринский процесс при болезнях новорожденных асфиксия thumbnail

Профилактика. Прогноз.

Определяется характером внутриутробного поражения, степенью тяжести и длительностью асфиксии. При I-II степени асфиксии, как правило, прогноз благоприятный. При III степени асфиксии прогноз чаще неблагоприятный, до 50% детей погибают, еще 20-30% — имеют неврологические нарушения.

1. Охрана репродуктивного здоровья девочки – будущей матери.

2. Планирование беременности, регулярное наблюдение в женской консультации, своевременная санация очагов хронической инфекции.

3. Профилактика или отказ от вредных привычек, профессиональных вредностей.

4. Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и патологических состояний у беременной женщины, которые могут приводить к внутриутробному инфицированию и гипоксии плода.

5. Своевременная госпитализация беременной при прогнозировании асфиксии плода.

6. Бережное ведение родов.

Возможные проблемы ребенка:

— Нарушение дыхания, апноэ, гипоксия.

— Гипотония мышц.

— Снижение физиологических рефлексов.

— Нарушение двигательной активности.

— Поражение ЦНС и других жизненно важных органов.

— Высокий риск присоединения внутрибольничной инфекции.

— Угроза жизни.

Возможные проблемы родителей:

— Тревога за ребенка при получении информации о заболевании.

— Дефицит знаний о заболевании, трудность осознания и адекватной оценки случившегося.

— Перевод ребенка для дальнейшего лечения в специализированное отделение.

— Разлука с ребенком на период госпитализации.

— Страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе.

— Преждевременное горевание.

Сестринские вмешательства:

  1. Помочь родителям восполнить дефицит знаний о факторах риска развития асфиксии, особенностях течения, возможном прогнозе.
  2. Создать комфортные условия для ребенка в палате интенсивной терапии (по возможности, перевести его в отдельный стерильный бокс), поддерживать оптимальный температурный режим, предупреждать его переохлаждение и перегревание, создать возвышенное головное положение в кроватке, использовать теплое стерильное белье, соблюдать асептику и антисептику с целью профилактики внутрибольничной инфекции.
  3. Обращаться с ребенком с большой осторожностью, как можно меньше тревожить, все процедуры выполнять бережно, по возможности, не вынимая из кроватки.
  4. Проводить мониторинг состояния ребенка и медицинское документирование сестринского процесса: регистрировать характер дыхания, ЧСС, АД, ЧДД, цвет кожных покровов, отмечать наличие рефлексов, судорог, срыгивания, рвоты, анорексии, появление патологических рефлексов и неврологических симптомов.
  5. Осуществлять специализированный уход за ребенком, постоянно вести учет объема и состава получаемой жидкости, контролировать массу тела, измерять То тела каждые 2 часа, проводить смену положений ребенка для профилактики застойных явлений, туалет кожных покровов и видимых слизистых, проводить оксигенотерапию.

6. Своевременно проводить санацию трахеобронхиального дерева для обеспечения свободной проходимости дыхательных путей.

  1. Оценивать эффективность проводимой терапии, вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений. Взаимодействовать в бригаде с лечащим врачом и другими специалистами.

8. Проводить забор материала для лабораторных скрининг программ.

  1. Обеспечить ребенка адекватным его состоянию питанием и подобрать соответствующий способ кормления.

10. Взаимодействовать в бригаде со специалистами, строго выполнять назначения врача.

  1. Убедить родителей в необходимости этапного, комплексного лечения асфиксии, перевода ребенка в специализированное отделение и динамического наблюдения за ребенком врачом-педиатром, невропатологом, психоневрологом и другими специалистами по показаниям (после выписки его из стационара).
  2. Убедить родителей постоянно проводить ребенку курсы восстановительной терапии, контролировать уровень интеллектуального развития, правильно оценивать его способности и возможности. В период бодрствования стимулировать психическую и двигательную активность ребенка, поощрять игровую деятельность, в соответствии с возрастом и состоянием подбирать игры и игрушки.

Родовая травма – это травматизация плода во время родов. Частота родовых травм составляет 7-10 случаев на 1000 новорожденных. У 80% умерших новорожденных выявляются повреждения головного и спинного мозга.

Выделяют:

— Родовую травму и механические повреждения плода.

— Внутричерепную родовую травму (повреждение ЦНС).

По локализации различают следующие виды родовой травмы и механических повреждений:

— Родовая травма и повреждения головы и черепа

— Родовая травма и повреждения позвоночника

— Родовая травма и повреждения других костей

— Родовая травма и повреждения мягких тканей

— Родовая травма и повреждения внутренних органов

— Родовая травма и повреждения нервов

Частота и локализация родовых травм.

Локализация поврежденийЧастота, %
Перелом ключицы 
Кефалогематома 
Паралич плечевого сплетения 
Паралич лицевого нерва 
Перелом плеча 
Паралич лучевого нерва 
Повреждения внутренних органов 
Вдавливание черепа0,5
Перелом плеча0,5
Перелом бедра0,5

Этиология:

Причины и факторы риска развития родовой травмы:

1. Недоношенность

2. Внутриутробная инфекция

3. Гипоксия и асфиксия плода, тяжелый токсикоз беременности

4. Быстрые, стремительные или затяжные роды

5. Диспропорция между размерами таза матери и головки плода (крупный плод, узкий таз у матери)

6. Аномалии положения плода или предлежания плаценты

7. Неквалифицированное выполнение акушерских пособий в родах (наложение щипцов, вакуум экстрактора, поворот плода), оперативного вмешательства (кесарево сечение).

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация «Сестринский уход при асфиксии у новорожденных»

Читайте также:  При гипертонической болезни поражаются какие сосуды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Сестринский уход при асфиксии новорожденного ребенка Протасенко Алла Борисовна

Описание слайда:

Сестринский уход при асфиксии новорожденного ребенка Протасенко Алла Борисовна

2 слайд

Асфиксия новорожденного ребенка - отсутствие эффективного газообмена в легких

Описание слайда:

Асфиксия новорожденного ребенка — отсутствие эффективного газообмена в легких сразу после рождения, неспособность самостоятельного дыхания ребенка с наличием сердцебиений и/или других признаков живорожденности (спонтанное движение мышц, пульсация пуповины).

3 слайд

Этиология Необходимо различать острую асфиксию, являющуюся проявлением лишь и

Описание слайда:

Этиология Необходимо различать острую асфиксию, являющуюся проявлением лишь интранатальной гипоксии, и асфиксию новорожденных детей, развившуюся на фоне хронической внутриутробной антенатальной гипоксии.

4 слайд

Пять ведущих механизмов, приводящих к асфиксии новорожденных детей: 1.Артериа

Описание слайда:

Пять ведущих механизмов, приводящих к асфиксии новорожденных детей: 1.Артериальная гипотензия или гипертензия любой этиологии у матери, в том числе и лекарственная, чрезмерно активные схватки и др. 2.Гипоксемия и гипоксия матери (тяжелая анемия любой этиологии, шок, сердечно-сосудистая и/или дыхательная недостаточность). 3.Патология плаценты и, как следствие этого, нарушение газообмена через плаценту (инфаркты, кальцификаты, отек и воспалительные поражения, кровоизлияния в плаценту, преждевременная отслойка плаценты, предлежание плаценты).

5 слайд

4.Прерывание кровотока через пуповину (истинные узлы пуповины, сдавление ее,

Описание слайда:

4.Прерывание кровотока через пуповину (истинные узлы пуповины, сдавление ее, тугое обвитие пуповиной вокруг шеи или других частей тела ребенка, выпадение петель пуповины). 5.Недостаточность дыхательных усилий новорожденного (вследствие терапии матери), врожденные пороки развития, недоношенности и незрелости, обструкции или сдавлении дыхательных путей, родовых травмах ГМ и СМ, тяжелой анемии, врожденном гипотиреозе, внутриутробных инфекциях. Наиболее высок риск рождения в асфиксии у недоношенных (особенно при очень низкой массе при рождении), переношенных детей и детей с задержкой внутриутробного развития.

6 слайд

В 1952 г. американский акушер Виржиния Апгар предложила шкалу клинической оце

Описание слайда:

В 1952 г. американский акушер Виржиния Апгар предложила шкалу клинической оценки состояния новорожденного через 1 и 5 минут после рождения.

7 слайд

Кардиореспираторная депрессия при рождении Синдром, характеризующийся наличие

Описание слайда:

Кардиореспираторная депрессия при рождении Синдром, характеризующийся наличием при рождении и в первые минуты жизни угнетения основных жизненных функций, включая брадикардию, неэффективное дыхание (гиповентиляцию), пониженный мышечный тонус, угнетение ЦНС, при отсутствии в крови гиперкапнии, нередко и гипоксемии. При оценке по Апгар через 1 минуту такие дети имеют 4—6 баллов, но через 5 минут — 7 баллов и выше.

8 слайд

Основные критерии асфиксии и ее тяжести 1)ответ на адекватную терапию; 2)тече

Описание слайда:

Основные критерии асфиксии и ее тяжести 1)ответ на адекватную терапию; 2)течение и исход патологии в раннем неонатальном периоде, отражающие выраженность повреждения жизненных функций.

9 слайд

Клиника При средней тяжести асфиксии оценка на 1-й минуте составляет 4—6 балл

Описание слайда:

Клиника При средней тяжести асфиксии оценка на 1-й минуте составляет 4—6 баллов и к 5-й минуте не достигает 7 баллов умеренно выражен синдром угнетения ЦНС: снижена спонтанная двигательная активность, реакция на осмотр, угнетение рефлексов новорожденных. Крик отсутствует или малоэмоциональный. Кожные покровы цианотичные, однако при дополнительной оксигенации быстро розовеют. Нередко сохраняется акроцианоз. Дыхание после затяжного первичного апноэ ритмичное, с подвздохами, иногда с западением межреберий и втягиванием грудины. Описанные нарушения являются функциональными и преходящими. В результате адекватной терапии состояние детей, быстро улучшается и становится удовлетворительным к концу раннего неонатального периода.

10 слайд

Клиника Тяжелую асфиксию диагностируют у ребенка, имеющего до 3 баллов включи

Описание слайда:

Клиника Тяжелую асфиксию диагностируют у ребенка, имеющего до 3 баллов включительно через 1 минуту и клинические признаки шока II или III стадии . Определяется спонтанная двигательная активность. Реакция на осмотр, мышечный тонус обычно отсутствуют. Физиологические рефлексы угнетены. Цвет кожных покровов цианотично-бледный или бледный («белая асфиксия»), восстанавливается при активной оксигенации медленно. Меконий обычно отходит до или во время родового акта, что способствует аспирации околоплодных вод с меконием. Глаза закрыты, реакция зрачков на свет вялая или отсутствует. Самостоятельное дыхание отсутствует, при попытке дыхательных движений выражено участие вспомогательной мускулатуры, характерны частые приступы апноэ. Выраженная артериальная гипотония. Тоны сердца глухие. При благоприятном течении со 2-3-х суток появляются признаки стабилизации гемодинамики.

11 слайд

Признаки асфиксии, возникающей на фоне хронической внутриутробной гипоксии -б

Описание слайда:

Признаки асфиксии, возникающей на фоне хронической внутриутробной гипоксии -более тяжелое состояние при рождении; -большая частота родового травматизма; -выраженность неврологических расстройств; -склонность к более частым поражениям легких и более тяжелому их течению часто возникают вторичный дефицит сурфактанта и инфекционные процессы в легких;

12 слайд

-высокая частота геморрагического синдрома, повышен риск возникновения ДВС-си

Описание слайда:

-высокая частота геморрагического синдрома, повышен риск возникновения ДВС-синдрома; -более выражены и длительно сохраняются расстройства водно-электролитного баланса, гемодинамики; -склонность к гипогликемии, гипокальциемии, гипомагниемии, гиперкалиемии; -большая чувствительность к кислородотерапии в сочетании с большей частотой ее осложнений; -большая чувствительность к диуретикам в первые сутки жизни при более редком развитии выраженной олигурии; -частое сочетание с внутриутробными инфекциями и склонность к септическому течению интра- и постнатальных инфекций; -большая частота отдаленных последствий, в частности энцефалопатии.

13 слайд

Лечение Асфиксия новорожденных — терминальное состояние, выведение из которог

Описание слайда:

Лечение Асфиксия новорожденных — терминальное состояние, выведение из которого требует использования общепринятых реанимационных принципов, сформулированных П. Сафаром (1980) как ABC-реанимация, где: А— освобождение, поддерживание проходимости воздухоносных путей; В — дыхание, обеспечение искусственной вентиляции(ИВЛ); С —восстановление или поддержание сердечной деятельности и гемодинамики

Читайте также:  При каких болезнях не дают визу

14 слайд

Основные принципы оказания первичной помощи 1.Плановость, превентивность реан

Описание слайда:

Основные принципы оказания первичной помощи 1.Плановость, превентивность реанимационного пособия, что обеспечивается: а)готовностью персонала; б)готовностью места и оборудования; в)готовностью медикаментов. 2.«Температурная защита» новорожденного. 3.Не ожидать оценки по Апгар и оказывать реанимационное пособие уже на первой минуте жизни. 4.ABC-реанимация, терапия «шаг за шагом» с обязательной обратной связью и оценкой эффективности каждого шага. 5.Асептика при проведении всех мероприятий. 6.Неврологическая направленность. 7.Стремление минимизировать медикаментозную терапию, избегать применения препаратов с очевидным клиническим эффектом. 8.Осторожное отношение к инфузионной терапии. 9.Мониторное наблюдение в постасфиксическом периоде (клиническое, аппаратное, лабораторное).

15 слайд

Уход за ребенком после перенесенной асфиксии -Обеспечить полный покой. -В пос

Описание слайда:

Уход за ребенком после перенесенной асфиксии -Обеспечить полный покой. -В постели ребенок должен лежать с приподнятым головным концом. -Желательно нахождение ребенка в кювезе с подачей кислорода или кислородной палатке. Возможно использование специальных носовых канюлей или дыхательных масок. -Динамическое наблюдение. Необходимо контролировать температуру тела, функцию кишечника, диурез. Довольно часто требуется повторная очистка дыхательных путей от слизи и прочего содержимого.

16 слайд

-Первое кормление малыша, перенесшего легкую или среднюю форму асфиксии, прои

Описание слайда:

-Первое кормление малыша, перенесшего легкую или среднюю форму асфиксии, производится спустя 16 часов после появления на свет. Детей, столкнувшихся с тяжелой формой асфиксии, кормят через сутки после рождения с помощью специального зонда. Время начала грудного вскармливания определяется в индивидуальном порядке в зависимости от состояния малыша. -Гигиеническое содержание ребенка

17 слайд

Прогноз Прогностически неблагоприятным является сохранение низкой оценки по ш

Описание слайда:

Прогноз Прогностически неблагоприятным является сохранение низкой оценки по шкале Апгар (3 балла и менее) через 15 минут после рождения и позднее, развитие судорог в первые часы жизни, гипоксически-ишемической энцефалопатии II— III степени.

Выберите книгу со скидкой:

Сестринский процесс при болезнях новорожденных асфиксия

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Сестринский процесс при болезнях новорожденных асфиксия

Курс повышения квалификации

Сестринский процесс при болезнях новорожденных асфиксия

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Сестринский процесс при болезнях новорожденных асфиксия

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-219944

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Êðèòåðèè îöåíêè ñîñòîÿíèÿ ïðè ðîæäåíèè. Ïðè÷èíû, ôàêòîðû ðèñêà, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, îñîáåííîñòè óõîäà è ïðîôèëàêòèêè ïðè çàáîëåâàíèÿõ ó íîâîðîæäåííûõ. Îöåíêà ñòåïåíè òÿæåñòè ïåðâè÷íîé àñôèêñèè. Ðåôëåêòîðíàÿ âîçáóäèìîñòü è ãåìîëèòè÷åñêàÿ áîëåçíü.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ëåêöèÿ¹3

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè áîëåçíÿõ íîâîðîæä¸ííûõ:

àñôèêñèè, ãåìîëèòè÷åñêîé áîëåçíè íîâîðîæäåííûõ

Ñîñòàâèëà: ïðåïîäàâàòåëü

Ðåâíèâöåâà Î.Â.

Ïëàí

1. Êðèòåðèè îöåíêè ñîñòîÿíèÿ ïðè ðîæäåíèè

2. Ïðè÷èíû, ôàêòîðû ðèñêà, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, îñîáåííîñòè óõîäà è ïðîôèëàêòèêè ïðè çàáîëåâàíèÿõ ó íîâîðîæäåííûõ

3. Ëå÷åíèå çàáîëåâàíèé ó íîâîðîæäåííûõ

Ïðè÷èíû, ôàêòîðû ðèñêà, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, îñîáåííîñòè óõîäà è ïðîôèëàêòèêè ïðè çàáîëåâàíèÿõ ó íîâîðîæäåííûõ:

— àñôèêñèÿ

— ãåìîëèòè÷åñêàÿ áîëåçíü íîâîðîæäåííûõ

Ýòî ñèíäðîì, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ îòñóòñòâèåì äûõàíèÿ èëè íåðåãóëÿðíûìè äûõàòåëüíûìè äâèæåíèÿìè ïðè íàëè÷èè ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè.

Àñôèêñèÿ ìîæåò áûòü: ïåðâè÷íîé (âðîæä¸ííîé), âòîðè÷íîé (âîçíèêàþùåé â ïåðâûå ÷àñû æèçíè).

Ê ôàêòîðàì ðèñêà ðàçâèòèÿ àñôèêñèè îòíîñÿò:

1) â àíòåíàòàëüíîì ïåðèîäå — äëèòåëüíûå ãåñòîçû áåðåìåííûõ, ìíîãîâîäèå, êðîâîòå÷åíèÿ, òÿæ¸ëûå ñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ìàòåðè, çàäåðæêó â/ó ðàçâèòèÿ ïëîäà;

2) â èíòðàíàòàëüíîì ïåðèîäå — àíîìàëüíûå ïðåäëåæàíèÿ ïëîäà, ïðåæäåâðåìåííóþ îòñëîéêó ïëaöåíòû, ïðåæäåâðåìåííûå ðîäû, çàòÿæíûå ðîäû, âûïàäåíèå è îáâèòèå ïóïîâèíû, íåñîîòâåòñòâèå ãîëîâêè ïëîäà ðàçìåðàì ìàëîãî òàçà ìàòåðè; áîëåçíè ñåðäöà, ë¸ãêèõ è ìîçãà ó ïëîäà.

Âòîðè÷íàÿ àñôèêñèÿ ìîæåò ðàçâèòüñÿ âñëåäñòâèå àñïèðàöèè, ðîäîâîé òðàâìû ãîëîâíîãî è ñïèííîãî ìîçãà, ïíåâìîïàòèé, âðîæä¸ííûõ ïîðîêîâ ñåðäöà, ë¸ãêèõ è ìîçãà.

Êëèíèêà. Âåäóùèìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèå äûõàíèÿ, ïðèâîäÿùåå ê èçìåíåíèþ ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè, ïîðàæåíèþ ãîëîâíîãî ìîçãà. Îöåíêó ñòåïåíè òÿæåñòè ïåðâè÷íîé àñôèêñèè ïðîâîäÿò ïî øêàëå Àïãàð â êîíöå 1 è 5 ìèíóò æèçíè:

1. ×ÑÑ (îòñóòñòâóåò — Îá., ìåíåå 100 â ìèí.- 1á., 100 è áîëåå — 26.)

2. Äûõàíèå (îòñóòñòâóåò — Îá., áðàäèïíîå è íåðåãóëÿðíîå — 1á., ðåãóëÿðíîå è ãðîìêèé êðèê — 26.)

3. Òîíóñ ìûøö (êîíå÷íîñòè ñâèñàþò — Îá., ÷àñòè÷íîå ñãèáàíèå êîíå÷íîñòåé — 1á., àêòèâíûå äâèæåíèÿ — 2á.)

4. Ðåôëåêòîðíàÿ âîçáóäèìîñòü — ðåàêöèÿ íà ââåäåíèå íîñîâîãî êàòåòåðà (îòñóòñòâóåò — Îá., ãðèìàñà — 1á., êàøåëü, ÷èõàíèå — 2á.)

5. Îêðàñêà êîæè (ãåíåðàëèçîâàííàÿ áëåäíîñòü èëè öèàíîç — Îá., àêðîöèàíîç — 1á., ðîçîâàÿ — 2á.)

Читайте также:  Признаки мочекаменной болезни по анализу мочи

Ðàçëè÷àþò ïî êëàññèôèêàöèè ÂÎÇ äâå ñòåïåíè àñôèêñèè:

· óìåðåííàÿ àñôèêñèÿ — ïî øêàëå Àïãàð ñóììàðíî 5-6á., õàðàêòåðèçóåòñÿ íå ðåçêî âûðàæåííûì öèàíîçîì êîæíûõ ïîêðîâîâ, çàìåäëåíèåì ×ÑÑ, ðåäêèì ïîâåðõíîñòíûì äûõàíèåì, óäîâëåòâîðèòåëüíûì ìûøå÷íûì òîíóñîì, ñîõðàí¸ííîé ðåàêöèåé íà íîñîâîé êàòåòåð.

· òÿæ¸ëàÿ àñôèêñèÿ — ïî øêàëå Àïãàð 1-4á., ñîñòîÿíèå ãëóáîêîãî òîðìîæåíèÿ, êîæà áëåäíàÿ, äûõàíèå îòñóòñòâóåò, áðàäèêàðäèÿ (ìåíåå 80 â ìèí.), òîíóñ ìûøö è ðåôëåêñû ðåçêî ñíèæåíû èëè îòñóòñòâóþò.

Ëå÷åíèå. Ïðè ðîæäåíèè ðåá¸íêà â àñôèêñèè íåìåäëåííî ïðîâîäÿòñÿ ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ äûõàíèÿ, êðîâîîáðàùåíèÿ è êîððåêöèè êèñëîòíî-îñíîâíîãî ñîñòîÿíèÿ:

1) Ïîìåñòèòü ðåáåíêà ïîä èñòî÷íèê ëó÷èñòîãî òåïëà, áûñòðî îòñîñàòü ñëèçü èç ÂÄÏ ñ

ïîìîùüþ ðåçèíîâîãî áàëëîíà èëè ýëåêòðîîòñîñà è ïðîâåñòè îêñèãåíàöèþ ñ

ïîìîùüþ êèñëîðîäíîé ìàñêè èëè äûõàòåëüíîãî ìåøêà 100% êîíöåíòðàöèåé

êèñëîðîäà ñ ÷àñòîòîé 40 â ìèí., â òÿæ¸ëûõ ñëó÷àÿõ — èíòóáàöèÿ òðàõåè è ÈÂË.

2) Ïðè áðàäèêàðäèè íà÷èíàþò íåïpÿìîé ìàññàæ ñåðäöà ñ ÷àñòîòîé 120 â ìèí.

Ïðè íåýôôåêòèâíîñòè ìàññàæà íà ôîíå ÈÂË — ââåäåíèå 0,01% ð-ðà àäðåíàëèíà

ýíäîòðàõåàëüíî èëè â âåíó ïóïîâèíû (0,1-0,3 ìë/êã.).

3) Ïðè òÿæ¸ëîé àñôèêñèè — ïðè ñîõðàíåíèè áðàäèêàðäèè — â âåíó ïóïîâèíû ââîäÿò

4% ð-ð áèêàðáîíàòà íàòðèÿ (2-3 ìë/êã.).

Ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ ïpåêðàùàþò, åñëè â òå÷åíèå 20 ìèí. ïîñëå ðîæäåíèÿ è íà÷àëà ðåàíèìàöèè îòñóòñòâóåò ñåðäöåáèåíèå.

Îñëîæíåíèÿ, âîçìîæíûå ïîñëå àñôèêñèè:

Àñïèðàöèîííàÿ ïíåâìîíèÿ.

Íåâðîëîãè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà.

Íàðóøåíèÿ ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Ãåìîëèòè÷åñêàÿ áîëåçíü íîâîðîæäåííûõ

Ãåìîëèòè÷åñêàÿ áîëåçíü íîâîðîæäåííîãî ( ÃÁÍ) — çàáîëåâàíèå, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò ðàçðóøåíèå ýðèòðîöèòîâ âñëåäñòâèå èììóíîëîãè÷åñêîãî êîíôëèêòà êðîâè ìàòåðè è ïëîäà.

Ýòèîëîãèÿ. Ðåçóñ-êîíôëèêò âîçíèêàåò ïðè áåðåìåííîñòè ðåçóñ-îòðèöàòåëüíîé æåíùèíû ðåçóñ-ïîëîæèòåëüíûì ïëîäîì. ÀÂÎ èììóíîêîíôëèêò íàáëþäàåòñÿ ïðè Î (1) ãðóïïå êðîâè ó ìàòåðè è À (Ï) èëè Â (Ø) ó ïëîäà.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà. Ðàçëè÷àþò òðè ôîðìû ãåìîëèòè÷åñêîé áîëåçíè íîâîðîæäåííûõ: îòå÷íóþ, æåëòóøíóþ, àíåìè÷åñêóþ.

Îòå÷íàÿ (2% ñëó÷àåâ) íàèáîëåå òÿæåëàÿ è õàðàêòåðèçóåòñÿ îáùèì îòåêîì ïðè ðîæäåíèè, íàêîïëåíèåì æèäêîñòè â ïîëîñòÿõ (ïëåâðàëüíîé, ñåðäå÷íîé ñóìêå, áðþøíîé ïîëîñòè), ðåçêîé áëåäíîñòüþ ñ æåëòèçíîé, óâåëè÷åíèåì ïå÷åíè, ñåëåçåíêè.  àíàëèçàõ êðîâè ðåçêàÿ àíåìèÿ (ìàëîêðîâèå). Ñî÷åòàíèå ðåçêîé àíåìèè è íèçêîãî óðîâíÿ áåëêà â êðîâè ðåáåíêà ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè, êîòîðàÿ ìîæåò ïðèâåñòè ê ëåòàëüíîìó èñõîäó (âíóòðèóòðîáíî èëè ñðàçó ïîñëå ðîæäåíèÿ).

Æåëòóøíàÿ ôîðìà — ñàìàÿ ÷àñòàÿ êëèíè÷åñêàÿ ôîðìà (88% ñëó÷àåâ). Ðåáåíîê îáû÷íî ðîæäàåòñÿ â ñðîê, ñ íîðìàëüíîé ìàññîé òåëà, áåç âèäèìûõ èçìåíåíèé öâåòà êîæè. Óæå íà 1-2-å ñóòêè æèçíè ïîÿâëÿåòñÿ æåëòóõà, êîòîðàÿ áûñòðî íàðàñòàåò. Ïðîèñõîäèò óâåëè÷åíèå ïå÷åíè è ñåëåçåíêè. Äåòè âÿëûå, àäèíàìè÷íûå, ïëîõî ñîñóò. Ðåôëåêñû ñíèæåíû. Âûðàæåíà àíåìèÿ (óðîâåíü ãåìîãëîáèíà íèæå 160 ã/ë), ðåçêî óâåëè÷èâàåòñÿ ñîäåðæàíèå íåïðÿìîãî áèëèðóáèíà â êðîâè (300 ìêìîëü/ë è áîëåå, ïðè íîðìå 10-51 ìêìîëü/ë). Ìî÷à òåìíàÿ, êàë îáû÷íîé îêðàñêè. Áèëèðóáèíîâàÿ èíòîêñèêàöèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ âÿëîñòüþ, ñðûãèâàíèÿìè, ðâîòîé, ïàòîëîãè÷åñêèì çåâàíèåì, ñíèæåíèåì ìûøå÷íîãî òîíóñà. Òàê êàê íåïðÿìîé áèëèðóáèí ÿâëÿåòñÿ íåéðîòîêñè÷íûì ÿäîì, ëåãêî ïðîíèêàþùèì ÷åðåç ãåìàòîýíöåôàëè÷åñêèé áàðüåð, ìîãóò ïîÿâèòüñÿ ïðèçíàêè áèëèðóáèíîâîé èíòîêñèêàöèè ìîçãà — “ÿäåðíîé æåëòóõè Àíåìè÷åñêàÿ ôîðìà — íàèáîëåå äîáðîêà÷åñòâåííàÿ, (10% ñëó÷àåâ) è ïðîÿâëÿåòñÿ áëåäíîñòüþ, ïëîõèì àïïåòèòîì, âÿëîñòüþ, óâåëè÷åíèåì ïå÷åíè è ñåëåçåíêè, àíåìèåé, óìåðåííûì ïîâûøåíèåì áèëèðóáèíà.

íîâîðîæäåííûé çàáîëåâàíèå àñôèêñèÿ ãåìîëèòè÷åñêèé

Ëå÷åíèå çàáîëåâàíèé ó íîâîðîæäåííûõ

Ëå÷åíèå ãåìîëèòè÷åñêîé áîëåçíè íîâîðîæäåííûõ êîìïëåêñíîå è íàïðàâëåíî, ïðåæäå âñåãî, íà áûñòðåéøåå óäàëåíèå èç îðãàíèçìà íîâîðîæäåííîãî òîêñè÷åñêèõ ïðîäóêòîâ ðàñïàäà ýðèòðîöèòîâ (ãåìîëèçà), áèëèðóáèíà è àíòèòåë, ÷òîáû íå ïðîäîëæàëñÿ ïðîöåññ ãåìîëèçà ïîñëå ðîæäåíèÿ.

Âíóòðèâåííî ââîäÿòñÿ äåçèíòîêñèêàöèîííûå ðàñòâîðû, âèòàìèíû, ãëþêîçà.

Íàçíà÷àþò ôåíîáàðáèòàë, êîòîðûé ñïîñîáñòâóåò ñâÿçûâàíèþ è âûâåäåíèþ áèëèðóáèíà, ýíòåðîñîðáåíòû (êàðáîëåí, õîëåñòèðàìèí).

Ïðîâîäÿò ôîòîòåðàïèþ ëàìïàìè ñèíåãî èëè ãîëóáîãî öâåòà.

Ðåáåíêó íåîáõîäèìî îáèëüíîå ïèòüå, ââåäåíèå âèòàìèíîâ ãðóïïû Â.

Ïðè íåýôôåêòèâíîñòè äåçèíòîêñèêàöèîííîé òåðàïèè è ïðè î÷åíü áûñòðîì íàðàñòàíèè ñîäåðæàíèÿ áèëèðóáèíà â êðîâè, ïðè âûðàæåííîì ñíèæåíèè óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà ðåøàþò âîïðîñ î ïðîâåäåíèè çàìåííîãî ïåðåëèâàíèÿ êðîâè. Îïåðàöèþ ÇÏÊ ïðîâîäÿò â îïåðàöèîííîé, â óñëîâèÿõ ñòðîãîé àñåïòèêè ÷åðåç âåíó ïóïîâèíû, èñïîëüçóÿ ðåçóñ-îòðèöàòåëüíóþ êðîâü òîé æå ãðóïïû, ÷òî è êðîâü ðåáåíêà (âðà÷åáíàÿ ïðîöåäóðà).

Âñêàðìëèâàíèå ïðîâîäÿò äîíîðñêèì ãðóäíûì ìîëîêîì. Ïðèêëàäûâàòü äåòåé ê ãðóäè ðàçðåøàåòñÿ òîëüêî ïîñëå 3-5-ãî äíÿ æèçíè, òàê êàê ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà ìîæåò óñèëèòü ãåìîëèç ýðèòðîöèòîâ. Íàëè÷èå àíòèòåë â ìîëîêå íå ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê ãðóäíîìó âñêàðìëèâàíèþ, ïîñêîëüêó â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå àíòèòåëà ðàçðóøàþòñÿ.

Ïðîôèëàêòèêà. Âêëþ÷àåò îïðåäåëåíèå ó âñåõ áåðåìåííûõ ãðóïïû êðîâè è ðåçóñ-ôàêòîðà. Æåíùèí ñ ðåçóñ-îòðèöàòåëüíîé êðîâüþ ñòàâÿò íà ó÷åò â æåíñêîé êîíñóëüòàöèè. Ïðè ýòîì âûÿñíÿþò, íå ïðîèçâîäèëîñü ëè èì ðàíåå ïåðåëèâàíèå êðîâè, íå ðîæäàëèñü ëè äåòè ñ äàííûì çàáîëåâàíèåì, âûÿâëÿþò ñëó÷àè ìåðòâîðîæäåíèÿ è àáîðòû. Åñëè ïðè ïåðâîé áåðåìåííîñòè ñäåëàí àáîðò èëè æå ïðîèçîøåë ñàìîïðîèçâîëüíûé âûêèäûø, íå ïîçäíåå äâóõ-òðåõ ñóòîê íåîáõîäèìî ñäåëàòü èíúåêöèþ àíòèðåçóñíîãî èììóíîãëîáóëèíà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник