Сестринский процесс при болезнях органов кровообращения

Сестринский процесс при болезнях органов кровообращения thumbnail

Министерство здравоохранения РФ

Министерство здравоохранения Сахалинской области

ГБПОУ «Сахалинский базовый медицинский колледж»

«Утверждаю»

Зам. Директора по НМР

Дубкова Л.B._________

«___» _________2019 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для внеаудиторной самостоятельной работы

Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях органов кровообращения.»

ПМ 02Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01. «Сестринская помощь пациентам

детского возраста»

34.02.01 квалификация «медицинская сестра»,

специальность «Сестринское дело»,

уровень: базовый

IV семестр

Преподаватель: Ким Н.В.

Рассмотрено на заседании ЦМК

«клинических дисциплин»

«___»________________2019 г.

Протокол №_________________

Председатель ЦМК___________

г. Южно-Сахалинск

2019 г.

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый студент! Вы изучаете ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01.«Сестринская помощь пациентам детского возраста»

Методическая разработка содержит вопросы для подготовки, творческие и практические задания, справочные материалы, которые необходимо вносить в дневник для практических занятий. Выполнение заданий позволит успешно освоить материал профессионального модуля. Справочные материалы будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности. Задания к каждой теме занятия будут оцениваться по пятибалльной шкале и учитываться при выставлении итоговой оценки за занятие.

К практическим занятиям Вам необходимо иметь дневник для практических занятий (тетрадь), ручку, простой карандаш (по желанию: цветные ручки или карандаши), линейку, ластик, калькулятор.

Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

иметь практический опыт:

  • осуществления ухода за пациентами при заболеваниях и состояниях пациентам детского возраста

  • проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией

уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

  • осуществлять сестринский уход за пациентом детского возраста при различных заболевания и состояниях;

  • консультировать пациента детского возраста и его окружение по применению лекарственных средств;

  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях ПМСП и стационара;

  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

  • проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;

  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента детского возраста;

  • вести утвержденную медицинскую документацию.

знать:

  • причины, основные клинические проявления и симптомы заболеваний;

  • возможные осложнения и их профилактику;

  • методы диагностики проблем пациента детского возраста;

  • организацию и оказание сестринской помощи пациентам детского возраста;

  • подходы к лечению, уходу, принципам рационального и диетического питания;

  • пути введения лекарственных препаратов;

  • роль сестринского персонала при проведении реабилитационных процессов – виды, формы и методы реабилитации;

  • правила использования оборудования, аппаратуры, изделий медицинского назначения;

  • инфекционный контроль и инфекционную безопасность м/с и пациента.

Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего медицинского звена

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Алгоритм подготовки к практическому занятию:

  1. Ознакомиться с темой и целью;

  2. Ознакомиться с вопросами по теме;

  3. Изучите указанную литературу и материалы данного пособия. Работая с конспектом лекции и данным пособием, главные моменты выписывайте в дневник. Если будут не ясные вопросы — запишите их на отдельном листе и обратитесь за помощью к преподавателю на занятии.

  4. Для самоконтроля Вам предложены задания.

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

«Сестринская помощь при заболеваниях органов кровообращения.»

Цели самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студенты должны

иметь представление о:

— методах диагностики врожденных пороков сердца, ревматизма;

— лечении заболеваний органов кровообращения.

знать:

— причины врожденных пороков сердца, ревматизма, ВСД;

— основные клинические проявления пороков сердца, ревматизма, ВСД;

— основные направления профилактики пороков сердца, ревматизма, ВСД

уметь:

— составить схему базисного ухода при заболеваниях органов кровообращения;

— составить план санитарно – просветительной беседы с родителями;

— подготовить все необходимое для оказания неотложной помощи при обмороке, коллапсе

Список литературы:

Основная:

  • Тульчинская В. «Сестринское дело в педиатрии», Р.-на-Дону, 2011 г., стр. 28 — 48,

  • конспект лекции

Дополнительная:

  • В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014

  • В.Д. Тульчинская «Сестринская помощь детям» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015

  • Соколова Н.Г. «Сестринское дело в педиатрии. Практикум» Р.-на-Дону, 2011 г

I. Вопросы для самоконтроля по теме занятия:

  1. Что является причиной развития ревматизма у детей?

  2. Свойства возбудителя ревматизма, как его можно выявить?

  3. Клиника и лечение ревматического миокардита.

  4. Какие клапаны сердца повреждаются при ревматизме?

  5. Ревматический полиартрит: особенности клиники.

  6. Ревматическая хорея: особенности течения.

  7. Первичная и вторичная профилактика ревматизма.

  8. Открытый артериальный проток: гемодинамика, клиника.

  9. ДМЖП: гемодинамика, клиника.

  10. ДМПП: гемодинамика, клиника.

  11. Коарктация аорты: гемодинамика, клиника.

  12. Тетрада Фалло: гемодинамика, клиника.

  13. Гипертонические состояния: клиника, лечение.

  14. Гипотонические состояния: клиника, лечение.

II. В тетради письменно ответьте на следующие вопросы:

  1. Впишите пропущенные слова:

Ревматизм – инфекционно-аллергическое системное заболевание __________________________ с преимущественным поражением _________________________________________________________ .

ВПС – стойкое патологическое изменение ___________________________________, нарушающее ______________________________________ .

  1. Нарисуйте большой и малый круги кровообращения.

Изобразите на рисунке открытый артериальный проток, открытое овальное окно. Цветными стрелками укажите направление кровотока.

  1. Выпишите симптомы, характерные для ревматического поражения суставов, нервной системы и сердца:

Множественное поражение сосудов; поражение преимущественно мелких суставов; гипотония мышц; гипертония мышц; симметричность поражения суставов; стойкие деформации суставов; летучесть поражения суставов; гиперкинезы; отсутствие хронических артритов; быстрый эффект от препаратов салицилового ряда; боли в области сердца; утомляемость; тахикардия; общий цианоз.

  1. Дополните схему:

  1. Решите задачи:

  1. Девочка 8 лет. Страдает хроническим тонзиллитом. В последнее время мать отмечает появление гримасничаний у ребенка, изменение почерка.

— О каком заболевании следует думать в данном случае?

— К какому врачу необходимо направить ребенка?

  1. У ребенка 3 лет отмечается выраженное развитие верхней половины туловища, набухание шейных вен. Ноги холодные, худые. АД на руках – 120/65 мм рт.ст., АД на ногах – 20/10 мм рт.ст.

— О каком заболевании следует думать в данном случае?

— Как правильно организовать уход за ребенком?

  1. Перепишите в тетрадь неотложную помощь при обмороке, коллапсе, остановке сердца

Неотложная помощь при обмороке.

Этапы

Обоснование

1. Уложить ребенка на ровную поверхность с приподнятыми ногами (или усадить и резко наклонить голову вниз).

— обеспечение притока крови к мозгу

2. Расстегнуть стесняющую одежду.

— облегчение экскурсии легких

3. Обеспечить доступ свежего воздуха.

— при обмороке имеет место гипоксия мозга

4. Взбрызнуть лицо и тело ребенка холодной водой и дать понюхать нашатырный спирт (уксусную кислоту)

— раздражение большого количества рецепторов оказывает возбуждающее действие на дыхательные и сосудодвигательные центры ЦНС

5. Подкожно ввести кордиамин – 0,1 мл/год.

— возбуждающее действие на ЦНС

Неотложная помощь при коллапсе.

Этапы

Обоснование

1. Уложить ребенка на ровную поверхность с опущенным головным концом.

— обеспечение притока крови к мозгу, что является необходимым в условиях развивающейся гипоксии мозга

2. Расстегнуть стесняющую одежду.

— облегчение дыхания

3. Обеспечить доступ свежего воздуха.

— при коллапсе в организме развивается гипоксия

4. Ввести сосудосуживающие средства:

мезатон – 0,1 мл/год;

или

норадреналин – 0,1 мл/год;

или

адреналин – 0,1 мл/год.

— уменьшение объема кровяного русла за счет сужения сосудов и как результат – повышение АД

5. Проводить внутривенное капельное введение кровезаменителей под контролем АД.

— восполнение кровяного русла и повышение АД

Проведение непрямого массажа сердца детям различного возраста.

Этапы

Обоснование

1. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность.

Расположиться справа от него.

Условие, необходимое для достижения максимального эффекта реанимационных мероприятий.

2. Поместить соответствующую часть руки (или обеих рук) на нижнюю треть грудины (но не на мечевидный отросток):

а) новорожденному – ладонную поверхность первой фаланги большого пальца (или больших пальцев обеих рук), остальные пальцы поместить под спину малыша. (рис. 1 а, б)

б) ребенку от 1 до 12 месяцев – указательный и средний пальцы. (рис. 1 в)

в) ребенку 1 — 7 лет – проксимальную часть кисти (а не пальцы). (рис. 1 г)

г) ребенку старше 7 лет – обе руки, сложенные крест-накрест в виде «бабочки» (рис. 1 д)

Обеспечение необходимой площади давления.

Мечевидный отросток легко можно сломать.

3. Надавить на грудную клетку вниз так, чтобы она переместилась в глубь на:

а) 1 — 1,5см у новорожденного.

б) 1 — 2,5см у грудного ребенка.

в) 3 — 3,5см у ребенка старшего возраста.

Слабое давление на грудную клетку не обеспечивает полного прохождения крови по кругам кровообращения в фазу искусственной систолы, сильное давление может привести к переломам ребер, грудины.

4. Уменьшить давление на грудную клетку, позволяя ей вернуться в исходное положение.

Обеспечение искусственной диастолы.

5. При проведении непрямого массажа сердца в сочетании с проведением искусственного дыхания, — вдох и нажатия на грудную клетку проводить в соотношении 1:5 – если помощь оказывают 2 человека или 2:10, 3:15 – если реанимирующий один.

Обеспечение оптимального соотношения ЧДД и числа сердечных сокращений.

6. Через минуту после начала проведения реанимационных мероприятий проверить, восстановились ли жизненные функции (провести «АЗБУКУ элементарной реанимации»).

Контроль эффективности мероприятий.

7. Реанимационные мероприятия проводить до восстановления жизнедеятельности, либо до приезда «скорой помощи», либо до появления трупных пятен.

Трупные пятна свидетельствуют о наступлении биологической смерти.

  1. На практическом занятии мы будем выполнять:

Алгоритмы выполнения практических манипуляций представлены в отдельном методическом пособии.

  • Объективное обследование детей;

  • Подсчет пульса, числа дыхательных движений;

  • Измерение артериального давления;

  • Выполнять и документировать этапы сестринского процесса;

  • Расчет и разведение антибиотиков;

  • Внутримышечные инъекции;

  • Забор крови для биохимического исследования;

  • Постановка согревающего компресса на суставы;

  • Осуществлять уход за больными детьми.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

За рекомендациями по подготовке самостоятельной работы – обратитесь к преподавателю.

  • Оформление альбома «Врожденные пороки сердца»

  • Составление кроссвордов, ситуационных задач, тестов.

  • Составить конспект беседы с родителями «Как избежать заболевания острой ревматической лихорадкой».

  • Создание мультимедийной презентации по теме.

  • Заполнение сестринской карты.

  • Заполнить «немую» таблицу «ВПС».

  1. Проблемы ребенка.

  1. Планирование сестринского ухода.

  1. Роль участковой медсестры в профилактике.

Источник

Сестринский
процесс в гематологическом отделении

1 этап. Сестринское
обследование пациента с патологией органов кроветворения.

Жалобы пациента:

1. общая слабость

2. повышение температуры тела

3. кровоточивость десен

4. боли в горле и костях

5. желтушность кожи и слизистых
оболочек

6. изменение вкуса

7. ломкость ногтей

8. выпадение волос

9. увеличение лимфоузлов

Анамнез болезни:

1. факторы риска

2. причины

3. начало заболевания

4. динамика

5. результаты проведенного
обследования

6. проведенное лечение

7. осложнения

Анамнез жизни:

1. наследственность

2. факторы риска

3. профессия

4. перенесенные заболевания

5. профессиональные вредности

6. условия быта, питания

Непосредственное
обследование

Осмотр:

1. Бледность кожи

2. Желтушность кожи

3. Кровоизлияние в кожу

4. Ангина

Изменения языка

Пальпация, перкуссия:

1. Увеличение лимфоузлов

2. Увеличение печени и селезенки

3. Болезненность плоских костей

Аускультация:

1. Сердце (функциональные изменения)

2. Легкие (признаки пневмонии)

Необходимо обращать
внимание на все характерные жалобы:

1. Снижение
работоспособности

2. Общая слабость

3. Ночная потливость

4. Ознобы

5. Обмороки

6. Головные боли и
головокружения

7. Тошнота, рвота

8. Снижение аппетита

9. Кровотечения

10. Чувство жжения в
языке

11. Боли в костях

В беседе с пациентами
нужно выяснить наследственную предрасположенность, наличие тех или иных вредных
привычек, особенности питания, профессию, условия труда и быта, имели ли место
интоксикация.

При осмотре следует
обратить внимание на цвет кожных покровов и слизистых оболочек, наличие
кровоизлияний, форму и величину периферических лимфоузлов. На основании данных
обследования сестра самостоятельно разрабатывает план ухода.

Заболевания крови
могут сопровождаться кровотечениями. В обязанности сестры входит внимательное
наблюдение за характером стула таких пациентов. При обнаружении примеси крови в
кале, или дегтеобразного стула нужно немедленно сообщить врачу. При лечении
пациента гепарином — наблюдение за цветом мочи. При острых лейкозах отмечаются
лихорадка, озноб, проливные поты, повышенная кровоточивость.

2 этап. Определение
проблем пациента.

Планирование
сестринского ухода — сложная задача, так как при заболеваниях системы крови
нарушаются почти все потребности пациента:

· Дышать (анемия,
гипоксия органов)

· Есть (снижен аппетит
при лейкозах)

· Спать, отдыхать
(боли в костях, селезенке)

· Одеваться,
раздеваться (резкая слабость)

· Двигаться (слабость,
тугоподвижность в суставах при гемофилии)

· Поддерживать
температуру тела в пределах нормы (лихорадка при лейкозах)

· Поддержание
безопасности окружающей среды (тревога, неуверенность, связанные с длительной
госпитализацией)

· Общаться
(одиночество, тревога)

· Трудиться и отдыхать
(страх потери работы из-за длительной болезни)

3 этап. Планирование и
реализация сестринских вмешательств.

Например, планирование
ухода по приоритетной проблеме гипертермия включает следующие действия.

1. Согреть пациента
(одеяло, теплые грелки к ногам, теплое питье)

2. Измерять
температуру тела каждые два часа

3. Орошать слизистую
оболочку полости рта, губы водой

4. Подвесить над
головой или приложить к шее пузырь со льдом

5. Измерять повторно
АД, пульс, ЧДД

6. Обеспечить туалет
кожи, смену нательного и постельного белья

7. Выполнять
назначения врача

8. Постоянно наблюдать
за состоянием пациента при нарушениях сознания, психики, возникающих при
лихорадке.

Такие же конкретные
планы составляются при приоритетных сестринских диагнозах:

· Слабость

· Одышка

· Отсутствие аппетита

· Нарушение сна

· Тревога

Длительное нахождение
пациента в постели может привести к развитию застойных явлений и пневмонии. Для
предупреждения легочных осложнений необходимо периодически изменять положение
тела, назначить дыхательную гимнастику.

При гематологических
заболеваниях часто происходит набухание и кровоточивость десен, в результате
чего могут развиваться нагноительные процессы в полости рта (прополоскать рот
раствором питьевой соды с йодом).

Медсестра должна
следить за своевременным приемом пациентом лекарств, объяснить особенности
диеты. Питание должно быть разнообразным и полноценным.

Пациенты часто бывают
подавленными, раздражительными, при уходе за ними медсестра должна проявлять
терпение и внимание.

При заболеваниях крови
широко используют капельное переливание крови и ее компонентов. Во время
гемотрансфузии может повыситься температура тела, появиться озноб, одышка,
недомогание. Медсестра должна уметь принять адекватные меры и в случае
необходимости вызвать врача. Могут развиваться явления дыхательной и
сердечно-сосудистой недостаточности. Медсестра должна уметь оказать помощь при
неотложных состояниях.

Медсестра участвует в
диагностических и лечебных процедурах, проводит санпросвет работу, обучает
членов семьи пациента элементам ухода и гигиеническим навыкам.

4 этап. Оценка
эффективности сестринских вмешательств.

Цели вмешательств при
заболеваниях крови, как правило, долгосрочные. Достигнув краткосрочных целей,
медсестра ежедневно планирует возникающие проблемы.

Медсестра планирует и
обучает родственников правилам двигательного режима, питания, ухода за кожей и
другим навыкам.

Действия
медсестры при решении возможных проблем пациентов с патологией системы
крови

Проблема

Действия медсестры

Потенциальная угроза здоровью,
связанная с дефицитом информации о своем заболевании

Провести беседу с пациентом о его
заболевании, предупреждении возможных осложнений и профилактике обострений

Трудности в принятии изменении диеты в
связи со сложившимися ранее привычками

Провести беседу с пациентом о значении
диеты на течение болезни и выздоровлении. Проводить контроль за передачами
родственников.

Риск падения из-за слабости,
головокружения

Оказывать пациенту помощь при
перемещении, сопровождать его.

Тошнота, изменение вкуса

Создать благоприятную обстановку во
время еды. Принимать пищу маленькими порциями, но часто

Слабость, быстрая утомляемость

Проводить контроль за соблюдением
режима двигательной активности. Контроль за своевременным приемом лекарств

Затруднения глотания из-за болей в
горле

Рекомендовать жидкую и полужидкую пищу
маленькими порциями, но часто. Обеспечить уход за полостью рта

Озноб из-за начинающейся лихорадки,
жар из-за высокой температуры

См. выше

Снижение аппетита, риск снижения массы
тела

Провести беседу о необходимости
полноценного питания. Обеспечить жидкостью (чай, минеральная вода, соки).
Взвешивать пациент ежедневно, измерять суточный диурез

Нарушение целостности слизистой
оболочки полости рта

Проводить тщательный уход за полостью
рта

Нарушение целостности кожи

Проводить тщательный уход за кожей

Риск инфицирования кожи из-за расчесов
и заед в уголках рта

Проводить туалет полости рта после
каждого приема пищи. Провести беседу о значении гигиены

Риск развития пневмонии из-за снижения
иммунитета

Обучить пациента принимать положение
Фаулера. Обучить дыхательным упражнениям

Трудности с мочеиспусканием из-за
невозможности посещать туалет

Провести беседу о необходимости
регулярного опорожнения мочевого пузыря. Подавать судно в постель, подмывать
после каждого мочеиспускания

Страх смерти

Провести беседу с пациентом. Оказать
психологическую поддержку

Ограничение подвижности из-за
слабости, дефицит самоухода

Ежедневно проводить гигиенический уход
по примерному стандарту

Заключение

Итак, целью
сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости
пациента, удовлетворение основных потребностей организма.

В рамках сестринских
вмешательств при заболеваниях крови медсестре следует провести с пациентом
и / или его родственниками беседу о причинах заболевания, факторах
риска развития осложнений или обострений. Она должна обучить пациента принципам
рационального питания, приема лекарственных препаратов по назначению врача,
наметить вместе с ним правильный режим физической активности. Необходимо
обучить пациента уходу за кожей и слизистыми оболочками, за полостью рта,
ногтями, волосами; проводить мероприятия по профилактике травматизма (объяснить
пациенту необходимость ношения обуви без каблуков с закрытыми пятками, сопровождать
его и т.д.). Медсестра должна оказывать пациенту психологическую поддержку.

В заключение можно
сделать вывод, что современные представление о развитии сестринского дела в
обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой
физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на
соответствующем уровне вне зависимости от меняющихся условий проживания и
работы.

Это требует от
медсестры работы по укреплению и сохранению здоровья, а также по профилактике
заболеваний.

Источник