Сестринский уход в при инфекционных болезнях у детей

Сестринский уход в при инфекционных болезнях у детей thumbnail

В настоящее время изменилось представление о роли медицинской сестры в практическом здравоохранении. В прошлом ее функции сводились к уходу за больными людьми, выполнению врачебных назначений. Медицинская сестра является помощником врача и постоянно находится рядом с больным человеком, поэтому именно она может оказать значительное влияние на ход выздоровления пациента. В связи с этим медицинская сестра должна владеть не только практическими навыками оказания помощи больному, но и иметь хорошую теоретическую подготовку, знать не только физиологические, но и социально-психологические проблемы человека в условиях конкретной окружающей среды, творчески относиться к уходу за пациентами.
В последние годы в медицинскую практику вошло понятие «сестринский процесс». Сестринский процесс это научно обоснованный метод организации и практического осуществления медицинской сестрой обязанностей по обслуживанию пациентов.
Сестринский процесс состоит из следующих этапов:
1) сестринское обследование пациента;
2) определение проблем пациента;
3) планирование сестринской помощи;
4) реализация составленного плана;
5) оценка эффективности проделанной работы.
В центре внимания сестринского процесса находится больной человек с его социальными, психологическими и физиологическими проблемами.
Оформление всех этапов сестринского процесса осуществляется в сестринской истории болезни (карте наблюдения и ухода за пациентом).
Сестринский процесс должен быть динамичным, и медицинской сестре необходимо своевременно реагировать на изменение потребностей пациента.
Согласно положениям, сформулированным В. Хендерсон (1966), существует 14 видов повседневной деятельности (потребностей) человека:
1) нормальное дыхание;
2) адекватные пища и питье;
3) нормальные физиологические отправления организма;
4) движение и активные позы;
5) сон и отдых;
6) выбор соответствующей одежды, одевание и раздевание;
7) поддержание температуры тела на нормальном уровне;
8) содержание тела в чистоте, забота о внешности;
9) способность избегать опасных факторов окружающей среды и не навредить другим;
10) общение с другими, выражение эмоций, нужд, страха и мнения;
11) сохранение соответствующих религиозных мнений;
12) работа, приносящая результаты;
13) игра или участие в других формах отдыха;
14) познание, открытие или удовлетворение любопытства, ведущие к нормальному развитию и здоровью, использование имеющихся средств для укрепления здоровья.
Изложенные положения об основных потребностях человека не являются однотипными в различных странах, они могут изменяться в зависимости от особенностей уклада жизни в конкретной стране.
Непременное условие сестринского процесса – совместное участие медицинской сестры и самого пациента в осуществлении ухода за ним, что должно быть направлено на быстрое восстановление независимости человека.
Исходя из вышеизложенных основных положений сестринского процесса, мы остановимся на его особенностях в клинике инфекционных болезней.
Первый этап сестринского процесса – обследование пациента. Оно начинается с выяснения паспортных данных и жалоб больного (не только констатация, но и детализация их). В анамнезе заболевания выясняется динамика болезни от появления первых симптомов до их исчезновения. Особое внимание уделяется эпидемиологическому анамнезу, направленному на выяснение источника инфекции и путей заражения пациента. Далее выявляются объективные данные: определение роста и массы тела, частоты пульса и дыхания, измерение температуры тела и АД, состояние кожных покровов и сознания, положение в постели, естественные отправления, суточный диурез и т. п. Проводится оценка психосоциальной обстановки, в которой находится пациент: его поведение, факторы риска, влияние окружающей среды на состояние здоровья. Анализируются результаты лабораторных исследований. Обследование пациента проводится в динамике болезни с обязательной фиксацией данных в медицинских документах – медицинской карте стационарного больного (история болезни), индивидуальной карте амбулаторного больного и особенно в сестринской истории (карте наблюдения и ухода).
Второй этап сестринского процесса – определение проблем пациента, которые подразделяются на настоящие (существующие) и потенциальные. Настоящие проблемы – это проблемы, существующие в данное время. Так, при лихорадочных заболеваниях с выраженным синдромом интоксикации (грипп, брюшной тиф, сыпной тиф) больного беспокоят общая слабость, озноб, головная боль, нарушение сна и сознания, мышечные и суставные боли. При острых кишечных инфекциях выражены снижение аппетита, тошнота, рвота, сухость во рту, дискомфорт в животе, диарея или запор и т. д. Среди множества проблем, обусловленных конкретным заболеванием, следует выделить приоритетные (первоочередные), которые без оказания помощи пациенту могут ухудшить его состояние. Так, без своевременного восполнения потерянной жидкости при холере у пациента развивается гиповолемический шок с падением сердечно-сосудистой деятельности; при менингококцемии в случае неадекватной этиопатогенетической терапии может развиться инфекционно-токсический шок.
Помимо вышеупомянутых проблем, связанных с физическим состоянием больных, возникают не менее важные проблемы психологического характера. Так, сам факт заболевания является большой психотравмой для пациента (боязнь заразить окружающих, страх перед болезнью и ее исходом, опасение потерять работу). Госпитализация в стационар волнует пациента не меньше: оторванность от родных, близких и коллег, смена домашней обстановки на больничную, боязнь заразиться в стационаре другими заболеваниями.
Серьезные психологические проблемы появляются у больных ВИЧ-инфекцией. Так, при получении положительного ответа серологического исследования крови на ВИЧ-инфицированность у пациента появляется проблема развития процесса в дальнейшем. После установления диагноза психологические проблемы пациента усиливаются (с одной стороны – негативное отношение коллег, друзей и даже родственников, с другой – кажущееся чрезмерное внимание к человеку). В процессе заболевания (значительная потеря массы тела, кожные высыпания, сопутствующие заболевания, снижение памяти и т. д.) изменяется внешний вид больного, что также является беспокоящей его проблемой. Но основная проблема – знание исхода заболевания, что накладывает отпечаток на образ жизни пациента. Только грамотная медицинская сестра, знающая механизм развития патологического процесса при ВИЧ-инфекции, вместе с врачом может смягчить все проблемы пациента, возникающие на разных этапах болезни.
Одновременно с существующими проблемами следует обратить внимание на потенциальные проблемы, которые могут появиться в динамике заболевания. Например, у больного ботулизмом в первые дни пребывания в стационаре происходит значительное снижение остроты зрения (не может читать обычный печатный текст). Вследствие незнания патогенеза болезни у пациента появляется беспокойство за необратимость данного состояния. Чаще всего потенциальные проблемы возникают при развитии осложнений инфекционных болезней. Так, при тяжелых формах брюшного тифа в процессе болезни могут появиться пролежни, пневмония, перфорация язв кишечника и кишечное кровотечение. Медицинской сестре важно определить факторы, способствующие развитию этих состояний. Так, длительное нахождение пациента в постели в положении лежа способствует развитию застойной пневмонии и пролежней, а чрезмерная активность (нарушение положенного постельного режима) провоцирует перфорацию стенки кишечника и кишечное кровотечение. Потенциальные проблемы пациента можно предвидеть, только зная патогенез и клиническое течение инфекции.
На втором этапе сестринского процесса медицинская сестра должна установить настоящие и потенциальные отклонения от комфортного состояния больного, определить, что наиболее тяготит пациента, и в меру своей компетентности ликвидировать или уменьшить эти отклонения.
Оценка потребностей пациента проводится на основании целостного подхода к его личности с учетом физических, интеллектуальных, психологических, социальных и прочих факторов. Выявленное несоответствие потребностей пациента формируется как проблема (сестринский диагноз). Сестринский диагноз ни в коем случае не подменяет врачебный диагноз. Врачебный диагноз определяет нозологическую форму заболевания, а сестринский – особенности реакций пациента в связи с развитием данного заболевания.
Сестринский диагноз устанавливается только после обследования больного и выявления всех его проблем. В виде сестринского диагноза медицинская сестра дает описание реакций организма на фактические и потенциальные проблемы, возникающие у больного в ответ на развитие инфекционного заболевания, и устанавливает вероятные причины возникновения этих проблем.
Третий этап сестринского процесса – планирование сестринской помощи. Он включает:
• постановку целей (краткосрочных и долгосрочных);
• определение совместно с пациентом желаемых результатов ухода;
• определение типов сестринских вмешательств, необходимых пациенту (зависимых, взаимозависимых и независимых);
• планирование сестринских вмешательств;
• обсуждение с пациентом плана ухода;
• знакомство с планом ухода тех, кто осуществляет сестринский уход.
Постановка цели сестринского ухода дает эффект при индивидуальной работе с пациентом. Составление плана ухода определяется наличием стандартов сестринской практики. План должен иметь конкретные сроки реализации: короткие (не более 1 недели) и длительные (недели, месяцы).
Четвертый этап сестринского процесса – реализация составленного плана. Основным на этом этапе является выполнение типов сестринских вмешательств, необходимых пациенту (независимых, зависимых и взаимозависимых).
Независимое сестринское вмешательство – это действия медицинской сестры по собственной инициативе без прямых указаний со стороны врача. Так, медицинская сестра знакомит пациента с особенностями пребывания его в инфекционном стационаре, соблюдением необходимого санитарно-противоэпидемического режима, обучает пациента правилам личной гигиены, при поражении слизистых оболочек полости рта – методике их обработки. При кишечных инфекциях с обезвоживанием сестра обучает пациента приготовлению солевых растворов для оральной регидратации и правильному их использованию. При возникновении неотложных состояний (гипертермический синдром, инфекционно-токсический или анафилактический шок) медицинская сестра должна срочно определить основные проблемы пациента в экстремальной ситуации и оказать ему неотложную доврачебную помощь.
При выполнении независимых вмешательств между медицинской сестрой и пациентом должно быть взаимопонимание, взаимное доверие, что повышает уверенность пациента в выздоровлении.
Зависимое сестринское вмешательство заключается в выполнении назначений врача под его контролем. Это обеспечение приема лекарств, выполнение парентеральных инъекций с лечебной и диагностической целями (забор крови из вены для лабораторных исследований), подготовка пациента к диагностическим процедурам (люмбальной пункции, гастрофиброскопии, ректороманоскопии и др.), постоянный контроль за самочувствием пациента.
Взаимозависимое сестринское вмешательство заключается в совместной работе медицинской сестры с врачом и другими специалистами.
Выполнение плана сестринских вмешательств документируется в карте сестринского ухода.
Пятый этап сестринского процесса – оценка эффективности проделанной работы, которая включает сопоставление достигнутого результата с запланированным, оценку эффективности проведенных вмешательств, критический анализ всех этапов сестринского процесса.
Все этапы сестринского процесса документируются в карте сестринского наблюдения и ухода.

Сестринское наблюдение:температура,кожные покровы,ад,лимфатические узлы,пульс,чсс,слизистую рта,чдд,тип дыхания,глубину,стул,рвоту ,нервную систему-симитричность уголков рта,соотношение зрачков,двигательную систему,мочевыдел.систему-диурез.

Сатурация – это показатель, отражающий процент насыщения гемоглобина кислородом. Для ее определения чаще всего используют такой прибор, как пульсоксиметр, позволяющий проводить мониторинг пульса и сатурации в режиме реального времени.Измерение кислорода в крови

Применение:

Источник

В помощи и заботе нуждаются все больные, но в случае инфекционных заболеваний мало обычного ухода. Нужно уделить внимание не только помощи больному, но и собственной безопасности. Человек должен знать все особенности сестринского ухода за инфекционными больными прежде, чем приблизиться к пациенту.

Группы инфекционных заболеваний

Все инфекции можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свои особенности.

  • Кишечные инфекции. Передаются фекально-оральным путем, то есть возбудитель проникает в организм через желудочно-кишечный тракт.
  • Инфекции дыхательных путей. Передаются, как правило, воздушно-капельным путем.
  • Инфекции, провоцируемые укусами насекомых.
  • Инфекционные болезни кожи и слизистых. Передаются через контакт кожи с возбудителем.

Стать жертвой инфекций может и ребенок, и взрослый, и пожилой человек. Но правила ухода актуальны для всех пациентов.

Общие особенности

Уход за больными инфекционными заболеваниями

Уход за больными с инфекционными заболеваниями — это целый спектр диагностических, санитарных, гигиенических и психологических мероприятий. Важно не только оказывать помощь самому больному, но и не допустить распространения инфекции.

Особенный уход подразумевает знание основных характеристик болезни (ее возбудителя, симптомов, признаков течения, путей передачи инфекции).

Инфекционные заболевания из-за длительной интоксикации организма могут повлечь за собой психозы и другие неврологические проблемы. Очень важно понимать, что происходит с больным, для нормального диалога с ним и его родными. Позитивный настрой у пациента напрямую влияет на скорость его выздоровления.

Если инфекция протекает тяжело, могут быстро развиваться патологические изменения в состоянии больного. Специалист, осуществляющий сестринский уход за инфекционными больными, должен уметь вовремя распознать симптомы кризиса и правильно на них отреагировать.

Инфекционные больные зачастую чувствуют себя хорошо, не испытывают боль и считают себя совершенно здоровыми. Слепо верить этому нельзя: организм может ошибаться из-за воздействия токсинов на нервную систему и из-за природы самого заболевания. Следует убедить больного соблюдать постельный режим, пока врач не подтвердит полное выздоровление.

Правила сестринского ухода

Медсестра должна знать все особенности ухода за инфекционными больными, чтобы не допустить ошибки и не подвергнуть риску себя, пациента и всех, кто его окружает. Пациента нужно максимально изолировать, предоставить ему персональную посуду, которую необходимо тщательно мыть и обеззараживать.

Правила ухода включают в себя:

Сестринский уход в при инфекционных болезнях у детей

  1. Контроль чистоты постели и одежды пациента. Все белье должно меняться не реже одного раза в неделю, а лучше чаще. На постели не должно быть складок, белье должно быть мягким и удобным, чтобы у больного не появлялись пролежни.
  2. Гигиенические процедуры. При недостаточной гигиене возникает раздражение, опрелости, пролежни. Чтобы не допустить развитие этих процессов, необходимо регулярно осматривать тело, протирать кожу, применять медицинские препараты.
  3. Наблюдение за глазами. Многие инфекции провоцируют развитие глазных заболеваний, таких как конъюнктивит, кератит, склерит. Важно учитывать эту особенность: регулярно промывать глаза, закапывать антисептический раствор.
  4. Соблюдение режима. Инфекции негативно влияют на состояние сердечно-сосудистой системы, во избежание тяжелых последствий необходимо соблюдать предписания врача: не давать больному делать резких движений, постоянно контролировать его пульс и общее состояние, при тревожных признаках немедленно направить пациента к врачу.
  5. Наблюдение за органами дыхания. Инфекционным заболеваниям часто сопутствует скопление слизи в органах дыхания. Поэтому необходимо обеспечить гигиену дыхательных путей, положение пациента, облегчающее дыхание, проводить специальные упражнения, делать ингаляции и другие лечебные процедуры для облегчения состояния.
  6. Контроль питания. Кормить тяжелого больного нужно в удобном положении, не спеша, аккуратно. При необходимости в процессе лечения (особенно при кишечных заболеваниях) делают очистительные и питательные клизмы.

Преимущества профессионального ухода

Мало просто знать правила ухода за страдающими инфекционными заболеваниями. У человека, осуществляющего уход, должен быть опыт, желание помочь, сильный и при этом доброжелательный характер. Именно такими качествами обладают сотрудники нашего патронажного центра. Наши сиделки любят свою работу, с любовью и заботой относятся к каждому подопечному.

Вы можете вызвать сиделку с проживанием дома или в стационаре или приглашать человека только на определенное время — в зависимости от ваших потребностей.

Источник

Лекция №33.

Тема: «Сестринский процесс при острых кишечных инфекциях (ОКИ) у детей».

План.

  1. Классификация ОКИ.

  2. Шигеллез: определение, этиология, эпидемиология, клиника, особенности у детей раннего возраста.

  3. Сальмонеллез: определение, этиология, эпидемиология, клиника.

  4. Эшерихиоз: определение, этиология, эпидемиология, клиника.

  5. Осложнения ОКИ.

  6. Диагностика, принципы ухода и лечения.

  7. Профилактика.

ОКИ – группа заболеваний, основными клиническими проявлениями которых, являются диарея и рвота.

Все ОКИ можно разделить на 2 группы:

1- ОКИ бактериальной природы: — вызываемые патогенными энтеробактериями (шигеллы, сальмонеллы, эшерихии, иерсинии и др.);

— вызываемые условно-патогенными микроорганизмами (клебсиелла, протей, синегнойная палочка и др.).

2- Вирусные диареи (вызываемые вирусами ЭКХО, Коксаки, ротовирусами, аденовирусами и др.).

Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, не обладают летучестью.

Механизм передачи ОКИ – фекально-оральный, который реализуется пищевым, водным, контактно-бытовым путями.

Иммунитет после перенесенной ОКИ типоспецифичный и не стойкий.

Дизентерия (шигеллез) — это острое инфекционное заболевание, характеризующиеся симптомами интоксикации и поражением слизистой оболочки сигмовидной и прямой кишки (симптомами колита).

Этиология – возбудители дизентерии — шигеллы из семейства энтеробактерий. Наиболее часто встречается шигеллы Зонне и Флекснера. Наиболее устойчивы к факторам внешней среды шигелла Зонне. Они живут в воде открытых водоемов до 48 суток, шигеллы Флекснера 10-16 дней. В молоке и молочных продуктах шигеллы Зоне сохраняются до 6- 10 суток, а Флекснера 3-5 суток. Все шигеллы чувствительны к воздействию высоких температур и дезинфекгантов .

Эпидемиологя. Источник инфекции – больные (особенно легкими и стертыми формами) и бактерионосители, мухи. Механизм передачи – фекально-оральный.

Пути передачи: пищевой, водный, контактно-бытовой. Болеют преимущественно дети от 2-х до 7-и лет.

Клиника: Инкубационный период от 6-8 часов до 7 дней.

— Синдром интоксикации: повышение температуры до 38-39°, вялость, сонливость, головная боль, рвота 1-2 раза.

— Колитический синдром: — схваткообразные боли в животе, в левой подвздошной области (у маленьких детей без четкой локализации); — тенезмы – ложные позывы на акт дефекации; — спазм сигмовидной кишки (болезненность и уплотнение при пальпации в левой подвздошной области); — зияние ануса; — частый жидкий стул с патологическими примесями (в виде скудной слизи, зелени, прожилок крови). Стул вначале обильный, но быстро утрачивает каловый характер, становится скудным и представляет собой комочек мутной слизи, а иногда гноя с прожилками крови – «ректальный плевок».

Особенности шигеллеза у детей раннего возраста:

1- у детей до года встречается крайне редко;

2- стул часто не теряет каловый характер, но всегда отмечается много слизи и зелени;

3- примесь крови бывает редко и появляется не в 1-е дни болезни, а спустя 3-4 дня;

4 – у большинства детей отмечается вздутие живота (метеоризм);

5 – зияние ануса – не наблюдается;

6 – вместо тенезмов – их эквиваленты – беспокойство, плач, покраснение лица во время дефекации;

7 – характерно затяжное течение с переходом в хроническую форму;

8 – часто развивается дисбактериоз кишечника.

Сальмонеллез — острое инфекционное антропозоонозное заболевание, характеризующееся выраженной интоксикацией и дегидратацией. Возбудителем инфекции является сальмонелла, которая поражает не только людей, но и животных. Они достаточно устойчивы во внешней среде, хорошо переносят низкие температуры, но быстро погибают при высоких. Активно размножаются в таких пищевых продуктах, как мясо, масло, яйца, молоко. Способны выделять токсины, которые вызывают повреждение слизистой оболочки кишечника, а также усиливают секрецию в его просвет жидкости и солей. Быстро погибают при добавлении в продукты питания лимонного сока и уксусной кислоты. Чувствительны к обычным дез. средствам, устойчивы к большинству антибиотиков.

Эпидемиология. Источники инфекции: — больной человек и бактерионоситель;

— домашние животные (собаки, кошки, свиньи, коровы, овцы); — птицы (куры, утки); — дикие животные; — рыба.

Путь передачи: — Контактно- бытовой (у детей раннего возраста);

— пищевой (молочные продукты, кондитерские изделия, яйца).

Клинические проявления сальмонеллеза.

Длительность инкубационного периода от нескольких часов до 2-3 дней. Характерно острое начало заболевания: отмечаются выраженная вялость и бледность кожи с легкой синюшностью носогубного треугольника. Рвота может начаться с первых часов, но может присоединиться и позже, у некоторых детей она носит упорный характер. Вскоре появляется обильный, пенистый, водянистый стул, сохраняющий каловый характер с небольшим количеством слизи, буро – зеленого цвета (по типу «болотной тины»). Быстро развивается обезвоживание. В тяжелых случаях развивается нейротоксикоз (гипертермия, судороги, нарушение сознания) или ИТШ (снижение АД, цианоз, холодные конечности,гипотермия).
Эшерихиоз (коли – инфекция) — это острое инфекционное заболевание, вызываемое патогенными штаммами кишечной палочки и характеризующееся поражением тонкого кишечника. Болеют дети раннего возраста, особенно 1-го года жизни. Редко встречается у старших детей и взрослых.

Этиология: заболевание вызывает кишечная палочка (Эшерихия коли), Эшерихии длительно сохраняются на предметах ухода, игрушках, посуде (до 2-5 месяцев). В молоке размножаются, выделяя токсин. Быстро погибают от нагревания и дез. средств.

Эпидемиология: Источник инфекции: больные и бактерионосители. Путь передачи у маленьких детей – контактно-бытовой.

Клиника. Инкубационный период: от 2 до 5 дней. Начинается остро с появления брызжущего стула с большим количеством воды, светло – желтого или оранжевого цвета, до 15 раз в сутки. Характерны срыгивания, рвота, метеоризм, волнообразное течение. Быстро развивается эксикоз: сухость кожи и слизистых, тургор тканей снижается, глаза и БР западают, снижается масса тела при эксикозе 1 ст. до 5 %, при 2 ст. – до 10%, при 3 ст. – более 10%. Олигурия, парез кишечника, нарушения функции сердечно-сосудистой системы.
Осложнения ОКИ: Кишечный токсикоз с эксикозом, ИТШ, гипотрофия, анемия, инвагинация, пневмония, пиелонефрит, кишечное кровотечение, выпадение слизистой прямой кишки.
Диагностика ОКИ: — основной метод – бак. посев кала, рвотных масс на кишечную группу; — серологические реакции ( РПГА, РНГА и др.); — копрологическое исследование; — анализ крови.

Принципы лечения и ухода ОКИ:

Строго соблюдать санитарно-гигиенический режим: соблюдать этапность заполнения палат, следить за обеззараживанием выделений больного, дезинфекцией его белья, посуды, игрушек.

Пользоваться унитазом запрещено!!! Осмотр стула после каждого акта дефекации, вести сетку стула. Учет и регистрация рвоты.

Диетотерапия. В остром периоде рекомендуется дозированное питание, когда возрастной объем грудного молока уменьшается наполовину. При отсутствии грудного молока назначают низколактозные, кисломолочные смеси в уменьшенной разовой дозе: по 30-50-70 мл смеси через 2 ч. При рвоте или отказе ребенка от еды можно кормить детей пипеткой с тупым концом. Смесь следует капать из пипетки на корень языка, чтобы облегчить ее прохождение. При тяжелых кишечных инфекциях для кормления детей используют назогастральный зонд. После кормления ребенка нельзя оставлять одного, необходимо следить, чтобы срыгивание и рвота не привели к аспирации (попаданию пищевых комков в гортань и бронхи). Грудных детей следует 10-15 мин после кормления держать на руках вертикально, а затем класть в кровать на бок.

Детям старше года назначают диету № 4. В первые сутки болезни объем питания уменьшают на 25 %, назначают преимущественно кисломолочные продукты, каши, слизистые супы, творог. В течение 3-4-х дней объем пищи доводят до физиологической нормы, к 4-5-му дню возрастное питание детей восстанавливается.

Проведение пероральной регидратации при1-2 ст эксикоза.

Для этого применяется глюкозо-солевой раствор «Регидрон», гастролит, глюкосолан, оралит, электролит, слабый слегка подслащенный чай, морковный отвар, 5 % раствор глюкозы, которые дают в промежутках между кормлениями по 1-2 ч.л. каждые 5-10 минут.

Проводится в 2 этапа.

1-й этап – первчная регидратация (восстановить имеющийся дефицит). При 1 ст. эксикоза из расчета 50мл/кг массы тела в течение первых 4часов лечения, при 2 ст. 100 мл/кг в течение 6 часов.

2-й этап – поддерживающая регидратация: объем введенной жидкости должен быть равен объему жидкости, которую ребенок теряет со стулом и рвотой, ориентировочно, теряется 10 мл воды на 1 кг массы тела.

Оральная регидратация проводится до прекращения рвоты и поноса.

Во время регидратации медсестра обязана контролировать количество введенной и выделенной жидкости, периодически взвешивать ребенка.

При отсутствии эффекта от регидратационной терапии проводят инфузионную терапию: внутривенно капельно вводят 10 % раствор глюкозы, раствор Рингера, реосорбилакт, реополиглюкин, 0,9 % раствор натрия хлорида.

Тщательный уход за кожей и слизистыми: своевременно подмывать, смазывать кожные складки детским кремом или растительным маслом.

Помощь при рвоте, метеоризме.

Выполнять назначения врача:

— энтеросорбенты: смекта, неосмектин, полифепан, энтеросгель, лигносорб и др. Эти препараты обладают обволакивающими, адсорбирующими и антисекреторными свойствами, что приводит к выведению из организма микробов, токсинов, различных метаболитов и способствует нормализации стула. — этиотропная терапия включает назначение антибиотиков и кишечных антисептиков: нифуроксазид (энтерофурил), препараты II-III ряда — цефиксим (супракс), амикацин, норфлоксацин, цефотаксим (клафоран), цефриаксон.

При ротавирусной инфекции назначают внутрь иммуноглобулин, КИП или гепон. Другие препараты выбора: канамицин, фурозолидон, эрцефурил, интетрикс, аугментин, цедекс, полимиксин. Антимикробные препараты назначают в возрастных дозах, курс 5-7 дней.

— специфические бактериофаги (дизентерийный, сальмонеллезный) при легких формах болезни.

— ферментны (фестал, мезим-форте, пангрол 400, панзинорм, креон).

Профилактика ОКИ: 1.Изоляция больного до клинического выздоровления и обязательного однократного отрицательного контрольного бактериологического исследования, проведенного не ранее чем через 2 дня после окончания лечения. 

2. При случае ОКИ в детском коллективе – карантин 7 дней, обследовать всех контактных на кишечную группу, наблюдение.

Диспансерное наблюдение 1 месяц.

Источник