Сестринское дело при инфекционных болезнях лекции

Сестринское дело при инфекционных болезнях лекции thumbnail

ЛЕКЦИЯ № 6

Тема1.5: «ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЬНЫМИ»

Уход за больными независимо от профиля стационара состав­ляет важную часть лечебных мероприятий, способствующих выз­доровлению пациентов. В условиях инфекционного стационара обес­печение правильного ухода за больными имеет особо важное зна­чение, поскольку способствует не только физической и психологической поддержке больных, но и предотвращению развития ос­ложнений.

При уходе за инфекционными больными необходимо учитывать степень общетоксических органных поражений при определенных заболеваниях. Чаще проявления интоксикации при ИБ имеют общие закономерности и сходную клиническую картину. В разгар заболевания вследствие выраженной лихорадочной реакции и интоксикации инфекционные больные, особенно при тяжелых и среднетяжелых формах, должны соблюдать постельный режим. В таких условиях возможности боль­ных по самообслуживанию ограничены, и они нуждаются в постоянной помощи и уходе медицинского персонала. Отсюда и специфика ухода за больными в условиях пребывания их в постели. По мере выздоровления, когда больному разрешают вставать с постели, уход за ним сводится в основном к выполнению санитарно-гигиенических мероприятий.

ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ.

Инфекционные больные могут весьма своеобразно реагировать на окружающую обстановку, что объясняется особенностями раз­вития заболевания. Так, больные с брюшным тифом в период раз­гара заболевания бывают замкнуты, немногословны, неохотно всту­пают в словесный контакт, у них часто нарушается сон, а больные с сыпным тифом, наоборот — эйфоричны, словоохотливы, не всегда адекватно оценивают свое состояние. Даже больные с лег­ким течением инфекционных болезней также своеобразно могут реаги­ровать на больничную обстановку, что объясняется не только ха­рактером инфекционного процесса, но и особенностями нервно-психического склада самого больного.

Т.к. микробы и их токсины воздействуют на ЦНС, то у больных часто наблюдается повышенная утомляемость, неустойчивость настроения, раздражительность, плаксивость, быстрая истощаемость психики, легкая внушаемость.

Столь разное психологичес­кое состояние пациентов требует от медицинской сестры терпе­ния и выдержки. Ни при каких обстоятельствах не следует показы­вать раздражения. Медицинская сестра своим вниманием к пациенту, чутким отношением создает обстановку покоя, которая способствует скорейшему выздоровлению. Искреннее внимание к больному, спокойная и терпеливая реакция на просьбы и даже капризы, готовность оказать помощь иногда могут быть более эффективными, чем лекарственная терапия.

В присутствии больного, даже если он находится в бессознательном состоянии, недопустимо вести разговоры о тяжести его состояния. Наоборот, в беседах с больным надо укреплять его веру в благоприятный прогноз заболевания.

В палатах необходимо соблюдать и поддерживать чистоту и порядок, регулярно проветривать их, поддерживая температуру воздуха 18 — 20 °С. В отделении, где находится больной, следует посто­янно соблюдать тишину и покой, особенно в ночные часы. Катего­рически недопустимы громкие разговоры и смех в палатах и коридорах. Необходимо помнить, что внезапно появившийся шум плохо переносится больными.

Медицинский персонал отделения должен постоянно следить за чистотой постели и белья больного, поскольку это создает определенный комфорт и улучшает настроение больного. При потоотделении нательное белье нужно менять по мере необходимости, не следует повторно использовать высушенное, пропитанное потом белье. Нельзя допускать, чтобы лихорадящий больной находился в прохладном и влажном белье, поскольку это может привести к развитию осложнений (пневмо­нии и т.д.). Перед каждой сменой нательного белья тело больного необходимо насухо протереть.

Постель больного должна быть удобной, на простыне и наволочке не должно быть складок. Особенно внимательно за этим необходимо следить у тяжелых (лежачих) больных. Нельзя допускать, чтобы белье под больным было влажным или мокрым. У тяжелобольных, которые находятся в бессознательном состоянии, часто бывают непроизвольные мочеиспускание и дефекация. В этих случаях во избежание частой смены всего постельного белья рекомендуется под таз больного подкладывать клеенку, покрытую пеленкой подстилкой, которые меняются по мере загрязнения. Это позволяет дольше сохранить постельное белье сухим и чистым. При смене постельного белья у тяжелобольных их или приподнимают на руках, или осторожно передвигают в постели сначала к одному ее краю, снимают старую и застилают новую простыню, а затем к другому краю и проделывают аналогичные процедуры. При этом необходимо проследить, чтобы на простыне не было складок. О каждой смене белья медицинская сестра должна делать пометку в истории болезни или в температурном листе.

Больничные режимы.

В зависимости от характера инфекционного заболевания, его стадии и периода больному предписываются различные виды больничных режимов, являющиеся наиболее благоприятными для его выздоровления.

Читайте также:  Чем опасна болезнь свинка для девочек

Медицинский персонал должен строго следить за соблюдением больными режима, который им предписал врач. Нарушение постельного режима больными Нр: с брюшным или сыпным тифом может привести к развитию серьезных осложнений. В то же самое время длительное пребывание больных в лежачем положении мо­жет вызвать развитие застойных явлений в легких и развитие пневмонии, что резко ухудшает их и без того тяжелое состояние.

Расширение больничного режима (особенно переход от постельного к полупостельному) является ответственным шагом, и в таких случаях его следует делать постепенно, разрешая на первых порах боль ному только садиться в постели. Следует помнить, что у лиц старшего возраста возможны патологические реакции со стороны сердечно-сосудистой системы при излишне быстром переходе на полупостельный режим.

Медицинские сестры должны следить за больным и не допускать его длительного пребывания в одном и том же положении (например, на спине), для чего следует переворачивать больного время от времени с одного бока на другой. Если больной ослаблен или находится в бессознательном состоянии, для удержания его в положении на боку необходимо подложить под спину подушку. Менять положение больного в постели необходимо с большой осторожностью и без резких движений. Режим больного может изменить только его лечащий врач.

Уход за кожными покровами и слизистыми оболочками.

Медицинский персонал должен постоянно следить за чистотой кожи больных. Если больной не в состоянии самостоятельно пользо­ваться ванной или душем, то необходимо делать обтирание кожи. Лихорадка не является противопоказанием к проведению гигие­нических мероприятий. Кожу тяжелых больных нужно системати­чески обмывать (не менее двух раз в сутки), особенно тщательно следя за ее состоянием в области промежности, подмышечных впа­динах, межпальцевых пространствах, а у женщин и под молочны­ми железами. У тяжелых больных, находящихся в бессознательном состоянии, при недостаточном уходе быстро развивается раздра­жение кожи, образуются опрелости и могут появиться пролежни и гнойнички.

Ранним признаком формирования пролежней явля­ется появление на коже в месте постоянного давления болезнен­ного красного пятна, которое в дальнейшем темнеет, затем фор­мируется некроз с образованием глубоких, плохо заживающих язв.

Необходимо также следить за чистотой половых органов и заднего прохода больных, находящихся на стро­гом постельном режиме. Кожу таких больных следует обмывать после каждой дефекации, а затем обтирать насухо.

Перед каждым приемом пищи больной должен мыть руки с мы­лом. Необходимо следить за его ногтями, которые должны быть коротко острижены.

Такие гигиенические процедуры, как умыва­ние и чистка зубов, должны проводиться больными ежедневно. Если состояние больного позволяет, то он сам чистит зубы утром и вечером. После каждого приема пищи больные должны полоскать ротовую по­лость. Тщательный туалет ротовой полости у инфекционных боль­ных предупреждает развитие стоматита, воспаления околоушных слюнных желез (паротита), воспаления среднего уха. Эти осложне­ния могут существенно ухудшить общее состояние больного.

У тяжелых и лихорадящих больных часто наблюдается сухость губ, которая способствует образованию трещин и корок, а в углах рта — «заед», что говорит о наличии гиповитаминоза.

Необходимо следить и за проходимостью носовых ходов. При образовании и скоплении сухих корок их размягчают вазелиновым маслом и удаляют с по­мощью ватного тампона.

При недостаточном уходе больные могут отмечать также «склеивание» ресниц после сна.

Уход при нарушении функции органов дыхания.

У ряда инфекционных больных (корь, дифтерия), особенно при ОРВИ, в патологический процесс вовлекаются органы дыхания. В носовой полости, трахее и бронхах у них скапливается и загустевает слизь, это создает благоприятные условия для размножения патогенной бактериальной флоры и развития осложнений (пневмония, трахеит), которые утяжеляют состояние больного. Для профилактики этих осложнений нужно следить за чистотой и проходимостью дыхательных путей, создавать больному положение в постели, облегчающее его дыхание, проводить дыхательную гимнастику.

Для разжижения и облегчения отхаркивания густой мокроты делают ингаляции с препаратами, стимулирующими отхаркивание, ставят горчичники.

Уход при нарушении функции органов пищеварения.

У инфекци­онных больных, особенно в острой стадии заболевания, часто на­блюдается нарушение функции органов пищеварения. Как прави­ло, у больных отмечается снижение аппетита, вплоть до анорексии (полного отсутствия аппетита). Снижение аппетита в острую стадию, особенно при среднетяжелом и тяжелом течении заболе­вания, является скорее нормальной реакцией организма на бо­лезнь, поскольку в этот период отмечается снижение секреторных функций пищеварительных желез. Не следует поэтому стремиться насильно кормить такого больного, так как это может вызвать по­явление рвоты.

Читайте также:  Болезни желудка и 12 перстной кишки у детей

Иначе обстоит дело с приемом жидкости. У инфек­ционных больных с лихорадкой всегда имеются на­рушения водного баланса, поэтому ограничивать им прием жид­кости не следует, особенно с учетом того факта, что повышение температуры тела сопровождается дополнительной потерей жид­кости. Если больной находится в бессознательном состоянии или у него нарушено глотание вследствие паралича глотки или других причин, то поступление жидкости и кормление таких больных должны осуществляться только через специальный зонд, введен­ный в желудок через нос. Таким больным через зонд вводятся так­же и лекарственные средства.

Однако зондовое питание имеет свои недостатки и ограничения, связанные с тем, что зонд может вызвать пролежни. В связи с этим зондовое питание больного необхо­димо начинать только со 2 — 3 дня после того, как он перестает глотать. В таких случаях целесообразно проводить также паренте­ральное питание, вводя внутривенно растворы глюкозы, амино­кислотные составы и т.д.

Для обеспечения необходимого ухода за больными, имеющими нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, медицинс­кая сестра должна знать причины и механизмы развития этих на­рушений для того, чтобы по возможности предотвратить их разви­тие или оказать необходимую помощь, если эти расстройства уже возникли.

Инфекционным больным в зависимости от характера, тяжести и периода болезни назначаются различные пищевые рационы, которые максимально адаптированы к особенностям развивающегося патологического процесса. В пищевом рационе должно содержаться достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Энергетическая ценность принимаемой пищи должна быть не ниже 2000 — 3000 ккал, что соответствует суточ­ным потребностям взрослого человека при лихорадке.

При назначении соответствующей диеты, номер ко­торой указывается в истории болезни, необходимо учитывать осо­бенности поражения тех или иных органов при разных заболева­ниях. Диета больному назначается лечащим врачом, а в обязанно­сти медицинской сестры входит контроль за ее соблюдением. Боль­ные должны принимать пищу небольшими порциями 4—5 раз в сут­ки. Больные, не имеющие ограничений в режиме, обычно пита­ются в столовой, а лежачим больным пищу подают в постель.

В инфекционных больницах в основном используют следующие столы (диеты) лечебного питания:

1.Стол № 2

2.Стол № 4

3.Стол № 5

4.Стол № 13

5.Стол № 15

Помощь при вздутии кишечника: Вздутие кишечника (метеоризм) может причинять больному значительные неудобства и беспокой­ство. В основе развития метеоризма лежит усиление процесса бро­жения. Для облегчения состояния больного используется резино­вая газоотводная трубка.

Своевременное опорожнение кишечника также помогает уст­ранить метеоризм. Отсутствие в течение 2 дней самостоятельного стула у тяжелых лежачих больных служит показанием для проведения очистительной клизмы.

Помощь при рвоте: У инфекционных больных рвота может быть желудочного и центрального генеза.

«Желудочная» рвота типична для больных с пищевыми токсикоинфекциями и другими острыми кишечными инфекциями. У таких больных отмечается тошнота, которая предшествует рвоте. Несмотря на то, что «желу­дочная» рвота у больных с пищевыми токсикоинфекциями являет­ся защитной реакцией организма, она причиняет больному силь­ное беспокойство. В таких случаях хороший эффект оказывает про­мывание желудка.

Особенно опасно появление рвоты у больных, находящихся в бессознательном состоянии, так как при отсутствии должного внимания со стороны медицинского персонала рвотные массы могут попасть в дыхательные пути и стать причиной смерти.

«Центральная» рвота, как правило, появляется внезапно и ей не предшествует тошнота. Появление такой рвоты всегда служит грозным признаком, поскольку свидетельствует о выраженном токсическом воздействии на мозг больного. Промывание желудка у таких больных не проводится ввиду его неэффективности.

Помощь при задержке мочеиспускания.

При многих инфекцион­ных болезнях может наблюдаться задержка мочеиспускания. Сле­дует знать причины ее возникновения, поскольку в зависимости от этого оказывается та или иная помощь.

Помощь при лихорадке.

Лихорадка наблюдается при многих ин­фекционных заболеваниях.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС.

Сложившиеся в нашей стране представления о медсестре как о помощнике врача свидетельствует о недооценке ее роли в системе здравоохранения. Реформа сестринского дела, проводимая в нашей стране с 1993г, ориентированна на повышение престижа и социального статуса медсестры и на достижение качественно нового уровня ее работы с пациентом. Именно медсестры работают в непосредственном контакте с пациентом и от их знаний, умений, отношения к больному во многом зависит качество мед. обслуживания в целом. В функции медсестры входит осуществление сестринского ухода. Сюда относится проведение профилактических мероприятий, сестринское вмешательство, реабилитация, психологическая помощь в отношении самого больного или членов его семьи и др. Эффективность данной функции намного выше, если она осуществляется в рамках сестринского процесса.

Читайте также:  Неотложная помощь при кровотечении при язвенной болезни желудка

Сестринский процесс представляет собой метод организации и оказания сестринской помощи. СП предусматривает наличие схемы действий медсестры по отношению к пациенту, направленных на предупреждение, облегчение, уменьшение и сведение до минимума возникающих у пациента проблем.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

  • снижение уровня гигиены (дефицит навыков самопомощи)

  • длительное изменение паттернов питания

  • изменение паттернов выделения

  • нарушение сна

  • неэффективность системы терморегуляции

  • нарушение аппетита

  • нарушение вкуса

  • брезгливость по отношению к себе или окружающим

  • слабость

  • нарушение зрения

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

  • нарушение самооценки, в т.ч. чувство вины

  • нарушение схемы тела

  • нарушение личностной идентичности

  • чувство заброшенности

  • высокий уровень тревожности

  • страх заразить близких

  • утрата контроля над ситуацией в профессиональном, деловом и других аспектах

  • бессилие

  • неэффективные механизмы совладания со стрессом

  • потеря надежды

  • чувство беспомощности

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ

  • социальная изоляция

  • ограничение прав (настоящее и потенциальное)

  • нарушение семейных коммуникаций, в т.ч. отказ семьи от пациента (нарушение модели семейных отношений)

  • финансовые трудности, в т.ч. необходимость значительных дополнительных затрат

  • высокий риск заражения окружающих

высокий риск заражения окружающими

  • нарушение социальных коммуникаций

Источник

Н. В. Гаврилова a6b89d6b-1bee-102c-96f3-af3a14b75ca4;

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Современное представление об инфекционных болезнях. Вакцинация. Календарь прививок, осложнения после вакцинации
    • 1. Инфекционные болезни
    • 2. Вакцинация
    • 3. Календарь прививок, осложнения после вакцинации
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Дифтерия. Этиология, клиника, диагностика, осложнения. Особенности течения дифтерии
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Коклюш. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Корь. Краснуха. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение
    • 1. Корь
    • 2. Краснуха
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Ветряная оспа. Герпетическая инфекция. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, лечение
    • 1. Ветряная оспа
    • 2. Герпетическая инфекция
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Эпидемический паротит. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, лечение
  • ЛЕКЦИЯ № 7. Менингококковая инфекция. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение
  • ЛЕКЦИЯ № 8. Дизентерия. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, лечение
    • Дизентерия
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Сальмонеллез. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, лечение
  • ЛЕКЦИЯ № 10. Эшерихиозы. Ротовирусная инфекция. Этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение
    • 1. Эшерихиозы
    • 2. Ротавирусная инфекция
  • ЛЕКЦИЯ № 11. Амебиаз. Балантидиаз. Этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение
    • 1. Амебиаз
    • 2. Балантидиаз
  • ЛЕКЦИЯ № 12. Кампилобактериоз. Пищевые отравления бактериальными токсинами. Ботулизм. Этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение
    • 1. Кампилобактериоз
    • 2. Пищевые отравления бактериальными токсинами
    • 3. Ботулизм
  • ЛЕКЦИЯ № 13. Холера. Тифопаратифозные заболевания. Этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение
    • 1. Холера
    • 2. Тифопаратифозные заболевания
  • ЛЕКЦИЯ № 14. Острые респираторные заболевания. Грипп. Парагрипп. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение
    • 1. Острые респираторные заболевания
    • 2. Грипп
    • 3. Парагрипп
  • ЛЕКЦИЯ № 15. Аденовирусная инфекция. R-s-инфекция. Риновирусная инфекция. Этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение
    • 1. Аденовирусная инфекция
    • 2. R-s-инфекция
    • 3. Риновирусная инфекция
  • ЛЕКЦИЯ № 16. Острые и хронические вирусные гепатиты. Этиология, патогенез, клиника, дифференциальная диагностика, лечение
    • 1. Вирусные гепатиты
    • 2. Хронические гепатиты
  • ЛЕКЦИЯ № 17. Паразитарные болезни. Эпидемиология, клиника, лечение
    • 1. Гельминтозы
    • 2. Аскаридоз
    • 3. Альвеококкоз
    • 4. Анкилостомидозы (анкилостомоз и некатороз)
    • 5. Дифиллоботриоз
    • 6. Описторхоз
    • 7. Тениоз
    • 8. Трихоцефалез
    • 9. Фасциолез
    • 10. Эхинококкоз
    • 11. Энтеробиоз
  • ЛЕКЦИЯ № 18. Бешенство. Этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение
  • ЛЕКЦИЯ № 19. Протозойные инфекции: малярия, токсоплазмоз. Этиология, эпидемиология, клиника, лечение
    • 1. Малярия
    • 2. Токсоплазмоз
  • ЛЕКЦИЯ № 20. Бактериальные зоонозы: бруцеллез, сибирская язва, туляремия, чума, орнитоз, иерсиниоз. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение
    • 1. Бруцеллез
    • 2. Сибирская язва
    • 3. Туляремия
    • 4. Чума
    • 5. Орнитоз
    • 6. Иерсиниоз
  • ЛЕКЦИЯ № 21. Геморрагическая лихорадка. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение
  • ЛЕКЦИЯ № 22. Легионеллез. Микоплазмоз. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение
    • 1. Легионеллез
    • 2. Микоплазмоз
  • ЛЕКЦИЯ № 23. Рожа. Скарлатина. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение
    • 1. Рожа
    • 2. Скарлатина
  • ЛЕКЦИЯ № 24. Столбняк. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, лечение
  • ЛЕКЦИЯ № 25. Энтеровирусные инфекции. Полиомиелит. Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение
    • 1. Энтеровирусные инфекции
    • 2. Полиомиелит
  • ЛЕКЦИЯ № 26. Синдром приобретенного иммунодефицита. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

Источник