Схема написания истории болезни по детской хирургии

Схема написания истории болезни по детской хирургии thumbnail

Схема написания истории болезни

 ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

     Фамилия, имя и отчество больного……………….

     Возраст……………………………………..

     Пол…………………………………………

     Национальность……………………………….

     Профессия……………………………………

     Адрес……………………………………….

     Дата и время поступления в клинику……………..

     Кем направлен………………………………..

     Диагноз: а) при поступлении……………………

              б) клинический диагноз………………..

Жалобы больного при поступлении в клинику

     Подробно излагаются основные жалобы больного, а также не отмечен-

ные больным, но выявленные при его исследовании. Каждую жалобу больно-

го необходимо уточнить.

Развитие настоящего заболевания

Указывается время появления первых симптомов заболевания,  характер их

развития (внезапный, постепенный, рецидивирующий), последовательность;

ведущие признаки (боли,  параличи, судороги, припадки и др.) связь за-

болевания  с различными факторами,  ему предшедствующими:  инфекциями,

интоксикациями,  физическими и токсическими  травмами,  охлаждением  и

др.; данные врачебных заключений, ранее полученных лабораторных иссле-

дований, проводившееся лечение и его эффективность.

Анамнез

     Раннее развитие.  Менструальный  цикл.  Беременности,   выкидыши,

аборты, роды. Имеются ли нервные и психические заболевания у родствен-

ников.

     Перенесенные заболевания.  Хронические интоксикации (никотин, ал-

коголь). Хирургические операции. Травмы.

     Трудовая деятельность. Характер работы, режим труда.

     Жилищно-бытовые условия. Питание.

     При необходимости расспрос больного дополняют  сведениями,  полу-

     ченными от родственников, из медицинских документов.

Настоящее состояние больного

     Общее состояние больного  (удовлетворительное,  средней  тяжести,

тяжелое,  крайне тяжелое). Положение больного: активное (свободное или

вынужденное), пассивное.

     Кожные покровы.

     Слизистые оболочки.

     Подкожный жировой слой.

     Лимфатические узлы.

     Кости и суставы.

     Органы дыхания.  Патологические ритмы дыхания: типа Чейна-Стокса,

Биота, Куссмауля. Перкуссия и аускультация легких.

     Сердечно-сосудистая система.  Артериальное давление (на правой  и

левой плечевых артериях).  Пульсация лучевой , бедренной артерии и ар-

терий стопы.  Пульсация внутренних сонных и височных артерий. Осмотр и

пальпация вен конечностей. Перкуссия и аускультация сердца.

     Органы пищеварения. Печень и желчный пузырь. Селезенка.

     Мочеполовая система.

     Эндокринная система (щитовидная железа, надпочечники).

Нервная система

     Сознание: ясное, сонливое, сопорозное, коматозное, возбуждение.

     Общемозговые явления.  Головная боль (локализация, характер, дли-

тельность). Головокружение.  Тошнота.  Рвота. Зависимость от положения

больного (синдром Брунса).

    Менингиальные симптомы. Ригидность затылочных мышц, симптомы Кер-

нига, Брудзинского (верхний и нижний), напряжение брюшных мышц. Менин-

геальная поза.  Общая  гиперестезия,  реакция на свет.  Феномен Куимо-

ва-Керера.

     Психическое состояние.  Ориентировка во времени, месте. Контакт с

окружающими,  отношение к своему заболеванию.  Память. Внимание. Бред.

Галлюцинации.

    Высшие корковые функции. Исследование речи. Моторная афазия. Сен-

сорная афазия. Амнестическая афазия. Исследование письма, чтения, сче-

та. Исследование праксиса, гнозиса.

     Черепно-мозговые нервы.

     I пара. Обонятельный анализатор. Аносмия. Гипосмия.

     II пара.  Зрительный анализатор. Острота зрения. Поле зрения. Ге-

мианопсия (гомонимная,  биназальная,  битемпоральная).  Цветоощущение.

Глазное дно.  Отек,  неврит,  застойность сосков.  Атрофия зрительного

нерва (первично-серая, белая после застоя, после неврита).

     III, IV, VI пары. Зрачки: диаметр, равномерность. Ширина и равно-

мерность глазных щелей. Объем движений глазных яблок. Косоглазие: схо-

дящееся.  Двоение. Птоз. Паралич взора. Плавающие движения глазных яб-

лок. Офтальмоплегия. Экзофтальм, энофтальм.

     V пара. Жевательные мышцы (напряжение и трофика). Движение нижней

челюсти при открывании рта (нет ли уклонения в сторону). Болезненность

точек выхода тройничного нерва.  Чувствительность кожи лица по перифе-

рическому и сегментарному типу  (зоны  Зельдера).  Конъюнктивальный  и

корнеальный рефлексы.

     VII пара.  Равномерность лобных и носогубных складок, глазных ще-

лей в покое.  Асимметрия при наморщивании  лба,  нахмуривании  бровей,

зажмуривании глаз,  оскаливании зубов,  свисте, надувании щек (симптом

«паруса»).  Лагофтальм. Гиперакузия. Сухость глаз. Отсутствие слезоот-

деления. Отсутствие слюноотделения. Вкус на передних 2-х третях языка.

     VIII пара.  Слуховой анализатор и вестибулярные функции.  Субъек-

тивные жалобы: снижение слуха, звон, шум в ухе, головокружение. Остро-

та слуха: шепотная речь, исследование камертоном. Пробы Ринне, Вебера.

Нистагм.

     IX-X пары.  Положение  мягкого нёба в покое и подвижность его при

произношении звука «а».  Глотание. Дисфагия. Фонация. Артикуляция речи

(бульбарная речь). Паралич голосовых связок. Вкусовой анализатор. Ощу-

щение соленого,  кислого, сладкого (задней 1/3 языка). Рефлекс мягкого

неба, глоточный рефлекс.

     XI пара.Поднимание плеч и поворот головы. Напряжение и трофика

грудино-ключично-сосковой и трапецевидной мышщ. Кривошея.

     XII пара.  Положение  языка во рту и при высовывании (уклонение в

сторону). Атрофия мышщ языка.  Фибриллярные подергивания.  Артикуляция

при спонтанной речи, скороговорках.

Двигательные функции конечностей и туловища.

     Посредством осмотра, пальпации, измерения объема мышщ определяют-

ся атрофии, псевдогипертрофии. Фибриллярные подергивания. Механическая

возбудимость мышц симптомы Хвостека,  Труссо. Объем активных и пассив-

ных движений,  мышечная сила по суставам. Проба Барре. Определение мы-

шечного тонуса сгибателей и разгибателей, приводящих и отводящих мышц,

пронаторов и супинаторов. Симптом ротирования кнаружи стопы. Гипотония

мышц.  Спастическая гипертония.  Симптом зубчатого колеса. Каталепсия.

Контрактуры. Горметония. Походка. Акинезия. Скованность. Брадикинезия.

Амиостатический синдром (гипокинезия в сочетании с регидностью).

     Гиперкинезы (хореотический,  атетоидный,  хореоатетоз, миоклония,

гемибализм,  торзионный спазм,  тики), их характер (постоянный или па-

раксизмальный).

     Припадки и судорожные подергивания.

     Координация движений.  Ходьба с открытыми  и  закрытыми  глазами.

Атаксия.  Симптом Ромберга. Пальценосовая, пяточно-коленная пробы. Ин-

тенционный тремор.  Адиадохокинез.  Гиперметрия. Проба Шильдера. Аста-

зия.  Абазия. Асинергия Бабинского. Проба Стюарта-Холмса.Речь (сканди-

рованная).

     Рефлексы.

     Сухожильные: с двуглавой (С5-С6), трехглавой мышц (С7-С8), колен-

ные (L3-L4), ахилловы (S1-S2).

Надкостничные: пястно-лучевой (С5-С8). Кожные: брюшные (верхний Д7-Д8,

средний  Д9-Д10  и  нижний Д11-Д12),  кремастерный L1-L2,  подошвенный

L5-S1.  Рефлексы со слизистых оболочек: корнеальный, коньюнктивальный,

нёбный, глоточный, анальный. Зрачковые рефлексы на свет, конвергенцию,

аккомодацию. Симптом Аргайлла-Робертсона.

     Патологические рефлексы:  пирамидные  —  Бабинского,  Оппенгейма,

Гордона, Шефера, Россолимо, Бехтерева, Жуковского. Патологические реф-

лексы на верхних конечностях (Россолимо, Бехтерева, Жуковского).Защит-

ные рефлексы.  Синкинезии.  Постуральные  рефлексы.  Симптом  Гордона.

Псевдобульбарные рефлексы (ладонно-подбородочный,  губной, хоботковый,

сосательный,  подбородочный). Насильственный плач или смех. Хвататель-

ные рефлексы (симптом Янишевского).

Чувствительность.

     Субъективные жалобы: парестезии, боли, их характер и локализация.

Исследование поверхностной чувствительности, мышечно-суставной, вибра-

ционной.  Сложная  чувствительность  (определение направления движения

складки кожи, узнавание написанных на кожи знаков, стереогноз). Боли в

лице.  Болезненность  при  движении в точках выхода ветвей тройничного

нерва.  Чувствительность кожи лица (по сегментарному,  периферическому

типам). Чувствительность слизистых оболочек полости рта, языка и глаз.

Болевые точки затылочного нерва, плечевого сплетения (точки Эрба), па-

равертебральные,  по ходу межреберных нервов, при давлении на остистые

отростки,  точки по ходу седалищного нерва (Валле),  бедренного нерва.

Болезненность нервных стволов.  Симптом Ласега, Нери, Вассермана, Мац-

кевича. Анталгический сколиоз и противоболевые установки конечностей.

     Методика заключается в последовательном исследовании чувствитель-

ности на одной стороне туловища,  затем на другой.  После этого прово-

дится сравнение симметричных участков и циркулярно уточняется корешко-

вая чувствительность.

Вегетативная нервная система.

     Симптом Горнера.  Цвет кожи, потоотделение. Пиломоторный рефлекс.

Дермографизм. Трофические расстройства кожи. Оволосение. Симптом Ашне-

ра. Орто- и клиностатические пробы. Болезненность солнечного сплетения

и шейных симпатических узлов. Симпаталгии.

Лабораторные исследования

     Рентгенологические, электрофизилогические  и  другие  специальные

исследования.

Топический диагноз.

Диагноз и его обоснование

     Подробно на основании жалоб, анамнеза, клинической картины, лабо-

раторных и других специальных методов исследования обосновывается  ди-

агноз основного заболевания.

Дифференциальный диагноз.

Этиология и патогенез.

     Коротко приводятся современные представления об этиологии и пато-

генезе заболевания курируемого больного.

Дневник.

     Дата. Жалобы.

     Общее состояние больного, состояние его внутренних органов. Изме-

нение неврологического статуса. Назначения.

Лечение.

     Дается подробное описание всего лечебного комплекса, применяемого

у курируемого больного, с обоснованием каждого назначения. Указываются

и другие, рекомендуемые в литературе, методы лечения.

Прогноз.

     Устанавливается прогноз  в отношении жизни,  восстановления утра-

ченных функций и работоспособности.

Источник

Министерство
здравоохранения Украины

ЗАПОРОЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Методические
рекомендации

По
проведению курации детей с хирургической
патологией

для
студентов медицинского факультета 5
курса

Запорожье
2012

Учебно-методические
рекомендации предназначены в качестве
руководства для самостоятельного
проведения курации детей с хирургической
патологией и написания учебной истории
болезни студентами лечебного факультета
5 курса в
процессе обучения в клинике детской
хирургии. В них представлены цели
курации, схема обследования больного
ребенка, схема написания истории болезни.
В приложении указаны нормы наиболее
необходимых для формирования клинического
мышления физиологи­ческих и лабораторных
показателей.

Рекомендации
составлены на кафедре детской хирургии
Запорожского медицинского государственного
университета.

Авторы: доц. О.В.
Лятуринская, АС.
Макарова М.А.

Введение

ЦЕЛЬ КУРАЦИИ
состоит в том, чтобы научить студентов
медицинского факультета:

а) умению общаться
с больным ребенком и его. родителями;

б) получить
объективные данные при обследовании
ребенка, интерпретировать подученные
факты с учетом анатомо-физиологических
особенностей и возрастных норм;

в) диагностировать
наиболее часто встречающиеся хирургичес­кие
заболевания детского возраста;

г) составлять план
лечения, формулировать показания к
операции, определять интраоперационную
тактику, осуществлять послеоперационное
ведение детей с хирургической и
урологической патологией.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
КУРАЦИИ

В первый день
цикла занятий по детской хирургии каждый
студент получает для курации одного
больного и методичес­кие указания по
курации. Курация проводится самостоятельно
под контролем преподавателя. В течении
цикла ежедневно для курации выделяется
время на каждом занятии. В конце курации
студент сдает для проверки учебную
историю болезни. Преподаватель по
истории болезни выставляет оценку.

Методические
указания состоят из двух разделов:

I —
схема истории болезни;

II —
приложение: клинические, физиологические
и лабораторные показатели здорового
ребенка.

СХЕМА ИСТОРИИ
БОЛЕЗНИ

Запорожский
государственный

медицинский
университет

Кафедра детской
хирургии

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

___________________________

/фамилия, имя,
возраст ребенка/

Диагноз:
_____________________

_____________________

_____________________

Руководитель:______________

Куратор:
студент___________

курс___ , группа___

Начало курации:_________

Конец курации:_________

I.
ОБЩИЕ ДАННЫЕ

1.
Фамилия, имя, отчество
_______________________

2.
Возраст
__

3.
Дата рождения
__________

4.
Пол
_____.

5.
Адрес
____________

6.
Профессия и место работы родителей_____________

7.
Диагноз направившего учреждения:______________

8. Диагноз при
поступлении:______________________

9.
Клинический диагноз:
_________________________

а) основное
заболевание
__________________________

б) сопутствующее
заболевание
____________________

в/ осложнение
основного заболевания

10.
Название операции
___________________________

11.
Обезболивание________________

12.
Дата операции__________

13.
Послеоперационные осложнения______________

ЖАЛОБЫ

Кратко и
последовательно изложить жалобы,
предъявляемые самим больным, его
родителями или окружающими его лицами,
относительно основного заболевания
ребенка в момент поступления и к началу
курации. Особое внимание следует
обращать на время, локализацию болезненного
синдрома, его клиническую характеристику
/
интенсив­ность, иррадиацию и связь с
другими причинами/.

Если больной
предъявляет несколько жалоб, то они
последова­тельно оцениваются и
излагаются по органам и системам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ФГБОУ ВО УлГУ

ИМЭиФК, Медицинский факультет им. Т.З. Биктимирова

Кафедра общей и оперативной хирургии

с топографической анатомией и курсом стоматологии

                                                                        Заведующая кафедрой профессор  Смолькина А.В.

                               ИСТОРИЯ  БОЛЕЗНИ

                БОЛЬНОЙ                      Ф.И.О.

                ДИАГНОЗ:

                 основной

                осложнение

                сопутствующий

                СРОКИ  КУРАЦИИ:

                                                                                        ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

                                                                                         КУРАТОР

Ульяновск, год

   I.ОБЩИЕ ДАННЫЕ.

1.Фамилия, имя, отчество.

2. Возраст. Год рождения.

3. Место работы, должность.

4. Место жительства.

5. Дата и время поступления в клинику.

6. Предварительный диагноз.

7. Клинический диагноз.

8. Сопутствующие заболевания.

9. Осложнения в течение заболевания.

10. Назначение операции (дата и вид обезболивания).

11. Послеоперационный диагноз.

12. Послеоперационные осложнения.

13. Исход.

14. Патологоанатомическое заключение.                             

                                                     II.ЖАЛОБЫ  БОЛЬНОГО.

( в первый день курации)

                                                      III. ANAMNES  MORBI.

Начало и развитие заболевания, включая время пребывания в клинике до курации.

                                                      IY. ANAMNES  YITAE.

1. Краткие биографические данные.

2. Условия труда и быта, их изменения в течение жизни.

3. Перенесенные заболевания и травмы (дата).

4. Вредные привычки.

5. Наследственность.    

                                               Y. STATUS  PRAESENS  COMMUNIS.

1. Общее состояние, сознание. Положение больного.

2. Температура тела. Телосложение, рост, вес.

3. Кожа, слизистые.

4. Развитие подкожной жировой клетчатки.Лимфатический аппарат.

5. Мышечная система. Костно-суставной аппарат.

6. Нервная система  (состояние психики).

7. Органы кровообращения:

    а) границы сердечной тупости, сердечный толчок;

    б) тон и шумы сердца;

    в) состояние переферических артерий и венозных сосудов;

    г) АД; Ps и его характеристика;

    д) функциональные пробы сердца.

8. Органы дыхания:

   а) состояние верхних дыхательных путей;

   б) общая характеристика грудной клетки, ее дыхательных движений;

   в) перкуторные границы легких, подвижность легочного края;

   г) результаты аускультации легких.

9. Органы пищеварения, живот:

    а) язык и зубы, акт глотания ( по анамнезу);

    б) живот: — осмотр (перистальтика кишечника, ассиметрии),

                     — пальпация (напряжение мышц, симптом Щеткина-Блюмберга,

                        зоны болезненности, новообразования, спец.симптомы заболевания),

                     — перкуссия (распределение границ различного перкуторного звука),

                     — аускультация ( усиленные перистальтические шумы).

        Печень и селезенка- пальпаторные и перкуторные данные;

    в)анальное отверстие и пальцевое исследование прямой кишки.

10. Мочевыделительная система:

      пальпация почек, болевые симптомы, мочевой пузырь, предстательная железа.

11. Половые органы: у мужчин- яички, придатки, семенные канатики;

      у женщин — наружные половые органы, вагинальное исследование матки и придатков

      (данные осмотра гинеколога).

                                                     YI. STATUS  LOKALIS.

1. Данные осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации.

2. Специальные исследования, особые данные (если есть).

                                     YII.СВОДКА ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ

На основании характерных жалоб, анамнеза и исследования, других признаков заболевания.

                                           YIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ.

                                                   IX. ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ.

                  X. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

                                         XI. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ.

                                                 XII. КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ.

Полное заключение, включая сопутствующие заболевания и осложнения.

                                                         XIII. ЭТИОПАТОГЕНЕЗ.

Этиопатогенез заболевания у данного больного, в виде конкретного примера.

                                                                XIY.ЛЕЧЕНИЕ.

1.Общие принципы лечения данной патологии.

2. Лечение, применительно к данному больному.

                                                               XY. ДНЕВНИКИ.

                           Результаты ежедневного наблюдения за больным

                                 и его исследования с назначением лечения.

               ТЕЧЕНИЕ  БОЛЕЗНИ

                          НАЗНАЧЕНИЕ

В ДНЕВНИКЕ:

1. Время и дата написания дневника.

2.Предоперационный эпикриз с краткой сводкой проявления заболевания, с развернутым диагнозом, предоперационным лечением, с обоснованием оперативного лечения

( показания- противопоказания).

  План операции – метод анестезии.

3. Название идата операции, описание операции.

   Схема (рисунок),поясняющая (-ий) смысл хода и итога операции.

   Ход анестезии.

4. Описание удаленного препарата.

5. Назначение после операции.

6. Отделяемое по дренажам ( цвет. количество).

7. Под каждым дневником – роспись.

                                                    XYI. ТЕМПЕРАТУРНЫЙ ЛИСТ.

Ежедневно:- утренняя и вечерняя температура;

                    — частота Рs (утром, а в послеоперационном периоде и вечером);

                    — частота дыхания;

                    — особые данные ( количество мочи, мокроты и т.д., особенно это важно в   

                      послеоперационном периоде).

                                                              XYII. ЭПИКРИЗ.

1. Изложение в виде конспекта основного содержания истории болезни.

2. Прогноз: — для жизни;

                    — для восстановления трудоспособности.

                                            XYIII. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Источник