Школа пациента при язвенной болезни желудка

Школа пациента при язвенной болезни желудка thumbnail

В БУ «Красночетайская РБ» действует Гастро-школа – Школа для пациентов с язвенной болезнью.

Основная цель:

-предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний;

-обучение пациентов правильному приему лекарственных средств, оказание самопомощи в экстренных случаях и убеждение в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача;

-подробное обучение больных правильному и здоровому образу жизни, регулированию режима труда и отдыха, основам правильного питания;

-образование населения по язвенной болезни и ее осложнениям.

Специалисты разъясняют пациентам причины появления заболевания, о необходимости активного участия в лечении и профилактике болезни, обучают их правилам самопомощи при обострении болезни правилам самопомощи, что позволяет снизить заболеваемость и улучшить качество жизни больных. Необходимость проведения занятий в гастро-школах определяется, в первую очередь, сохраняющимся уровнем заболеваемости и развитием различных осложнений. В ходе лекций пациенты получают подробную информацию о причинах образования болезни и ее распространенности. Большое внимание уделяется лечению осложнений язвенной болезни и обучению больных определению основных клинических симптомов прободения язвы. Образовательная программа школ способствует более распространенному обращению к врачу, тем самым увеличивая число выявления осложнения на ранних стадиях, а это в дальнейшем снижает экономические затраты и количество смертных исходов.

Гастро-школу могут посещать все больные заболеванием желудочно-кишечного тракта. В одну группу входят больные разные по возрасту и с разным стажем заболевания. Такое смешение допустимо, т.к. больные желудочно-кишечного тракта с большим стажем обмениваются опытом с недавно заболевшими, что идет последним на пользу.

Количество больных в группе. Опыт показывает, что для успешных занятий количество больных в группе не должно превышать 6-8 человек.

Реквизит. Для занятий можно использовать любое помещение. Важно, чтобы больным было удобно делать записи по ходу занятий. К каждому занятию желательно иметь какой-то демонстративный материал-плакат, лекарства, видеофильмы и т.д.

Как организовать цикл занятий. Общая продолжительность цикла составляет около двух-четырех недель и включает 5-6 занятий. Цикл обучения основан на разработанной обучающей программе. Мы рекомендуем начинать гастро-школу в вечернее время, т.к. больные должны успевать на занятия после работы. Продолжительность одного занятия около 1часа. Частота занятий – 2 раза в неделю в будние дни.

Как строится занятие. На первом занятии нужно предупредить больных, что они должны задавать вопросы по мере их возникновения, не дожидаясь конца занятий. Таким образом, монолог врача перебивается вопросами и замечаниями больных и занятие быстро из лекции превращается в беседу. Желательно заранее подготовить вопросы, с которыми вы будете обращаться к аудитории, чтобы выяснить уровень информированности больных и заставить активно работать аудиторию.

Тематический план Школы гастроэнтерологических больных

№№

пп

                                        Тема занятий

1.

Что такое язвенная болезнь?

Что способствует развитию язвенной болезни и ухудшает

ее течение

2.

В чем выражается язвенная болезнь.

 Как протекает язвенная болезнь.

3.

Диетотерапия. Питание при язвенной болезни.

4.

Как питаться в разные периоды язвенной болезни

5.

Гигиенический режим – основа лечения

6.

Профилактика обострений язвенной болезни.

Источник

Инфоурок

Доп. образование
›Презентации›Презентация на тему «Школа здоровья для пациентов с язвенной болезнью желудка»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Подготовила Власенко А.Б. Санкт-Петербург 2016

Описание слайда:

Подготовила Власенко А.Б. Санкт-Петербург 2016

2 слайд

Язвенная болезнь Язвенная болезнь – (лат. Ulcus gastrica), (ЯБЖ) — локальный

Описание слайда:

Язвенная болезнь Язвенная болезнь – (лат. Ulcus gastrica), (ЯБЖ) — локальный дефект слизистой оболочки. Общее хроническое рецидивирующее заболевание, склонное к прогрессированию, с полициклическим течением, характерными особенностями которого являются сезонные обострения.

3 слайд

В следствии прогресирования ЯБ возможно развитие осложнений, угрожающих жизн

Описание слайда:

В следствии прогресирования ЯБ возможно развитие осложнений, угрожающих жизни больного. Как правило, язва возникает на фоне гастрита (воспаление слизистой оболочки желудка) или дуоденита (воспаление слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки), ассоциированного с инфекцией Helicobacter pylori и заживает с образованием рубца.

4 слайд

Частота встречаемости ЯБ страдает до 5% взрослого населения хотя язвы и рубц

Описание слайда:

Частота встречаемости ЯБ страдает до 5% взрослого населения хотя язвы и рубцовые изменения стенки желудка и двенадцатиперстной кишки обнаруживают у 10—20% обследованных). Пик заболеваемости 40-60 лет. Заболеваемость выше у городских жителей, чем у сельских. У мужчин ЯБ развивается чаще, преимущественно в возрасте до 50 лет. Дуоденальные язвы преобладают над желудочными в пропорции 3:1 (в молодом возрасте — 10:1).

5 слайд

Этиология ЯБ нейро-психическая травма физическое перенапряжение нарушение ре

Описание слайда:

Этиология ЯБ нейро-психическая травма физическое перенапряжение нарушение режима питания погрешности в диете вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем), инфекционное поражение Helicobacter pylori.

6 слайд

Патогенез ЯБ нарушение взаимодействия между факторами кислотно-пептической а

Описание слайда:

Патогенез ЯБ нарушение взаимодействия между факторами кислотно-пептической агрессии желудочного сока и защитными возможностями слизистой оболочки желудка и 12 ПК различные нарушения иммунной системы организма гормональные факторы воспалительные процессы, вызванные бактериям из рода Helicobacter

7 слайд

Обследование пациента с ЯБ Анализ крови Анализ кала Анализ мочи Ультразвуков

Описание слайда:

Обследование пациента с ЯБ Анализ крови Анализ кала Анализ мочи Ультразвуковое исследование желудка рентгенография брюшной полости фиброэзофагогастродуоденоскопия Внутрижелудочная рН-метрия Биопсия желудка

8 слайд

Создание школы здоровья для пациентов с ЯБЖ Задачи школы здоровья: Провести п

Описание слайда:

Создание школы здоровья для пациентов с ЯБЖ Задачи школы здоровья: Провести профилактические мероприятия по предупреждению ЯБ Вырабатывать у пациента устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам Организация полноценного сбалансированного лечебного питания Избавить пациентов от стрессов и нагрузок. повышение доступности и качества медицинской помощи Актуальность школы здоровья в том, что это распространенное заболевание среди населения всех возрастов.

9 слайд

Профилактика язвенной болезни сон 6–8 часов; отказаться от жирной, копченой,

Описание слайда:

Профилактика язвенной болезни сон 6–8 часов; отказаться от жирной, копченой, жареной пищи; во время болей в желудке необходимо пройти обследование и при необходимости лечение у врача-гастроэнтеролога; пищу принимать 5–6 раз в день протертую, легкоусвояемую: каши, кисели, паровые котлеты, морскую рыбу, овощи, омлет; проводить лечение заболеваний полости рта, чтобы хорошо прожевывать пищу; избегать нервного перенапряжения, так как после него боли в желудке усиливаются; не принимать пищу очень горячую или очень холодную, так как это может способствовать возникновению рака пищевода; не курить; не злоупотреблять алкоголем.

10 слайд

Заключение У 30% из опрошенных нет гастрита или язвенной болезни желудка, но

Описание слайда:

Заключение У 30% из опрошенных нет гастрита или язвенной болезни желудка, но у них есть риск заболевания гастритом потому что присутствуют факторы риска: не правильное питание, курение, часто употребляют спиртные напитки, не думая о свое здоровье. 20% опрошенных даже не думали что у них есть гастрит, после проведения теста выяснилось что пациенты давно страдают отрыжкой кислым, изжогой, метеоризмом и болях в животе и они даже не думали обращаться к гастроэнтерологу потому что нет времени или не видят в этом смысла. 40% опрошенных болеют гастритом и у 10% язва желудка, но только 20% из этих больных пациентов гастритом лечатся и постоянно наблюдаются у гастроэнтеролога соблюдая лечебное питание, а остальные больные не видят в этом смысла и при каких либо симптомах принимают обезболивающие.

11 слайд

Выводы Создание школ здоровья необходимо для: формирования ответственности з

Описание слайда:

Выводы Создание школ здоровья необходимо для: формирования ответственности за здоровье повышения уровня знаний обучение умениям и навыкам по самоконтролю за здоровьем для предупреждения развития отклонений и осложнений в состоянии здоровья и утраты трудоспособности. информирование людей, страдающих ЯБ или имеющих риск заболевания гастритом, о необходимости правильного питания, отказа от курения и частого употребления спиртных напитков. снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.

12 слайд

 Благодарю за внимание

Описание слайда:

Благодарю за внимание

Выберите книгу со скидкой:

Школа пациента при язвенной болезни желудка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Школа пациента при язвенной болезни желудка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Школа пациента при язвенной болезни желудка

Курс повышения квалификации

Школа пациента при язвенной болезни желудка

Курс профессиональной переподготовки

Методист образовательной организации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Язвенная болезнь – (лат. Ulcus gastrica), (ЯБЖ) — локальный дефект слизистой оболочки. Общее хроническое рецидивирующее заболевание, склонное к прогрессированию, с полициклическим течением, характерными особенностями которого являются сезонные обострения.

В следствии прогресирования ЯБЖ возможно развитие осложнений, угрожающих жизни больного.

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1661107

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Школа пациента при язвенной болезни желудка

Диета является одним из наиболее важных методов лечения язвенной болезни. Несмотря на известные ограничения, питание должно быть полноценным, пища должна быть легкоусвояемой и содержать достаточно белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Нельзя допускать недоедания, что возможно в связи с боязнью некоторых больных есть больше из-за болей. Питание больного должно быть достаточно калорийным и покрывать затраты энергии, производимые организмом. Полноценное по калорийности и составу продуктов питание повышает способность тканей (в частности, тканей желудка) к заживлению, усиливает защитные силы организма.

При назначении диеты врач учитывает течение заболевания, общее состояние организма больного и переносимость им тех или иных продуктов питания. При обострении болезни назначается строгая диета; по мере улучшения состояния больного диета расширяется. Применять диету (лечебный стол) без разрешения лечащего врача ни в коем случае нельзя.

Основной диетой язвенного больного, которую он соблюдает вне обострений длительное время, это диета № 1. Она учитывает особенности язвенного процесса.

В процессе пищеварения под действием желудочного сока в желудке начинается переваривание пищевых веществ, подготовка пиши для дальнейшего усвоения ее организмом. При язвенной болезни нормальная деятельность желудка нарушена. Усиливается сокращение мышц желудка, как правило, повышается кислотность желудочного сока, увеличивается его количество. Это вызывает раздражение слизистой оболочки желудка и мешает заживлению язвы. Поэтому лечебное питание предусматриваетмеханическое, химическое и термическое щажение желудка. Больному желудку надо создать покой, щадить его.

Механическое щажение достигается тем, что пища должна быть хорошо измельчена, протерта. Поэтому первое требование к кулинарной обработке пищи при язвенной болезни — хорошо измельчать все продукты, что облегчит и ускорит переваривание пищи в желудке. Запрещаются продукты, содержащие грубую растительную клетчатку: черный хлеб, капуста и др. Для тщательного механического измельчения пищи очень важна неторопливость в еде, хорошее пережевывание пищи.

Химическое щажение достигается исключением из питания продуктов, вызывающих повышенное отделение желудочного сока и увеличение его кислотности: мясные и рыбные бульоны. крепкие овощные и грибные отвары, жареные мясо и рыба и другие.

Термическое щажение обеспечивается тем, что не разрешается употреблять очень холодные и, особенно, очень горячие блюда, напитки и пр. Температура пищи обычная. Не разрешаются холодные, особенно газированные напитки, мороженое.

Продукты, которые не надо включать в диету

при язвенной болезни

При составлении меню из диеты должны исключаться все блюда и продукты, которые могут раздражать желудок механически и действовать сокогонно — повышать выделение желудочного сока:

1) острые приправы, специи, пряности—перец, горчица, уксус, красный перец, лавровый лист, гвоздика, концентрирован­ная томатная паста, всевозможные острые закуски, соленья, маринады,

2) блюда, содержащие так называемые экстрактивные (сокогонные) вещества — мясные и рыбные бульоны, грибные супы, отвары, супы, сваренные с мясом или костями, мясные супы. Бульоны (нежирные) из постной говядины или нежирной курицы не содержат никаких питательных веществ, кромеэкстрактивных, которые заставляют желудок усиленно выделять желудочный сок:

3) жареные блюда—в жареном мясе и рыбе сокогонные вещества сохраняются. Кроме того, как в жире, так и в мясе в процессе жарения происходит целый ряд химических превращений, которые весьма благоприятно сказываются на вкусовых качествах, но приводят к образованию веществ, необычно сильно раздражающих слизистую оболочку желудка. К тому же жареная пища остается в желудке подолгу. Это касается и других жареных блюд. Даже картофель и макароны, предварительно обжаренные в жире, становятся трудноперевариваемыми в отличие от тех же макарон и картофеля, но отваренных, к которым для вкуса добавлено немного сливочного масла;

4) бобовые — горох, фасоль. В первую очередь они вызывают механическое раздражение стенок желудка плотной кожурой. Кроме того, стимулируют выработку желудочного сока с повышенной кислотностью. Наконец, они долго находятся в желудке, что оказывает на него отрицательное действие;

5) ржаной хлеб механически раздражает слизистую желудка, стимулирует выработку желудочного сока с повышенной кислотностью. Долго находится в желудке. Ржаной хлеб оказывает неблагоприятное действие, так как имеет повышенную кислотность;

6) по тем же причинам (пп. 4, 5) в стадии обострения заболевания не следует употреблять сырых фруктов и ягод, особенно кислых (яблоки, смородина, ежевика), так как они вызывают изжогу и боли:

7) копчености—сухие колбасы, охотничьи колбаски, салями, копченая сельдь и другие копченые рыбы, а также острые сыры.

8) консервы мясные и рыбные (кроме диетических) содержат консерванты — специальные вещества, которые, будучи безвредными для здорового человека, отрицательно сказываются на больном желудке;

9) дичь — мясо диких животных очень трудно поддается перевариванию в желудке и здорового человека даже в отварном виде; но различные виды дичи обычно жарят, запекают, стараются приготовить как можно более пикантно.

10) жирное мясо—баранина, свинина, гусь, утка;

11) маргарин, сало, перетопленное масло—чаще всего плохо переносятся;

12) пирожное, торты;

13) крепкий чай и кофе возбуждают нервную систему, действуют сокогонно—повышают выделение желудочного сока.

Таким образом, грубую пищу, острые специи и приправы, соленые, жареные и копченые продукты надо исключить из диеты, так как они раздражают слизистую желудка, усиливают выделение желудочного сока и тем обостряют течение язвенной болезни.

Каким должен быть режим питания

Режим питания — это распорядок приемов пищи: питание в определенные часы, через определенные промежутки времени, правильное распределение дневного рациона. И механическое и химическое щажение требуют того, чтобы пища находилась в желудке недолго. Поэтому, чтобы не отягощать желудок чрезмерно большим объемом, отдельные приемы пищи не должны быть слишком обильными. Наиболее целесообразно при язвенной болезни питаться 5 раз в день с промежутками в приемах пищи 3—4 часа. В течение дня пищу лучше распределять следующим образом: утренний завтрак—25%; второй завтрак— 10—15%; обед—30—35%; ужин—20% и за 1—1,5 часа до сна—также 5—10% (стакан молока, простокваши или киселя и ломтик хлеба, можно с маслом). Если бывают ночные боли, рекомендуется немного поесть непосредственно перед сном.

Можно придерживаться такого распорядка приема пищи:

завтрак—8 часов, второй завтрак—11 часов, обед—14 часов, полдник’—17 часов, ужин—19 часов, на ночь—простоквашу, яблочный компот. Если такого распорядка придерживаться трудно, можно воспользоваться несколько иными вариантами режима питания. Например, первый завтрак—дома перед работой, второй завтрак—в перерыве между работой; после работы дома — обед, легкий ужин и простокваша на ночь.

К услугам больных язвенной болезнью имеется широкая сеть диетических столовых; если есть возможность пользоваться диетической столовой—завтракают и ужинают дома, второй завтрак в виде творога, яйца и пр. съедают на работе, а обедают в диетической столовой. Надо, конечно, уметь выбирать диетические блюда из меню общих столовых; в ряде случаев брать еду с собой в термосе.

Соблюдать режим питания надо и потому, что при больших перерывах между приемами пищи в «пустом» желудке выделяется желудочный сок, который раздражает слизистую оболочку желудка. Кроме того, при редких приемах объем пищи, съедаемой за один раз, бывает больше, что дает лишнюю нагрузку на желудок. Все это мешает заживлению язвы. Если есть небольшими порциями, то уменьшается отделение желудочного сока и прекращаются боли; пища легче переваривается и лучше усваивается.

Не менее важно есть в одни и те же часы. В этом случае вырабатывается условный рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока, богатого ферментами, и поступающая пища как бы встречает подготовленную почву для активного переваривания.

Источник